протестанты праздники какие праздники
Протестантские праздники
Остальные праздники, принадлежащие к так называемым «великим двунадесятым Господним» (по православной терминологии), отмечаются не во всех протестантских церквах. Тем не менее, можно с полным основанием сказать, что протестанты их отмечают с радостью.
Из них выделяются праздники «непереходящие», т.е. с фиксированной датой празднования, и «переходящие», дата которых меняется из года в год, в зависимости от даты празднования Пасхи.
Непереходящие праздники:
25 июня День Аугсбургского вероисповедания (Лютеранский праздник). В этот день лютеранство получило статус официальной религии в Германии, а протестантизм отвоевал в ней право на существование.
29 июня День святых апостолов Петра и Павла. Апостолы Петр и Павел — два столпа христианства. Хотя их характеры и призвания несхожи, но Петр и Павел неизменно дополняют служение друг друга.
21 сентября День апостола и евангелиста Матфея. Согласно Евангелиям, Матфей — мытарь (сборщик налогов), из левитов, который следуя призыву Христа, оставил свою прежнюю жизнь и последовал за Ним и Его учениками.
18 октября День евангелиста Луки. Согласно преданию, Лука был сирийским врачом, из Антиохии, сопровождавшим апостола Павла.
31 октября День Реформации. Отмечается в память о 31 октября 1517 года, когда Мартин Лютер прибил свои знаменитые 95 тезисов к воротам церкви в Виттенберге — событие, считающееся официальным (формальным) началом Реформации в Европе.
Богослужение, таинства и праздники в протестантизме
Отцы-основатели протестантизма начали свою деятельность с отрицания символики традиционных церквей: икон, таинств, пышных богослужений и праздников. Что собой представляет протестантское богослужение? Есть ли сейчас у протестантов таинства, празднуют ли они что-нибудь? Попробуем ответить на эти вопросы.
От редакции: Для лучшего понимания сути протестантизма и многочисленных протестантских деноминаций рекомендуем ознакомиться со статьёй Протестанты: во что они верят и как в них разобраться?
Богослужение
Из чего состоит протестантское богослужение? Из пения церковных гимнов, совместной молитвы, чтения Священного Писания и проповеди.
Есть ли какая-то деноминационная специфика богослужений? Предельно простое богослужение у квакеров. Гимны не поются, не читаются проповеди, нет установленных молитв. Всякий, кто хочет, может говорить, исходя из своего жизненного опыта. Это называется «высказываемая служба», «словесное пастырство».
Пятидесятническое богослужение иногда сопровождается глоссолалией. В ряде американских и латиноамериканских общин харизматического толка в связи с учением о спонтанном действии Святого Духа в церкви на богослужении приняты экспрессивные проявления.
Элементы католической службы сохранились у англикан и лютеран. Так, во время богослужения прихожане сидят на стульях или скамьях, поднимаясь (или иногда опускаясь на колени) лишь во время молитвы или в самые важные моменты литургии. Сохранились свечи, ладан, наличие алтаря.
Регламентировано ли протестантское богослужение? Лютеране и англикане служат по специальным служебникам, в Новоапостольской церкви порядок богослужения определяется высшим церковным руководством. Во всех остальных деноминациях есть сложившийся порядок богослужения, содержание песен и проповедей определяется руководством общины. Принципиально спонтанно богослужение квакеров.
Есть ли иконы у протестантов? Принципиально – нет. Но лютеране и некоторые другие деноминации при этом допускают наличие в церквях картин, фресок и витражей на библейские сюжеты.
Есть ли музыка на протестантском богослужении? У лютеран и англикан на богослужении используется орган, у амишей музыка запрещена. Во всех остальных церквях используются разные музыкальные инструменты.
У ряда евангелических и харизматических общин принято богослужение в стиле рок (иногда – даже в стиле «рэп» и «метал»).
Таинства
Есть ли понятие «таинство» у протестантов? Есть, но оно понимается скорее как просто символическое действие. У квакеров, Армии Спасения, унитариан нет понятия «таинство», а крещение и причастие не обязательны.
Сколько таинств у протестантов? Семь – у англикан, они признают все те же таинства, что православные и католики (крещение, миропомазание, покаяние, причастие, елеосвящение, таинство брака и священства). Три – у Новоапостольской церкви (крещение, запечатление Святым Духом, причастие). Все остальные деноминации признают таинствами крещение и причастие (в ряде случаев – просто символическими действиями, завещанными Христом), а другие церемонии — только обрядами.
Крещение
Кого могут крестить протестанты? Человека, сознательно исповедующего веру во Христа или (в тех церквях, где признают крещение детей) детей верующих родителей.
Крестят ли протестанты детей? Англикане, лютеране, пресвитериане, конгрегационалисты, реформаты, гернгутеры, методисты и Новоапостольская церковь практикуют крещение детей. Гуттериты, баптисты, данкеры, адвентисты, Ученики Христа (Церковь Христа) и пятидесятники признают только крещение взрослых (обычно в 12–18 лет, у гуттеритов – в 20–30 лет). Дети в этих церквях обычно благословляются пастором при рождении, посещают богослужение, но не считаются членами церкви.
Как крестят протестанты? Лютеране, англикане, пресвитериане, меннониты, методисты признают различные формы водного крещения: на практике чаще используют обливание, методисты – окропление. В баптизме, евангельском христианстве, адвентизме, пятидесятничестве, Новоапостольской церкви, у Учеников Христа крещение совершается исключительно полным погружением. У данкеров крещаемый трижды погружается лицом в воду.
Причастие/хлебопреломление
Каково протестантское понимание Тела и Крови Христа? Лютеране и гернгутеры верят в пресуществление, т.е. в реальное присутствие Тела и Крови Христа в хлебе и вине, остальные отвергают это учение, считая хлеб и вино просто символами.
Кто допускается к причастию? Только взрослые члены общины. У англикан в некоторых случаях возможно допущение к причастию детей, не прошедших конфирмацию.
Как совершается причастие у протестантов? Во время богослужения служители раздают хлеб и вино (у методистов, адвентистов, Учеников Христа, в некоторых харизматических общинах вместо вина — виноградный сок).
У амишей и данкеров, а также в ряде баптистских, адвентистских и пятидесятнических общин перед хлебопреломлением совершается обряд омовения ног как элемент Тайной вечери.
Священство
Как понимается священство у протестантов? Главной структурной единицей в протестантизме является община, которой управляет пастор и собрание верующих. Церковные служители считаются простыми делегатами сообщества верующих, все верующие являются носителями священства.
Существует ли при этом церковная иерархия? У квакеров принципиально нет никакого священства. В Армии Спасения нет священнослужителей в строгом смысле этого слова, но есть звания, похожие на военные: генерал (глава Армии Спасения), полковник, майор, капитан, лейтенант, старший сержант, сержант, солдат.
У пресвитериан и конгрегационистов принципиально двухчастная структура (дьякон и пастор/старейшина). У баптистов, методистов, пятидесятников формально трехчастная структура, но епископ понимается скорее как старший пастор, ответственный за определенный регион, чем более высокая степень священства; у Учеников Христа епископ – только руководитель отдельной общины. У лютеран количество иерархических ступеней жестко не регламентировано и зависит от сложившихся традиций: например, трехчастная (епископальная) существует в Швеции, двухчастная – в Северной Америке. У реформатов, англикан, гернгутеров, амишей, унитариан сохраняется трехчастная иерархия (дьякон, священник/пастор, епископ).
Самая развернутая иерархия у Новоапостольской церкви, сохраняющей, впрочем, трехчастную структуру:
• Апостольский сан: первоапостол (руководитель Новоапостольской церкви), окружной апостол и апостол;
• Священнический сан: епископ, окружной старейшина, окружной евангелист,
пастор, общинный евангелист, священник;
• Сан дьякона: дьякон и младший дьякон.
Кто назначает священнослужителей у протестантов? У лютеран, англикан, реформатов, в Новоапостольской церкви священнослужителей рукополагает вышестоящее руководство (в Армии Спасения – присваивает звания). У пресвитериан, конгрегационистов, гуттеритов, амишей, Учеников Христа их рукополагает избравшая их община, у всех остальных, как правило, присутствует сочетание выбора общины и его утверждение через рукоположение вышестоящих священнослужителей.
Как происходит избрание священнослужителя у протестантов? Путем назначения – у тех, где рукополагают вышестоящие, избрания на общинном собрании (и последующего утверждения у вышестоящих при наличии такого требования) – у всех остальных. У амишей, гуттеритов и гернгутеров священнослужители избираются по жребию.
После назначения или избрания о новом священнослужителе торжественно молятся, как правило, с возложением на него рук. У англикан священство считается таинством (см. выше) и совершается по особому чину.
Нужно ли протестантскому священнослужителю специальное образование? У англикан, лютеран, пресвитериан, адвентистов обязательное требование к пастору – учиться в семинарии, в закрытых общинах (гернгутеры, гуттериты, данкеры, амиши) образованием считается знание Священного Писания и опыт проведения совместных молитв, у всех остальных деноминациях богословское образование для священнослужителя желательно. Принципиально не получают богословского образования священнослужители Новоапостольской церкви (по образцу ранней Церкви).
Есть ли у протестантских священнослужителей специальные облачения? У англикан (особенно в т.н. Высокой Церкви) присутствуют облачения, похожие на католические. У лютеран пасторы носят талар (черную мантию) или альбу (белое литургическое одеяние). В Армии Спасения офицеры носят специальную служебную одежду, напоминающую военную форму. В Новоапостольской церкви для священнослужителей обязателен черный костюм. Во всех остальных протестантских деноминациях нет специальной одежды. Но многие пасторы носят рубашку с колларом (специальным воротником с белой полоской или вставкой).
Признается ли у протестантов женское священство? К началу XXI в. многие протестантские церкви признали женское священство: англикане, унитариане, большинство общин Учеников Христа, ряд лютеранских, методистских и пятидесятнических церквей харизматического толка, некоторые пресвитерианские и баптистские объединения. В Армии Спасения офицерские должности одинаково доступны для мужчин и для женщин. У адвентистов седьмого дня женщина может быть дьякониссой. В России женское священство имеется только в ряде харизматических церквей.
Обряды
Есть ли какой-то обряд «закрепления» после крещения, похожий на миропомазание? В некоторых протестантских конфессиях существует обряд конфирмации – публичного исповедания веры (в лютеранстве, англиканстве и реформатстве после крещения, в баптизме, адвентизме и пятидесятничестве — перед крещением). Конфирмацию проводят после катехизации и не раньше достижения сознательного возраста: в 13-14 лет у лютеран, в 14-16 – у англикан. У лютеран и англикан ее организует пастор, у англикан – епископ. В Новоапостольской церкви существует «запечатление Святым Духом» (возложение рук с произнесением молитвы и благословения), похожее по смыслу на таинство миропомазания, совершает его только апостол.
Есть ли исповедь у протестантов? В том или ином виде есть во многих деноминациях, кроме церквей кальвинистской традиции. Обязательна у гернгутеров (перед причастием).
Что собой представляет исповедь? Рассказ о своих грехах пастору или личному наставнику. У методистов практикуется общая исповедь перед причастием. Амиши признают только публичную исповедь в случае тяжкого греха.
Есть ли у протестантов венчание? Благословение жениха и невесты есть в большинстве протестантских деноминаций.
Как проходит венчание? У англикан и лютеран существует особое чинопоследование, которое проводит пастор в церкви. Во всех остальных деноминациях место проведения и форма клятвы – произвольные.
Как проводятся похороны у протестантов? Лютеране и англикане проводят обряд отпевания, во многом похожий на католический. В большинстве протестантских деноминаций не приняты особые ритуальные одеяния для покойного, не предусмотрены какие-либо определенные сроки похорон и похоронные бдения. В гробу умершего кладут на спину, соединяя руки на груди. В гроб не принято класть вместе с покойным символические или личные предметы. Во многих западных общинах разрешена и практикуется кремация.
Церемонию похорон проводит пастор, обычно — в церковном здании. Обряд символизирует передачу души покойного Богу, провозглашая надежду на обязательное воскрешение присутствующим живым. За упокой не молятся.
Праздники
Есть ли у протестантов праздники? Есть у всех, кроме квакеров и адвентистов седьмого дня (они почитают только субботу, другие праздники могут праздновать, но не признают их обязательными).
Какие праздники отмечает большинство протестантов? Рождество Христово, Пасху и Пятидесятницу.
Есть ли специфические протестантские праздники? У англикан сохранились почти все праздники католической церкви, включая дни почитания святых, у лютеран – 1-ое воскресенье адвента, Великий четверг, Страстная пятница, День всех святых (при том, что лютеране не признают почитания святых), День поминовения усопших. Лютеране с XVI в. отмечают День Реформации – 31 октября, вместе с ними его празднуют многие другие деноминации.
Лютеране и баптисты отмечают праздник Жатвы (сентябрь-октябрь). Баптисты и Новоапостольская церковь отмечают День Благодарения. Гернгутеры празднуют день основания своей общины — 1 марта, день обновления общины — 13 августа, день смерти Яна Гуса, которого считают своим основателем — 6 июля.
Сретение Господне в протестантской церкви. Справка
15 февраля 2011 г. в протестантской церкви празднуется Сретение Господне.
«Сретение» значит встреча. Этот праздник отмечается в честь встречи Младенца Христа с благочестивым старцем Симеоном в иерусалимском храме. Традиционно Сретение символизирует собой встречу Старого и Нового Заветов.
По закону Моисееву, все еврейские родители должны были своих первенцев (то есть первых сыновей) на сороковой день после рождения приносить в храм для посвящения Богу. Во исполнение этого закона родители Иосиф и Мария принесли младенца Иисуса в Иерусалимский храм. В этот день по внушению Духа Святого в храм пришел и Симеон, который, по преданию, усомнился, что Спаситель родится от Девы; и тогда явившийся ему Ангел сказал, что он не умрет, пока своими глазами не увидит исполнение этого пророчества.
Протестанты на западе этот праздник практически не празднуют (за исключением лютеран), а в среде российских протестантов он распространен и относится к непереходящим праздникам, т.е. с фиксированной датой празднования.
Западные протестанты празднуют Сретение в один день с католиками (2 февраля).
Отличительной особенностью евангелической лютеранской литургии является традиция отсутствия особенного облачения на пасторах. В дни воспоминания Иисуса Христа лютеране используют белый цвет, за исключением Пятидесятницы (красный). Вместе с тем, литургические цвета римского обряда соблюдаются в убранстве лютеранских храмов в день праздников.
Священник, в белоснежном или пурпурном облачении, читает особые молитвы над восковыми свечами, окропляет их освященной во время Епифании (Богоявления) водой, и раздает присутствующим на богослужении.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Протестанты праздники какие праздники
В основе протестантской обрядности лежит модель описания раннехристианских общин в Священном Писании. Это обязательное посещение храмов для участия в общественном богослужении, приношение в церковь в пользу бедных, возможность проповедовать каждому члену общины и толковать священные тексты. Протестанты утверждали свое право читать и толковать Библию и считали, что первохристиане никогда не запрещали народу читать Библию. Они использовали в богослужении понятный для народа язык, отказались от безбрачия священников, от почитания святых, икон, монашества, культа Богородицы. В протестантизме упростились церковные обряды (из семи таинств признавались только два — крещение и причащение), сократилось количество праздников. Согласно протестантскому вероучению, человек может спастись только личной верой в Христа, а значит обряды и праздники имеют второстепенное значение, при этом сохраняя в определенной степени мистическо-сакральный смысл.
Одна из наиболее распространенных протестантских церквей в Беларуси — церковь евангельских христиан-баптистов, на примере которой мы дадим представление о календаре церковных праздников. У евангельских христиан-баптистов существует свой календарь, большую часть которого составляют праздники, почитаемые всеми христианами. Это праздники, «на которые имеются указания в Священном Писании»: Рождество Христово, Крещение Господнее, Сретение, Вход Господа Иисуса Христа в Иерусалим, или Вербное Воскресенье, Благовещение, Страстной четверг, Светлое Христово Воскресение — Пасха, Вознесение, Троица — Сошествие Святого Духа, Преображение Господнее. Существуют и другие праздники, установленные евангельскими христианами-баптистами или другими протестантскими направлениями: Праздник Жатвы, или Благодарения, День единства. Традиционно верующие встречают с молитвой Новый год.
День единства, который праздновался в последнее воскресенье октября, был установлен Всесоюзным Советом евангельских христиан-баптистов 27 октября 1945 г. в первую годовщину празднования объединения церквей, которые вошли в Союз евангельских христиан-баптистов. Этот праздник должен был укреплять Союз ЕХБ, в который, кроме евангельских христиан и баптистов, входили пятидесятники (1945 г.) и братские меннониты (с 1963 г.). На праздничных богослужениях в этот день особенно подчеркивалась необходимость сохранения единства в рядах Союза ЕХБ. В отчете за 1945 г. уполномоченный по делам религиозных культов по Полесской области констатировал, что «все существующие общества евангельских христиан и баптистов знают о слиянии с пятидесятниками, причем, что характерно, в Мозырском районе общины ЕХБ пытались отпраздновать этот день (День единства) в рабочее время, на что мною не дано было согласия и предложено праздник День слияния перенести на общий выходной день — воскресенье». Однако в начале 1990-х гг. с распадом Всесоюзного Совета евангельских христиан-баптистов с центром в Москве этот праздник в Беларуси больше не отмечается.
В советский период даты церковных праздников объявлялись в календаре, который печатался Союзом ЕХБ. К праздникам Рождества Христова, Пасхи, Троицы, Дня единства и Жатвы президиум Всесоюзного Совета направлял послания в общины. Во время праздника на богослужениях эти послания зачитывались вслух. Через старших пресвитеров Всесоюзный Совет направлял в общины Библии, журнал «Братский вестник», календари, «Сборники духовных песнопений» и другую духовную литературу. Праздничный календарь евангельских христиан-баптистов до начала 1990-х гг. в большинстве общин праздновался по юлианскому календарю — значит совпадал с православными праздниками (исключая некоторые общины Гродненской области).
Праздник Крещения отмечался 19 января 1986 г. в молитвенном доме ЕХБ в Минске. Во время богослужения были прочитаны три проповеди, посвященные описанию и разъяснению евангельских сказаний о крещении Иисуса Христа. Проповедники подчеркивали, что каждый верующий, который желает войти в Царствие Божие, должен пройти через водное крещение, подобно тому, как Иисус был освящен водами Иордана, с целью смыть с себя все грехи человечества. Богослужение было очень торжественным, сопровождалось многоголосым хоровым исполнением религиозных гимнов. Все участники хора были красиво и строго одеты: мужчины в темных костюмах и белых рубашках; женщины — в белых блузках и темных юбках или в белых платьях. В конце богослужения всеми присутствующими был исполнен псалом «Аллилуйя! Аллилуйя!»
Следующим праздником евангельских христиан-баптистов является Вербное воскресенье, или Вход Господний в Иерусалим. Согласно библейскому преданию, жители Иерусалима приветствовали Иисуса Христа пальмовыми ветками. В календаре ЕХБ дается следующая трактовка этого события, которая могла стать основой для праздничной проповеди: «Пальма — символ победы. Пальма также является символом полезности… Она питает, лечит и греет людей. Христос делает нашу жизнь полезной… Пальмовые ветви были отданы людям для прославления Христа… И лучшее, что мы можем сделать в нашей жизни — отдать ее для прославления Христа». Вместо пальмовых веток, по традиции, верующие для украшения стен молитвенного дома и собственного жилья используют вербные прутки, которые отождествляются с пальмой.
Одним из наиболее значительных праздников у евангельских христиан-баптистов и пятидесятников является Пасха — Светлое Христово Воскресение. Праздник отмечается очень торжественно еще и потому, что идея искупительной жертвы Иисуса Христа во имя спасения человечества является одной из важнейших в вероучении ЕХБ. Нередко к праздничным дням приурочен приезд высоких деятелей баптистской и пятидесятнической церквей из разных стран и их выступления с проповедями на пасхальных богослужениях.
Очень торжественно проходили праздничные богослужения на Пасху в общинах евангельских христиан-баптистов и христиан веры евангельской в 1984 г. Предпасхальные богослужения начались в Великий четверг, 19 апреля, обрядом Тайной вечери, после чего молитвенные собрания проводились каждый день до дня Пасхи — 23 апреля. На торжественном воскресном богослужении в городских общинах Беларуси присутствовали до 95 % верующих, в деревнях — от 50 до 75 %, потому что многие верующие выехали на праздник из деревни в город, где и посетили молитвенные дома. Пасхальные молитвенные собрания в крупных городских общинах проходили очень эмоционально и торжественно. В отдельных местах они, по оценке областных уполномоченных по делам религий, напоминали концерты художественной самодеятельности: после проповеди выступали хоры, оркестры, солисты, дуэты. Проповеди в этот день были посвящены библейским рассказам о распятии и воскресении Иисуса Христа.
Следующим праздником ЕХБ является Троица, или Пятидесятница, которая отмечается на пятидесятый день после Пасхи. Согласно новозаветному тексту, этот праздник установлен в честь сошествия Святого Духа на апостолов: «… сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра», и на апостолов сошел Святой Дух: «И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные… И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2: 2–4). Троица является главным праздником у пятидесятников, так как евангельское предание о сошествии Святого Духа на апостолов — учеников Христа на пятидесятый день после воскрешения Иисуса положено в основу вероучения христиан веры евангельской (пятидесятников) и дало название этой протестантской церкви. Отсюда и следует их вера в то, что для настоящего верующего необходимы непосредственная связь с Богом через Святого Духа, а также наличие его даров — «говорения на иных языках» (глоссалалий), дара пророчеств и возможности исцеления от болезней.
В день празднования Троицы 2 июня 1985 г. в молитвенном доме ЕХБ в г. Минске на утреннем богослужении были прочитаны три проповеди, которые перемежались пением псалмов. Смысл проповедей в основном базировался на разъяснении текста Деяний Апостолов. В частности, цитировались и комментировались те места из Нового Завета, в которых описывалось сошествие Святого Духа на апостолов. Минский молитвенный дом не был украшен зелеными растениями в отличие от сельских общин. В проповедях подчеркивалось, что основное значение Троицы — необходимость ученикам Христа нести по всему свету евангельскую весть, что значит — вести активную миссионерскую деятельность.
Следующий большой праздник евангельских христиан-баптистов — праздник Преображения, или Спаса, в основе которого лежит евангельское предание о чудесном преображении Христа в присутствии его учеников. Сущность праздника, согласно баптистскому вероучению, заключается в прославлении Иисуса Христа, его Божественной сущности и сравнении с пророком Моисеем, который удостоился преображения на Синайской горе. Во время празднования Преображения 19 августа 1986 г. на вечернем молитвенном собрании в Минской общине ЕХБ были прочитаны две проповеди, в которых проповедники комментировали соответствующие по смыслу библейские тексты и давали свое понимание праздника. Так, проповедники рассказывали о существовании так называемого духовного преображения каждого верующего, которое происходит на духовной горе — в молитвенном доме. «В каждом человеке, — утверждали они, — существует внутренний человек — духовная сущность, о которой необходимо непрерывно заботиться и усовершенствовать с помощью добрых дел, молитв, покаяний». В этот день верующие приносят в молитвенный дом яблоки, но не освящают их, так как это приношение уже само по себе означает как бы благословение плодов земли Господом и разрешение на их употребление.
У протестантов (и баптистов, и адвентистов, и пятидесятников) существует общий праздник — День Жатвы, который отмечается в разное время, с середины сентября до середины октября. Этот праздник имеет двоякий смысл. С одной стороны, он как бы подводит итоги сбору урожая, и верующие в молитвенный дом приносят плоды урожая и устраивают импровизированную выставку, а также возносят благодарственные молитвы Богу за собранный урожай. С другой стороны, Праздник Жатвы имеет смысл духовной жатвы, которая подводит итоги миссионерской деятельности членов общины за истекший год, так как обязанность «нести повсюду евангельскую весть» является необходимой для каждого верующего.
Из истории церкви известно, что в 1950-х гг. общинам ЕХБ запрещали торжественно отмечать праздники Жатвы, что встречало определенное сопротивление верующих. Так, по указанию религиозного центра Всесоюзного Совета ЕХБ, в 1955 г. Праздник Жатвы был назначен на 31 октября по всей стране. Старший пресвитер ЕХБ по Могилевской области назначил дату его проведения в Белыничской общине на 20 ноября, чтобы «провести дополнительную подготовку к торжественному молитвенному собранию, с устройством общего обеда для всех присутствующих после богослужения». Причина перенесения даты и тщательной подготовки праздника — низкая наведываемость верующих Белыничской общины молитвенных собраний, даже воскресных и праздничных. На праздничное богослужение были приглашены гости из общин ЕХБ Орши и Могилева. В 1958 г. в Могилевской области День Жатвы превратился в день религиозного подъема по всем общинам ЕХБ. Празднование его было проведено не в один день, а растянулось на период с сентября по ноябрь, причем в каждой общине дата была назначена особо, как наиболее торжественное богослужение. На молитвенные собрания были приглашены гости из других общин, а также хоры из общин ЕХБ городов Могилева, Орши, Березино. По окончании торжеств в молитвенных домах устраивалась «общая братская трапеза», на которую приглашались все присутствующие. На протяжении трапезы и после ее окончания устраивались декламации религиозных стихов и пение псалмов.
В праздничную обрядность евангельских христиан-баптистов и пятидесятников входит и обязательное празднование воскресенья, о котором в вероучении ЕХБ сказано: «Мы веруем, что первый день недели был днем, в который Иисус Христос воскрес для оправдания нашего — Мф. 28, 1; Мк. 16, 9; Рим. 4, 25;… Воскресный день как день Господний должен быть днем святого труда для Господа, днем, посвященным пребыванию в молитве, участию в богослужении и проявлению христианской любви в делах милосердия. — Деян. 2, 42…»
Адвентисты празднуют только субботу как свой единственный праздник. Так, историк протестантских церквей ХIХ в. Г. И. Буткевич описывал ритуал празднования адвентистами субботы следующим образом. В пятницу с полудня верующие уже начинали готовиться к празднику (согласно библейским традициям): топили печи и варили еду на вечер пятницы и на весь следующий день субботы. Затем они закрывали печи наглухо и убирали комнаты. Перед заходом солнца, одевшись празднично и взяв Евангелие и сборник своих псалмов, верующие шли в дом, где должно было быть молитвенное собрание. Вечерние молитвенные собрания нередко продолжались до утра, так что многие там и засыпали.
Ритуал субботы был выработан адвентистами уже в ХIХ в. и дошел до нашего времени почти неизменным в основных чертах. Это прежде всего запрет на выполнение всех видов деятельности и работу; приготовление еды накануне — в пятницу, до захода солнца; организация субботних богослужений — утренних и вечерних, хоть и не таких продолжительных, как это было в начале ХХ в. Эти особенности адвентистской обрядности отразились на очень негативном восприятии их в советский период органами власти. Советские власти отрицательно относились к отказу адвентистов работать в субботу. И это несмотря на то, что верующие стремились выполнить эту работу в другой день, работали в две смены и т. д.
Согласно вероучению адвентистов седьмого дня, второе пришествие Иисуса Христа произойдет в седьмой день недели, которым в отличие от других христиан адвентисты признают субботу. Исполняя требование святить субботу, руководство АСД понимает, что современный верующий, особенно в деревне, не может быть полностью освобожден от сельскохозяйственных забот, например по уходу за домашним скотом. Поэтому было предложено размежевать все виды человеческой деятельности на обычный труд (на производстве, семейно-бытовой) и на так называемые добрые дела — оказание помощи больным (во всех видах, начиная с приготовления еды и заканчивая обмыванием тела), кормление домашних животных, птицы и т. д. Верующие считают, что Господь за эти поступки не только не осудит, а наоборот — похвалит.
Кроме субботы, у адвентистов существуют два праздника, которые приурочены к началу и окончанию сельскохозяйственных работ верующих. Это специально приуроченное к периоду посевных работ в апреле-мае торжественное богослужение, во время которого верующие просят Бога благословить будущий урожай. В период с середины сентября до середины октября у адвентистов отмечается День Жатвы, который имеет то же значение, что и аналогичный праздник у евангельских христиан-баптистов.
И адвентисты (в первую субботу каждого месяца), и баптисты (раз в месяц и в дни накануне религиозных праздников) устраивают особые молитвенные посты — временное ограничение в еде в сочетании с молитвами, «что сокрушает сердце перед Богом».
Порядок богослужений, как обычных, так и праздничных, у протестантов не имеет строго установленного канона. Основу богослужений составляет проповедь. Богослужебные собрания, как правило, состоят из чтения Священного Писания и нескольких проповедей (3–4), общецерковных и хоровых песнопений, молитв. Как и в минувшее столетие, в Беларуси в протестантских церквях основу праздничного богослужения составляют проповеди, которые украшены яркими эпитетами и примерами из жизни, множеством цитат из Библии. Богослужения в протестантских церквях происходят от 2 до 6 раз в неделю.
Многие церкви имеют оркестры и хор, в крупных общинах их несколько. Хоры исполняют духовные произведения классиков и современных авторов. Выступления оркестров и чтение (декламация) стихов чаще всего происходят во время праздничных богослужений, юбилейных дат, посвященных церковной истории и юбилеям церквей.
Протестантами всегда уделялось большое внимание музыкальному обрамлению богослужений. Об этом свидетельствуют историки. Они пишут о том, что еще в самом начале своего возникновения в протестантских общинах существовали хоры. Так, в 1912 г. в Гомельской церкви баптистов А. Я. Дубоделов организовал небольшой хор, который пел на богослужебных собраниях. В Витебске сразу же после организации церкви в 1910 г.
Г. К. Шейнгардт создал хор. В знаменитой, одной из старейших общин баптистов в Беларуси — Утевской (в д. Уть Добрушского уезда Могилевской губернии) существовал хор, который состоял из более чем 50 хорошо подготовленных хористов, которыми руководили два регента. В репертуаре протестантских хористов использовались и белорусские мелодии. Например, в Пинской церкви ЕХБ до 1924 г. хористы пели гимны по Пятисборнику на народные мелодии. Деятель баптистского движения в Беларуси Д. Ясько (пресвитер и регент Слонимской церкви) в Гродненской области издал несколько нотных сборников на русском и белорусском языках. Существовали специальные курсы по подготовке регентов. С хористами проводились индивидуальные занятия. В результате богослужения в протестантских церквях, особенно по праздничным и воскресным дням, превратились в торжественные, театрализованные зрелища, что впоследствии станет характерной чертой протестантской обрядности в Беларуси.
В настоящее время в каждой протестантской общине в Беларуси существует хор, достаточно хорошо подготовленный, в том числе и профессиональный. Руководство общин постоянно контролирует мастерство исполнения гимнов и указывает на то, что «необходима постоянная работа над голосом, совершенствование мастерства». Начиная с 1970-х гг. и до настоящего времени для исполнения музыкальных произведений протестантских авторов характерна современная оранжировка, которая сочетается с современными электронными музыкальными инструментами. Во время праздничных богослужений устраиваются и настоящие театрализованные представления — с музыкой, песнями и декламацией стихов. Вся праздничная служба должна вызвать у верующих очень сильные эмоции — чувство сопереживания с жизнью и крестными муками Христа, радости и душевного подъема при размышлении о путях спасения, чему содействует и совместное исполнение гимнов и псалмов.
С начала 1990-х гг. религиозная жизнь белорусских протестантов стала значительно более насыщенной, так как уже не существовало серьезных административных преград для активной деятельности церкви. Это период организации настоящих христианских праздников, в том числе и в домах культуры. Так, в 1992 г. местной баптистской общиной на праздник Благовещения в Глубокском доме культуры был организован праздник. В том же году 16 августа в г. Житковичи Гомельской области местной общиной христиан веры евангельской было проведено евангелизационное богослужение на территории городского стадиона, арендованного церковью, по программе: «Чтение Библии, пение духовных гимнов, призывающих к добру и милосердию, ответы на вопросы».
Праздничный характер имеют крещения современных верующих. Так, 30 июня 1996 г. в Бресте после принятия крещения 40 верующими состоялось торжественное вечернее богослужение: звучали поучения и поздравления с вручением книг и сувениров. В праздники превращаются торжественные освящения новых молитвенных домов. Во время их освящения присутствуют представители руководства протестантских церквей. Так, в июне 1996 г. на освящении нового молитвенного дома в д. Хутор Гомельской области присутствовали председатель А. И. Фирисюк и старший пресвитер по Гомельской области А. Н. Рачковский. В мае 1999 г. произошло торжественное освящение молитвенного дома «Свет Евангелия» в г. Минске. На праздник было приглашено много гостей. С утра зазвучали трубы духового оркестра в холле нового Дома молитвы. Был исполнен гимн «Великий Бог». По окончании гостей пригласили на праздничный обед.
В течение 2003 г. в Беларуси прошли праздничные мероприятия, посвященные 450-летию Реформации. Первая юбилейная конференция, на которой присутствовали представители большинства протестантских церквей, состоялась 4 апреля в Минске. 450-летие Реформации в Беларуси отмечалось такими мероприятиями, как совместные молитвы, концерты, театрализованные представления, теологические диспуты. Одно из финальных мероприятий было проведено 25 октября 2003 г. в церкви евангельских христиан-баптистов «Свет Евангелия». В торжественном вечере, посвященном 450-летию Реформации на белорусской земле, приняли участие представители других протестантских церквей (христиан веры евангельской, Церкви полного Евангелия, адвентистов седьмого дня), а также гости из дипломатического корпуса и депутаты белорусского парламента. Праздник начался совместной молитвой глав основных протестантских объединений Беларуси (на белорусском языке), затем состоялись концерт хористов церкви, театрализованное представление, посвященное истории реформационного движения в Беларуси.