что делает интернет с детьми
Примеры ошибок: как защитить ребенка от киберугроз
«Лаборатория Касперского» проанализировала цифровые привычки современных детей, выяснив, зачем они используют интернет и как их контролируют родители. Выяснилось, что многие скрывают от родителей, что делают в Сети, а те, в свою очередь, сами нарушают цифровую безопасность, подавая плохой пример ребенку. Что делать для защиты несовершеннолетних от киберугроз и кто должен заниматься их просвещением, разбирались «Известия».
Для чего дети используют интернет
Согласно исследованию (есть в распоряжении «Известий»), которое по заказу «Лаборатории Касперского» провела компания Online interviewer в 2021 году в России среди 500 родителей и их детей школьного и дошкольного возраста, смартфон есть у 93% учеников начальной школы. 80% школьников признались, что не могут без него обойтись, 53% детей проводят в гаджетах от одного до четырех часов в день, а больше четверти тратят на них всё свободное время.
Чаще всего интернет дети используют для игр (76%), для просмотра видео (70%), для общения с друзьями (67%) и для подготовки к урокам (53%).
Однако на цифровые привычки детей влияют в первую очередь родители, замечает руководитель направления «Лаборатории Касперского» по детской онлайн-безопасности Андрей Сиденко.
— 99% используют гаджеты в поездках, чтобы занять ребенка, 93% стараются давать образовательный контент, — говорит он. — Мы сами приучаем детей проводить свободное время перед экраном и полагаться на технологии во многих аспектах нашей жизни. Это не значит, что нужно ограничивать детям доступ к девайсам, но нужно помогать им вырабатывать здоровые цифровые привычки и навыки в области онлайн-безопасности.
Отношения между детьми и родителями здесь неидеальные. О конфликтах в семье из-за онлайн-жизни ребенка рассказали 39% опрошенных взрослых, а 47% несовершеннолетних скрывают от родителей, чем занимаются в интернете. Самый высокий показатель скрытности наблюдается среди старшеклассников.
Чего не стоит делать в интернете
Согласно опросу, дети не слишком заботятся о своей приватности в Сети и делятся излишней информацией. Так, 50% указывают в соцсетях настоящий возраст, делятся личными фотографиями, 31% указывают номер школы, а 9% ставят геолокацию. Более того, у 28% несовершеннолетних страница открыта для всех, 38% может написать кто угодно.
В результате 82% детей получают запросы на дружбу от незнакомцев, в 29% случаев — от незнакомых взрослых. Чаще всего последние стучатся в друзья к подросткам от 11 до 14 лет. 47% детей знакомятся с незнакомыми людьми в соцсетях, и 37% потом встречаются с ними лично. 10% детей отметили, что незнакомые взрослые писали им странные сообщения.
Подавляющее большинство взрослых хотя бы время от времени заходят на страницы своих детей, но 11% совершенно не интересуются их онлайн-жизнью. 45% знают пароли от аккаунтов своих детей, чаще всего это возраст 7–10 лет, когда они только начинают пользоваться интернетом.
Впрочем, и сами взрослые небезгрешны в смысле соблюдения правил цифровой безопасности. Больше половины выкладывают фото с детьми или посты о них, 60% указывают при этом имя ребенка, 49% рассказывают о его увлечениях, 44% отмечают геолокацию, где было сделано фото. И более четверти родителей оставляют фото детей в открытом доступе.
— Родители первые нарушают всякую доступную безопасность: как же пойти в школу на линейку 1 сентября и не указать геолокацию? — говорит психолог Лариса Суркова. — Я листаю ленту и ужасаюсь, а ведь у меня в ней много блогеров, которые на виду, чьи дети могут стать легкой добычей. У нас неблагополучная ситуация с преступлениями против детей, а родители показывают, где искать ребенка, — о какой цифровой безопасности мы говорим, если родители не начинают с себя?
Действительно, плохие цифровые привычки у родителей и детей одинаковы. 20 и 34% соответственно подключаются к первому попавшемуся открытому Wi-Fi, 20% взрослых и 17% несовершеннолетних используют одинаковые пароли для всех аккаунтов, и примерно каждый пятый регистрируется в сервисах с помощью аккаунта в соцсети, что также не рекомендуется делать.
— Чтобы были правильные цифровые привычки, нужно показывать пример детям, — говорит директор по связям с вузами Mail.ru Group, заместитель генерального директора СП «Цифровое образование» Сергей Марданов. — Как мы учим детей чистить зубы правильно, так и поведению в Cети надо учить. Но между тем у большинства людей есть хоть один пароль «123456». Нет осознания, что этого нельзя делать, что нельзя ставить геометки, и количество правил только растет, потому что у злоумышленников появляются новые способы узнавать информацию.
Как научить детей безопасности в Cети
Согласно опросу, 67% взрослых считают, что просвещать несовершеннолетних в вопросах цифровой грамотности должны и родители, и школа, а 18% не обсуждали с детьми правила безопасности в Сети, хотя и считают, что это нужно делать. 35% детей заметили, что в школах с ними безопасность в интернете не обсуждают.
— Родители говорят: научите этому детей как-нибудь, школа пусть научит, но можно не я? — замечает Лариса Суркова. — Но родителям нужно принять, что уже нельзя делить миры на реальный и виртуальный. Это один целый мир.
Она рассказывает об одной из женщин, которая обратилась к ней после того, как ее дочь потеряла интерес к учебе из-за влюбленности в Сети. Когда психолог спросила о том, насколько серьезны отношения дочери в интернете, клиентка всерьез удивилась: ведь «интернет — это не на самом деле».
Суркова замечает, что если возникает вопрос о том, нужно ли разговаривать с детьми о безопасности, то отвечать нужно так: с детьми в принципе надо разговаривать.
— В годы пандемии не собиралась информация, но до этого публиковались опросы, сколько родители в среднем общаются с подростками в России, — рассказала она. — И цифра эта постоянно падала. В 2019 году был минимум — с детьми родители в среднем говорили 47 минут в день, из них 38 минут посвящали вопросам школы. О чем можно поговорить за 9 минут? Поэтому с детьми в принципе надо разговаривать, и когда вы начнете это делать — тогда найдете время поговорить и о безопасности в Сети.
Как школа должна учить кибербезопасности
Андрей Сиденко отмечает, что сейчас информационная безопасность очень кратко преподается на уроках информатики, на которую в принципе отводится один час в неделю. Однако есть и инициативы по включению темы в предмет ОБЖ.
Последний раз об интеграции преподавания кибергигиены и кибербезопасности в школьные предметы заявил 3 сентября глава Минцифры России Максут Шадаев.
— Мы активно эту тему с Минпросвещения обсуждаем. У нас есть даже какие-то предварительно согласованные предложения, — сказала он тогда. — Мы не можем увеличивать нагрузку, особенно в начальной школе, на детей. Поэтому скорее вопрос стоит, в какой из предметов дополнительно, заменив содержание, вставить всё, что касается кибергигиены, кибербезопасности.
Наилучшим вариантом он назвал включение их в уроки ОБЖ и технологии. Культуру поведения в Сети, заметил Шадаев, нужно воспитывать с детства.
В настоящее время в школах проводят различные мероприятия на эту тему, в том числе «Урок цифры» — всероссийский образовательный проект в сфере информационных технологий, в котором знания детям передают компании «Яндекс», «Лаборатория Касперского», «Фирма 1С» и другие. Сейчас этот урок можно пройти онлайн.
— В школе много мероприятий воспитательного толка по кибербезопасности, в том числе это есть немного в программе ОБЖ, — сказал активист профсоюза «Учитель» Дмитрий Казаков, который ранее преподавал в том числе предмет «Основы безопасности жизнедеятельности». — Мероприятия есть, однако вопрос здесь, насколько они эффективны. Когда поднимается какая-то тема, ее спускают в виде рекомендаций от министерства или управления образования в школы: провести то или иное мероприятие и прислать фотографии. Разобраться в такой теме классному руководителю, который не имеет к этому отношения, достаточно сложно. Поэтому в большинстве своем это всё скатывается в формализм.
Он добавил, что в принципе включить в программу ОБЖ кибербезопасность, убрав из нее какие-то вещи, возможно.
— Но где взять преподавателей, которые будут разбираться в кибербезопасности? — говорит Казаков. — Обычно преподают или физруки, или еще кого-то просят заниматься совмещением. А преподавателей, которые получили образование именно по ОБЖ, нет. Всё это снова приводит к формальному характеру обучения.
Андрей Сиденко также замечает, что заниматься обучением детей кибербезопасности в школах должны специалисты, которые владеют актуальными данными.
Как спасти ребенка от кибератак
Сиденко отмечает: нужно обращать внимание, кто имеет доступ к информации, которую вы размещаете.
— Инструментарий соцсетей позволяет разграничивать контент для определенных людей — что-то показывать только родным и друзьям, например, — говорит он. — В этом нет ничего плохого и предосудительного, это нормально. Нужно понимать, что номер школы, ее внешний вид, тем более геолокация — это информация, по которой можно найти ребенка.
При этом если речь идет о том, что школа сама собирается выложить фото или видео с выступлением вашего ребенка, то здесь существует закон о персональных данных, по которому родитель может не разрешить размещать эту информацию. Сиденко подчеркивает, что это вопрос к родителям, насколько они допускают возможность размещения фотографий своего ребенка, его школы.
— Также многие дети просто не знают, что страницу можно скрыть, тем самым повысив ее приватность, — сказал он. — Родители, общаясь со своими детьми, должны говорить, что лучше сразу закрывать страницу от людей, которых они не знают.
При этом, полагает Сиденко, не нужно вводить обязательные правила для соцсетей по ограниченному доступу к страницам несовершеннолетних, так как должно быть право выбора механизмов, которые отвечают за защиту данных.
— И нужно разобраться самим родителям, провести аудит своей страницы, посмотреть, какая информация доступна пользователям, — сказал он. — Геометка вашего дома, которую поставили 10 лет назад, может стать важной информацией для злоумышленников.
Лариса Суркова замечает, что с ребенком нужно «договариваться на берегу», какие данные он может публиковать, какие нет.
— Этого многие не понимают, но ведь никому не придет в голову показать кому-то на улице сумку и сообщить, что она стоит 500 тыс., — говорит Суркова. — А в интернете — пожалуйста, многие так и пишут: «Вот, посмотрите, у меня сумка за 500 тыс.». И ставят геолокацию на свой дом.
По ее словам, у ее сына-подростка нет родительского контроля, но он точно знает, что важно не ставить геолокации, он понимает важность чести и достоинства, он понимает, что нельзя говорить о деньгах в Сети. Но однозначно нужны заборы в виде программ родительского контроля для малышей, так как возраст попадания в Сеть становится всё ниже и ниже, говорит Суркова. Своей восьмилетней дочери она пока не дает телефон — есть договоренность в семье, что смартфон появится только в 10 лет.
Суркова считает, что в вопросах безопасности детей в интернете есть одно важное правило: доверие в семье.
— Если ребенок компенсирован, если у него хорошие отношения в семье, он доверяет родителям, он с ними всё обсуждает, то он не станет легкой добычей для злоумышленников, — говорит она. — Тем более что подростки чаще понимают, когда появляется опасность, когда им задают «вопросы-крючки». Например, когда появилась тема «синего кита», подростки говорили, что уже давно знают об этих группах, которых много в Сети и куда детей заманивают.
Говоря об общении с незнакомыми людьми в соцсетях, Суркова замечает, что люди из интернета могут быть настоящими, могут стать хорошими друзьями, однако важно убедиться, что с ребенком действительно общается его ровесник, а не сидевший ранее в тюрьме 44-летний мужчина.
Ребенок, интернет и родители. Как избежать ловушек, получить пользу и остаться друзьями?
Screenagers — так с недавних пор в Америке называют подростков. Это слово образовано из двух английских слов: screen (экран) и teenager (тинейджер). Ведь нынешние подростки уже выросли с телефоном в руках.
В 2016 году там же в Америке сняли документальный фильм с таким названием, его и по сей день показывают родителям и детям по всему миру. В нем наглядно представлены последствия длительного и бесконтрольного использования гаджетов, как они влияют не только на жизнь ребенка, но и на его здоровье.
В Россию массовое использование гаджетов пришло позже, но на сегодняшний день мы уже догоняем Америку по количеству времени, которое проводим в интернете. А это значит, что данная проблема касается уже нас и наших детей.
Да, наверное глупо было бы думать, что мы сможем отобрать у своих детей телефоны, ведь скорее всего это приведет к тому, что в современном мире они просто отстанут в развитии и станут изгоями в своем обществе. Но, что мы точно можем сделать — это научить их осознанно ими пользоваться.
К написанию этой статьи помимо фильма нас подтолкнула брошюра, которая была опубликована Белым домом США. В ней повествование идет от лица жены президента Меланьи Трамп. В своем обращении, в начале этой брошюры, она убедительно просит родителей поговорить с детьми об интернете и объяснить им с чем они там могут столкнуться. А главное рассказать детям, что им следует делать в той или иной незнакомой ситуации. Эта брошюра была нами переведена и взята за основу документа, который вы сможете прочитать ниже.
Мы тоже сделали брошюру для людей с базовыми знаниями в информационных технологиях, собрали все самое важное в одном тексте и постарались писать языком максимально понятным самой широкой аудитории.
Мы знаем, что многие читатели Хабра еще лучше разбираются в этой теме, поэтому хотим призвать вас к обсуждению.
Наша цель — собрать максимальное количество информации и мнений. Ведь у каждого из нас есть друзья и знакомые, которые абсолютно не разбираются в IT.
И мы просто обязаны им объяснить какие практические действия можно предпринять, чтобы жизнь их детей стала более безопасной не только в реальном, но и в виртуальном мире.
Интернет — уникальное пространство, в котором можно найти все: от кедов и горячей пиццы до новых друзей. Мы не мыслим своей повседневной жизни без интернета. Он помогает нам в общении и в поиске информации. Удобные приложения всегда под рукой, они позволяют нам оплатить покупку или заказать товар со скидкой, посмотреть фильм или послушать музыку. Эта среда может быть настолько привлекательной, что иногда так хочется нырнуть в нее и забыть про все ограничения реального мира. И мы активно пользуемся этой возможностью.
В 2017 году каждый из нас провел в интернете почти четыре часа в день: 115 минут на компьютере и 104 минуты на мобильном устройстве.
Сегодня интернетом пользуются 80% россиян, и большинство из них это — дети и подростки.
Что дети делают в интернете?
То же самое, что и взрослые — общаются, ищут информацию, смотрят кино и мультики, слушают музыку, скачивают приложения и при этом часто разбираются во всех тонкостях гораздо быстрее нас.
Что же делают взрослые?
Как правило, они просто вручают ребенку гаджет или компьютер и надеются, что ничего страшного не произойдет.
Правильно ли это?
На самом деле, бесконтрольное использование интернета может стать причиной многих очень неприятных и даже опасных ситуаций. Психологи говорят об эпидемии интернет-зависимости. А компьютерщики — о сотнях мошеннических схем, которые подстерегают беспечного пользователя в интернете.
Мнение психолога
Еще в 2009 году биолог, член Королевской академии медицины Арик Сигман в выступлении перед Европарламентом обнародовал шокирующую статистику.
В то же время “радиус активности” детей, то есть площадь пространства вокруг дома, в котором они свободно исследуют окружающий мир, значительно сократился. Нынешние дети не бегают по улицам и дворам, не лазят по деревьям, не болтают друг с другом, а часами сидят, уткнувшись в смартфоны или планшеты.
Эти тенденции отрицательно сказываются на развитии мозга. Самостоятельное исследование внешнего мира стимулирует развитие независимого мышления, помогает ребенку осмыслить свои впечатления и опыт. Также оно учит ребенка делать выводы и планировать свою активность. Если вместо естественной среды детский мозг взаимодействует с интернетом, дети в буквальном смысле вырастают “оторванными от реальности”.
Дети, бесконтрольно использующие интернет, не умеют адекватно оценивать риски окружающего мира, испытывают трудности в общении и не умеют сопереживать. Став взрослыми, они будут сталкиваться с проблемами и в карьере, и в личной жизни.
Время живого общения неуклонно сокращается. Растет число одиноких людей, у которых настоящую дружбу и любовь заменили “виртуальные отношения”.
В 1995 году впервые был использован термин “интернет-зависимость”, сегодня этот диагноз уже никого не удивляет.
Как формируется интернет-зависимость?
Психиатр Айвен Кеннет Голдберг, который ввел термин “интернет-зависимость”, определил ее как “болезненное негативное стрессовое состояние, вызванное продолжительным использованием интернета”.
Если сознательно не контролировать “виртуальную жизнь” детей, зависимость формируется достаточно быстро. И вот почему:
Нас затягивает этот процесс, который со временем выходит из-под контроля. Мы заходим в интернет что-то посмотреть, но, когда через час или два “приходим в себя”, даже сложно вспомнить, что именно мы искали. Знакомая картина? Однако есть вещи и пострашнее.
Ловушки виртуальной реальности
Шокирующий контент
Случайный клик по яркой картинке может привести пользователя на сайт со сценами насилия, шокирующими фотографиями или азартными играми. И если у взрослого от “нежелательного контента” может просто испортиться настроение, для ребенка такой эпизод чреват настоящей психологической травмой, слезами, истерикой, возникновением навязчивых состояний и страхов.
Кибербуллинг
Травля в виртуальном пространстве (кибербуллинг) — может начаться с пустяковой ссоры и быстро достигнуть ужасающих масштабов. У человека, который стал героем унизительных слухов, порочащих фотографий и видеороликов возникает ощущение того, что на него ополчился весь мир. Негативная информация в интернете не только мгновенно распространяется, но и навсегда остается в виде так называемого “цифрового следа”. Нервное истощение или даже попытки суицида молодых людей под влиянием кибербуллинга — страшные симптомы нашего времени.
Секс и шантаж
Подростки охотно используют интернет для общения на сексуальные темы. Барьеры стыдливости падают, и когда переписка становится очень откровенной, возникает опасность сексинга — непорядочные люди могут выложить интимные послания и фотографии в открытый доступ или вымогать деньги, угрожая испортить репутацию.
Опасные знакомства
Число жертв виртуальных педофилов увеличивается с каждым годом. Попасть на крючок маньяка очень просто: все начинается с безобидной переписки, которая переходит в недвусмысленные намеки, обмен фотографиями интимного характера и провоцирует ребенка на личную встречу, которая может закончиться печально.
Только в 2017 году на горячую линию российской организации “Сдай педофила” обратилось около 400 родителей, чьи малолетние дети попались в социальных сетях на уловки педофилов.
Кража информации
Фишинг — это “выуживание” конфиденциальных данных пользователей, от адреса электронной почты до реквизитов платежных карт и сберегательных счетов. Мошенники крадут данные пользователей под различными благовидными предлогами: авторизация на сайте, необходимость “отписаться” от спама в электронной почте, оплата покупки по низкой цене или с большой скидкой, необходимость установить новое приложение. Чтобы жертва добровольно раскрыла свои персональные данные, злоумышленники могут использовать фишинговые сайты, e-mail рассылку, “поддельные сайты”, всплывающие окна и рекламу.
Нежелательная почта или спам — не просто отнимает время и засоряет ваш почтовый ящик. В рассылках могут содержаться сомнительные рекламные предложения и “письма счастья”, которые юный пользователь может принять за чистую монету. Кроме того, через спам можно получить компьютерный вирус или стать жертвой фишинга.
Вирусы
Загрузка сомнительных файлов или программ может привести к вирусному заражению компьютера и мобильного устройства. Вредоносные программы способны в считанные секунды полностью уничтожить программное обеспечение и даже сделать ваше оборудование частью хакерской сети. Вы даже не будете об этом знать. Вирусы маскируются под полезные программы, и распознать их без специального ПО невозможно. Отсутствие на компьютере или телефоне установленной антивирусной программы увеличивает шанс “поймать” вирус в разы.
Так что же делать?
Ведь интернет такой полезный. В нем столько удобных приложений. Там можно найти какую угодно информацию и написать любому человеку, даже если совсем его не знаешь, и он живет на другом краю планеты.
Вот только некоторые из прекрасных возможностей интернета:
Хорошая новость
Психологи советуют родителям активно участвовать в приобщении детей к интернету и принимать участие в его повседневном использовании.
Для начала самые главные правила:
Главный ориентир — возраст ребенка
Самые маленькие пользователи (2-5 лет)
Если вы даете мобильные устройства своим маленьким детям, то обязательно предварительно настройте их так, чтобы ребенок видел только информацию, которая соответствует его возрасту.
Рассказывать малышу про угрозы интернета еще рано: он просто вас не поймет.
Действия совсем маленького ребенка проконтролировать легче всего — просто будьте рядом и посматривайте, чем он занят. Не забывайте следить за временем: слишком много интернета — вредно для здоровья ребенка.
Юные исследователи (6-11 лет)
Выпускники детского сада и младшие школьники уже делают первые самостоятельные шаги в освоении интернета. Этот возраст — самый подходящий для того, чтобы начать говорить с ребенком о компьютерной безопасности, о ловушках виртуальной реальности и необходимости дозированного использования интернета.
О чем спросить?
Что объяснить?
Как говорить?
Обсуждайте с юным исследователем новости, которые касаются негативного воздействия интернета на жизнь и здоровье человека.
Проявляйте максимум терпения и всегда отслеживайте реакцию ребенка на ту или иную информацию.
Спокойно и открыто выражайте свое мнение. Какую-то информацию стоит обсудить несколько раз для ее лучшего понимания.
Подростки (12+)
Подростковый возраст связан с активной социализацией — родители отходят на второй план, все большую значимость в жизни школьника получают ровесники, их кумиры и актуальные тренды молодежной среды. В это время общение с близкими взрослыми, в том числе на тему компьютерной безопасности, может стать не таким доверительным. Но подросток способен стать вашим единомышленником и соратником в борьбе за компьютерную безопасность — для этого стоит просто увлечь его этой темой.
Чему научить?
Универсальный совет: при любых сомнениях и в любой сложной ситуации ребенок должен обратиться за помощью родителя.
Что обсудить?
Приучайте детей через каждые 30-40 минут работы за компьютером или общения с гаджетом делать перерывы, чтобы снять напряжение с глаз, размять мышцы и немного отдохнуть.
Как говорить?
Постарайтесь сделать так, чтобы компьютерная безопасность вошла в привычку у всей вашей семьи.
Дальше вы как раз найдете информацию, которая поможет вам это сделать.
Прежде, чем дать ребенку телефон или компьютер
Шаг 1. Создайте новую учетную запись на мобильном устройстве
Эта учетная запись должна быть настроена для ребенка:
Как это сделать?
Шаг 2. Установите на компьютер средство родительского контроля
Многие компании предлагают программное обеспечение, которое позволяет настроить или ограничить выход в интернет. Такие программы могут включать следующие функции:
Как это сделать?
Шаг 3. Научите ребенка создавать надежные пароли
Расскажите детям основные правила создания паролей:
Как это сделать?
Существуют бесплатные и довольно простые в использовании программы для создания и хранения паролей. Найдите такую программу в интернете, установите ее, создайте пароль и сохраните его.
Шаг 4. Установите антивирусную программу
Вирусы могут нанести непоправимый вред информации, хранящейся на вашем компьютере и мобильном устройстве.
Антивирусная программа — основное средство защиты компьютера и мобильного устройства от вирусов. Поэтому ее нужно обязательно установить на каждое устройство, имеющее выход в интернет.
Новые вирусы появляются каждый день, поэтому антивирусные программы необходимо регулярно обновлять.
Почти у любой антивирусной программы есть выборочная проверка — с ее помощью вы можете проверить любой файл.
Шаг 5. Защитите свою домашнюю сеть
Новые маршрутизаторы поставляются со стандартными сетевыми именами (SSID) и паролями. Эту информацию можно использовать только при первом подключении к Интернету. Затем обязательно измените сетевое имя и пароль, чтобы злоумышленники не могли получить доступ к роутеру.
Придумайте безопасный пароль и уникальное имя для своей Wi-Fi-сети.
Современные роутеры поддерживают различные методы шифрования данных, передаваемых по беспроводной сети, в том числе WEP, WPA и WPA2. WPA2 является оптимальным с точки зрения надежности.
Настройки роутеров позволяют фильтровать доступ к сети по уникальным идентификаторам устройств (MAC-адресам). Вы можете создать список MAC-адресов доверенных устройств либо запретить подключение устройств с конкретными адресами.
Не существует идеальных технологий. Злоумышленники постоянно находят новые уязвимости. Периодически обновляйте прошивку своего роутера, чтобы защититься от вторжений злоумышленников.
Некоторые маршрутизаторы имеют встроенное средство от сетевых атак — файрвол. Поищите в настройках безопасности роутера функцию с названием типа Firewall, “Брандмауэр” или “Сетевой экран” и включите ее, если это возможно. Дополнительные параметры файервола настройте в соответствии с официальной инструкцией или обратитесь за помощью к специалисту.
Большинство домашних роутеров и беспроводных точек доступа имеют функцию ограничения доступа в Интернет в определенные часы. Поэтому вы можете ограничить возможность использования Интернета для членов семьи, не имеющих устройств с выходом в интернет и функцией модема.
Шаг 6. Не используйте открытые Wi-Fi-сети
Расскажите детям, чем опасны открытые Wi-Fi-сети:
Шаг 7. Настройка безопасности в социальных сетях
Позаботьтесь о том, чтобы в социальных сетях ребенка были установлены максимально строгие настройки безопасности.
Например, страница “В контакте” должна быть открыта только для тех, кого ребенок добавил в друзья, и писать ему сообщения могут тоже только друзья.
Шаг 8. Не читайте спам-письма
Научитесь сами и научите своих детей распознавать спам-письма.
Главные признаки спам-писем
Универсальной защиты от угроз не существует. Поэтому самый лучший способ уберечь ребенка от этого — участвовать в его “виртуальной жизни” и приучать его к соблюдению правил компьютерной безопасности.
Посидите рядом, когда он играет в игры, посетите его любимые сайты, обсудите интересующие ребенка темы. Пусть ваш ребенок познакомит вас со своими виртуальными друзьями.
Расскажите ребенку о различных ситуациях, которые происходили с людьми в интернете. Ребенку значительно проще понять на примерах, как интернет может навредить ему.
Чего категорически нельзя делать в интернете?
Эти правила интернет-безопасности нужно соблюдать всем и каждому:
Помните! Интернет грозит неприятностями беспечным пользователям и приносит пользу тому, кто заботится о своей интернет-безопасности.
Как нужно вести себя в интернете?
Часто в интернете человек ведет себя иначе, чем в реальной жизни, не только из-за незнания правил поведения, но и потому, что интернет снимает психологические барьеры, ограничивающие выражение эмоций.
Американский психолог Джон Сулер назвал это “эффектом растормаживания в Сети”. Интернет способствует потере идентичности и ощущению невидимости.
Но анонимность пользователя иллюзорна. Надо помнить, что найти человека, который написал что-то в интернете, не сложно.
Поэтому нужно соблюдать определенные правила поведения:
Интернет — не идеальное пространство, а отражение общества: самое высокое и прекрасное соседствует здесь с негативом и рисками.
Но мы знаем, что хоть интернет и является платформой для огромного количества мошеннических схем, бояться этого не стоит. Надо всего лишь научиться правильно его использовать и научить этому своих детей.