с какими дисциплинами наиболее тесно связана этика

С какими дисциплинами наиболее тесно связана этика

Этика как самостоятельная отрасль знаний выделилась в конце XVIII ст. Это обусловлено и сложностью ее предмета, и сложностью морали как социального явления. В реальной жизни мораль не существует автономно, изолированно, а пронизывает все виды деятельности и отношений человека. Мораль как элемент общественного бытия и сознания, а также нравственное воспитание как социальная потребность и задачи, является объектом исследования не только этики, но и других наук. Философия, общая социологическая теория, социология морали, социология личности, общая и социальная психология, психология личности, антропология, педагогика, историческая наука, этнография, правоведение и другие науки находят свои аспекты изучения морали. Знания о морали формируются и накапливаются в результате деятельности этиков и историков, социологов и психологов, юристов и педагогов, а также представителей других наук, которые изучают человека.

Почему этика не является частью философии и почему философия не является этикой? Возьмите любой учебник по философии или обычный философский словарь. Там можно прочитать, что философия наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Если обратиться к других философских школ XX в., то можно констатировать, что экзистенциализм учение, которое делает возможной человеческую жизнь и которое, кроме того, утверждает, что всякая истина и всякое действие предполагает некоторую среду и человеческую субъективность. Герменевтика, по утверждению философа Ханса-Георга Гадамера, является универсальной философией современности, призванная дать ответ на основной философский вопрос: как возможно понимать окружающий мир и как в понимании воплощается истина бытия? Таких примеров различных взглядов на философию можно привести много.

Этика частично обществоведческое наука, призванная исследовать причины существования и изменения нравственного сознания, поведения и поступков людей, социальную сущность и роль морали, ее нормы, принципы и понятие, историческое развитие этических теорий и их роль и функциональное значение морали в жизни людей. Как наука, этика органически связана с другими социально-гуманитарными отраслями знаний. Существование и развитие этики неразрывно связаны с мировоззрением. Философия выступает определенной методологической основой этики. Единство этики и философии выражается еще и в том, что для решения основных этических проблем необходима теоретическая помощь философии. Этические проблемы, связанные, например, с вопросом о том, как человек понимает свое место в мире и в чем видит смысл своего жизни. А это значит: от того, как отвечаем на основной вопрос той или иной школы философии, зависит правильная реализация этических проблем.

Взаимодействует этика с кибернетикой. Кибернетический подход к действительности раскрывает новую взаимозависимость в структуре сложных динамических систем, помогает точнее провести разграничение между руководителями и управляемыми системами, раскрыть еще лучше механизмы социальной саморегуляции и принципы гомеостатического функционирования общественной жизни. Кибернетика дает возможность рассматривать мораль как своеобразный руководящий механизм в системе общества.

В современных условиях в связи с глобальным характером влияния деятельности человека на окружающую среду оказалась взаимодействие этики и экологии. Этический аспект проявляет не вообще изучение связи организмов со средой, а глобальная экология, которая рассматривает крупномасштабные антропогенные изменения биосферы, а также пути ее сохранение и улучшение в интересах человеческого общества. Решение глобальных экологических проблем, кроме всего прочего, зависит от исходных социально-нравственных позиций. Так экология подводит человека к этике. Исторически этика ранее имела дело с обязанностями человека в отношении к обществу, к другим людям и к самой себе. Обязанности отношение к природе оставались вне ее зрением. Однако в современных условиях цель и интересы общественного человека требуют мобилизации нравственно-эмоционального фактора как одного из важных условий воспроизводства здоровой среды жизни. Ведь без естественного базиса невозможно самоутверждения человека как всесторонне развитой, целостной личности. И поэтому этика впитывает экологический аспект, но объектом моральной оценки и регулирования становится не природа сама по себе, а отношение человека к природе, что, по сути, является общественным отношением. Следовательно, мораль не становится моментом универсума, а была, есть и остается историческим явлением. Обосновывая обязанности человека в отношении к природе, этика рассматривает их как удлинение социальных обязанностей человека. Только принципиально гуманистическая ориентация в этике создает такую моральную атмосферу, которая позволяет преодолевать экологические трудности на пути поступательного развития общества.

Источник

Профессиональная этика в системе наук и учебных дисциплин

Нравственные проблемы и мораль изучаются не только этикой. Их ис­следуют также педагогика, психология, социология, логика, философия, исто­рия. Однако все эти науки, имея свой предмет исследования, изучают какую-либо одну сторону морали (воспитательную, психологическую, социальную).

