с какими проблемами можно столкнуться при внедрении профстандарта педагога

Что принесет введение профессионального стандарта педагога проблемы или развитие?

Что принесет введение профессионального стандарта педагога проблемы или развитие?

МОУ «Уразовская СОШ №1»

Лысенко Елена Николаевна

Ознакомившись с данными материалами и пройдя курсы повышения квалификации, одной из тем которых был данный стандарт, я задумалась : а нужен ли этот стандарт педагогу, что он даст: проблемы или развитие?

Что же означает профессиональный стандарт педагога? Что можно изменить в работе и нужно ли что-то менять?

По требованиям стандарта педагог не только образовывает, но и воспитывает и развивает каждого ребенка. Для этого педагог должен быть на волне новых требований, должен сам искать новые методы и формы, а главное – учиться и самообразовываться.

Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Но от педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил. Следовательно, введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации. А на данный момент эта подготовка недостаточна.

Современное образование требует от педагога использования специальных подходов к обучению и воспитанию для включения в образовательный процесс любых учеников. Все ли педагоги готовы работать с любыми учениками? Ответ – нет, не все. Современный педагог должен вовремя распознать педагогические, и даже психологические проблемы ребенка. В сотрудничестве с узкими специалистами педагог должен выявлять и решать широкий круг проблем, возникших у обучающихся и воспитанников. Ведь в процессе взаимодействия проходит взаимное развитие. Опять проблема. Большое количество школ не имеет в штате узких специалистов.

Введение нового профессионального стандарта задает высокие требования к профессиональной компетентности педагога, что неизбежно влечет за собой изменение стандартов его профессиональной подготовки, в том числе повышения квалификации. Педагог будет сам заинтересован в повышении квалификации, будет сам выступать инициатором прохождения курсов, посещения семинаров, тренингов, прохождения дистанционного обучения. Вывод: Введение профессионального стандарта педагога предоставляет образовательным организациям степень свободы, вместе с тем накладывая на них серьезную ответственность, выдвигая определенные требования к педагогу, но «делает» это не в жесткой авторитарной форме, а с уважением к нему!

Профессиональный стандарт педагога позволяет провести «самоэкспертизу» профессиональной деятельности, определить сильные и слабые стороны, наметить пути профессионального роста.

Но, повсеместное введение профстандарта педагога не может произойти мгновенно. Главная проблема – отсутствие условий:

— недостаточность материальной базы, неприспособленность учреждения для обучения детей с разными физическими возможностями;

— дефицит узких специалистов;

— нехватка методических материалов по работе с учащимися и воспитанниками разных категорий;

— перегруженность педагогов и др.

Да, новый стандарт необходим. Но, к сожалению, в настоящее время профессиональный стандарт педагога требует необходимой корректировки, которая исключит все проблемы и направится на развитие обучающихся и воспитанников, педагогов и всего образования в целом.

Источник

«Ключевые моменты внедрения профессионального стандарта педагога»

«Проблемы внедрения профессионального стандарта педагога»

Введение в действие профессионального стандарта педагога предусмотрено федеральным государственным образовательным стандартом и предполагает комплексное сотрудничество всех участников образовательного процесса.

Актуальность введения профессионального стандарта педагога обусловлена неэффективностью существующих ранее формальных функциональных обязанностей, не отвечающих духу времени. Профессиональный стандарт педагога, который должен прийти на смену документам, до сих пор регламентировавшим его деятельность, призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый стимул его развитию. Данный документ, являясь практическим инструментом реформирования отечественной системы образования, даёт чёткое определение роли и места учителя, обозначает его ресурсы и возможности.

На наш взгляд, для успешного внедрения стандарта педагога необходимо осуществлять педагогику сотрудничества, как фактор, объединяющий участников учебно-воспитательного процесса и одновременно ставящий каждого в субъектную позицию в воспитании, обучении и развитии. Данное сотрудничество осуществляется по нескольким направлениям.

