румба танец какой страны

Энциклопедия танца: Румба

румба танец какой страны

Сочетание испанских мелодий, африканских ритмов и страстных движений тела сделали румбу одним из самых популярных танцев в мире

История возникновения танца

Румба была станцована впервые в 1913 году. Изначально данный танец являлся ритуальным танцем африканских негров. В 19 веке он был привезен на Кубу. По многим источникам, свое название «Rumba» танец получил в 1807 году, как производное от названия «Rumboso Orguesta» – ансамблей, которые исполняли музыку в стиле современной румбы.

С испанского “rumba” переводится как «путь». Название воистину передает весь смысл хореографии. Путь души – что может более охарактеризовать этот танец? В начале 30-х годов румба являлась смесью основной румбы с гуарачей, кубинским балеро и соном. Полноценный вариант румбы был разработан после Второй Мировой войны Пьером Лавелем, мастером одной из самых известных в то время танцевальных школ в Лондоне.

Сегодня румба входит в конкурсную программу латиноамериканских бальных танцев.

Что такое румба?

Румба среди всех бальных танцев характеризуется наиболее глубоким эмоциональным содержанием. Также, в ходе своего усовершенствования, этот танец приобрел многие черты, свойственные блюзу. Неповторимый эстетический эффект танца создает ярко выраженный эмоциональный характер и довольно драматическое содержание музыки. Румба, по праву, занимает место одного из самых ярких танцев любви. но эта любовь скорее не нежная и счастливая, а страстная и несчастная.

Нужно отметить, что долгое время данный танец являлся свадебным танцем кубинских молодоженов. Его движения выражали не что иное, как неудержимое страстное чувство двух влюбленных сердец.

румба танец какой страныВиды

На Кубе существовало три вида танца румба, но самой популярной, которая получила довольно широкую известность и любовь, являлась румба Гуагуанко (Guanguanco). В данном виде танца страстный кавалер следует за своей дамой в поисках сближения, соприкосновения бедрами, а дама одновременно и дразнит его, и старается избежать соприкосновений.

Также сердца многих поколений танцоров и ценителей латиноамериканской культуры завоевала американская Rumba. В американском виде исполнения этого танца прослеживается более сдержанный, без эротических движений стиль. Именно такое исполнение распространилось в последствии по всему миру.

Особенности румбы

Этот танец довольно характерен своей манерой и техникой исполнения основных шагов. Схему исполнения танца нельзя назвать легкой. Шаги, при исполнении румбы, делаются на счет 2, 3 и 4. На каждом шаге сгибаются и выпрямляются колени, между счетом выполняются повороты. Все шаги делаются с носка, а вес корпуса находится впереди.

Основными шагами румбы являются:

Двигая левую ногу вперед, скользя по полу носком, а затем подушечкой стопы оказываем давление на пол. При завершении шага выпрямляем левую ногу и опускаем каблук

Ход левой стопой назад, без изменения корпуса, сначала подушечкой, потом носком стопы с малым давлением на пол. Колено левой ноги слегка согнуто, каблук опускается, нога выпрямляется.

Источник

Танец Румба (Rumba)

История танца румба

румба танец какой страны

румба танец какой страны

Характеристики Румбы:

Движение: На месте, Плавное, Продолженное с акцентами, Скользящее.

Музыкальный размер: 4/4

Тактов в минуту: 27-31

Соревнование: 1,5 — 2 минуты

Медленный, пульсирующий ритм, романтическая музыка — вот что помогает румбе не стареть и всегда быть в моде. Историю, которую рассказывает партнер в рубме вобрала в себя характерные для влюбленного латиноамериканского мужчины черты — силу и уверенность, чувственность и стремление понравиться женщине. Напряженный ритм танца напоминает об извечной драме любви, когда один находит ее, а другой безвозвратно теряет. Однако не следует думать, что румба прежде всего предназначена для мужчины-партнера.

Партнерша исполняет в этом танце собственную и очень важную роль. Она дразнит партнера, увлекает, соблазняет его для того, чтобы потом отвергнуть. Если танго — страсти, то румба, несомненно, история любви. Румба великолепна с самых первых ее движений и наполнена сдержанной силой и чувствами, проявить которые помогает изысканный ритм — простой и романтический, с волнующими, похожими на далекое эхо звуками гуахиры на заднем плане.

Временами кажется, что, танцуя румбу, партнеры смотрят в глаза не друг другу, а самой судьбе.

«Международный» стиль румбы во многом обязан своим содержанием кубинской гуахире — старинному народному танцу, имя которого дало название деревянному музыкальному инструменту. Многие элементы гуахиры перешли в румбу почти в первозданном виде.

румба танец какой страны

Наиболее известной во всем мире мелодией румбы нужно, очевидно, считать знаменитую «Guantanamera», написанную Жозеито Фернандесом и быстро ставшую классикой румбы. На Кубе глагол «румбаре» означает просто «танцевать» и потому применяется к целому ряду танцев, а порой означает танцевальный вечер как таковой. В испаноязычном мире румбу еще называют «болеро-румба».

Существует еще и «сквер-румба», отличающаяся более тесными позициями, текучими движениями. В этом виде румба появилась в начале 1930-х годов. В конце 1940-х румба стала известна в Европе и США, где ее зачастую называли кубинской румбой. Для того чтобы сделать содержательнее и динамичнее, в нем стали все чаще применять открытые позиции, отчего румба стала еще более насыщенной. К началу 1990-х годов международный стиль румбы набрал новую высоту благодаря великолепным выступлениям 13-кратных чемпионов мира по международным латиноамериканским танцам Дони Бернса и Гэйнор Фейвезэр из Великобритании.

Нужно признать, что те люди, что живут в Гаване и танцуют, как и прежде, в ее барах, с трудом могут узнать привычную им румбу в танце под тем же названием, который исполняется на профессиональной сцене. С другой стороны, все больше туристов посещает родину румбы, и, если среди них есть любители танцев, они не могут не взять на заметку то, чем по праву гордятся в своих танцах коренные латиноамериканцы, — простоту и чистоту линий румбы. Ведь в конечном счете все латиноамериканские танцы говорят о любви, и для любого из них нужно совсем немного — мужчина, женщина и прекрасная музыка.

Источник

Румба

румба танец какой страны

Румба — это праздник

Первые упоминания о румбе известны приблизительно с 1850 годов. Румба — это результат синтеза колониальной торговли и каждодневного обмена между захваченными в рабство африканцами и господствующей в то время культурой Испании. Румба — это яркий пример того, как происходила адаптация афро-Кубы к европейской культуре. Румбу можно рассматривать как сочетание первоначально существовавшей на Кубе музыки música creolla (креольской музыки), исконной музыкальной традиции Карибов, с неким явлением, которое сегодня обозначается словом-синонимом «вечеринки» в странах Латинской Америки и на самих Карибах — например, в Панаме, Колумбии и Пуэрто-Рико. Подобно тумба и макута, румба, главным образом, обозначает празднование и совместную вечеринку. Двоюродные братья румбы — бразильская самба де рода, колумбийская кумбия, перуанская самба куэта, панамский тамборито и ямайский менто. Все эти праздники — светского характера, в которых мужчины ухаживают или добиваются женщин с помощью танца. Хотя само по себе слово «румба» испанского происхождения, оно не обозначает какой-либо испанский танец. Раньше под «румбой» подразумевали уничижительное отношение к женщине, это было бранное слово, определение для женщин легкого поведения («la vida alegre»), возможно, проституток («mujeres de rumbo»). На Кубе румба стала обозначением фривольности, румбой называли праздники чернокожих невольников или представителей нижних классов населения того времени. Таким образом, к румбе всегда было пренебрежительное отношение, вместо того, чтобы рассматривать ее как одно из важнейших проявлений кубинской культуры.

Этнические маршруты румбы пересекаются с испанской, британской и португальской торговлей мужчинами, женщинами и детьми других африканских регионов. Между 1512 и 1865 годами в рабство увозили население между западным побережьем Африки и Гвинейским заливом (ныне — Ангольская республика). Вдобавок, за этот период было «импортировано» официально зарегистрированных 525 828 рабов, и еще 200 тысяч африканцев, вероятно, попали на Кубу нелегально — контрабандная работорговля продолжалась вплоть до 1875 из-за всплеска развития сельского хозяйства на острове. И хотя рабство было формально отменено в 1880 году, по факту оно завершилось лишь попечительским актом 7 октября 1886 года. Ритуальная музыка этих людей из самых разных племен была, как правило, запутанной, с синкопированной ритмической структурой — в противоположность европейским правилам — с упором на импровизацию низко звучащих инструментов. Следовательно, инструментам, звучащим выше, отводилась роль второго плана, в европейской музыкальной терминологии — аккомпанемента.

Вполне возможно, что румба наиболее тесно связана с культурой народности Банту, основным населением дельты реки Конго. В румбе имеются также элементы культуры Ganga из Сьерра-Леоне, Кот-д’Ивуар и северной Либерии. Но на Кубе смешивание традиций и обмен культурами породил феномен, когда звуковые регистры изменили приоритетность — инструменты, звучащие высоко, получили роль импровизационных, сопровождающих основные ритмические паттерны, исполняемые на басовых инструментах. Инструменты с низкими звуками стали отвечать за создание и определение мелодии. Это одна из причин, почему румбу можно рассматривать как музыкальную форму, в которой нашли отражение африканские музыкальные концепции исполнительства, но с инструментовкой, выстроенной в логике европейского музыкального дискурса. Также в румбе обнаруживаются влияние испанского Cante Jondo («глубокое пение», т.е. пение в серьезном, драматическом стиле).

румба танец какой страныНа тему взаимосвязи румбы фламенко и кубинской румбы — читайте в материале Аллы Зайцевой «Румба Фламенко» по ссылке.

Тексты румбы соединяются со звукоподражательными фразами, идеями и формами африканского происхождения. Тем не менее, корни румбы можно найти как в преимущественно черной Гаване, в бедных поселениях, примыкающих к городам и внутригородских районах, так и в полудеревенских местечках Матансас, окруженных факториями для переработки сахарного тростника, centrales azucareros.

румба танец какой страны

Фабрика по переработке сахарного тростника

Общее музыкальное строение

Румба исполняется на перкуссионных инструментах: барабанах или деревянных ящиках (cajones), на палочках (claves) и с помощью обычных металлических ложек (cucharas). Вклад Африки таится непосредственно в самом ритме.

Запев

Почти во всех формах румбы певец начинает с «запева», призыва к собравшимся людям, устанавливая тональность для подпевающего хора. Этот запев в разных жанрах называется по-разному — в гуагуанко это «диана» (diana), в ямбу — «лалалэо» (lalaleo), в колумбии — «йорао» (llora’o). Диана особенно важна, так как зачастую содержит первый рефрен для хора (согласно исследователю Larry Crook). 1 Crook, Larry (1982). «A Musical Analysis of the Cuban Rumba». Latin American Music Review. 3 (1): 92.

Десима

После дианы певец начинает основную часть песни, основанную на десиме 2 в отечественном литературоведении принят термин «децима» — десятистрочной поэтической теме, постепенно подводящей к ритмической кульминации румбы. Вместо десятистрочной импровизированной песни может исполнятся одна из хорошо известных сочиненных песен — например, «Ave Maria Morena» (yambú), «Llora como lloré» (guaguancó), «Cuba linda, Cuba hermosa» (guaguancó), «China de oro (Laye Laye)» (columbia), и «A Malanga» (columbia).

Капетильо

После исполнения основной песни звучит capetillo 3 Редакции «Сальсы по-русски» известны и другие названия этой части — эстрибильо (попросту — припев), а также монтуно (об этом рассказывал Йоаннис Тамайо на классах по румбе на Тимбафесте 2017) — хор начинает петь, как бы отвечая певцу. Это также и приглашение для танцоров выйти в круг. Капетильо устанавливает взаимоотношение между певцом, свободно импровизирующим «вопросами» и хором, «отвечающим» на них. В колониальную эпоху (которую зачастую называют tiempo españa, «времена Испании») румберос использовали два деревянных ящика разного размера. Большой кахон изготавливался из досок от ящиков для рыбы (сомов или зубатки), малый — из дерева потоньше, от ящиков из-под свеч. На большом кахоне играли ритм, состоящий из повторяющихся фигур — функция tumbadora. На ящиках поменьше, с более ярким и высоким тоном — quinto — играли импровизированные ритмические фрагменты, в соответствии с личными предпочтениями и навыками исполнителей.

Простые инструменты

Важные элементы импровизации в румбе зависят от таких примитивных инструментов, как стенка буфета, пустой ящик из-под рыбы или свечей, столешница бара (cantina), стеклянные бутылки, сковородки. Короче говоря, от всего, что в принципе может звучать. С 1930-х годов все эти примитивные инструменты изменились. Вместо кахонов стали использовать популярные кубинские тумбадорас — на Западе известные как конги. Барабаны унаследовали от кахонов их имена, от басовых и выше: тумбадора, трес-дос (или трес гольпес), кинто.

Общества взаимопомощи

До наших дней дошли три варианта румбы: ямбу (румба на кахонах), гуагуанко (популярный жанр) и колумбия (деревенская форма). Предтечи ямбу и гуагуанко — гаванские «хоры клаве», coros de clave, а также уличные ансамбли Матансас (bandos de calle). Эти ансамбли ведут свою историю от обычая проводить уличные процессии или праздновать Рождество обществами взаимопомощи, состоявшими, в основном, из свободных мужчин определенных африканских этнических групп — кабилдос (cabildos). Вероятно, что эти coros так же стары, как и сами cabildos. Это были музыканты, посвятившие себя коллективному исполнению песен светского характера, написанных африканскими предшественниками — креолами (т.е. рожденными на острове). И хотя организация этих хоров, вероятно, сохранила или унаследовала часть устройства cabildos, хоры представляли не африканские народности, как это было в cabildos, а районы. Общества взаимопомощи cabildos заботились, прежде всего, о сплоченности и поддержке между представителями в рамках одной народности. Они способствовали развитию своей культуры, а также ее сохранению посредством светских мероприятий и религиозных обрядов. Например, муниципалитет Гаваны уполномочил членов cabildos проводить свои процессии и карнавалы comparsa в публичных местах с 9 утра до заката солнца, празднуя День Королей (6 января — Богоявление).

румба танец какой страны

Из недр некоторых cabildos вышли известнейшие хоры (coros) — например, El Arpa de Oro («Золотая Арфа»). Эти ансамбли настолько усовершенствовали своё вокальное и поэтическое мастерство, что смогли зарегистрировать их в Палате «Красный Карандаш» («Lápiz Rojo»), которая имела право оценивать качество песен и разрешать их публичное исполнение. Не обошлось и без цензоров, скорректировавших тексты и размеры десим.

Корос де клаве и бандос де калье состояли из порядка 100 певцов. И они проводили официальные соревнования. Наиболее выдающиеся кларинас были Паулина Ривера и Ла Валенсиана. Среди десимесистов (импровизаторов в формате десятистрочия) — Игнасио Пиньейро и Хосеито Агустин Бонилья. В период между 1900 и 1914 гг. особенно блистали несколько ансамблей — «El Paso Franco» из гаванского Дель Пилар, и «Los Roncos» («Охрипшие», основатель — Игнасио Пиньейро) из района Пуэбло Нуэво. Согласно некоторым источникам, эти объединения в конечном итоге превратились в вечеринки румбы. Другие исследователи отделяют корос де клаве и бандос де калье от последующего формирования корос де румба. Нужно упомянуть ансамбль Coro Folklórico Cubano под управлением Pedro Pablo «Aspirina» Rodríguez, который продолжает эту традицию. Участники ансамбля: Guillermo Triana, Maximino Duquesne, Lazaro Riso, и Zuzana «Beba» Calzado, сооснователь в 1953 году вместе с Odilio Urfe.

Ямбу. Yambú

Ямбу, или «румба де кахон» (румба, исполняемая на ящиках), старейшая форма румбы, которую до сих пор можно увидеть на Кубе. Предшественник ямбу — танец Юка (Yuka). Ямбу — это танец, представляющий любовь, песнь плодородия. Мужчина с помощью мягких жестов и замаскированных намёков символически пытается овладеть женщиной. Но в ямбу нет «вакуны» — «прививки», женщина может танцевать в беспечном ритме, беззаботно, ведь она не должна защищать себя от «уколов» — характерных для гуагуанко движений мужчины тазом, символическим жестом окончательного «овладевания». Хотя цель мужчины (овладеть женщиной) в ямбу и гуагуанко одинакова, отличие состоит в том, что в ямбу мужчина остается на уровне намеков.

Также как и в ямбу, театрализованная (подражательная) румба («румба миметика») возникла во времена так называемого tiempo españa (времена, когда Куба была испанской колонией). В то время как ямбу был парным танцем, в колониальную эпоху ее ритм был основной многочисленных «румба миметика», высмеивавших нравы своего времени.

Гуагуанко. Guaguancó

Гуагуанко — самая известная во всем мире румба современного образца. Можно утверждать, что ямбу явилась предшественницей гуагуанко. Благодаря популярности ямбу в румбе произошли структурные изменения — в пении и инструментовке. В пении увеличился диапазон, а оригинальные деревянные ящики заменили цилиндрическими барабанами с мембранами из козьей или коровьей кожи. Эти барабаны назывались tumba, llamador и quinto. Один из самых значимых композиторов гуагуанко был Альберто Саяс Говин (Alberto Zayas Govin) по прозвищу «El Melodioso» («Мелодичный»). Рожденный в Матансас, рос он в Гаване и в результате серьезного изучения афро-кубинских ритмов стал настоящим экспертом румбы.

румба танец какой страны

В 50-х годах Саяс пригласил Карлоса Эмбале записать несколько гуагуанко в составе «Групо Афрокубано», ансамбля Саяса. Кроме Эмбале, в этом проекте принимали участие Игнасио Пиньейро, Рафаэль Ортис и прославленный музыковед Одилио Урфе.

Карлос Эмбале на тот момент был восходящей звездой. Незадолго до приглашения Саяса он выиграл приз в «Высшем жюри Искусств», а кроме того, он пел в компарсе «Ла Хардинера» (La Jardinera — «Вечеринка в саду» — sic! Так переведено на англ. яз. в оригинальной статье — прим. ред.) и в «Септето Насиональ» Игнасио Пиньейро. Саяс записывался и с другими легендарными музыкантами, в их числе Альберто Маса (Alberto Maza), сочинивший известнейшую румбу El Vive Bien Sopita en Botella («Он живет хорошо, суп в бутылке»), и великий Орно Анья Хирардо Родригес (Orno Aña Girardo Rodriguez), учитель еще одного легендарного румберо, Панчо Кинто (Pancho Quinto).

Источник

Что такое:: румба

Румба — танец, входящий в конкурсную программу латиноамериканских бальных танцев. Он очень эмоционален, в каждом движении — любовь, страсть, желание. Румбу часто называют танцем любви. Румба зародилась на Кубе. Во многом это произошло благодаря слиянию культур испаноязычного населения и африканцев, которых привезли в это государство в 19 веке. Музыкальное сопровождение для румбы — это слияние испанских мелодий и африканских ритмов.

румба танец какой страны

румба танец какой страныРумба — танец, входящий в конкурсную программу латиноамериканских бальных танцев. Он очень эмоционален, в каждом движении — любовь, страсть, желание. Румбу часто называют танцем любви. Румба зародилась на Кубе.

Во многом это произошло благодаря слиянию культур испаноязычного населения и африканцев, которых привезли в это государство в 19 веке. Музыкальное сопровождение для румбы — это слияние испанских мелодий и африканских ритмов.

Разновидности румбы

Румба — танец в достаточно медленном темпе. Однако это не мешает ему быть необычайно динамичным. Вообще, наиболее распространенным вариантом румбы, который лег в основу стандартизированного бального танца стала румба Гуагуанко.

В такой румбе есть накал страстей, любовь, недвусмысленные ухаживания. При этом доминирующая роль достается мужчине. Своими движениями он как будто бы настойчиво и дерзко добивается женщины, демонстрируя свои намерения.

Женщина же пытается сдержать пыл кавалера, не отвергая однако его ухаживаний. Она делает характерные движения, отдаляясь от партнера, прикрываясь юбкой или же защищаясь рукой. Если партнерше удалось остановить кавалера, она может жестом или при помощи игры юбкой подшутить над его неудачей. Несмотря на недвусмысленное послание, которое несет Гуагуанко, танец лишен излишней фривольности.

румба танец какой страныДаже самые чувственные движения румбы довольно целомудренны по сравнению с другими латиноамериканскими танцами. Кстати, Гуагуанко на Кубе считался брачным танцем, движения которого символизировали брачные обязательства супругов. Сегодня же этот танец скорее символизирует интерес женщины и мужчины друг к другу.

Также на Кубе традиционным считается и такой вид румбы, как Ямбу. Это наиболее старый и размеренный стиль. Исполнятся танец в медленном темпе. При этом исполнять его может как одна танцовщица, так и пара. Сюжет парного выступления все тот же — флирт, ухаживание мужчины за женщиной. Однако разница в том, что в Ямбу не используются характерные для Гуагуанко откровенные движения.

И, наконец, еще одна разновидность румбы — Колумбия. Это, в отличие от Ямбу, довольно быстрый танец. Колумбия зародилась в сельской среде, и основной темой танца является не любовные взаимоотношения пары влюбленных, а противостояние двух мужчин, соперничества.

Аккомпанементом для такой разновидности румбы является так называемая ковбела — резкий звук, который в прошлом создавался при помощи лезвия косы. Соперники соревнуются в силе, ловкости и чувстве юмора.

В Колумбии используются некоторые элементы других стилей: африканских танцев, фламенко и даже брейк-данса и хип-хопа.

История танца

румба танец какой страныПоявилась румба еще в 19 веке в Гаване. Первая же попытка популяризировать румбу за пределами Кубы была предпринята в 1913 году в США. В 30-е же годы 20 века появилась так называемая американская румба, которая внешне наиболее похожа на тот вариант, который исполняется в настоящее время.

Однако в этой разновидности танца акцент делался на счет 1, а не на 2, как в исконно кубинском танце. На это в 1947 году, посетив Кубу, обратил внимание прославленный английский преподаватель танцев Пьер Лавелль.

Современная румба часто выражает идею доминирования женщины. В сюжете танца часто партнерша сначала завлекает и соблазняет мужчину, а затем как будто отвергает его и уходит к другому.

Особенности румбы

румба танец какой страныРумба — это довольно непростой танец. Освоить его за пару-тройку занятий весьма проблематично, ведь огромное значение имеет не только техника исполнения основных элементов, но и эмоциональная составляющая танца. Научиться выполнять каждое движение с чувством — это основная задача танцоров. Без эмоций румба не будет румбой.

Схема танца также не является одной из самых простых. Вообще, музыкальный размер сопровождения для румбы — 4/4. При этом шаги делаются только на 2-й, 3-й и 4-й счеты. Во время каждого шага танцорам нужно успеть слегка согнуть и выпрямить колени.

румба танец какой страныВес тела перемещен вперед, а шагают танцоры всегда с носка. Между счетами выполняются повороты. В румбе есть два основных вида шага — шаг вперед и шаг назад. При шаге вперед танцоры сначала скользят по полу носком левой ноги, а затем сильно опираются на подушечку стопы.

После этого левая нога выпрямляется и опускается на каблук. При ходе назад сначала идет движение подушечкой левой стопы, а потом носком. При движении носком на пол оказывается легкое давление, а колено слегка согнуто. После этого опускается каблук, и нога выпрямляется. При этом шаги сопровождаются страстными движениями бедер, эмоциональными жестами, показывающими влечение и любовные переживания.

Румба — танец, наполненный глубокими чувствами и драматизмом. Как и большинство латиноамериканских танцев, она способна передавать целую палитру любовных переживаний.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *