с какими способами словообразования знакомят детей в детском саду
Развитие словообразования у старших дошкольников
Татьяна Козырева
Развитие словообразования у старших дошкольников
Развитие словообразования у старших дошкольников.
Как и вся грамматика оно усваивается в социуме и только по подражанию. При нормальном развитии речи механизм словообразования формируется у ребенка спонтанно, как результат активного использования им уже полученного речевого опыта (образцов окружающей речи) и развивающемся самоконтроле.
Умение использовать разные способы словообразования является одним из важнейших показателей речевой готовности ребенка к школе. Существует несколько способов словообразования, но старшие дошкольники пользуются в основном морфологическим (добавление к исходной части окончания, приставки, суффикса,а при достаточной практике: слиянием двух основ или слов, и переходом одной части речи в другую.
Развитие словообразования представляет собой сложный постепенный многоуровневый процесс. Он начинается в младшем дошкольном возрасте и заканчивается уже в школьном.
При обследовании речи отмечается неуверенность старших дошкольников в умении словообразования. Поэтому должна вестись целенаправленная работа педагогов и родителей по развитию данного умения, помогающая практически «услышать» детям приемы словообразования и в последствии научиться ими пользоваться.
Игры, направленные на развитие и совершенствование словообразования.
I. Имена существительные.
1. Образование существительных с помощью суффиксов уменьшительности и ласкательности.
Гриб – грибочек Кровать – ….
2. Образование слов со значением единицы целого.
Дождь – дождинка Бусина – ….
3. Образование существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия.
a) «Назови профессию»
Кто играет на барабане? (барабанщик)
b) «Женские профессии»
Мужчина – художник, а женщина – художница.
Мужчина – писатель, а женщина ….
4. Образование существительных со значением вместилища.
5. Образование существительных со значением уменьшительности и увеличительности.
Ротик – ротище Кустик – ….
6. Образование существительных со значением уничижительности.
Голова – головёнка Глаза – ….
7. Образование существительных со значением принадлежности по национальности.
«Гости из далеких стран»
В нашу страну приезжает много гостей из разных стран. А как их называют? Назови иностранцев.
Гость из Японии – японец
8. Обозначение предмета по действию или качеству (слово+ слово).
«Два слова в одном»
Когда снег падает, как мы это называем? (снегопад)
Когда листья падают?
Какая машин сено косит? (сенокосилка)
9. Образование существительных из различных частей речи.
Этот котенок пушистый.
Этот котенок белый как снег.
Назовем его (Снежок).
b) «Как назвать такого человека»
Если человек очень красивый, его можно назвать красавец.
II. Имена прилагательные.
1. Образование прилагательных со значением уменьшительности и ласкательности.
2. Образование качественных прилагательных.
a) «Какой? Какая? Какое?»
Ум – умный, умная, умное Страх – ….
b) «Придумай название»
Улицу на которой находится завод, назовем – Заводская
3.Образование относительных прилагательных:
a) выражение признака через отношение к предметам или материалам
Бумага – бумажный Виноград – ….
b) выражение признака через отношение к месту
Деревня – деревенский Иркутск – ….
c) выражение признака через отношение к времени
d) выражение признака через отношение к действию
4.Образование притяжательных прилагательных:
Кошка – кошкин Лиса – ….
Пожарный – пожарный (шланг)
Полицейский – полицейская (машина)
c) «Назови листья (иголочки)»
5. Образование сравнительной степени прилагательных.
«Доскажи словечко»
Это темная юбка, а другая еще (темнее)
Это удобное кресло, а другое еще …
6. Обозначение качества (слово+ слово).
Как можно назвать птичку с длинным хвостом? (длиннохвостая)
Как можно назвать человека с широкими плечами? (широкоплечий)
1. Образование приставочных глаголов.
«Добавляй и говори» (на начальном этапе лучше использовать картинки)
На примере показать детям что если к слову ЕХАТЬ добавить У в начале, получится новое слово УЕХАТЬ. Далее также с приставками В-, ВЫ-, ОТ-, ПРИ-, ЗА-, ПЕРЕ-, С-, НА-, ПОД-, ДО-. Затем вместе с детьми повторить аналогичные действия со слово ЛИТЬ. Потом дети могут самостоятельно попробовать образовать новые словаот следующих глаголов: идти, бежать, лезть, лететь, читать, рисовать, сыпать, красить и т. д.
2. Образование категории времени глагола.
Жили-были два брата медвежонка: Шустрик и Мямлик. Рано утром Шустрик проснулся и быстро встал, а Мямлик еще только …. (встает). «Когда же ты …. (встанешь?» Шустрик оделся, а Мямлик …. И т. д. (заправил, умылся, позавтракал, почистил и т. д.)
3. Образование глаголов из других частей речи.
Нарушение словообразования у дошкольников со стёртой дизартрией Нарушение словообразования у дошкольников со стёртой дизартрией. Стёртая дизартрия – речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического.
Развитие интеллекта старших дошкольников методами кинезиологии СЛАЙД №1 «Развитие интеллекта старших дошкольников методами кинезиологии». Слайд №2 Современный мир меняется стремительно. Запросы школы.
Развитие логического мышления старших дошкольников в игре Вопросы развития элементов логического мышления у дошкольников интересуют меня давно. Работая с детьми подготовительной группы, я увлеклась.
Развитие музыкальности у старших дошкольников на занятиях ритмикой Развитие музыкальности у старших дошкольников на занятиях ритмикой. Процесс становления и развития музыкальных способностей у дошкольников.
Развитие общения старших дошкольников в проектной деятельности Проблема развития общения сверстников в дошкольном возрасте относительно молодая, но интенсивно развивающаяся область возрастной психологии.
Развитие творческих способностей старших дошкольников Каждый ребёнок рождается со своими способностями, задатками. Но сейчас учёные уже доказали, что каждый ребёнок от природы ещё и талантлив. Давайте.
Доклад «Теоретические подходы к изучению словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи» Теоретические подходы к изучению словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи. Общее недоразвитие речи – это различные сложные.
Развитие музыкальных способностей старших дошкольников ОПЫТ РАБОТЫ Тема: «Развитие музыкальных способностей старших дошкольников в процессе музыкально-образовательной деятельности в дошкольном.
Этапы работы по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи Словообразование представляет собой, особый путь развития словаря и является составной частью морфологической системы языка, так как словообразование.
Консультация «Обучение детей средствам и способам словообразования»
Ольга Рыжайкина
Консультация «Обучение детей средствам и способам словообразования»
Консультация
по теме «Обучение детей средствам и способам словообразования»
Интерес к проблеме детского словообразования возник ещё на рубеже VIII–XIX веков. Вплоть до настоящего времени интерес к этой проблеме не угасает, поскольку словообразование, выполняет множество функций, оказывает существенное влияние на развитие языковой компетенции и речевой коммуникации ребёнка в целом.
В лингвистике и психолингвистике понятие «словообразование» рассматривается в различных аспектах. Термином «словообразование» называют языковое явление, психологические процессы, а также лингвистическую дисциплину, науку об этом явлении.
Для самостоятельного словообразования важно, чтобы дети хорошо понимали услышанное, поэтому необходимо развивать речевой слух, обогащать детей знаниями и представлениями об окружающем мире и соответственно словарём, прежде всего мотивированными словами (образованными от других, а также словами всех частей речи, обогащать смысловую сторону грамматических средств.
В процессе словообразования простое повторение и запоминание слов малопродуктивно, ребёнок должен узнать его механизм и научиться, им пользоваться. Следует обратить внимание детей на способ образования слов при помощи суффикса (учитель-учительница) или приставки (ехал-уехал-переехал-выехал, сформировать навыки образования слов по аналогии.
В младшем дошкольном возрасте дети усваивают способы словообразования существительных с суффиксами, обозначающими детёнышей животных, посуды; некоторые способы образования глаголов с приставками.
Можно поиграть в игру с картинками.Воспитатель показывает картинку и говорит: «У меня котёнок. А у тебя кто?». Ребёнок отвечает: «А у меня котята».
В игре – драматизации «Кто пришёл?» детей учат образовывать уменьшительно – ласкательные названия детёнышей животных, употреблять их наименования в единственном и множественном числе.
Приходит котёнок, здоровается с детьми.
— Кто к нам пришёл? (котёнок).
— Как назовём ласково? (котёночек).
— Кто это ещё пришёл? (котята).
— А как их назвать ласково? (котятки).
— Какой котёночек? (маленький, пушистый).
— А какие котятки? (маленькие, пушистые).
Воспитатель обобщает: «Это котята. Они маленькие, пушистые. Их зовут ласково – котятки. Котятки любят свою маму – кошку».
Так же обыгрываются зайчонок и зайчата. К зайчатам и котятам приходят в гости утёнок и утята. Все они играют, веселятся, затем уходят.
Обучение образованию названий посуды при помощи суффикса проводится аналогично в играх – драматизациях и дидактических играх.Возможно создание игровых ситуаций: куклы пришли в гости, сели пить чай, на столе чайная посуда, сухари – в сухарнице, сахар – в сахарнице, хлеб – в хлебнице…
В младшей группе детей также учат образованию глаголов разными способами.
Образование глаголов от звукоподражательных слов:
— Кря! – Кря! – Кря! Кто это? (уточка).
— Что она делает? (крякает).
— Ква! – Ква! – Ква! Кто это? (лягушка).
— Что она делает? (квакает).
— Что она делает? (хрюкает).
Образование глаголов при помощи приставки: ходить – заходить – уходить – приходить; вошёл – вышел – пришёл – ушёл. Знакомство детей со способами образования глаголов осуществляется в дидактических играх («Что делают на музыкальных инструментах?», «Кто что делает?». «Добавь слово», в играх – драматизациях с игрушками и в игровых ситуациях.
Напомним, что дети допускают ошибки в трудных формах словообразования. Чтобы предупреждать ошибки, взрослому целесообразно использовать речевой образец.
В среднем дошкольном возрасте проводится работа по обучению разным способам образования слов, относящихся к разным частям речи.
Детей учат соотносить названия животных и их детёнышей, употреблять эти названия в единственном и множественном числе, в родительном падеже множественного числа.
Проводятся те же дидактические игры,что и в младше группе: «Кто у кого?», «Угадай, кого не стало?», «Магазин игрушек». Содержание речевого материала в них меняется, становясь более сложным. Вводятся такие наименования животных, у которых детёныш называется по-другому: у лошади – жеребёнок, у коровы – телёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок.
Педагог объясняет, что не у всех детёнышей животных есть имя,их так называют: детёныш жирафа, детёныш обезьяны.
Методика проведения игр тоже усложняется, дети уже самостоятельно образовывают названия детёнышей по аналогии с тем, что уже знакомо, что было в их опыте.
Игры и упражнения с грамматическим содержанием эффективны только тогда, когда в их основе лежат знания ребёнка, его представления об окружающей действительности, опыт.
Для формирования грамматических навыков в средней группе можно использовать игры – драматизации и дидактические игры с игрушками. Если же нужных игрушек не окажется (ежиха и ежата, медведица и медвежата, целесообразно использовать фланелеграф или теневой театр. Фигурки животных для них могут изготовить воспитатели.
В старшем дошкольном возрасте программа рекомендует знакомить детей с типичными способами словообразования.
Прежде всего, закрепляют полученные на предыдущих возрастных этапах такие грамматические навыки, как навыки образования наименований посуды и детёнышей животных и птиц с помощью суффикса (грачонок – грачата, снегирь – снегирята; один и много, но один птенчик – ласточка, синичка, много – ласточки, синички).
Здесь уместны задания на объяснения значения слов: «О чём говорит слово воробышек?» (Детёныш воробья, маленький, шаловливый, а воробей большой).
В основном при этом используются словесные игры и упражнения: «Магазин», «Зоопарк», «Угадай, чего не стало?». Закрепление наименований детёнышей может осуществляться в процессе рассматривания картин из серии «Дикие и домашние животные» (корова с телёнком, лошадь с жеребёнком).
Более сложная задача – образование названий профессий от разных частей речи с помощью суффиксов, приставок и других средств.
Ребёнок учится вычленять части слова (приставки, корни, суффиксы, окончания, осмысливать их, оперировать ими.
Чтобы уточнить, какие профессии знают дети, можно провести игру «Знаешь ли ты профессии?». Все вокруг нас трудятся. Часто название профессии (кем работает человек) очень похоже на его дела или его инструменты,машины: детей учит учитель, работает на кране – крановщик. Если вам скажут что делает человек, вы можете правильно назвать его профессию.
— Чинить часы … (часовщик); дома строит … (строитель); чинит сапоги … (сапожник).
В игре «Кто он такой?» дети учатся образовывать существительное от глагола.Образец: если он за всех заступается, он заступник.
— Он много работает, он … (работник); а когда часто дерётся, он … (драчун); много-много говорит, он … (говорун).
В игре «И я тоже» дети образуют с помощью суффикса существительные женского рода.
— Он лётчик – я тоже … (лётчица); он плясун – я тоже … (плясунья).
Одна из задач – научить детей разным способам образования степеней сравнения прилагательных.
Целесообразно проводить небольшие по продолжительности упражнения (5-6 минут):
— на образование прилагательных от основ существительных. (Какое варенье из малины? (малиновое);
— на употребление суффиксов существительных мужского и женского рода. (Занимается спортом? (спортсмен);
— на образование притяжательных прилагательных. (В доме жила коза. Чей дом? (козий). В другом доме жил верблюд. Чей дом? (верблюжий).
Учитывая растущее у ребёнка осознание особенностей своей и чужой речи, особую чувствительность к языку следует шире использовать вопросы проблемного характера.
Мясорубка. Для чего нужна? Почему её так назвали? (рубит мясо). Соковыжималка. Для чего она нужна? Почему её так назвали? (выжимает сок).
Итак, образование слов по существующим моделям (таких как чередование звуков, при помощи приставок и суффиксов, развитие новых значений, словосложения и т. д.) имеет большое значение для развития речи дошкольников. Дети узнают много нового и интересного в процессе образования новых слов, учатся правильно произносить эти слова и использовать их в своей речи, от этого речь ребёнка становится более интересной и насыщенной.
Консультация «Обучение детей основам сюжетосложения» «Основы сюжетосложения» Сл 2 Актуальность: Игра как ведущий вид деятельности, который влияет на преодоление проблем в познавательной сфере.
Развитие двигательной активности детей раннего возраста по средствам кинезиологии Федеральное агентство по образованию Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное образовательное учреждение.
Развитие познавательной активности детей по средствам экспериментальной деятельности Воспитатель: Карасева Маргарита Геннадиевна На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение.
Консультация для учителей начальных классов «Обучение и воспитание детей со сложной структурой дефекта развития» «Обучение и воспитание детей со сложной структурой дефекта развития» В обучении детей с особыми образовательными потребностями, в том числе.
Консультация для педагогов «Обучение детей имитационным движениям» Консультация для педагогов «Обучение детей имитационным движениям» Подготовила воспитатель Мартынова И. Г. Имитационным движениям можно.
Консультация для родителей «Обучение детей немецкому языку в ДОУ» Многих родителей волнует именно этот вопрос: «Когда?» В пять лет? В семь? В три года? А может, пораньше? Есть и откровенные противники раннего.
Консультация для родителей «Один дома. Обучение детей правилам безопасности» Один дома Порой в квартиру пытаются проникнуть злоумышленники. Оставлять маленьких детей дома одних – большой риск со стороны родителей.
Консультация для родителей «Советы решения детских конфликтов, обучение игровым способам примирения» Многие родители считают, что ребенок, когда ходит в детский сад, автоматически учится там дружить. На самом деле, это не так. Верней, не.
Логопедическая игра для формирования навыков словообразования и словоизменения у детей с ОНР на «Кольцах Луллия» «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается.
Овладение способами словообразования в период дошкольного детства.
Овладение способами словообразования в период дошкольного детства.
Овладение способами словообразования – одна из сторон речевого развития детей. В русском языке современным способом словообразования является способ сочетания различных по значения морфем. Дошкольников подводят к умению создавать новое слово на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивировано (т.е. выводится из него по смыслу и по форме), с помощью аффиксов (окончаний, приставок, суффиксов).
А.Н. Гвоздев отметил некоторые особенности усвоения детьми процесса словообразования.
Во-первых, пишет он, бросается в глаза безукоризненная точность, с какой ребенок выделяет отдельные корни, приставки, суффиксы, окончания. Многие сотни самостоятельно образованных слов и форм, охватывающих все типы словообразования и словоизменения, совершенно лишены ошибок. Такое умение обнаруживается сразу же, как только ребенок начинает членить слова на морфемы. Конечно, такое выделение морфем не является пока делом сознательно проводимого анализа. Примерно с тре-четерех лет у ребенка пробуждается склонность к размышлениям над разными вопросами структуры языка.
В-третьих, начальный период использования морфологических элементов характеризуется свободой их употребления в том отношении, что несколько морфем с одним значением оказываются не разграниченными в их употреблении: либо они смешиваются, употребляясь один вместо другого (ТРАВОВ, ТРАВЕЙ, ТРАВ); либо один оказывается господствующим и употребляется вместо всех других (ТРАВОВ, ВАРЕЖКОВ, НОГОВ, СВИНЕНКОВ, ЛЯГУШОНКОВ, ДЕВОЧКОВ, ЛЮДЕВ; ГУСЕЙ, КУРЕЙ, ПЕТУХЕЙ).
В-четвертых, использование той или другой основы для образования разных форм не ограничивается рамками одной части речи. Так, от основ каждой из основных частей речи были зарегистрированы образования отдельных форм всех прочих частей речи: от основы существительного – прилагательные и глаголы (МАШИНСКИЙ, КОРОВНЫЙ, ПРИДИВАНИЛСЯ – лег на диван, НОЧНАЯ СОБАКА – черная); от основы прилагательного – существительные и глаголы (КРАСИВЕЦ, ВКУСНЯШКА, НАМОКРИЛ), от основы глагола – существительные и прилагательные (РУБЩИК –лесоруб, Я-ТО ВСЕХ КУВЫРКАСТЕЕ – лучше прыгнул, кувыркнулся, МЫ ТАКИЕ СОБЛЮДАТЕЛЬНЫЕ – все правила соблюдаем). Но такая широта достигается не сразу: наиболее ранние самостоятельные образования ограничиваются обычно конструированием форм в пределах одной части речи. Здесь наблюдается образование формы слова от основы другой формы с использованием ее собственной основы. Так, у одних и тех же глаголов настоящее образуется от основы инфинитива (РИСОВАЮ, СКАКАЮ, ЦЕЛОВАЕШЬ), а инфинитив от основы настоящего (МНЯТЬ, ЦЕЛУТЬ). Аналогично у существительных при образовании форм множественного числа от основы единственного (УХИ) и, наоборот, форм единственного от основы множественного (УША – ухо).
Таким образом, в усвоении форм наблюдается такая последовательность: сначала усваивается все наиболее типичное, рядовое, все продуктивные формы в области словообразования и словоизменения. Все единичное, исключительное, нарушающее нормы языковой системы, нередко подвергается вытеснению из речи. Другими словами, основное и исключительное разграничиваются по времени и по характеру усвоения: в первую очередь усваивается все типическое и имеющее значимость, а когда усвоен этот «дух» языка, его живая система, на фоне этой системы укладываются, в соответствии с традицией, все детали разнообразных отклонений от нее.
В психологической и лингвистической литературе словообразование связывается с детским словотворчеством. Самостоятельное словообразование, словотворчество у детей рассматривается Д.Б. Элькониным, «как симптом овладения ребенком языковой действительностью». Словотворчество свидетельствует об активном усвоении детьми грамматического строя. Большое внимание речевой деятельности ребенка уделял замечательный русский ученый И.А. Бодуэн де Куртенэ, который полагал, что по детским инновациям можно предсказать будущее состояние языка. Работы И.А. Бодуэна де Куртенэ вдохновили молодого К.И. Чуковского на изучение детской речи. Хотя К.И. Чуковский не являлся лингвистом-профессионалом, в его книге «От двух до пяти» поставлены и по-новому решены интереснейшие языковедческие проблемы, связанные преимущественно с детскими новообразованиями. Обсуждая вопрос о соотношении подражания и творчества при усвоении языка, он блестяще продемонстрировал, как нерасторжимо слиты одно и другое, показал, как велика речевая одаренность ребенка, способного на основании анализа речи взрослых усваивать языковые модели и правила. В книге К.И. Чуковского проводится парадоксальная на первый взгляд мысль о том, что «детские речения порою даже правильнее наших». Утверждая это, он имел в виду, в первую очередь, случаи не соответствующего норме слово- и формообразования. Говоря о правильности детских неправильностей (он придумал для них замечательное название – «лепые нелепицы»), К.И. Чуковский, по сути дела, предвосхитил одно из важных лингвистических открытий – обнаружение факта, что язык имеет двуступенчатое строение, расчленяясь на систему и норму. Детские слово- и формообразования, по его мнению, соответствуют глубинному уровню языка – так называемой языковой системе, при том, что они противоречат норме, то есть общепринятому употреблению, традиции.
К.И. Чуковским отмечено важнейшее обстоятельство, что одни и те же случаи отступления от языковой нормы встречаются в речи разных детей совершенно независимо друг от друга. Обширность материала в его распоряжении позволила ему выявить повторяющиеся и частотные случаи, а это, в свою очередь, подтверждало мысль о наличии объективных и строгих закономерностей, ведущих к появлению детских новообразований.
К концу дошкольного возраста детское словообразование сближается с нормативным, в связи с чем снижается интенсивность словотворчества. Для методики обучения важен вывод о необходимости особого внимания к формированию в среднем и старшем дошкольном возрасте средств и способов словообразования.
«Мальчик-с-пальчик и Иван-богатырь»
Упражнение в употреблении уменьшительно-ласкательных и пренебрежительно-увеличительных суффиксов соревнование двух команд