mooc что это в образовании

Что такое MOOC (Массовые открытые онлайн курсы)

Одной из последних инноваций в образовании стала возможность дистанционного обучения посредством электронных курсов в режиме онлайн.

Переход обучения в интернет-плоскость начался в 2000-х годах в связи с появлением открытых интернет-курсов, когда известные мировые университеты начали выкладывать в свободный доступ записанные лекции. Спрос на подобные образовательные услуги оказался крайне велик, и уже в 2008 году сформировалась принципиально новая методика образования под названием МООК (Массовые Открытые Онлайн Курсы; англ. MOOC – Massive Open Online Course).

Что такое MOOC?

mooc что это в образовании

Аббревиатура MOOC состоит из четырех отдельных терминов.

Что отличает MOOC от прочих курсов онлайн обучения, а также от традиционных способов получения образования?

MOOC – это не просто дистанционные курсы образования, это отдельная методика обучения, включающая в себя большой комплекс разнообразной деятельности. И как и у каждой методики, MOOC имеет свои достоинства и недостатки.

Достоинства онлайн обучения и MOOC

mooc что это в образовании

Вопреки распространенному заблуждению, онлайн обучение не означает отсутствия обратной связи со студентом. Напротив, MOOC предполагает наличие многочисленных каналов коммуникации с преподавателем-ведущим курса, а также с остальными слушателями.

Студенты имеют возможность организовать сообщество по текущему онлайн курсу, где они будут не только делиться знаниями друг с другом, но и выступать в роли проверяющих. Обычно каждый участник дистанционного образовательного курса должен проверить работы нескольких студентов. В свою очередь, его работа также будет проверена несколькими слушателями. Таким образом, формируется группа из слушателей, заинтересованных в тематике курса и своем профессиональном развитии в обозначенной области. Каждый участник получает уникальный шанс расширить свое представление о выбранном предмете и завести интересные и полезные знакомства, получив информацию «из первых рук».

Быстрая обратная связь и оценка.

После сдачи работ студенты получают оценку своих знаний практически мгновенно. При этом, каждый получатель онлайн образования имеет возможность пересдать экзамен или переписать тест.

Лучшие преподаватели мира.

Онлайн обучение проводится преподавателями самой высокой квалификации из самых известных мировых университетов. И каждый студент дистанционного курса имеет возможность пообщаться с ведущим лично.

Бесплатное онлайн обучение.

Сам термин «open», зашифрованный в названии MOOC, означает «бесплатный», или условно бесплатный. Как правило, за само прослушивание курса и участие в заданиях оплата не взимается. Однако, даже при её наличии, расходы на MOOC-курс несравнимы с расходами на очное обучение, и представляют собой символическую плату.

Рынок труда развивается быстрыми темпами. Уже давно появились и стали востребованы специальности, которым до сих пор не обучают в обычных университетах. Курсы, проводимые в режиме онлайн, способны реагировать на изменения рынка молниеносно, предоставляя обучающие программы на злобу дня.

Структурированная подача материала.

Современные средства связи позволяют оптимизировать подачу информации, сделав ее лаконичной и удобной к восприятию. Короткие видеоролики гораздо лучше принимаются слушателями, чем, к примеру, длинная лекция. Огромный поток повествования, объединенный заданной курсом темой, делится на короткие и хорошо усвояемые порции знаний.

Свободный график обучения.

Каждый курс ограничен временными рамками, в которых студент может составить удобный для себя график обучения. Лекцию можно посмотреть позже, или пересмотреть несколько раз, если тема непонятна. Домашнее задание также выполняется в любой удобный промежуток времени и в любом темпе.

Смешанная система онлайн обучения.

Процесс дистанционного обучения предполагает использование самых разных материалов. Дистанционные курсы образования MOOC не ограничены видеороликами, они дополняются ссылками на различные источники: текстовые документы, аудиофайлы, обсуждения на форумах и в соц. сетях. Такая система не только повышает восприятие материала, но и развивает способность у слушателей ориентироваться в потоке информации и самостоятельно добывать нужные знания.

Недостатки онлайн обучения и MOOC

mooc что это в образовании

Система MOOC нацелена на получение знаний исключительно по инициативе слушателя, и предполагает высокую степень самоконтроля и мотивации. Поэтому к недостаткам онлайн образования можно отнести:

Самостоятельное освоение учебного материала.

Задача дистанционного образовательного курса – снабдить слушателя всей необходимой информацией для ее самостоятельного освоения. Если в случае с очным образованием студент после лекции или даже в процессе ее чтения может обратиться напрямую к преподавателю, то в рамках MOOC данная функция ограничена. Один ведущий не в состоянии ответить на вопросы тысячи слушателей.

Отсутствие тотального контроля за выполнением заданий.

Источник

Почему МООК — тупиковая ветвь онлайн-образования?

Почему студенты регистрируются на онлайн-программы и не заканчивают их? Почему не возвращаются после одного пройденного курса? Есть ли альтернативы массовым открытым онлайн-курсам? Делимся опытом команды Zavtra.Online, подразделением SkillFactory по работе с вузами.

МООК, они же MOOC, Massive Open Online Courses — это интерактивные образовательные курсы, доступные широкой аудитории онлайн. Каждый студент получает комплект видеолекций, текстовых конспектов, домашних заданий и тестов. И работает с ними самостоятельно. Прослушав курс и изучив информацию, участники таких программ, как правило, сдают итоговый экзамен. Именно по этой схеме работает большинство онлайн-курсов — хотя исследования раз за разом показывают, что такое обучение неэффективно.

В этом тексте мы, команда Zavtra.Online, расскажем, опираясь на научные исследования, о том, почему МООК не работают. И о новой системе, которая придет им на смену — исходя из собственного опыта по организации онлайн-программ. Важной частью этой системы мы считаем запуск отдела сопровождения студентов. И расскажем, как сами его выстроили в онлайн-магистратуре «Наука о данных» Zavtra.Online и НИТУ МИСиС, и как обойти подводные камни, которые возникают в процессе.

Набирать популярность МООК начали еще в 2012 году. Проанализировать эффективность этого подхода решили Джастин Райх и Хосе Руиперез-Вальенте, исследователи MIT, изучив статистику крупнейших образовательных платформ Coursera и edX и других образовательных программ и проанализировав данные с 2012 по 2018 год.

И вот какие проблемы МООК они обозначили:

● Эти курсы не удерживают внимание студентов

Среди студентов, начавших проходить бесплатные курсы, в среднем доводят их до конца только 4%. Даже платные программы завершают не все: в 2017-2018 годах сделали это только 46 % учащихся.

● Пройдя один курс такого формата, студенты не приходят на новый

Возвращаются к формату, по оценкам на 2016-2017 годы, всего семь процентов опробовавших его.

● Они не делают образование более демократичным или доступным

Онлайн-программы должны были дать доступ к престижному образованию тем, кто по разным причинам, в том числе финансовым или географическим, не мог себе его позволить. Но среди студентов онлайн-программ престижных школ 70 процентов по-прежнему составляют жители «богатых» стран. Из развивающихся же — всего 1,43 процента студентов.

● И в целом не меняют и не развивают систему образования

Они поддерживают уже существующие системы и образовательные организации. Но не дают того нового взгляда и нового подхода, которого от них ждали.

Последние два пункта — тема для отдельной беседы о путях развития EdTech как индустрии. Пока сосредоточимся на первых двух. Почему же студенты программ МООК не заканчивают обучение, даже оплатив его? Почему не возвращаются после прохождения одного курса?

