с какими органами повседневного управления сопряжена система оксион
Цели и задачи создания ОКСИОН
Целью создания ОКСИОН является подготовка населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка, своевременное оповещение и оперативное информирование граждан о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций, мониторинг обстановки и состояния правопорядка в местах массового пребывания людей на основе использования современных технических средств и технологий.
Основные задачи ОКСИОН:
— Повышение уровня культуры безопасности жизнедеятельности;
— Повышение оперативности информирования населения о чрезвычайных ситуациях;
— Сокращение сроков гарантированного оповещения о чрезвычайных ситуациях;
— Повышение уровня подготовленности населения в области безопасности жизнедеятельности;
— Увеличение действенности информационного воздействия с целью скорейшей реабилитации пострадавшего населения;
— Повышение эффективности мониторинга обстановки в местах массового пребывания людей путем профилактического наблюдения;
— Организация сбора информации и наблюдения за обстановкой и состоянием правопорядка в местах массового пребывания людей;
— Осуществление радиационного и химического контроля, звукового сопровождения и оповещения, обеспечения безопасности информации.
ОКСИОН должна быть сопряжена с центрами управления в кризисных ситуациях, информационными центрами и дежурно-диспетчерскими службами для обеспечения информационной поддержки при угрозе возникновения и возникновении ЧС, принятии решений и управлении в кризисных ситуациях.
Информация на терминальные комплексы выводится круглосуточно специалистами группы ОКСИОН.
Информация выводимая на ТК ОКСИОН в повседневном режиме:
«Бегущая строка» – информация о соблюдении правил пожарной безопасности, об использовании электроприборов, о безопасности детей, о телефоне доверия ГУ МЧС и телефоне службы спасения, о бдительности в общественных местах (от ФСБ), о соблюдении правил дорожного движения (от ГИБДД).
Видеомониторы – видеоролики на темы: Безопасность детей, Телефон спасения, Телефон доверия, Правила пожарной безопасности в быту и на природе, Кустарные электроприборы, Причины пожаров, видеоролик УВД и т.д.
Информация на видеомониторы и «бегущие строки» выводится планово. При возникновении угрозы ЧС информация на терминальные комплексы выводится по согласованию со старшим оперативным дежурным ЦУКС ГУ МЧС России по Ивановской области.
Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН)
«Информационный центр ОКСИОН»
Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН) представляет собой организационно-техническую систему, объединяющую аппаратно-программные средства обработки, передачи и отображения аудио и видеоинформации в целях подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности на водных объектах и охраны общественного порядка, своевременного оповещения и оперативного информирования граждан о ЧС и угрозе террористических акций, мониторинга обстановки и состояния правопорядка в местах массового пребывания людей на основе использования современных технических средств и технологий.
Создание ОКСИОН осуществляется в соответствии с утвержденной Правительством Российской Федерации Федеральной целевой программой «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года», требованиями ряда нормативных правовых документов Российской Федерации и ведомственных руководящих документов.
ОКСИОН является составной частью системы управления РСЧС, сопрягается с органами повседневного управления и обеспечивает информационную поддержку при выявлении чрезвычайных ситуаций, принятии решений и управлении в кризисных ситуациях. Это позволяет избегать дублирования функций управления мероприятиями по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций и значительного увеличения финансовых затрат.
На ОКСИОН возложено решение следующих основных задач:
· сокращение сроков гарантированного оповещения о чрезвычайных ситуациях;
· повышение оперативности информирования населения по правилам безопасного поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;
· повышение уровня подготовленности населения в области безопасности жизнедеятельности;
· повышение уровня культуры безопасности жизнедеятельности;
· увеличение действенности информационного воздействия с целью скорейшей реабилитации пострадавшего в результате ЧС населения;
· повышение эффективности мониторинга за радиационной и химической обстановкой и состоянием правопорядка в местах массового пребывания людей.
ОКСИОН представляет собой совокупность Федерального, межрегиональных, региональных и муниципальных (городских) информационных центров, осуществляющих управление различными типами оконечных устройств.
Для решения поставленных задач и обеспечения заданной совокупности функциональных возможностей, в состав ОКСИОН включены следующие структурные элементы:
· информационные центры различного уровня;
· терминальные комплексы, такие как:
· пункты уличного информирования и оповещения населения (ПУОН);
· пункты информирования и оповещения населения в зданиях с массовым пребыванием людей (ПИОН);
· мобильные комплексы информирования и оповещения населения (МКИОН);
· распределенные автоматизированные подсистемы;
· другие средства информирования и оповещения населения.
В случае введения, на какой либо из территорий – в зоне ответственности ОКСИОН, режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации, информационные центры ОКСИОН соответствующего уровня переходят в оперативное управление территориального органа МЧС России по вопросу вывода оперативных информационных материалов на территориях, на которых введен данный режим.
В отдельных случаях информационными центрами может осуществляться мониторинг проведения мероприятий по ликвидации последствий стихийных бедствий, крупных аварий, катастроф и тушении пожаров, в зоне ответственности.
С целью подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка, а также оперативного информирования и своевременного оповещения граждан о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций в составе ОКСИОН используются следующие технические средства информирования и оповещения населения:
· наружные (располагаемые вне помещений светодиодные экраны);
· внутренние (располагаемые внутри помещений) навесные плазменные (жидкокристаллические) панели;
· устройства типа «бегущая строка».
Также с целью информирования населения в местах массового пребывания людей используются другие средства.
Технические средства информирования и оповещения населения при установке в местах массового пребывания людей функционально объединяются со средствами видеонаблюдения, образуя различные типы терминальных комплексов.
Терминальный комплекс представляет собой автоматизированную систему, содержащую выделенный сервер, управляющей работой точек трансляции, а именно:
· датчиков уровня радиации и химического контроля;
Терминальные комплексы делятся на стационарные и подвижные.
В состав стационарных терминальных комплексов входят:
· пункты уличного информирования и оповещения населения;
· пункты информирования и оповещения в зданиях с массовым пребыванием людей.
В состав подвижных терминальных комплексов входят:
· пункты информирования и оповещения населения на транспортных средствах;
· мобильный комплекс информирования и оповещения населения.
Работа ОКСИОН построена на функционировании следующих распределенных автоматизированных подсистем:
Главным требованием работы ОКСИОН является ее устойчивое функционирование в условиях чрезвычайных ситуаций, когда может происходить возможное постепенное отключение различных элементов.
Устойчивость к поражающим факторам достигается с помощью децентрализованных сетевых решений. В системе не существует ни одного территориально компактного элемента, отказ или разрушение которого выводил бы из строя всю систему.
В режиме повседневной деятельности осуществляется информирование населения о правилах безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях, использованию средств индивидуальной и коллективной защиты, способам эвакуации и другим навыкам безопасности жизнедеятельности в рамках программ и методик в области ГО и защиты от ЧС, разработанных МЧС России.
Одновременно с работой подсистемы массового информирования в местах расположения терминальных комплексов проводится профилактическое видеонаблюдениеза обстановкой, т.е. применяется подсистема сбора информации (ПСИ). В повседневном режиме ПСИ используется для сбора, обработки и анализа информации об обстановке на подконтрольных территориях.
В режиме повседневной деятельности видеозаписи хранятся в течение 7-ми дней в архиве управляющего компьютера терминального комплекса.
В режиме повышенной готовности и режиме чрезвычайной ситуации функционирование ОКСИОН заключается в оперативном информировании населения о необходимых действиях в сложившейся обстановке с целью минимизации возможного ущерба от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а также террористических акций.
Вместе с тем, в период окончательной стадии ликвидации чрезвычайной ситуации, функционирование ОКСИОН заключается в информировании населения в ходе его социальной реабилитации, обеспечения морально-психологической поддержки, ослабления и снятия посткризисных осложнений. Также осуществляется предоставление необходимой информации по местам расположения центров и служб социально-психологической реабилитации, медицинской помощи, первичного жизнеобеспечения, «горячим линиям» и адресным пунктам поиска близких и родственников.
Для использования элементов системы при возникновении ЧС разрабатываются типовые процедуры функционирования ОКСИОН и ее отдельных компонентов, подготавливаются соответствующие информационные материалы и информационные блоки.
После отмены режимов повышенной готовности и чрезвычайной ситуации информационные центры ОКСИОН в течение 24 часов производят перевод системы в режим повседневной деятельности.
В настоящее время создано более 200 видеороликов, адаптированных для различных групп населения, в том числе и детей, часть которых демонстрируется на терминальных комплексах ОКСИОН в режиме повседневной деятельности.
Созданная пилотная зона комплексной безопасности населения в г. Санкт-Петербурге уже в настоящее время показывает свою эффективность, к примеру:
— терминальный комплекс, размещенный на платформе станции «Чкаловская» оснащен устройством экстренной связи пассажиров с ситуационным центром метрополитена (с начала этого года поступило 361 обращение граждан).
Методические рекомендации по ОКСИОН
Создание системы общероссийской комплексной системы
информирования и оповещения населения (ОКСИОН) в Республике Карелия
I. Общие положения
1.1. Настоящие методические рекомендации разработаны в целях оказания органам местного самоуправления содействия по размещению элементов общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (далее – ОКСИОН) и определяет последовательность действий по организации информирования и оповещения населения с использованием технических средств видео и аудио отображения информации о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также пропаганде в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
1.2. Организация информирования и оповещения населения с использованием технических средств отображения информации ОКСИОН о чрезвычайных ситуациях осуществляется в соответствии с нормативными актами:
Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»;
Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне»;
Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;
Указ Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 24 марта 1997 г. № 334 «О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2000 г. № 128 «Об утверждении Положения о предоставлении информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 2007 г. № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
Постановление Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 22 мая 2008 г. № 381 «О порядке предоставления участков для установки и (или) установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей»;
приказ МЧС России от 29 июня 2006 г. № 386 «Об утверждении административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по организации информирования населения через средства массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а так же пропаганде в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах»;
приказ МЧС России, Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации, Федерального государственного унитарного предприятия «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» от 07 декабря 1998 г. № 701/212/803 «Положение о системах оповещения гражданской обороны»;
совместный приказ МЧС России, Министерства информационных технологий и связи РФ и Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 25 июля 2006 г. № 422/90/376 «Положение о системах оповещения населения».
II. Цели и задачи ОКСИОН
ЦЕЛЬ ОКСИОН
Повышение эффективности действий населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, а также реабилитации пострадавшего в результате чрезвычайных ситуаций населения путем внедрения современных технических средств массовой информации
ЗАДАЧИ ОКСИОН
1. Сокращение сроков гарантированного оповещения о ЧС.
2. Повышение уровня культуры безопасности жизнедеятельности населения.
3. Повышение оперативности информирования населения о ЧС.
4. Увеличение действенности информационного воздействия с целью скорейшей реабилитации пострадавшего населения.
5. Повышение уровня подготовленности населения в области безопасности жизнедеятельности.
6. Повышение эффективности мониторинга обстановки в местах массового пребывания людей путем профилактического видеонаблюдения.
ОКСИОН является составной частью системы управления РСЧС, сопрягается с органами повседневного управления: Национальный центр управления в кризисных ситуациях (НЦУКС), объединённая система оперативно-диспетчерского управления в ЧС (ОСОДУ), единая дежурно-диспетчерская служба (ЕДДС) и обеспечивает информационную поддержку при выявлении чрезвычайных ситуаций, принятии решений и управлении в кризисных ситуациях. Это позволит избежать дублирования функций управления мероприятиями по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций и значительного увеличения финансовых затрат.
Основными направлениями деятельности при решении указанных задач являются:
· Разработка и совершенствование концептуальных системных, нормативных, правовых и организационных основ ОКСИОН.
· Формирование нормативной правовой базы для создания, развёртывания и эксплуатации элементов ОКСИОН.
· Создание научно-методической основы и внедрение инновационных технологий информирования, оповещения и подготовки населения к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций и террористических акций.
· Выбор, развитие, совершенствование и внедрение передовых информационных технологий и программного обеспечения в интересах массового и индивидуального информирования и оповещения населения.
· Разработка структуры и требований к компонентам ОКСИОН.
· Техническое и рабочее проектирование ОКСИОН, разработка проектно-сметной и эксплуатационной документации.
· Разработка системы информационного обеспечения ОКСИОН.
· Организация работы по подготовке информационных материалов.
· Поэтапное развёртывание и эксплуатация ОКСИОН на территории субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, организаций.
III. Виды элементов ОКСИОН
· Мобильный комплекс информирования и оповещения населения
IV. Рекомендации к размещению.
В целях достижения максимальной эффективности по развитию ОКСИОН рекомендуется:
· размещать элементы системы в местах массового пребывания людей на муниципальных зданиях (администрация района, отделение милиции, школа, дом культуры и т.д.).
· управление «бегущей строкой», плазменной (LCD панелью) с рабочего места оператора единой дежурно-диспетчерской службы (ЕДДС).
Пример организации работы
Главным управлением МЧС России по Республике Карелия.
ФИНАНСИРОВАНИЕ: LCD телевизор – за счет администрации автовокзала, единовременный платеж;
УПРАВЛЕНИЕ экраном: дежурный по автовокзалу, с помощью ПЭВМ или удаленно – Главным управлением по выделенному каналу связи, за счет федеральных средств.
ВАРИАНТ № 2. «Бегущая строка» на зданиях и сооружениях различных форм собственности (в местах массового пребывания людей).
Главным управлением был проведён конкурс, выявлен победитель и размещены элементы «Бегущая строка» на здании Главного Управления (ул. Дзержинского, 9) и на здании Главного управления (ул. Правды, 25а).
ФИНАНСИРОВАНИЕ: «Бегущая строка» – за счет рекламного агентства «Линия», единовременный платеж;
УПРАВЛЕНИЕ бегущей строкой: удаленно через ПЭВМ, канал связи, ЕДДС или от Главного управления. Посредством сотовых операторов – (НОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ – управляющий компьютер должен быть подключен к INTERNET, цена канала – 100 рублей в месяц, при смене информации 2-3 раза в сутки) из любого места.
ВАЖНО: наличие бесперебойного питания. (В случае отключения электричества элемент системы должен функционировать. Решение – установка UPS).
Возможно предоставление ресурсов Системы для коммерческой рекламной деятельности на временных отрезках, свободных от решения задач в интересах МСЧ России. За счет доходов, получаемых от коммерческой деятельности, планируется покрытие расходов на эксплуатацию Системы, а также ее модернизацию и развитие.
Распределение времени вещания:
— 30 % эфирного времени транслируется информация Главного управления;
— 70 % эфирного времени – информация собственника: рекламная продукция, объявления и т.д.
Для того, чтобы повысить заинтересованность представителей коммерческих структур, оказывающих помощь в приобретении элементов системы, имеет смысл определить цену за аренду рекламного места минимальной (500-700 р.). Таким образом у администрации появится возможность получать прибыль от размещения рекламной конструкции, накапливать средства для увеличения количества элементов системы, а рекламодатель в свою очередь будет заинтересован в приобретении элемента системы.
На первоначальном этапе потребуются финансовые вложения, но эти затраты окупаются, а впоследствии приносят прибыль и возможность для наращивания полноценного функционирования – приборы радиационного и химического контроля, видеонаблюдения, громкой связи и т.д.
Расширение системы ОКСИОН позволит эффективно и своевременно оповещать население муниципальных районов и городских округов о текущей обстановке, чрезвычайных ситуациях и иной информации в интересах населения.
ФАУ «ИЦ ОКСИОН»
Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН) — представляет собой организационно — техническую систему, объединяющую аппаратно-программные средства обработки, передачи и отображения аудио и видеоинформации.
Цель создания ОКСИОН – подготовка населения в области гражданской обороны. А также: защита от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности, безопасности на водных объектах и охраны общественного порядка, своевременное оповещение и оперативное информирование граждан о ЧС и угрозе террористических акций, мониторинг обстановки и состояния правопорядка в местах массового пребывания людей на основе использования современных технических средств и технологий.
Основные задачи ОКСИОН:
Информирование и оповещение населения происходит при помощи терминальных комплексов (далее – ТК) ОКСИОН, которые включают в себя:
Применение современных технических средств является ключом к эффективной реализации поставленных задач ОКСИОН. Их выполнение на прямую зависит от актуальности применяемых технических решений. В связи с этим, специалистами ОКСИОН постоянно проводится модернизация программно-аппаратных средств.
Активно развивающийся рынок информационных технологий, применение передовых технических решений требуют идти в ногу со временем и внедрять в ОКСИОН различные технические решения, отвечающие все более жёстким требованиям.
ОКСИОН
Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей ( ОКСИОН ) — представляет собой организационно — техническую систему, объединяющую аппаратно-программные средства обработки, передачи и отображения аудио и видеоинформации.
Цель создания ОКСИОН – подготовка населения в области гражданской обороны. А также: защита от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности, безопасности на водных объектах и охраны общественного порядка, своевременное оповещение и оперативное информирование граждан о ЧС и угрозе террористических акций, мониторинг обстановки и состояния правопорядка в местах массового пребывания людей на основе использования современных технических средств и технологий.
Основные задачи ОКСИОН:
— обеспечение оперативного информирования населения о ЧС в местах массового пребывания людей;
— проведение мероприятий по сокращению сроков гарантированного оповещения населения о ЧС в местах массового пребывания людей;
— повышение уровня подготовленности населения в области безопасности жизнедеятельности;
— повышение уровня культуры безопасности жизнедеятельности;
— увеличение действенности информационного воздействия с целью скорейшей реабилитации пострадавшего населения;
— мониторинг обстановки и состояния правопорядка в местах массового пребывания людей.
Информирование и оповещение населения происходит при помощи терминальных комплексов ОКСИОН, которые включают в себя:
ТК ОКСИОН на территории города Ижевска:
— 4 ПУОН на территории: ОАО «Гарант» (ул. Ленина, 140), Зоопарка Удмуртии (ул. Кирова,8), студенческого городка ИжГТУ имени М.Т. Калашникова (ул. Студенческая, 42), Центрального автовокзала (ул. Красноармейская, 134);
— 22 ПИОН на объектах с массовым пребыванием людей;