что делает художник фрилансер
Я хочу уйти на фриланс. Что мне для этого нужно и что меня там ждет?
Желание уйти на фриланс посещало многих специалистов. Это происходит по многим причинам, самые популярные — много свободного времени и больший доход. Мы поговорили с тремя фрилансерами о том, как они ушли в свободное плавание, с чего начинали и к чему пришли. А также расспросили юриста о правовой стороне такого формата работы.
Почему люди уходят на фриланс
В начале карьеры бывало так, что я ничего не зарабатывала в месяц. Если три тысячи гривен выходило — уже хорошо.
Ирина Вале художница
Но потом добавляет, что всё равно чувствует себя богатой: не из-за миллионов гривен дохода, а из-за множества свободного времени, которое можно тратить на жизнь и творчество. Люди в офисах не всегда могут себе это позволить.
Ирина Вале ушла на фриланс 5 лет назад. За это время она вышла на достаточный уровень заработка: обеспечивает себя и помогает родителям. В этом помогло хорошее портфолио и собственный блог в социальных сетях.
«Я захотела пойти на курсы по иллюстрации, но чтобы на них поступить мне нужно было портфолио с пятью работами. Я оформила их на Behance. Кроме того, активно вела соцсети, и благодаря этому ко мне стали приходить заказчики», — рассказывает Ирина.
Фриланс — это глобальный тренд рынка труда последние несколько лет, но в прошлом году приток фрилансеров резко увеличился главным образом из-за пандемии. В марте 2020 года, когда начался первый локдаун в Украине, на украинской бирже Freelancehunt приток пользователей вырос на 44%.
Количество фрилансеров в Украине выросло почти вдвое. Источник: pexels.com
Но для художников это не очень показательно — они обитают на других платформах, в основном на ArtStation или Behance. На этих сайтах можно выложить свои работы и оформить профиль, чтобы заказчики сами могли тебя найти.
Не обязательно заниматься исключительно фрилансом, такую занятость можно совмещать с основной работой. Senior DX Artist Артем Пличко, например, работает в таком формате из-за возможности выбирать интересные для себя проекты.
Фриланс — это часть моего дохода, но не постоянная работа. Поэтому я сотрудничаю с несколькими компаниями и могу выбирать над чем мне хочется работать, а над чем — нет.
Артем Пличко Senior DX Artist
Заказы в соцсетях приходят как обычное сообщение в директ, поэтому отследить, сколько зарабатывают художники-фрилансеры, сложно. Но фриланс определенно дает возможность заработать больше, чем фуллтайм, за счет выхода на иностранных заказчиков.
Конечно, доступ к таким заказчикам появляется не сразу. Сначала надо наработать портфолио и опыт, а также знать английский.
Как найти первых заказчиков
Биржи фриланса — это то, с чего начинает фрилансер в любой сфере, и художник не исключение. Такие сайты хороши тем, что они упрощают поиск и оформление заказа, а еще защищают от рисков (например, что за работу не заплатят).
«Бирж очень много — Fiverr, Upwork и другие. Частично такие сервисы выполняют работу за тебя, но берут за это соответствующий процент», — рассказывает Артем.
Он советует даже новичкам не бояться сотрудничать с заказчиками напрямую, потому что так оплата будет выше. На самом деле, художникам так искать работу даже проще — для них главное показать портфол ио, а не отзывы на бирже. Поэтому для начала запости свои иллюстрации везде, где только можете. Помимо ArtStation и Behance это может быть:
Все три соцсети — непрофессиональные, поэтому на них нужно не только постить, но и выстраивать личный бренд, а для этого понимать, кто твоя целевая аудитория. Например, если хочешь рисовать для зарубежных заказчиков, то, как минимум, веди аккаунт на английском.
На ArtStation и Behance все проще, потому что там главное — работы. По такому же принципу действует и DeviantArt — выкладывай туда как коммерческие иллюстрации, так и личные работы, и почаще заглядывай в директ.
«Проекты, которые мы рисуем для себя и публикуем, приносят новых клиентов с похожими задачами», — утверждает Ирина.
Искать фриланс-проекты можно и на сайтах rabota.ua и work.ua (для Украины), или indeed.com и glassdoor.com (для других стран). Просто откликайся на объявление и обязательно прикладывай примеры работ. Так, например, нашел свой текущий проект Андрей Андрейченко, Remote 3d artist в 5518 Studios. Он не работает с заказчиками напрямую, а получает заказы через свою компанию.
«5518 studios — это посредник между художниками и заказчиками, начиная от небольших студий, и заканчивая Marvel, 4а games и Activision. Я работаю с ними уже больше года. От 5518 мне приходят заказы по заранее оговоренному рейту за час или за проект», — рассказывает Андрей.
Заказчик найден. Что дальше?
Большая часть работы фрилансера — это коммуникация.
Ирина Вале художница
С разговора начинается знакомство с заказчиком. И, даже если ему уже понравилось портфолио, на этом моменте может все пойти прахом — с его стороны или художника.
«Если по переписке ощущаешь, что человек сам не знает чего хочет, лучше отказаться от этого проекта. С такими заказчиками всегда много проблем, оно того не стоит», — говорит Ирина.
Как находить заказы на фрилансе. Источник: pexels.com
Художница советует сразу очертить границы при переписке, потому что это сильно влияет на тайминг и фидбэк. В то же время, она рекомендует помнить о том, что заказчик — не художник, поэто му ему нужно как можно лучше презентовать работу на этапе эскиза. Сырые скетчи не подойдут. Нужно показывать готовность около 40-60 % от работы, чтобы клиент не испугался незавершенности.
После пары заказов у тебя, скорее всего, уже сложится представление о том, как себя вести и о чем говорить в первую очередь.
«Главное быть профессионалом и иметь хорошие нервы. Для заказчиков ты — решение их проблемы. Для тебя они — частичная занятость. Все в выигрыше и все счастливы», — говорит Артем.
Как организовать работу на фрилансе
Самая большая ошибка на фрилансе — отсутствие дисциплины и нормированного графика. Коллеги в офисе значительно повышают уровень контроля работы, а на фрилансе у меня были ситуации, когда я некоторое время сидел без дела, а потом работал месяц без выходных по 18-20 часов.
Андрей Андрейченко Remote 3d artist в 5518 Studio
Справиться с такими ситуациями поможет тайм-менеджмент и навыки планирования. Обязательно записывай все свои задачи хотя бы на листе бумаги, так не придется держать все в голове.
Если предпочитаешь приложения на смартфон или компьютер, попробуй Asana или Trello. Там можно не только указывать текущие проекты, но и прописывать требования к ним и время выполнения.
К сожалению, даже если ты гуру тайм-менеджмента, в работе могут случаться простои. Ведь частоту заказов не всегда удается контролировать. В таких случаях Ирина рекомендует браться за личные проекты. Лучше заниматься персональными иллюстрациями и пополнять портфолио, чем хвататься за «что угодно». Например — за явно не свой стиль.
«Я всегда отказываюсь, когда предлагают рисовать не в моей стилистике. Есть художники-универсалы, которые под все могут подстроиться, но я не в их числе», — говорит Ирина.
Если ты сотрудничаешь с игровыми компаниями, или хотите рисовать для кино или мультфильмов, вопрос своего стиля уже не стоит. Такие заказчики ищут художников, которые впишутся в существующую команду (исключение: независимые проекты). Тогда нужно уметь понимать свой уровень и нишу (персонажи, концепты, окружение и так далее) и не брать на себя задачи «не по плечу».
«Если взяться за работу, в которой ты плохо разбираешься, ты будешь тормозить и подставлять всю команду своими ошибками. Лучше ставить себе большие цели в персональных проектах. Так мы развиваемся, повышаем уровень, никого не тянем назад и добавляем отличную работу в портфолио», — советует Андрей.
Что касается графика, фрилансеры его определяют исходя из своих предпочтений. Например, Ирина работает по 6 часов во второй половине дня, и никогда не работает ночью. Другие, как Андрей, придерживается стандартного «офисного» графика: 5 дней по 8 часов.
Какая зарплата у фрилансера
«Ты будешь зарабатывать столько, сколько захочешь» — это про фриланс. Но здесь под «хочешь» подразумевается скорее «сможешь»: какой объем работы осилишь, как быстро и как хорошо умеешь находить заказчиков и договариваться с ними.
Зарплата зависит от выработки, проекта и уровня навыка. Ты можешь быть хорошо оплачиваемым профи и делать очень сложные и дорогие задачи. Или быть неопытным и выполнять более простую и дешевую работу.
Андрей Андрейченко Remote 3d artist в 5518 Studio
Если у тебя нет посредника, каждому новому клиенту придется доказывать, что твой рейт соответствует твоему уровню.
Артем советует даже новичкам не стесняться просить много. Если знаешь, что всегда недооцениваешь себя, смело добавляй 30% к стоимости, которая кажется тебе нормальной. Кроме того, важно обсудить, что именно ты делаешь за эту сумму. Иногда появляются нюансы вроде доработок, которые заказчик «думал, что входят в оплату».
Нормально для каждого заказа просчитывать стоимость индивидуально. Например, для США увеличивать рейт, потому что доходы в этой стране выше. Ведь даже Netflix устанавливает стоимость подписки для каждой страны отдельно.
«Есть минимальная цена за иллюстрацию, ниже нее я не возьмусь. Дальше считаю в зависимости от сроков, использования, стран распространения, формата», — делится опытом Ирина.
Какая зарплата у фрилансера. Источник: pexels.com
Иллюстрация для коммерческого использования всегда будет дороже, чем работа for personal use (например, портрета, который человек хочет подарить маме). Потому что, если ты, например, делаешь обложку для книги, автор будет впоследствии получать прибыль от каждой ее продажи. Нужно думать на перспективу.
Например, автор «Ведьмака» Анджей Сапковский, не верил в успех игры по саге, поэтому отказался от выплаты процентов от прибыли. Он продал авторские права за установленную сумму. В итоге прибыль разработчика игры CD Projekt Red уже в 2018 превысила полмиллиона долларов, а у Сапковского так и осталось 35,000 злотых.
При определении цены также учитывай возможность повторных заказов. Постоянным клиентам можно делать скидки, ведь именно такие заказчики обеспечивают стабильность на фрилансе.
Вопросы юристу: ФОП, бухгалтерия, иностранные заказчики
Как мне законно оформить свою деятельность, если я фрилансер?
Корпоративный юрист Сергей Овчаров говорит, что ФОП — самый оптимальный вариант оформления с точки зрения налогообложения. Есть два варианта оплаты налогов для физлица-предпринимателя: упрощенная система и общая. Упрощенная делится на три группы:
ФОП на общей системе налогообложения платит ЕСВ 1320 грн в месяц, НДФЛ — 18% от чистого дохода, и военный сбор — 1,5% от чистого дохода. Можно также оставаться самозанятым лицом, но тогда также нужно будет платить 19,5% налогов с полученных доходов.
Я работаю с иностранными компаниями, какую систему выбрать?
Если ты работаешь с иностранными заказчиками, выбирай ФОП 3-й группы. Из платежных сервисов юрист рекомендует выбирать Payoneer или Transferwise.
А если я не хочу открывать ФОП?
Чтобы это случилось, достаточно кому-то из конкурентов или недовольных заказчиков рассказать о тебе и твоей деятельности, и дать ссылку на рабочую страницу в Instagram, например.
Какой КВЕД ФОПа выбрать для CG-художника?
Как основной лучше всего подойдет КВЕД 74.10 «Спеціалізована діяльність із дизайну». В качестве дополнительных можно выбрать эти:
Как вести бухгалтерию? Нужно обязательно нанимать бухгалтера?
«Нанимать бухгалтера не обязательно — у ФОП простая бухгалтерия и можно вести ее самостоятельно. Но если не хочется, лучше нанять специалиста», — рассказывает юрист Сергей Овчаров.
Если выбрал первый вариант, нужно будет завести Книгу Учета Доходов (в свободной форме, например, как Excel-таблица) и записывать туда всю прибыль. Если будешь вовремя платить налоги, вопросов к тебе не будет, а налоговые проверки будут только перед закрытием ФОПа. Декларацию и отчетность для оплаты налогов можно подавать в электронном виде.
Кстати, не забывай, что личные финансы и доходы ФОП нужно разделять. Чтобы не возникло проблем, получай оплаты на карту ФОП, а выводи с нее доходы на личную только после уплаты налогов.
Могу я продолжать работать в офисе, если я ФОП?
Можешь, и при этом можешь оставаться обычным наемным сотрудником.
Защитит ли ФОП от недобросовестных заказчиков, которые могут «кинуть на деньги»?
Сам факт наличия ФОПа не защитит, а вот если для каждого заказы ты составляешь договор с четко прописанными обязанностями и правами каждой стороны — это поможет. Если не знаешь, как написать такой документ, можешь нанять юриста.
Чтобы еще больше обезопасить себя, договаривайся с клиентом о предоплате. Еще можно работать на фриланс-биржах: на некоторых есть так называемая безопасная оплата — когда деньги клиента сразу переводятся на баланс биржи, а после выполнения заказа — на твой счет. Но они берут процент за это.
Значит, вы хотите быть иллюстратором-фрилансером?
Карьеры в сфере дизайна и иллюстрации настолько же разнообразны, как и художники, работающие в этих областях. Сегодня мы будем исследовать мир иллюстраторов-фрилансеров. Я искала фрилансеров со всего мира и задавала им вопросы, а они были достаточно любезны, чтобы поделиться со мной своим опытом. Мы обсудим их образование, ежедневные задачи, как они находят клиентов, с какими выразительными средствами работают, как они себя продвигают и мотивируют и так далее.
В отличие от штатных художников, которые работают на конкретную компанию, фрилансерам нужно мудро управлять своим временем, деньгами и клиентской базой, чтобы всё работало. Чтобы продвигаться в карьере, им часто нужно быть самому себе начальником и выполнять многочисленные роли (промоутера, гуру социальных сетей, бухгалтера, агента, арт-директора и так далее). Я искренне надеюсь, что вы, как и я, просмотрев ответы различных художников, найдёте эту статью информативной, мотивирующей и вдохновляющей. Считайте её своим руководством по роли иллюстратора-фрилансера.
Чем занимается иллюстратор-фрилансер?
Если сказать вкратце, они создают иллюстрации для различных клиентов. Давайте разделим на группы некоторые наиболее распространённые роли и задачи в карьере иллюстратора-фрилансера:
Какое нужно образование?
Теперь, когда мы имеем представление о том, чем занимаются иллюстраторы, важно поговорить об их образовании и подготовке, для того чтобы направить карьеру в нужном направлении.
Как мы узнали от штатных дизайнеров, у некоторых художников есть официальное образование, другие являются самоучками, а третьи совмещают в себе и то, и другое. Из тех, кто отвечал на мои вопросы, 40% являются самоучками, у 60% есть официальное образование, но и те, и другие продолжали учиться, чтобы расти как художники. Некоторые посещали художественную школу или специальные курсы, а другие обучались на художественном факультете в университете.
Есть у вас официальное художественное образование или нет, на ваше решение может влиять стоимость, учебная программа, преподаватели и та ценность, которую клиенты придают вашим сертификатам, степеням и достижениям. Конечным результатом будет ваше портфолио, независимо того, какой путь вы выберете, потому что ни одного художника не наймут на работу, если ему будет нечего показать клиенту. Официальное образование даст вам набор навыков и умение составлять портфолио. Неформальное образование и самостоятельное обучение требуют здоровую дозу самомотивации.
Изучаемые предметы включают в себя анатомию, перспективу, светотень, рисование красками, цифровые носители и другое. Каждая сторона визуального искусства может и должна быть изучена профессиональным художником, чтобы процветать.
Пример работы на заказ Джареда Харта.
О клиентах
Один из самых распространённых вопросов фрилансерам – где они находят клиентов или где клиенты находят их. И один из самых распространённых ответов – через портфолио в Интернете. Не существует гарантии, что, если вы выставите свои работы в Интернете, это привлечёт заказы. Тем не менее, такие сайты, как Behance и DeviantArt, позволяют художникам найти потенциальных клиентов и дают им возможность легко организовать своё портфолио. К тому же, художники могут создать для этих целей свой собственный сайт или использовать одну из множества платформ (Blogger, Tumblr и другие), чтобы продемонстрировать свои работы.
Иллюстрация Кристины Мезук для «Backyard Brains»
Тем не менее, иногда можно найти работу, ответив на объявление, рекламу в Интернете или с помощью волшебной сети связей. Конечно, идеально, если клиент сам найдёт вас, зная вашу работу, но и подача заявки на запрос клиента или обращение к потенциальным нуждам клиента может стать для вас новым источником дохода. Тем не менее, важно правильно продвигать себя, не навязываясь никому ради поиска клиентов и не рассылая спам со ссылками на своё портфолио, поскольку это, скорее всего, вызовет обратную реакцию.
Иллюстрация Ханны Сэндвиг для обложки книги.
«В данный момент я иллюстрирую обложки для книг независимых авторов и малых издательств, отдавая предпочтение лёгким женским романам.
Это даёт мне два преимущества: 1) Авторы проводят много времени, общаясь друг с другом, поэтому если им понравится ваша работа, они расскажут о вас своим друзьям; 2) Обычно они ищут иллюстратора, чтобы работать полностью над всей серией.
Кто ваши клиенты?
После того как мы обсудили, как клиенты могут вас найти, важно знать, кто они, каково работать с ними и что ожидается от вас как от иллюстратора-фрилансера. Я уже привела несколько примеров этого и продолжу рассказывать о работе фрилансера, а сейчас, чтобы ответить на этот вопрос, я обращусь к цитатам художников, с которыми я проводила интервью, об их опыте.
Раскадровка Miss Chat*Z.
Каков процесс работы над внештатным проектом?
Обычный процесс состоит из следующих пунктов:
Обычно клиент должен утвердить каждый шаг, до того как вы сможете двигаться дальше, хотя есть много исключений из этого правила. Возможно, у вашего рабочего процесса другая структура, соответствующая типу вашей работы. В качестве примера можно привести концептуальное искусство, где результат – работа, выполненная на заказ – может быть более грубого качества, чем окончательный дизайн работы, необходимой для иллюстрации обложки книги.
Иллюстрация Эшера Бенсона.
Какие иные формы дохода доступны фрилансерам?
Это важный вопрос: является ли работа иллюстратора-фрилансера его основным источником дохода или он должен работать где-то ещё? Возможно, фриланс – это побочная работа, как для Баии Кхалид, которая говорит:
«Я занимаюсь фрилансом в своё свободное время, после основной работы. Редко… только когда у меня есть клиенты…»
В то же время, иллюстрация может быть и единственным источником дохода для фрилансеров, когда они поддерживают конкретную базу клиентов, постоянно или часто работают с новыми клиентами или другим образом продвигают свою работу в дополнение к заказам на иллюстрации.
Иллюстрация Miss Chat*Z.
Это приводит нас к важному моменту по продаже себя и своих работ. Альтернативным источником дохода может быть онлайн-магазин, которым может управлять третья сторона, например, Society6″», «Redbubble», «InPrint», или сами художники, как на рыночных платформах Etsy, Big Cartel и Storenvy.
Как обстоит процесс работы на себя?
Работа на себя различается от страны к стране (и по штатам, регионам, префектурам, территориям и так далее). Тем не менее, существует несколько неизменных пунктов:
В дополнение к этому, важно узнать свои юридические права как художника, работать с контрактом (составленным юристом вашего клиента, юристом сообщества художников и так далее) и ясно понимать, что делать в случае кражи вашей работы. В отличие от работы в штате, где вы обсуждаете, кому будут принадлежать ваши работы, когда вас нанимают, при внештатной работе права собственности варьируются от клиента к клиенту. Поэтому важно различать это и знать, можете ли вы выставлять напоказ работы в своём профиле (вы подписывали договор о неразглашении?) и можете ли вы продавать печатные копии своих работ (вы сохранили авторские права и просто лицензировали художественную работу для клиента?).
График работы фрилансеров часто определяется клиентскими сроками, их собственной мотивацией к работе и личным расписанием. Некоторые заняты в обычные рабочие часы, в то время как другие работают в любое удобное время либо чтобы успеть удовлетворить другие потребности. В любом случае, нет временного давления, и, хотя пропуск сроков и прокрастинация может иметь негативные последствия, у фрилансеров есть свобода по возможности устанавливать свои собственные рабочие часы и цены.
«Шар-метеор», иллюстратор Никки Радан.
Заключение
Существует множество ролей иллюстраторов-фрилансеров. В какие-то дни они проводят большую часть своего времени рисуя, а в другие дни они заняты бухгалтерией и разбором полётов с клиентами. Клиентами могут быть и крупные компании, и друзья, и все, кто между ними. Фрилансеры работают сами на себя и должны выступать в разных ролях (художника, агента, бухгалтера и так далее), чтобы плавно вести и развивать бизнес.
Несмотря на все «за» и «против» внештатной работы, ремесло иллюстраторов разнообразно и делает их карьеру уникальной, как и их жизни. Понимание опыта других художников позволит вам найти необходимые инструменты, чтобы начать или даже продолжить этот путь, как и подобные направления коммерческого дизайна, в качестве продолжительной карьеры.
Огромное спасибо художникам, которые ответили на вопросы интервью для этой статьи. Вы можете посмотреть их портфолио по ссылкам ниже:
Дополнительные источники
Хотите стать фрилансером? Почему бы не начать продавать то, что вы умеете, с помощью Envato Studio и Envato Market?