какой материал по финансовой грамотности относится к курсу математики 5 6 классов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Заболотовская основная общеобразовательная школа»
Методическая разработка урока
по математике с элементами финансовой грамотности
тема «Сложение и вычитание натуральных чисел.
Варова Татьяна Петровна
МБОУ «Заболотовская ООШ»
Тема урока : «Сложение и вычитание натуральных чисел. Бюджет семьи.»
Целевая аудитория: учащиеся 5 класса, изучающие некоторые понятия финансово грамотности на уроках окружающего мира 2-4 классе.
Тип урока: урок применения метапредметных и предметных знаний;
Методы урока : беседа, практикум, системно-деятельностный подход.
— актуализировать такие знания как деньги, доход и расход семьи;
— познакомить с такими понятиями как бюджет семьи; виды бюджета; личные расходы и расходы семьи.
-сформировать умение рассчитывать доход и расход семьи, используя навыки сложения и вычитания натуральных чисел.
— сформировать у учащихся понятия планирования расходов семьи, контроль есть улучшение благосостояния семьи.
— учить оценивать расходы, соотносить потребности и желания.
Форма проведения: Урок в рамках предмета математики в 5 классе по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел». Класс делится на группы.
Оборудование : раздаточный материал, компьютерный класс с выходом в Интернет, листы бумаги А2.
Личностные : воспитывать в себе чувство любви и уважения к людям; учиться отвечать за свои поступки; приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу; учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков; выстраивание доброжелательного отношения при работе в группах.
Предметные : умение выполнять действия сложение и вычитание натуральных чисел, применение знаний в другой предметной области, понимание роли денег в семье; необходимости планирования и контроля бюджета семьи;
Регулятивные: умение составлять план действий по решению проблемы; умение осуществлять действия по осуществлению намеченного плана.
Познавательные :умение обобщать, преобразовывать информацию (работать с текстом, схемой).
Коммуникативные : умение работать в группе, умение использовать ИКТ-компетенции, умение понимать позицию других.
Технологическая карта урока
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.
Включаются в деловой ритм урока.
Создать благоприятный психологический настрой на работу.
2. Актуализация знаний
Организация повторения основных понятий: доход и расход семьи.
Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы.
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы.
Определяют тему и цель урока.
Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.
4. Применение знаний и умений в конкретной ситуации.
Организация и контроль за процессом решения задачи.
Работают в группах над поставленной задачей.
Показать применение знаний в сложившейся ситуации.
5.Изучение новых знаний.
Подводит к изучению новых понятий. Вводит новый материал.
Отвечают на вопросы, делают выводы.
6.Обобщение и систематизация полученных знаний.
Организует выполнения задания.
Обобщают, классифицируют, ищут связи.
Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.
Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.
8. Первичная проверка понимания изученного. Закрепление и применение.
Контролирует выполнение задания.
Выполняют задание в группах.
9.Контроль и самоконтроль
Контролирует выполнение задания.
Выполнив задание, осуществляют проверку. Организует взаимопроверку.
10. Актуализация опыта
Организует поисковую деятельность.
Анализируют, находят причинно-следственные связи. Работают в группе.
Организует высказывания учащихся
1.Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.
Оценивание работы каждого в группе.
Раздает карточки с домашним заданием.
Учитель начинает урок с зачитывания рассказа о нравственном воспитании.
— Как Вы оцените поступок Павлика?
— Почему мама с бабушкой не могут купить Павлику дорогой телефон?
3.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
О чем сегодня мы будем говорить на уроке? ( ответ : О деньгах)
А с какой целью них будем говорить? ( ответ учащихся)
4. Применение знаний и умений в ситуации.
Давайте проверим ваше предположение.
(учащиеся выполняют математические вычисления). После выполнения задания группы дают обоснование полученного результата.
Доход семьи: 25 691 рублей 91 копейка
Расход семьи: 26 307 рублей 20 копеек.
5.Изучение новых знаний
Учитель: Как мы видим из расчетов, расход превышает доход.
(Ответы учащихся). А какие варианты соотношения расходов и доходов бывают?
Расход равен доходу – бюджет сбалансированный
Расход больше дохода- бюджет дефицитный.
6.Обобщение и систематизация полученных знаний.
Молодцы вы уже много знаете. Я предлагаю обобщить эти знания составив некоторую схему. (учащимся выдается лист А4 с изображением кастрюли и трех весов, маркеры). После отведенного времени каждая группа представляет свой продукт.
Папа получает заработную плату 360 эконов, а мама – 310 эконов. Стипендия сына – студента равна 40 эконам. Семья сдает в аренду бабушкину квартиру. Арендная плата – 100 эконов. Каждый месяц на покупку продуктов расходуется примерно 250 эконов, на покупку зубной пасты, мыла и прочих подобных товаров – 50 эконов. На оплату проезда и другие услуги – 120 эконов. Плата за квартиру в месяц составляет 80 эконов. 60 эконов ежемесячно сын тратит на покупку видеокассет и отдыха в кафе с друзьями.
Сколько эконов семья может потратить на приобретение одежды, чтобы бюджет был сбалансированным? Составь бюджет семьи на месяц.
1.Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
я выполнял задания…
я почувствовал, что…
урок дал мне для жизни…
2. Выставляют оценку себе и всем членам группы, сдают листы оценки учителю.
12. Домашнее задание : Составьте план расходов на неделю ученика 5 класса, если ему в воскресенье родители выделили на карманные расходы 500 рублей. (задание предполагает самостоятельное изучение понятия «карманные деньги», имение рационально их использовать).
Приложение 1. « Конверт фраз.»
Считаем доход семьи( все получаемые доходы).
Откладываем 1/10 часть на сбережение.
Откладываем деньги на обязательные расходы.
Откладываем деньги на необходимые расходы.
Откладываем деньги на непредвиденные расходы.
Определяем сумму расходов.
Применяем способы экономии и оптимизации бюджета.
Конспект урока Финансовая грамотность на уроке математики
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Государственное бюджетное учреждение Калининградской области профессиональная образовательная организация
«Колледж мехатроники и пищевой индустрии»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
ПО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «МАТЕМАТИКА»
«Финансовая грамотность на уроке математики: решение иррациональных, показательных и логарифмических уравнений»
Чалкина Любовь Александровна
Тема: «Финансовая грамотность на уроке математики: решение иррациональных, показательных и логарифмических уравнений»
-в увлекательной форме повторить значимый материал из курса алгебры по теме: «Решение иррациональных, показательных и логарифмических уравнений»;
-закрепить знания выполнением практических заданий;
-повысить финансовую грамотность.
-воспитывать чувство ответственности, умение работать в команде;
-прививать коммуникабельные навыки;
-повысить мотивацию к обучению;
-развивать умения реализовывать знания на практике, умение переключать внимание;
-активизировать мышление и наблюдательность.
Тип урока : урок применения знаний, формирования практических умений и навыков.
Методы проведения: фронтальная работа, мозговая атака, самостоятельная работа, развитие речи, развитие логического мышления.
Технология проведения – технология деятельностного метода обучения.
Место проведения : класс с интерактивным оборудованием.
Оборудование и оснащение урока:
Структура и содержание урока
Проверка явки учащихся.
Подготовка учащихся к уроку.
Тема урока: «Финансовая грамотность на уроке математики: решение иррациональных, показательных и логарифмических уравнений»
Сообщение темы и формулирование образовательных целей урока. Акцентировать внимание на повышении финансовой грамотности.
Учитель объясняет, как будет проходить работа устно. Учащиеся выполняют вычисления в уме.
Учащимся раздаются карточки с устными заданиями:
Х.
Г.
А.
У.
Т.
И.
Р.
Нужно выполнить вычисления и внести в таблицу соответствующие буквы. В таблице появится слово, связанное с финансами. Его значение демонстрируется на слайде.
IV . Работа с основными понятиями, терминологией по теме: «Решение иррациональных, показательных и логарифмических уравнений»
Учащимся предлагается разгадать кроссворд.
Вопросы к кроссворду:
При нахождении значения данного выражения нужно соблюдать ……. выполнения действий.
Приготовить карточки, на которых с одной стороны записаны части пословиц о деньгах, а на другой стороне – числа. Числа являются ответами уравнений, предложенных для решения у доски.
Карточки числами вверх разложить на парте, по ходу решения на отдельной доске будут появляться пословицы. Учащийся, решив уравнение, берёт карточку с числом-ответом и вывешивает на отдельной доске. После появления пословицы, проходит обсуждение её смысла.
Итак, решите уравнения:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
VI . Выполнение самостоятельной работы
После решения уравнений у доски и обсуждения пословиц, учащимся предлагается выполнить самостоятельную работу. Подготовить задания самостоятельной работы на отдельных листах и так называемые оценочные листы. В оценочный лист нужно вписать слова, соответствующие номерам ответов.
Задания для 1 варианта.
1) Укажите промежуток, содержащий корень уравнения
А) — толстянка
Б) — герань
В) — нарцисс
Г) — ситник
2) Какое из следующих чисел входит в множество значений функции
А) — спатифиллум
Б) — ландыш
В) — традесканция
Г) — крассула
3) Решите уравнение
А) — Америка
Б) — Африка
В) — Англия
Г) — Китай
4) Решите уравнение
А) — купюра
Б) — монета
В) — слиток
Г) — ваучер
5) Решите уравнение
А) — влага
Б) — забота
В) — рост
Г) — почва
Задания для 2 варианта.
1) Укажите промежуток, содержащий корень уравнения
А) — герань
Б) — нарцисс
В) — толстянка
Г) — ситник
2) Какое из следующих чисел входит в множество значений функции
А) — крассула
Б) — ландыш
В) — спатифиллум
Г) — традесканция
3) Решите уравнение
А) — Америка
Б) — Китай
В) — Африка
Г) — Англия
4) Решите уравнение
А) — купюра
Б) — монета
В) — слиток
Г) — ваучер
5) Решите уравнение
А) — влага
Б) — забота
В) — рост
Г) — почва
После выполнения самостоятельной работы, на экран вывести правильные ответы. Каждый учащийся выставляет себе отметку на оценочном листе: 5 верных ответов – «5»; 4 верных ответа – «4»; 3 верных ответа – «3».
Подводим итоги работы на уроке. Учитель благодарит учащихся за работу и просит сделать «вклад» на банковскую карту, которая представляет собой лист формата А-3 с кармашками и надписями 5000 руб., 1000 руб., 500 руб., 100 руб., 50 руб. Вклад отражает личное настроение каждого участника образовательного процесса.
Сборник задач по математике «Основы финансовой грамотности » (5-9классы)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение для учащихся с тяжелыми нарушениями речи «Школа-интернат № 22»
650055, г. Кемерово, ул. Пролетарская, 20 «а», тел. 28-43-16, (факс) 21 – 37 – 44,
Сборник математических задач
(основы финансовой грамотности)
Соснина Татьяна Николаевна,
Задачи для 8-9 классов…………………………………… ……… ……….13
В современном быстро развивающемся мире недостаточно просто уметь зарабатывать деньги. Несомненно, это очень важный навык, но, к сожалению, он никак не гарантирует, что человек будет жить обеспеченной и свободной жизнью. Что он будет иметь возможность приобретать себе любые вещи, недвижимость, путешествовать, иметь время и деньги на себя, семью, свои хобби. Согласитесь, много кто умеет работать и зарабатывать деньги, но это далеко не многих привело к финансовой стабильности или свободе.
Финансовое просвещение и воспитание детей – сравнительно новое направление в педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.
Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.
К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши дети достойны того, чтобы быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни!
Дети должны знать обо всех банковских продуктах, которые появляются на рынке. Например, что такое кредитная карта. Сейчас это очень распространенное явление. Наши дети видят, как просто, достав пластиковую карту легко совершать покупки. Как правило, они не в курсе, к каким тяжким последствиям может привести бесконтрольное пользование кредитными картами.
Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость.
Изучение элементов финансовой математики способствует получению грамотных ответов на естественные для большинства вопросы: «Какая финансовая сделка выгоднее?», «Как распорядиться деньгами?», «Какая была цена товара, если сегодня она указана с учетом скидки в 75 %?», «Что такое инфляция?», «Доход в 0,01 % годовых — это много или мало?», «Кредит под 1 % в день — выгодно или нет?» и т. д.
Большинство задач, позволяющих познакомить школьников с финансовыми расчетами — это финансовые задачи, использованные в определённых условиях. Среди них особое место занимают задачи элементарной теории процента. Их применение необходимо при оценке стоимости финансовой ренты, а также в условиях планирования погашения кредитов, простейших расчетов на рынке ценных бумаг. Финансовая математика является достаточно узкой образовательной областью, однако характеризуется высокой практической направленностью. Однако основы финансовой математики нужны не только менеджерам, предпринимателям и экономистам. Речь идет о финансово-экономической культуре (функциональной грамотности) населения, подразумевающей возможность ориентирования в финансово-экономических ситуациях; принятие оптимальных решений, касающихся собственных финансов; работу над собственной финансовой устойчивостью и безопасностью; технологию ежедневного финансового планирования.
Цель: оптимизация процесса формирования финансовой грамотности обучающихся на уроках математики.
— формировать первичные экономические понятия;
— учить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;
— способствовать формированию навыков осознанного планирования своих финансов, грамотного выбора финансовых продуктов и услуг;
— показать практическую значимость математических задач в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т. д.)
В процессе урочной деятельности используются приемы организации образовательной деятельности с учетом возраста обучающихся, обеспечивающие достижение планируемых результатов курса и формирование метапредметных образовательных результатов, таких как:
взвешенные решения в сфере личных финансов;
осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
• умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
• умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
• понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
• развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;
• практически значимые математические умения и навыки, их применение к решению математических и нематематических задач предполагающее умения;
• решать уравнения, неравенства, системы уравнений;
• решать текстовые задачи арифметическим способом, с помощью составления и решения уравнений, систем уравнений и неравенств;
• проверить практические расчёты: вычисления с процентами, вычисления с числовыми последовательностями, вычисления статистических характеристик, выполнение приближённых вычислений;
• читать и использовать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы (столбчатой или круговой).
• оценка результатов образовательной деятельности осуществляется через текущую аттестацию. Возможны такие формы, как устный опрос, тестовые задания, групповые и индивидуальные мини-проекты.