при постановке какого звука используется шариковый зонд
Статья «Постановка звуков с помощью зондов»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Зонд № 1
Предназначен для постановки свистящих звуков в случае, когда ребенок не может самостоятельно образовать желобок вдоль средней линии языка (при боковом, носовом и губно-зубном произношении свистящих звуков).
В некоторых случаях зонд № 1 можно использовать для вызывания звука « Р ».
Зонд № 2
Используют для постановки свистящих звуков при их боковом или призубном произношении, осложненном аномалиями прикуса.
Зонд № 3
Его используют для постановки шипящих звуков при их носовом, губно-зубном или свистящем произношении. Особенно эффективна работа с ним в случае, когда у ребенка большой (массивный) и неповоротливый язык.
Зонд № 4
Применяется для постановки свистящих звуков при призубном сигматизме и для постановки звуков «Л», «ЛЬ».
Зонд № 5
С его помощью осуществляют постановку шипящих звуков.
Зонд № 6
Шариковый зонд. Используется для постановки звуков «Р», «РЬ».
Постановка свистящих звуков зондами № 1, № 2 и № 4
При боковом и носовом произнесении свистящих звуков, когда не удается получить желобок вдоль средней линии языка, используют зонд № 1.
Сначала с помощью зонда добиваются образования желобка при высунутом изо рта языке. Ребенку предлагают подуть в образовавшийся на языке желобок и затем закрепляют это умение, постепенно устраняя механическую помощь.
Для постановки звука «С» логопед предлагает ребенку, не высовывая язык, приоткрыть рот и улыбнуться. Затем помещает зонд на переднюю часть языка посредине, удерживая кончик языка основанием петельки зонда у нижних зубов. В таком положении ребенку предлагается подуть на кончик языка. Одновременно с этим логопед слегка нажимает зондом на язык, образуя желобок для выходящего воздуха и добиваясь нужного акустического эффекта. После ряда тренировок в произнесении звука «С» с зондом № 1 ребенок в состоянии уже без механической помощи воспроизвести необходимый артикуляционный уклад и правильно произнести звук. Затем звук автоматизируется на базе подобранного логопедом речевого материала.
Звук «3» ставится аналогичным способом, но с подключением работы голосовых связок.
Для устранения межзубного и призубного сигматизма, особенно осложненного аномалиями прикуса, используются зонды № 2 и № 4. Звук ставится от дефектного произношения. Ребенка просят длительно произносить звук с-с-с. В это время логопед, нажимая на кончик языка петелькой зонда № 2 или уложенным поперек рта перед нижними клыками зондом № 4, слегка отодвигает язык от нижних зубов в глубь рта. Образуется щель, необходимая для воспроизведения свистящего шума. Постепенно механическая помощь устраняется и ребенок может самостоятельно произносить звук.
Звук «Ц» можно получить при помощи зондов№ 1 и № 2 двумя способами.
Ребенку предлагают произнести звукосочетания тс-тс-тс. Одновременно с произнесением логопед удерживает кончик языка зондом № 1 или № 2 у нижних резцов (по Ф.Ф. Pay).
Упирая кончик языка в нижние зубы, длительно на мягкой атаке ребенку предлагают произнести звук с-с-с. Одновременно с этим логопед нажимает на кончик языка зондом № 1 или № 2, слегка отодвигая его в глубь рта (по О.В. Правдиной). Управляя зондом, логопед добивается четкого произношения звука.
Мягкие звуки ставятся от твердых базовых звуков. Поставленные с помощью зондов № 1, № 2 и № 4 свистящие звуки автоматизируются и дифференцируются.
Постановка шипящих звуков зондами № 3 и № 5
Для постановки шипящих звуков используют зонд № 5. Постановку начинают со звука «Ш», который является базовым для звуков этой фонетической группы.
Если ребенок правильно произносит звук «С», логопед предлагает ему открыть рот и вводит зонд № 5 широкой торцевой частью под язык. Затем ребенку предлагается сблизить зубы и произнести звук с-с-с. В момент произнесения звука с помощью зонда кончик языка переводится в верхнее положение. Управляя зондом, логопед регулирует степень подъема языка, добиваясь четкого шипения. Внимание ребенка фиксируется на положении языка. Однако, пока новая артикуляция не закрепится, нельзя говорить ребенку о том, какой звук у него получается. Постепенно малыш привыкает к новой артикуляции и произносит звук «Ш» самостоятельно и длительно. Только после этого сообщить ребенку о том, что он научился правильно произносить звук «Ш» и проводить автоматизацию данной фонемы в слогах и словах.
Звук «Ж» ставится от звука «Ш» с помощью включения голоса или при помощи зонда № 5 аналогично, но от звука «3».
Звук «Ч» можно получить от мягкого звука «ТЬ», попросив ребенка произнести с усилением выдоха обратный слог ать. В момент произнесения логопед зондом № 5 слегка приподнимает и отодвигает чуть назад кончик языка, добиваясь нужного акустического эффекта. Как все аффрикаты, звук «Ч» легче автоматизируется в обратных слогах.
Для постановки звука «Щ» ребенка просят несколько раз протяжно произнести слог ась. Затем логопед вводит зонд № 5 под язык и в момент произнесения слога слегка приподнимает язык и немного отодвигает его назад. Иногда для вызывания звука «Щ» просто бывает достаточно попросить ребенка длительно произнести звук «Ч».
Зонд № 3 также предназначен для постановки шипящих звуков в некоторых случаях, когда у ребенка достаточно массивный, большой язык. Постановка звуков этим зондом существенно облегчает работу логопеда. Управляя зондом, логопед осуществляет подъем языка ребенка и быстрее вырабатывает необходимые для произнесения шипящих звуков артикуляционные уклады.
Приемы постановки звуков зондом № 3 аналогичны приемам, выполняемым зондом № 5.
Можно работать как торцевой частью зонда, меняя угол его наклона, так и его поперечной частью с волнистыми зубцами.
Затем поставленные с помощью зонда № 5 или зонда № 3 шипящие звуки автоматизируются и дифференцируются.
Постановка сонорных звуков зондами № 1, № 4 и № 6
Если ребенок правильно произносит звук «ЛЬ», можно попросить его несколько раз произнести слог ля, затем ввести зонд № 4 и зафиксировать его таким образом, чтобы он находился между твердым небом и средней частью спинки языка. Логопед снова просит ребенка произносить слог ля и одновременно нажимает зондом на среднюю часть языка, добиваясь получения акустического эффекта твердого звука «Л» в слоге ла.
Этим же зондом можно поставить звук «ЛЬ» от звука «Л». При протяжном произнесении звука «Л», чуть выгибая вверх зондом, установленным на средней части, спинку языка.
Для постановки звука «Р» используют шариковый зонд № 6. Традиционно постановка звука «Р» проводится в два этапа. Сначала ставится фрикативный звук «Р» без вибрации от протяжно произносимого звука «Ж» без округления губ и с перемещением кончика языка максимально близко к верхним зубам (альвеолам). При этом сохраняется минимальная щель между кончиком языка и деснами. Звук должен произноситься с сильным напором воздуха. Затем переходят ко второму этапу постановки. Ребенку предлагают с силой произносить полученный фрикативный звук. Одновременно с этим логопед вводит под нижнюю поверхность передней части языка зонд № 6 и производит быстрые ритмичные движения из стороны в сторону, раскачивая язык.
В некоторых случаях для вызывания звука «Р» можно использовать зонд № 1. После постановки фрикативного (без вибрации) звука «Р» от звука «Ж», при его длительном произнесении с сильным напором воздуха зонд № 1 вводят под нижнюю поверхность передней части языка и, производя быстрые движения из стороны в сторону, вызывают колебания языка. Домашние тренировки ребенок может проводить самостоятельно с помощью черенка чайной ложки или чистого указательного пальца.
Постановку звука «Р» может быть произведена с механической помощью и при произнесении на одном выдохе многократно повторяющегося звука «Д»: ддддд… или сочетания звуков дж-дж-дж. При этом необходимо следить за тем, чтобы выдыхаемая струя воздуха была сильной.
Звуки других фонетических групп также можно вызывать, используя в работе данные зонды. Эффективность работы того или иного зонда определяет логопед для каждого индивидуального случая нарушения произношения.
Процесс постановки звука будет более эффективным, если логопед будет использовать в работе такие вспомогательные игровые приемы, как подражание окружающим шумам (мотору автомобиля, двигателю самолета, рычанию тигра и т.п.).
При постановке какого звука используется шариковый зонд
О.В. Елецкая: логопедам запись закреплена
ЗОНДОЗАМЕНИТЕЛИ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА
Эталон правильного звучания фонемы в собственной речи можно сформировать с помощью логопедических зондозаменителей. После того, как с помощью зонда достигается нужное звучание, логопед фиксирует на нем слуховое внимание ребенка. Затем предлагаем ребенку поиграть – определить, когда слышен правильный звук, а когда – неправильный. Изменение звучания при этом происходит вследствие перемещения зонда. Далее, когда ребенок уже хорошо различает на слух собственное правильное и неправильное произношение звука, можно дать зонд ребенку и предложить ему самостоятельно найти правильное звучание. Можно выделить несколько видов зондозаменителей.
Зубочистки
Маленькие зондозаменители, хороши для постановки свистящих звуков, когда ребенок не может самостоятельно образовать желобок вдоль средней линии языка (при боковом, носовом и губно-зубном произношении свистящих звуков). Инструмент для индивидуального использования. В некоторых случаях зондозаменитель можно использовать для вызывания звука «Р».
Украшения для торта на палочках
Используют для постановки свистящих звуков при их боковом или призубном произношении, осложненном аномалиями прикуса. Этот миниатюрный инструмент очень удобен для того, чтобы вырабатывать воздушную струю для постановки свистящих звуков.
Палочки от чупа-чупса, коктейльные трубочки
Ими удобно вырабатывать воздушную струю для постановки свистящих звуков. Использовать индивидуально. Обработке не подлежат.
Пики
Используется в логопедических занятиях для помощи в образовании «желобка» при постановке звука С. Для этого острая часть затупляется, далее следуют обычные логопедические приемы. Используется как индивидуальный зонд.
Шариковый зондозаменитель
Применяется при постановке звука «Р» (принцип работы такой же, как постановочным логопедическим зондом №1 из набора Ф.А. Рау). Ребенок должен широко открыть рот, поднять язык за альвеолы и часто произносить звук Д. Логопед или родитель делает под языком в поперечном направлении колебательные движения. Постепенно язык начинает вибрировать. Может быть использован для массажа языка. Зондозаменитель рекомендуется для индивидуального использования. Обрабатывается теплой кипяченой водой и, при желании, спиртом.
Ватные палочки
Используется на логопедических занятиях для помощи в образовании «желобка» при постановке звука С. Используется как индивидуальный зонд.
Вилочка
Используется для проведения обкалывающего массажа как вилочковый зонд № 1 (из набора Е.В. Новиковой) для активизации жевательных и мимических мышц, а также мышц языка. Используются два приема « «обкол» и «обкол с прокачиванием». При обколе используются частые, легкие движения, движения мелкие. Обкол с прокачиванием делается так: поставив зонд на определенное место, покачиваем его вперед, назад, вправо, влево в течение 4- 6 секунд. Можно производить вращательное движение, погрузив зонд в мышцы. Острая часть обязательно затупляется.
Темпер
Используется для логопедического массажа. Мягкие колючки на рабочей поверхности позволяют проводить активирующий массаж мимических и жевательных мышц лица, мышц языка. Эта палочка безопасна для ребенка и не вызывает неприятных ощущений. Такой зондозаменитель можно использовать как вилочковый зонд №1 (из набора Е.В. Новиковой). Ручка также может использоваться в логопедической работе. Ею можно похлопывать, пошлепывать, потряхивать язык во время проведения логопедического массажа.
Ложечка
Используются для постановки звуков и логопедического массажа.
Рука
Применяется при постановке шипящих звуков – позволяет распластать язык и придать ему форму чашечки. Зонд «Рука» участвует в массаже щек, скуловых мышц, области носогубных складок, языка. Можно активировать и мышцы языка, поглаживая и потряхивая его этим зондом. Зондозаменители сделаны из пищевой пластмассы.
Минишпатели
Используются для постановки звуков и логопедического массажа. Размер позволяет выполнять постановочные и массажные упражнения, ориентируясь на индивидуальные особенности артикуляционного аппарата ребенка. Необходимы в том случае, если традиционные шпатели слишком велики для ребенка.
Пики «Штурвал»
Используется для проведения обкалывающего массажа как вилочковый зонд № 1 (из набора Е.В. Новиковой) для активизации жевательных и мимических мышц, а также мышц языка. Используются два приема «обкол» и «обкол с прокачиванием». При обколе используются частые, легкие движения, движения мелкие. Обкол с прокачиванием делается так: поставив зонд на определенное место, покачиваем его вперед, назад, вправо, влево в течение 4- 6 секунд. Можно производить вращательное движение, погрузив зонд в мышцы. Острая часть обязательно затупляется. Могут быть использованы как шпатели.
Логопедические зонды в работе логопеда
Формирование речевых навыков – это очень важный этап в развитии детей. Если в процессе становления речи были допущены ошибки, то у ребенка могут возникнуть проблемы с произношением.
Есть несколько методик, позволяющих восстановить звукопроизношение, одной из которых является логопедический массаж. Он применяется в логопедической работе с детьми с дизартрией, ринолалией, заиканием и голосовыми расстройствами. При этих формах речевой патологии (особенно при дизартрии) массаж крайне важным для обеспечения эффективности логопедического воздействия.
Для его проведения часто используются логопедические зонды – это специальные инструменты, которые используются для механического воздействия на мышцы периферического речевого аппарата, к которым относятся прежде всего мышцы языка и губ, а также щек и мягкого нёба. Именно эти мышцы обеспечивают речепроизводство.
Основные виды зондов
Зондовая коррекция – это сугубо отечественное изобретение. На практике используются следующие зонды:
Постановочные зонды
Первопроходцем в плане постановки звуков с помощью этих инструментов является известный дефектолог Ф. А. Рау.
Постановочные зонды используются следующим образом: ребенку предлагается произносить по несколько раз определенный звук, при этом во время повторения при помощи зонда логопед меняет артикуляционную позицию. С помощью этой методики удается добиться правильного произношения.
Смысл в том, чтобы после нескольких занятий ребенок мог сам без помощи логопеда поставить язык в нужную позицию при произношении звука.
Массажные зонды
Зондовый массаж проводится в тех случаях, когда более простыми способами (по подражанию, постановкой от других звуков, механическим способом или постановкой звука от артикуляционного уклада) не удается исправить неправильное произношение ребенка.
Одним из авторов зондов и самой системы массажа является Елена Новикова.
К массажу по Новиковой есть несколько показаний:
Выделяют несколько разновидностей массажных зондов по Новиковой:
Вилочка. Используется для активизации мимических и жевательных мышц, а также мышц языка.
Восьмерка. Используется для постановки звуков, а также для логопедического массажа. Может использоваться как «шпатель» при массаже языка.
Саночки (большие, средние, малые). Большие саночки удобны для массажа боковых краев языка (Новикова рекомендует использовать его для постановки шипящих звуков). Средние саночки применяются для активирующего массажа языка. Малые саночки отличаются меньшим захватом массируемого участка, но они тоже являются хорошим активирующим инструментом.
Топорик. С его помощью выполняется два приема – скольжение (по типу бритья) и «рубка» с плотным нажатием.
Крестовина. Используется для активизации работы мышц заднеязычной зоны (путем нажимания на язык и отодвигания его назад). Используется также для постановки звуков (шипящие, К, Г, Х, Р).
Толкачик. Может использоваться по той же схеме, что и крестовина. Уровень воздействия зависит от тонуса мышц (чем он ниже, тем более интенсивно нужно давить).
Щипцы. С их помощью проводится активизация и массаж мышц языка, губ, скул и щек.
Лебедушка. Это единственный инструмент, который подходит для массажа мягкого нёба.
Скользящий. Используется для массажа мышц языка, скул, губ и щек. Используется при активирующем и расслабляющем массаже.
Подтягивающий. Можно использовать для осмотра зоны под языком (если малыш сам не может поднять язык). С его помощью можно вызывать шипящие звуки.
Многие из инструментов взаимозаменяемы. На практике используются не только эти логопедические зонды, но и другие виды инструментов:
Обработка и хранение инструментов
Каждый комплект инструментов используется один раз, после чего его нужно обработать:
В дальнейшем комплект зондов хранится УФ-бактерицидной камере, что исключает заражение болезнетворными микроорганизмами.
Рекомендуем использовать для каждого ребенка набор индивидуальных логопедических инструментов. Научите родителей ежедневно стерилизовать логопедические зонды и правильно их хранить.
Постановочные зонды в коррекции звукопроизношения
Постановочные зонды в коррекции звукопроизношения. Пособие для логопедов дошкольных, школьных и медицинских учреждений.
Автор: Н. Е Ильякова
Издательство: Гном и Д
Одним из основных направлений логопедии является работа по коррекции звукопроизношения.
Постановка звука при любой природе речевых нарушений достигается применением ряда специальных приемов, подробно описанных в специальной литературе. Традиционно выделяется три способа:
— по подражанию (так называемый имитативный способ, когда ребенок, опираясь на словесные инструкции, показ логопеда и собственные акустические, зрительные, тактильные и мышечные ощущения сознательно пытается воспроизвести артикуляцию, необходимую для правильного произнесения того или иного звука);
— с механической помощью (основывается на внешнем механическом воздействии на органы артикуляции пальцами, шпателями или специально сконструированными зондами; на базе некоторой исходной артикуляции с механической помощью речевые органы ребенка пассивно приводятся в требуемое положение);
— смешанный (основывается на совмещении двух предыдущих способов; в данном случае постановочные логопедические зонды выполняют вспомогательную функцию для выработки более точных и полных артикуляционных движений). Вниманию логопедов предлагается набор постановочных проволочных зондов. Механическое воздействие значительно ускоряет процесс постановки звуков. Особенно у детей, которые не могут воспроизвести за логопедом некоторые точные движения (например: ребенок не может самостоятельно удерживать язык у нижних резцов; поднять переднюю часть языка к верхним зубам или на верхнюю губу). Постепенно полученный с механической помощью артикуляционный уклад закрепляется и ребенок воспроизводит его самостоятельно.
Перед проведением коррекционной работы необходимо провести тщательное логопедическое обследование строения и подвижности артикуляционного аппарата ребенка, оценить состояние фонематического слуха.
В случаях тяжелого нарушения звукопроизношения логопеду бывает необходимо провести курс массажа органов артикуляционного аппарата пальцами (. Логопедический массаж). И только после этого проводить работу по постановке звуков с механической помощью.
Описание постановочных зондов
Предлагаемый набор состоит из 6 специально сконструированных проволочных зондов, каждый из которых предназначен для осуществления механического воздействия на органы артикуляции с целью получения правильного артикуляционного уклада для произнесения звука из той или иной фонетической группы.
Зонды выполнены из нержавеющей медицинской стали. После соответствующей дезинфицирующей обработки (прокипятить в автоклаве или подвергнуть тепловой обработке в жарочном шкафу) зонды готовы для работы.
Зонд № 1
Предназначен для постановки свистящих звуков в случае, когда ребенок не может самостоятельно образовать желобок вдоль средней линии языка (при боковом, носовом и губно-зубном произношении свистящих звуков).
В некоторых случаях зонд № 1 можно использовать для вызывания звука «Р».
Зонд № 2
Используют для постановки свистящих звуков при их боковом или призубном произношении, осложненном аномалиями прикуса.
Зонд № 3
Его используют для постановки шипящих звуков при их носовом, губно-зубном или свистящем произношении. Особенно эффективна работа с ним в случае, когда у ребенка большой (массивный) и неповоротливый язык.
Зонд № 4
Применяется для постановки свистящих звуков при призубном сигматизме и для постановки звуков «Л», «ЛЬ».
Зонд № 5
С его помощью осуществляют постановку шипящих звуков.
Зонд № 6
Шариковый зонд. Используется для постановки звуков «Р», «РЬ».
Этапы коррекции звукопроизношения
узнавать и различать между собой звуки речи (фонемы);
отличать правильное и дефектное произнесение звука;
осуществлять слуховой и речедвигательный контроль за собственным произношением звуков;
принимать правильные артикуляционные позиции, необходимые для нормального воспроизведения звуков в речи;
безошибочно использовать поставленные звуки в самостоятельной связной речи.
Залогом успеха при логопедическом воздействии является создание благоприятных условий для преодоления недостатков произношения: тесного эмоционального контакта между логопедом и ребенком, интересной формы организации занятий и разнообразного сочетания специальных приемов работы, позволяющих избежать утомления.
Логопедическое воздействие при коррекции произношения осуществляется поэтапно. На каждом этапе решается определенная педагогическая задача. Традиционно в логопедии выделяют три основных этапа:
1. Подготовительный этап
Основные задачи данного этапа:
а) общепедагогическая: установление доверительных отношений между логопедом и ребенком и целенаправленная подготовка к занятиям (развитие произвольного внимания, памяти, мышления);
2. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков
На этом этапе происходит постановка, автоматизация и дифференциация дефектно произносимых звуков на специально подобранном логопедом речевом материале (слоги, слова, фразы, простые стихотворные и прозаические тексты).
3. Этап формирования коммуникативных умений и навыков
На этом этапе происходит дальнейшее закрепление правильного произношения всех поставленных звуков в связной речи ребенка на более сложном текстовом материале, включая произведения устного народного творчества и художественной литературы.
Таким образом, использование постановочных зондов в коррекции дефектного произношения требует серьезной подготовительной работы, предшествующей механическому воздействию. Прежде всего это развитие речевого дыхания (медленный глубокий вдох и продолжительный выдох) и отработка достаточной подвижности мышц артикуляционного аппарата в целом. Все это является базовой основой, подготавливающей речевой аппарат ребенка к произнесению звука из любой фонетической группы.
Упражнения на развитие речевого дыхания
Выполняются упражнения в свободной позе в положении стоя, сидя или лежа. Логопед должен следить за тем, чтобы ребенок был расслаблен, не поднимал плечи и излишне не напрягал мышцы дыхательного аппарата. При выполнении дыхательных упражнений рот должен быть приоткрыт, сопутствующие движения органов артикуляционного аппарата недопустимы. Вдох глубокий и медленный, а выдох плавный и продолжительный. Все дыхательные упражнения направлены на выработку длительной, направленной воздушной струи, идущей по средней линии языка. Выполняется каждое упражнение по 5 раз.
Упражнения, направленные на развитие речевого дыхания по своему назначению подразделяются на упражнения, вырабатывающие:
а) холодную воздушную струю, направленную вниз;
б) теплую воздушную струю, направленную вверх.
1. «Подуем на султанчики».По сигналу логопеда с силой дуть на султанчики (мелкие фигурки из тонкой бумаги, прикрепленные нитками к палочкам или полоскам картона, например: «листики на веточке», «бабочки» и т. п.) таким образом, чтобы они двигались и шелестели.
2. «Задуем свечу». По сигналу «Тихий ветерок» медленно дуть на пламя, чтобы оно отклонялось, но не гасло. По сигналу «Сильный ветер» стараться на одном выдохе задуть свечу.
3. «Быстрый мяч». Ребенку предлагается сильно дунуть (на одном выдохе) вперед на ватный шарик, лежащий на столе.
4. «Загоним мяч в ворота».Упражнение выполняется аналогично, но ребенок должен «забить гол» в ворота, по строенные на столе из двух предметов (кубиков и т. п.). Расстояние между «штангами» логопед постепенно уменьшает.
По мере овладения ребенком данными упражнениями язык убирается за нижние зубы, а затем упражнения отрабатываются с растянутыми в улыбку неплотно сомкнутыми губами.
Выработка направленной вверх теплой воздушной струи проводится с широко раскрытым ртом. Язык в форме «чашечки» поднят вверх, боковые края «чашечки»прижаты к верхним коренным зубам, а передняя часть языка образует щель с верхней губой (в упражнении «Фокус»)или с верхними зубами (в упражнении «Погреем ладошки»). Длительный, сильный выдох дает теплую, направленную воздушную струю.
1. «Фокус».На кончик носа укладывают маленький кусочек ватки. Ребенок должен поднять язык к верхней губе и с силой выдохнуть на ватку. Она должна взлететь вертикально вверх.
2. «Погреем ладошки». Ребенок свободно, не напрягаясь, держит перед собой руки, согнутые в локтях, повернув ладони к себе. Язык в виде «чашечки» во рту у верхних
зубов. Рот открыт. В таком положении ребенок на сильном выдохе «греет ладошки» (х-х-х. ).
Упражнения, развивающие артикуляционную моторику
Четкое и правильное выполнение артикуляционных упражнений, отработанных последовательно с ребенком, а затем включенных в ежедневную 3-5 минутную артикуляционную гимнастику, является непременным условием формирования качественной артикуляционной моторики, а следовательно фонетически чистого, правильного произношения звуков.
Логопед подбирает упражнения для каждого ребенка индивидуально, учитывая речевой дефект и особенности строения органов артикуляции.
Упражнения для губ
Выполняются упражнения медленно и четко. Губы удерживаются в заданном положении под счет до десяти.
1. «Клоун гримасничает». Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
2. «Улыбка» («Заборчик»). Удерживание губ в улыбке. Верхние и нижние передние зубы сомкнуты и обнажены.
3. «Трубочка». Вытягивание губ вперед трубочкой. Зубы разомкнуты.
4. «Бублик». Губы округлены и чуть выдвинуты вперед. Зубы сомкнуты.
Для хорошей переключаемости движений чередовать выполнение упражнений для губ («Улыбка» — «Трубочка», «Улыбка» — «Бублик»), меняя порядок.
Артикуляционные упражнения для языка условно делятся на статические и динамические.
Динамические упражнения для языка
Отрабатывая представленные ниже динамические упражнения, логопед добивается от ребенка точного, плавного, полного по объему, ритмичного выполнения движений.
1. «Накажем непослушнный язычок». Высунуть широкий язык изо рта, положить на нижнюю губу. Пошлепывая его губами, произносить сочетания пя-пя-пя. Остановиться и удерживать широкий язык в спокойном положении.
3. «Часики». Высунуть узкий язык изо рта и тянуться им попеременно то к правому, то к левому уху. Ритмично чередовать движения.
4. «Качели».Высунуть узкий язык изо рта. Попеременно тянуться им то к носу, то к подбородку.
5. «Лошадка». Присасывать язык к небу, растягивая подъязычную связку. Щелкать языком, медленно и сильно.