Прежде всего, это интегративное сотрудничество педагогов образовательной организации, которое может быть реализовано через

· поиск, систематизацию и разработку оптимальных средств, способствующих реализации задач модернизации образования, достижения планируемых результатов ФГОС и введения профессионального стандарта педагога

· разработку и апробацию методик, дидактических средств новаторского типа по предмету в урочной и внеурочной деятельности

· организацию конференций, брифингов, конкурсов, мастер-классов

· диссеминацию педагогического опыта.

Не менее важно, на наш взгляд, интегративное сотрудничество педагогов различных уровней образования. Заслуживает внимания прежде всего повышение эффективности формирования профессиональной и поликультурной компетентности студентов педагогических специальностей в вузах. Поликультурная компетентность будущих педагогов – это ценностно-смысловое профессионально-личностное свойство, интегрирующее системные научные знания, творческие умения, навыки, опыт деятельности, мотивы и ценности, характеризующее способность и готовность будущего учителя к осуществлению функционального сотрудничества.

Отдельного внимания заслуживает проблема сотрудничества педагогов общего, дополнительного и профессионального образования, так как это позволит наиболее эффективно повысить уровень владения педагога компетенциями, как того требует профессиональный стандарт педагога:

· реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.)

· развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни

· сотрудничество с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач

· разработка (совместно с другими специалистами) программ индивидуального развития ребенка

· планирование специализированного образовательного процесса для группы, класса и/или отдельных контингентов обучающихся с выдающимися способностями и/или особыми образовательными потребностями.

Верхнемамонский лицей осуществляет сетевое взаимодействие по различным направлениям, и одно из них – это обмен инновационным опытом, в т.ч. по введению ФГОС и внедрению профессионального стандарт педагога.

Профессиональный стандарт отражает структуру профессиональной деятельности педагога: обучение, воспитание и развитие ребенка и призван помочь учителю в решении новых стоящих перед ним проблем, ведь образование — наиболее точный индикатор, определяющий состояние современного общества.

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.01.13 г. №

23 «О Правилах разработки, утверждения и применения

2. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от

3. «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012- 2017 годы» (Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761)

4. Приказ Минтруда России №544н от 18 октября 2013 г.

«Об утверждении профессионального стандарта «Педагог

(педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального

общего, основного общего, среднего общего образования)

5. Фролов Ю.В. Профессиональный стандарт педагога с точки зрения компетентностного подхода / Справочник заместителя директора школы, № 6 (июнь ), 2009.

6. Методика оценки уровня квалификации педагогических работников/

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОО как условие внедрения профстандарта

с какими проблемами можно столкнуться при внедрении профстандарта педагога Татьяна Большева
Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОО как условие внедрения профстандарта

Большева Т. А., старший воспитатель

МБ ДОУ «Детский сад №91», г. Новокузнецк

Корольчук Е. А., заведующая

МБ ДОУ «Детский сад №169», г. Новокузнецк

Михайлова И. В., старший воспитатель

МБ ДОУ «Детский сад №136», г. Новокузнецк

С возникновением перспективы интеграции России в единое европейское образовательное пространство усилился процесс модернизации российской системы образования в целом. Сегодня ставятся задачи достижения нового, современного качества дошкольного образования, которые связаны с созданием условий для развития личности ребенка, способной реализовывать себя как часть социума. Современному ребенку нужен современный педагог. С целью удовлетворения запроса общества возникла необходимость пересмотра требований к педагогу как профессионалу.

— для оценки уровня квалификации при приеме на работу и аттестации, планировании карьеры,

— для формирования должностных инструкций.

Методисты в работе с педагогическими кадрами ориентировались в основном на критерии и показатели профессиональной компетентности, предложенной организациями осуществляющими аттестацию. Не хватало систематизированной и развернутой модели повышения профессиональной компетентности, в которой отражались бы не только базовые компетентности но и конкретные требования к профессиональным качествам педагога с указанием возможных форм методической работы.

