работа по формированию у детей навыков здорового образа жизни должна носить какой характер
Опыт работы «Формирование у дошкольников привычки к здоровому образу жизни»
Наталья Лебедева
Опыт работы «Формирование у дошкольников привычки к здоровому образу жизни»
Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. Проблема здоровьяв настоящее время рассматривается и в широком социальном аспекте: как психическое и социальное благополучие. Человек благополучен и значит, здоров, если у него преобладают положительные эмоции.
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед воспитателями, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду.
Привычка к здоровому образу жизни – это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста, в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.
Именно поэтому любое общеобразовательное учреждение, (и в первую очередь детский сад) должно стать «школой здорового стиля жизни» детей. Где любая их деятельность будет носить оздоровительно-педагогическую направленность, и способствовать воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.
Поэтому в своей работея поставила перед собой следующую цель: сформировать у детей представления о здоровом образе жизни как активной деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья.
Цель реализуется через решение следующих задач:
Дать детям общее представление о здоровье, как о ценности, учить беречь свое здоровье и заботится о нем.
Расширять знания детей о питании, его значимости, о взаимосвязи здоровья и питания.
Знакомить детей с факторами, влияющими на здоровье человека (окружающая среда, сон, двигательная активность).
Реализация работы по формированию здорового образа жизни у детей осуществлялась следующим образом:
Ежедневно утром проводится утренняя гимнастика, цель которой
– создавать бодрое, жизнерадостное настроение у детей, укреплять здоровье, развивать сноровку, физическую силу. Помимо утренней гимнастики, проводимой в традиционной форме, провожу её в форме музыкально-ритмических движений. Зарядка ценна ещё и тем, что у детей вырабатывается привычка каждый день по утрам выполнять различные упражнения. Со временем эта полезная привычка переходит в потребность и сохраняется у человека на всю жизнь.
Помимо ежедневной утренней гимнастики с детьми провожу физические упражнения и подвижные игры. Их цель – обучать детей
правильному выполнению движений, различным упражнениям, направленным на развитие координации тела и повышение самостоятельной двигательной активности.
В процессе работы по формированию здорового образа жизни стараюсь развивать у детей основные гигиенические навыки. Учу детей закатывать рукава, хорошо намыливать руки мылом, тщательно ополаскивать их, мыть лицо, досуха вытирать личным полотенцем, пользоваться носовым платком. Некоторые дети плохо вытирают руки после мытья, оставляя их полувлажными. С такими детьми беседую индивидуально, объясняю, что лучше делать это старательно и тщательно, вытирать каждый пальчик – это очень полезно, руки не замерзнут и пальчики будут рады массажу. При формировании культурно-гигиенических навыков использую такие приемы,
как показ, объяснение, непосредственная помощь, поощрение, индивидуальная беседа. При проведении работы использую положительную оценку, похвалу, поощрение.Известно: похвала подстегивает, а сердитое слово, наоборот, обижает.
В ходе образовательногопроцесса с детьми были проведены циклы бесед: «Я и мое здоровье», «Как правильно мыть руки», «Что такое витамины», «Полезная и вредная еда», «Зачем делать зарядку», «Для чего нужны рукавички» и т. д.
Игровые упражнения на формирование здорового образа жизни: «Мы умеем есть красиво», «Чистые ладошки», «Послушные расчески» и т. д.
Также использую систему эффективного закаливания детей: ежедневные прогулки, обливание рук прохладной водой, умывание прохладной водой, хождение по «дорожкам здоровья», мытье ног перед сном (в теплое время года, босохождение, облегченная форма одежды, сон при открытых форточках в теплый период года и д. р.
Кроме всего перечисленного в своей работе стараюсь использовать следующие формы оздоровления: физминутки и динамические паузы, пальчиковые игры, дыхательную и артикуляционную гимнастику, гимнастику пробуждения.
Во время бесед учу ребят осознавать ценность здорового образа жизни, бережного отношения к своему здоровью, знакомим с элементарными правилами безопасного поведения и опасных для них ситуациях. Рассматриваем наглядность и плакаты – «Дети и дорога», «Один дома», «Основы гигиены» и др.
Средствами формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников также являются дидактические игры «Полезные и вредные продукты», «Овощи и фрукты», сюжетно-ролевые «Больница», «Семья», «Больница», где дети вместе с воспитателем обыгрывает жизненные ситуации.
Ещё одной формой приобщения детей к здоровому образу жизни и оздоровительного режима, которую ежедневно использую в работе с детьми, является гимнастика после дневного сна. Её цель – поднять настроение и мышечный тонус детей, а также позаботиться о профилактике нарушений осанки и стопы. Обычно я начинаю этот вид гимнастики таким образом: дети постепенно просыпаются под звуки мелодичной музыки, которая вызывает приятные положительные эмоции.Предлагаю упражнения из разных положений: лёжа на боку, на животе, сидя, стоя. После этих упражнений дети проходят по массажным дорожкам, выполняя корригирующие упражнения в разном темпе. Такой вид двигательной активности вызывает у детей положительные эмоции и помогает быстрее войти в активное состояние после сна, нормализовать кровообращение, снять вялость и сонливость.
Использование релаксационных упражнений помогает снять напряжение с мышц лица, рук, ног, туловища. Коммуникативные игры «Корабль и ветер», «Бабочка», «Гроза», «Муравей» развивают эмоциональную сферу ребенка.
Дни здоровья, досуги и развлечения являются хорошей основой для развития двигательной активности и обучения детей. Они с одной стороны, закрепляют навыки и умения, полученные на занятиях, а с другой – в интересной и увлекательной форме вызывают потребность в познании нового, расширяют кругозор, знания об окружающем мире, учат совместным действиям и переживаниям «Путешествие по станциям здоровья», «Нас излечит, исцелит добрый доктор Айболит!».
Детская художественная литература способствует развитию познавательного интереса к человеку, его здоровью. Дети с удовольствием слушают и обсуждают сказки «Волшебный морж», «Простуда и здоровье», «Спаси Веронику», Л. Воронковой «Маша-растеряша», стихи К. Чуковского «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая», З. Александровой «Что взяла, клади на место», «Топотушки» и др. разучивают стихотворения, отгадывают загадки, знакомятся с пословицами и поговорками. Беседа с детьми после прочитанной книги углубляет ее воспитательное воздействие, дети устанавливают связь рассказа со своим опытом, делают несложные обобщения.
Дети узнают, какие продукты полезны для организма, какие витамины содержатся во фруктах и овощах, знакомятся со строением тела человека и безопасным поведением в быту и на природе.
Привычка к здоровому образу жизни – это главная, основная, жизненно важная привычка, которую формирует не только дошкольное учреждение, но
и семья. Поэтому оформляю информационные папки-передвижки для родителей («Режим дня», «Иммунитет детей», «Бережем здоровье», «Воспитание правильной осанки»…, провожу индивидуальные консультации «Одежда детей в группе», «Одежда детей по сезону», «Организация прогулки в выходные дни»…
В семье, в общении с родителями дети получают первые уроки жизни. В результате общения ребенка с близкими взрослыми он приобретает опыт действий, суждений, оценок, что проявляется в его поведении. Большое значение имеют положительные примеры поведения отца и матери, как образца для подражания, а так же родительское слово, как метод педагогического воздействия. Главное, чтобы слова родителей, их пример, реальные проявления, а так же оценки поведения детей совпадали и тем самым закрепляли представления ребенка о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Поэтому, я объясняю родителям, что дома важно подкреплять предъявляемые к детям требования личным поведением, специально демонстрировать образцы гигиенической культуры, добиваться единства в подходе к ребенку.
В октябре три семьи приняли участие в творческом конкурсе фотогазет «Здоровье и семья» (семья Николаевых, семья Балакиных и семья Васильцовых, где работа Николаевых была отправлена на районный конкурс и заняла III место. Также они приняли участие во II Всероссийском конкурсе «Здоровым быть здорово»
Работа по формированию первоначальных представлений о здоровом образе жизни – это своего рода фундамент будущего здоровья детей. Поэтому эта работа должна проводиться постоянно и непрерывно как в семье, так и в дошкольном учреждении, т. к. большую часть времени дети проводят с нами.
С целью повышения интереса к здоровому образу жизни планирую вместе со специалистами и родителями продолжать систематическую работу в данном направлении через совместные мероприятия по формированию культуры здоровья у детей, сохранению и укреплению их здоровья, и использование интегрированного подхода в этом направлении
Опыт работы «Формирование привычки к здоровому образу жизни детей дошкольного возраста» «Формирование привычки к здоровому образу жизни детей дошкольного возраста посредством овладения подвижных игр с правилами и народными играми.
Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста В процессе исторического развития неоднократно принимались попытки создания науки о здоровье, здоровом образе жизни. Работы И. И. Мечникова,.
Формирование потребности к здоровому образу жизни воспитанников ДОУ «Формирование потребности к здоровому образу жизни воспитанников ДОУ. » Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным,.
Конспект детско-взрослого образовательного события по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни Конспект детско-взрослого образовательного события по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни на тему: «Мы за здоровый образ жизни».
Консультация для воспитателей «Основы приобщения дошкольников к здоровому образу жизни» «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».
Обобщение опыта работы по теме самообразования «Приобщение детей к здоровому образу жизни» Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательное и ответственное отношение человека к здоровью как к общественной ценности.
Памятка для родителей «Формирование у детей привычки к здоровому образу жизни» Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье,.
Тезисы на городскую педагогическую конференцию «Формирование привычек к здоровому образу жизни» «Формирование привычек к здоровому образу жизни» Чернова Л. В. МБДОУ «Детский сад №68» «Надо жить не для того, чтобы есть, а надо есть для.
Система работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников
Евгения Игоревна
Система работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города
Москвы «Школа № 1194»
КРУГЛЫЙ СТОЛ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОДЕЛИРОВАНИЕ АКТИВНЫХ ВИДОВ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ И СЕМЬИ»
Выступление воспитателя Смирновой Е. И.
«Система работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников»
В последнее десятилетие во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода — это лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника. В связи с этим особенно актуальной становится проблема воспитания заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни.
Система работы с детьми предполагает различные формы, средства и методы формирования представлений о ЗОЖ. Давайте их рассмотрим.
Основными формами работы являются образовательная деятельность, режимные моменты, досуги, спортивные соревнования и праздники.
Во время образовательной деятельности детям сообщают основные сведения о ЗОЖ и закрепляют полученные представления. Так, например, на занятиях по ознакомлению с окружающим миром мы формируем представления детей о человеке как живом существе, его организме и здоровье; о влиянии различных факторов на здоровье и образ жизни человека; о здоровом образе жизни; о поведении человека, способствующем здоровью и здоровому образу жизни.
На занятиях по ознакомлению с окружающим миром экологической направленности и практических занятиях формируют представления дошкольников об условиях, необходимых человеку для жизни; о взаимосвязи здоровья человека и окружающей среды.
Занятия по изобразительной деятельности следует направлять на реализацию продуктивной деятельности дошкольников, способствующей выражению их представлений о ЗОЖ в рисунках, аппликациях, поделках из пластилина, теста, глины.
На музыкальных занятиях у детей формируют представления о значении для ЗОЖ развития творческих возможностей человека.
Но, конечно, наиболее эффективным является приобщение детей к ценностям ЗОЖ в процессе физического воспитания, где в полной мере реализуется потребность в двигательной активности.
В планировании работы мы, как правило, выделяем три основных блока.
1. Специально организованная деятельность;
2. Совместная деятельность взрослого и детей;
3. Свободная самостоятельная деятельность детей;
К специально организованной деятельности относим: утреннюю гимнастику, физкультурные и физкультурно-познавательные досуги, гимнастику после сна.
В своей педагогической практике используем традиционную, ритмическую, игровую, сюжетную («Путешествие в зоопарк», «Мыльные пузыри») гимнастику.
Также мы проводим гимнастику и после дневного сна, цель которой — поднять настроение и мышечный тонус детей. В гимнастику после дневного сна включаем щадящие элементы закаливания, не имеющие противопоказания или ограничения (воздушные ванны, умывания, а также и другие оздоровительные процедуры: дыхательная, пальчиковая гимнастика, профилактика и коррекция осанки, плоскостопия, упражнения для глаз, самомассаж.
Вечернее время предназначено для снятия утомления.Поэтому больше включается мероприятий на расслабление: минутки шалости, радости, минутки музыко- и смехотерапии.
Хочется поподробнее остановиться на организации физкультурно-познавательных досугов, как способе формирования у детей дошкольного возраста ценностного отношения к здоровью. Это форма работы, направленная на передачу педагогом ребенку двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, любознательности, формирование представлений и знаний о пользе занятий физическими упражнениями и играми, самостоятельности, воспитание интереса к активной двигательной деятельности. Структурно процесс формирования ценностного отношения к здоровью и ЗОЖ на физкультурно-познавательном досуге можно представить следующем образом:
Первая часть —рассказ воспитателя или беседа с детьми с обязательным использованием художественного слова: сказка, рассказ или стихотворение по теме (включает в себя чтение произведения, беседа по содержанию (про кого, почему обогнал, как стать сильнее и т. д.)
Вторая часть предусматривает выполнение образных физических упражнений.
Третья часть — подвижная игра.
Четвертая часть — итог. Дети обмениваются впечатлениями, высказывают свое мнение о том, что нового узнали, что еще хотелось бы узнать, и т. д.
На таких познавательных мероприятиях дети получают элементарные базовые знания по гигиене («Подружись с зубной щеткой», по валеологии («Правильная осанка», «Сердце свое сберегу, сам себе помогу»и т. д.).
При совместной деятельности детей и взрослых на занятиях с психологом у детей формируют представления о различных состояниях и чувствах человека, о потребности человека в общении, психологическом комфорте.
При выполнении режимных моментов подразумевается особое распределение времени и чередование различных видов деятельности в течение дня, которые используются для формирования и закрепления у детей культурно-гигиенических навыков, опыта закаливания. Например, во время выполнения санитарно-гигиенических мероприятий создают игровые ситуации «Белые перчатки», «Чистые ладошки скрипят — спасибо говорят» и др. При этом обращают внимание детей на качество выполнения мероприятий и поощряют потребность в них.
Воспитание культурно-гигиенических навыков предусматривает формирование привычки правильно умываться, вытираться, следить за своим внешним видом.
Однако, несмотря на все воспитательные мероприятия, стоит учитывать, что ребенок дошкольного возраста в большинстве случаев нуждается в контроле. Нужно напоминать ребенку о необходимости мыть руки, контролировать его умывание, поощрять его самостоятельность в этих вопросах.
При организации питания. В связи с важностью такого компонента питания, как регулярность, в выходные и праздничные дни родителям рекомендуют придерживаться того же распорядка приема пищи, что и в дошкольном учреждении. Конечно, вполне допустимо отклонение от режима питания, обоснованное, например, выездом на природу, однако и в этом случае прием пищи лучше максимально приближать к привычному времени.
При организации прогулок следует предусмотреть проведение с дошкольниками оздоровительных мероприятий — игр с водой, световоздушных и солнечных ванн в теплое время года, подвижных игр, занятий физической культурой в холодное время года.
Мы поговорили о формах формирования ЗОЖ, теперь вспомним о средствах.
Средствами формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников являются дидактические и сюжетно-ролевые игры, художественная литература, продуктивная и предметно-практическая деятельность.
В сюжетно-ролевых играх «Больница», «Семья» следует формировать у дошкольников поведение, способствующее формированию ЗОЖ, на основе представлений о значении для здоровья проветривания помещения, его влажной уборки, стирки одежды и постельного белья, использования для профилактики заболеваний закаливающих мероприятий, культурно-гигиенических процедур. В игре «Магазин» дети учатся выбирать только те продукты, которые нужны для здорового питания.
Детская художественная литература способствует развитию познавательного интереса к человеку, его здоровью и ЗОЖ. Внимание детей обращают на разнообразие книг, их красочное оформление.
Для формирования представлений дошкольников о ЗОЖ используют наглядные, словесные и практические методы.
Наглядные методы включают наблюдения, демонстрацию, просмотр видеоматериалов, иллюстраций, различные выставки творческих работ.
Непосредственное восприятие объектов, явлений во время наблюдений способствуют развитию у дошкольников восприятия и мыслительной деятельности. Например, наблюдения за ростом растений в комфортных условиях формируют представления о значении для жизни света, тепла и воды. Или наблюдение за состоянием снега около автомобильных дорог и стоянок автомашин способствует формированию представлений о загрязнении окружающей среды в городе автотранспортом.
Демонстрация предполагает показ способов действия в ситуациях, направленных на укрепление здоровья и формирование практических навыков ЗОЖ.
Или участие детей и родителей в выставках творческих работ. Так, например сейчас у нас в дошкольном отделении осуществляется проект детско-родительского творчества «Физкультура и спорт в моей семье»
Помимо наглядных методов мы используем словесные методы, которые включают в себя рассказы педагога, беседы, объяснения. Рассказы и беседы следует направить на сообщение дошкольникам необходимых сведений о здоровье и ЗОЖ, уточнение и систематизацию имеющихся представлений. Беседы можно сопровождать опытами и наблюдениями детей.
Ну и конечно нельзя не сказать о практических методах, которые включают в себя опыты, упражнения, предметно-практическую деятельность, продуктивную деятельность детей. Например, опыты с водой способствуют формированию представлений о свойствах воды растворять различные вещества, и поэтому вода не всегда может быть чистой и пригодной для питья. Опыты с песком помогают закрепить знания детей о свойствах песка, его разновидностях, о применении песка.
Нельзя так же забывать и о роли семьи в формировании ЗОЖ.
Образовательная среда по формированию здорового образа жизни В этом учебном году наш педагогический коллектив поставил перед собой ряд задач. Одна из них : «Формировать навыки здорового образа жизни.
Из опыта работы воспитателя «Деятельность педагога по формированию здорового образа жизни воспитанников» «Деятельность педагога по формированию здорового образа жизни воспитанников». В настоящее время передо мной стоит задача сохранения и укрепления.
Картотека игр по формированию здорового образа жизни «Сложи картинку» Цель: Учить детей из частей составлять целое. Развивать воображение. Ребятам предлагают сложить картинку из частей. На.
Консультация для родителей «Формирование здорового образа жизни у дошкольников: задачи, содержание работы» Консультация для родителей: «Формирование здорового образа жизни у дошкольников» Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента.
Обобщение опыта работы по формированию здорового образа жизни у воспитанников ДОУ В детском саду созданы определенные условия для физического развития и оздоровления детей. Создана необходимая макро и микро среда. В детском.
Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни в средней группе Сентябрь Ребёнок и здоровье 1. Игра- занятие «Помоги Зайке сберечь здоровье» Цель: Формировать у детей первоначальные навыки охраны жизни.
Проект по формированию здорового образа жизни дошкольников Проект «В лес за здоровьем». Федорцова С. А. МБДОУ д/с № 35, воспитатель. I. Актуальность проекта: Известно, что дошкольный возраст является.
Презентация «Рекомендации для родителей по формированию здорового образа жизни у дошкольников старшей группы» Цель: Закрепление представлений о формировании правил здорового образа жизни у детей дошкольного возраста и взаимодействии с родителями.
Опыт работы «Взаимодействие ДОУ и семьи как условие формирования у дошкольников основ здорового образа жизни» Состояние здоровья детей дошкольного возраста является гарантом благополучия общества. По этим причинам проблема сохранения и укрепления.