родство групп людей с какими то видами животных растений явлений природы называется
Тотемизм
Тотемизм (СИЭ, 1971)
Традиционные религии Африки
Традиционные религии. К африканским традиционным религиям обычно относят фетишизм, анимизм, тотемизм, культ предков и т. п. В отличие от мировых религий, африканские традиционные религии не имеют единых религиозных текстов, их религиозные нормы не фиксируются в писаниях. Численность адептов традиционных религий определить невозможно: к традиционным культам обращаются как христиане, так и мусульмане в определенных жизненных ситуациях, например, при необходимости провести лечение традиционными методами у местных целителей.
Тотемизм (НФЭ, 2010)
ТОТЕМИЗМ – одна из ранних форм религии, суть которой составляет вера в существование особого рода мистической связи между какой-либо группой людей (род, племя) и определенным видом животных или растений (реже – явлениями природы и неодушевленными предметами). Название этой формы религиозных верований происходит от слова «ототем», которое на языке североамериканских индейцев оджибве означает «род его». В ходе изучения тотемизма было установлено, что его возникновение тесно связано с хозяйственной деятельностью первобытного человека – собирательством и охотой.
Тотем
ТОТЕМ (ototeman – принадлежащий к клану, из языка североамериканских индейцев оджибве) – растение или животное, сверхъестественным образом связанное с жизнью группы или индивида. В Африке и Северной Америке в качестве тотема выступают также природные явления (дождь, гром, молния, ветер и т.д.), которые при этом тоже часто символизируются животными. Тотемы бывают групповыми (клановыми), половыми (принадлежащими мужчинам или женщинам клана) или индивидуальными. В случае кланового тотема тотемное животное считается общим пращуром всех членов рода или группы, которые идентифицируют себя с ним.
Тотемизм (Лопухов, 2013)
ТОТЕМИЗМ — комплекс верований и обрядов первобытных народов, связанный с представлениями о родстве между группами людей (семей, родов, племен) и тотемами. В качестве последних у разных народов в разное время выступали животные, растения, звезды, даже предметы обихода. Тотем рассматривался как могущественный покровитель той или иной первобытной социальной группы и как символ его внутренней спаянности. Тотемизм соответствовал тому уровню развития общества, когда человек еще не осознавал своего отличия от природы, не выделял себя из нее.
Тотемизм (Кириленко)
ТОТЕМИЗМ — вера в сверхъестественное родство между человеческими группами (родами, племенами) и определенными видами животных, реже — растений или даже предметов; ранняя форма религиозных представлений. Непочтение к тотему — мифическому «предку», с которым каждый член рода считает себя связанным, является преступлением, влекущим наказание. Тотемом является и само животное или растение, и его знак.
Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010, с. 381.
Кто из философов видел корни религии в неуверенности человека в своих силах, в его постоянных колебаниях между надеждой и страхом?
7. Дж. Леббок и Э. Тейлор предложили следующую классификацию религии в человеческой цивилизации (перечислите):
8. Первобытным народам было неведомо понятие «природа», поэтому предметом их поклонения являлась безличная природная сила, обозначаемая понятием (укажите):
9. Почитание неодушевленных материальных предметов, которым приписывают сверхъестественные свойства, называется (укажите):
10. Вера в одухотворенность природы называется (укажите):
11. Родство групп людей с какими-то видами животных, растений, явлений природы называется (укажите):
12. Вера в способность отдельных людей общаться с духами и использовать их силу для врачевания и других целей называется (укажите):
Тотемизм, фетишизм, анимизм и пр.
Тотемизм– это вера в родственную связь групп людей с каким-либо видом животных, рыб, растений, который считается «тотемом» данной группы, и наименование которой она носит. Тотемизм возник на охотничье – собирательской стадии хозяйственного развития, когда человек не выделял себя из окружающего мира. Появление тотемизма относят ко времени возникновения родового строя. Занятием людей этого периода была охота, поэтому роды чаще всего носили имена животных. В основе выбора тотемного животного лежала такая причина, как обилие того или иного зверя в местности.
Тотемные представления сыграли большую роль в развитии первобытной культуры. Вместе с тотемизмом возник обычай табуирования, который в условиях первобытно-родовой общины стал важнейшим механизмом регулирования социально-семейных отношений. Табу (полинезийское) – система запретов, важнейший из которых относился к запрещению употреблять в пищу тотем, за исключением ритуальных церемоний. Табу регламентировали хозяйственную, социальную и культурную жизнь родовой общины. Половозрастное табу регулировало связи в коллективе; пищевое табу определяло характер пищи, предназначенной вождю, воинам, женщинам, детям и т.д. Ряд других табу был призван гарантировать неприкосновенность жилища или очага, регулировать правила поведения, фиксировать права и обязанности отдельных категорий членов общин. Табу являлось формой, в которую облекался долг.
Анимизм (от лат. anima, animus – дух, душа) – термин, обозначающий одушевление явлений предметного мира. Данный термин ввел в научный оборот Э.Б. Тайлор, который полагал, что наличие представлений о духах, душе является «минимумом» всякой религии. В современной науке под анимизмом понимается вера в существование духов, одухотворение сил природы, животных, растений и неодушевленных предметов, приписывание им разума, сверхъестественного могущества.
В отличие от тотемизма, связанного с данной родовой общиной, анимистические представления имели более широкий и всеобщий характер, были понятны и доступны всем и каждому. Первобытные люди одухотворяли не только грозные силы природы (небо и землю, солнце и луну, дождь и ветер, гром и молнию), от которых зависело их существование, но и отдельные заметные детали рельефа (горы и реки, холмы и леса). Всем этим природным явлениям следовало приносить жертвы, совершать молитвенные обряды.
Аниматизм – это вера в души людей, прежде всего покойников, которые продолжают свое существование в бестелесной форме. Аниматизм служил как бы соединяющим звеном между групповыми тотемистическими и всеобщими анимистическими верованиями и обрядами. Воздавая должное душам покойных предков, первобытные люди тем самым наделялись на защиту и покровительство покойников в гигантском мире потусторонних сил.
Терракотовая армия из гробницы Цинь Шихуанди
Магия(от греч. mageia – колдовство, волшебство) – это комплекс ритуальных обрядов, имеющих цель воздействовать на сверхъестественные силы для получения материальных результатов. Возникнув в глубокой древности, магия сохранилась и продолжала развиваться на протяжении тысячелетий. Магические действия применялись в различных целях. Особенно широко использовалась промысловая магия, о чем свидетельствуют рисунки животных, пронзенные копьями. Часто магия применялась для охраны (охранительная), лечения (лечебная); развивались военный и вредоносный тип магии.
Фетишизм (от франц. fetiche – идол, талисман) – это приписывание отдельным предметам магической силы, способной влиять на ход событий и получение желаемого результата. Фетишизм проявлялся в создании идолов – предметов из дерева, глины и иных материалов и различного рода амулетов, талисманов. В идолах и амулетах видели опредмеченных носителей частицы того сверхъестественного могущества, которое приписывалось миру духов, предков, тотемов.
В чистом виде все эти четыре формы религиозных верований не существовали, они были переплетены между собой, синкретически слиты в одно целое. В дальнейшем система религиозных верований первобытного человека усложняется; развиваются такие религиозные культы, как погребальный земледельческий (плодородия и размножения), промысловый, культы умерших предков, культ вождей и др.
Тотемизм: его происхождение и тотемистические праздники
Тотемы североамериканских индейцев
У. Риверс определял тотемизм как совокупность трех элементов: социального (связи животного, растения и т.п.) с определенной (причем, экзогамной) группой людей; психологического (веры в родство членов этой группы и ее тотема); ритуального (почитание животного, растения или материального объекта, выражающееся в запрете на его употребление, кроме отдельных случаев).
Но уже в 1920-е гг. высказывались скептические взгляды на проблему тотемизма. Так, некоторые представители американской исторической школы (А.Гольденвейзер, Р.Лоуи) отрицали тотемизм как феномен и особую форму религиозных верований. А.Гольденвейзер, в частности, оспаривал взаимосвязь трех феноменов которые многие исследователи считали непременными атрибутами тотемизма: клановой организации, приписывания кланам животных и растительных эмблем и веры в связь клана и его тотема. Р.Лоуи вообще не был уверен в существовании тотемизма как такового.
В дальнейшем наметился спад интереса к проблеме тотемизма. В «Антропологии» А.Кребера (1923), «Общей антропологии», написанной Ф.Боасом совместно с учениками (1938), «Социальной структуре» Дж.Мэрдока (1949) ей уделено совсем немного внимания. Оспаривалась также сязь тотемизма и экзогамии, которую прежде нередко рассматривали как причину т.
Тотемизм в Древнем Египте
По мнению Э.Эванс-Притчарда, тотемическая связь коренится не в самой природе тотема, а в тех ассоциациях, которые он вызывает в человеческом сознании, т.е. на живые сущсства и предметы проецируются понятия и эмоции, которые находятся вне их.
Глава Венской школы Й.Гекель полагал, что тотемизм развивался на основе различных источников, основным из которых было «социализирование» определенных видов животных.
Смысл ритуального умерщвления и поедания тотема, который обычно табуирован, заключается, по мнению ряда исследователей, в том, чтобы сильнее закрепить связь клана со своим тотемом (иногда этот обряд называют «богоядением» как прообраз более поздних ритуальных трапез).
Обращаясь к вопросу о тотемических предках, исследователи иногда считали их реальными людьми, обожествленными после их смерти, хотя еще Л.Леви-Брюль отмечал, что не следует смешивать мифологических (тотемических) и реальных предков первобытного коллектива. Но чаще исследователи признают, что это не реальные родоначальники той или иной группы, они нередко наделены фантастическими чертами и свойствами, представления о них достаточно расплывчаты. Вслед за Б.Малиновским, объяснившим связь между мифом и ритуалом и указавшим, что мифология есть своего рода оправдание ритуальной практики, многие исследователи считают таких предков мифологической персонификацией чувства единства данной группы. Тотемических предков рассматривают как религиозно-мифологическую санкцию обычаев данного первобытного коллектива: учредителей тотемических обрядов и запретов. Некоторые ученые (М.Фортес) вообще связывают возникновение т. с культом предков, полагая, что отношения между людьми и тотемными животными представляют собой символ отношений между людьми и предками в плане мистической причинности.
Некоторые ученые считают многочисленные мифологические сюжеты о сексуальных сношениях людей (особенно женщин) с животными первоначально связанными с тотемистическими представлениями о реинкарнации тотемических предков.
Высказывалось также предположение, согласно которому тотемические предки могли выступить в роли древнейших «культурных героев». Некоторые ученые (Л.Леви-Брюль, Д.Е.Хайтун) истолковывают антропозооморфные изображения, а также изображения людей в звериных масках эпохи палеолита как образы тотемических предков.
Литература: Фрейд З. Тотем и табу. Пг., б.г.; Золотарев А. Пережитки тотемизма у народов Сибири. Л., 1934; Хайтун Д.Е. Тотемизм, его сущность и происхождение. Душаббе, 1958; Семенов Ю.И. Возникновение человеческого общества. Красноярск, 1962; Токарев С.А. Тотемизм // Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990; Fraser J.G. Totemism and Exogamy. V.1,2. L., 1910; Van Gennep A. L’etat actuel du probleme totemique. 1920; Thurnwald R. Die Psychologie des Totomismus // Anthropos. 1917-1918 Bd.XII-XIII; Goldenveiser A. The method of investigating totemism // Anthropos. 1915-1916. Bd.X-XII; Lowie R. Primitive Society. N.Y., 1925; Durkheim E. Les formnes elementaires de la vie religieuse: lt systeme totemique en Australie. P., 1912; Levi-Bruhl L. Mythologie primitive, P., 1935; Malinowski B. Myth in Primitive Psychology. L., 1926; Makarius R., Makarius L. L’origine de l’exogamie et du totemism. <., 1961; Levi-Strauss Cl. Le totemism aujourd'hui. P., 1962.
Кеты: мифы и реальность. Ритуалы, обряды, легенды
Сокровищница кетской мифологии богата удивительными и красивыми легендами, объясняющими сотворение мира и происхождение многих природных явлений. Когда-то кеты жили в верховьях Енисея, на плодородных землях, не зная ни нужды, ни печали. Но однажды на них с юга напало племя людоедов. Кеты построили лодки и поплыли в них по Енисею, вручив свою судьбу духу реки и молясь о спасении. Людоеды не умели плавать, поэтому они хватали горы и бросали их в реку – так появились речные пороги. Но Енисей разбивал горы своим мощным потоком и нес лодки дальше. В районе Туруханского края людоеды устроили самую мощную засаду, бросив в реку несколько огромных гор, и Енисей никак не мог пробиться через них. Тогда он разлился озером, поднял свои воды и начал вливаться в долину Оби. Мощный шаман Альба, наблюдая за происходящим, пожалел людей и огромным ножом рассек скалы. Так Енисей прорвался в Туруханскую долину, где и поселились племена кетов.
Медвежий ритуал (Медвежий праздник)
В мифологии кетов медведь выступает как Божество, дух-хранитель, тотемное животное, хозяин нижнего мира и звериный двойник человека. Он считался помощником шамана, воплощением его души и даже оборотнем. Культ медведя пронизывает всю концепцию мира, которой придерживаются кеты. Ритуал, демонстрирующий тождество медведя и человека, называется «Медвежий праздник» или «Медвежья охота». После убийства медведя с него снимается шкура – это первый этап приобщения животного к человеческому естеству. Затем начинается вкушение медвежьего мяса – так медведь сливается с человеком, и различия между ними стираются окончательно. Этот обряд в кетских племенах сохранился до сих пор. Перед охотой или после удачного ее завершения, а также во время обрядов врачевания кеты совершают ритуальный танец – в медвежьих масках и шкурах, в сопровождении медвежьих песен.
У кетов медведь считается покровителем целительства, причем, от его благосклонности зависит не только здоровье людей, но и домашних животных. Поэтому перед тем, как шаман собирался лечить больного, он с помощью специальных заклинаний призывал дух медведя. Особо могущественные шаманы сами могут перевоплощаться в этих животных, а во время магических ритуалов превращают в медведей и других людей.
Еще о кетской мифологии:
Хоседэм – богиня зла, которая живет в одном из ущелий в скале на берегу Енисея и насылает на людей порчу, болезни и неприятности. Томэм – светлая Богиня, которая противостоит Хоседем и живет на небе, под солнцем. Когда-то она была женой Еся, но потом изменила ему с месяцем, и он изгнал ее из своих владений.
Одним из активных участников кетских мифов является Альба – первый человек на земле, который принимал участие в сотворении мира. Альба контролирует жизнь людей и помогает им в случае опасности. Однажды он решил избавить мир от Хоседэм и погнал ее на север вдоль Енисея, но она превратилась в стерлядь и скрылась в темных водах реки. Альба прыгнул за ней, но она вдруг взмыла в небо, обернувшись птицей. Он помчался за ней по небу в огромных санях, оставляя след в виде Млечного пути. В результате ему удалось если не избавиться от Хоседэм, то хотя бы загнать ее на север, где она и живет до сих пор.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Как называлась одна из древних форм религии, вера в родственную связь людей с каким-либо животным, растением или предметом
Последняя бука буква «м»
Ответ на вопрос «Как называлась одна из древних форм религии, вера в родственную связь людей с каким-либо животным, растением или предметом «, 8 (восемь) букв:
тотемизм
Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова тотемизм
Определение слова тотемизм в словарях
Большая Советская Энциклопедия Значение слова в словаре Большая Советская Энциклопедия
(от тотем ), комплекс верований, мифов, обрядов и обычаев родоплеменного общества, связанных с представлением о сверхъестественном родстве между определёнными группами людей и так называемыми тотемами ≈ видами животных и растений (реже ≈ явлениями природы.
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков Значение слова в словаре Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
тотемизма, мн. нет, м. (этнол.). Первобытный религиозный культ тотемов. Общественный строй первобытного общества, при к-ром существует такой культ.
Примеры употребления слова тотемизм в литературе.
Равным образом у меня лишь смутное представление о тотемизме, анимизме, табу, и я плохо разбираюсь в их обычаях.
Мне пришлось рассказать все, что я знаю об анимизме, тотемизме, многобожии.
Множество пережитков тотемизма отмечено в религии Древнего Египта: десятки зверей, птиц, пресмыкающихся, рыб, насекомых, среди которых быки и коровы, козлы и бараны, кошки и собаки, обезьяны и свиньи, львы и гиппопотамы, соколы и ибисы, змеи и крокодилы, скарабеи и скорпионы и т.
Со временем Упанишады освобождаются от ребяческих гипотез, от черт анимизма и тотемизма и ставят сансару в связь с учением о нравственном миропорядке.
Источник: библиотека Максима Мошкова