6. «Гармошка». Выполняется, как предыдущее упражнение, но язык не отрывается от нёба, поднимается и опускается только нижняя челюсть («играть на гармошке»).
7. «Змейка». Язык сделать узким (напрячь). Узкий язык максимально выдвигать вперед, а затем убирать в глубь рта.
8. «Вкусное варенье». Широкий язык поднять вверх. Облизывать верхнюю губу, делая движения вперед-назад.
9. «Индюки».Широким передним краем языка производить ритмичные движения вперед-назад по верхней губе, произнося с голосом звукосочетания бл-бл-бл. Постепенно убыстрять темп.
10.«Маляр». Широким кончиком языка, как кисточкой, «красить» твердое и мягкое небо, производя движения вперед-назад (от бугорка за верхними зубами к горлышку).
Приемы постановки отдельных звуков
Постановка звука с помощью того или иного зонда осуществляется следующим образом. Логопед усаживает ребенка на стульчик лицом к себе. Показывает ему зонды, дает их подержать в руках и объясняет, для чего они предназначены. У ребенка не должно возникнуть чувство страха. Можно даже придумать и рассказать историю об этих «волшебных помощниках». И только после этого производится постановка звуков.
Иногда постановку звуков с помощью зондов проводят в положении ребенка лежа (для дополнительного расслабления мышц артикуляционного аппарата).
Использование зондов для постановки звуков строго индивидуально. Перед постановкой звука обязательно производится соответствующая санитарно-гигиеническая обработка зондов.
Постановка свистящих звуков зондами № 1, № 2 и № 4
При боковом и носовом произнесении свистящих звуков, когда не удается получить желобок вдоль средней линии языка, используют зонд № 1.
Сначала с помощью зонда добиваются образования желобка при высунутом изо рта языке. Ребенку предлагают подуть в образовавшийся на языке желобок и затем закрепляют это умение, постепенно устраняя механическую помощь.
Для постановки звука «С» логопед предлагает ребенку, не высовывая язык, приоткрыть рот и улыбнуться. Затем помещает зонд на переднюю часть языка посредине, удерживая кончик языка основанием петельки зонда у нижних зубов. В таком положении ребенку предлагается подуть на кончик языка. Одновременно с этим логопед слегка нажимает зондом на язык, образуя желобок для выходящего воздуха и добиваясь нужного акустического эффекта. После ряда тренировок в произнесении звука «С» с зондом № 1 ребенок в состоянии уже без механической помощи воспроизвести необходимый артикуляционный уклад и правильно произнести звук. Затем звук автоматизируется на базе подобранного логопедом речевого материала.
Звук «3» ставится аналогичным способом, но с подключением работы голосовых связок.
Для устранения межзубного и призубного сигматизма, особенно осложненного аномалиями прикуса, используются зонды № 2 и № 4. Звук ставится от дефектного произношения. Ребенка просят длительно произносить звук с-с-с. В это время логопед, нажимая на кончик языка петелькой зонда № 2 или уложенным поперек рта перед нижними клыками зондом № 4, слегка отодвигает язык от нижних зубов в глубь рта. Образуется щель, необходимая для воспроизведения свистящего шума. Постепенно механическая помощь устраняется и ребенок может самостоятельно произносить звук.
Звук «Ц» можно получить при помощи зондов№ 1 и № 2 двумя способами.
Ребенку предлагают произнести звукосочетания тс-тс-тс. Одновременно с произнесением логопед удерживает кончик языка зондом № 1или № 2у нижних резцов (по Ф. Ф. Pay).
Упирая кончик языка в нижние зубы, длительно на мягкой атаке ребенку предлагают произнести звук с-с-с. Одновременно с этим логопед нажимает на кончик языка зондом № 1 или № 2, слегка отодвигая его в глубь рта (по ). Управляя зондом, логопед добивается четкого произношения звука.
Мягкие звуки ставятся от твердых базовых звуков. Поставленные с помощью зондов № 1, № 2 и № 4свистящие звуки автоматизируются и дифференцируются.
Постановка шипящих звуков зондами № 3 и № 5
Для постановки шипящих звуков используют зонд № 5. Постановку начинают со звука «Ш», который является базовым для звуков этой фонетической группы.
Если ребенок правильно произносит звук «С», логопед предлагает ему открыть рот и вводит зонд № 5широкой торцевой частью под язык. Затем ребенку предлагается сблизить зубы и произнести звук с-с-с. В момент произнесения звука с помощью зонда кончик языка переводится в верхнее положение. Управляя зондом, логопед регулирует степень подъема языка, добиваясь четкого шипения. Внимание ребенка фиксируется на положении языка. Однако, пока новая артикуляция не закрепится, нельзя говорить ребенку о том, какой звук у него получается. Постепенно малыш привыкает к новой артикуляции и произносит звук «Ш» самостоятельно и длительно. Только после этого сообщить ребенку о том, что он научился правильно произносить звук «Ш» и проводить автоматизацию данной фонемы в слогах и словах.
Звук «Ж» ставится от звука «Ш» с помощью включения голоса или при помощи зонда № 5аналогично, но от звука «3».
Звук «Ч» можно получить от мягкого звука «ТЬ», попросив ребенка произнести с усилением выдоха обратный слог ать. В момент произнесения логопед зондом № 5 слегка приподнимает и отодвигает чуть назад кончик языка, добиваясь нужного акустического эффекта. Как все аффрикаты, звук «Ч» легче автоматизируется в обратных слогах.
Для постановки звука «Щ» ребенка просят несколько раз протяжно произнести слог ась. Затем логопед вводит зонд № 5 под язык и в момент произнесения слога слегка приподнимает язык и немного отодвигает его назад. Иногда для вызывания звука «Щ» просто бывает достаточно попросить ребенка длительно произнести звук «Ч».
Зонд № 3 также предназначен для постановки шипящих звуков в некоторых случаях, когда у ребенка достаточно массивный, большой язык. Постановка звуков этим зондом существенно облегчает работу логопеда. Управляя зондом, логопед осуществляет подъем языка ребенка и быстрее вырабатывает необходимые для произнесения шипящих звуков артикуляционные уклады.
Приемы постановки звуков зондом № 3 аналогичны приемам, выполняемым зондом № 5.
Можно работать как торцевой частью зонда, меняя угол его наклона, так и его поперечной частью с волнистыми зубцами.
Затем поставленные с помощью зонда № 5 или зонда № 3 шипящие звуки автоматизируются и дифференцируются.
Постановка сонорных звуков зондами № 1, № 4 и № 6
Если ребенок правильно произносит звук «ЛЬ», можно попросить его несколько раз произнести слог ля, затем ввести зонд № 4 и зафиксировать его таким образом, чтобы он находился между твердым небом и средней частью спинки языка. Логопед снова просит ребенка произносить слог ля и одновременно нажимает зондом на среднюю часть языка, добиваясь получения акустического эффекта твердого звука «Л» в слоге ла.
Этим же зондом можно поставить звук «ЛЬ» от звука «Л». При протяжном произнесении звука «Л», чуть выгибая вверх зондом, установленным на средней части, спинку языка.
Для постановки звука «Р» используют шариковый зонд № 6. Традиционно постановка звука «Р» проводится в два этапа. Сначала ставится фрикативный звук «Р» без вибрации от протяжно произносимого звука «Ж» без округления губ и с перемещением кончика языка максимально близко к верхним зубам (альвеолам). При этом сохраняется минимальная щель между кончиком языка и деснами. Звук должен произноситься с сильным напором воздуха. Затем переходят ко второму этапу постановки. Ребенку предлагают с силой произносить полученный фрикативный звук. Одновременно с этим логопед вводит под нижнюю поверхность передней части языка зонд № 6 и производит быстрые ритмичные движения из стороны в сторону, раскачивая язык.
В некоторых случаях для вызывания звука «Р» можно использовать зонд № 1. После постановки фрикативного (без вибрации) звука «Р» от звука «Ж», при его длительном произнесении с сильным напором воздуха зонд № 1 вводят под нижнюю поверхность передней части языка и, производя быстрые движения из стороны в сторону, вызывают колебания языка. Домашние тренировки ребенок может проводить самостоятельно с помощью черенка чайной ложки или чистого указательного пальца.
Постановку звука «Р» может быть произведена с механической помощью и при произнесении на одном выдохе многократно повторяющегося звука «Д»: ддддд… или сочетания звуков дж-дж-дж. При этом необходимо следить за тем, чтобы выдыхаемая струя воздуха была сильной.
Звуки других фонетических групп также можно вызывать, используя в работе данные зонды. Эффективность работы того или иного зонда определяет логопед для каждого индивидуального случая нарушения произношения.
Процесс постановки звука будет более эффективным, если логопед будет использовать в работе такие вспомогательные игровые приемы, как подражание окружающим шумам (мотору автомобиля, двигателю самолета, рычанию тигра и т. п.).
Литература
Богомолова пособие для занятий с детьми. – Санкт-Петербург: Библиополис, 1994.
, Коноваленко СВ. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения.-М.: «Гном-Пресс», «Новая школа», 1998.