МООК удобны для самих образовательных институций и для преподавателей — достаточно один раз записать курс, информацию не нужно повторять, не требуется личное присутствие. Но на удобство для студентов этот формат не ориентирован. Теоретически МООК должны облегчить им жизнь: можно заниматься из любой точки мира, самому строить стратегию обучения. Но на практике студенты просто оказываются брошены со всем объемом информации один на один. Такие курсы требуют очень высокого уровня самоорганизации, развитых soft skills — без этого пройти программу просто невозможно. А организаторам, в свою очередь, сложно следить за реальным прогрессом студентов, оценить их вовлеченность и мотивацию, вовремя поддержать.

Чтобы учеба в онлайн-формате была эффективна, показывает наш опыт, не обойтись без отдела сопровождения для студентов.

Мы постоянно проводим опросы среди студентов онлайн-магистратуры по Data Science. И делаем выводы из их ответов. Один из ключевых вопросов — что делает образовательный опыт более комфортным для вас? Часто студенты говорят, что очень важна возможность быстро получать ответы на возникающие в ходе работы вопросы. Все их можно разделить на три основных группы. Первая — вопросы обо всем, что касается самого образовательного процесса: расписаний, сроков, учебных планов и так далее. Вторая — о сложностях с недостатком времени или дисциплины. И, наконец, третья — затруднения с решением задач.

Когда студенты не получают быстрой обратной связи и помощи, они теряют запал и мотивацию учиться. Отдел сопровождения мы создавали, чтобы обеспечить системную оперативную поддержку студентам. Главные роли в нем играют эксперты курсов и кураторы студенческих групп.

Эксперты курсов — это специалисты, которые разбираются в темах учебных дисциплин. Они помогают студентам, если у тех возникают трудности в академических вопросах. Эксперты не выдают готовых верных ответов, а подталкивают учеников к пониманию темы. Их задача — дать комментарии по представленному решению, указать на недочеты, подсказать, на что обратить внимание. Также эксперты следят и за исправлением технических ошибок с нашей стороны, связываясь с авторами заданий и верстальщиками.

Кураторы студенческих групп решают вопросы из первых двух блоков. Они знают всё о своей группе студентов, информируют их о новых задачах и других изменениях, поддерживают в учебном процессе, если видят падение мотивации. Чтобы понимать, насколько успешно куратор взаимодействует с группой, мы опять же проводим опросы — каждую неделю. Респонденты могут не только оценить работу куратора по шкале классического NPS, но и оставить комментарий-характеристику. Часто достаточно и одного слова, чтобы уловить настроение студента.

Источник

Массовый открытый онлайн-курс

Массовый открытый онлайн-курс (massive open online course, MOOC) — вид дистанционных образовательных программ, предполагающий неограниченное число участников и открытый доступ через интернет.

М — massive (массовый). Большее (по крайней мере, на порядок) по сравнению с обычными дистанционными программами число участников; фактически численность участников курса в МООС никак не ограничивается.

О — open (открытый). Происходит в пространстве, доступном для любого участника; без ограничений чтения, просмотра, рефлексии и комментариев; процедура регистрации также доступна без ограничений для любого желающего; в базовых элементах курсы бесплатны для участников, но может взиматься плата за выдачу сертификатов об окончании, отбор и трудоустройство выпускников и т. п.

O — online (онлайн). Курс полностью проводится в дистанционном формате в сети интернет; используются как асинхронные (например, самостоятельное изучение материалов), так и синхронные (например, вебинары) методы электронного обучения (e-learning).

С — course (курс). Обладает всеми характеристиками курса: преподаватели и участники, учебные материалы, даты начала и окончания, в том числе отдельных модулей и иных событий внутри курса; предполагает наличие обязательных элементов контроля (текущего и итогового) результатов обучения; ряд университетов перезачитывают прохождение МООСs в своих образовательных программах; трудоемкость может выражаться в зачетных единицах.

Xарактеристики качественного MOOC

1. Мультимедийность и курирование контента — содержание курса передано в различных медийных форматах и видах цифрового контента; контент проходит тщательный отбор, для того чтобы соответствовать конкретным задачам.

2. Социальная коллаборация и вклад участников во взаимное обучение. Взаимодействие не ограничено учебной платформой, но может осуществляться в форумах, чатах, блогах, социальных сетях и т. п.

3. Географическая распределенность участников, притом что контент курса содержится в одном месте, доступном из любой точки мира.

4. Интерактивность во взаимодействии учащихся с преподавателем и контентом.

5. Единые требования «на выходе», жесткое расписание программы, полное прохождение курса как необходимое условие получения сертификата об окончании.

6. Непрерывный, многомодульный (состоящий из многих частей, сессий) опыт обучения.

7. Смесь асинхронного (в собственном ритме обучающегося), синхронного (в ритме всего потока) и основанного на когортах (в ритме отдельных групп внутри потока) электронного обучения.

8. Мотивация участников обучения с использованием всех доступных преимуществ современных технологий и подходов обучения (геймификация, микрообучение и т. д.).

Виды MOOCs

Экспертные MOOCs (expert MOOCs или xMOOCs) — наиболее распространенный тип MOOC, в котором курс ведет преподаватель (или группа преподавателей) по определенному учебному плану. Преподаватель выступает как экспертный провайдер знаний, а взаимодействие слушателей друг с другом ограничивается помощью в каких-то сложных вопросах, выполнением небольших совместных заданий, перекрестной оценкой работ друг друга. Цель курса — приобретение знаний и умений, определенных программой.

Коннективистские MOOCs (connectivist MOOCs или — cMOOCs) — строятся на взаимодействии обучающихся друг с другом для поиска ответов на учебные вопросы и/или коллаборации по совместным проектам. Цель курса — развитие совместных практик, приобретение нового знания и разделяемого участниками обучения понимания.

Наиболее известные MOOC-платформы

Coursera — крупнейшая коммерческая образовательная платформа, основана в 2012 году профессорами Стэнфордского университета Эндрю Ыном и Дафной Коллер.

edX — некоммерческая образовательная платформа, создана в 2012 году Массачусетским технологическим институтом и Гарвардским университетом.

Udacity — коммерческая образовательная платформа, основана в 2012 году Себастьяном Труном, Дэвидом Ставенсом и Майклом Сокольски.

Открытое образование — образовательная платформа, созданная Ассоциацией «Национальная платформа открытого образования», учрежденной ведущими российскими университетами: МГУ им. М.В. Ломоносова, СПбПУ, СПбГУ, НИТУ «МИСиС», НИУ ВШЭ, МФТИ, УрФУ и Университет ИТМО.

Модификации и альтернативы MOOCs

В зависимости от целевой аудитории

BOOC (big open online course) — большой открытый онлайн-курс. То же, что и МООС, но с меньшим количеством участников (обычно 50–60).

SOOC (selectively open online course) — выборочно открытый онлайн-курс. Это МООС, имеющий вступительные требования (барьеры) неконкурсного характера, чтобы уменьшить «немотивированное разнообразие» участников. В качестве такого требования может быть подтверждение какой-либо компетенции (прохождение вступительного теста) или наличие какой-либо квалификации (к примеру, наличие диплома по какой-либо специальности) и т. п. Логика таких ограничений в том, что более однородная целевая аудитория курса будет лучше способствовать коллаборации участников и улучшит результаты обучения.

СООС (corporate open online course) — корпоративный открытый онлайн-курс. Это MOOC, ограниченный целевой аудиторией компании.

SPOC (small private online course) — малый закрытый онлайн-курс; MCOC (massive closed online course) — массовый закрытый онлайн-курс. Курсы, предлагаемые конкретной целевой аудитории с четкой процедурой зачисления на программу и формирования групп, изучающих этот курс.

TORQUE (tiny, open-with-restrictions courses, focused on quality and efectiveness) — маленький, открытый c ограничениями онлайн-курс, сфокусированный на качестве и эффективности. Онлайн-курс, первоначально созданный для ограниченной аудитории отдельной образовательной организации, но впоследствии открытый для большей аудитории. В образовательной организации освоение такого курса рассматривается как пререквизит для изучения какой-либо дисциплины, либо как инструмент распространения знаний вовне.

В зависимости от дизайна и способа реализации

DOCC (distributed collaborative online course) — распределенный коллаборативный онлайн-курс. Обучающее решение, ограниченное группами студентов разных вузов. Организуется и проводится каждым вузом для своих студентов самостоятельно, содержание курса для всех одинаковое, а студенты разных вузов взаимодействуют друг с другом онлайн.

POOC (personalized open online course) — индивидуализированный открытый онлайн-курс. Виды избирательных открытых онлайн-курсов (SOOC) с гибкими технологиями управления содержанием и темпом изучения материала, «подстраивающихся» под когнитивную восприимчивость слушателей и их конкретное поведение.

S-POC (self-paced online course) — онлайн-курс самообучения. Онлайн-курс, предполагающий высокую степень гибкости, при которой обучающийся сам выбирает темп изучения и раздел курса, с которого он хочет начать обучение.

Примеры использования MOOC 1

«Банковское дело и финансы» от Корпоративного университета Сбербанка на платформе Coursera

Курс разработан Школой финансов Корпоративного университета Сбербанка совместно с Департаментом финансов Сбербанка. Его цель — дать широкой аудитории представление о том, как функционирует банковская система.

Целевая аудитория — внешние пользователи, прежде всего студенты партнерских магистерских программ. Курс включает:

135 теоретических лекций, подготовленных преподавателями Школы финансов Корпоративного университета Сбербанка совместно с Департаментом финансов Сбербанка.

5 гостевых лекций-интервью лидеров банка, которые комментируют наиболее интересные события банковской сферы за последние несколько лет. Задача этого блока — дать практическую информацию по системе работы банка и по актуальным вопросам банковских финансов.

Более 50 тестовых вопросов.

Практические кейсы, которые являются единицей итогового контроля.

«Машинное обучение» от Корпоративного университета Сбербанка на платформе Coursera

Курс разработан Школой риск-менеджмента Корпоративного университета Сбербанка совместно с Департаментом финансов Сбербанка в 2019 г. Его цель — рассказать слушателям о том, как различные инструменты машинного обучения используют в банковском секторе.

Источник

Онлайн-образование. История, текущее положение дел. MOOC-платформы

MOOC – massive open online courses (массовые открытые онлайн-курсы). По своей сути, это адаптация академического материала к особенностям дистанционного обучения. С помощью использования программного обеспечения, MOOC платформы добавляют интерактивность в онлайн обучение. Теперь у пользователя есть возможность просматривать лекции, писать проверочные работы, общаться с одногруппниками и преподавателями, не выходя из дома. Сам термин “ MOOC ” появился в 2008 году. В то время это была чисто академическая тема, о которой знали немногие. А на рубеже 2011-2012 годов случился прорыв, когда сразу начали появляться многочисленные проекты в данном формате. Все пошло, как считается, из Стэнфордского университета, где задумали курс по искусственному интеллекту, и на него записалось около 160 тыс. человек. И после этого МООКи стали стремительно развиваться.

Давайте попробуем копнуть глубже и разобраться во всех плюсах и минусах онлайн-образования. Взглянем на современную модель классического высшего образования. После окончания школы, перед 17-18 летним абитуриентом встаёт выбор, который зачастую определяет его профессиональное будущее. Не самый простой выбор для человека, который только что окончил школу и не имеет за спиной совершенно никакого опыта. Проведя минимальный анализ высших учебных заведений нашей страны, а в большинстве случаев просто ткнув пальцем в небо, мы выбираем ВУЗ, в котором проведём ближайшие 4-6 лет. Так себе перспектива… Если ещё учесть тот факт, что учебные планы там меняются раз в 10 лет, и всё обучение проходит по стандартной схеме: семестр сидишь, слушаешь лекции, а во время сессии зубришь сутками и сдаёшь экзамены. Ничего особо не меняется уже много-много лет. Кто-то скажет, что ничего менять и не надо,наша система образования всегда была самой сильной! Но мир меняется, рынок трудоустройства вместе с ним и необходимо адаптироваться под этот процесс.

МООК платформы вряд ли вытеснят классическую систему образования, но они могут стать хорошим помощником в решении многих проблем:

Время.

Как уже упоминалось ранее, классическое обучение длится долго: от 4 до 6 лет. Программа формируется вузом, курсы продолжительны по времени, мы получаем стандартный диплом. В MOOC все по-другому: короткие курсы, которые пользователь выбирает сам.

Цена.

В большинстве своём, высшее профессиональное образование в мире платное, и суммы в этой сфере немаленькие. Рейтинговое агентство «Эксперт РА» оценило в 2014 году вузы с самой высокой стоимостью платного образования: “Средняя стоимость обучения составила от 213 тыс. до 344,5 тыс. рублей. Впереди — Высшая школа экономики, МГИМО, МГУ (более 300 тыс.). Затем МИРБИС, университет «Горный», ВАВТ Минэкономразвития, РЭУ им. Плеханова, МГЮА и РАНХиГС (от 213,5 тыс. до 286,7 тыс.).”

По стоимости образования, Россия ещё считается бюджетным вариантом. МООКи, в свою очередь, предлагают суммы в несколько десятков раз меньше.

Ведение статистики

В отличие от оффлайн-образования, у онлайн-образования есть значительный плюс: его можно измерить. MOOC-платформы собирают данные о поведении и успехах студентов. Их анализ приводит нас к лучшему пониманию того, как люди учатся. Вероятно, в будущем, мы будем наблюдать процесс улучшения качества онлайн-образования аналогично тому, как наблюдали процесс улучшения качества поиска в интернете последние 15 лет.

Рынок труда беспрерывно меняется

Разные вузы.

На мой взгляд, плюсы на лицо, но ложка дёгтя всё же присутствует. Народ пока не доверяет сертификатам онлайн-курсов. Необходимо выдвигать онлайн-образование на государственный уровень, чтобы решить эту проблему. Помимо психологического фактора, есть и другие. Онлайн обмануть легче, чем оффлайн. Нельзя быть до конца уверенным, что именно этот человек прошёл все курсы и прошёл их честно, без списываний. Контролировать сложно, но и с этими проблемами стараются бороться. Некоторые системы пытаются учитывать манеру набора текста на клавиатуре – это считается индивидуальной характеристикой пользователя, практически как почерк. Суть в том, что направление МООКов ещё очень молодо, и недоработок пока много, но специалисты уверены, что если активно развивать эту отрасль, мы получим отличные результаты. Если у вас возникло желание опробовать онлайн-образование, то вы можете начать с одного из 3-ёх гигантов индустрии:

mooc что это в образовании

Самая крупная платформа по числу курсов (543) и зарегистрированных студентов (5 591 000). Имеет дело только с топовыми вузами США и мира. В России действует, в том числе через «Цифровой Октябрь». Активно использует технологию взаимного оценивания однокурсниками (peer-assessment system). Суть технологии заключается в том, что после окончательной отправки финальной работы, скажем, эссе, студенту предлагается, по конкретному алгоритму, анонимно оценить несколько работ своих товарищей, а также свою собственную работу. Финальный балл определяется как средняя величина от всех оценок.

mooc что это в образовании

Быстрорастущий двойник Coursera. Сохраняет прошедшие курсы доступными в виде архивов и не упирает на систему взаимного оценивания одногруппниками. ЕdX поощряет развитие локальных образовательных платформ, держа свое программное обеспечение в свободном доступе.

mooc что это в образовании

Также на сайте https://www.class-central.com/ можно найти единое онлайн-расписание для большинства МООков (не только 3-ёх вышеперечисленных) и анонсы новых курсов.

Мысли в слух

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *