какой метод является основным среди методов обучения географии
Методы обучения, используемые на уроках географии
1. По источникам знаний выделяют 3 группы методов обучения:
2. По уровню познавательной деятельности выделяют 3 группы методов обучения:
1) объяснительно-иллюстративный метод;
2) частично-поисковый метод обучения географии;
3) исследовательский метод обучения географии
4. Методы самостоятельной работы
(более подробно предлагаю познакомиться с каждым методом)
1. Словесные методы обучения географии
Наибольшие возможности для проявления самостоятельной творческой деятельности имеет эвристическая беседа с постановкой проблемных вопросов, ведение дискуссии на семинарах и т.д. Беседа позволяет выявить индивидуальные особенности школьников: быстроту их реакции, особенности мышления и речи, памяти, уровень имеющихся знаний, интересы, широту кругозора.
2. Наглядные методы обучения
Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: методы иллюстраций и демонстраций.
Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, карт, зарисовок на доске, картин, портретов ученых и пр.
Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, различного рода препаратов. К демонстрационным методам относят также показ кинофильмов и диафильмов. Такое подразделение средств наглядности на иллюстративные и демонстрационные исторически сложилось в практике преподавания. Оно не исключает возможности отнесения отдельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так и демонстрационных методов. В ходе применения наглядных методов используются приемы: показа, обеспечения лучшей видимости (экран) обсуждения результатов проведенных наблюдений, демонстраций и пр.
— анализ и решение конфликтных ситуаций и т.д.
По уровню познавательной деятельности выделяю 3 группы методов обучения:
2. Частично-поисковый метод обучения географии
Эвристическую беседу можно строить по результатам выполнения практических работ по картам, таблицам, на основе предварительного знакомства с текстом учебника, просмотра учебного видеофильма и т.д.
3. Исследовательский метод обучения географии
Наиболее благоприятные возможности для «исследования» учащимися географических объектов, процессов, территорий имеются при завершении изучения региональных разделов курсов, в конце общих обзоров на уроках обобщения знаний и умений. Например, при изучении экономической и социальной географии России учащимся целесообразно предложить самостоятельно изучить географию современной пищевой промышленности или одного из видов транспорта страны, перспектив его развития.
Методы самостоятельной работы
Методы самостоятельной работы и работы под руководством учителя, как отмечалось ранее, выделяются на основе оценки меры самостоятельности учеников в выполнении учебной деятельности, а также степени управления этой деятельностью со стороны преподавателя.
Все описанные ранее методы (словесные, наглядные, практические и др.) в том случае, когда они применяются при активном управлении действиями учеников со стороны учителя, выступают в данной классификации как методы учебной работы под руководством учителя. В том случае, когда ученик выполняет свою деятельность без непосредственного руководства со стороны педагога, говорят о том, что в учебном процессе применяется метод самостоятельной работы. Самостоятельная работа выполняется как по заданию учителя при опосредованном управлении ею, так и по собственной инициативе ученика, без указаний и инструктажа учителя. Как правило, без предварительного использования первого вида самостоятельной работы невозможен впоследствии ее более сложный второй вариант.
Самостоятельная работа учеников осуществляется при выполнении самых разнообразных видов учебной деятельности. Наиболее распространенным ее видом в школьных условиях является работа со школьным учебником, справочной и другой литературой. Для развития умения использовать метод самостоятельной работы с книгой очень важно систематически работать с учебником на уроках. При объяснении учебного материала учебник не следует закрывать, как это делают многие учителя, а, наоборот, нужно просить учеников внимательно читать вместе с учителем определения, задавать вопросы при затруднениях, мысленно выделять по совету учителя главные мысли параграфа, работать с рисунками, схемами, таблицами, публикуемыми в учебнике отдельные учебные тексты, например, можно вообще предложить ученикам прочитать в ходе урока самостоятельно Особенно это касается несложных параграфов, в которых рассказывается о применениях тех или иных явлений, даются исторические справки и т. п.
Некоторые уроки по доступным темам вообще рационально проводить в виде самостоятельной работы учеников с учебником. После прочтения текста и ответов на контрольные вопросы организуется заключительная беседа, учитель ставит дополнительные контрольные вопросы и обобщает изученное на соответствующем уроке с помощью учеников.
Реферат «Методы обучения географии: традиционные и инновационные »
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Реферат по дисциплине:
«Теория и методика обучения географии. Современные педагогические технологии ИКТ »
«Методы обучения географии: традиционные и инновационные »
Беззубкова Елена Александровна
Понятие метод обучения
Сравнение традиционного и инновационного подходов к построению процесса обучения
Типы инновационных подходов
Классификация методов обучения
Адаптивная модель обучения
Инновационные педагогические технологии:
моделирование географических процессов и явлений;
Настоятельной потребностью современного образования является поиск новых, более действенных педагогических технологий обучения. В современной практике обучения инновации рассматриваются как необходимое условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся.
Общество, в котором мы живем, меняет приоритеты, а вместе с ними и цели географического образования. В настоящие время от учителя географии требуется не столько «наполнения» знаний учащихся разнообразной информацией, сколько умением самостоятельно получать нужную географическую информацию, уметь ее анализировать. Современная школа ставит перед собой задачу по формированию личности, способной к дальнейшему самообразованию.
Уметь быстро адоптироваться к изменяющимся жизненным ситуациям, самостоятельно приобретать необходимые знания, умение применять их на практике для решения поставленных задач;
— самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникшую проблему, грамотно и рационально подобрать необходимое решение;
— уметь творчески мыслить и генерировать принципиально новые идеи;
— грамотно работать с данной информацией;
В таких условиях учитель должен владеть методами и формами построения образовательного процесса, которые бы стимулировали самостоятельную познавательную деятельность ученика. Актуальность данного исследования, необходимость систематизировать инновационные педагогические модели и технологии, определить их роль в процессе развития личности ребенка, показать способы применения традиционных и инновационных технологий в процессе обучения географии.
Цель: данной работы является изучение современных методов обучения и возможности применения их в процессе изучения географии.
Определить основные черты и типы инновационных подходов к обучению;
Сравнить и определить основные черты различия традиционного и инновационного подхода;
Изучить варианты применения различных методов обучения на уроках географии;
Изучить продуктивность применения инновационных методов.
Понятие метод обучения
Понятие- метод обучения предполагает в инструментальном значении как обозначение схемы или плана действий учителя при осуществлении учебного процесса, ее основу составляет преобладающая деятельность учащихся, которую организует, выстраивает учитель. Обучение состоит из методов и форм обучения, отраженных в тематическом плане, педагогической техники средства и приемы, с помощью которых учитель будет реализовать дидактические методы и формы.
Характер учебной деятельности:
Репродуктивная деятельность, усвоение и воспроизведение учащимися фиксированных знаний и способов деятельности (традиционный урок);
Продуктивная поисковая деятельность, направленная на создание нового продукта ( прежде всего интеллектуального, познавательного ). Характер и последовательность этапов обучения, взаимодействие учитель ученик (соотношение и характер ролей учителя и учащегося, типичные способы реагирования учителя на действия учащегося), характеристика ожидаемых результатов обучения.
Такими методами являются:
адоптивный метод обучения.
Инновационные педагогические технологии:
В основании, которых лежит принцип активного познания.
В современной школе необходимо внедрение инновационных методов образования. Преподавание географии особенно остро нуждается в инновационных метода обучения. Современным школьникам необходима мотивация к изучению «второстепенных» на их взгляд предметов, географию относят к их числу. Инновационные методы обучения будут стимулировать познавательную деятельность учащихся на уроках, в том числе и на уроке географии.
Сравнение инновационного и традиционного подходов к построению процесса обучения.
Понятие «инновация» относится не только к созданию и распространению новшеств, но и к изменениям, которые носят существенный характер, изменений в образе деятельности, стиля мышления.
В качестве инновационных методов рассматриваем модели, которые характер обучения в отношении сущностных и инструментально значимых свойств, как целевая ориентация, характер взаимодействия учителя и ученика, их позиции в ходе обучения.
Типы инновационных подходов.
В систематике педагогических нововведения подразделяются на типы и подтипы:
По отношению к структурным элементам образовательных систем нововведения в целеполагании, в задачах, в содержании образования и воспитания, в формах, в методах, в приемах, в технологиях обучения, в средствах обучения и образования, в системе диагностики, в контроле, в оценке результатов и т.д.
По отношению к личностному становлению субъектов образования:
В области развития определенных способностей учеников и педагогов в сфере развития их знаний и умений, навыков способов деятельности компетентностей и др.
По области педагогического применения учебном процессе, в учебном курсе, в образовательной области на уровне системы обучения, на уровне системы образования, в управлении образованием.
По типам взаимодействия учеников педагогического процесса в коллективном обучении, в групповом обучении, в тьюторстве, в репетиторстве, в семейном обучении и т.д.
По масштабности распространения в деятельности одного педагога, методического объединения, в школе, в регионе, на федеральном уровне и т.д.
Классификация методов обучения:
по источникам знаний (словесные, наглядные, практические);
по характеру познавательной деятельности (объяснительно-иллюстрированный репродуктивный, частично-поисковый, проблемного изложения, исследовательский)
Бинарный подход к методам обучения
В многогранном динамичном процессе воспитания педагог сталкивается со сложными задачами, условия и варианты решения которых, далеко не однозначны. Осознание педагогом бинарного подхода как фиксации парности системы приёмов метода воспитания, позволит оптимизировать деятельность воспитанников и будет способствовать целенаправленному полноценному становлению личности. При определении понятия «метод» теоретики часто опираются на такие его толкования, как путь, прослеживание, способ достижения цели, совокупность приемов или операций теоретического и практического освоения действительности, человеческой деятельности. [12, с.633–634]. Вследствие многообразия парадигмальных ориентаций в педагогической науке существуют различные подходы к определению сущности метода воспитания.
Таким образом, бинарный подход выражается в определении парности приёмов системы методов воспитания, включает систему стимульных приёмов (педагога) и систему приёмов мобилизации (воспитанника). Взаимопереходность стимульных приёмов и приёмов мобилизации обеспечивает взаимодействие субъектов воспитания, диалогичность воспитательного процесса. Осознание педагогом бинарности системы методов воспитания позволяет реализовывать их целенаправленно в организации деятельности воспитанников, оптимизировать условия воспитательного процесса и побуждать стремления личности к самовоспитанию.
Использование инновационных личностно-ориентированных моделей обучения на уроках географии.
Проектная деятельность на уроках географии имеет широкую возможность применения.
-мини проекты это вид деятельности используется очень часто например в пятом классе мы можем создать макет строения земли где наглядно увидим все слои (ядро, мантию, земную кору), в девятом классе при изучении структуры хозяйства ученики создают проекты по отраслям например различные предприятия, проекты освоения новых месторождений полезных ископаемых. Такие задания даются на период изучения темы, к концу темы учащиеся предоставляют проект любого промышленного комплекса, и обосновать свои знания, которые они получили в процессе изучения данной темы.
Проект может быть долгосрочный, например в 7 классе учащиеся выстраивают в течение года модель гипотетического материка. Рисуют для него карты, придумывают новые страны и города, сочиняют историю открытия и исследования, выдвигают гипотезы возникновения. На первом этапе определяют местоположение материка на карте. Определяют географическое положение, т.е. координаты, определяют крайние точки. Определяют, какими океанами, омывается, с какими материками находится по соседству. Определяют иго место, положение относительно экватора и нулевого меридиана. Таким образом, материк получает « прописку» на карте мира.
При изучении темы «Рельеф» ученики могут создать карту физическую материка, где покажут основные формы рельефа. При изучении темы « Климат» дети могут нарисовать климатическую карту, где покажут климатические пояса материка и природные зоны.
Изучая тему «Население» учащиеся заселяют свой материк.
Адоптивная модель дает возможность учителю перевести свою деятельность от информирования к консультированию. Эта работа позволяет создать между учителем и учеником атмосферу сотрудничества, учит самоконтролю, приемам исследовательской деятельности. Умению добывать знания, обобщать и делать вывод.
Вариант урока : входной контроль(тест, географический диктант, блиц- опрос и т.д.);
Объяснение нового материала с использованием видеоматериалов, схем, проблемных ситуаций;
Самостоятельная работа учащихся в парах или группах по технологическим картам с адаптивными заданиями;
Индивидуальная работа с учащимися.
С целью создания атмосферы сотрудничества, развития мышления и познавательного интереса при введении в тему используются различные приемы:
мозговой штурм и др.
Данная система соединяет элементы технологий других авторов:
Составление конспектов по методике В.Ф. Шаталова;
Методы С.Н. Лысенковой по опережению, обучению приемам самоконтроля и взаимоконтроля;
Коллективный способ обучения по В.К. Дьяченко, обеспечивающий устную, самостоятельную работу «взаимоконтроль» и «взаимообучение».
«Мозговой штурм» относится к эффективным методам активизации коллективной творческой деятельности. Идея метода основана на том, что критика и боязнь тормозят мышление, сковывают творческие процессы. Учитывая это, было предложено разделить во времени выдвижение гипотез и их критическую оценку.
Педагогическое проектирование и педагогические технологии. Решением задачи в ходе применения данного метода управляет руководитель. Он обеспечивает выполнение всех правил «мозгового штурма», а именно:
1. Условие задачи формулируется перед «штурмом» в общих чертах.
2. Группа «генераторов идей» за отведенное время (20-40 мин) выдвигает максимальное количество гипотез. Выдвигаются любые гипотезы: фантастические, явно ошибочные, шутливые. Идеи должны следовать непрерывно, дополняя, и развивая друг друга. Регламент на каждую идею отводится в пределах 2 мин, доказательств не требуется. Все идеи протоколируются. Группа экспертов выносит суждение о ценности выдвинутых гипотез. Экспертиза и отбор гипотез должны проводиться тщательным образом, оцениваются несерьезные и нереальные гипотезы.
Например, данный метод мы можем использовать в восьмом классе при изучении темы «Рельеф» где дети выдвигают гипотезы, а группа экспертов выносит суждение о ценности данных гипотез.
Одним из методов данного направления, является метод инцидента, суть которого заключается в нахождении информации для принятия решения обучающимися самостоятельно.
Например, при изучении темы «Почва» в 6 классе, перед обучающимися ставятся задачи: объяснить, что такое почва, к живой или не живой природе она относится, почему она формируется, и из чего состоит. Класс делится на группы, одна из групп получает краткое сообщение о почве, как объекте живой природы, и перечень проблемных вопросов. Вторая группа аналогично о почве, как объекте неживой природы, третья и четвёртая соответственно о факторах почвообразования и составе, строении и типах почв.
Для принятия решения и ответа на поставленную задачу, информации данной учителем, явно недостаточно и обучающиеся используют интернет ресурсы, электронные приложения к учебнику географии, карты атласа для поиска интересующей их информации и её анализа.
В данной работе мы рассматривали методы и возможности их применения на уроках географии, познакомились с понятиями инновационных методов обучения географии.
Целью современного образования является воспитание творческой личности умеющий широко мыслить, быть мобильным.
В современном обществе происходит смена парадигмы
«образование = обучение» парадигмой «образование = становление».
Развитие концепции непрерывного образования, постепенное смещение приоритетов от прямого обучения к индивидуальному контакту с учениками – индивидуализация обучения, которая проявляется в существовании как различных подходов к преподаванию, так и самих методов.
ФинаровД.П. Методика обучения географии в школе. М.,2007
Якиманская И.С.Личностно ориентированное обучение в современной школе. М.,1996г.
Бордовская Н.В., Реан А.А.Педагогика. Учебник для вузов –СПб.:Питер2000,304с.- (серия учебников нового века)
Горбенюк О.С. ГорбинюкТ.Б. Теория обучения ; учебник для студентов высших учебных заведений. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕС,2003.С.384
Гладких И.В. Методические рекомендации по разработке учебных кейсов.
Калачикова О.Н. Метод кейс-стади: учебное пособие. Томск, 2007
Михайлова Е.И. Кейс и кейс-метод: процесс написания кейса. Маркетинг. 1999. №5, №6 Вестник С.-Петербургского университета. 2005- выпуск 2.
Ситуационный анализ, или анатомия Кейс-метода. Под ред. Сурмина Ю.П. Киев: Центр инноваций и развития, 2002.
Методы, формы организации деятельности учащихся на уроках географии.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Методы, формы организации деятельности учащихся на уроках географии.
Термин «метод» (от греческого methodos) означает «путь, способ продвижения к истине, к ожидаемому результату».
Понятие «метод обучения» отражает:
1) способы обучающей работы учителя и способы учебной работы учащихся в их взаимосвязи;
2) специфику их работы по достижению различных целей обучения.
В рамках ФГОС я использую активные и интерактивные методы, как более действенные и эффективные.
Метод проектов предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и умение находить решение проблемы. Проектный метод объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы и приемы обучения по ФГОС.
Проблемный метод — предполагает постановку проблемы (проблемной ситуации, проблемного вопроса) и поиск решений этой проблемы через анализ подобных ситуаций (вопросов, явлений).
Метод развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) — метод, направленный на развитие критического (самостоятельного, творческого, логического) мышления. В методике предлагается своя структура уроков, состоящая из этапов вызова, осмысления и размышления.
Эвристический метод — применяю разнообразные игровые приемы в форме конкурсов, деловых и ролевых игр, соревнований, исследований.
Исследовательский метод перекликается с проблемным методом обучения. Только здесь я сама формулирую проблему. Задача учеников — организовать исследовательскую работу по изучению проблемы.
Метод модульного обучения — содержание обучения распределяется в дидактические блоки-модули. Размер каждого модуля определяется темой, целями обучения.
Выбор метода зависит от многих условий:
уровня подготовленности учащихся;
времени, отведенного на изучение материала;
теоретической и практической подготовленности учителя.
Каждый метод обучения содержит в себе свой набор приемов, которые помогают наиболее эффективно реализовать метод на практике.
В зависимости от способа организации деятельности, методы подразделяют на: способствующие приобретению новых знаний; формирующие умения и навыки; проверяющие и оценивающие знания.
Данная классификация прекрасно согласована с главными задачами процесса обучения и способствует лучшему пониманию их назначения. Формы организации урока и используемые методы в первую очередь зависят от цели урока. Учителю нужно понимать, какого именно результата он хочет добиться от занятия. Если для него важно донести определенный материал, сделать обзор литературы определенного периода, то закономерно будет использован объяснительно-иллюстративный метод. Если же учитель хочет привлечь детей к научной деятельности, самостоятельному поиску информации, то необходимо воспользоваться исследовательским методом.
Для специальной педагогики особое значение имеет классификация методов с учетом целостного подхода к процессу обучения, разработанная Ю.К.Бабанским. Он выделяет три группы методов:
1.методы организаций и осуществления учебно-познавательной деятельности
а) по источникам: словесные, наглядные, практические
б)по логике: индуктивные, дедуктивные
в) по мышленю: репродуктивные, проблемно-поисковые
г) по управлению: методы самостоятельной работы, работа под руководством учителя
2.методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности
а)методы стимулирования и мотивации интереса к учению
б)методы стимулирования и мотивации долга и ответственностив учении.
3.методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности
а)методы устного контроля и самоконтроля
б) методы письменного контроля и самоконтроля
в)методы практического контроля и самоконтроря
Интерес представляет классификация методов обучения, предложенная В.А.Онищук. За основу классификации автор взял виды деятельности учителя и учащихся. Им выделены следующие методы обучения:
Формы организации познавательной деятельности учеников:
формулирование вопросов для получения информации
решение проблемных ситуаций
проектирование и моделирование
выполнение практических работ
Выбор формы организации урока в школе должен быть разнообразным. Чаще всего используется фронтальная работа. Она особенно актуальна во время постановки целей урока, проведения рефлексии. Фронтальная работа позволяет осуществлять совместное решение заданий, демонстрировать алгоритмы поиска ответов на сложные вопросы. Хорошие результаты дает работа в постоянных парах. Она помогает заполнить пробелы, стимулирует активную деятельность со стороны каждого ученика. Чаще всего такая работа осуществляется с участием соседей по парте. Поэтому важно изначально при рассаживании детей обращать внимание на их уровень подготовки, чтобы ученики могли эффективно взаимодействовать друг с другом.
Предназначение дидактических средств
содействовать осознанию содержания учебных тем
способствовать прочному усвоению учащимися программного материала
языковые системы знаков, используемые в устной и письменной речи;
произведения искусства и иные достижения культуры (живопись, музыка, литература);
средства наглядности (схемы, рисунки, чертежи, диаграммы, фото и т.п.);
учебные компьютерные программы по теме урока;
организующе-координирующая деятельность учителя;
уровень квалификации и внутренней культуры учителя;
формы организации учебной деятельности на уроке.
отдельные тексты из учебника, пособий, книг, справочников;
отдельные задания, упражнения, задачи из учебников, задачников, дидактических материалов;
средства наглядности (предметы, действующие макеты, модели);
технические средства обучения;
На уровне предмета
система условных обозначений различных дисциплин:
искусственная среда для накопления навыков по данному предмету;
учебные компьютерные программы, охватывающие весь курс обучения по предмету.
учебники и учебные пособия;
методические разработки (рекомендации) по предмету;
При подготовке к урокам я стараюсь тщательно продумать формы и методы организации работы на уроке для активизации познавательной деятельности ученика, для привития интереса к учебе.
Все перечисленные методы и формы организации работы на уроках отвечают требованиям новых стандартов, помогают вовлечь наибольшее количество учащихся в образовательный процесс, повысить интерес к предмету. Ребята в процессе обучения овладевают навыками отбора информации, постановки цели и решения задач, которые пригодятся им не только в учебном процесс, но и в жизни. Взаимодействие и сотрудничество способствуют формированию культуры поведения.