с какими предметами связана физика
Содержание:
Связь физики с другими науками:
Физика – это интересная и увлекательная наука. Она дает возможность понять окружающий мир, приучает к логическому мышлению и развивает творческие способности.
Величайшие открытия в биологии – генная инженерия, клонирование, рас-шифровка строения молекулы ДНК, которая передает код наследственности, – были бы невозможны без таких физических приборов, как рентгеновские аппараты, ультрацентрифуги, холодильные установки, электронные микроскопы и многих других.
Интересно, что существование молекулы ДНК задолго до ее открытия пред-сказали австрийский физик Эрвин Шредингер и американский физик украинского происхождения Георгий Гамов.
Лазерные прицелы и аппараты ночного видения служат военным, а лазерные ножи – врачам. Лазерные шоу украшают праздники.
Особенно важной для жизни общества является роль физики в создании новых источников энергии: от батареек и электрогенераторов до атомных и термоядерных станций.
Бурное развитие физики в ХХ в. обусловило появление новых научных дисциплин: химическая физика и физическая химия, биофизика, биоэнергетика, бионика и инженерная генетика, астрофизика, космология и космическая физика, медицинская физика.
ХХ век оказался веком неожиданных и увлекательных открытий в физике. Все они получили практическое использование и существенно изменили жизнь человеческого общества.
Физика – основа техники и технологии
Компьютерами сегодня пользуется каждый: от школьника и бухгалтера до инженера и ученого. Появление современных компьютеров стало возможным благодаря исследованиям физиков в отрасли полупроводниковых материалов и нанотехнологий. То, что физика уже давно проникла в производство, технику, медицину, быт и индустрию развлечений, еще раз подтверждает: знание физики пригодится каждому человеку.
Создание ядерной физики
Одна из проблем человечества – получение достаточного количества энергии. После открытия законов ядерной физики человечество получило невиданное могущество, которое дало возможность решения энергетического кризиса (атомные электростанции (рис. 8.1)). Однако при этом также возникла угроза самоуничтожения (атомное и водородное оружие). Открытие анти-вещества обещает дать в сотни раз более мощные источники энергии, чем ядерные.
Зимой ведром угля можно обогреть квартиру на один вечер. Одно ведро урана (если высвободить всю ядерную энергию, которая в нем со-держится) может обеспечить полумиллионный город светом и теплом на протяжении года!
Выход в космос
При помощи ракет удалось преодолеть земное притяжение, построить космические станции и даже побывать на Луне (рис. 8.2). Первый искусственный спутник был запущен в 1957 г. в Советском Союзе, а советский космонавт Юрий Гагарин стал первым человеком, который побывал в космосе. Космическим аппаратам удалось сфотографировать с близкого расстояния многие планеты Солнечной системы. На Марс, Венеру, Луну и даже на спутник Сатурна Титан удалось высадить дистанционно управляемые аппараты (рис. 8.3).
Наименование | Символ | Единицы измерения, СИ | Формула | Приборы |
длина | L | м (метр) | линейка | |
площадь: прямоугольника, параллелограмма квадрата треугольника круга | S | м 2 (метр квадратный) | палетка, линейка | |
объем параллелепипеда цилиндра шара | V | м 3 (метр кубический) | V = S · h V = a · b · h V = πR 2 · h | линейка, мензурка |
Основные положения атомно-молекулярного учения
1. Все тела состоят из молекул, атомов.
2. Молекулы, атомы непрерывно и беспорядочно двигаются.
3. Молекулы, атомы взаимодействуют между собой
Влияние физики на общественное развитие и научно-технический прогресс
Все окружающее нас пространство заполнено радиоволнами, которые поступают не только от радио- и телевизионных станций, но и из космоса – от галактик и квазаров, на протяжении миллионов и миллиардов лет, днем и ночью. Однако еще 150 лет назад никто о них ничего не знал, кроме одного человека – Джеймса Клерка Максвелла, который открыл существование электромагнитных волн.
От открытия – к практическому применению
Радиовещание, каким мы его понимаем в настоящее время, существует уже около 100 лет. Таким образом, инопланетные цивилизации, способные принять радиопередачи земных радиостанций, должны находиться от нас на рас-стоянии не больше, чем 100 световых лет. Те, которые проживают дальше, даже не подозревают о нашем существовании! Это не так уж и далеко, именно на таком расстоянии мощные телескопы могут установить наличие у звезды планет.
На самом деле радиосвязь осуществляется довольно сложным способом через систему ре-трансляторов, телевизионных спутников и волоконнооптических линий.
Вполне возможно, что в природе существу-ют способы телекоммуникации намного лучшие и более надежные, чем радиоволны, но мы ничего о них не знаем.
Всего 50 лет назад телевизор мог принять максимум 12 телевизионных каналов, а реально их было не более шести, и качество изображения было не из лучших. Сами телевизионные приемники были громоздкими, а размеры экранов – маленькими.
Этому радиоприемнику всего 60 лет | Этому телевизору – 50 лет |
Сравните с сегодняшними возможностями – тысячи каналов, изображения высокой четкости, 3d-изображения, возможность принять сигнал даже на карманный прибор через Интернет.
Ускорение технического прогресса
Чтобы теоретические знания воплотились в создание паровой машины, понадобилось около 100 лет. Путь радио – от идеи к широкому потреблению – также занял около 100 лет, фотографии – 110 лет. В последние 20 лет наблюдается небывалое ускорение технического и технологического прогресса. Мобильные телефоны системы / с использованием технологии связи 3G создали около 10 лет назад. Пять лет тому назад появились смартфоны, три года назад – планшеты.
Возможно, через 20 лет этот экран также вызовет улыбку | Смартфон | Планшеты появились совсем недавно |
В области фотографии произошла настоящая революция. Состоялся сначала переход к машинной печати фотографий, а впоследствии – к созданию цифровых фотоаппаратов и цифровых изображений (рис. 37.1). А еще не так давно специалисты спорили, хватит ли имеющихся в мире запасов серебра для изготовления фото-пленок! Основой новых технологий является микроэлектроника и исследования в области полупроводниковых материалов.
Рис. 37.1. Стремительный переход от пленок к «цифре»
Возможности нанотехнологий
Инженеров давно беспокоит идея космического лифта – троса, который свяжет наземную станцию с геостационарным спутником (рис. 37.2) и заменит дорогие ракеты. По этому тросу длиной 36 000 км будет пере-двигаться лифт и перевозить грузы на космическую станцию. До недавнего времени эта идея принадлежала к фантастическим, поскольку стальной трос рвется под собственным весом уже при длине 6 км.
Рис. 37.2. Космический лифт
Появление в 1991 году углеродных нанотрубок (рис. 37.3) прибавило изобретателям оптимизма. Новый материал будет втрое легче и в 120 раз крепче станцию с геостационарным спутником (рис. 37.2) и заменит дорогие ракеты. По этому тросу длиной 36 000 км будет пере-двигаться лифт и перевозить грузы на космическую станцию. До недавнего времени эта идея принадлежала к фантастическим, поскольку стальной трос рвется под собственным весом уже при длине 6 км.
Рис. 37.3. Углеродные нанотрубки намного легче и крепче стали
Появление в 1991 году углеродных нанотрубок (рис. 37.3) прибавило изобретателям оптимизма. Новый материал будет втрое легче и в 120 раз крепче стали. Такой нанотрос диаметром 1 мм сможет выдержать груз 10 т, и это не предел.
Рис. 37.4. Аэрогель имеет плотность воздуха и прочность кирпича Рис. 37.4. Аэрогель имеет плотность воздуха и прочность кирпичаногие лаборатории целенаправленно создают материалы с заранее заданными свойства-ми, и эта область науки приобретает промышленный размах.
Совсем недавно создан еще один удивительный материал – аэрогель (рис. 37.4). Он крепче кирпича, и почти такой же по плотности, как воздух. Он очень плохо проводит тепло, и его можно будет использовать в качестве идеального теплоизолятора.
Рис. 37.4. Аэрогель имеет плотность воздуха и прочность кирпича
Рис. 37.5. Роботы освободили людей от тяжелого и однообразного труда
Развитие исследований
Историки науки заметили, что большинство открытий были сделаны не по непосредственной практической необходимости, а просто из любопытства.
На самом деле происходит постоянное взаимодействие между развитием науки и ее приложением на практике. Без конструкторского бюро Антонова не было бы у нас таких самолетов, а без большого желания летать – не было бы конструкторов.
Украина обладает значительными достижениями в развитии как практической, так и теоретической механики. У нас строят самые большие в Европе и мире самолеты (рис. 37.7), космические ракеты, оптические и радиотелескопы, тепловые, атомные и гидроэлектростанции.
Сложность созданных машин и механизмов поражает воображение (рис. 37.8). Эти области науки и техники требуют большого количества научных и инженерных кадров, которые способны придумать что-то новое.
Рис. 37.6. Марсоход | Рис. 37.7. Чтобы чего-то достичь – нужно мечтать | Рис. 37.8. Турбореактивный двигатель современного самолета содержит около 6000 высокотехнологичных деталей |
Технический и научный прогресс требуют новых идей
Классическая механика, созданная более чем 300 лет тому назад Исааком Ньютоном, с ее абсолютным и незыблемым пространством и временем в 1905 году столкнулась с драматическими испытаниями со стороны новой механики Альберта Эйнштейна, в которой временем можно управлять, замедляя его почти до нуля при больших скоростях. Это открыло принципиальную возможность путешествий в будущее, и дело только в техническом воплощении выводов теории относительности.
Однако у теории Эйнштейна есть фундаментальное ограничение, которое уже 100 лет не дает покоя любителям науки и ученым – скорости света в вакууме не может достичь ни один объект, кроме света. Но это не остановило американского физика украинского происхождения Олексу-Мирона Биланюка, который создал теорию «тахионов» – частиц, которые могут двигаться со скоростью, большей, чем световая.
И хотя пока существование этих частиц не подтверждено экспериментально, не исключено, что именно кто-то из вас это сделает.
Современное состояние физической науки
В ЦЕРНе, на границе между Швейцарией и Францией, неподалеку от г. Женевы находится самый большой и самый дорогой на сегодняшний день физический прибор, построенный для исследования глубинных свойств материи. Эта уникальная машина работает по новейшим технологиям. В кольцевом тоннеле длиной почти 27 км и расположенном на средней глубине 100 м находятся две трубки (рис. 37.9), внутри которых двигаются навстречу друг другу два пучка про-тонов. Вакуум в трубках в 10 раз глубже, чем в космосе.
Рис. 37.9. Система охлаждения и две трубки, по которым двигаются протоны
Протоны удерживаются на круговой орбите 9500 сверхпроводящими магнитами, обмотки которых охлаждены до температуры –271°C.
По трубам, в которых находятся сверхпроводящие кабели, течет жидкий гелий, находящийся в сверхтекучем состоянии, а ток в кабеле составляет около 12000 А (двигатели троллейбуса или трамвая потребляют 200–300 А).
Протоны в количестве две миллиардных доли грамма ускоряются в течение десяти часов до скорости, составляющей 99,9999991 % скорости света. Кольцо ускорителя протоны проходят 11000 раз в секунду. В результате это мизерное по массе количество частиц приобретает энергию, которую имеет скоростной поезд массой 140 тонн на скорости 150 км/ч (рис. 37.10).
Рис. 37.10. Этот 140-тонный поезд на скорости 150 км/ч. имеет такую же энергию, как две миллиардных доли грамма протонов, разогнанных почти до скорости света
Для установки CMS, построенной для изучения протон-протонных столкновений и поиска бозона Хиггса, харьковский Институт монокристаллов создал 22 тысячи детекторов из радиационно устойчивой пластмассы. Кроме того, Украина поставляет железо для магнитов и уникальные кристаллы.
С помощью коллайдера ученые уже сегодня получают и хранят антивещество (антиводород), учатся лечить рак с помощью протонов и антипротонов, открыли частицу Хиггса (6 июля в 2012 г.), пытаются понять природу темной материи и темной массы.
При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org
Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи
Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей
Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.
Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.
Методика обучения физике в средней школе
Связь обучения физике с другими учебными предметами
Лекция 4. Связь обучения физике с другими учебными предметами
Литература 4, с. 58-69; 16, с. 104-118; 28.
Объективный процесс связи между науками находит отображение и в процессе обучения физике в школе. Этого требует не только принцип научности, но и те задания, которые ставятся перед школьным курсом физики. В частности, формирование диалектико-материалистического мировоззрения невозможно без установления и выявления связи с другими естественными учебными предметами.
Хронологические связи обеспечивают согласованное преподавание предметов во времени в соответствии с потребностями каждого учебного предмета.
Информационные связи проявляются в единстве трактовки понятий, фактов положений, которые рассматриваются при изучении разных предметов.
Пути осуществление межпредметных связей:
Изучение физики в 7 классе, базируется на предыдущих связях с математикой. Учитель опирается на те знания, какие ученики получили при изучении математики в 6 классе, и на знания, какие они получают в 7 классе на уроках математики. Здесь нужно помнить, что ученики 7 класса уже знакомы с буквенными обозначениями, умеют записывать формулы, знакомы с отрицательными числами и координатной плоскостью. Они умеют выполнять действия над целыми и дробными числами, измерять величины, округлять числа, и находить среднее арифметическое, решать линейные уравнения. В течение года математическая подготовка учеников дополняется знаниями об уравнении с двумя неизвестными, они усваивают понятие функции и ее графическое представление.
В восьмом классе ученики усваивают понятие степени с отрицательным показателем, построение графика трехчлена за точками, приближенные вычисления.
Для изучения физики в 9 классе ученики получают знания об уравнении второй степени и векторах и действиях над ними.
Указанного математического аппарата ученикам хватает для изучения физики до 11 класса, где при изучении электромагнитных колебаний они и используют знание о производной и интеграл, полученные на уроках математики.
На фоне перечисленных знаний и умений учеников стабильно проявляются некоторые недостатки. В частности, ученики имеют слабые навыки приближенных вычислений. При развязывании задач мешает привычка помечать неизвестную величину через х (икс).
При пользовании формулами, которые устанавливают математическую связь между физическими величинами, ученики не различают функциональные зависимости и способ вычисления. Если из формулы выплывает, что сила пропорциональна заряду и напряженности электрического поля, то из родственной формулы
подобный вывод сделать нельзя. Ведь физически напряженность исследуемого поля никоим образом не зависит от значения пробного электрического заряда. Подобное можно сказать о таких зависимостях:
Достаточно сложно усваивают ученики действия над наименованиями.
3. Объекты изучения физики и химии достаточно близкие. Но структуры курсов существенно отличаются. Поэтому связи имеют в основном понятийный характер. Хронологические связи очень затруднены.
Физика и химия изучают много общих понятий: атом, электрон, молекула, электролитическая диссоциация, масса, количество вещества. Нужно достичь общей, одинаковой трактовки этих величин и их применения.
4. Соотношение между физикой и биологией можно трактовать как отношение общего и частичного. Знания из биологии могут лишь расширять знание о рамках действия физических законов и способствовать пониманию учениками единства природы. Этому же способствует рассмотрение вопросов, связанных с использованием методов физики в биологии.
5. Физика как наука, развивалась в конкретных исторических общественных условиях, которые отображены в гуманитарных науках. Изучение физики с ссылкой на исторические обстоятельства улучшает восприятие учебного материала. Так, конкретнее звучит материал, связанный с исследованиями Дж.Бруно, Г.Галилея, И.Ньютона и т.п., если одновременно вспоминаются тогдашние общественно-политические условия, хронология, связь с другими событиями. Позитивные результаты дает также использование физических задач с историческим содержанием, исторических картин, фотографий и т.п.
Значительно облегчает восприятие учебного материала использования художественных текстов из литературных произведений.
Фактически тяжело найти хотя бы один учебный предмет, который бы не влиял на процесс изучения физики. Использование такого влияния, учет взаимной связи и активное включение его, в работу позволяет существенно улучшить учебный процесс из физики.
- цифровая подпись отсутствует что делать драйвер устройства
- какой каршеринг работает в адлере