Само понятие профессиональной компетентности пришло в педагогику из юридического языка трудовой сферы и по своей изначальной сути обозначает способности работника выполнять работу в соответствии с требованиями должности. Профессионально значимые качества педагогов рассматривались учеными на протяжении длительного времени и определяли содержание профессиональной компетентности, выявляя педагогические, психологические, социальные условия ее становления. В настоящее время в науке существует несколько определений компетентности.

Проанализировав понятие профессиональной компетентности педагога с точки зрения психологии (А. М. Бородич, Р. С. Буре, М. И. Лисина, В. С. Мухина и др., мы выделили несколько качеств, которыми должен обладать современный педагог:

— стремление к личностному развитию и креативность;

— мотивация и готовность к инновациям;

— понимание современных приоритетов дошкольного образования;

— способность и потребность в рефлексии.

Но до недавнего времени отсутствие единого взгляда на сущность и классификацию профессиональной компетентности затрудняло согласованную методическую работу в направлении ее повышения, так как не было единой системы требований к профессиональной компетентности педагога и формам работы с ней. Ситуация начала меняться с внедрением Профстандарта, предъявляющего конкретные требования к педагогу ДО, в которых находят свое отражение основные положения компетентностного подхода.

Профессиональный стандарт педагога выполняет функции,призванные:

• Преодолеть технократический подход в оценке труда педагога.

• Обеспечить координированный рост свободы и ответственности педагога за результаты своего труда.

• Мотивировать педагога на постоянное повышение квалификации.

Это общенациональная рамка стандарта может быть дополнена региональными требованиями, внутренним стандартом образовательного учреждения в соответствии со спецификой.

Профессиональный стандарт педагога отражает структуру его профессиональной деятельности в направлении обучение, воспитание и развитие ребенка. И предъявляет ряд конкретизированных требований к профессиональным качествам. За основу мы взяли эталонную модель профессиональных компетентностей педагогических работников, разработанную Региональным научно-методическим центром экспертной оценки педагогической деятельности ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления», т. к. она представляется нам наиболее полной.

Интеллектуально-педагогическая компетентность:

-Предметная компетенция

-Организационно-методическая компетенция

-Диагностическая компетентность компетенция

-Аналитическая и оценочная компетенция

-Прогностическая компетенция

• Информационная компетентность:

— Информационно-поисковая и информационно-аналитическая компетенция

— Информационно-технологическая компетенция

• Коммуникативная компетентность:

-Социально-коммуникативная компетенция

— Организационно-коммуникативная компетенция

• Личностная компетентность:

-Компетенция саморазвития и самовыражения

— Рефлексивная компетенция

К выделенным компетенциям подвели требования предъявляемые профстандартом.

Соответствие этим требованиям позволяет развивать компетенции, тем самым повышая уровень профессиональной компетентности педагога ДОО в целом.

Результатом этого стало создание и апробация модели методической и организационной работы по повышению профессиональной компетентности педагогов ДОО.

Изучив опыт ДОО г. Новокузнецка в направлении повышения профессиональной компетентности педагогов, нами была разработана ориентировочная модель повышения профессиональной компетентности, которая так же включает в себя формы методической работы по развитию этих компетенций. За основу мы взяли эталонную модель профессиональных компетентностей педагогических работников, разработанную Региональным научно-методическим центром экспертной оценки педагогической деятельности ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления».

Методическая работа в дошкольном образовании традиционно заключается в оказании системной помощи педагогам дошкольного образовательного учреждения в развитии профессиональной компетентности как непрерывного процесса образования, самообразования и совершенствования педагогов и всего педагогического коллектива для решения вопросов эффективной организации педагогической деятельности. Другими словами, методической работе в ДОО отводится ведущая роль в процессе интенсификации педагогического труда, развития профессиональной компетентности и активизации деятельности педагогов. Таким образом, нами были определены основные направления модели, направленной на повышение компетенции педагогов. Для этого были определены пути развития профессиональной компетентности педагогов:

• работа в методических объединениях и творческих группах;

• исследовательская, экспериментальная деятельность;

• инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;

• различные формы педагогической поддержки;

• активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах;

• обобщение собственного педагогического опыта.

Чтобы педагог осознал необходимость повышения собственной профессиональной компетентности важно создание определенных условий. Каждый педагогдолжен иметь возможность:

— систематически проходить курсов повышения квалификации

— изучать современную методическую, педагогическую литературу

— посещать обучающие семинары, практикумы и т. д.

— участвовать в дискуссиях, обмениваться опытом с коллегами

— участвовать в открытых просмотрах образовательной деятельности

— изучать информационно-компьютерные технологии

— участвовать в конкурсах профессионального мастерства

— участвовать в реализации проектов по ДОО

— иметь доступ в Интернет для общения с коллегами и размещения своих педагогических разработок

— осуществлять работу по самообразованию.

Для разработки эффективной модели повышения профессиональной компетентности педагога, нами был проведен предварительный анализ передового опыта организации повышения профессиональной компетентности в дошкольных образовательных организациях г. Новокузнецка. Педагоги повышаютквалификацию через различные формы: курсы при педагогическом колледже, дистанционные курсы при «Институте новых технологий в образовании», при ООО «Издательство «Учитель», наблюдение и анализ работы передовых педагогов, самообразование, участие в методических объединениях, педсоветах, семинарах. Повышение квалификации в ДОУ охватывает всех педагогов и проходит по перспективному графику, учитывающему сроки прохождения аттестации, квалификацию сотрудников, сроки последнего прохождения курсов и тематику. Эффективным методом повышения квалификации является самообразование, в том числе участие в различных вебинарах, семинарах, конференциях.

Методической работе в ДОО отводится ведущая роль в процессе интенсификации педагогического труда, развития профессиональной компетентности и активизации деятельности педагогов. Предложенная модель плана повышения профессиональной компетентности педагогов может стать методической базой для внедрения профстандарта педагога в ДОУ. Модель повышения профессиональной компетенции педагога ДОО является скорее матричной и для каждого конкретного ДОУ должна быть адаптирована на основе диагностических исследований и актуального уровня профессиональной компетентности педагогов.

1. Приказ Минтруда России от 05.08.2016 № 422н «О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н» (Зарегистрировано в Минюсте России 23.08.2016 N 43326) [электронный ресурс] /режим доступа: http://www.garant.ru

2. Безрукова, B.C. Словарь нового педагогического мышления / В. С. Безрукова. –Екатеринбург: Альтернативная педагогика, 2014. – 133 с.

3. Введенский, В. Н. Компетентность педагога как важное условие успешности его профессиональной деятельности / В. Н. Введенский // Инновации в образовании. – 2013, № 4. – С. 21-31.

4. Виноградова, Н. А. Образовательные проекты в детском саду / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. М. : Айрис-пресс,2008.- 208 с.

5. Лукьянова, М. И. Профессиональная компетентность педагога: теоретический анализ понятия / М. И. Лукьянова // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2017. № 1. С. 5–21.

6. Майер, А. А. Модель профессиональной компетентности педагога дошкольного учреждения / А. А. Майер // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2012. № 1. С. 8–14.

7. Ямбург, Е. А. Зачем нужен профессиональный стандарт учителю? [Электронный ресурс] / Е. А. Ямбург // Новая газета. – 2017. – № 1. – С. 40–48. –Режим доступа: http:// www.novayagazeta.ru

Повышение уровня компетентности педагогов в вопросах подготовки детей к школе Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога в деле повышения качеств образования по подготовке детей.

Программа повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ посредством формирования навыков публичных выступлений Педагогика – одна из сфер повышенной речевой ответственности, где важность речевого поведения преподавателя, последствия его умения (неумения).

Деловая игра для воспитателей по экологии «Повышение экологической компетентности педагогов» Деловая игра для воспитателей. «Повышение экологической компетентности педагогов» Цель: закрепление знаний педагогов по теме экологического.

К вопросу о профессиональной компетентности воспитателя ДОО К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ В Российской Федерации предполагается непрерывное профессиональное образование.

Понятие профессиональной компетентности педагога ДОО. Требования к профессиональной компетентности педагога Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных.

с какими проблемами можно столкнуться при внедрении профстандарта педагогаПортфолио воспитателя как средство мониторинга его профессиональной компетентности Портфолио воспитателя, как средство мониторинга его профессиональной компетентности Сегодня в условиях модернизации образования, повышения.

Повышение профессиональной компетентности, как один из аспектов аттестации педагогов Лялина Людмила Алексеевна, г. Москва – ГБОУ Школа №904 ЮАО, старший воспитатель, руководитель учебного корпуса №7»Созвездие» «Методическое.

Семинар-практикум «Повышение профессиональной компетентности педагогов по развитию речи дошкольников» Семинар-практикум Мастер-класс «Повышение профессиональной компетенции педагогов по вопросам развития речи дошкольников. Методическое.

Система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов в соответствии с ФГОС ДО Система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов в соответствии с ФГОС ДО Внедрение Федерального государственного.

Источник

Консультация «Внедрение стандарта профессиональной деятельности педагога — новый шаг к качеству образования»

с какими проблемами можно столкнуться при внедрении профстандарта педагога Иванова Маргарита Сергеевна
Консультация «Внедрение стандарта профессиональной деятельности педагога — новый шаг к качеству образования»

Упражнение «Сложи пазл и объясни значение».

А теперь вспомним сказку «Снежная королева». Она предложила Каю составить слово. Перед вами буквы, определенное сочетание которых обозначает глоссарий темы нашей встречи. Выложите и объясните их значение.

профстандарт – документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к педагогу, действующий на всей территории РФ.

профкомпетенция – способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.

ИКТ компетентность – квалифицированное использование общераспространённых в данной профессиональной области средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где нужно, и тогда, когда нужно.

Мы сегодня будем говорить о профессиональном стандарте педагога он распространятся для всех типов образовательных учреждений. Документ принят вместо малоэффективных квалификационных справочников и должностных инструкций. Профстандарт, утвержденный приказом Минтруда РФ от 18 октября 2013 года, стал следствием изменений Трудового кодекса, которые в ст. 195 ч. 1 закрепили понятия «профессиональный стандарт» и «квалификация». Что такое профстандарт педагога? Профессиональный стандарт педагога — основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций педагога. На основе нормативного акта будет проводиться аттестация педагогов с присвоением квалификационной категории. Также его нормы будут учитываться при приеме на работу в образовательные организации, во время создания должностных инструкций и при формировании норм оплаты труда. Профстандарт детализирует конкретные знания и умения, которыми нужно владеть педагогическому работнику, а также подробно описывает его трудовые действия. Они разделены по модулям, соответствующим различным предметным областям.

Профстандарт с 20 года будут применять в качестве:

1. Независимого измерителя уровня квалификации педагогических работников.

2. Средства реализации стратегии развития образовательной среды.

3. Инструмента роста качества российского образования.

4. Фундаментальной основы трудовых соглашений между руководством образовательного учреждения и педагогами.

5. Механизма рекрутирования педагогических кадров для работы в образовательных организациях. Говоря об оценке результатов педагогического труда, министр подчеркнул, что она должна учитывать образовательные достижения обучающихся. Но неправильно опираться только на них. Каждый педагог работает в реальных социально-экономических условиях с детьми, имеющими свои психологические и интеллектуальные особенности. Для любого ребенка важен его конкретный результат в рамках движения по индивидуальной образовательной траектории. Грамотно и корректно дать оценку этим достижениям сможет лишь само педагогическое сообщество. Содержание Профстандарта педагога Педагогдолжен выполнять трудовые действия:

• Разрабатывать (участвовать в разработке) и реализовывать программы ДОУ в соответствии с ФГОС (рабочей, основная образовательной, дополнительной общеразвивающей, программы развития ДОУ)

• Организация и проведение пед. мониторинга освоения детьми образовательной программы

• Развитие профессионально значимых компетенций

• Формирование психологической готовности к школьному обучению

• Организация различных видов детской деятельности

Педагог должен уметь:

• Владеть формами и методами обучения,в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты и пр.

• Использовать и апробировать специальные подходы к обучению всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: проявивших выдающиеся способности; для которых русский язык не является родным; с ОВЗ.

• Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты.

• Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями

Педагог должен знать:

• Приоритетные направления развития образования РФ,

• законы в сфере образования и прав ребенка.

• Рабочую программу и методику обучения.

• Закономерности развития ребенка и детской деятельности.

• Основные формы, методы, подходы, тенденции дошкольного образования.

Профстандарт предъявляет особые требования к компетенции педагога, выдвигаемые на основе характера сложности и результативности решения поставленных задач. В документе изложены десятки профессиональных компетенций, адресованных педагогическим кадрам. Сами разработчики называют этот перечень ориентиром, на основании которого учреждение образования планирует выстраивать собственную траекторию деятельности исходя из своих особенностей и поставленных задач. При этом педагогам отводится роль своеобразных социальных терапевтов, призванных диагностировать наличие психолого-педагогических проблем. Поэтому в профстандарте уделяется пристальное внимание работе педагогов по выполнению программ инклюзивного образования, а также поддержке одаренных и социально уязвимых обучающимися. Новые компетенции которые должен использовать педагог, специальные подходы к обучению и воспитанию, для включения в образовательныйпроцесс любых обучающихся:

работа с одарёнными воспитанниками — активизировать педагогов и детей для участия в различных конкурсах и создать систему учёта, раскрыть способности каждого ученика, создать условия для развития каждого ребёнка в интересах его личностного роста.

дети с ограниченными возможностями здоровья. Главная задача – создать им условия образования на основе психолого-педагогических приемов. И работа с данной категорией детей и с детьми с ОВЗ – это командная работа. А умение работать в команде — это одно из требований профессионального стандарта.

В стандарте выдвинуты профессиональные компетенции воспитателя, отражающие специфику его работы, необходимые трудовые функции, умения и знания. «От педагога нельзя требовать того, чему его никто никогда не учил», (Из профессионального стандарта педагогов) Учиться, повышать свою квалификацию, профессионально самосовершенствоваться — одно из основных современных качеств педагога.

Основные педагогические компетентности педагогов дошкольной образовательной организации

Методологическая компетентность. Реализация системно-деятельностного подхода. Умение педагога рассматривать воспитательное взаимодействие с личностью ребенка в дошкольном учреждении с трех позиций (ДО, группа, каждый ребенок). Совместная (партнерская) деятельность взрослых и детей по достижению совместно выработанных целей и задач.

Психолого-педагогическая компетентность. Теоретические знания в области индивидуальных особенностей психологии и физиологических возможностей дошкольников, умение использовать эти знания в проектировании образовательного процесса. Умение педагогическими способами определить уровень развития детей. Владение технологиями проектирования образовательного процесса (педагогический анализ, умение проектировать цели, корректировать и анализировать результаты образовательного процесса.

Коммуникативная компетентность. Заключается в практическом владении приемами общения, позволяющими осуществлять позитивное, результативное взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений (дети, родители и члены семьи, педагоги).

Исследовательская компетентность. Умение применять в практической деятельности исследовательские и опытно-экспериментальные методы организации образовательного процесса: создание ситуаций для самостоятельного, непосредственного наблюдения, исследования детьми, на основе которых они сами устанавливают причинно- следственные связи предметов, явлений окружающей действительности, учатся делать выводы, познают закономерности. Важной составляющей исследовательской компетентности педагога дошкольного образования в настоящее время является его готовность осуществлять поиск необходимой информации, гибко применять ее в условиях своего образовательного учреждения, группы.

Презентационная компетентность. Умение презентовать положительный опыт своей профессиональной деятельности в написании и публикации статей в журналах, на образовательных сайтах, выступлениях на педагогических конференциях разного уровня, презентации материалов из опыта работы по актуальным проблемам дошкольного образования на сайте дошкольного учреждения и т. д.

Акмеологическая компетентность. Способность к постоянному профессиональному совершенствованию. Умение выбрать необходимые направления и формы деятельности для профессионального роста.

Информационно-коммуникационной компетентности. Практическое владение компьютером, позволяющее осуществлять подготовку к образовательной деятельности, ведению документации. Умение работать в текстовом редакторе, электронных таблицах, электронных презентациях, специальных программах, Интернете. Красной нитью проходит обладание ИКТ-компетентностью, «Профессиональная ИКТ-компетентность – квалифицированное использование общераспространённых в данной профессиональной области средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где нужно, и тогда, когда нужно» (Из профессионального стандарта педагога) Чтобы реализовывать ФГОС, педагог обязан использовать цифровые технологии визуального творчества. В профстандарте целый раздел посвящён ИКТ компетентности педагога. Первое, что необходимо сделать для применения данной технологии — создать технические условия. В нашем образовательном учреждении имеется интерактивное оборудование (интерактивная доска с мультимедийным проектором, мультимедийная установка, ноутбук, компьютер) В целом профессиональная компетентность современного педагога ДОУ определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться с заданной программой и особыми, возникающими в психолого – педагогическом процессе дошкольного учреждения, ситуациями, разрешая которые, он способствует уточнению, совершенствованию, практическому воплощению задач развития, его общих и специальных способностей. Современное общество предъявляет новые требования к компетентности педагога. Он должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельностипо следующим направлениям:

воспитательно-образовательной;

— социально–педагогической.

Воспитательно–образовательная деятельностьпредполагает следующие критерии компетентности:

осуществление целостного педагогического процесса;

создание развивающей среды;

обеспечение охраны жизни и здоровья детей.

Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога:

знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников;

умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой.

Учебно – методическая деятельностьвоспитателя предполагает следующие критерии компетентности:

планирование воспитательно-образовательной работы;

проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов.

Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности:

знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей;

умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс;

владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей. Кроме того, имея право выбора как основной, так и парциальных программ и пособий, воспитатель должен умело соединять их, обогащая и расширяя содержание каждого направления, избегая «мозаичности», формируя целостность восприятия ребенком. Иначе говоря, компетентный педагог должен уметь грамотно интегрировать содержание образования, обеспечивать взаимосвязь всех занятий, мероприятий, событий исходя из задач воспитания и развития ребенка.

Социально – педагогическая деятельностьвоспитателя предполагает следующие критерии компетентности:

консультативная помощь родителям;

создание условий для социализации детей;

защита интересов и прав.

Данные критерии подкрепляются следующими показателями:

знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям;

умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями,специалистами ДОУ.

Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональных компетенций педагога:

Система подготовки и переподготовки педагогических кадров (проблемные курсы и курсы повышения квалификации).

Работа в методических объединениях, творческих группах.

Исследовательская, экспериментальная деятельность.

Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий.

Различные формы педагогической поддержки.

Активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах.

Обобщение собственного педагогического опыта.

Проблемные семинары и вебинары.

Работа по самообразованию.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Для этого нужно создать условия, в которых педагог осознает необходимость повышения уровня своих профессиональных качеств.

В заключение остается сказать, что профстандарт для педагога ДОУ, подлежащий введению в 20 году, должен стать новым и эффективным способом упорядочения работы детских садов и других дошкольных учреждений, повысить эффективность воспитательной и образовательной деятельности в них, а также добиться большей компетентности от работников. Насколько полезным окажется введение профстандартов, покажет время… Профессия педагог — творческая профессия. Свобода личная и профессиональная — необходимые условия для творчества. Стандарт создаёт условия для раскрепощения, но очень важно суметь этим воспользоваться.

Ход деловой игры:

Уважаемые коллеги! Сегодня будем говорить с вами о профессиональной компетентности педагогов, через призму игры, которая будет состоять из нескольких этапов. Итак, вам необходимо разделиться на 2 команды, и в течении 1 минуты придумать название команды и выбрать капитана команды.

Задание «Модель педагога» Создать модель профессиональной компетентности и ее качеств, выделить наиболее значимых качеств составляющих профессиональную компетентность педагога, по мнению команды, причем 3 из них – личностные качества, 3 – профессиональные. Время работы – 5-7 минут. Презентовать свою модель каждой из команд. (1-2минуты). (представить в виде схемы, модель человека, и т. д.)

Задание «Объявление» В течение 2 минут каждая команда должна составить краткое объявление о своих услугах, которое отражало бы профессиональную уникальность и включало нечто такое, чего не может предложить другой специалист. Затем это объявление зачитывается перед всеми. Команда соперник может задавать любые вопросы по содержанию объявления, для того чтобы удостовериться, действительно ли стоит воспользоваться данной услугой.

Уважаемые коллеги, следующее задание – «Перевертыши». Дети не всегда четко умеют выразить свои мысли, поэтому в любом случае вы должны научиться их понимать. Вам нужно отгадать по «перевертышу» название известного фильма или пословицу.

Василий Иванович остается на работе – «Иван Васильевич меняет профессию».

Грустные взрослые – «Веселые ребята».

Мужик на телеге – мерину тяжелее – «Баба с возу – кобыле легче».

Громче стоишь – ближе не будешь – «Тише едешь – дальше будешь».

Крик баранов – «Молчание ягнят».

С ленью не засунешь и птицу в море – «Без труда не выловишь и рыбку из пруда».

В этом задании вам предлагается система. Необходимо, подобрать как можно больше слов, входящих в эту систему.

Задание «Дружественная ладошка»

Участникам раздаются листки бумаги, с контурами ладошек.

Упражнение «Смятый лист»

А сейчас возьмите, пожалуйста, по листу бумаги. Согните лист как вам хочется, а теперь еще раз согните. Сделайте подобным образом еще 3 раза.

А теперь разверните лист и разгладьте его руками. Посмотрите, сколько заломов осталось на листе, как бы его не разглаживали. Вот так и в освоении профессионального стандарта много еще проблем и вопросов. Мы желаем вам максимально комфортно преодолеть этот сложный путь. Пока мы живем, мы учимся!

Прикреплённые файлы:

с какими проблемами можно столкнуться при внедрении профстандарта педагога«Как сформировать Рппс, отвечающую требованиям п.3.3. Стандарта дошкольного образования?» (площадка для воспитателей) Ведущий. Добрый день уважаемые коллеги! Я рада приветствовать Вас на нашей площадке. Тема нашего обсуждения звучит так: «Как сформировать.

Основа профессиональной культуры педагога. Историческая справка В настоящее время излагается множество нововведений и требований к педагогическому процессу, к личности педагога. Многие из них навеяны.

Современные педагогические технологии в деятельности педагога дополнительного образования Прошла обучение в Научном образовательном центре «Технологии и стратегии образования» ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический.

Актуальные проблемы профессиональной деятельности педагога дошкольного образования Актуальные проблемы профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. Дарья Челондаева. Актуальные проблемы профессиональной.

Консультация для педагогов «Роль имиджа педагога в его профессиональной деятельности» В силу сложившихся в стране социально-экономических и политических условий российская образовательная система оказалась в сложном положении.

Консультация для педагогов «Самообразование педагога — одна из составляющих его профессиональной компетенции» Я чувствую себя вправе сказать: да здравствует самообразование во всех областях. Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали.

Проект «Внедрение образовательных услуг в ДОУ путем создания дополнительного образования по Lego-технологии» Возможности дошкольного возраста в развитии технического творчества, на сегодняшний день используются недостаточно. Обучение и развитие.

Совершенствование профессиональной компетентности педагога, как средство повышения качества образования в ДОУ Одним их важнейших направлений деятельности, в условиях модернизации в системе образования, является развитие кадрового потенциала. Приоритетность.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *