с какими организациями вы сотрудничаете при решении задач языковой адаптации детей мигрантов
Адаптация детей мигрантов в дошкольных образовательных учреждениях
Светлана Красинская
Адаптация детей мигрантов в дошкольных образовательных учреждениях
«Каменский детский сад»
Адаптации детей мигрантов в дошкольных образовательных учреждениях
Аннотация: в статье рассматривается актуальная проблема в наше время, это адаптация детей мигрантов в дошкольных образовательных учреждениях. Рассматриваются комплексные подходы к решению данных проблем и содержание главных этапов в программах адаптации детей мигрантов в дошкольных учреждениях.
Ключевые слова: межкультурная коммуникация, дошкольный возраст, толерантность, дети мигрантов (инофоны, социальная адаптация.
В современном мире более значимо усиливаются процессы миграции населения. Люди покидают свои страны в связи неблагоприятной экономической обстановкой, массовой безработицей, с появлением так называемых «горячих точек» и т. д. Резкое изменение привычных условий к жизни, вызванное переездом семьи в другую страну или регион, где иные культуры, традиции, другой язык, приводит к дезориентации ребенка-дошкольника из семьи мигрантов. Такие дети проходят через особую разновидность адаптации как приспособление к чему-то новому- через межкультурную адаптацию. Поэтому важнейшим направлением работы всех дошкольных учреждений мы считаем ознакомление и русских, и представителей иных этноязыковых групп со всем разнообразием возможных вариантов жизненного уклада, встречающихся в России, воспитание толерантности, любознательности, а также развитие различных форм сотрудничества, коммуникации, взаимное приобщение к культурным ценностям. Без знания того, что происходит в окружении, у детей (да и у взрослых тоже) воспитывается страх и недоверие, агрессивность, нежелание вникать в проблемы того, кто выглядит иначе и говорит на ином языке.
Меня интересует проявление проблемы межкультурных коммуникаций в педагогике, так как в условиях глобализации педагогическая работа с представителями разных культур становится нормой жизни. Сейчас необходимо учитывать не только поведенческие стандарты в рамках различных культур, но и находить эффективные способы социальной адаптации носителей разных культур. Более подробно я бы хотела рассмотреть данную проблему на примере социальной адаптации детей мигрантов (инофонов) в дошкольных образовательных учреждениях, так как уже с раннего детства необходимо проводить работу по социализации ребенка, в том числе и с учетом вопроса межкультурных коммуникаций. Социальная адаптация детей дошкольного возраста представляет собой комплексный феномен, связанный с интеграцией ребенка в новую социальную среду, освоением ребенком новых для него социальных ценностей и социального опыта. Конечной целью такой адаптации являются эмоциональное благополучие в группе сверстников, установление дружеских взаимоотношений, толерантность.
Актуальность проблем, связанных с миграцией привела к созданию программы правительства Санкт-Петербурга «Толерантность». Комплексный подход к решению данных проблем, в том числе и к решению проблем адаптации детей мигрантов предлагает Марина Шишкина, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга, заместитель председателя постоянной комиссии по образованию, науке,культуре:
Дети мигрантов находятся на стадии становления личности под влиянием семьи и нового принимающего общества. Часто случается так, что ценности семейного воспитания вступают в противоречие с уже существующими в стране пребывания, если это противоречие не будет разрешено немедленно, то личность ребенка может деформироваться или сформироваться асоциальная личность. Поэтому необходимо подобрать наиболее подходящий способ адаптации для профилактики возможных проблем и нарушений.
В данном контексте можно выделить несколько направлений работы.
Наверное, самой главной проблемой является трудность вживания в новую для ребенка среду общения, и как следствие нередко возникающие состояния отчужденности и отверженности, тревожности и психической напряженности, агрессивности и повышенной конфликтности. Безусловно данная проблема требует комплексного подхода как со стороны педагогов, так и со стороны родителей и детских психологов. И решать эту проблему нужно путем создания специальных программ адаптации. Данные программы должны базироваться на идеи целенаправленного учета этнокультурных особенностей детей мигрантов в программах дошкольного образования. Причем такие программы должны, на мой взгляд,содержать несколько основных этапов:
«Первый этап – создание общей установки на совместное решение задачи социальной адаптации ребенка к детскому саду.
Второй этап – взаимное ознакомление педагогов и родителей с национальными особенностями воспитания детей в России и странах семей-мигрантов. Необходимость данного этапа обусловлена тем, что у разных народов свои национальные особенности социальной жизни и культуры, свои обычаи, традиции, социальные установки и ценностные ориентации. Без глубокого осознания народной (этнической) природы воспитания не может быть взаимной толерантности взрослых участников образовательного процесса; нахождения подхода к ребенку со стороны педагогов, тактичного его педагогического сопровождения; компетентного ознакомления детей с национальной культурой. Именно семья и педагоги детского сада имеют решающее значение как в трансляции этнокультурной информации, так и в становлении этнотолерантных установок у дошкольников.
Другим направлением работы педагога является «лингвистическая адаптация».Сколько может быть в группе детей, которые не владеют русским как родным? Если мы говорим о полном погружении в русскоязычную речь, то таких детей может быть один-два, тогда они не являются препятствием для общения на русском языке остальной части группы. Если в группе их от пяти до половины состава, то имеет значение, на каком языке дети говорят между собой. Если у них есть общий язык – другой, чем русский, – они могут создать свою компанию и не обращать внимания на остальных, что, безусловно, мешает воспитателю в проведении занятий. В этой ситуации было бы хорошо, если бы воспитатель владел языком детей, т. е. являлся бы носителем языка. Если дошкольники говорят между собой на ломаном русском языке, это часто воспринимается со смехом остальной частью группы и вносит элементы нетерпимости в коллектив. Здесь требуется разъяснительная работа педагога, в том числе и с родителями.
1) дети-инофоны не говорят или плохо говорят на русском языке, а педагогам надо обучать их в одной группе с русскоязычными детьми;
2) нет базовых программ обучения детей инофонов и как следствие нет разработанных методических пособий.
Результатом успешной лингвистической адаптации должно стать умение эффективно взаимодействовать в русскоязычном окружении и успешно решать социокультурные проблемы повседневной жизни, освоить образовательные и воспитательные программы в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами.
Еще одной проблемой адаптации является кризис идентичности, рассогласование в системе ценностей и социальных норм. И ключевая роль в формировании социальной компетентности и толерантности принадлежит дошкольным образовательным учреждениям, а в более старшем возрасте школе. Именно в образовательных учреждениях различного уровня, являющихся в настоящее время поликультурной образовательной средой, есть возможность создать все условия для эффективности процесса социально-психологической адаптации детей мигрантов при организации соответствующей помощи и психологической поддержки.
1. Российская газета. [электронный ресурс]/Режим доступа:
2. Адаптация детей мигрантов в детском саду. Синельникова И. Н. [электронный ресурс]/Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/07/10/adaptatsiya-detey-migrantov-v-detskom-sadu
3. Инновационные технологии в образовании. ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ (ИНОФОНОВ И БИЛИНГВОВ) РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ [электронный ресурс]Режим доступа: http://id-yug.com/images/id-yug/SET/2014/1/Savina-Kakalina-2014-1.pdf
Планирование работы по математическому развитию детей в дошкольных образовательных учреждениях Планирование работы по математическому развитию детей в дошкольных образовательных учреждениях. [/h3] План. 1. Планирование работы и его.
Комплексное использование средств физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях Введение Физическое воспитание для детей то же, что и фундамент для здания. Чем прочнее заложен фундамент, тем выше может быть возведена.
Мероприятия по сохранению и укреплению здоровья дошкольников в рамках программы летнего отдыха детей в дошкольных учреждениях Воспитание здорового ребенка – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики. Как помочь подрастающему ребенку реализовать свое.
Метод биологической обратной связи в комплексе здоровьесберегающих образовательных технологий в образовательных учреждениях Добрый день, уважаемые коллеги! С января 2017 года я являюсь специалистом по «БОС Здоровью» в ГБДОУ детский сад № 45 Пушкинского района.
Организация дополнительного образования в дошкольных образовательных учреждениях в соответствии с ФГОС Организация дополнительного образования в дошкольных образовательных учреждениях в соответствии с ФГОС В настоящее время большую роль в.
Об актуальности патриотического воспитания в дошкольных учреждениях «Патриотическое воспитание дошкольников» В настоящее время вопрос о патриотическом воспитании в дошкольных учреждениях стал особо актуален.
Технологии физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях, как средство преодоления школьной дезадаптации Реутова О. В., старший преподаватель, ФГБОУ ВПО Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина Замашкина А. Е., инструктор.
Основные формы организации трудовой деятельности в дошкольных учреждениях Задачи трудового воспитания в ДОУ. Выделяются следующие задачи трудового воспитания детей: ознакомление с трудом взрослых;.
Теоретические основы краеведческой работы с детьми старшего возраста в современных дошкольных образовательных учреждениях “Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществиться рост духовной культуры всего общества”. (Дмитрий.
Участие в первом региональном фестивале успешных образовательных практик дошкольных образовательных организаций В Орске 7 декабря 2017 года прошел первый региональный фестиваль успешных образовательных практик дошкольных образовательных организаций.
Адаптация детей мигрантов: сложности и особенности процесса
Адаптация детей мигрантов – сложный многоуровневый процесс. На него влияет много разных факторов. Однако, прежде всего, следует найти корректный диагностический инструмент, который поможет найти подходящие учебные и культурные мероприятия, способствующие адаптации детей.
Кого называют мигрантом
Мигрантом – лицо, которое меняет место жительство в одном государстве или переезжает в другое, а сам процесс называют миграцией. На сегодняшний день иностранные граждане мигрируют в Россию с целью получить статус беженца, временное убежище или проживать на территории РФ, согласно установленного порядка.
Причиной переселения чаще всего становятся сложные жизненные ситуации, ухудшение условий быта, угроза жизни и здоровью в родном регионе или стране. Однако очень часто в поисках счастья в другом государстве, мигранты получают еще большие проблемы: трудности с работой, жильем, отсутствие полноценных прав. Переселенец разочаровывается и замыкается в себе, что только ухудшает его положение.
Основная причина, мешающая интеграции в новое общество – проблема социокультурной адаптации. Ведь вместе с местом жительства мигранту предстоит изменить свои привычки, язык, мировоззрение, образ жизни. Особенно остро это переживают дети, которые чувствуют себя незащищенными, попадая в новую группу сверстников, взрослых людей.
Как может взаимодействовать мигрант и принимающая сторона
Повседневные бытовые взаимосвязи переселенцев и местного населения складываются в разных сферах жизнедеятельности: в трудовом или детском коллективе, по месту жительства, в общении. Первое время мигранты стараются держаться вместе и, возможно, не вступать в контакт коренными жителями. Такое поведение может иногда настораживать местное население, но следует понимать, что это – защитная реакция.
Чем больше будет возможности для взаимодействия, тем быстрее исчезнут культурные, этнические, языковые барьеры. Со стороны коренного населения требуется больше принятия, а со стороны переселенцев – открытости и желания идти на контакт.
Появление мигрантов создает новую ситуацию в месте проживания принимающего общества. Местные жители могут считать пришлых посягателями на их права, для реализации которых они же создали благоприятные условия. Серьезные трудности возникают тогда, когда принимающая сторона считает мигранта недостойным этих прав, потому что он ничего не вложил в условия их реализации.
Еще одна проблема взаимоотношений – фактор ксенофобии и мигрантофобии. Он возникает под влиянием установок и этнических стереотипов. Таким образом, местное население относится к мигрантам, как к угрозе социальной безопасности.
Причиной конфликтов часто становится попытка переселенцев утвердиться в статусе местных жителей.
Особенно остро стоит вопрос в той местности, где концентрация мигрантов достигает критической отметки. Разногласия могут возникать на религиозной, мировоззренческой, культурной почве.
На поведенческие модели переселенцев к местному населению влияет вариант социального статуса мигранта, степень его интегрированности в принимающее общество, этнический статус. Эти же факторы влияют и на отношение коренных жителей к пришлым.
Социальные и образовательные услуги для мигрантов: законное основание
Статья 4 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» устанавливает, что иностранцы на территории РФ пользуются правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами, за исключением случаев, прописанных в федеральном законе.
Для того чтобы воспользоваться своими правами в России, мигрант должен легализировать своё нахождение. Документы, подтверждающие законность пребывания на территории РФ, – миграционная карта, временная регистрация. «Легальный» мигрант имеет право на социальную поддержку, за которой можно обратиться государственные органы социальной защиты по месту регистрации. Там оказывают следующие виды услуг:
В соответствии с Конституцией РФ на трудовых мигрантов распространяются положения об охране труда, специальные положения, которые касаются условий труда женщин и подростков, имеющих право на социальные пособия и отдых.
Согласно закону «Об образовании», дети иностранцев в РФ имеют право на школьное образование. Если родители ребенка желают, чтобы он обучался в российском общеобразовательном заведении, его примут в школу по месту жительства и регистрации. Однако семья должна иметь документы, разрешающие проживание и работу в России, это может быть патент, РВП или ВНЖ. Отметим, что в Москве и других городах РФ созданы специальные Центра помощи семье и детям, где можно пройти подготовку к поступлению в российскую общеобразовательную школу.
Что влияет на процесс адаптации
Можно выделить две группы факторов, которые оказывают влияние на продолжительность процесса адаптации ребенка: внутренние (индивидуальные) и внешние (групповые). К первой группе, прежде всего, относится возраст. Младшие школьники быстрее привыкают к новой среде, чем старшеклассники. Важную роль играет пол ребенка: мальчики легче переносят подобные перемены, чем девочки. Внутренним фактором преодоления культурного шока являются особенности личностных качеств детей мигрантов.
Одним из важных внешних факторов являются особенности культуры, к которой ранее относился маленький эмигрант. Например, ребенок – представитель большой страны адаптируется хуже, чем переселенец из других стран, потому что считает, что приспосабливаться должен не он, а другие. Влияет на процесс адаптации также условия, сложившиеся в стране пребывания: дружелюбное ли отношение местных жителей, готовы ли они оказать помощь, общаться.
Адаптационные проблемы: причины и пути решения
Мигранты часто выполняют низкооплачиваемую работу. Отсутствие достаточного количества денежных средств приводит к тому, что семья не способна оплатить как собственное образование, так и образование детей. Опыт и знания, которые передают родители ребенку, в большинстве своем не соответствуют требованиям окружающей действительности, традициям культуры страны пребывания. Таким образом, нередко поведение детей мигрантов расходится с принятыми нормами, что вызывает негативную реакцию общества.
Взрослый человек является сформированной личностью, поэтому он может сохранить себя и при этом быть гибким, изменяться под влияние самых разных факторов. С детьми все намного сложнее.
Они находятся на стадии становления личности. На них влияет семья и общество, которое оказалось новым. Часто бывает, что семейные ценности вступают в противоречие с существующими в стране пребывания. Такое противоречие должно быть разрешено немедленно, иначе ребенок может сформироваться асоциальной личностью.
Рассматривая социально-педагогические проблемы детей мигрантов, важно отметить сложности отношений ребенка и учителя: проявление ксенофобии (отрицательное отношение к людям другой национальности) со стороны педагога. Кроме того, маленькие переселенцы сталкиваются еще с целым комплексом проблем: недостаточная развитость навыков общения, трудности в освоении школьной программы, сниженная самооценка.
Культурные различия в способах невербальной коммуникации нередко становятся причиной конфликтов между детьми разных национальностей.
Таким образом, у ребенка формируется представление об окружающем социуме, как об унижающем, отвергающим, что провоцирует возникновение межгрупповой враждебности.
Знания, которые ребенок черпает из семьи, – это первичная социализация. Однако в разрешение вышеописанных проблем ближайшее окружение помочь не может, потому что родители и сами не до конца знакомы с культурой, нормами и языком новой страны. Поэтому в этом случае ребенку может помочь именно принимающее общество. Педагоги должны научить детей мигрантов взаимодействию и сотрудничеству, прежде всего, в классном коллективе. Именно эти навыки помогут адаптироваться к новому обществу.
Специальные центры, изучающие образовательные проблемы детей мигрантов
Исследования адаптационных проблем детей мигрантов еще находятся на состоянии зарождения. Постепенно в России формируются центры изучения проблем образования и адаптации детей мигрантов и обучающих практик, которые применяются в учебных заведениях отдельных населенных пунктах РФ. Среди таких городов – Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Ульяновск, Сургут, Ставрополь и др. Уже реализовано несколько конкретных проектов, однако целостных исследований по данной теме пока нет.
Процесс приспособления к другой социокультурной среде
Учебные заведения являются главными агентами культурной социализации. Именно в детском саду и школе ребенок попадает в социум, где он учится сосуществовать с другими личностями, возможно, не такими как он. По этой причине на образование возлагается важная задача – воспитание гражданина демократического государства независимо от его национальности и вероисповедания. Поэтому очень важно, чтобы были выработаны четкие принципы обучения и воспитания детей мигрантов, основанные на:
Социокультурная адаптация – это основная проблема, с которой сталкивается мигрант на новом месте. Это достаточно сложный и длительный процесс. Особенно актуальны данные проблемы для детей, потому что они в силу своего возраста остро воспринимают меняющиеся окружение созданных взрослыми условий. В процессе социокультурной адаптации маленьких переселенцев имеет значение:
Адаптация к новым образовательным условиям
Время адаптационного процесса может занимать от года до четырех лет. Детям, которые пережили «культурный шок», не знают русского языка трудно стать полноценными участниками образовательного процесса. Сегодня в РФ существуют экспериментальные школы, специально работающие с учащимися-мигрантами, однако их мало.
В некоторых случаях в обычных общеобразовательных заведениях открывают классы коррекции, которые состоят полностью из детей мигрантов. Но отношение учителей к такому решению проблемы неоднозначное. Чаще всего учащиеся включаются в учебный процесс не с 1 класса, могут прийти в середине года и покинуть образовательное учреждение в любое время из-за изменения мест проживания.
Чтобы ребенок смог адаптироваться к новой для него условиям, он должен попасть в развивающую образовательную среду.
Важную роль в этом играет именно учитель, который должен овладеть арсеналом навыков, которые могут образовать нужную среду, и осуществлять опосредованное управление развитием и формирование личности маленького мигранта.
На процесс адаптации к новым образовательным условиям влияет микроклимат классного коллектива, позиция ребенка-мигранта в учебно-воспитательном процессе (активный субъект) и др. Поможет преодолеть трудности личные беседы учителя и иностранного ученика, работа в группе, знакомство класса с традициями одноклассника-мигранта.
Приспособление к другому языку
Обучение русскому языку считается главным способом интеграции иностранцев в российскую среду. По этой причине некоторые учебные заведения в Москве имеют так называемый «этнокультурный уклон» и рассчитаны на учеников из других стран. В таких школах организованы ШРЯ (школы русского языка) – годичные курсы, после которых иностранный ребенок, до этого не знавший русский, сможет учиться по обычной общеобразовательной программе.
Детей делят на четыре группы по возрастам – 6-7, 8-9, 10-12 и 13-14 лет. Основные предметы – грамматика, фонетика и языковая практика. Также в первой половине дня еще добавляются уроки труда и физкультуры. Домашние задания юные студенты также делают в школе во второй половине дня. Поскольку дома ребенку вряд ли смогут помочь родители, эту миссия возлагается на плечи педагогов.
Интересно, что совместно с учащимися школы дети-мигранты занимаются в различных кружках – спортивных, музыкальных, художественных. Во втором полугодии еще добавляется программа «Обычаи и традиции русского народа», русская история, география.
По завершению ШРЯ для каждого ученика разрабатываются рекомендации для обучения в общеобразовательной школе. Однако очень важно, что и в дальнейшем продолжалось психолого-педагогическое сопровождение детей мигрантов. 70% маленьких иностранцев продолжают обучаться в том же учебном заведении, при котором функционирует ШРЯ.
Отметим, что на такие курсы берут детей до 14 лет. Для тех, кто старше, есть вечерние школы русского языка.
Адаптационные мероприятия в образовательных заведениях России
Целью адаптационных мероприятий является создание условий для эффективной интеграции детей мигрантов. Основные задачи:
Для решение вышеуказанных задач проводятся следующие мероприятия:
Родителям-мигрантам следует всячески содействовать процессу адаптации своих детей на новом месте жительства, понимая, что их чаду намного сложнее, чем им. По возможности необходимо найти квалифицированного консультанта, с которым можно будет советоваться относительно процесса аккультурации ребенка.
После переезда нужно найти возможности включить в круг общения детей как «своих», так и новых знакомых. Именно надежные друзья из принимающей среды – показатель успешной адаптации. Родители должны акцентировать внимание только на мирных способах решения любых конфликтов и подчеркивать, что конфронтация вредна для обеих сторон.
Семья, переезжающая с подростком, должна учитывать, что в этом возрасте такая смена места жительства, обстановки, круга сверстников нанесет травму ребенку.
По этой причине, нужно будет уделять особое внимание признакам, как успеха, так и стресса подростка. Если вокруг ребенка начали складываться ситуации дискриминации, важно обсуждать их в семейном кругу, возможно, иногда прибегать к помощи специалиста. Также взрослым следует понимать, что некоторые национальные качества в новом обществе могут быть изменены или утрачены. А главное помнить, что детей мы воспитываем не для прошлого, а для будущего.
В заключение
Адаптация иностранцев в России, как и в других странах, – процесс сложный и неоднозначный. Особенно остро это переживают дети. Еще не состоявшиеся личности оказываются между традициями, обычаями своего народа и культурой нового принимающего общества. Усложняет процесс аккультурации еще и незнание языка. Попадая в классный коллектив, такие дети очень часто оказываются «на голову ниже» своих сверстников интеллектуально.
Помогать переселенцу нужно комплексно. Поэтому в этом должны быть задействованы и психологи, и педагоги. Немалая часть ответственности за процесс адаптации лежит и на родителях. В российских учебных заведениях сегодня уже функционируют специальные языковые курсы, открываются экспериментальные классы. Кроме того, в городах РФ работают Центры, оказывающие разностороннюю помощь семьям мигрантам.