развитию каких наук способствовал заупокойный культ египтян
Заупокойный культ
Воззрения древних египтян на загробную жизнь фараона и на средства ритуала представляют невиданный интерес. Во времена Древнего царства считалось, что правителя ждет множество привилегий и в загробном мире. Египтян волновало больше всего материальное благополучие правителя после смерти. Вероятно, этим и объясняется сооружение богатой гробницы для него, в которой тело умершего фараона считалось огражденным от всяких опасных случайностей. Ко всему прочему, египтяне заботились о мумификации тела правителя, о погребальном инвентаре, который должен был обязательно его сопровождать после смерти, об обрядах погребального ритуала, а также о заупокойных службах.
Заупокойные службы — это чтение особых магических текстов, которые гарантировали умершему царю вечную жизнь и богатство.
Любопытно то, что магические тексты буквально противоречили друг другу. С одной стороны, умершему фараону гарантировалось спокойное существование в его гробнице, а с другой — его душа (ба) и его двойник (ка) могли покинуть гробницу, чтобы соединиться с богами и жить в их обществе в другом мире.
Кстати, мумификация возникла не на пустом месте! Просто египтяне верили, что человек после смерти продолжает жить в своей гробнице, а тело ведь разрушается. Чтобы избежать этого изобрели мумификацию.
Что включал в себя заупокойный культ? Прежде всего, умершего обеспечивали всем необходимым. Фараон даже своим вельможам еще при жизни строил гробницы. Однако были и такие, которые не удостаивались такой чести и строили гробницы за свой счет. Подношения умершему осуществлялись либо за счет его самого, либо за счет короны. Для «кормления» умершего предоставлялись даже земельные участки, однако это было очень убыточно, поэтому дары в его пользу заменили магическими текстами.
Со времени Древнего царства до нас дошли тексты — «обращение к живым»: 1) посетитель некрополя не имеет права приближаться к гробнице, если он ритуально не чист — если он ел, к примеру, запрещенную пищу; 2) посетитель не должен осквернять гробницу ритуально — иначе угрозы умершего будут преследовать его; 3) посетитель не должен наносить ущерб зданию гробницы — иначе гнев умершего ему обеспечен; 4) посетитель должен прочесть текст жертвенной молитвы в пользу умершего, что служило заменой материального подношения.
Жертвенная молитва в пользу умершего была обращена к богам, чтобы те обеспечили его всем необходимым: хлебом, пивом, быками, птицей, разными видами одеяний и т.д. Как вы думаете, к каким богам чаще всего обращались с такой молитвой? Конечно же, к Осирису и Анубису.
Процедура погребения все время менялась, но это нисколько не умаляло ее значение. Обряд «отверзания уст и очей», пожалуй, был наиболее главным! Мумия таким образом как бы «оживлялась» перед погребением.
А чего стоит создание скульптурных портретов умерших, которые потом размещались в сердабе! Это делалось на тот случай, если мумия вдруг разрушится. А в статуи, как думали древние египтяне, могло переселиться ка умершего.
Так как загробный мир считался отражением мира земного, то, соответственно, умершего и там подстерегали разного рода опасности: змеи, крокодилы, голод, ужасы, война. А избежать всего этого опять же можно было с помощью магии. Ведь только умерший знал ее в совершенстве. А живые, в свою очередь, снабжали его магическими текстами, которые играли роль путеводителей в потустороннем мире.
Заупокойный культ [в Египте]
Обоготворяя явления и силы природы, древние египтяне пытались связать мысль о вечности всегда возрождающейся природы с мыслью о воскресении и вечной жизни умершего и обоготворённого предка. В эпоху Древнего Царства, когда эти древние религиозные представления стали облекаться в богословскую форму, древний бог воды и растительности Озирис постепенно превратился в центральную фигуру заупокойного культа.
Представление об Озирисе, как о боге растительности и воды, восходит к глубокой древности, к эпохе возникновения земледельческого хозяйства. Чувствуя свою полную зависимость от природы, древний египтянин считал, что его земная и будущая загробная жизнь зависит от Озириса: ведь в Озирисе, в этом боге умирающей и воскресающей природы, как бы воплощались скрытые и вечные силы природы. Поэтому воскресение Озириса считалось залогом воскресения человека к новой жизни. Эта мысль чётко выражена в следующем религиозном тексте:
Как воистину Озирис живёт, так живёшь и ты.
Как воистину он не умирает, так не умираешь и ты.
Как воистину он не уничтожается, так не уничтожаешься и ты.
Превращение бога растительности и воды в бога вечной жизни, в судью мёртвых и царя загробного мира запечатлено в древней легенде о том, как Озирис был убит своим злым братом Сэтом, затем воскрес и, наконец, стал владыкой загробного мира. Поэтому, по верованиям древних египтян, человек мог получить вечную жизнь, только уподобившись Озирису и только в том случае, если над его телом будут совершены те же религиозно-магические обряды, которые были совершены над телом Озириса.
С появлением в эпоху Среднего Царства значительного среднего свободного слоя населения заупокойный культ несколько видоизменяется. Религиозно-магические надписи, «обеспечивавшие» ранее загробную жизнь лишь царям и аристократам, стали появляться на стенках даже скромных саркофагов, в которых хоронили представителей средних слоёв населения. Учитывая специфические настроения и желания этих новых кандидатов на загробную жизнь, жрецы стали составлять для них специальные молитвы и заклинания, которые должны были обеспечить умершему «соединение со своей семьёй в загробном мире», «вкушение хлеба в загробном мире» и возможность «не вступать в судебную палату бога». В дальнейшем применение этих религиозно- магических надписей становится доступным всё более широким слоям населения. Молитвы и заклинания, писавшиеся в эпоху Среднего Царства на стенках погребальных ящиков, пишутся в эпоху Нового Царства и в позднее время на свитках папирусов, образуя «Книгу мёртвых», которую правильнее следовало бы называть «Книгой воскресения» (выхода днём — пер-ем-херу). В «Книге мёртвых» и в ряде других религиозно-магических сборников и текстов этого времени содержатся многочисленные заклинания, гимны богам, описание загробного мира и судьбы человека» после его смерти.
«Книга мёртвых» была наиболее крупным и наиболее распространённым среди многих религиозно-магических сборников. Религиозная традиция древних египтян относила время составления этого сборника к эпохе Древнего Царства. Это отчасти подтверждается тем, что отдельные главы «Книги мёртвых» встречаются уже среди «Текстов пирамид» времени V— VI династий. Впоследствии некоторые из этих глав, целью которых было обеспечить умершему блаженство в загробном мире, стали писаться па стенках погребальных ящиков и образовали религиозно-магический сборник, получивший условно название «Текстов саркофагов» времени Среднего Царства. Из этих текстов постепенно образовалась «Книга мёртвых». Состав и содержание «Книги мёртвых»чрезвычайно пестры и разнообразны. Отдельные главы, следующие одна за другой, не соединены между собой логически. Весь этот религиозно-магический сборник является на первый взгляд хаотическим нагромождением молитв, песнопений, славословий, величаний, гимнов, заговоров и заклинаний. Некоторые главы сохранили свой древний ритуальный характер, как, например, «Глава открытия уст» или «Глава облачения в чистое одеяние». Большинство глав содержит магические заклинания, которые должны охранить умершего от ужасов загробного мира и обеспечить ему посмертное блаженство. Таковы «Глава отражения всяких змей», «Глава, чтобы не умереть вторично», «Изречение, чтобы не истлеть», «Изречение, чтобы не попасть на плаху бога» и т. п. Таковы, далее, «Изречение вдыхания воздуха и обладания водой», «Изречение превращения в золотого кобчика и в божественного кобчика», «Изречение, чтобы дать душе соединиться с телом», «Изречение восхождения на небо рядом с богом Ра». На развитие этических воззрений указывают главы 1, 18, 30 и 125. В особенности интересна 125-ая глава «Книги мёртвых», в которой описывается посмертный суд над умершим и изображается взвешивание сердца (символ души у древних египтян) на весах (психостасия), а также приводится отрицательная исповедь, в которой покойный отрицает совершение им 42 основных грехов. В эту эпоху уже оформляется представление о том, что посмертное блаженство в загробном мире присуждается лишь тому человеку, который вёл на земле праведную жизнь и не запятнал себя грехами и преступлениями. Однако и эти нравственные воззрения всё ещё тесно сплетаются с древними магическими представлениями. Так, например, в 30-ой главе «Книги мёртвых» покойный заклинает своё сердце не свидетельствовать против него на посмертном суде. Эта пёстрая смесь религиозно- магических верований объясняется тем, что «Книга мёртвых» составлялась, изменялась и редактировалась на протяжении длинного ряда веков. Древние тексты сохранялись в своей традиционной форме вплоть до позднего времени, причём их содержание уже часто становилось пепопятным и даже требовало особых толкований, которые, например, были добавлены к 17-ой главе «Книги мёртвых».
Лучшие образцы «Книги мёртвых», написанные на длинных свитках папируса, относятся ко времени расцвета египетской культуры в эпоху XVIII династии. Большинство их было найдено в фиванских гробницах и принадлежало главным образом фиванским жрецам и чиновникам. Папирусы богато украшены тончайшими рисунками, изображающими сцены погребения, совершения заупокойного ритуала, загробного суда и целый ряд других сюжетов, связанных с заупокойным ритуалом и с представлениями о загробной судьбе умершего.
Авдиев В.И. История Древнего Востока. Издание второе переработанное и дополненное. [Л.], 1953, с. 287-291.
Заупокойный культ
Обоготворяя явления и силы природы, древние египтяне пытались связать мысль о вечности всегда возрождающейся природы с мыслью о воскресении и вечной жизни умершего и обоготворённого предка. В эпоху Древнего Царства, когда эти древние религиозные представления стали облекаться в богословскую форму, древний бог воды и растительности Озирис постепенно превратился в центральную фигуру заупокойного культа.
Представление об Озирисе, как о боге растительности и воды, восходит к глубокой древности, к эпохе возникновения земледельческого хозяйства. Чувствуя свою полную зависимость от природы, древний египтянин считал, что его земная и будущая загробная жизнь зависит от Озириса: ведь в Озирисе, в этом боге умирающей и воскресающей природы, как бы воплощались скрытые и вечные силы природы. Поэтому воскресение Озириса считалось залогом воскресения человека к новой жизни. Эта мысль чётко выражена в следующем религиозном тексте:
Как воистину Озирис живёт, так живёшь и ты.
Как воистину он не умирает, так не умираешь и ты.
Как воистину он не уничтожается, так не уничтожаешься и ты.
Превращение бога растительности и воды в бога вечной жизни, в судью мёртвых и царя загробного мира запечатлено в древней легенде о том, что Озирис был убит своим злым братом Сэтом, затем воскрес и, наконец, стал владыкой загробного мира. Поэтому, по верованиям древних египтян, человек мог получить вечную жизнь, только уподобившись Озирису и только в том случае, если над его телом будут совершены те же религиозно-магические обряды, которые были совершены над телом Озириса.
С появлением в эпоху Среднего Царства значительного среднего свободного слоя населения заупокойный культ несколько видоизменяется. Религиозно-магические надписи, обеспечивавшие ранее загробную жизнь лишь царям и аристократам, стали появляться на стенках даже скромных саркофагов, в которых хоронили представителей средних слоев населения. Учитывая специфические настроения и желания этих новых кандидатов на загробную жизнь, жрецы стали составлять для них специальные молитвы и заклинания, которые должны были обеспечить умершему «соединение со своей семьёй в загробном мире», «вкушение хлеба в загробном мире» и возможность «не вступать в судебную палату бога». В дальнейшем применение этих религиозно-магических надписей становится доступным всё более широким слоям населения. Молитвы и заклинания, писавшиеся в эпоху Среднего Царства на стенках погребальных ящиков, пишутся в эпоху Нового Царства и в Позднее Время на свитках папирусов, образуя «Книгу Мёртвых», которую правильнее следовало бы называть «Книгой Воскресения» (выхода днём — пер-ем-херу). В «Книге Мёртвых» и в-ряде других религиозно-магических сборников и текстов этого времени содержатся многочисленные заклинания, гимны богам, описание загробного мира и судьбы человека после его смерти.
Среди многих религиозно-магических сборников наиболее крупным и наиболее распространённым была «Книга Мёртвых». Религиозная традиция древних египтян относила время составления этого сборника к эпохе Древнего Царства. Это отчасти подтверждается тем, что отдельные главы «Книги Мёртвых» встречаются уже среди «Текстов Пирамид» времени V–VI династий. Впоследствии некоторые из этих глав, целью которых было обеспечить умершему блаженство в загробном мире, стали писаться на стенках погребальных ящиков и образовали религиозно-магический сборник, получивший условно название «Текстов саркофагов» времени Среднего Царства. Из этих текстов постепенно образовалась «Книга Мёртвых». Состав и содержание «Книги Мёртвых» чрезвычайно пестры и разнообразны. Отдельные главы, следующие одна за другой, не соединены между собой логически. Весь религиозно-магический сборник является на первый взгляд хаотическим нагромождением молитв, песнопений, славословий, величаний, гимнов, заговоров и заклинаний. Некоторые главы сохранили свой древний ритуальный характер, как, например, «Глава открытия уст» или «Глава облачения в чистое одеяние». Большинство глав содержит магические заклинания, которые должны охранить умершего от ужасов загробного мира и обеспечить ему посмертное блаженство. Таковы «Глава отражения всяких змей», «Глава, чтобы не умереть вторично», «Изречение, чтобы не истлеть», «Изречение, чтобы не попасть на плаху бога» и т. п. Таковы, далее, «Изречение вдыхания воздуха и обладания водой», «Изречение превращения в золотого кобчика и в божественного кобчика», «Изречение, чтобы дать душе соединиться с телом», «Изречение восхождения на небо рядом с богом Ра». На развитие этических воззрений указывают главы 1, 18, 30 и 125. В особенности интересна 125-я глава «Книги Мёртвых», в которой описывается посмертный суд над умершим и изображается взвешивание души на весах (психостасия), а также приводится отрицательная исповедь, в которой покойный отрицает совершение им 42 основных грехов. В эту эпоху уже оформляется представление о том, что посмертное блаженство в загробном мире присуждается лишь тому человеку, который вёл на земле праведную жизнь и не запятнал себя грехами и преступлениями. Однако и эти нравственные воззрения всё ещё тесно сплетаются с древними магическими представлениями. Так, например, в 30-й главе «Книги Мёртвых» покойный заклинает своё сердце не свидетельствовать против него на посмертном суде. Эта пёстрая смесь религиозно-магических верований объясняется тем, что «Книга Мёртвых» составлялась, изменялась и редактировалась на протяжении длинного ряда веков. Древние тексты сохранялись в своей традиционной форме вплоть до позднего времени, причём их содержание уже часто становилось непонятным и даже требовало особых толкований, которые, например, сохранились в 17-й главе «Книги Мёртвых».
Взвешивание сердца умершего на суде Озириса. Рисунок и часть текста 125-ой главы Книги Мёртвых. Папирус Хунефера.
Новое Царство. XIX династия. Лондон. Британский музей
Лучшие образцы «Книги Мёртвых», написанные на длинных свитках папируса, относятся ко времени расцвета египетской культуры в эпоху XVIII династии. Большинство их было найдено в фиванских гробницах и принадлежало главным образом фиванским жрецам и чиновникам. Папирусы богато украшены тончайшими рисунками, изображающими сцены погребения, совершения заупокойного ритуала, загробного суда и целый ряд других сюжетов, связанных с заупокойным ритуалом и с представлениями о загробной судьбе умершего.
Читайте также
Культ «Высшего существа» и Культ Разума
Культ «Высшего существа» и Культ Разума Упразднив христианские службы и закрыв монастыри, революционеры ввели новую религию — «Культ Разума». Собор Парижской Богоматери был переименован в «Храм Разума» и 10 ноября 1793 года там состоялось грандиозное представление:
Культ Весты
Культ Весты Во времена, когда римские женщины не имели никаких прав, кроме определенных семейным кодексом, существовала группа представительниц прекрасного пола, которым даже консулы уступали дорогу и которые активно участвовали в жизни родного города. То были жрицы
Культ Богини
Культ Богини Одним из наиболее интересных аспектов доисторического культа Богини является то, что религиозный историк Джозеф Кэмпбелл называет его «синкретизмом». В целом это означает, что культ Богини был одновременно и политеистическим, и монотеистическим. Он был
РЕЛИГИЯ И КУЛЬТ
РЕЛИГИЯ И КУЛЬТ «Самым древним достоянием народов, наряду с языком, является религия». В стране, в которой, как нигде более на земном шаре, регулярность явлений природы сказывается в такой определенной, характерной форме, в стране, где вся жизнь обусловливается
III. Культ
III. Культ Обряд, совершаемый во всех храмах Египта во имя фараона и за его счет, происходил в глубокой тайне от всех, во мраке святая святых. Назначенный для этого жрец прежде всего очищался в «Доме Утра». Он брал курильницу, зажигал ее и шел к святилищу, очищая дымом
♦ Домашний культ, общественный культ
? Домашний культ, общественный культ О домашнем культе мы уже говорили не раз: напомним, что к нему прибегали при необходимости совершения обрядов перехода (см. Этапы жизни и обряды перехода, глава 4); он касался лишь конкретного человека или ограниченного сообщества
Культ
Культ Культ, как правило, более стоек, чем религиозные Представления; и действительно, основные объекты зороастрийского культа и ныне те же, что и у пастухов каменного века, а именно вода и огонь. делала жизнь в степях возможной (предполагают, что до V тысячелетия до н.э.
Культ
Культ Различия в развитии религии приводили и к разнообразию культов богов, которые также не были одинаковыми повсюду. Там, где сказывалось влияние других чужеземных культов, находившихся на более высокой ступени развития, как это было, например, на Руси или в землях
Заупокойный культ
Заупокойный культ В культуре Древнего Египта посмертное бытие считалось наиболее важной частью существования, и потому заупокойный культ играл очень важную роль. Не только фараон, а и любой простой египтянин с самого рождения должен был думать о своем посмертии. Он
Культ мертвых
Культ мертвых Представляя духов различных сил природы, как и своих легендарных тотемных предков, в зверином облике, древние китайцы как бы устанавливали связи между силами неодушевленной природы, животным миром и душами своих покойных предков. В том, что такая связь
Культ лжи
Культ лжи Вариации на тему «советская военная угроза» были весьма хлебной темой во все времена существования СССР. Психологическая война – это бесконечно длинная цепочка находок во всем и вся, что делалось за «железным занавесом». Особенно эта война обострилась с 1929
Культ
Культ Объединение общин и формирование первых государств в древнейшую эпоху привело к выделению отдельного сословия жрецов. Вавилонское жреческое сословие всегда имело в своих руках высшую власть. Жрецы являлись посредниками между богами и людьми, учителями и
Погребальный культ и культ предков
Погребальный культ и культ предков Довольно долго у славян сохранялся патриархально-родовой строй. По свидетельству византийских историков, славяне жили племенами и родами, состоявшими из больших семей. Роды и семьи возглавлялись старейшинами. Поэтому у славян
Культ личности или культ великой идеи?
Культ личности или культ великой идеи? В описанных условиях и речи быть не может о борьбе с коррупцией. Победить ее можно, только свергнув власть финансовой экономики, «денежного мешка». И нашей стране удалось этого добиться. Впервые во всемирной истории. Почему же
Загробный культ Древнего Египта
Урок 5. МХК 10-11 классы ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Загробный культ Древнего Египта»
Древний Египет – это название исторического региона и культуры значительной цивилизации Древнего мира, которая существовала на северо-востоке Африки вдоль нижнего течения реки Нил. Здесь сложился культ смерти, которая была для египтян продолжением земного существования. Давайте подробнее о нём узнаем.
Вопросы занятия. Происхождение и суть культа мёртвых в Древнем Египте. Воплощение идеи вечной жизни в египетских некрополях. Роль магии и ритуала в заупокойном культе.
История Древнего Египта насчитывает около 40 веков от начала формирования земледельческой египетской цивилизации в 4 тысячелетии до нашей эры до окончательного установления римского господства на этой территории в 31 году до нашей до нашей эры. Древнеегипетская история подразделяется исследователями на несколько периодов, среди которых для наиболее значительными с точки зрения развития искусства были периоды: Древнего царства (с XXVIII по XXIII век до нашей эры), Среднего царства (с XXI по XVIII век до нашей эры), Нового царства (с 1580 по 1085 год до нашей эры), а также Поздний период (с 664 по 332 год до нашей эры) и период эллинизма, который длился с 323 по 31 год до нашей эры.
Древнеегипетское общество было тесно связано с религией, которая обоготворяла силы природы и земную власть.
В её основе лежала идея о вечной жизни человека. Она выражалась в представлениях о загробной жизни, которую египтяне понимали как продолжение земного существования. Это породило грандиозный заупокойный культ, важными элементами которого являлись сохранение тела, строительство для него гробницы и выполнение магического ритуала. Подготовка к загробной жизни стала одной из главных задач жизни земной.
Такие представления были обусловлены в первую очередь природными условиями.
Древнеегипетская цивилизация сложилась в долине многоводной реки Нил, окружённой бесплодной пустыней. Тем не менее земледелие у них процветало. Хороший урожай обеспечивался ежегодными разливами Нила, а не дождевым орошением. То есть по представлениям людей того времени Небо-отец не оплодотворяло Мать-землю, но она всё равно приносила плоды.
Египтяне пытались понять окружающий мир и как-то объяснить эти процессы. Так родился миф об Осирисе, который почитался как божество сил природы и загробного мира. Египтяне полагали, что он умирает и возрождается так же, как и вся природа, а ежегодные разливы Нила – это горькие слёзы его жены Исиды, которые она проливает о погибшем супруге.
Из подземного мира Осирис высылал урожай, заставляя поля плодоносить. Такую же власть над урожаем имели все покойники, находившиеся под землёй. Следовательно, забота о посевах становилась заботой об усопших. Так сложился культ мёртвых.
Древние египтяне обоготворяли и власть фараона, который стоял на страже миропорядка. Ведь именно от него зависело чёткое функционирование ирригационной системы, а значит, и урожай. Фараона считали земным воплощением бога Хора, сына Исиды и Осириса, которому Осирис ставил свой земной трон, уходя править в царство мёртвых.
Когда правитель умирал, его начинали называть Осирисом. Начиная со Среднего царства уже не только фараон, но и любой умерший египтянин ассоциировался с Осирисом и мог ожить после смерти.
Однако для будущего воскрешения человека, то есть для его вечной жизни, необходимо было сохранить его тело, то есть мумифицировать.
По преданию, бальзамированию людей научил бог Анубис, который создал первую мумию, завернув тело Осириса в бинты, пропитанные особым составом. Он стал покровителем бальзамирования и погребальных обрядов. Жрец этого бога всегда присутствовал в ходе процесса бальзамирования.
Сам Анубис представлялся в образе шакала или человеком с головой шакала. Кроме него, в египетском пантеоне богов большинство имело облик животных или птиц. Это связано с тотемизмом – верой в родство с животным, которое считалось предком или покровителем рода.
Египтяне верили в существование души, состоящей из нескольких частей. Обладали ею не только люди, но также животные и боги. Важнейшими составляющими души были Ка и Ба.
Главное место в культе мёртвых занимала Ка – это жизненная сила, черты характера, своеобразный духовный двойник человека, с которым тот встречается после смерти. Именно Ка делала умершего способным существовать после смерти, выполнять его жизненные функции.
Душой человека с рождения была Ба. Это жизненная сущность в виде птицы с головой человека, его совесть. Ба состояла из чувств и эмоций.
Египтяне считали, что после смерти человека Ба вместе с Ка отделяются от тела и бродят по миру. Но, найдя новое обиталище – гробницу с мумией умершего, – возвращают его к жизни в загробном мире.
Эти религиозные представления египтян оказали большое влияние на развитие и формирование стиля египетских некрополей и на всю архитектуру Древнего Египта в целом.
Возведение именно пирамид началось в эпоху Древнего царства. В них нашла отражение не только вера египтян в загробную жизнь и божественную силу фараона, но и представления о Вселенной.
В пирамидах отражались представления о мировой горе. Её вертикальная ось соединяет пространственные зоны неба, земли и подземного мира, а квадрат основания воспроизводит горизонтальную модель мира.
Всего насчитывалось около 90 пирамид, но, к сожалению, большинство из них разрушено.
Самой древней считается грандиозная ступенчатая пирамида Джосера, воздвигнутая в 28 веке до нашей эры по проекту архитектора Имхотепа. Она расположена в Саккаре – самом большом некрополе Египта на южной окраине Мемфиса.
С распространением культа бога Ра, который почитался как создатель всего сущего, отец богов и фараонов, связано массовое строительство пирамид в последующее время.
Одним из семи чудес света считаются пирамиды в Гизе близ Каира, расположенные на западном берегу Нила. Они построены на западном берегу не случайно.
Всё дело в том, что по представлению древних египтян, мир делился на три части: Земля, Небо и Дуат, предназначенный для мёртвых. Кроме того, разные миры относились к разным частям света. На западе, за горизонтом находился загробный мир Дуат. Восток же предназначался для живых. Здесь возводились города и поселения.
Согласно мифу, солнечный бог Ра ежедневно проплывал на своей ладье по небесному Нилу и скрывался за горизонтом, чтобы наутро вновь родиться на востоке.
Усыпальницы Гизы по способу построения отличались от пирамиды Джосера и предназначались для фараонов Хуфу, Хафра и Менкаура (в греческой транскрипции этих фараонов называют Хеопс, Хефрен и Микерин).
Их конструкция отличается строгостью и рациональностью и соединяет в себе квадрат в плане и равнобедренные треугольники сторон, сходящиеся к верхней точке. Все они были ориентированы по сторонам света.
Пирамиды были только частью некрополя. Так, пирамида Менкаура имеет ещё три пирамиды-спутницы меньших размеров, которые предназначались для жён и родственников фараона.
А дорогу, ведущую к пирамиде Хафра, преграждает страж вечности – Большой сфинкс, который был сакральным образом этого фараона. Сфинкс с туловищем льва и головой Хафра олицетворял сверхъестественную силу фараона, власть которого простиралась над всеми существами.
Частью некрополя были и заупокойные храмы, в которых жрецы молились о хорошей участи души.
Они также символизировали вечность, воспроизводя в камне легенду о каждодневном умирании и новом рождении солнечного бога Ра.
Особую роль заупокойные храмы и скальные гробницы в честь богов приобретают в эпоху Среднего и Нового царств.
Архитектурный облик Египта в этот период определяли храмы-святилища особо почитаемого бога Амона-Ра. Наиболее примечательны сложные архитектурные комплексы в Карнаке и Луксоре, которые были возведены на восточном берегу Нила.
Храмы Амона-Ра находились на расстоянии 2,5 километра друг от друга и украшали город Фивы – столицу Нового царства. Они соединялись между собой дорогой, охраняемой сфинксами. Здесь во время религиозных шествий проносили божественную ладью, в которой, как считали египтяне, бог солнца Амон-Ра совершает свой вечный путь по небу.
Характерной особенностью этого грандиозного ансамбля стало оформление входа в храм. Он представляет собой массивные башни-пилоны в виде трапеции с узким проходом посередине. За входом находился открытый двор, обнесённый колоннадой, а затем в определённой последовательности – один или несколько залов, поддерживаемых колоннами, и святилище. Символическое значение имела освещённость храма. Она выражала идею двух фаз жизни – рождения и расцвета.
Новым элементом храмовых комплексов Позднего царства стали святилища, посвящённые культу бога Хора, считавшегося первым фараоном Египта, и его матери Исиды. Лучше всего сохранившимся памятником архитектуры того времени является храм бога Хора в Эдфу.
Все произведения изобразительного искусства египтяне наделяли магическими свойствами. Любое творение египетского мастера служило единственной цели: обеспечить благополучное существование человека после смерти, то есть обрести бессмертие.
Гарантировать вечную жизни должны были ритуал и магия. По первоначальным представлениям, право существовать в загробном мире имел только фараон.
Стены погребальных камер и коридоров гробниц фараонов эпохи Древнего царства были исписаны магическими текстами, которые обеспечивали фараону безопасное продвижение в загробный мир и обретение там благополучия. Кроме того, существовал обычай чтения заклинаний вслух.
Магической силой наделялись и все изображения, всё, что было видимо, считалось существующим. Поэтому внутренние и внешние стены заупокойных храмов, гробниц, обелиски и стелы декорировались рельефными и фресковыми композициями.
Фигура человека изображалась так, чтобы в профильном положении головы были полностью видны глаз, развёрнутые тыльной стороной ладони рук с пальцами одной длины. Голову и ноги рисовали в профиль, плечи – анфас, а выставленная вперёд левая нога означала движение в вечности.
Такой способ изображения помогал наиболее выразительно показать каждую часть тела, избежать сокращений, а значит, сохранить целостность восприятия образов. Социальные различия подчёркивались размером фигуры. Боги и фараоны изображались выше ростом, чем остальные участники сцены.
Фигуры располагаются строго параллельно, при этом нижние передают события переднего плана, а верхние – дальнего, хотя размер их не изменяется.
В эпоху Среднего царства право на бессмертие и загробную жизнь получили все подданные фараона. С этого времени значительное внимание уделялось украшению прямоугольных саркофагов. Снаружи они заполнялись рельефом, а изнутри – магическими формулами против загробных опасностей и картинами, наделёнными сакральной силой. Такова, например, роспись саркофага принца Именемипета.
Кроме прочего саркофаги служили надёжным убежищем для тела. Поэтому их внешний декор имитировал дом. Здесь примером может служить саркофаг царицы Кауи.
В эпоху Нового царства саркофаги приобрели форму ярко раскрашенной и нарядной мумии. Магические тексты начали записывать на папирусных свитках, а иногда на коже, и помещать их в гробницу. Эти свитки получили название «Книга мёртвых», хотя сами египтяне называли их «Выход в день».
Ключевым моментом в «Книге мёртвых» была сцена посмертного Суда Осириса над покойным, после которого умерший окончательно обретал способность к вечной жизни.
Помимо саркофагов в эпоху Нового царства опять стали щедро украшать росписями гробницы, которые высекали в скалах на западном берегу Нила. Эти масштабные некрополи называются Долина Царей и Долина Цариц. Одним из лучших произведений искусства всей эпохи Нового царства стала многоцветная фресковая живопись гробницы жены Рамзеса II Нефертари в Долине Цариц. А одной из самых богатых по подбору сюжетов является гробница Рамзеса IX в Долине Царей.
Все росписи здесь выполнены красками, которые наносились в расплавленном виде, которые были замешаны на горячем воске. Такая живопись называется энкаустика.
Постепенно цивилизация Древнего Египта потеряла своё былое величие, а художественные традиции египетского искусства стали основой для античной эстетики.
Давайте подведём итоги. Монументальное древнеегипетское искусство выросло из идеи вечной жизни и служило целям религиозного культа. Решающее значение в религии древних египтян имели представления о загробной жизни, которую они представляли как продолжение земного существования. Монументальные формы гробниц и храмов свидетельствовали о могуществе и бессмертии фараона. Гарантом вечной жизни в Древнем Египте выступали ритуал и магия.