Этика же фиксирует все стороны морали в целом, мораль является единственным ее предметом исследования, постигаемым в его философско-мировоззренческой сути.

С момента своего возникновения этика выступала как неотделимая часть философских систем. Решая мировоззренческие проблемы (что представляет собой окружающий мир, каково место человека в нем, может ли человек познать этот мир, каковы пути его познания и др.), философы пытались раскрыть также вопросы о том, как жить и поступать человеку в обществе, каково его социальное назначение, каковы нормы человеческого общежития и т.д., то есть дать ответ на самые животрепещущие вопросы человеческого бытия.

Прослеживая историю философской мысли, нетрудно заметить, что этика, исторически сложившись и развиваясь в рамках философии, далеко не сразу выделилась в относительно самостоятельную отрасль. Вычленение этики не означало утраты ее философского характера. Философская проблематика неустранима из этики: в решении своих основных и частных проблем эта наука исходит из ответа на основной вопрос философии об отношении сознания к бытию. Раскрывая отношение нравственного сознания к общественному бытию, этика остается философской наукой.

Однако, будучи тесно связана с философией, этика обладает в то же время относительной самостоятельностью, т.к. она имеет ряд частных методов исследования своего предмета, как и любая гуманитарная наука, этика имеет свой понятийный аппарат. Такие понятия и категории, как поступок, нравы, нравственные отношения, моральные нормы, ценности, идеалы, добро и зло, долг, совесть и другие употребляются только в этике или преимущественно только в ней.

Мораль тесно связана с правом, социальной функцией которого также является регулирование поведения людей в обществе. Однако оно осуществляется иначе, чем в морали. Если право регулирует отношения между людьми, опираясь на принудительную силу закона и государства, то мораль регулирует отношения между людьми посредством общественного мнения и совести человека, т.к. нравственное сознание включает в себя как понятия, правила, принципы, идеалы, так и чувства, например, удовлетворенности и неудовлетворенности, радости и огорчения, любви и ненависти.

Учебная дисциплина «Профессиональная этика» взаимодействует с целым рядом юридических и специальных дисциплин. Это, прежде всего «Теория государства и права», «История зарубежного и отечественного государства и права», «Уголовный процесс», «Уголовное право» и др.

Во взаимосвязи находятся также мораль и политика. Политика возникает с появлением классов и государства. Она призвана закрепить социально-экономическое господство ведущего класса. Ее проведение в жизнь обеспечивается в основном государством, его институтами и партиями, на которые она опирается. Политика и нравственность господствующего класса тесно взаимосвязаны между собой, т.к. выражают его интересы и преследуют одни и те же цели. Соответствующие вопросы подробно рассматриваются в курсах «Политология» и «Социология».

Дата добавления: 2015-12-16 ; просмотров: 3669 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Связь этики с другими науками.

В этике выделяют два рода проблем и направлений иссле­дования: теоретические (философско-религиозные и научные) и практические. Последние образуют так называемую «норма­тивную этику» — кодекс или свод правил, норм поведения, установлений морали, которым должен подчиняться индивид.

Отметим также, что этика тесно соприкасается с целым рядом других гуманитарных дисциплин:психологией и педа­гогикой, социологией и экологией, с профессиональной дея­тельностью человека в различных сферах (наука, техника, хо­зяйственная деятельность).

Педагогика в разделе воспитания основана исключительно на данных этики. Соответственно, в каждом обществе сущест­вуют эталоны личности как комплекса формируемых психо­логических свойств и качеств. Но как их формировать? Тут уже требуется помощь со стороны психологической науки, которая обосновывает наиболее эффективные методы форми­рования необходимых умственных и эмоционально-волевых качеств. Совместно с этикой и психологией педагогика решает и проблемы мотивации деятельности человека в различных ситуациях.

На стыке с социологией решаются вопросы нормативного поведения человека в обществе, регуляции этого поведения, его формирования. Проводятся конкретные социологические ис­следования в различных социальных группах (их результаты отражает так называемая дескриптивная (описательная) этика).

Ну, и конечно, на стыке с экологией исследуются, решают­ся проблемы поведения человека во взаимодействии с окру­жающей средой. Экологическая кризисность — результат пове­дения самого человека, так как именно на нем лежит ответственность за негативное воздействие на внешнюю среду, за ее критическое состояние. Стремление человека и отдельных социальных групп к обогащению, комфорту и безопасности оборачивается обострением экологических проблем современ­ности, что ведет к дискомфорту уже всего человечества, угрозе самой жизни на Земле.

Дата добавления: 2014-12-18 ; просмотров: 148 | Нарушение авторских прав

Источник

Связь этики с другими науками. Общее положение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 13:41, реферат

Описание работы
Содержание работы

Введение 2
Связь этики с другими науками. Общее положение 5
Физика и этика 6
Биология и этика 7
Психология и этика 7
Логика, эстетика и этика 8
Метафизика и этика 9
Этика и политическая философия 10
Этика и экономика 10
Этика и педагогика 11
ЛИТЕРАТУРА 12

Файлы: 1 файл

Этика и другие науки.docx

Связь этики с другими науками. Общее положение 5

Биология и этика 7

Психология и этика 7

Логика, эстетика и этика 8

Метафизика и этика 9

Этика и политическая философия 10

Этика и экономика 10

Этика и педагогика 11

Введение

Вся человеческая жизнь есть система отношений. Каждый человек должен «вписаться» в систему отношений, должен найти верное, оптимальное соотношение Я и не-я. Не случайно этику именуют философией практической жизни», изучающей «человека общественного, «человека общающегося, исследующей жизненную практику, повседневное поведение людей, И в этом аспекте целью этики является создание оптимальной модели гуманных и справедливых отношений, обеспечивающих высокое качество общения.

Как теория морали этика изучает ее генезис, сущность, специфику; раскрывает’ ее место и роль в жизни общества, выявляет механизмы нравственного регулирования человеческой жизнедеятельности, критерии нравственного прогресса. Она рассматривает структуру нравственного сознания общества и личности, анализирует содержание и смысл таких категорий, как добро и зло, справедливость, долг, честь, совесть, свобода и ответственность, счастье, смысл жизни. Вместе с тем специфика этики заключается не только в ее предмете.

Этика имеет дело с моральной практикой в той мере, в какой эта последняя зависит от разумного выбора самого человека. Поэтому всякая развитая этическая система включает в себя более или менее детализированную нормативную программу достойною поведения, задающую перспективу синтеза добродетели и счастья. А. Гусейнов определяет этику как «рефлексию над моральными основаниями человеческого существования, понимая под рефлексией обращенность сознания на самое себя». Если мораль есть непосредственное сознание смысла жизни в процесс е самой жизни, то этика есть «сознание сознания жизни, то есть сознание жизни второго уровня». Почему моральное сознание постоянно нуждается во вторичной рефлексии.

Занимая определенное место в системе гуманитарного знания, этика имеет свою специфику и вместе с тем она тесно связана с другими гуманитарными науками. Так, психология «поставляет» этике конкретно-научный материал о механизме поведения и регуляции личности, этнография помогает пролить свет на возникновение тех или иных норм морали, история дает объяснение их изменчивости и противоречивости.

Сложность и многомерность предмета этики обусловливает задачи, стоящие перед ней. Их можно свести к следующим:

Связь этики с другими науками. Общее положение

Из того, что было сказано раньше, следует, что этику следует рассматривать, как принадлежащую к группе наук, которые называются философскими. В настоящее время вопрос об общей природе и подразделениях философской науки является в некоторой степени дискуссионным; и конечно в нашу настоящую задачу не входит начинать дискуссию по этому вопросу; но возможно студент найдет следующие утверждения полезными и не очень запутанными. Можно скорректировать их самостоятельно, если возникнет необходимость, по мере изучения философии.

Философия – это изучение природы опыта как целого. Отдельные науки исследуют отдельные порции содержания нашего опыта; но философия пытается понять целое в свете его основных принципов. Для этого она пытается проанализировать разные элементы, которые входят в устройство мира, как мы его знаем. Эта часть исследования, возможно, лучше всего описана в эпистемологии. Далее мы можем проследить возникновение различных элементов, составляющих наш опыт – исследовать, так сказать, процесс появления опыта в сознании индивидуумов и рас. Это задача психологии. Теперь, когда мы таким образом исследуем наш опыт и прослеживаем его развитие, оказывается, что содержание, выявленное таким образом, состоит частично из фактов, представленных нашему сознанию, и частично из идеалов. Изучение отдельных фактов, возникающих в нашем сознании, следует оставить отдельным наукам; или, насколько философия способна их рассмотреть, они формируют содержание того, что называется философией природы. С другой стороны, идеалы, возникающие в нашем сознании, которых насчитывается три, соответствуют знаниевой, чувственной и волевой сторонам нашей сознательной природы. Это идеалы истины, красоты и доброты. Изучение этих идеалов формирует содержание трех наук: логики, эстетики и этики. Наконец, возникает вопрос в отношении вида и степени реальности, которой обладают эти различные элементы в нашем опыте. Это вопрос, известный как онтология. Первый и последний из этих разделов науки – эпистемология и онтология – имеют тенденцию к объединению; а вместе они образуют то, что известно как метафизика, которая таким образом формирует альфу и омегу философских наук.

Отсюда видно, что этика находится, вместе с логикой и эстетикой, посередине между психологией и метафизикой; и на самом деле, что бы ни думали по поводу вышеупомянутого способа установления связи, в общем признается, что существует очень тесная связь между этикой и каждой из двух других философских наук.

Дальнейшее рассмотрение, однако, обнаруживает ряд других дисциплин, с которыми этика тесно связана. У некоторых она черпает материал, другим предоставляет помощь. Неплохо было бы попытаться выявить некоторые из этих связей более подробно, хотя конечно, здесь возможно лишь кратко их обозначить.

Физика и этика

Связь физики и этики существует, хоть и небольшая. Иногда предполагается, что проблема физической каузации имеет важное влияние на этику. Считается, что нравственность теоретически допускает свободу воли, и что существует определенный конфликт между этим постулатом и теорией универсального приложения закона причины и следствия. Этот вопрос будет рассматриваться в следующей главе. Тем временем достаточно будет сказать, что предположение такого конфликта основывается на заблуждении.

Конечно, этика косвенно связана с физикой, ввиду того, что знание физических законов позволяет нам предсказывать более точно и определенно, чем мы могли бы делать это в противном случае, каковы будут следствия того или иного варианта поведения. Но это знание влияет только на детали поведения, а не на общие принципы, которыми поведение руководствуется. Мудрый человек в наше время меньше боится моря и звезд и больше боится загрязненного воздуха и воды, чем такой же мудрый человек в древние времена; но общий анализ вопроса, каких вещей нам следует бояться и каких не следует, не обязательно окажется под влиянием этой разницы в деталях, появляющейся в результате развития знаний. Физика, в двух словах, обычно полезна для этики тем, что помогает нам понимать окружающую среду, внутри которой протекает духовная жизнь, а не природу духовной жизни как таковой.

Биология и этика

Связь биологии с этикой гораздо теснее, чем физики с химией, но по существу, имеет такой же косвенный характер. Многие из самых священных человеческих обязательств основываются на физических суждениях; но общие принципы, на которых базируются эти обязательства, могут обсуждаться без всякой связи с физиологическими деталями, и никакие новые физиологические открытия не повлияют на их общие принципы.

Некоторые современные писатели под влиянием теории эволюции, представляли связь биологии и этики, как носящую более фундаментальный характер, чем тот, который обозначен сейчас. Считается, что критерий хорошего или плохого поведения скрывается в тенденции содействовать развитию жизни или наоборот; и что, следовательно, мы можем говорить о хорошем или плохом поведении у низших форм жизни, в том же самом смысле, как и у человека. Это точка зрения, на которую будет сделана ссылка позже. Тем временем, представляется важным сказать, что поведение, в том смысле, в каком этот термин используется в этике, не имеет значения, если не относится к существу, обладающему рациональной волей; и что в случае такого существа, развитие жизни – это лишь вспомогательная часть цели. Следовательно, биология не имеет никакого прямого влияния на этику. Изучение жизни животных, однако, действительно проливает свет на развитие нравственного сознания; но это происходит только до тех пор, пока животная жизнь изучается с психологической, а не чисто биологической точки зрения

Психология и этика

Связь психологии и этики гораздо теснее и гораздо более важна. В то же время, не следует преувеличивать их зависимости друг от друга. Как логика имеет дело с правильностью мысли, так этика имеет дело с правильностью поведения. Ни та, ни другая не касаются напрямую процесса, в результате которого мы приходим к правильной мысли или к правильному поведению. Тем не менее, изучающий этику не может игнорировать процессы чувствования, желания и проявления воли; как не может игнорировать процессы обобщения, оценивания и аргументации изучающий логику; и анализ всего этого попадает в сферу деятельности психолога. Психология, по сути, как я уже попытался доказать, ведет к этике, также как она ведет к логике и эстетике.

Источник

Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Взаимодействие этики с другими науками

Этика как самостоятельная отрасль знаний выделилась в конце XVIII в. Это обусловлено и сложностью ее предмета, и сложностью морали как социального явления. В реальной жизни мораль не существует автономно, изолированно, а пронизывает все виды деятельности и отношений человека.

Мораль как элемент общественного бытия и сознания, а также нравственное воспитание как социальная потребность и задачи, является объектом исследования не только этики, но и других наук. Философия, общая социологическая теория, социология морали, социология личности, общая и социальная психология, психология личности, антропология, педагогика, историческая наука, этнография, правоведение и другие науки находят свои аспекты изучения морали. Знание о морали формируются и накапливаются в результате деятельности этиков и историков, социологов и психологов, юристов и педагогов, а также представителей других наук, изучающих человека.

Почему этика не является частью философии и почему философия не является этикой? Возьмите любой учебник по философии или обычный философский словарь. Там можно прочитать, что философия наука об общих законах развития природы, общества и мышления. Если обратиться к другим философских школ XX в., То можно констатировать, что экзистенциализм учение, которое делает возможным человеческую жизнь и которое, кроме того, утверждает, что всякая истина и всякое действие предполагает некоторое среду и человеческую субъективность. Герменевтика, по утверждению философа Ханс-Георг Гадамера, является универсальной философией современности, призвана дать ответ на основной философский вопрос: как возможно понимать окружающий мир и как в понимании воплощается истина бытия? Таких примеров различных взглядов на философию можно привести много.

Этика частично обществоведческая наука, призванная исследовать причины существования и изменения нравственного сознания, поведения и поступков людей, социальную сущность и роль морали, ее нормы, принципы и понятия, историческое развитие этических теорий и их роль, и функциональное значение морали в жизни людей. Как наука, этика органически связана с другими социально-гуманитарными отраслями знаний. Существование и развитие этики неразрывно связаны с мировоззрением. Философия выступает определенной методологической основой этики. Единство этики и философии выражается еще и в том, что для решения основных этических проблем необходима теоретическая помощь философии. Этические проблемы связанные, например, с вопросом о том, как человек понимает свое место в мире и в чем видит смысл своей жизни. А это значит, от того, как отвечаем на основной вопрос той или иной школы философии, зависит правильная реализация этических проблем.

Взаимодействует этика с кибернетикой. Кибернетический подход к действительности раскрывает новую взаимозависимость в структуре сложных динамических систем, помогает точнее провести разграничение между управляющими и управляемыми системами, раскрыть еще лучше механизмы социальной саморегуляции и принципы гомеостатического функционирования общественной жизни. Кибернетика дает возможность рассматривать мораль как своеобразный руководящий механизм в системе общества.

В современных условиях в связи с глобальным характером влияния деятельности человека на окружающую среду оказалась взаимодействие этики и экологии. Этический аспект обнаруживает не вообще изучение связи организмов со средой, а глобальная экология, рассматривает крупномасштабные антропогенные изменения биосферы, а также пути ее сохранения и улучшения в интересах человеческого общества. Решения глобальных экологических проблем, кроме всего прочего, зависит от исходных социально-нравственных позиций. Так экология подводит человека к этике. Исторически этика раньше имела дело с обязанностями человека в отношении к обществу, к другим людям и к самому себе. Обязанности отношение к природе оставались вне ее зрением. Однако в современных условиях цели и интересы общественного человека требуют мобилизации нравственно-эмоционального фактора как одного из важных условий воспроизводства здоровой среды жизни. Ведь без естественного базиса невозможно самоутверждение человека как всесторонне развитой, цельной личности. И поэтому этика впитывает экологический аспект, но объектом моральной оценки и регулирования становится не природа сама собой, а отношение человека к природе, что, по сути, является общественным отношением. Итак, мораль не становится моментом универсума, а была, есть и остается историческим явлением. Обосновывая обязанности человека по отношению к природе, этика рассматривает их как продление социальных обязанностей человека. Только принципиально гуманистическая ориентация в этике создает такую моральную атмосферу, которая позволяет преодолевать экологические трудности на пути поступательного развития общества.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *