какой международный договор является основанием для выдачи патента действующего в ряде государств
Какой международный договор является основанием для выдачи патента действующего в ряде государств
ГК РФ Статья 1395. Патентование изобретений или полезных моделей в иностранных государствах и в международных организациях
1. Заявка на выдачу патента на изобретение или полезную модель, созданные в Российской Федерации, может быть подана в иностранном государстве или в международную организацию по истечении шести месяцев со дня подачи соответствующей заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, если в указанный срок заявитель не будет уведомлен о том, что в заявке содержатся сведения, составляющие государственную тайну. Заявка на изобретение или полезную модель может быть подана ранее указанного срока, но после проведения по просьбе заявителя проверки наличия в заявке сведений, составляющих государственную тайну. Порядок проведения такой проверки устанавливается Правительством Российской Федерации.
2. Патентование в соответствии с Договором о патентной кооперации или Евразийской патентной конвенцией изобретения или полезной модели, созданных в Российской Федерации, допускается без предварительной подачи соответствующей заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, если заявка в соответствии с Договором о патентной кооперации (международная заявка) подана в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности как в получающее ведомство и Российская Федерация в ней указана в качестве государства, в котором заявитель намерен получить патент, а евразийская заявка подана через федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.
В отношении соответствующей заявки, послужившей основанием для испрашивания приоритета по международной заявке, поданной в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, положения абзаца второго пункта 3 статьи 1381 настоящего Кодекса не применяются.
(абзац введен Федеральным законом от 12.03.2014 N 35-ФЗ)
Какой международный договор является основанием для выдачи патента действующего в ряде государств
(ЕВРОПЕЙСКАЯ ПАТЕНТНАЯ КОНВЕНЦИЯ)
от 5 октября 1973 года
пересмотренная 17 декабря 1991 года актом пересмотра статьи 63 ЕПК и актом пересмотра от 29 ноября 2000 года
Новый текст Конвенции, принятый Административным Советом Европейской патентной организации решением от 28 июня 2001 года (см. OJ EPO 2001, Специальное издание N 4, C.55) в соответствии с предложением 2 пункта 2 статьи 3 акта пересмотра от 29 ноября 2000 года стал составной частью этого акта.
ПРЕАМБУЛА
РУКОВОДСТВУЯСЬ желанием укрепить сотрудничество в области охраны изобретений между государствами Европы,
СТРЕМЯСЬ обеспечить предоставление такой охраны в Договаривающихся государствах с помощью единой процедуры выдачи патентов и создания определенных стандартных правил, регулирующих выданные патенты,
ЖЕЛАЯ заключить с этой целью Конвенцию, учреждающую Европейскую патентную организацию, которая представляет собой специальное соглашение в соответствии со статьей 19 Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 года, пересмотренной 14 июля 1967 года, и договор о региональном патенте в соответствии с пунктом 1 статьи 45 Договора о патентной кооперации от 19 июня 1970 года,
ДОГОВОРИЛИСЬ о нижеследующем:
Часть I
Общие и институциональные положения
Европейское законодательство по выдаче патентов
Настоящая Конвенция учреждает общую для всех Договаривающихся государств законодательную систему выдачи патентов на изобретения.
________________
Сейчас это 32 государства: AT, BE, BG, CH, CY, CZ, DE, DK, EE, ES, FI, FR, GB, GR, HU, IE, IS, IT, LI, LT, LU, LV, MC, MT, NL, PL, PT, RO, SE, SI, SK, TR.
Ст.63-65, 68, 69, 70, 99-105c, 142
П.75, 85, 89, 90-96
(1) Патенты, выдаваемые в соответствии с настоящей Конвенцией, называются европейскими патентами.
(2) В любом Договаривающемся государстве, для которого он выдается, европейский патент имеет то же действие и подчиняется тем же условиям, что и национальный патент, выданный данным государством, если Конвенция не предусматривает иное.
Выдача европейского патента может быть испрошена для одного или нескольких Договаривающихся государств.
Eвропейская патентная организация
________________
См. решения Большой апелляционной палаты G 5/88, G 7/88, G 8/88, G 1/04 (Приложение I).
(1) Настоящая Конвенция учреждает Европейскую патентную организацию, в дальнейшем Организация, которая обладает административной и финансовой автономией.
(2) Органами Организации являются:
(a) Европейское патентное ведомство;
(b) Административный совет.
(3) Задачей Организации является выдача европейских патентов, которую осуществляет Европейское патентное ведомство под контролем Административного совета.
Конференция министров Договаривающихся государств
________________
Добавлено согласно акту пересмотра ЕПК от 29.11.2000.
Конференция министров Договаривающихся государств, в чьем ведении находятся патентные вопросы, созывается по крайней мере один раз в пять лет для обсуждения задач, касающихся Организации и Европейской патентной системы.
Европейская патентная организация
________________
См. решения Большой апелляционной палаты G 5/88, G 7/88, G 8/88 (Приложение I).
(1) Организация является юридическим лицом.
(2) В любом Договаривающемся государстве Организация обладает самой широкой правоспособностью, предоставляемой юридическим лицам в соответствии с национальным законодательством данного государства; в частности, она имеет право приобретать и отчуждать движимое и недвижимое имущество, а также выступать в суде.
(3) Президент Европейского патентного ведомства является представителем Организации.
________________
См. решения Большой апелляционной палаты G 5/88, G 7/88, G 8/88 (Приложение I).
(1) Штаб-квартира Организации находится в Мюнхене.
(2) Европейское патентное ведомство расположено в Мюнхене и имеет филиал в Гааге.
Филиалы Европейского патентного ведомства
________________
См. решения Большой апелляционной палаты G 5/88, G 7/88, G 8/88 (Приложение I).
Филиалы Европейского патентного ведомства могут при необходимости создаваться решением Административного совета с информационными и координационными целями в Договаривающихся государствах и при межправительственных организациях в области промышленной собственности с одобрения заинтересованных Договаривающихся государств или организаций.
Привилегии и иммунитеты
Протокол о привилегиях и иммунитетах, фигурирующий в качестве приложения к настоящей Конвенции, определяет условия, на которых Организация, члены Административного совета, сотрудники Европейского патентного ведомства и другие лица, указанные в настоящем Протоколе как участвующие в работе Организации, пользуются в любом Договаривающемся государстве привилегиями и иммунитетами, необходимыми для выполнения своих служебных обязанностей.
(1) Договорные обязательства Организации определяются правовыми нормами, применяемыми к соответствующему договору.
(2) Внедоговорная ответственность Организации в отношении ущерба, причиненного Организацией или ее сотрудниками при исполнении служебных обязанностей, регулируется законодательством Федеративной Республики Германия. При нанесении ущерба филиалом Организации в Гааге или отделением или сотрудниками одного из этих отделений применяется законодательство Договаривающегося государства, на территории которого расположено данное отделение или филиал.
(3) Личная ответственность сотрудников Европейского патентного ведомства по отношению к Организации определяется должностной инструкцией или условиями договора найма.
(4) Судами, в юрисдикции которых находится урегулирование споров по пунктам 1 и 2, являются:
Европейское патентное ведомство
________________
См. решения/заключения Большой апелляционной палаты G 5/88, G 7/88, G 8/88, G 1/02 (Приложение I).
(1) Руководство Европейским патентным ведомством осуществляется Президентом, который в своей деятельности подотчетен Административному совету.
(2) С этой целью Президент имеет, в частности, следующие должностные обязанности и полномочия:
(a) предпринимает все необходимые меры для обеспечения деятельности Европейского патентного ведомства, включая издание внутренних административных инструкций и информирование общественности;
(b) определяет, какие действия выполняет Европейское патентное ведомство в Мюнхене и, соответственно, его филиал в Гааге, если Конвенция не предусматривает иное;
(c) представляет на рассмотрение Административного совета предложения по внесению поправок в настоящую Конвенцию, по общему порядку исполнения и решениям в рамках компетенции Административного совета;
(d) подготавливает бюджет, а также любые корректирующие и дополнительные бюджеты, и исполняет их;
(e) представляет ежегодный отчет о проделанной работе Административному совету;
(f) руководит сотрудниками и осуществляет надзор над их работой;
(g) с учетом положений статьи 11 назначает сотрудников и принимает решение об их продвижении по службе;
(h) применяет меры дисциплинарного воздействия к сотрудникам, кроме упомянутых в статье 11, и имеет право предлагать такие меры на рассмотрение Административного совета в отношении сотрудников, упомянутых в пунктах 2 и 3 статьи 11;
(i) может передавать свои служебные обязанности и полномочия другим лицам.
(3) Президенту помогают несколько вице-президентов. Один из вице-президентов замещает Президента в случае его отсутствия или болезни в соответствии с процедурой, определяемой Административным советом.
________________
См. решение Административного Совета oт 06.07.78 о замене Президента ЕПВ (OJ EPO 1978, 326).
Назначение высших должностных лиц
________________
Поправка, внесенная актом пересмотра ЕПК от 29.11.2000.
(1) Президент Европейского патентного ведомства назначается Административным советом.
(2) Вице-президенты назначаются Административным советом по согласованию с Президентом Европейского патентного ведомства.
(3) Члены и председатели апелляционных палат и Большой апелляционной палаты назначаются Административным советом по предложению Президента Европейского патентного ведомства. Они могут быть повторно назначены Административным советом по согласованию с Президентом Европейского патентного ведомства.
(4) Административный совет применяет меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные пунктами 1 и 3, к сотрудникам Организации.
(5) Административный совет может также назначать по согласованию с Президентом Европейского патентного ведомства членов Большой апелляционной палаты из числа квалифицированных юристов национальных судов или квази-судебных органов Договаривающихся государств, которые могут продолжать выполнять свою деятельность на национальном уровне. Они назначаются на срок три года с возможностью повторного назначения.
Сотрудники Европейского патентного ведомства обязаны, даже по окончании срока их службы, не разглашать и не использовать сведения, которые по своему характеру представляют собой профессиональную тайну.
Споры между Организацией и сотрудниками Европейского патентного ведомства
(1) Сотрудники и бывшие сотрудники Европейского патентного ведомства или их правопреемники имеют право в случае споров с Европейским патентным ведомством обратиться в Административный трибунал Международной организации труда в соответствии с уставом трибунала и в рамках должностных инструкций для постоянных сотрудников или руководством по системе пенсионного обеспечения или условий найма других сотрудников.
(2) Такое обращение считается приемлемым, если заинтересованное лицо исчерпало все возможные способы обжалования, предусмотренные должностными инструкциями, руководством по системе пенсионного обеспечения или условиями трудового договора.
Языки Европейского патентного ведомства, европейских патентных заявок и других документов
________________
Поправка, внесенная актом пересмотра ЕПК от 29.11.2000.
См. заключение Большой апелляционной палаты G 6/91, G 2/95 (Приложение I).
Ст.70, 80, 90, 93, 97, 98, 103, 127, 129
(1) Официальными языками Европейского патентного ведомства являются английский, французский и немецкий.
П.3-7, 36, 40, 49, 61, 68, 112
(2) Европейская патентная заявка подается на одном из официальных языков или, если она подается на любом другом языке, с переводом на один из официальных языков в соответствии с Инструкцией к Конвенции. В ходе рассмотрения заявки в Европейском патентном ведомстве такой перевод может быть приведен в соответствие с поданной заявкой. Если перевод не подается в срок, заявка считается отозванной.
(3) Официальный язык Европейского патентного ведомства, на котором подается заявка или на который она переводится, используется в дальнейшем в качестве языка производства в ходе ее рассмотрения в Европейском патентном ведомстве, если в Инструкции к Конвенции не предусмотрено иное.
(4) Физические и юридические лица, чье место жительства или основное место пребывания находится в Договаривающемся государстве, где используется в качестве официального другой язык, нежели чем английский, французский или немецкий, и граждане такого государства, проживающие за границей, могут подавать документы на официальном языке данного государства в предусмотренные для этого сроки. Однако, они обязаны представить перевод на один из официальных языков Европейского патентного ведомства в соответствии с Инструкцией к Конвенции. В случае, если какой-либо документ, не являющийся частью европейской патентной заявки, не подан на соответствующем языке или, если необходимый перевод не подан в указанный срок, то такой документ считается неподанным.
(5) Публикация европейских патентных заявок осуществляется на языке производства.
(6) Описания изобретений к европейским патентам публикуются на языке производства и включают перевод формулы изобретения на два других официальных языка Европейского патентного ведомства.
(7) На трех официальных языках Европейского патентного ведомства публикуются следующие издания:
(a) Европейский патентный бюллетень;
(b) официальный журнал Европейского патентного ведомства.
(8) Записи в Реестре европейских патентов делаются на трех официальных языках Европейского патентного ведомства. В сомнительных случаях аутентичной считается запись на языке производства.
Зарубежное патентование
Раздел содержит информацию для заявителей, заинтересованных в получении правовой охраны объектов интеллектуальной собственности за пределами Российской Федерации.
Общая информация
Потребности развития инновационной экономики в Российской Федерации определяют необходимость оказания российским инновационным предприятиям всесторонней поддержки в обеспечении охраны и защиты прав на создаваемые ими объекты интеллектуальной собственности в зарубежных странах. Приказом Минэкономразвития России от 27.08.2014 № 514 утвержден план по внедрению комплексного механизма поддержки обеспечения охраны и защиты на внешних рынках созданных в России объектов интеллектуальной собственности на период 2014-2016 гг. Настоящий раздел разработан во исполнение пункта 1 указанного плана.
Российским правообладателям, выходящим на зарубежные рынки, следует принимать во внимание следующую информацию:
1. Правовая охрана объектов интеллектуальной собственности (далее – ИС), как правило, носит строго территориальный характер. Объект ИС, охраняемый в одном государстве, не будет охраняться в другом государстве, пока не будут совершены необходимые для этого действия.
2. В большинстве стран мира правовая охрана объектов ИС предоставляется на основании их государственной регистрации в национальном патентном ведомстве. Решение о необходимости обеспечения охраны того или иного объекта ИС за рубежом принимает правообладатель с учетом возможностей, предусмотренных международными договорами. Например, статьей 4 Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 года заявителю предоставляется т.н. право конвенционного приоритета.
3. Помимо подачи заявки напрямую в национальное патентное ведомство того или иного государства, правовая охрана объектов ИС в этом государстве может быть получена на основании заявки, поданной по одной из региональных или международных процедур, созданных на основании международных договоров.
4. В большинстве юрисдикций взаимодействие нерезидентов с национальным патентным ведомством осуществляется через посредника. В качестве посредника обычно рекомендуется привлекать патентного поверенного, обладающего подтвержденной государством квалификацией, позволяющей избежать неоправданных затруднений при ведении дел с патентным ведомством. Сведения о зарегистрированных патентных поверенных Российской Федерации представлены в разделе «Патентные поверенные». Сведения о патентных поверенных и представителях зарубежных стран размещаются на официальных сайтах патентных ведомств.
5. Обеспечение охраны за рубежом созданных в России объектов ИС должно осуществляться с соблюдением норм российского законодательства, регулирующих вопросы национальной безопасности в области охраны промышленной собственности. Порядок патентования за рубежом изобретений и полезных моделей, созданных в Российской Федерации, регламентируется статьей 1395 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой зарубежное патентование может быть осуществлено не ранее чем через 6 месяцев после подачи заявки в патентное ведомство России. Данное требование обусловлено необходимостью проверки содержания патентных заявок на наличие в них сведений, составляющих государственную тайну. Также заявителю необходимо убедиться в том, что его заявка не нарушает требований соблюдения секретности и экспортных ограничений, предусмотренных Законом РФ от 21.07.93 № 5485-1 «О государственной тайне», согласно которым вся ответственность за разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лежит на владельце информации. В рассматриваемом случае таким владельцем является заявитель, подающий заявку за рубежом.
6. Основными источниками информации об охране и защите прав на объекты ИС в зарубежных странах являются официальные сайты Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) и национальных патентных ведомств. Общая информация о национальных патентных ведомствах и ссылки на сайты расположены в разделе «Ссылки» настоящего сайта, а также на сайтах ФИПС и ВОИС. Важнейшим примером законодательства по охране прав на объекты ИС являются международные договоры, в соответствие с которыми приведено законодательство большинства стран мира. Информацию о международных договорах в сфере интеллектуальной собственности можно найти в разделе «Международные документы» настоящего сайта, а также на сайте ВОИС.
Охрана и защита прав на объекты интеллектуальной собственности за рубежом
Охрана прав на объекты интеллектуальной собственности за рубежом может предоставляться в соответствии с национальными, региональными или международными системами регистрации.
Национальные системы регистрации
Информация о национальных системах охраны результатов интеллектуальной деятельности, которой российские заявители могут воспользоваться, например, для получения правовой охраны в рамках Парижской конвенции по охране промышленной собственности, может быть получена на официальных сайтах национальных патентных ведомств (см. раздел «Ссылки» настоящего сайта, сайты ФИПС и ВОИС).
Двусторонними межправительственными соглашениями, заключенными Российской Федерацией с Республикой Азербайджан, Республикой Армения, Республикой Беларусь, Грузией, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Республикой Узбекистан и Украиной, предусмотрено, что патентные поверенные одного государства могут вести дела непосредственно с патентным ведомством другого государства, представляя при этом только интересы национальных заявителей. Национальным заявителям также предоставляется право вести дела непосредственно с патентным ведомством другого государства.
Большое практическое значение для российских заявителей может представлять информация об ускоренном производстве по заявкам на изобретения, поданным в ведомства государств, участвующих в Международном пилотном проекте по программе Ускоренного патентного делопроизводства (англ. Patent Prosecution Highway, РРН).
Перечень государств-участников Программы РРН, информация о преимуществах патентования изобретений в рамках Программы РРН, сведения о порядке подачи заявления об ускоренном производстве по заявке на изобретение в ведомстве того или иного государства представлены в разделе «Международный пилотный проект по Программе Patent Prosecution Highway (Программа PPH)» настоящего сайта.
Особенности охраны и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в государствах-членах Евразийского экономического союза
Государствами-членами ЕАЭС являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация. Информацию о сотрудничестве в сфере интеллектуальной собственности в рамках ЕАЭС можно найти на соответствующей странице настоящего сайта в разделе «Международное сотрудничество».
По общему правилу заявитель, желающий в полной мере пользоваться правами на принадлежащие ему объекты интеллектуальной собственности на единой таможенной территории ЕАЭС, должен обеспечить их охрану на территории каждого из государств-членов ЕАЭС посредством обращения в национальные патентные ведомства. При этом заявитель может воспользоваться международными системами регистрации, указав в международной заявке каждое из государств-членов ЕАЭС, а в отношении изобретений – оформить единый евразийский патент, который будет действовать на территории восьми стран-участниц ЕАПК, включая пять государств-членов ЕАЭС.
Договор о ЕАЭС устанавливает основные принципы и минимальные стандарты охраны прав на объекты интеллектуальной собственности для всех государств-членов, что призвано обеспечить сближение и гармонизацию их национальных законодательств. Например, в отношении товарных знаков Договор устанавливает региональный принцип исчерпания прав, в соответствии с которым не является нарушением исключительного права на товарный знак использование этого товарного знака в отношении товаров, которые были правомерно введены в гражданский оборот на территории любого из государств-членов ЕАЭС непосредственно правообладателем товарного знака или другими лицами с его согласия.
В настоящее время ведется обсуждение проекта международного договора, учреждающего систему регистрации товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров ЕАЭС, охрана которым будет предоставляться одновременно на территории каждого из государств-членов ЕАЭС.
Также в рамках развития таможенного законодательства ЕАЭС происходит доработка проекта Таможенного кодекса ЕАЭС, регулирующего, в числе прочего, вопросы применения мер таможенной защиты прав на объекты интеллектуальной собственности. Одним из инструментов осуществления такой защиты может стать ведение Единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности государств-членов ЕАЭС.
Региональные системы регистрации
Евразийская патентная система
Евразийская патентная система предоставляет возможность физическим и юридическим лицам защитить права на свои изобретения на основе единого евразийского патента, действующего на территории 8 государств-участников Евразийской патентной конвенции (ЕАПК) – Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан и Туркменистана. Евразийские патенты выдаются на изобретения, создаваемые во всех сферах научно-технической и экономической деятельности.
Для получения евразийского патента, действующего на территории всех стран-участниц, подается одна евразийская заявка в Евразийское патентное ведомство (ЕАПВ). Российскими заявителями такая заявка подается через Роспатент.
Заявление о выдаче евразийского патента подается на русском языке. Иные документы могут быть поданы на русском или другом языке с последующим предоставлением перевода на русский язык.
Евразийский патент может быть получен на основе международной заявки, поданной по процедуре Договора о патентной кооперации (РСТ).
ЕАПК предусматривает институт патентных поверенных, зарегистрированных ЕАПВ. Вместе с тем резиденты государств-участников могут также действовать самостоятельно или через иных представителей.
Условия патентоспособности изобретения по евразийскому законодательству соответствуют положениям РСТ, Европейской патентной конвенции и законодательств развитых стран мира.
Подробную информацию о евразийской патентной системе можно найти в разделе «Сотрудничество в рамках Евразийской патентной организации» настоящего сайта.
На сайте Евразийской патентной организации размещена информация, включающая тексты нормативных документов, бланки заявлений, а также практические рекомендации по осуществлению патентования изобретений в рамках евразийской системы, которые представлены на русском языке.
Патентование изобретений в Европейском патентном ведомстве
Европейское патентное ведомство (ЕПВ) является межправительственной организацией, которая была образована в 1977 году на основе Европейской патентной конвенции (ЕПК), действующей на территории 38 государств-участников. ЕПВ проводит прием, рассмотрение, публикацию заявок и выдачу патентов на изобретения, обеспечивающих правовую охрану изобретений на территории одного, нескольких или всех государств-участников. Официальными языками ЕПВ являются английский, французский и немецкий. В случае подачи европейской патентной заявки на каком-либо другом языке, например, на русском, необходимо представить её перевод на один из официальных языков ЕПВ в течение двух месяцев после подачи заявки.
Особенность Европейских патентов состоит в том, что, будучи выданными, они приобретают национальное значение в странах, для которых они были испрошены.
Получение Европейского патента состоит из следующих этапов:
экспертиза по существу;
выдача патента и его валидация в государствах-участниках.
Последняя процедура включает в себя представление перевода патентного документа на государственные языки некоторых стран-участниц. В случае неосуществления данной процедуры европейский патент утрачивает свое действие на их территории. При этом страны-участницы Лондонского соглашения отказались от обязательности представления такого перевода.
По общему правилу представительство лиц – нерезидентов договаривающихся государств осуществляется исключительно профессиональными представителями, список которых ведет ЕПВ, при осуществлении всех предусмотренных конвенцией процедур, с учетом исключений, предусмотренных Инструкцией к ЕПК.
Важным условием для заявителя является своевременная (на протяжении 31 месяца после подачи заявки) оплата необходимых пошлин и предоставление в ЕПВ качественного и грамотного перевода формулы изобретения на два других официальных языка ЕПВ, отличных от языка делопроизводства.
Ссылки:
Новое! О Едином патентном суде ЕС
Единый европейский патент
Система Единого европейского патента создана в рамках Европейского союза на основании Регламента Европейского парламента и Совета Европейского Союза от 17.12.2012 № 1257/2012, обеспечивающего осуществление расширенного сотрудничества в области создания единой патентной защиты.
Под Единым европейским патентом понимается Европейский патент, который выдается в соответствии с правилами и процедурами Европейской патентной конвенции. После выдачи Европейского патента патентообладателем может быть подан запрос на получение Единого европейского патента, который будет действовать на территории 25 стран.
Запрос на Единый европейский патент в Европейское патентное ведомство подается на бесплатной основе в письменной форме на языке делопроизводства и не позднее, чем за месяц после отметки о выдаче Европейского патента в Европейском патентном бюллетене. К запросу необходимо также приложить перевод описания изобретения на два других официальных языка Европейского патентного ведомства (английский, французский или немецкий языки соответственно).
Единый европейский патент предусматривать оплату единой пошлины в ЕПВ.
Информация о размере пошлин, связанных с получением Единого европейского патента, размещена на сайте Еврокомиссии.
Преимущества Единого европейского патента:
более простой языковой режим;
единое осуществление патентных прав;
введение единой судебной инстанции, решения которой будут признаваться всеми странами, в которых действует Единый европейский патент.
Ссылки:
Регламент Европейского парламента и Совета Европейского Союза от 17.12.2012 № 1260/2012, обеспечивающий осуществление расширенного сотрудничества в области создания единой патентной защиты, о применимых правилах о переводе (на английском языке)
Конвенция о создании Единого патентного суда (на английском языке)
Товарный знак Сообщества и Промышленный образец Сообщества
На уровне Европейского союза также предоставляется правовая охрана Товарным знакам Сообщества (CTM) и Промышленным образцам Сообщества (RCD).
Регистрация как CTM, так и RCD осуществляется на основании подачи одной заявки на соответствующий объект на одном языке в одно ведомство и предполагает уплату единой пошлины, при этом действие правовой охраны зарегистрированных CTM и RCD автоматически распространяется на всю территорию ЕС.
Важной особенностью данных механизмов является то, что регистрация указанных объектов промышленной собственности не ставится в зависимость от национального регулирования государств-членов ЕС.
Функции по экспертизе, регистрации CTM и RCD и дальнейшему администрированию прав на данные объекты интеллектуальной собственности осуществляются централизованным агентством ЕС – Ведомством по гармонизации на внутреннем рынке (OHIM).
Основными правоустанавливающими документами, в которых содержатся положения в отношении указанных механизмов, являются соответствующие директивы и регламенты, принятые институтами ЕС, в частности: Директива 2008/95/ЕС от 22.10.2008 о сближении законодательства стран-членов о товарных знаках, Регламент Совета № 207/2009 от 26.02.2009 о Товарных знаках Сообщества, Директива 98/71/EC от 13.10.1988 о правовой охране промышленных образцов, Регламент Совета № 6/2002 от 12.12.2001 о Промышленных образцах Сообщества и др.
Информация о нормативно-правовых актах ЕС, регулирующих системы охраны CTM и RCD, о практике экспертизы заявок и о пошлинах может быть получен на официальном сайте OHIM.
Ссылки (на английском языке):
Международные системы регистрации
В рамках международной системы интеллектуальной собственности действует несколько международных договоров, устанавливающих международные системы регистрации прав на те или иные виды объектов интеллектуальной собственности. К ним относятся Мадридское соглашение о международной регистрации знаков от 14.04.1891 и Протокол к нему от 28.06.1989, Договор о патентной кооперации от 19.06.1970 (Договор PCT), Гаагское соглашение о международном депонировании промышленных образцов от 06.11.1925, а также Лиссабонское соглашение об охране наименований мест происхождения и их международной регистрации от 31.10.1958.
Указанные системы регистрации обеспечивают возможность испрашивать правовую охрану объекту интеллектуальной собственности в нескольких или всех государствах-участниках на основании единой заявки. При этом вопрос о предоставлении правовой охраны объекту на территории каждого государства-участника разрешается этим государством самостоятельно. Регистрация по такой системе имеет такие же последствия, как регистрация по национальной заявке.
По состоянию на 2020 год Российская Федерация является участником Системы PCT, Мадридской системы и Гаагской системы.
Полезные ссылки и дополнительная информация
На сайте Федерального института промышленной собственности (ФИПС) размещены следующие ресурсы, которые могут быть полезны заявителям:
Сведения о российских и зарубежных базах данных, которые могут быть использованы для поиска информации, относящейся к изобретениям, товарным знакам
Путеводитель по фондам ВПТБ и Интернет-ресурсам может быть использован при проведении зарубежного патентования. В Путеводителе приводится информация по 140 странам и 8 международным организациям. Материал расположен по странам и систематизирован по объектам промышленной собственности: изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, фирменные наименования, селекционные достижения, программы для ЭВМ и базы данных, топологии интегральных микросхем и др. В Путеводителе приводятся ссылки к текстам действующих нормативных актов, в соответствии с которыми осуществляется предоставление правовой охраны объектам интеллектуальной собственности, а также содержится другая информация, которая может быть использована при подаче заявки и проведении патентных исследований. Даны ссылки на патентные базы данных, классификации объектов промышленной собственности, тексты официальных бюллетеней, адреса электронных реестров, содержащих информацию о правовом статусе патентных документов стран мира, и другие полезные ресурсы
Интернет-навигатор по патентно-информационным ресурсам содержит ссылки и краткое описание полезных ресурсов, представленных на сайтах организаций, занимающихся вопросами правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации в Российской Федерации и за рубежом. Рубрика Навигатора «Патентование за рубежом» включает краткую информацию о деятельности патентного ведомства и других организаций, работающих в области охраны интеллектуальной собственности; приводятся ссылки к документам, касающимся оформления и подачи заявки на различные объекты промышленной собственности (законодательные акты, руководства и рекомендации, формы заявлений (бланки) для подачи заявок, размеры пошлин и сборов), а также сведения о зарубежных патентных поверенных и поверенных по товарным знакам; о системе электронной подачи заявок и др. В настоящее время включена информация по следующим странам: Австралия, Австрия, Великобритания, Германия, Канада, Китай, Корея, Республика, США, Франция, Швейцария, Япония и международным организациям: ВОИС, ЕПО, ЕАПО, ARIPO, OAPI. Список стран постоянно расширяется
Дополнительную информацию, касающуюся зарубежного патентования, можно найти в библиографических указателях патентно-правовой литературы. Перечень и тексты библиографические указателей, подготовленные отделением «Всероссийская патентно-техническая библиотека» ФИПС, размещены в разделе «Отделение ВПТБ» в рубрике «Библиографические указатели и списки»
В открытом доступе в сети «Интернет» размещены следующие базы данных:
PATENTSCOPE – международная база данных по объектам патентного права и международным заявкам, поданным в соответствии с Договором о патентной кооперации
Espacenet – международная база данных по объектам патентного права, охраняемых более чем в 90 странах по заявкам, поданным в соответствии с Договором о патентной кооперации и заявкам в Европейское патентное ведомство
IPC (МПК) – Международная патентная классификация, инструмент для классификации патентов и полезных моделей по областям технологии
ROMARIN – международная база данных по товарным знакам и заявкам, поданным в соответствии с Мадридским соглашением о международной регистрации знаков
TMView – унифицированная база данных о международных регистрациях товарных знаков, товарных знаках Сообщества и товарных знаках, охраняемых на национальном уровне в ряде государств
TMClass – вспомогательный инструмент для поиска и классификации товаров и услуг (терминов), проводимых в целях подачи заявок на товарные знаки
Designview – централизованная система, в которой предоставлен доступ к информации по промышленным образцам любого из участвующих национальных ведомств
EuroLocarno – инструмент для поиска и классификации товаров в соответствии с Локарнским соглашением об учреждении Международной классификации промышленных образцов
Дополнительная информация на сайте Роспатента: