какой метод обучения предназначен для видов деятельности требующих высокой степени сноровки
Какой метод обучения предназначен для видов деятельности требующих высокой степени сноровки
Основным методическим направлением в процессе физического воспитания является строгая регламентация упражнений. Сущность методов строго регламентированного упражнения заключается в том, что каждое упражнение выполняется в строго заданной форме и с точно обусловленной нагрузкой.
Методы строго регламентированного упражнения обладают большими педагогическими возможностями. Они позволяют: 1) осуществлять двигательную деятельность занимающихся по твердо предписанной программе (по подбору упражнений, их связкам, комбинациям, очередности выполнения и т.д.); 2) строго регламентировать нагрузку по объему и интенсивности, а также управлять ее динамикой в зависимости психофизического состояния занимающихся и решаемых задач; 3) точно дозировать интервалы отдыха между частями нагрузки; 4) избирательно воспитывать физические качества; 5) использовать физические упражнения в занятиях с любым возрастным контингентом; 6) эффективно осваивать технику физических упражнений и т.д.
В практике физического воспитания все методы строго регламентированного упражнения подразделяются на две подгруппы: 1) методы обучения двигательным действиям; 2) методы воспитания физических качеств.
Методы обучения двигательным действиям. К ним относятся:
1) целостный метод (метод целостно-конструктивного упражнения);
2) расчлененно-конструктивный; 3) сопряженного воздействия. Метод целостно-конструктивного упражнения. Применяется на любом этапе обучения. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия осваивается с самого начала в целостной своей структуре без расчленения на отдельные части. Целостный метод позволяет разучивать структурно несложные движения (например, бег, простые прыжки, общеразвивающие упражнения и т.п.).
Целостным методом возможно осваивать отдельные детали, элементы или фазы не изолированно, а в общей структуре движения, путем акцентирования внимания учеников на необходимых частях техники.
Недостаток этого метода заключается в том, что в неконтролируемых фазах или деталях двигательного действия (движения) возможно закрепление ошибок в технике. Следовательно, при освоении упражнений со сложной структурой его применение нежелательно. В этом случае предпочтение отдается расчлененному методу.
Расчлененно-конструктивный метод. Применяется на начальных этапах обучения. Предусматривает расчленение целостного двигательного действия (преимущественно со сложной структурой) на отдельные фазы или элементы с поочередным их разучиванием и последующим соединением в единое целое.
При применении расчлененного метода необходимо соблюдать следующие правила (В. В.Белинович, 1958).
1. Обучение целесообразно начинать с целостного выполнения двигательного действия, а затем в случае необходимости выделять из него элементы, требующие более тщательного изучения.
2. Необходимо расчленять упражнения таким образом, чтобы выделенные элементы были относительно самостоятельными или менее связанными между собой.
3. Изучать выделенные элементы в сжатые сроки и при первой же возможности объединять их.
4. Выделенные элементы надо по возможности изучать в различных вариантах. Тогда легче конструируется целостное движение.
Недостаток расчлененного метода заключается в том, что изолированно разученные элементы не всегда легко удается объединить в целостное двигательное действие.
В практике физического воспитания целостный и расчлененно-конструктивный методы часто комбинируют. Сначала приступают к разучиванию упражнения целостно. Затем осваивают самые трудные выделенные элементы и в заключение возвращаются к целостному выполнению.
Метод сопряженного воздействия. Применяется в основном в процессе совершенствования разученных двигательных действий для улучшения их качественной основы, т.е. результативности. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия совершенствуется в условиях, требующих увеличения физических усилий. Например, спортсмен на тренировках метает утяжеленное копье или диск, прыгает в длину с утяжеленным поясом и т.п. В этом случае одновременно происходит совершенствование как техники движения, так и физических способностей.
При применении сопряженного метода необходимо обращать внимание на то, чтобы техника двигательных действий не искажалась и не нарушалась их целостная структура.
Методы воспитания физических качеств. Методы строгой регламентации, применяемые для воспитания физических качеств, представляют собой различные комбинации нагрузок и отдыха. Они направлены на достижение и закрепление адаптационных перестроек в организме. Методы этой группы можно разделить на методы со стандартными и нестандартными (переменными) нагрузками.
Методы стандартного упражнения в основном направлены на достижение и закрепление адаптационных перестроек в организме. Стандартное упражнение может быть непрерывным и прерывистым (интервальным).
Метод стандартно-непрерывного упражнения представляет собой непрерывную мышечную деятельность без изменения интенсивности (как правило, умеренной). Наиболее типичными его разновидностями являются: а) равномерное упражнение (например, длительный бег, плавание, бег на лыжах, гребля и другие виды циклических упражнении); б) стандартное поточное упражнение (например, многократное непрерывное выполнение элементарных гимнастических упражнений).
Метод стандартно-интервального упражнения — это, как правило, повторное упражнение, когда многократно повторяется одна и та же нагрузка. При этом между повторениями могут быть различные интервалы отдыха.
Методы переменного упражнения. Эти методы характеризуются направленным изменением нагрузки в целях достижения адаптационных изменений в организме. При этом применяются упражнения с прогрессирующей, варьирующей и убывающей нагрузкой.
Упражнения с прогрессирующей нагрузкой непосредственно ведут к повышению функциональных возможностей организма. Упражнения с варьирующей нагрузкой направлены на предупреждение и устранение скоростных, координационных и других функциональных «барьеров». Упражнения с убывающей нагрузкой позволяют достигать больших объемов нагрузки, что важно при воспитании выносливости.
Основными разновидностями метода переменного упражнения являются следующие методы.
Метод переменно-непрерывного упражнения. Он характеризуется мышечной деятельностью, осуществляемой в режиме с изменяющейся интенсивностью. Различают следующие разновидности этого метода:
а) переменное упражнение в циклических передвижениях (переменный бег, «фартлек», плавание и другие виды передвижений с меняющейся скоростью);
б) переменное поточное упражнение — серийное выполнение комплекса гимнастических упражнений, различных по интенсивности нагрузок.
Метод переменно-интервального упражнения. Для него характерно наличие различных интервалов отдыха между нагрузками. Типичными разновидностями этого метода являются:
а) прогрессирующее упражнение (например, последовательное однократное поднимание штанги весом 70—80—90—95 кг и т.д. с полными интервалами отдыха между подходами;
б) варьирующее упражнение с переменными интервалами отдыха (например, поднимание штанги, вес которой волнообразно изменяется — 60—70—80—70—80—90—50 кг, а интервалы отдыха колеблются от 3 до 5 мин);
в) нисходящее упражнение (например, пробегание отрезков в следующем порядке — 800 + 400 + 200 + 100 м с жесткими интервалами отдыха между ними).
Кроме перечисленных, имеется еще группа методов обобщенного воздействия в форме непрерывного и интервального упражнения при круговой тренировке.
Круговой метод представляет собой последовательное выполнение специально подобранных физических упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы. Для каждого упражнения определяется место, которое называется «станцией». Обычно в круг включается 8—10 «станций». На каждой из них занимающийся выполняет одно из упражнений (например, подтягивания, приседания, отжимания в упоре, прыжки и др.) и проходит круг от 1 до 3 раз (рис. 5).
Рис. 5. Метод круговой тренировки
Данный метод используется для воспитания и совершенствования практически всех физических качеств.
Более подробно методы воспитания физических качеств рассматриваются в седьмой главе «Теоретико-практические основы развития физических качеств».
Анализ профессиональных приемов
Этот метод профессионального обучения специально предназначен для таких видов деятельности, которые требуют высокой степени сноровки и координации. Действия высококвалифицированного работника анализируются с высокой степенью детализации для выявления и описания:
(а) действий, которые выполняет каждый палец, каждая нога и рука работника;
(б) сочетаний всех этих действий;
(в) набора сигналов о начале и завершении действий, которые распознает работник в процессе выполнения операций;
(г) чувств, при помощи которых работник улавливает эти сигналы;
(д) возможных дефектов, которые могут иметь предметы труда; они классифицируются, определяются причины возникновения дефектов и методы их устранения, а также избежания.
22. Методы профессионального обучения425
На основе всей этой информации составляется схематический анализ профессиональных приемов и проводится анализ дефектов (табл. 22.2). Далее разрабатываются серии упражнений на тренировку распознавания стимулов, совершенствование сложных движений и координацию телодвижений в процессе работы.
Анализ профессиональных приемов помогает сократить время профессионального обучения и увеличить его эффективность. Составляющие его основу тщательно подобранные по сложности упражнения позволяют ученику достигать последовательного непрерывного прогресса в освоении профессиональных приемов.
Этот метод предполагает обучение с отрывом от основной работы; он достаточно дорогостоящий и требует длительной подготовки, поскольку детализированный анализ работы можно выполнить только с привлечением опытного консультанта. Применение его компанией может быть оправдано только тем, что, используя этот метод, она собирается обучить большое число учеников или если их обучение более простыми методами отнимет гораздо больше времени, т.е. более одного месяца. В подобных случаях значительные первоначальные затраты на привлечение опытного консультанта, специальное оборудование и помещение для обучения могут впоследствии окупиться сторицей.
Метод открытий
Эта методика обучения профессиональным навыкам была разработана в последние годы и с особым успехом применяется для переподготовки работников более старшего возраста. Во многом она аналогична новым методам, используемым в начальной школе.
Обучение посредством открытий происходит в тот момент, когда обучаемый самостоятельно выявляет принципы работы и правильные методы ее выполнения. Считается, что это более мотивирующий метод, чем прочие формы обучения, поскольку дает ученику возможность самому раскрыть эти принципы, а наградой ему служит самостоятельно найденное решение. Инструктор при этом сохраняет относительную пассивность, лишь подсказывая или показывая. Другим преимуществом этого метода является то, что процесс профобучения полностью сосредоточен на обучающемся, инструктор стремится подойти к проблеме обучения с точки зрения работника, который пока не обладает нужными умениями, а не выбирает умелого работника, как это происходит при анализе профессиональных приемов. При обучении методом открытий становится сразу очевидным, что ученик не понял, тогда как в процессе традиционного обучения инструктор никогда не знает наверняка, все ли из его объяснений поняли ученики.
22. Методы профессионального обучения427
Иллюстрация метода обучения посредством открытий — это схема обучения мастеров, ремонтирующих верхнюю одежду, приведенная в Руководстве по обучению взрослых работников автора Юнис Белбин. Обучающиеся сначала изучают расположения нитей в тканях разного плетения, где вместо натуральных нитей используется толстый эластик, а затем сами обнаруживают, каким образом можно починить дырки, специально сделанные в этих тканях. Постепенно размер плетения уменьшается до достижения натурального размера, к этому моменту обучающиеся в течение 12 недель достигают нормативного уровня умения штопать ткани, при прежних формах обучения на это требовалось от года до 18 месяцев. По мнению Белбин, обучение должно удовлетворять пяти основным требованиям: понимание того, что должно быть сделано, развитие соответствующих рефлексов, формирование адекватного отношения, запоминание и изучение процедур, связанных с выполнением работы (последовательность операций). Этот подход иногда называется подходом CRAMP — аббревиатура, образованная от пяти английских слов, обозначающих эти пять требований (С — comprehension; R — Reflex; A — attitude; M — memorising; P — procedures).
Метод обучения посредством открытий, так же как и метод анализа профессиональных приемов, является формой обучения с отрывом от основного производства и для того, чтобы быть экономически оправданным, требует наличия большого числа учеников. Его можно с успехом использовать для тренировки не только профессиональных приемов, но и знаний путем предоставления обучающемуся возможности самостоятельно выводить решение той или иной проблемы или указания, куда обратиться за необходимой для этого информацией. Преимущества этого метода профессионального обучения состоят в следующем.
(а) Обучающиеся учатся методике постановки правильных вопросов, а не только поиска правильных решений.
(б) Обучение в этом случае воспринимается как непосредственно подходящее для работы обучающегося.
(в) Результаты упражнений могут быть полезными для улучшения общего уровня эффективности работы компании.
Однако метод обучения посредством открытий представляет существенные трудности с точки зрения его организации и администрирования; при этом никто не может гарантировать полного успеха обучения.
428 Практические аспекты управления человеческими ресурсами
ОСВОЕНИЕ ЗНАНИЙ
Необходимость знаний
Ни один работник не может достигнуть успеха на выбранном поприще без детального знания своей работы. В некоторых случаях может требоваться неформальное знание, т.е. опыт выполнения работы, но, как правило, эти знания более быстро и более точно можно получить в результате формального обучения. Анализ работы может показать, какие именно знания требуются для ее выполнения, например, по следующим направлениям,
(а) Цель — функция данной работы в рамках всего производственного процесса.
(б) Необходимая для выполнения данной работы информация — история, традиции, политика компании — знания, которые помогут работнику понять важность своей работы.
(в) Юридические (правовые) требования.
(г) Нормативы качества — насколько точно или насколько аккуратно следует выполнять работу.
(д) Исходные материалы для работы, например, продавец должен знать, какие товары имеются в наличии, их цену и качество; для рабочего — это физические свойства сырья, которое он использует в своей работе.
(е) Инструменты и оборудование.
(ж) Технические знания, например отчетность, научные или инженерные знания.
(з) Личные контакты — взаимоотношения, сложившиеся с другими работниками в процессе выполнения работы.
(и) Процедуры — порядок выполнения различных производственных операций и действий.
В отличие от отношения и умений знания можно получить различными способами, большинство из которых недороги и удобны. Наиболее важные методы получения знаний рассмотрены ниже.
Натаскивание
Этот метод варьируется от нерегулярного «сидения рядом» до официальных регулярных занятий, на которых опытные работники, как
22. Методы профессионального обучения429
правило, менеджеры, объясняют суть работы, задают обучающимся вопросы, чтобы проверить их понимание и знания о работе, а также часто просто наблюдают за обучающимися, чтобы убедиться, что они правильно используют получаемые знания. В рамках этого метода инструктирование осуществляется незамедлительно; это дешевый и удобный способ обучения, он позволяет осуществлять двусторонние коммуникации. В процессе обучения можно учесть особые потребности данного обучаемого и в соответствии с этим внести изменения в инструкции.
Натаскивание часто состоит из демонстрации, сопровождаемой имитацией обучаемыми действий инструктора. Обучаемый может повторять ручные операции, задавать вопросы и постепенно достигать все более высокого уровня мастерства. Сначала следует показывать выполнение простых задач, после освоения которых можно переходить к более сложным комплексным задачам. Взаимосвязь между наставником и обучаемым достаточно тесна и дружественна, наставник всегда может исправить допущенную ошибку.
При этом возникают две проблемы.
(а) Успех обучения зависит от способности инструктора натаскивать (некомпетентный инструктор может передать обучаемому неверные методы работы).
(б) Натаскивание теряет свой смысл, если обучаемый не способен сосредоточиться на критических моментах.
Схожий метод обучения предусматривает самостоятельное изучение работником азов профессиональных навыков с последующей их проверкой инструктором, который задает вопросы, чтобы выявить наличие пробелов в знаниях. Однако подобный подход может поколебать уверенность обучающегося в себе, и его не следует использовать, пока между инструктором и обучаемым не сложатся доверительные взаимоотношения, особенно до формальной проверки знаний.
Наставничество
Это достаточно неформальный метод, когда старший, более опытный работник компании консультирует своего более молодого коллегу по проблемам, касающимся организации работы. Наставник может рассказывать своему подопечному о неформальной политике компании, может озвучивать идеи подопечного и сообщать ему общую информацию, которую молодой работник постесняется узнать у других (например, принятый стиль одежды, принятое обращение к разным членам организации и т.д.). Потенциальными выгодами
430 Практические аспекты управления человеческими ресурсами
от наставничества могут быть усиление мотивации, эффективности выполнения работы, принятие организационной культуры. Новички узнают, что от них требуется, а также что можно ожидать от организации. При этом сами наставники получают необходимую обратную связь и находятся в курсе происходящего на низших уровнях организации.
В некоторых компаниях принято прикреплять новичков к наставникам на период их обучения. Эту роль, как правило, выполняет работник, не являющийся непосредственным начальником новичка — поскольку у новичка могут возникнуть вопросы, которые он сочтет невозможным задать непосредственному начальнику или руководителю своего подразделения. Избранный в качестве наставника работник должен быть зрелым, опытным и доброжелательным, готовым выполнять эту задачу. Проблема может возникнуть, если наставник и его подопечный не сумеют поладить между собой, наставник может быть умным, проницательным, но психологически не подходить на эту роль; наставник может также передать подопечному дурные навыки и плохое отношение к организации. А подопечный со своей стороны может не считать наставника достаточно квалифицированным для выполнения этой роли.
Официальные лекции
Если в компании одновременно имеется большое число новичков, призванных выполнять аналогичную работу, можно организовать серию лекций, чтобы ознакомить с тем, какие знания и навыки требуются в соответствии с их должностью. Если это практически неосуществимо, новички могут посещать лекции на стороне, например в соседнем техническом колледже, хотя знания, которые они приобретут там, будут более общими и менее конкретными с точки зрения потребностей компании.
Лекция представляет собой процесс передачи заранее подготовленных наборов фактов и мнений. Лектор (обычно старший по должности работник) акцентирует внимание обучающихся на основных пунктах, хотя лишь меньшая часть информации запоминается обучающимися (около 25%). Большинство слушателей утверждают, что им трудно сосредоточиться более, чем на один час. Другой возможной проблемой может стать недостаток мотивации внимательно слушать.
Технические знания обычно приобретаются за пределами компании. Как и при натаскивании, эффективность лекций зависит от их полезности, от способностей лектора, от уровня подготовленности лекционного материала и от того, насколько лектор поощряет
22. Методы профессионального обучения
слушателей принимать участие в обсуждении материала. Лекции могут стать более эффективными за счет использования демонстрационных материалов, в том числе, учебных фильмов; кроме того, принято раздавать слушателям краткие конспекты с тезисами лекции.
Прочие методы
Для обеспечения помощи обучаемым в освоении основных знаний можно использовать следующие методы.
(а) Организация для обучающихся экскурсий и посещений других отделов и подразделений компании, в ходе которых они могут побеседовать с работниками компании, с которыми они в ходе производственного процесса общаются только по телефону или при помощи писем. Как правило, имея возможность близко познакомиться с предыдущими и последующими стадиями производственного процесса, работник получает общее представление о работе компании в целом и о своем вкладе в общее дело.
(б) Руководства и диаграммы. Иногда обучаемого снабжают детальным описанием его обязанностей, в которое, как правило, включены графики и диаграммы, иллюстрирующие производственный процесс, или поясняют, какие решения должен принимать работник. Многие работники предпочитают этот метод обучения вместо личных контактов с инструктором, хотя и при этом методе все равно необходимо на кого-либо возложить ответственность за обучение работников, и за дальнейший контроль их профессионального роста.
(в) Моделирование. Вместо того чтобы немедленно по окончании обучения направлять работника на производство, можно сначала попросить его воспроизвести производственный процесс с использованием материалов, имитирующих настоящее сырье или документы. Разрабатывается специальная программа, располагающая все производственные операции в порядке возрастания их сложности. Этот метод может заменить формальные руководства и инструкции, так как будучи грамотно организованным и примененным он может стать аналогом метода открытий.
(г) Баскет-метод — изучение корреспонденции руководителем и принятие решений на основе данных корреспонденции, т.е. работа с ежедневным потоком документов. Этот метод является одной из разновидностей моделирования и представляет собой обучение работника в процессе обработки оперативных документов, ежедневно поступающих на его стол. Обучаемый должен обработать каждый
432 Практические аспекты управления человеческими ресурсами
документ, принять множество решений, хотя они, естественно, не осуществляются на практике и носят учебный характер.
Ценность этого метода для обучения зависит от последующего анализа правильности принятых решений, в ходе которого обучаемый обсуждает с инструктором принятые решения и объясняет их. Этот метод используется для обучения руководителей и иногда для отбора менеджеров, хотя трудно признать его объективность.
(д) Самообучение. Для того чтобы этот метод был успешным, обучаемый должен обладать интеллектом выше среднего уровня, сильной мотивацией и настойчивостью. Обучаемым раздают программу, состоящую из набора задач, требующих посещения разных подразделений компании для сбора и обработки производственной информации разного характера, полученной как лично у менеджеров и руководителей, так и в архивах и текущих делах компании. Затем обучаемые должны периодически представлять отчет о проделанной работе своим инструкторам.
Как и метод открытий, метод самообучения основывается на принципе, гласящем, что знания, полученные в ходе активных исследовательских действий, гораздо прочнее знаний, просто переданных инструктором.
Тест для дошкольных работников «Физическое воспитание»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
1.Совокупность задач, содержания, средств, методов и форм организации физического воспитания – это……..
а) задачи физического воспитания;
б) средства физического воспитания;
в) система физического воспитания;
г) принципы физического воспитания;
д) цель физического воспитания.
2.Соответствие уровня развития двигательных умений и навыков нормативным требованиям программы – это……..
а) физическая подготовленность;
б) физическое воспитание;
в) физическая культура;
г) физическое развитие;
д) физическое совершенство.
3.Они предлагают формирование двигательных умений и навыков, развитие психофизических качеств, развитие двигательных способностей.
а) воспитательные задачи;
б) оздоровительные задачи;
в) образовательные задачи;
г) коррекционо-развивающие задачи;
д) пропедевтические задачи.
5.Какое положение выражает готовность к действию и создает наиболее выгодные условия для правильного выполнения упражнения?
6.Какой способ заключается в одновременном осознанном выполнении двигательных действий всеми детьми и эффективном решении воспитательно-образовательных и оздоровительных задач в работе с детьми?
7.Какая группа методов формирует у детей представления о движении, яркость чувствительного восприятия и двигательных ощущений, развивает сенсорные способности?
8.К какой группе методов относятся перечисленные приемы: показ, подражание, зрительные ориентиры, фотографии, рисунки, схемы, снаряды и пособия, а также музыка, песни, ритм бубна?
10.Сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, вязаных с обязательными для всех играющих правилами. – это……………
а) двигательный режим;
б) основные движения;
в) строевые упражнения;
д) спортивные упражнения
1. Бег со средней скоростью (2-2,5 м/с) является главным средством воспитания __________________ дошкольника.
2. В комплексе оздоровления ослабленных детей особое место занимают физиотерапевтические методы профилактики:
• общее ультрафиолетовое облучение
• прием кислородного коктейля
3. В области физического воспитания дошкольников критериями создания групп дифференцированного подхода выступают следующие показатели:
• уровень двигательной активности
• уровень физической подготовленности
4. Ведущий элемент системы, ее основная форма, на котором происходит ознакомление детей с подавляющим большинством предусмотренных программой физических упражнений, – это:
5. Вид физической активности, средство физического воспитания, общеразвивающее средство спортивной тренировки – это:
6. Вовлекает весь организм ребенка в деятельное состояние, углубляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ, поднимает эмоциональный тонус, повышает жизнедеятельность организма, дает высокий оздоровительный эффект – это:
7. Врачебно-педагогический контроль включает в себя:
• оценку влияния физкультурных занятий на организм детей
• оценку организации и методики проведения разных типов физкультурных занятий с учетом возраста и состояния здоровья детей
• проверку условий и санитарно-гигиенического содержания мест занятий, оборудования, спортивной одежды и обуви
8. Гимнастика после дневного сна проводится в течение:
9. Гимнастика после дневного сна проводится:
• в помещении при открытых фрамугах
10. Главной задачей физического воспитания ребенка в этот период является освоение новых движений, в основном элементов спорта – на __________________ году жизни.
11. Движения, двигательные действия, отдельные виды двигательной деятельности, которые используются для решения задач физического воспитания, – это:
12. Дети с нормальным уровнем физического развития и основных функций организма составляют __________________ группу здоровья.
13. Дети, больные хроническими заболеваниями (хронический тонзиллит, аллергические заболевания, пиелонефрит, астматический бронхит, хроническая пневмония и др.) составляют __________________ группу здоровья.
14. Деятельность, направленная на физическое и двигательное развитие ребенка, основным компонентом которой является движение, – это:
15. Для воспитания у детей умения развивать максимальный темп бега могут быть использованы следующие упражнения:
• бег в быстром и медленном темпе
• бег в максимальном темпе на короткие дистанции
• бег с ускорением по прямой, по диагонали
16. Для развития ловкости необходимы следующие упражнения по координации и условиям проведения:
• быстрая смена различных положений
• выполнение взаимосогласованных действий несколькими участниками
• использование в упражнениях предметов различной формы, веса, фактуры
• применение необычных исходных положений (бег из исходного положения, стоя на коленях, сидя, лежа)
• прыжок из исходного положения, стоя спиной к направлению движения
17. Для развития равновесия могут быть использованы следующие упражнения:
• качание на качелях
18. Досуги, дни здоровья, каникулы как форма физического воспитания имеют свое специфическое назначение, – это:
19. Занятия по физкультуре как форма физического воспитания имеют свое специфическое назначение, – это:
20. Здоровые дети, имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения (гипертрофия миндалин I–II степени, нарушение сна, осанки, незначительные нарушения зрения, отставание отдельных функций в физическом развитии, пониженная сопротивляемость организма к заболеваниям) составляют __________________ группу здоровья.
21. Индивидуальная и дифференцированная работа как форма физического воспитания имеет свое специфическое назначение, – это:
• коррекция физического и двигательного развития
22. К физкультурному оборудованию предъявляются следующие требования: • оборудование и инвентарь, используемые на участке и в помещении, должны соответствовать правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики
• размеры и конструкции оборудования и пособий должны отвечать анатомофизиологическим особенностям детей, их возрасту
23. К формам работы по физическому воспитанию дошкольников относятся: • активный отдых (физкультурные досуги и праздники, дни здоровья, каникулы)
• домашние задания по физкультуре
• индивидуальная и дифференцированная работа (с детьми, имеющими отклонения в физическом и двигательном развитии)
• профилактические и реабилитационные мероприятия (по плану врача) • самостоятельная двигательная деятельность
• физкультурно-оздоровительная работа в течение дня (утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, закаливающие мероприятия)
24. Комплекс действий, направленных на выбор способов, приемов, средств обучения в соответствии с уровнем подготовленности и уровнем развития способностей занимающихся, называется:
25. Комплексная способность человека целесообразно координировать свои движения, точно выполнять их и рационально решать двигательные задачи называется:
26. Многократное повторение ребенком действий заданного содержания называется:
27. На __________________ году жизни ребенок приобретает все больше черт взрослого, в то же время ему еще присущи непосредственность, подвижность, застенчивость. В общей конфигурации тела ребенка становятся более заметны половые отличия.
28. Объем, продолжительность, интенсивность и содержание движений называется:
• уровнем двигательной активности
29. Организованная двигательная деятельность в первой младшей группе представляет собой:
• занятия физкультурой (1–2 раза в неделю) 20–25 минут
• подвижные игры на первой и второй прогулках (3–4 раза в неделю) 20–25 минут
• утренняя гимнастика (ежедневно) 5–7 минут
30. Организованная двигательная деятельность дошкольников состоит из:
• занятий физкультурой (1–2 раза в неделю) 20–25 минут
• подвижных игр на первой и второй прогулках (3–4 раза в неделю) 20–25 минут
• утренней гимнастики (ежедневно) 5–7 минут
31. Основная направленность физической подготовки детей __________________ возраста – дальнейшее расширение арсенала уже освоенных движений и подготовка к более интенсивному освоению новых технически сложных упражнений.
32. Отношение времени, которое затрачено ребенком на выполнение упражнений, ко всему времени занятия, выраженное в процентах, – это:
33. Отношение полезного времени к общей продолжительности всего времени занятия, выраженное в процентах, – это:
• общая плотность времени занятия
34. Отрасль гигиены, изучающая влияние различных факторов внешней среды на организм детей и разрабатывающая гигиенические требования к окружающей ребенка среде и ее нормативы с целью создания полноценных гигиенических условий жизни, обеспечивающих физическое и умственное полноценное развитие детей, – это:
• гигиена детей и подростков
35. Оценка влияния физкультурных занятий на организм детей является:
36. Оценка организации и методики проведения разных типов физкультурных занятий с учетом возраста и состояния здоровья детей является частью
37. Помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушения осанки и стопы; проводится при открытых фрамугах в течение 7-15 минут – это:
• гимнастика после дневного сна
38. Применение на практике мероприятий, разработанных гигиеной и направленных на улучшение работы населения, оздоровление окружающей среды и продление жизни человека, – это:
39. Примерная система физкультурно-оздоровительной работы в первой младшей группе представляет собой:
• высокая культура гигиенического обслуживания детей
• индивидуализация и дифференциация режимных процессов, и их воспитательная направленность с учетом здоровья и развития детей, условий и традиций семейного воспитания
• обеспечение психологического комфорта на протяжении всего времени пребывания в детском саду
• оптимальный двигательный режим
• создание экологически благоприятных условий в помещении для игр и занятий детей
40. Проверка условий и санитарно-гигиенического содержания мест занятий, оборудования, спортивной одежды и обуви является частью
41. Проводится ежедневно до завтрака в течение 10-12 минут, на воздухе или в помещении (в зависимости от экологических и погодных условий) – это:
42. Продолжается дальнейшее развитие и усложнение двигательных способностей и умений ребенка, расширяются его знания, как об окружающем мире, так и о самом себе; совершенствуются его ходьба, шаги становятся равномерными, увеличивается их длина, появляется содружественное движение рук и ног; ребенок уже способен довольно быстро ходить и бегать, у него устанавливается правильная осанка при ходьбе – все это на __________________ году жизни.
43. Резкое увеличение частоты сердечных сокращений до 180 ударов в минуту, сопровождаемое головокружением, рвотой, обмороком, ярко выраженной одышкой, бледностью, называется:
44. Секционно-кружковая работа как форма физического воспитания имеет свое специфическое назначение, – это:
• создание условий для развития двигательных способностей детей на занятиях по интересам
45. Система мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным факторам внешней среды, называется:
46. Совместная познавательная деятельность педагога и ученика, для которой характерна систематичность и целостность, определенность ведущих дидактических целей, наличие определенного режима поведения называется:
47. Создание экологически благоприятных условий в помещении для игр и занятий детей: • организация сквозного проветривания
• поддержание температуры воздуха в группе в пределах 20–22°С
• соблюдение правил санитарии и гигиены
• специальный подбор комнатных растений, поглощающих вредные химические вещества, выделяющих фитонциды и увлажняющих воздух
48. Состоит из 3-6 имитационных упражнений, во время которых дети подражают движениям птиц, животных, растений, – это:
• гимнастика игрового характера
49. Сочетание разнообразных двигательных действий, выполняемых в повседневной жизни, передвижениях, организованных и самостоятельных занятиях физическими упражнениями – это:
50. Способности к кинестезическому дифференцированию, ориентированию в пространстве, сохранению равновесия, быстроте перестроения двигательных действий и чувству ритма – это:
51. Способность человека выполнять движения в суставах с наибольшей амплитудой – это:
52. Способность человека длительное время выполнять мышечную работу без снижения ее интенсивности – это:
53. Способность человека преодолевать внешнее сопротивление в процессе двигательной деятельности за счет мышечных напряжений – это:
56. Уровень развития двигательных умений и навыков, физических качеств человека – это:
57. Уровень функционирования всех органов и систем организма; отсутствие заболеваний; способность адаптироваться в необычных условиях окружающей среды; высокая трудоспособность – это:
58. Утренняя гимнастика как форма физического воспитания имеет свое специфическое назначение, – это:
59. Утренняя гимнастика проводится ежедневно до завтрака в течение:
60. Утренняя гимнастика проводится:
• на воздухе или в помещении
61. Физкультминутки как форма физического воспитания имеют свое специфическое назначение, – это:
• стимулирование умственной работоспособности
62. Форма организации обучения, при которой дети делятся на сравнительно одинаковые группы, основанные на сходных типичных проявлениях, что позволяет педагогу осуществлять обучение, различное по сложности, методам и приемам работы, называется:
63. Формы работы по физическому воспитанию с дошкольниками представляют собой комплекс оздоровительно-образовательных и воспитательных мероприятий, основу которых составляет:
64. Характеризуется как способность человека осуществлять движения с определенной скоростью и проявляется в разных формах – это:
65. Характеризуется продолжающимся активным физическим и психическим развитием, все более тонким совершенствованием физических умений и эмоциональной окраски реакций ребенка на изменение окружающей среды — __________________ год жизни.
1. Воспитание здорового, жизнерадостного жизнестойкого, физически совершенного, гармонически и творчески развитого ребенка – это задача…
а) физического воспитания
b ) физического развития
с) физической подготовленности
2. Уровень развития двигательных умений, навыков и физических качеств – физическая…
3. Строй, при котором дети стоят один возле другого лицом к центру, называется…….
4. Документ, включающий перечень знаний о физическом воспитании и физических упражнениях:
5. Вставьте пропущенное слово: «Систематические физкультурные занятия на воздухе усиливают ……. эффект на организм ребенка»
6. Движение, в котором поочередное отталкивание от опоры ногами чередуется с полетом:
a ) уровень физической подготовленности
c ) двигательный навык
8. Приседания, наклоны головы и туловища; повороты головы и туловища; потягивания, поднимание, опускание, скрещивание и сгибание рук и ног – это…….
a ) психогимнастические упражнения
b ) основные движения
9. Строй, в котором дети расположены в затылок друг другу:
11. Кратковременные физические упражнения, проводимые в процессе занятий, требующих интеллектуального напряжения, называются……….
a ) логоритмическими упражнениями
c ) двигательными разминками
12. Благоприятное время для проведения индивидуальной работы с детьми дошкольного возраста и организации их разумной самостоятельной двигательной активности:
b ) динамический час
c ) спортивный досуг
13. Виды подвижных игр используемые в ДОУ:
а) сюжетные, несюжетные, спортивные, спортивные досуги
b ) сюжетные, несюжетные, спортивные, игры-забавы
c ) сюжетные, несюжетные, спортивные, игровые упражнения
14. Основной формой организованного систематического обучения физическим упражнениям является………
a ) утренняя гимнастика
15. Обучение старших дошкольников спортивным играм начинают с ..
a) вопросов к детям
b ) раздачи пособий
c ) разучивания отдельных элементов техники игры
16. Сколько частей входит в структуру физкультурного занятия?
17. К строевым упражнениям относятся:
a) построения, равнения, ходьба, повороты, приседания
b ) построения, равнение, перестроение, повороты, размыкания, смыкания.
c) построения, равнение, смыкание, размыкание, прыжки, бег по кругу
18. Процесс неоднократного воспроизведения двигательных действий, которые организуются в соответствии с дидактическими принципами обучения – это:
19. Какая задача не относится к воспитательным задачам физического развития детей в ДОУ?
а) формирование потребности в ежедневных физических упражнениях
b ) развитие самостоятельности, творчества, инициативности
c ) совершенствование защитных функций организма
20. На физкультурном занятии осуществляется контроль за соблюдением следующих нагрузок:
а) эмоциональной, духовно-нравственной
b ) психологической, физической
c ) интеллектуальной, физической
21. Целесообразность использования времени на физкультурном занятии определяется по…
а) продолжительности вводной части
с) продолжительности игры
22. К какой категории физического воспитания относятся гигиенические факторы, естественные силы природы и физические упражнения?
а) принципы физического воспитания
b ) средства физического воспитания
c ) формы физического воспитания
23. Какие принципы и требования должен отражать режим жизни детей в ДОУ?
а) учет возрастных особенностей и возможностей детей
b ) опора на интересы детей
c ) учёт наследственных и средовых факторов развития
24. Укажите, как называется метод организации деятельности детей на занятии, при котором вся группа выполняет одно и то же задание:
25. Как называется способ проведения общеразвивающих упражнений, при котором весь комплекс упражнений выполняется занимающимися непрерывно, без остановок, причем конечное положение предыдущего упражнения является исходным для следующего?
26. Совершенствование функциональных систем организма ребенка, направленное на повышение устойчивости к воздействию внешней среды:
27. Найдите верное утверждение:
a ) охрана жизни и укрепление здоровья ребенка — это условие физического воспитания
b ) охрана жизни и укрепление здоровья ребенка — это форма физического воспитания
c ) охрана жизни и укрепление здоровья ребенка — это задача физического воспитания
а) двигательный режим
c ) спортивные упражнения
29. Важнейшее требование к физкультурному оборудованию:
30. Общая плотность физкультурного занятия должна составлять: