рядом с каким памятником москвы не мог прогуляться ленин

C «миллионером» Галкиным сразился его Однофамилец

рядом с каким памятником москвы не мог прогуляться ленинВладислав Галкин составил достойную конкуренцию юмористу и ведущему Максиму Галкину на съемках программы «Кто хочет стать миллионером?», где актер присутствовал вместе с женой Дарьей Михайловой.

Владислав так достойно парировал шутки Максима, что последний даже предложил назвать игру «Галкин против Галкина». Программа выйдет в эфир Первого канала 15 июля. Вместе с четой Галкиных-Михайловых пришла сразиться пара актеров Игоря Петренко и Екатерины Климовой.

На программе Владислав поделился со зрителями невероятной семейной историей. Как оказалось, бабушка актера задолго до знакомства Влада с его будущей женой поместила в семейный альбом рядом с фотографией внука фотографию неизвестной девушки, которую вырезала из глянцевого журнала. На вопрос Влада, зачем она это сделала, бабушка ответила, что незнакомка ей просто понравилась. Неизвестная оказалась. актрисой Дарьей Михайловой, будущей женой внука!

На передаче Владислав блеснул своими знаниями в политической сфере, с ходу отгадав, какое министерство возглавляет Сергей Иванов. Менее эрудированной чета оказалась в исторических темах. Затруднение возникло на вопросе: «Рядом с каким из этих памятников Москвы не мог прогуляться Ленин?». Варианты ответов: «Александру Пушкину, Минину и Пожарскому, Юрию Долгорукому, Ивану Федорову». Игроки долго сомневались, но смогли-таки заработать вторую несгораемую сумму и двинулись вперед к заветным трем миллионам рублей.

При ответе на следующий, достаточно сложный, «футбольный» вопрос чете Галкиных потребовалась подсказка друга. Им оказался не кто иной, как отец Владислава, известный актер Борис Галкин. Смог ли Борис Сергеевич помочь невестке и сыну приблизиться к супервыигрышу, зрители Первого канала смогут узнать, посмотрев игру на телеэкранах.

Источник

Представитель ФСО раскрыл тайны Мавзолея: почему Ленина не перезахоронят

Как тело вождя перенесло коронавирус

— Рабинович, кто, по-вашему, лучше всех соблюдает режим самоизоляции в Москве?

Таким вот народным юмором отзывается наша коронавирусная реальность. Ведь и правда, сменяются эпохи и политические режимы, проходят путчи и эпидемии, а Ильич все так же непоколебимо лежит в своей усыпальнице в самом сердце столицы. Как «пережил» вождь Октябрьской революции пандемию, заросла ли к нему туристическая тропа, какой дедлайн поставила молодая советская власть архитектору Щусеву, которому досталась нелегкая судьба проектировщика первого Мавзолея, и кто вообще придумал само слово «мавзолей»? Об этом «МК» рассказал советник директора Федеральной службы охраны Сергей ДЕВЯТОВ.

рядом с каким памятником москвы не мог прогуляться ленин

Таким мы знаем мавзолей сегодня. Фото предоставлено пресс-службой ФСО

«Начался процесс сакрализации Красной площади»

— Сергей Викторович, Мавзолей долго был закрыт из-за пандемии. И вот теперь его опять открыли. Как Ильич перенес разлуку с туристами? Проводили с ним какие-то особые манипуляции в этот период?

— Да нет, ничего особенно не делали. Как всегда, обычная периодическая профилактика. Плюс, как и везде, обработка санитайзерами самих помещений. В целом все штатно.

— Даже после снятия ограничений очередей к вождю не наблюдается…

— Все-таки пандемия. Туристов мало, а именно они составляли большинство.

— А как вообще случилось, что Мавзолей появился именно там, где появился? Все-таки вряд ли большевики тогда задумывались о будущем трафике туристов. Предположу, что причины были, но совсем иные.

— Здесь один из самых интересных моментов — как это все происходило в плане вещественного, визуального изменения среды. В советское время очень любили изучать ленинский план монументальной пропаганды. Это декрет советской власти, подготовленный Лениным, по поводу сноса памятников царям и их прислужникам и их замены на новые, пролетарские. После революции начался процесс сакрализации Красной площади. Возникла идея сделать братскую могилу у Кремлевской стены. Здесь захоронили 238 солдат и красногвардейцев, погибших во время боев в Москве (потом еще двоих дохоранивали). И вот стихийно и возникла практика хоронить под стенами Кремля тех, кто принимал участие в революционных событиях. Это была не команда из Совнаркома, не идея Ленина — это инициатива «снизу». Более того — у Кремлевской стены захоронения в братские могилы продолжались до 1925 года.

— То есть это было некое спонтанное решение — сделать из Красной площади некрополь?

— С этого момента у Красной площади появляется совершенно новый образ. До этого это была обыкновенная торговая площадь. Хотя парадные мероприятия там иногда проводили еще со времен Петра Первого. А здесь вдруг после революции — братская могила. Это было совершенно спонтанное решение Военно-революционного комитета.

рядом с каким памятником москвы не мог прогуляться ленин

Первый мавзолей был деревянным, с обшивкой из вагонки в «елочку». Фото предоставлено пресс-службой ФСО

— Ленин ведь не был первым из лидеров большевиков, кто был там похоронен?

— В 1919 году умер председатель ВЦИК Яков Свердлов. Стали искать место для захоронения. Было несколько заседаний президиума ВЦИК. Решили хоронить на Красной площади. Но где? Сначала хотели убрать памятник Минину и Пожарскому и на этом месте его похоронить. Но тогда Красная площадь была нормальной городской площадью. Там шли линии трамваев, четыре маршрута. По площади еще и машины ездили, за спиной у памятника вообще был фонтанчик с водой — лошадей поить. А ведь надо было сделать какой-то революционный погост. Как это сделать, если там машины, трамваи и лошади? В итоге на четвертом заседании ВЦИК было принято решение похоронить Свердлова у братских могил, но в отдельной могиле. В результате появился второй мемориальный объект на Красной площади, связанный с большевистской властью. К этому моменту начался процесс насыщения Красной площади большевистскими символами. Обсуждался вопрос: почему мимо братских могил ездят трамваи? В итоге трамвайную линию перенесли к Верхним торговым рядам.

Но самая большая проблема возникла 21 января 1924 года, когда умер Владимир Ленин. Была создана комиссия по похоронам. Где, что, как? Никто понять не мог.

— Почему возникла такая паника? Ведь на Красной площади места было много, а практика захоронений уже вроде прижилась.

— Из большевиков такого уровня к этому моменту умер только Свердлов. Место для него было определено. Но как быть теперь? Начали поступать предложения, тогда как раз впервые прозвучала идея, что захоронить надо рядом с могилой Свердлова. Рядом не понравилось — масштаб личности совершенно иной. Хотели похоронить перед могилой Свердлова.

— А чего хотела Крупская?

— Она хотела предать Ленина земле. Говорят, что Владимир Ильич завещал похоронить его рядом с матерью, которая умерла в 1916 году в Петербурге. Это выдумка. Такого не было никогда.

Справка «МК». 25 января 1924 года принимается первое постановление президиума ВЦИК по похоронам Ленина:

«Пункт 1. Гроб с телом Владимира Ильича сохранить в склепе, сделав последний доступным для посещения.

Пункт 2. Склеп соорудить у Кремлевской стены среди братских могил борцов Октябрьской революции».

— То есть в этот самый момент было принято ключевое решение — не хоронить?

— Была выработана сама идея о том, что нужно найти форму для длительного прощания. Но сохранить тело Ленина можно было только при низких температурах. Когда его доставляли из Горок, оно было подморожено — мороз стоял –20…22.

На следующий день после смерти Ленина архитектор Алексей Щусев получил команду: сделать проект Мавзолея. Его вызвали вечером 22-го числа на заседание архитектурной комиссии.

Из воспоминаний архитектора Щусева:

«На заседание меня вызвали ночью и сказали: «К утру должна быть начата работа по созданию склепа».

Фундамент из песка, вагонка в елочку

— Тот первый Мавзолей, видимо, мало был похож на нынешний?

— За несколько часов был создан проект первого деревянного Мавзолея. Буквально за ночь Щусев его нарисовал. Помимо него в совещании участвовали еще двое — архитектор Виктор Веснин, будущий академик архитектуры, и архитектор Петр Антипов. Главной задачей было понять, какую форму придать склепу. Был отвергнут вариант пирамиды — вызывало ассоциации с Древнем Египтом. Совсем другое дело — система ступенчатой пирамиды, свойственной культуре майя, которая тогда была малоизвестной. 24 января комиссия утвердила проект первого деревянного Мавзолея. На Красной площади развели костры. Отбойных молотков тогда еще не было, а грунт оказался проморожен — надо было оттаивать землю и рыть котлован. Работали в три смены. Место для Мавзолея выбрали перед могилой Свердлова, ближе к центру Красной площади. Размеры склепа были совсем небольшими. Котлован — 9 на 9 метров. На складах взяли древесину для строительства. Щусев, как и любой нормальный архитектор, с учетом небольших объемов строительства мог позволить себе не проводить расчеты. Тем более что склеп был запланирован как временный. Кстати, слово «мавзолей» в документах того времени вообще не упоминается. Его позже придумал и ввел в оборот сам Щусев.

рядом с каким памятником москвы не мог прогуляться ленин

Камень для привычного глазу современника Мавзолея искали по всей стране. Фото предоставлено пресс-службой ФСО

Описание проекта временного склепа, газета «Известия» за 25 января 1924 года: «Над центральной частью склепа будет возвышаться временный деревянный памятник в виде четырех колонн, соединенных общим покрытием».

— Была поставлена задача подготовить склеп к 12 часам ночи 26 января. Большевистские ударные сроки. Сроки, конечно, немного сдвинулись. Дело в том, что в этом месте проходил подземный электрический кабель, который питал Кремль. Геофизической разведки ведь тогда не было. Но кто-то вспомнил, что там, в земле, что-то лежит. Пришлось кабель перекладывать.

— Когда же сдали проект?

— 27 января, в четыре часа дня.

— В документах склеп называли временным. Все-таки тогда планировалось позже его убрать, а Ильича захоронить?

— На тот момент еще шло обсуждение, как быть дальше. Первый Мавзолей был неким паллиативным решением. На улице можно хотя бы поддерживать температуру около нуля для сохранности тела. В Колонном зале такое было невозможно. Необходимо было провести новое бальзамирование. Поэтому строить надо было очень быстро. Соответственно, на сокольническом лесном складе нашли дерево для стройки.

Сокольническая стройконтора производит работы. Отвечает за все московское управление коммунального хозяйства. Но большой объем работ сделать не успевали — все измерялось часами. Было принято решение уменьшить фундамент с семи аршин до пяти. Возвели деревянный каркас, фактически стоящий на песке. Обшили вагонкой в елочку, сверху возвели трехступенчатую пирамиду высотой порядка двух метров, обшитую досками. Покрыли Мавзолей темно-серой краской.

— Скромненько…

— Скромно. Из дерева же была сделана надпись «Ленин». То есть надпись не менялась со времен первого Мавзолея. Вход организовали с одной стороны, затем ступеньки вниз и выход с другой стороны. Вот и вся конструкция.

Из воспоминаний архитектора Щусева:

«Все сооружение было сделано из дерева и обшито деревянными досками. Планировка Мавзолея была рассчитана таким образом, чтобы создать график движения, обеспечивающий беспрерывное движение значительных масс народа без образования встречного потока. Для этого в Мавзолее были сделаны две двери — одна входная, другая выходная. Входя, народ должен был спускаться по лестнице, ведущей в центральный зал с гробом Владимира Ильича, и, обходя его кругом, поднимались по такой же лестнице к выходной двери. Для утепления Мавзолея было решено выстлать пол, стены и потолок центрального зала хвойными досками со слоем чистых опилок между ними. Лестницы оставались холодными».

— А внутреннее убранство первого Мавзолея каким было?

— Над интерьером траурного зала работал художник Игнатий Невинский. Потолок зала был оформлен полотнами материи красного и черного цвета, собранными складками. В центре находилось изображение серпа и молота. Серп и молот были сделаны из красной материи на черном фоне. С потолка спускались две электрические лампы в матовых абажурах.

«Камень с родины Маркса»

— Вроде бы все скромно, но по делу. Зачем же тогда понадобилось возводить новый Мавзолей?

— В первые же дни эксплуатации выяснилось, что пропускная способность у этого Мавзолея есть, но она минимальна, и это временная конструкция. К тому же выяснилось, что одной своей частью Мавзолей стоит на непрочном грунте, которым засыпан Алевизов ров. Ведь с 1508 года Кремль был не только крепостью, но и островом. Тогда ров глубиной до 20 метров был прорыт от реки Неглинки до Москвы-реки, была система прудов и запруд. Засыпали его уже после войны с Наполеоном. Кидали все, что под руку попалось: органика, мусор… С инженерной точки зрения очень хорошо было сделано. Но не для Мавзолея.

— То есть стало понятно, что Мавзолей может в любой момент накрениться?

— Зимой, когда земля промерзшая, все было хорошо. Но в перспективе могла возникнуть большая проблема. Поэтому пока было решено поднять фрагменты белокаменной облицовки рва и передать в Исторический музей, а стены укрепить слоем песка. Но производить какие-либо бетонные работы не было никакой возможности.

Из воспоминаний архитекторов: «Через 10 дней после открытия Мавзолея приходилось менять ступеньки на входе и выходе».

— В марте, с 24-го числа, начинаются работы по бальзамированию тела Ленина. В исторической литературе, как правило, фигурирует профессор Борис Збарский. Он действительно совершенно замечательный специалист, но он не был первым. Первых было двое: одного, профессора Владимира Воробьева, пригласили из Харькова. Второй, профессор-анатом Петр Карузин, был знаменит тем, что лучше всего понимал биохимические процессы, которые происходят с телом после смерти. У него есть монография по этому поводу. Так что Збарский был всего лишь третьим из приглашенных. Другое дело, что он добился, как ни парадоксально, самых лучших результатов.

— Тело Ленина куда-то вывозили для бальзамирования?

— Встал вопрос о том, где работать. Комиссия по увековечиванию, комиссия по похоронам — она четыре раза меняла название — решила, что работать надо прямо внутри склепа. Но там температура около нуля градусов, некомфортно для серьезной работы. После двух дней один из профессоров уехал с воспалением легких. Пришел Феликс Дзержинский, увидел все это — и за полдня поставили специальный вагон на Красной площади с отоплением и едой, чтобы можно было хоть как-то отогреваться. Начались работы. Не было единой точки зрения, каким образом все это будет происходить. Но победила точка зрения Збарского.

Справка «МК»: Борис Збарский разработал метод бальзамирования с помощью антисептического бактерицида. Ученые из команды Збарского создали «бальзамическую жидкость». Она блокирует процессы высыхания тканей и предотвращает любые изменения в коже. В 1934 году специально созданная комиссия пришла к выводу, что «результаты сохранения тела В.И.Ленина представляют собой научное достижение мирового значения».

— Тогда же встал вопрос о необходимости сделать новый Мавзолей. Опять же деревянный. На этот раз дискуссий особенных не было. Форма первого Мавзолея вполне понравилась высшему большевистскому руководству. В результате тогда же, в марте 1924 года, началось строительство второго Мавзолея. По сути, новый деревянный Мавзолей накрывал собой первый. Он просто был более монументальным, более серьезным.

рядом с каким памятником москвы не мог прогуляться ленин

— Второй Мавзолей тоже возвели с большевистской скоростью?

— Да, строительные работы завершились в мае того же года. Потом еще шли работы по оформлению внешнего вида и интерьеров, уборка территории. Вновь открыт Мавзолей был 1 августа 1924 года. Это было уже фундаментальное здание, с применением нормальных строительных технологий, широкими лестницами, которые ведут в траурный зал. Именно в тот момент появился тот образ Мавзолея, который мы видим сегодня. Визуально они очень похожи.

— То есть и знаменитая верхняя трибуна появилась уже тогда, у деревянного Мавзолея?

— Нет, если посмотреть архивные фотографии, то парады принимались с двух лесенок, которые были смонтированы справа и слева от центрального входа Мавзолея. Решение о возведении трибуны принималось перед самой войной. Тогда Мавзолей уже был каменным. По поводу строительства этой трибуны была большая переписка в 1938 году между Молотовым и комендантом Кремля.

рядом с каким памятником москвы не мог прогуляться ленин

Какими должны быть трибуны мавзолея, решалось на высшем уровне. Фото предоставлено пресс-службой ФСО

— Кстати, а что заставило советскую верхушку отказаться от деревянного Мавзолея в пользу камня?

— Деревянный Мавзолей просуществовал до 1930 года. Конечно, большой нагрузки на почву он не создавал. Просто нужно было выиграть некое время, чтобы сделать серьезный проект и весь комплекс работ. Новый Мавзолей обсуждался достаточно бурно. Уже в 1925 году перестали захоранивать в братские могилы. Пошли уже захоронения в Кремлевскую стену. Но именно в 1924 году он получает зримую вертикальную доминанту — Мавзолей. Красная площадь приобретает совершенно другой смысловой статус и нагрузку. Появляются несколько проектов. Более того, были идеи изменить облик Красной площади — разбить там парк с лучами дорожек к Мавзолею. Но главное — трибуны. Вместо деревянных должны были появиться каменные, да и сам Мавзолей должен быть из камня.

Справка «МК»: «9 января 1925 года был объявлен конкурс на создание проекта каменного Мавзолея. Президиум ВЦИК издает постановление «О конкурсе первой ступени на создание монументального постоянного Мавзолея Владимира Ильича Ленина на Красной площади».

— С этого момента становится ясно, что Ильич Красную площадь не покинет? Раз в решении есть слово «постоянный»?

— Да, причем реальных конкурентов у идей Щусева не было. К лету 1929 года было принято решение строить каменный Мавзолей по его проекту. Документация была утверждена в июле 1929 года. За 16 месяцев стояла задача построить и декорировать Мавзолей — к ноябрьским праздникам 1930 года. Кстати, Щусев даже свои собственные деревянные трибуны критиковал. Он считал, что трибуны слишком круто сделаны, а Мавзолей-то маленький. Трибуны угнетали образ Мавзолея. Новая власть, новая Красная площадь и главный объект — Мавзолей должен визуально доминировать на площади. Как результат, к октябрю 1930 года были проведены гигантские работы: вырыт огромный котлован, нормальный железобетонный фундамент. Между прочим, сама конструкция в основе Мавзолея тоже железобетонная. То, что мы видим, — красный и черный камень — это лишь облицовка.

— А как искали камень для облицовки?

— Звучали разные идеи, в том числе и сумасшедшие: «А давайте найдем камень с того места, где родился Карл Маркс, Фридрих Энгельс». Накал символизма, слава богу, прошел. Было решено, что материалы должны быть строго советскими: от металла, железобетона до облицовки. В 1925 году делегация обследовала несколько десятков карьеров. Цвет был утвержден темно-красный. В результате на Онежском озере, в Шокшинском карьере, был найден уникальный красный порфир. Этот камень и стал главным украшением Мавзолея. На Украине, в Житомирской области, был найден черный гранит-лабрадорит. Из него был сделан главный блок с надписью «Ленин». После обработки этот камень весил 48 тонн. Всего 16 месяцев длилась стройка, причем последние месяцы ушли на декорирование. В этом плане Мавзолей — настоящее произведение монументального искусства и архитектурная визитная карточка советской эпохи.

Справка «МК»: Каменный Мавзолей впервые открылся для посетителей 10 ноября 1930 года, после ноябрьских праздников.

— К открытию для тела Ленина был сделан новый саркофаг. Но это не самое главное. В Мавзолее есть уникальная деталь, на которую мало кто обращает внимание. На входе расположен рельефный герб СССР 1930 года. Тогда было всего шесть республик, и на гербе всего шесть лент с надписями на языках республик «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».

рядом с каким памятником москвы не мог прогуляться ленин

Внутри усыпальницы скрыт настоящий исторический артефакт: герб молодого СССР, всего с шестью республиками в составе. Фото предоставлено пресс-службой ФСО

— И потом не добавляли?

— Нет, как изначально сделали, так и оставили. На этом история строительства третьего Мавзолея оканчивается.

— Но ведь Мавзолей потом пережил еще и реконструкцию, и реставрацию.

— Верно, самая масштабная реконструкция прошла в начале 1970-х годов. Те трибуны, которые мы сейчас видим, — это трибуны, построенные в 1973 году. И, наконец, в 2009–2010 годах были работы, связанные с Алевизовым рвом. Дело в том, что Мавзолей все-таки стал наклоняться. Это были очень сложные работы. Фактически под Мавзолеем были залиты бетонные колонны. Сейчас он практически висит на них. Глубина заливки доходила до 30 метров. А сам ров, напомню, 20 метров. Это последние работы, которые шли круглый год. Сам Мавзолей тогда был накрыт надувным подобием аэростата, который обеспечивал зимой плюсовую температуру вокруг мавзолея.

— Переходя ко дню сегодняшнему: не утихают споры о том, хоронить ли Ленина?

— Есть четкая позиция, озвученная Владимиром Владимировичем Путиным. С моей точки зрения, она абсолютно справедлива. У нас в обществе существуют разные политические взгляды. Они порой диаметрально противоположны. Раскалывать общество любыми действиями вокруг Мавзолея — контрпродуктивно. И надо иметь в виду, что принимать какое-либо решение по Мавзолею нельзя, с 1991 года он входит в охранную зону объекта Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Источник

Монумент раздора: пять скандальных памятников Москвы

рядом с каким памятником москвы не мог прогуляться ленин

Нередко новые памятники и монументы становятся причиной общественного резонанса. Один из громких случаев последних лет — это установка памятника князю Владимиру, который изначально планировали поместить на Воробьевых горах, но в итоге перенесли на Боровицкую площадь.

Редакция «РБК-Недвижимости» собрала еще несколько примеров памятников, установка которых вызвала бурную реакцию в обществе.

Скульптура Есенина (2020 год, скульптор — Григорий Потоцкий)

В сентябре в Москве была установлена скульптура Сергея Есенина. Она появилась на территории Московского государственного музея С. А. Есенина к 125-летию со дня рождения поэта. Автор скульптуры Григорий Потоцкий представил поэта в образе ангела со сломанными крыльями. Потоцкий назвал свою работу «Реквием по Есенину», или «Ангел русской поэзии». Он рассказал, что таким образом изобразил момент трагической гибели поэта.

Однако скульптура вызвала неоднозначную реакцию со стороны москвичей. В сети развернулась дискуссия: кому-то работа скульптора пришлась по душе, другие разочаровались, назвав работу безвкусной и бездарной.

На защиту работы Потоцкого встал скульптор Салават Щербаков. По его мнению, автор имеет право на свое творческое видение, а негативные отзывы зрителей он назвал частью неизбежно возникающей полемики.

В музее С. А. Есенина «РБК-Недвижимости» пояснили, что данную скульптурную композицию не устанавливали как памятник. По договору, она останется в музее до 1 ноября. «Временная выставка одной скульптуры Григория Потоцкого была открыта в рамках арт-перформанса, посвященного 125-летию со дня рождения С. А. Есенина. Выставка продлится до 1 ноября 2020 года. В дальнейшем скульптор планирует показать свою работу в других городах».

рядом с каким памятником москвы не мог прогуляться ленин

Памятник Маршаку (не установлен, скульптор — Георгий Франгулян)

Еще один из недавних примеров памятника, который вызвал неоднозначную реакцию в обществе, — поэту и переводчику Самуилу Маршаку. Его планируется установить в ноябре этого года на Лялиной площади. Проект памятника создан по инициативе Российского еврейского конгресса (РЕК) совместно с внуком поэта и переводчика Александром Маршаком и был одобрен Мосгордумой в 2017 году.

Сам памятник представляет собой бронзовую фигуру поэта высотой 4 м. Лялину площадь выбрали неслучайно — недалеко от нее, на Земляном Валу, с 1938 по 1964 год жил Маршак. Автором монумента стал скульптор Георгий Франгулян.

Однако проект и в большей степени размеры памятника вызвали недовольство местных жителей. Они считают неуместным устанавливать памятник высотой 4 м на Лялиной площади, размер которой 55 кв. м. Местные активисты направили в мэрию письмо с просьбой перенести монумент или уменьшить его размеры.

Председатель комиссии Мосгордумы по культуре и массовым коммуникациям Евгений Герасимов сказал, что мнение жителей района учитывалось, когда еще только рассматривался вопрос о постановке памятника на Лялиной площади. Также при обсуждении учитывалось мнение специалистов Москомархитектуры, Москомнаследия, Комиссии по монументальному искусству Мосгордумы и Комиссии по культуре и массовым коммуникациям.

Пока окончательного решения по судьбе памятника Самуилу Маршаку не принято.

рядом с каким памятником москвы не мог прогуляться ленин

рядом с каким памятником москвы не мог прогуляться ленин

Памятник Петру I на стрелке Москвы-реки (1997 год, скульптор — Зураб Церетели)

Один из самых скандальных и противоречивых памятников столицы — монумент Петру I, открывшийся в сентябре 1997 года. Он является одним из самых высоких в стране и в мире. Его высота — 98 м. Ему даже уступает статуя Свободы в Нью-Йорке, высота которой 93 м. Памятник Петру еще является одним из самых тяжелых — его вес более 2 тыс. т. Каркас скульптуры выполнен из нержавеющей стали, а детали облицовки — из бронзы.

Памятник установлен на специально оборудованном помосте на Москве-реке и представляет собой фигуру Петра I, стоящего на палубе корабля. Корабль помещен на своеобразный постамент из нескольких фрегатов поменьше. Вокруг помоста установлены фонтаны.

По данным СМИ, изначально данная конструкция представляла собой памятник Колумбу, которую ее автор Зураб Церетели хотел продать Испании, США и странам Латинской Америки к 500-летию открытия Американского континента. Однако никто не принял предложение скульптора. Сам автор эти слухи постоянно опровергал.

После открытия памятник не пришелся по вкусу и самим москвичам. Жители столицы устраивали пикеты, митинги, акции протеста, расклеивали объявления со словами «Вас здесь не стояло» и с просьбами демонтировать 98-метровую скульптуру. Эксперты тоже раскритиковали памятник. По их мнению, автор допустил несколько неточностей. Например, ростры — трофеи с вражеских кораблей — установлены неправильно. На памятнике ростры увенчаны Андреевским флагом, поэтому получается, что царь Петр воевал против собственного флота. В 2008 году монумент вошел в список самых уродливых строений мира. Рейтинг был составлен по итогам голосования на сайте «Виртуальный турист».

В этом году памятнику исполнилось 23 года. «Петр I при всей его нелепости и понятном неприятии со стороны москвичей давно стал частью городской ткани. Его уже не замечаешь. Это шутка, аттракцион, гениальный памятник человеческому безвкусию — только так к нему и нужно относиться», — рассказывал «РБК-Недвижимости» архитектор Сергей Скуратов.

рядом с каким памятником москвы не мог прогуляться ленин

Памятник князю Владимиру на Боровицкой площади (2016 год, скульптор — Салават Щербаков)

Еще один памятник, который привел к общественному резонансу до своего появления, — памятник Владимиру Великому. Монумент высотой 24 м и весом 330 т должны были установить рядом со смотровой площадкой на Воробьевых горах. Проект памятника поддержала Московская городская дума. Однако идея не понравилась москвичам. В итоге была создана специальная петиция против установки памятника на Воробьевых горах.

Кроме того, территория, где планировалось ставить монумент, относится к природному заказнику «Воробьевы горы» и имеет статус особо охраняемой природной территории, вести строительные работы там нельзя. В качестве доводов противники приводили и то, что не были проведены положенный по закону открытый конкурс проектов и экологическая экспертиза.

В итоге было принято решение найти новое место памятнику. Летом 2015 года в приложении «Активный гражданин» прошло голосование по выбору нового места. Победителем стала Боровицкая площадь. Но и здесь не обошлось без споров и дискуссий. Подготовительные работы на Боровицком холме начались в августе 2016 года. Газета «Коммерсантъ» писала, что работы по установке начались без одобрения ЮНЕСКО, хотя Боровицкая площадь входит в буферную зону объекта всемирного наследия «Кремль и Красная площадь».

Против памятника на Боровицкой площади выступил ряд общественных организаций, в том числе Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры и «Архнадзор», посчитавшие неуместным сооружение монумента у стен Кремля. По заявлению тогдашнего министра культуры России Владимира Мединского, отчеты по возведению памятника были направлены в ЮНЕСКО и полностью удовлетворили организацию.

Сам монумент в итоге уменьшили — вместо 24 м он стал 17,5 м в высоту. Князя Владимир изображен с крестом в руке. За памятником, образуя небольшую стену, расположены три горельефа — наиболее важные эпизоды жизни князя. К самому памятнику ведет лестница.

Некоторым горожанам и в таком виде, и на новом месте памятник пришелся все равно не по душе: его называли неуместным и слишком воинственным. «Наша студия реализовала проект благоустройства Боровицкой площади, где расположен монумент князю Владимиру. Мне представляется неудачным цветовое решение этого памятника, из-за его коричневого оттенка издалека не читается объем и визуально он воспринимается как бесформенная масса», — поделился своим впечатлением сооснователь и партнер архитектурной студии AI-architects Иван Колманок.

рядом с каким памятником москвы не мог прогуляться ленин

Памятник Михаилу Калашникову в Оружейном сквере (2017 год, скульптор — Салават Щербаков)

Осенью 2017 года на пересечении Садовой-Каретной и Долгоруковской улиц в Москве был открыт памятник оружейному конструктору Михаилу Калашникову. Общая высота скульптурной композиции составляет 9,8 м: на четырехметровом постаменте стоит металлическая фигура оружейника, держащего АК-47. У подножия постамента расположена скульптурная композиция с фигурой Архангела Михаила.

На это скульптор Щербаков ответил: «Если бы это была нормальная беседа с приведением аргументов, это одно, но когда человек просто гаркнул, как говорится, это неуважительно не только ко мне, но и к миллионам людей, которым это (памятник Калашникову) нравится».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *