расцвет какого художественного стиля приходится на период раннего средневековья
Расцвет какого художественного стиля приходится на период раннего средневековья
Общая характеристика средневекового искусства.
Средневековьем называют период между Античностью (Др.Грецией и Римом) и Новым временем. Он начался в 5 веке после падения Римской империи и закончился в 15 веке после падения Константинополя. Термин «средневековье» придуман в 16 веке. В эпоху Возрождения ошибочно считали, что 1000 лет до них было время одичания и варварства.
Средневековье делится на раннее, высокое и позднее или еще на варварский период (5-10 в.), период романики (10-12) и период готики (13-15). Широко распространилось христианство, господствовал феодальный строй, происходили крестовые походы. Церковь имела очень большое влияние на все сферы жизни, включая культуру и искусство.
Для средневекового искусства характерно:
1) Сакральный характер (опирается на Святое писание).
2) Подчинение строгому канону (законам, правилам)
3) Искусство не стремилось к реализму, оно пользовалось символами, т.к. смысл был в изображении непостижимого в постижимых образах.
Сначала христиане скрывались, поэтому строили подземные катакомбы, стены которых расписаны зашифрованными знаками. Потом христианская религия распространилась по Европе, которая состояла из небольших государств недавно образованных из переселившихся с востока полупервобытных племен. Древние европейцы строили мощные крепости, тяжеловесные, приземистые храмы (Романская архитектура). Священные тексты переписывались от руки и иллюстрировались миниатюрами. Вместо бумаги использовался пергамент (обработанная кожа теленка). Книги украшались металлическими оправами и необработанными драгоценными камнями. Скульптура была нереалистична, она раскрашивалась и инкрустировалась золотом и самоцветами.
После изобретения крестового свода стали строить очень высокие соборы, которым не требовались толстые стены. Окна стали огромными. Эта архитектура называется готической. Фасады готических храмов полностью декорированы скульптурой и напоминают кружево, башни устремляются в небо, а огромные окна украшены яркими витражами.
Эволюция средневековой миниатюры.
Варварским условно назван период оседания племен, переселившихся с востока. Он длился с 5 по 11 век.
Романским называют период с X по XII век. Это первый период, который сформировал общий стиль искусства и архитектуры на европейской территории. Он наступил с появлением каменных сводчатых (полукруглых) перекрытий, которые пришли на смену деревянным.
Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки — здание всегда гармонично вписывалось в окружающую природу, поэтому выглядело особенно прочным и основательным. Этому способствовали массивные стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углубленными порталами.
Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость. Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня — донжон. Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм — кубов, призм, цилиндров.
Особенности архитектуры романского собора:
• В основе плана — раннехристианская базилика, то есть, продольная организация пространства
• Увеличение хора или восточной алтарной части храма
• Увеличение высоты храма
• Замена кессонного (плоского с декоративными квадратными углблениями) потолка каменными сводами. Своды были 2 видов: коробовые и крестовые
• Тяжелые своды потребовали мощные стены и колонны
• Основной мотив интерьера — полуциркульные арки
• Тяжесть романского собора «угнетает» пространство
В это время – культ паломничества. Паломники идут в трех направлениях: в Иерусалим, в Рим и в Сант Яго де Кампастелло. На путях паломничеств строятся самые крупные храмы, гостиницы, таверны, прокладываются дороги и мосты. Специальные отряды охраняют от разбойников.
Скульптурное убранство романских храмов
Готика – стиль, пришедший на смену романике и существовавший с XII по XV век. Термин «Готический» в переводе означает варварский (Goten — варвары). Готика в своем развитии подразделяется на Раннюю готику, Период расцвета, Позднюю (пламенеющую) готику.
Готический стиль, в основном, проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. В отличие от романского стиля, с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны стрельчатые арки (с заострённым верхом), узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.
Храм являлся настоящим синтезом (соединением) искусств: архитектуры, скульптуры, искусства витража, органной музыки и хорового пения, звучащих в католических соборах. Храмы строились на общественные пожертвования.
Почти вся архитектура готических соборов обусловлена одним главным изобретением того времени — новой каркасной конструкцией. C появлением крестового свода, системы колонн и контрфорсов (вертикальных конструкций, представляющих собой либо выступающую часть стены, вертикальное ребро, либо отдельно стоящую опору, связанную со стеной), соборы приобрели вид громадных ажурных фантастических сооружений. Это нововведение позволило сильно облегчить конструкцию за счет перераспределения нагрузок, а стены превратились в простую легкую «оболочку», их толщина более не влияла на общую несущую способность здания, что позволило проделать много окон, и стенная роспись, за неимением стен, уступила витражному искусству и скульптуре. Кроме того, готика последовательно применяла стрельчатую форму в сводах, что также уменьшало их боковой распор, позволяя направлять значительную часть давления свода на опору. Стрельчатые арки, которые по мере развития готической архитектуры становятся все более вытянутыми, заостренными, выражали главную идею готической архитектуры — идею устремленности храма ввысь. Готический стиль зародился до Франции.
Готический стиль появился в Германии позднее, чем во Франции. Часто строились однобашенные соборы, амбулатории замененялись трехлепестковой апсидой, водосливы порой имели неприличный вид, для строительства использовался кирпич (во Франции известняк).
Кельнский собор http://vkontakte.ru/album-19768145_122699814#/photo-1.. строился с 1248 по 1880 годы, но в нем до сих пор что-то достраивают, т.к. есть легенда, что дьявол пообещал наступление конца света, когда работы будут закончены. Над ним трудилось около 80 архитекторов. С высотой в 157 метров, он был самым высоким зданием мира до появления Эйфелевой башни. Формы фундамента, заложенного в 1248 году, были позаимствованы у новых соборных комплексов, появившихся во Франции. Для того чтобы во внутренние помещения проникало больше света, вместо массивных стен были возведены стройные пилястры. А для того чтобы стены выдерживали огромный вес высоких сводов, применили систему внешних пилястр и арок — т. н. арочно-контрфорсная система. При этом арки имели не полукруглую форму, а заостренную в середине, что позволяло равномерно перекрыть ими всю поверхность здания, и подчеркнуть устремленность всей конструкции ввысь к небу. Эта гигантская архитектурная конструкция должна была вызывать у людей благоговение перед Царствием небесным. В Кельнском соборе хранится ларь с останками библейских трех волхвов. Он считается самым драгоценным христианским изделием декоративно-прикладного искусства: облицован толстым слоем золота и украшен драгоценными камнями.
Готический стиль приходит в Англию позднее, чем в Германию. В Англии почти не используются полукруглые апсиды (алтарные выступы), обычно они квадратные. Храмы имеют сложные планы, а фасады вытянуты по горизонтали.
Художественная культура Раннего Средневековья
Исследование особенностей проявления романского стиля в искусстве и архитектуре. Рассмотрение строения Собора Нотр-Дам в Париже. Изучение архитектурных памятников романского стиля во Франции. Характеристика основ готической архитектуры и искусства.
Рубрика | Культура и искусство |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 25.02.2014 |
Размер файла | 29,9 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
1. Художественная культура Раннего Средневековья
романский искусство архитектурный готический
В целом раннее средневековье было временем глубокого упадка европейской цивилизации по сравнению с античной эпохой. Этот упадок выражался в господстве натурального хозяйства, в падении ремесленного производства и, соответственно, городской жизни, в разрушении античной культуры под натиском бесписьменного языческого мира. На политической карте Европы в этот период преобладали варварские и раннефеодальные королевства, а в идеологии наблюдалось полное господство христианской религии, которая оказывала решающее воздействие на все стороны общественной и личной жизни. Это в полной мере относится и к произведениям материальной культуры.
В эпоху раннего средневековья в Европе резко преобладало деревянное зодчество, памятники которого не могли дойти до наших дней. Однако возводили и фундаментальные каменные постройки, некоторые из которых стали наглядными образцами зодчества того времени. Почти все они имеют религиозное, церковное назначение.
Новым архитектурным формам соответствовало и новой внутреннее убранство церквей, включая мозаики, фрески, предметы богослужения, составлявшие в целом определенное художественное единство. Византийская живопись постепенно приобрела символический характер, в ней усилились элементы стилизации и аскетизма, а сама техника изображения подчинялась строгим правилам.
В зодчестве центральной части Европы также сказывались античные и византийские каноны, но проявлялась и своя специфика. В еще большей мере это относилось к зодчеству Северной Европы.
2. Романский стиль в искусстве и архитектуре
Скульптурные украшения архитектор Германии использовали редко. Отдельные скульптуры героев библейских рассказов, мифологических животных украшали подоконники, галереи зданий, не сливаясь с архитектурой.
Романский стиль в Англии господствовал в конце XI-XII вв. Его специфической особенностью было соединение в здании типов монастырского и приходского храмов. Английские храмы хотя и весьма сходны с французскими, но имеют большую протяженность и вытянутость в длину (170 м). Излюбленным элементом английской архитектуры были башни.
Таким образом, основными особенностями романского стиля в архитектуре были: преобладание полуциркулярной формы сводов, массивные, тяжелые опоры, гладкие и толстые стены с небольшим количеством узких проемов.
3. Готическая архитектура и искусство
Готика развивалась в странах, где господствовала католическая церковь, и под её эгидой феодально-церковной основы сохранялись в идеологии и культуре эпохи Готики. Готическое искусство оставалось преимущественно культовым по назначению и религиозным по тематике: оно было соотнесено с вечностью, с «высшими» иррациональными силами.
Развитие искусства Готики отражало и кардинальные изменения в структуре средневекового общества: начало формирования централизованных государств, рост и укрепление городов, выдвижение светских сил, торговых и ремесленных, а также придворно-рыцарских кругов. По мере развития общественного сознания, ремесла и техники, ослабевали устои средневековых религиозно-догматических мировоззрений, расширялись возможности познания и эстетического осмысления реального мира; складывались новые архитектурные типы и тектонической системы. Интенсивно развивались градостроительство и гражданская архитектура.
На главной площади городов строились ратуши с обильным декором, нередко с башней (ратуша в Сен-Кантене,1351—1509). Замки превращались в величеств. дворцы с богатым внутренним убранством (комплекс папского дворца в Авиньоне), строились особняки («отели») богатых горожан.
Смелая и сложная каркасная конструкция готического собора, воплотившая торжество дерзновенной инженерной мысли человека, позволила преодолеть массивность романских построек, облегчить стены и своды, создать динамическое единство внутреннего пространства.
В Готике происходит обогащение и усложнение синтеза искусств, расширение системы сюжетов, в которойотразились средневековое представления о мире. Основным видом изобразительного, искусства была скульптура, получившая богатое идейно-художественное содержание и развитые пластические формы.Застылость и замкнутость романских статуй сменились подвижностью фигур, их обращением друг к другу и к зрителю. Со временем возник интерес к реальным природным формам, к физической красоте и чувствам человека. Новую трактовку получили темы материнства, нравственного страдания, мученичества и жертвенной стойкости человека.
В Готике органически переплелись лиризм и трагические аффекты, возвышенная духовность и социальная сатира, фантастический гротеск и фольклорность, острые жизненные наблюдения. Во эту в эпоху расцвела книжная миниатюра и появилась алтарная живопись; достигло высокого подъёма декоративное, искусство,связанное с высоким уровнем развития цехового ремесла.
В поздней Готике, получили распространение скульптурные алтари в интерьерах, объединяющие деревяннуюраскрашенную и позолоченную скульптуру и темперную живопись на деревянных досках. Сложился новыйэмоциональный строй образов, отличающийся драматической (нередко экзальтированной) экспрессией, особенно в сценах страданий Христа и святых. К лучшим образцам французского готического искусствапринадлежат мелкая скульптура из слоновой кости, серебрянные реликварии, лиможская эмаль, шпалеры и резная мебель.
Для поздней («пламенеющей») Готики характерен прихотливый, напоминающий языки пламени узор оконных проёмов (ц. Сен-Маклу в Руане). Появились росписи на светские сюжеты (в папском дворце в Авиньоне, 14—15 вв.). В миниатюрах (гл. обр. часословах) наметилось стремление к одухотворённой человечности образов, к передаче пространства и объёма. Воздвигались светские постройки (городские ворота, ратуши, цеховые и складские здания, танцевальные залы). Скульптуру соборов (в Бамберге, Магдебурге, Наумбубге) отличаютжизненная конкретность и монументальность образов, мощная пластическая экспрессия. Части храмов украшались рельефами, статуями, растительным орнаментом, изображениями фантастических животных; характерно обилие в декоре светских мотивов (сцены труда ремесленников и крестьян, гротескные и сатирич.изображения). Разнообразна и тематика витражей, в гамме которых преобладали красные, синие и жёлтые тона.
В конце 13 начале 14 века строительство соборов во Франции переживало кризис: архитектурные формы стали суше, декор обильнее, статуи получили одинаковый подчёркнутый З-образный изгиб и черты куртуазности.
4. Нотр-Дам в Париже
Он был построен на реке Сене, на острове Сите, в 4-м округе Парижа, на месте двух церквей, которые были построены в девятом веке. Его строительство длилось более 180 лет (1163-1345).
Первоначально здесь было только три небольшие часовни. Во второй половине тринадцатого века, часовни были разрушены и были построены пять больших часовен. Всю ширину фасада занимают три портала, из которых средний самый широкий. На фасаде изображены сцены “Страшного Суда”. Вместо колонн (как в романском стиле) на пьедестал поставлены фигуры, увенчанные куполом.
При первом же взгляде на фасад сразу же обнаруживается асимметрия: левый портал, посвященный Деве Марии, датирующийся примерно 1210-ми годами, покрыт рельефами на сюжеты из ее жизни, в том числе: родение Марии, Благовещение, Рождество и Успение, Воскресение.
Собор потерял купола башен во время Французской революции, но здание избежало разрушения в связи с предполагаемым риском повреждения соседних зданий. Благодаря этому, собор сохранился до наших времен. Во времена революции он назывался «Храм Разума».
Вопреки мнению мыслителей итальянского Возрождения, средние века оставили нам важнейшие достижения культуры, в том числе институты научного познания и образования. Возникла новая парадигма мышления, дисциплинарная структура познания без которой была бы невозможна современная наука, люди получили возможность думать и познавать мир гораздо более эффективно, чем прежде.
Список использованной литературы
2. Воронцов А.И. Экскурс мировых достопримечательностей. Москва, 1983г.
3. Белова О.Ю. История искусств. М., 1997.
4. Дмитриева Н. Краткая история искусств. М.: Искусство, 1991.
5. История искусств. Минск: Литература, 1997.
6. Мартынов Ф.В. Мировая художественная культура. М. 2000.
7. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры; М., 1984.
8. Гуревич А. Я. Средневековый мир; культура безмолвствующего большинства. М., 1990.
9. Петров М. К. Социально-культурные основания развития современной науки. М., 1992.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
История возникновения и развития романского стиля как первого художественного стиля искусства средневековой Европы. Отличительные черты архитектуры, живописи и декоративного искусства эпохи романского стиля. Развитие иллюстрирования рукописей и вышивки.
презентация [2,2 M], добавлен 13.12.2013
Сущность и признаки романского стиля в искусстве, история и этапы его становления в архитектуре Западной Европы. Применение принципов романского стиля в возведении храмов XI–XII вв. Причины появления готического стиля, его типы и отражение в скульптуре.
контрольная работа [25,1 K], добавлен 05.11.2009
Зарождение и развитие романского стиля. Особенности архитектуры соборов, монастырей. Развитие живописи, главные мастерские романской Италии. Примеры выдающихся образцов романского зодчества во Франции и Германии. Развитие и распространение готики.
курсовая работа [1,2 M], добавлен 26.01.2012
Романский стиль — важнейший этап развития средневекового европейского искусства, художественный стиль Западной Европы в XI—XII веках. Особенности архитектуры романского собора, живопись, памятники зодчества. Роль Франции в развитии романского искусства.
презентация [5,9 M], добавлен 05.06.2014
реферат [12,6 K], добавлен 22.11.2010
Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве
Про искусство
Main Menu
Искусство раннего средневековья (дороманское искусство). Островная школа миниатюры. «Каролингское возрождение»
Искусство раннего средневековья
С кризисом античного мира произошло вытеснение светского жизнерадостного мировоззрения античности, что имело прямые последствия в искусстве. Варвары переосмысливали христианские сюжеты и само христианство в духе своих первобытных мифов. Местное искусство имело прочные народные основы, определяющим для него было прежде всего декоративно-орнаментальное начало, в котором господствующей была «абстрактная звериная орнаментика».
Первые постройки варваров свидетельствуют об упадке строительной техники, забвении римского инженерного искусства. Так, не умея рассчитать купол, строители гробницы остготского короля Теодориха в Равенне (около 530 г.) создают перекрытие из огромного камня, выдолбленного наподобие купола. Христианизация Европы ведет к интенсивному строительству церквей. Это все тот же тип базилики, но трансепт отодвинут от абсиды к западу, придавая плану церкви форму латинского креста, что было вызвано усложнением богослужения и увеличением количества духовных лиц, занятых в отправлении службы. Полностью в базиликах исчезает атриум, наследие античности, ранее отдельно стоящая колокольня сливается со зданием и часто помещается на перекрестье нефа и трансепта. Встречается и храм типа ротонды.
От VI—VIII вв. сохранились произведения прикладного искусства — ювелирные изделия, утварь бытовая, чаще церковная. Яркие краски и драгоценные материалы — характерные черты произведений искусства раннего средневековья. Этот период — царство орнамента. Всякая свободная поверхность: порталы соборов, алтарные преграды, деревянные скамьи и кресла, церковная утварь — украшена динамичным узором из лент, спиралей, голов и лап фантастических животных и птиц.
Но особенного расцвета орнамент достиг в рукописных книгах, где сами буквы стали походить на орнамент. Заглавная буква, инициал, разрастался в целую картину, заменив собой миниатюру. Яркие краски, причудливый узор, оклад из металла, слоновой кости, драгоценных
Евангелие из Дарроу
Монументальная живопись и скульптура в VI—VIII вв. развития не получили. В сохранившейся же резьбе по камню наблюдается полный разрыв с классическим искусством древности. Редкие фигуры большеголовы и приземисты. Чаще же это резьба со стилизованным узором из фигур зверя или птицы, оплетенных ремнями (резьба деревянных украшений корабля, найденного в Озеберге около Осло, IX—X вв.)
Но в дороманском искусстве был период, отмеченный влиянием античности: это время так называемой Каролингской империи (конец VIII — первая половина IX в.). Походы на Рим, завоевание Равенны, конечно, познакомили франков с искусством Древнего Рима и с раннехристианским искусством. Возникли произведения искусства, носящие несомненные следы влияния античности или, лучше сказать, подражания античности. Это центрического типа (8-угольник, заключенный в 16-угольник) дворцовая капелла в Аахене (мастер Эйд из Меца, около 796—805 гг. ) — по примеру церкви св. Вителия в Равенне (VI в.). Для ее декора использовали облицовочные материалы дворца Теодориха (начало VI в.). При Карле Великом особенного развития достигло монастырское строительство. Как правило, монастыри представляли сложный архитектурный комплекс, центром которого являлась базилика с ризницей 18 при ней и библиотекой со скрипторием. Внешнее убранство монастырских церквей было очень скромным (плитки разных оттенков в облицовке, иногда резные капители колонн), внутри же стены расписывались фресками или покрывались мозаикой. Монументальная живопись в IX в. была на высокой ступени развития, но памятников сохранилось очень немного. Это фрески церкви св. Иоанна в Мюнстере, дающие представление о расположении сюжетов: «Христос в славе» и «Вознесение» помещались в абсиде; на стенах нефов — сцены из Священного писания; на западной стене — «Страшный суд». Влияние позднеантичной художественной культуры сказывалось в наличии фонов с изображением классической архитектуры, в более или менее правильных пропорциях фигур, в их светотеневой моделировке, в естественности поз и движений. Экспрессивность же, напряженность повествования — это новые черты, свойственные западноевропейскому средневековью.
Особое внимание заслуживает каролингская рукописная книга, в которой рядом с чисто декоративным принципом украшения сочетается иллюстративный. На миниатюрах этих рукописей предстают величавые мужи в античных тогах с книгой в руках. В Каролингской империи даже возникло несколько крупных центров изготовления книг, появились отдельные школы — Годескалька, реймсская, турская — каждая со своими особенностями и характерными для нее памятниками.
X век был временем больших бедствий для Европы. Из Скандинавии в Западную Европу двинулись норманны, с востока — венгры, от Средиземноморья — арабы. Культурная жизнь теплилась лишь на окраинах, в Испании и Англии. Книга остается единственным памятником культуры этого времени. Знаменательно, что самой популярной книгой становится Апокалипсис — откровение евангелиста Иоанна, предвещающее гибель человечеству за его грехи.
Романская церковь св. Кириака
В конце X в. на первый план в Центральной Европе выступает Германия. В 962 г. король Оттон I коронуется в Риме, положив начало «Священной Римской империи германской нации». На покоренных землях Восточной Германии, в Саксонии, в этот период интенсивно строятся суровые и неприступные монастыри. Их церкви хотя и сохраняют уже известный базиликальный тип, но более просты по форме, чем каролингские, четки по объему, лишены наружного декора. В центре Гарца, в Гернроде, и по сей день стоит в своей суровой первозданной красоте церковь св. Кириака (X — начало XI в.).
Фрески этого периода также сохранились только во фрагментах. Но и по ним можно судить о живописи большого внутреннего напряжения и взволнованности. В миниатюре германских книг этого времени превалируют графичность, плоскостность, холодные локальные цвета; пейзаж сведен до минимума, преобладает золотой фон, экспрессивность чувств доведена до предела (рукописи школы Рейхенау). Но даже среди этих сцен ярко выраженного спиритуалистического характера отчетливо проступает в немецких миниатюрах народная струя: в декор вплетаются чудища, забавные фантастические фигурки. Те же народные черты прослеживаются в предметах прикладного искусства; в изделиях из бронзы, дерева, стука, в рельефах (рельеф бронзовых дверей из Гильдесгейма, 1015).
Каролингское Возрождение
На Рождество 800 г, в Латеранской базилике в Риме папа Лев III возложил на франкского короля Карла Великого (768—814 гг.) «корону римских цезарей». В Западной Европе возродилась империя. Карл, император и наместник Бога на земле, отныне должен был заботиться о спокойствии и процветании своих подданных. Под его владычеством оказалась значительная часть территории прежней Западной Римской империи. Образ этого властителя, запечатлённый в легендах и сказаниях, превратился в символ справедливости и могущества. Со времён Карла Великого европейские государи стали называть себя королями (от лат. Karolus — «Карл»).
При Каролингах — так называлась династия, основанная Карлом Мартеллом, дедом Карла Великого, — античность провозглашалась идеалом государственности и культуры. На документах ставили печать с изображением ворот Рима и надписью: «Обновление Римской империи». Строители в своих сооружениях подражали античной архитектуре, порой просто заимствуя колонны и другие детали из древних зданий. Миниатюристам образцом служила римская живопись. «Каролингский ренессанс» (от франц. renaissance — «возрождение») — так назвали исследователи искусство этой эпохи.
Архитектура
Строительство собора начал около 800-го года Карл Великий, пригласив специалистов из южных стран (Рима, Византии) для создания на германской территории монументальной каменной постройки. В 805 году собор был освящён папой Львом III, а в 814 Карл Великий был погребён в дворцовой капелле (точное место спорно).
Дворцовая императорская капелла, построенная около 796 по инициативе Карла Великого Одоном Мецским в византийском стиле, является ядром собора. Она имеет высоту 31 м, а в разрезе 32 м, по форме же представляет собой восьмигранный купол, окружённый 16-гранной галереей в два этажа. Купол поддерживается 8 столбами; в 8 арках верхнего обхода установлены двойные колонны, выполняющие чисто декоративную функцию. Хоры в готическом стиле были пристроены в 1353—1414. Большинство капелл, окружающих восьмиугольник, в готическом стиле.
Своей столицей Карл Великий избрал небольшой городок Ахен (современная Германия). Новая столица быстро строилась. Были возведены королевский дворец, разнообразные административные здания. Время унесло с собой почти все архитектурные памятники той эпохи. До
Дворцовая капелла в Ахене. 788—805 гг.
наших дней сохранилась Ахенская капелла (от лат. capella — «часовня»), считавшаяся одним из прекраснейших зданий средневековой Европы. Капелла в Ахене. 788—805 гг. Германия. Капелла представляла собой величественное двухэтажное сооружение высотой около тридцати двух метров. Её нижний, в плане шестнадцатиугольный этаж олицетворял землю, а верхний, меньший по размерам и в плане восьмиугольный — небо. Первый этаж предназначался для придворных и людей низкого звания. На втором этаже, напротив алтаря, располагался императорский трон. В куполе капеллы находилось мозаичное изображение Христа, восседающего на троне в окружении двадцати четырёх старцев и четырёх символов евангелистов — ангела, льва, тельца и орла. Из Италии для отделки капеллы привезли античные мраморные колонны, а также облицовочные плиты из дворца короля Теодориха в Равенне. Освящённая в 805 г. капелла служила не только церковью. Здесь хранились собранные Карлом Великим драгоценные христианские реликвии. 28 января 814 г. в капелле похоронили самого Карла.
Церковь монастыря Сен-Рикьё в Северной Франции — наиболее распространённый тип храма эпохи Каролингов. Руководил строительством церкви настоятель монастыря Ангильберт под покровительством самого Карла Великого. До наших дней церковь не сохранилась, ее реконструкция сделана по описаниям и рисункам.
Двроцовая «Академия» Карла Великого
Центром «каролингского ренессанса» стала так называемая «академия» —учёный кружок при дворе Карла Великого, созданный в 794 г. по образцу античной школы. «Из всех государей он был самым жадным в поисках людей знающих и в побуждении их к философствованию», — отмечал придворный биограф Эйнгард.
«Академия» Карла Великого превратилась в островок учёности и цивилизации в суровом и беспокойном мире. Император сам подавал пример усердия и стремления к знаниям: в частности, начал изучать латинский и греческий языки, однако до конца своих дней так и не выучился писать…
Монументальная живопись
Каролингские храмы снаружи были украшены очень скромно, зато их внутреннее убранство с течением времени становилось всё более разнообразным, и прежде всего за счёт настенных росписей — фресок.
Ещё в конце VI в. папа Григорий I говорил об огромном значении изобразительного искусства в варварском мире: «Живопись допустима в церквах для того, чтобы неграмотные могли читать, глядя на стены, находя то, чего они не в состоянии почерпнуть в книгах». Таким образом, церковные росписи в раннем Средневековье превращались в «Библию для неграмотных».
Книжная миниатюра
В эпоху Каролингов необычайного расцвета достигло искусство миниатюры — книжной иллюстрации.
Слово «миниатюра» происходит от латинского названия киновари — красной краски (minium), которой было принято выделять начало текста. Художники-миниатюристы часто переезжали с места на место. Поэтому школ миниатюры не было, а существовали центры изготовления иллюстрированных рукописей при монастырях некоторых городов.
В конце VIII в. под покровительством Карла Великого была основана книгописная мастерская в Ахене. В миниатюрах, созданных здесь, художники использовали и варварские, и античные традиции. Сложное плетение узоров, пурпур и золото придавали миниатюрам великолепие. Впервые в средневековой Западной Европе в них появились изображения человека — евангелистов в величественных и торжественных позах, как правило с книгой и пером в руках.
Через несколько десятилетий традиции каролингской миниатюры стали известны в Реймсе, Туре (современная Франция) и других городах. В изображениях постепенно исчезла античная величавость человеческие чувства оживили персонажей миниатюр.
Утрехтская псалтырь, лист 15 v
Одним из самых замечательных произведений эпохи Каролингов считается Утрехтская Псалтирь (IX в.). Названа она так по месту хранения — в университете города Утрехта в Нидерландах. В ней сто шестьдесят пять рисунков, каждый из которых соответствует определённому псалму.
Стиль Утрехтской Псалтири оказал огромное влияние на другие виды средневекового искусства. Подобные изображения стали появляться на книжных окладах, выполненных из слоновой кости или золота, а также на небольших алтарях.
Карл Лысый стал последним покровителем искусств и ремёсел из династии Каролингов. После его смерти в 877 г. и вплоть до начала X в. практически не существовало таких крупных художественных центров, как в период «каролингского ренессанса».
В 843 г. империя Каролингов распалась. Не прекращающиеся в течение второй половины IX столетия междоусобные войны королей и их подданных разрушили хрупкий мир империи Каролингов. Шаткое политическое и экономическое положение привело к почти полному упадку культуры.
Островная школа миниатюры
Англо-саксонским называют период истории британских островов, начавшийся в конце 5го века и продолжавшийся до норманнского завоевания 1066 года. За точку отсчета принимают обычно 597 год, когда св. Августин Кентерберийский в первый раз отправился с христианской миссией из Рима в Англию.
Успех христианизации привел к обращению в христианство всех королевств и принятию римской литургии в 664 году.
Принятие новой религии потребовало не только постройки каменных церквей и возведения крестов, но и производства литургических книг, посуды и одеяний; рукописи и декоративно-прикладное искусство в больших количествах сохранились до наших дней. Несмотря на то, что благодаря Меровингам и позднее Каролингам средиземноморская культура доходила до Британских островов, связи с кельтскими областями оставались очень сильными.
Миниатюра.
Ранний период в истории англо-саксонского искусства (ок. 600 — ок 900 гг.) связан с расцветом англо-ирландской культуры кельтских областей (рукописи, скульптура, декоративно-прикладное искусство) и называется также Островным искусством (островным стилем, insular style). Здесь же речь пойдет о более позднем периоде (ок 10 в — 1066 гг), связанном с расцветом собственно англо-саксонской живописи.
На сложение школы сильное влияние оказало искусство Каролингской империи. По сравнению с эпохой Островного стиля происходят существенные изменения в принципах декорации рукописей: появляются сюжетные иллюстрации, человеческие фигуры утрачивают орнаментальный характер, в композициях появляется динамика, экспрессия. Постепенно складываются характерные черты англо-саксонской миниатюры, главной из которых является подцвеченный контурный рисунок.
Копия была заказана в честь посещения Этельстаном могилы св. Кутберта в Честер-ле-Стрит в 934 году.
К этому же периоду относятся четыре листовых миниатюры, добавленных к маленькой итальянской Псалтыри 9 века, вероятно, находившейся в собственности самого короля и сейчас носящей его имя (Псалтырь короля Этельстана, до 939 г., Британская Библиотека).
Две из четырех миниатюр изображали Христа на троне среди небесных сил. В средние века рукопись принадлежала Олд Минстеру (сейчас собору) Винчестера.
Известно, что король Этельстан привез множество рукописей и христианских реликвий для английских церквей, и тем самым способствовал появлению нового поколения английских миниатюристов, имевших доступ к континентальным образцам.
Период монастырских реформ (940-1000).
Этельвольд, как и Дунстан, получил образование в аббатстве Гластонбери, а позже был назначен аббатом заброшенного монастыря в Абингдоне, в котором он основал новую общину (954). Считается, что шрифт, позднее ставший характерной чертой винчестерского скриптория, был выработан здесь, в Абингдоне. С именем Этельвольда связывают также величайший шедевр эпохи, Бенедикционал св. Этельвольда (Лондон, Британская Библиотека).
Поклонение Волхвов и Крещение Христа
Манускрипт датируется около 980 года. Ни один из дошедших до наших дней Бенедикционалов не был так богато украшен. Судя по посвящению, написанному золотыми буквами в стихотворной форме, рукопись была выполнена для Этельвольда капелланом Олд Минстера Годеманом. Изначально в ней было 43 листовых миниатюры, включая цикл, изображавший небесные силы, сцены из жизни Христа и отдельных святых. Среди последней группы особенно изысканным и тонким является изображение Св. Этельдреды из Или, покровительницы одного из монастырей, основанных Этельвольдом.
Великолепный подцвеченный рисунок «Распятия», открывающий манускрипт, и роскошная страница посвящения (Beatus) указывают на связи, существовавшие в это время между Англией и континентом. Происхождение Псалтыри Рамзи – английское, но вот другие работы того же художника были выполнены уже во Франции. Среди них – копия «Аратеи» Цицерона (конец 10 века,Британская Библиотека, Harley 2506), перевода астрологической поэмы грека Арата «Феномены», посвященной созвездиям, небесным телам и явлениям.
Для Винчестерской школы миниатюры характерно сильное влияние континентальных образцов и орнамент в форме листьев аканта. Однако, как мы видим по памятникам круга Освальда, параллельно развивается другая тенденция, связанная с техникой перьевого, контурного рисунка. Свое высшее развитие эта тенденция получит в памятниках кентерберийского скриптория.