с какими основными свойствами операционных систем должны быть ознакомлены учащиеся тест с ответами
План урока по теме операционная система
Зам. директора по УР
«___»_________________201 7 г
Тема: «Операционные системы»
коррекционная – формирование и развития у учащихся познавательных способностей; развитие познавательного интереса к предмету; развитие умения оперировать ранее полученными знаниями; развитие умения планировать свою деятельность;
воспитательные – развитие навыков самостоятельного мышления
помочь учащимся получить представление об операционных системах ПК
научить их отличать друг от друга, знать их основные характеристики.
развитие логического мышления, познавательных интересов, умения конспектировать
Тип урока: комбинированное занятие.
Оборудование : доска, компьютер, проектор, экран
Дидактическая оснащенность: компьютерная презентация
Методы контроля: устного контроля (беседа, опрос), практической работы за компьютером.
Актуализация знаний (10 мин)
Теоретическая часть (20 мин)
Рефлексия: Разгадаем кроссворд (3 мин)
Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.
II Актуализация знаний
Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос.
1. Виды памяти компьютера?
2. Для чего предназначена ВЗУ (внешняя память)?
3. Что входит в состав внешней памяти?
III Теоретическая часть
1. Понятие ОС, её функции.
2. Виды ОС их основная характеристика
3. Понятие о драйверах.
4. Файловые менеджеры, их назначение
Операционная система выполняет роль связующего звена между аппаратурой компьютера, с одной стороны, и выполняемыми программами, а также пользователем, с другой стороны.
Операционная система обычно хранится во внешней памяти компьютера — на диске. При включении компьютера она считывается с дисковой памяти и размещается в ОЗУ.
Этот процесс называется загрузкой операционной системы.
Функции операционной системы
• осуществление диалога с пользователем;
• ввод-вывод и управление данными;
• планирование и организация процесса обработки программ;
• распределение ресурсов (оперативной памяти и кэша, процессора, внешних устройств);
• запуск программ на выполнение;
• всевозможные вспомогательные операции обслуживания;
• передача информации между различными внутренними устройствами;
• программная поддержка работы периферийных устройств (дисплея, клавиатуры, дисковых накопителей, принтера и др.).
Операционная система для персонального компьютера, ориентированного на профессиональное применение, должна содержать следующие основные компоненты:
В зависимости от количества одновременно обрабатываемых задач и числа пользователей, которых могут обслуживать ОС, различают четыре основных класса операционных систем:
1. однопользовательские однозадачные, которые поддерживают одну клавиатуру и могут работать только с одной (в данный момент) задачей;
2. однопользовательские однозадачные с фоновой печатью, которые позволяют помимо основной задачи запускать одну дополнительную задачу, ориентированную, как правило, на вывод информации на печать. Это ускоряет работу при выдаче больших объёмов информации на печать;
3. однопользовательские многозадачные, которые обеспечивают одному пользователю параллельную обработку нескольких задач. Например, к одному компьютеру можно подключить несколько принтеров, каждый из которых будет работать на «свою» задачу;
4. многопользовательские многозадачные, позволяющие на одном компьютере запускать несколько задач нескольким пользователям. Эти ОС очень сложны и требуют значительных машинных ресурсов.
Ядро, Драйверы устройств, интерфейс.
Ядро — переводит команды с языка программ на язык машинных кодов.
Интерфейсом пользователя называется программно реализованные средства общения человека и компьютера.
Загрузка операционной системы
• программа ищет файлы ОС на системном диске и загружает их в ОП в качестве программных модулей
• Управление передается командному процессору
Linux – ОС с графическим интерфейсом.
Она предоставляет пользователю широкие возможности работы с мультимедиа, обработки текстовой, графической, звуковой и видеоинформации.
Многозадачный режим работы
Режим работы ОС Microsoft Windows –многозадачный:
• Пользователь может запустить сразу несколько прикладных программ и работать с ними одновременно.
• Программы могут выполняться в фоновом режиме.
• Для одновременного выполнения нескольких программ операционная система должна разделять между ними время работы процессора, следить за размещением этих программ и данных в памяти так, чтобы они не мешали друг другу (разделять память).
IV Итог урока. Закрепление материала
Перечислите функции ОС?
Заполните карточку (Посмотрите в свойствах компьютера данные об ОС и заполните таблицу)
Видеоролик знакомство с операционной системой Windows 8
9.4. требования к знаниям и умениям учащихся по линии компьютера
9.4. требования к знаниям и умениям учащихся по линии компьютера
Учащиеся должны знать:
• правила техники безопасности при работе на компьютере;
• состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;
• основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);
• структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти;
• типы и свойства устройств внешней памяти;
• типы и назначение устройств ввода-вывода;
• сущность программного управления работой компьютера.
• принципы организации информации на дисках: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;
• назначение программного обеспечения и его состав;
• основные этапы развития информационно-вычислительной техники, программного обеспечения ЭВМ и информационных технологий;
• *принципы архитектуры ЭВМ Джона фон Неймана;
• *структуру машинной команды;
• *состав процессора и назначение входящих в него элементов (арифметико-логического устройства, устройства управления, регистров);
• *как процессор выполняет программу (цикл работы процессора);
• *состав и функции операционной системы.
Учащиеся должны уметь:
• включать и выключать компьютер;
• вставлять дискеты в накопители;
• ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;
• инициализировать выполнение программ из программных файлов;
• просматривать на экране директорию диска;
• выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;
• доставить простую линейную программу на языке машинных команд одного из учебных компьютеров («Нейман», «Кроха», «Малютка» и др.);
• *работатъ с сервисными программами: архиваторами, анти-вирусниками и др.;
• *с помощью системных средств управлять диалоговой средой операционной системы (оболочкой NC для MS-DOS, «Рабочим столом» для Windows).
Вопросы для самоконтроля и обсуждения к главе 9
1. Какие темы базового курса информатики относятся к содержательной линии компьютера?
2. С какой информацией может работать современный компьютер? Можно ли утверждать, что компьютер может работать с любой информацией, с которой имеет дело человек?
3. Зачем в ЭВМ используются два формата представления чисел: с фиксированной точкой и с плавающей точкой? Почему бы не ограничиться лишь одним «плавающим» форматом?
4. Как объяснить ученикам смысл терминов «фиксированная точка», «плавающая точка»?
5. Какие основные принципы организации таблиц символьной кодировки необходимо объяснить ученикам?
6. В чем различие между растровым и векторным представлением изображения? Какой способ является более универсальным?
7. Какое практическое значение может иметь для пользователя понимание принципов внутреннего представления изображения, выводимого на экран?
8. Придумайте рисунок (чертеж, схему и т.п.), поясняющий смысл процесса дискретизации для представления звука в памяти ЭВМ.
9. Есть ли аналогия между понятием архитектуры применительно к строительству и применительно к компьютерам? В чем она состоит?
10. Какие представления об устройстве и работе ЭВМ входят в понятие «архитектура», а какие — нет?
11. В чем суть методической идеи использования аналогии между человеком и компьютером при объяснении устройства ЭВМ?
12. Дан перечень различных носителей информации, используемых в ЭВМ: ОЗУ, ПЗУ, регистры процессора, магнитные ленты, магнитные диски, оптические диски. Расположите их в порядке возрастания информационной емкости носителя (в среднем); расположите их в порядке возрастания быстродействия (уменьшения времени чтения/записи).
13. Перечислите обязательный (минимальный) набор сведений, которые должны знать ученики об устройстве ПК.
14. Какие устройства входят в состав видеосистемы ПК? Какие количественные характеристики определяют качество работы видеосистемы ПК?
15. Дайте методическое обоснование применению моделей учебных компьютеров в базовом курсе информатики.
16. Какие общие сведения должны получить ученики, независимо от используемого типа учебного компьютера?
17. Предложите методический подход к раскрытию идеи единства аппаратного и программного обеспечения современного компьютера.
18. Почему знания о структуре и составе программного обеспечения ЭВМ являются необходимыми, базовыми?
19. Как объяснить ученикам, что такое прикладная программа?
20. С какими основными свойствами операционных систем в первую очередь должны быть ознакомлены ученики?
21. Какие первоначальные сведения о назначении систем программирования должны быть сообщены ученикам?
Основные характеристики операционных систем
Список вопросов теста
Вопрос 1
Какие функции выполняет операционная система?
Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
Варианты ответов
Вопрос 2
Выберите один из 4 вариантов ответа:
Варианты ответов
Вопрос 3
Операционная система – это.
Выберите один из 4 вариантов ответа:
Варианты ответов
Вопрос 4
Соотнесите термин с его определением.
Укажите соответствие для всех 7 вариантов ответа:
Варианты ответов
Вопрос 5
Какие функции выполняет файловая система?
Выберите несколько из 8 вариантов ответа:
Варианты ответов
Вопрос 6
Выберите существующие типы пользовательского интерфейса.
Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
Варианты ответов
Вопрос 7
Логические разделы – это.
Выберите один из 4 вариантов ответа:
Варианты ответов
Вопрос 8
Выберите один из 4 вариантов ответа:
Варианты ответов
Вопрос 9
Командный процессор – это.
Выберите один из 4 вариантов ответа:
Варианты ответов
Вопрос 10
Установите порядок загрузки ОС.
Укажите порядок следования всех 4 вариантов ответа:
С какими основными свойствами операционных систем должны быть ознакомлены учащиеся
Зам. директора по УР
Тема: «Операционные системы»
образовательная – формулировать определения операционной системы; развивать логическое мышление учащихся; перечислять основные свойства операционной системы;
коррекционная – формирование и развития у учащихся познавательных способностей; развитие познавательного интереса к предмету; развитие умения оперировать ранее полученными знаниями; развитие умения планировать свою деятельность;
воспитательные – развитие навыков самостоятельного мышления
помочь учащимся получить представление об операционных системах ПК
научить их отличать друг от друга, знать их основные характеристики.
развитие логического мышления, познавательных интересов, умения конспектировать
Тип урока: комбинированное занятие.
Оборудование: доска, компьютер, проектор, экран
Дидактическая оснащенность: компьютерная презентация
Методы контроля: устного контроля (беседа, опрос), практической работы за компьютером.
Актуализация знаний (10 мин)
Теоретическая часть (20 мин)
Рефлексия: Разгадаем кроссворд (3 мин)
Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.
II Актуализация знаний
Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос.
1. Виды памяти компьютера?
2. Для чего предназначена ВЗУ (внешняя память)?
3. Что входит в состав внешней памяти?
III Теоретическая часть
1. Понятие ОС, её функции.
2. Виды ОС их основная характеристика
3. Понятие о драйверах.
4. Файловые менеджеры, их назначение
Операционная система – набор специальных программ, обеспечивающих работоспособность компьютерной системы: управление аппаратурой и прикладными программами, интерфейс с пользователем.
Операционная система – это посредник между компьютером, пользователем и прикладными программами.
Операционная система выполняет роль связующего звена между аппаратурой компьютера, с одной стороны, и выполняемыми программами, а также пользователем, с другой стороны.
Операционная система обычно хранится во внешней памяти компьютера — на диске. При включении компьютера она считывается с дисковой памяти и размещается в ОЗУ.
Этот процесс называется загрузкой операционной системы.
Функции операционной системы
• осуществление диалога с пользователем;
• ввод-вывод и управление данными;
• планирование и организация процесса обработки программ;
• распределение ресурсов (оперативной памяти и кэша, процессора, внешних устройств);
• запуск программ на выполнение;
• всевозможные вспомогательные операции обслуживания;
• передача информации между различными внутренними устройствами;
• программная поддержка работы периферийных устройств (дисплея, клавиатуры, дисковых накопителей, принтера и др.).
Операционная система для персонального компьютера, ориентированного на профессиональное применение, должна содержать следующие основные компоненты:
В зависимости от количества одновременно обрабатываемых задач и числа пользователей, которых могут обслуживать ОС, различают четыре основных класса операционных систем:
1. однопользовательские однозадачные, которые поддерживают одну клавиатуру и могут работать только с одной (в данный момент) задачей;
2. однопользовательские однозадачные с фоновой печатью, которые позволяют помимо основной задачи запускать одну дополнительную задачу, ориентированную, как правило, на вывод информации на печать. Это ускоряет работу при выдаче больших объёмов информации на печать;
3. однопользовательские многозадачные, которые обеспечивают одному пользователю параллельную обработку нескольких задач. Например, к одному компьютеру можно подключить несколько принтеров, каждый из которых будет работать на “свою” задачу;
4. многопользовательские многозадачные, позволяющие на одном компьютере запускать несколько задач нескольким пользователям. Эти ОС очень сложны и требуют значительных машинных ресурсов.
Основные компоненты ОС:
Ядро, Драйверы устройств, интерфейс.
Ядро – переводит команды с языка программ на язык машинных кодов.
Драйвер (англ. driver) – это компьютерная программа, с помощью которой другая программа (обычно операционная система) получает доступ к аппаратному обеспечению некоторого устройства. В общем случае, для использования любого устройства (как внешнего, так и внутреннего) необходим драйвер.
Интерфейс (Interface) – досл. промежуточное лицо.
Интерфейсом пользователя называется программно реализованные средства общения человека и компьютера.
Загрузка операционной системы
• BIOS начинает поиск загрузчика ОС – поочередное обращение к имеющимся в компьютере дискам (гибким, жестким, CD-ROM)
• поиск в загрузочном секторе специальной программы-загрузчика ОС – Master Boot
• программа ищет файлы ОС на системном диске и загружает их в ОП в качестве программных модулей
• Управление передается командному процессору
Виды операционных систем
Linux – ОС с графическим интерфейсом.
Операционная система Microsoft Windows – ОС с графическим интерфейсом, со встроенной сетевой поддержкой и развитыми многопользовательскими средствами.
Она предоставляет пользователю широкие возможности работы с мультимедиа, обработки текстовой, графической, звуковой и видеоинформации.
При завершении работы нельзя просто выключить компьютер, не завершив работу системы по всем правилам – это может привести к потере некоторых несохраненных данных. Для правильного завершения работы необходимо сохранить данные во всех приложениях, с которыми работал пользователь, завершить работу всех ранее запущенных DOS-приложений, открыть меню кнопки “Пуск” и выбрать команду “Завершение работы”.
Многозадачный режим работы
Режим работы ОС Microsoft Windows –многозадачный:
• Пользователь может запустить сразу несколько прикладных программ и работать с ними одновременно.
• Программы могут выполняться в фоновом режиме.
• Для одновременного выполнения нескольких программ операционная система должна разделять между ними время работы процессора, следить за размещением этих программ и данных в памяти так, чтобы они не мешали друг другу (разделять память).
IV Итог урока. Закрепление материала
Перечислите функции ОС?
Заполните карточку (Посмотрите в свойствах компьютера данные об ОС и заполните таблицу)
Видеоролик знакомство с операционной системой Windows 8
3. Заболевание компьютера.
4. Одна из характеристик монитора.
6. Устройство для ввода текста.
8. Программа, используемая для связи аппаратуры компьютера с операционной системой.
10. Устройство вывода информации.
1. Устройство для работы с видеофрагментами.
2. Устройство для ввода графической информации в компьютер.
5. Вид информации, входящей в состав мультимедиа.
7. Устройство вывода звуковой информации.
9. Количество бит, отведенных для записи одного измерения звука.
11. Переводит команды с языка программ на язык «машинных кодов», понятный компьютеру
Методические указания к проведению контрольной работы
Контрольная работа имеет цель проверки знаний студентов по данному разделу, умений ориентироваться в вопросах методики преподавания и умений решать задачи.
Последним вопросом в каждом варианте является задача по алгоритмической тематике.
Каждый вариант задания содержит по 7 вопросов. Часть вопросов содержит для выбора 4-7 предложенных ответа. Эти вопросы снабжены ключами верных ответов. Другая часть вопросов требует свободного конструирования ответа. Такие вопросы снабжены ключевыми словами, которые позволяют провести проверку правильности ответов. Оценка правильности выполнения заданий должна проводится с использованием ключей ответов или ключевых слов, которые приведены после текста вопроса. Ключевые слова должны обязательно присутствовать в тексте ответа. Порядок расположения в ответе ключевых слов не обязательно должен следовать приведенному, но, тем не менее, располагаться в соответствии принятой логической последовательности ответа.
В скобках после вопроса приведен максимальный бал (вес) для оценки данного вопроса (исходя из 100-балльной шкалы). Варианты заданий неравноценны в смысле суммы весов вопросов, поэтому преподавателю после проверки следует провести нормировку набранной суммы баллов на 700, что необходимо для проведения процедуры выведения полученной отметки и сравнения с ответами других студентов и в целом всей группы.
Примерные нормы оценивания результатов выполнения контрольной работы и набранных баллов после процедуры нормировки:
600-700 баллов – отлично
500-599 баллов – хорошо
400-499 баллов – удовлетворительно
менее 400 баллов – неудовлетворительно
A. С 1 сентября 1975 года.
Б. С 1 сентября 1980 года.
B. С 1 сентября 1985 года.
Г. С 1 сентября 1990 года.
Д. С 1 сентября 1995 года.
5. Приведите 3-х этапную структуру курса информатики в
школе, рекомендованную Минобразом в 1995 году.
6. В преподавании информатики используются следую-
щие типы уроков: (80)
A. Урок изучения нового материала.
Б. Урок-лабораторная работа.
Г. Урок контроля и коррекции знаний.
Ж. Комбинированный урок.
7. Приведите названия инструктажей, которые должен
проводить учитель на уроках информатики в кабинете
вычислительной техники. (50)
8. 1000 монет. Имеется 1000 монет, из которых одна фальшивая (легче других). Придумайте способ нахождения фальшивой монеты за 7 взвешиваний на чашечных весах без гирь. Запишите систему и последовательность команд исполнителя. (100)
А. 1 час. Б. 2 часа. В. 3 часа. Г. 4 часа. Д. 0 часов.
6. В преподавании информатики используются следую-
щие типы уроков: (80)
A. Урок изучения нового материала.
Б. Урок-лабораторная работа.
Г. Урок контроля и коррекции знаний.
Ж. Комбинированный урок.
7. Дайте характеристику исполнителя Робот. Запишите
систему этих команд исполнителя Робот. (100)
А. 10 минут. Б. 15 минут. В. 20 минут. Г. 25 минут. Д. 30 минут.
6. В преподавании информатики используются следую-
щие типы уроков: (80)
A. Урок изучения нового материала.
Б. Урок-экскурсия.
B. Урок-лабораторная работа.
Г. Урок контроля и коррекции знаний.
Ж. Комбинированный урок.
7. Песочные часы. Есть двое песочных часов – на 3 мину-
ты и на 8 минут. Для приготовления эликсира бессмер-
тия его надо варить ровно 7 минут. Как это сделать,
пользуясь этими часами? Запишите систему и
последовательность команд исполнителя. (100)
6. В преподавании информатики используются следую-
щие типы уроков: (80)
A. Урок изучения нового материала.
Б. Урок-лабораторная работа.
B. Урок-экскурсия.
Г. Практикум.
Д. Урок контроля и коррекции знаний.
Ж. Комбинированный урок.
7. Дайте характеристику исполнителя Робот. Запишите
систему этих команд исполнителя Робот. (100)
Раздел 2. Методика преподавания базового курса информатики
Методические указания к проведению контрольной работы.
Вопрос задания выделен синим цветом. В скобках приведен максимальный бал для оценки данного вопроса (исходя из 100-балльной шкалы). Оценка правильности выполнения заданий должна проводится с использованием ключей ответов или ключевых слов, которые приведены после текста вопроса и выделены синим цветом. Ключевые слова должны обязательно присутствовать в тексте ответа. Порядок расположения в ответе ключевых слов не обязательно должен следовать приведенному, но, тем не менее, располагаться в соответствии принятой логической последовательности ответа.
Варианты заданий включают по 5 вопросов. Варианты неравноценны в смысле суммы весов вопросов, поэтому преподавателю после проверки следует провести нормировку набранной суммы баллов на 500, что необходимо для проведения процедуры выведения полученной отметки и сравнения с ответами других студентов и в целом всей группы.
Примерные нормы оценивания результатов выполнения контрольной работы и набранных баллов после процедуры нормировки:
450-500 баллов – отлично
400-449 баллов – хорошо
300-399 баллов – удовлетворительно
менее 300 баллов – неудовлетворительно Список вопросов 1. Каково назначение базового курса информатики? (100)
А. Альфа. Б. Бета. В. Гамма. Г. Алгол 60. Д. Рапира. Е. Лого. Ж. Кумир.
53. Как со временем менялось содержание линии «Ин-
формационные технологии» в школьной информати-
Разделы 3 и 4. Методика преподавания профильных курсов информатики.
Методика преподавания информатики в начальной
Методические указания по проведению контрольной работы
Вопросы и варианты заданий предназначены для проверки знаний и умений студентов по указанным темам, а также знания по педагогической психологии. Проверяемые умения: анализ содержания обучения и программ профильных курсов по информатике и ИКТ; выбор методов и средств обучения. Варианты контрольной работы содержат по 5 вопросов, одна часть которых с выбором ответов, а другая – предусматривает свободное конструирование ответа.
Б. Бейсик и Ассемблер.
B. Паскаль и Рапира.
Г. Бейсик и Паскаль.
A.Visual Basic.
А. 10 минут. Б. 15 минут. В. 20 минут. Г. 25 минут. Д. 30 минут.
30. Какие типы программ входят в пакет «Роботландия»?
31. В каких целях можно использовать на занятиях пакет программ «Роботландия»?