lucid dream что это
Как управлять сновидениями: научный подход
Об осознанных сновидениях — когда тело спит, а мозг бодрствует — много пишут эзотерики. Это измененное состояние сознания, при котором человек может управлять сюжетом снов.
Лишь в 1975 году эту известную с древности практику изучили в лаборатории сна. С тех пор ученые проделали около 40 экспериментов, связанных с осознанными сновидениями, но доля участников, которые добились нужного эффекта, была небольшой — от 3 до 13 %.
Дэнхольм Аспи, психолог из Аделаидского университета в Австралии, и трое его коллег вновь подступились к непростой для науки загадке. Они пригласили 169 добровольцев от 18 до 75 лет, чтобы проверить разные техники осознанности.
По одной из них, в течение дня нужно спрашивать себя «не сплю ли я?» и убеждаться в реальности происходящего, по другой — через пять часов сна просыпаться, а после полного пробуждения снова ложиться в кровать.
Однако лучшей техникой исследователи назвали мнемоническую индукцию осознанных сновидений (MILD). Этот метод придумал в 70-х годах американский психофизиолог Стивен Лаберж. Вот инструкция для тех, кто хочет попробовать (и не испытывает проблем со сном):
Больше половины участников, которые выполняли эти упражнения, увидели хотя бы одно осознанное сновидение уже в первую неделю эксперимента. При этом было важно не количество повторений «мантры», а то, насколько быстро человеку удавалось после нее уснуть. Чем быстрее, тем эффективнее.
Ученые не наблюдали у испытуемых нарушений сна. По их словам, овладеть этой техникой полезно — особенно тем, кто страдает от кошмаров.
Представьте, что в сцене погони вы не еле-еле волочите ноги, а смело оборачиваетесь, и уже противник бежит от вас наутек.
Однако осознанный сон не дает полного расслабления, поэтому перед экспериментом важно поспать те самые пять часов.
lucid dream
Смотреть что такое «lucid dream» в других словарях:
Lucid dream — A lucid dream is a dream in which one is aware that one is dreaming. The term was coined by the Dutch psychiatrist and writer Frederik (Willem) van Eeden (1860–1932).[1] In a lucid dream, the dreamer can actively participate in and manipulate… … Wikipedia
lucid dream — noun A dream in which one is conscious that one is dreaming as the dream is occurring. James had a lucid dream on Saturday, and he was able to control its aspects … Wiktionary
Lucid Dream — Ein Klartraum oder auch luzider Traum (von lat. lūcēre „hell“, „scheinen“, „lichtvoll“) ist ein Traum, in dem der Träumer sich bewusst ist, dass er träumt. Die Theorie des luziden Träumens geht davon aus, dass sowohl das bewusste Träumen als auch … Deutsch Wikipedia
pre-lucid dream — A term introduced in or shortly before 1968 by the British author Celia Elizabeth Green (b. 1935) to denote a *dream state during which the dreamer starts to wonder whether he or she is really awake, and may or may not come to the correct… … Dictionary of Hallucinations
Pre-lucid dream — A pre lucid dream is one in which the dreamer considers the question, Am I asleep and dreaming? The dreamer may or may not come to the correct conclusion. Such experiences are liable to occur to people who are deliberately cultivating lucid… … Wikipedia
Lucid living — is a way of life called by analogy with its dreamtime counterpart lucid dreaming. Practitioners of lucid living consider normal waking time experience to be an unreal dream, something like false awakening in a lucid dream.The lucid living mindset … Wikipedia
Dream world (plot device) — Dream world (also called dream realm or illusory realm) is a commonly used plot device in fictional works, most notably in science fiction and fantasy fiction. The use of a dream world creates a situation whereby a character (or group of… … Wikipedia
Dream incubation — is a practiced technique of learning to plant a seed in the mind, in order for a specific dream topic to occur, either for recreation or to attempt to solve a problem. For example, a person might go to bed repeating to themselves that they will… … Wikipedia
Dream yoga — Part of a series on Tibetan Buddhism … Wikipedia
Обзор Lucid Dream. По ту сторону «Я»
Адвенчура Lucid Dream была разработана польской студией Dali Games и вышла 8 октября 2018 года. В игре присутствует русский язык (только субтитры, оригинальная озвучка отсутствует также)
В Lucid Dream мы играем за очень несчастную девочку Люси. Её мечта – ясна и чиста, она желает видеть счастливой свою мать, но сделать это ей мешает её собственная болезнь, нарушившая восприятие невинной девочки. Девочка невинна, потому что она не подписывала по-настоящему никаких договоров именно с дьяволом, не давала никаких обещаний именно этой личности, та личность, которая в игре ей предложила договор и была обозначена онейромантом (толкователем сновидений), являлась в реальности.
Девочка не признаёт психиатра. Слишком τυφλός психически.
Большинство заявит, что играли в игры подобного типа, будет рассказывать о своём опыте игры в первую «Эдну». Чуть меньшее большинство, романтизирующее шизофрению, не ведающее о непростых тяготах серой жизни мало значащего для общества инвалида, будет говорить о «Фрэн Боу», авторском проекте художницы Натальи Фигероа и программиста-музаканта Исаака Мартинсона, её мужа (их дуэт, кстати, расширился до небольшой группы, а их новая игра называется « Фигероино горе » Little Misfortune ). Меньшинство вспомнит оригинальную «Алису» Макги.
Cюжет игры, всё, что происходит в игре, отсылки в сюрреалистическом мире осознанных сновидений будут понятны почти каждому, наверное, образованному взрослому. Само имя Люси произошло от слова Lux, то есть «Свет». Так как Люси будет иметь дело с неким онейромантом, предложившим договор, легко предположить, почему было выбрано именно такое имя для главной героини – ради богатых ассоциаций, на мой взгляд.
По сюжету игры сознание Люси стремится отдыхать после очень большой пережитой стрессовой ситуации. Девочка именно поэтому видит очень своеобразные, самобытные сновидения. Сюжет игры перекликается с The Last Day of June, Figment. Все три игры, включая Lucid Dream – предупреждают об очевидном, о чём знает даже последний охламон (здесь от слова οχλος ). Но происшествия всё равно случаются: трасса место очень опасное.
Психиатр не заменит близкого, но арт-терапия способна помочь
Сознание девочки Люси восстанавливается благодаря снам. Во снах же искривляется весь опыт, знания, память девочки, принимая странные образы и облики, подчас макабрические, не сулящие ничего доброго и хорошего. Последствия для человеческого сознания постшоковой, стрессовой ситуации именно такие. Ведь девочка ещё лишена возможности ходить и не может вспомнить лицо своего отца (частичный привет Финну из Blackwood Crossing).
Так как у девочки нарушено восприятие, она может путать реальность и сон. Во сне мать, согласно подсознательным реакциям ребёнка, очень огорчена, а ребёнок страстно желает помочь ей восстановить настроение, желает увидеть её улыбку.
Сны преломляют реальный опыт ребёнка, опыт бодрствования. В игре уровни полны сюрреалистичных сцен, в одном из уровней с Люси заговорит сам Дали, которого в игре назвали безумцем.
В целом, в игре сюрреализма больше, чем в той же игре My Brother Rabbit (тоже от поляков, но из города За́бже, а не Вроцлава), но я бы ни в коем случае не рекомендовал вам в Lucid Dream играть с ребёнком, ребёнка лучше держать подальше от таких игр, иначе они, возможно, начнут романтизировать пребывание в психоневрологическом диспансере. Ни тюрьма, ни ПНД не подходят для воспевания детьми.
Игра Lucid Dream никоим образом не занимается подобным. Более того – в конце игры даётся игроку намёк, что врач-психиатр будет периодически навещать девочку. Ведь она на учёте.
Игра Lucid Dream даётся психологически сложнее, чем The Whispered World. Поскольку вы с самого начала знаете, за кого вы играете – за девчушку в инвалидной коляске, изредка просыпающуюся для того, чтобы поесть, например, для отправления нужд тела и т.д. The Whispered World приветствует вас в совсем другом настроении.
Подсознание Люси стремится вновь обрести нижние, подвижные части тела, ноги. Во сне она может даже летать.
Порой мир снов так может засосать, что не захочется уходить из него. Но мир снов никоим образом не замена реальности, даже для инвалида – более того, сны для таких как Люси – место опасностей (как и трасса, в прошлом).
В игре это показано, но не так ярко как хотелось бы. Самое страшное это принять сон, галлюцинацию за реальность. Lucid Dream эту тему обыграла более мягко, в отличие от игры Fran Bow.
Красота в глазах смотрящего
Вы уже могли взглянуть на трейлеры и скриншоты игры Lucid Dream, оценить несколько локаций, сам образ героини Люси. В игре есть отсылки не только на ставшего попсовым Дали.
Один уровень мне напомнил работы Гигера. В игре присутствуют отсылки также к древнегреческим историям, творчеству авторов Ренессанса. Засветились Богини Исида и Тара.
Большинство уровней наполнены символами, которые довольно легко считываются и доступны для понимания. Гигеровский уровень также полон глаз, которые могут служить символом страха. Омматофобией страдают не только шизофреники, верящие в сглаз, который мог бы послужить причиной болезни, по их больному мнению. Глаз – символ паранойи, страха преследования, страха проклятий. В игре глаза символизируют боязнь инвалидности. Девочка в столь юном возрасте, естественно, очень боится быть не у дел, быть калекой, чья жизнь поломана, а удача утрачена.
Ах, какое блаженство!
Игра очень насыщенная, как вы могли уже понять. И головоломки есть почти на любой вкус. Даже популярную тему управления временем игра Lucid Dream не обошла стороной, обыграв её по-своему. В игре три уровня сложности, я играл на последнем, и помощь мне понадобилась 2-3 раза (много, мог бы не лениться, да). Игра потребует от вас внимательности, небольшой усидчивости (длится Lucid Dream от силы 1,5-3 часа).
СОДЕРЖАНИЕ
Этимология
Ван Иден придумал названия для семи различных типов снов, которые он видел, на основе собранных им данных:
Он сказал, что седьмой тип, осознанные сновидения, «наиболее интересен и заслуживает самого внимательного наблюдения и изучения».
История
Древний
Ранние упоминания об этом явлении также встречаются в древнегреческой письменности. Например, философ Аристотель писал: «Часто, когда кто-то спит, в сознании есть что-то, что заявляет, что то, что тогда представляет себя, является всего лишь сном». Тем временем врач Гален из Пергама использовал осознанные сновидения как форму терапии. Кроме того, в письме, написанном святым Августином Гиппопотамским в 415 году нашей эры, рассказывается история сновидца, доктора Геннадия, и говорится об осознанных сновидениях.
17-го века
Самуэль Пепис в своей дневниковой записи от 15 августа 1665 года записывает сон, в котором говорится: «Я держал на руках мою леди Каслмейн, и мне было разрешено использовать с ней все, что я хотел, а затем мне приснилось, что это не может быть пробуждением, но что это это был только сон ».
19 век
В 1867 году французский синолог Мари-Жан-Леон, маркиз д’Эрви де Сен-Дени анонимно опубликовал « Les Rêves et Les Moyens de Les Diriger»; Наблюдения Pratiques («Сны и способы их управления; практические наблюдения»), в которых он описывает свой собственный опыт осознанных сновидений и предполагает, что каждый может научиться сновидению осознанно.
20 век
Научное исследование
В 1975 году у доктора Кейта Херна возникла идея использовать природу быстрых движений глаз (REM), чтобы позволить сновидцу посылать сообщение прямо из сна в бодрствующий мир. Работая с опытным осознанным сновидцем (Алан Уорсли), ему в конце концов удалось записать (с помощью электроокулограммы или EOG) заранее определенный набор движений глаз, сигнализируемых из осознанного сновидения Уорсли. Это произошло около 8 часов утра 12 апреля 1975 года. Эксперимент Хирна с EOG был официально признан благодаря публикации в журнале Общества психических исследований. Осознанные сновидения были впоследствии исследованы, когда сновидящих просили выполнять заранее определенные физические реакции во время сновидения, включая сигналы движения глаз.
Используя электроэнцефалографию (ЭЭГ) и другие полисомнографические измерения, Лаберж и другие показали, что осознанные сновидения начинаются в стадии быстрого движения глаз (REM) сна. Лаберж также предполагает, что у осознанных сновидцев наблюдается повышенная активность мозговых волн в полосе частот бета-1 (13–19 Гц), следовательно, повышенная активность теменных долей делает осознанные сновидения сознательным процессом.
Двусторонняя связь
Команды ученых-когнитивистов установили двустороннюю связь в реальном времени с людьми, находящимися в осознанном сновидении. Во время сна они могли сознательно общаться с экспериментаторами с помощью движений глаз или сигналов лицевых мышц, понимать сложные вопросы и использовать рабочую память. Такие интерактивные осознанные сновидения могут стать новым подходом к научному исследованию состояния сна и могут иметь приложения для обучения и творчества.
Альтернативные теории
Определение
Пол Толи заложил эпистемологическую основу для исследования осознанных сновидений, предложив семь различных условий ясности, которые должны выполняться сновидением, чтобы его можно было определить как осознанное сновидение:
Позже, в 1992 году, в исследовании Дейрдре Барретт было исследовано, содержат ли осознанные сновидения четыре « следствия » осознанности :
Барретт обнаружил, что менее четверти отчетливых отчетов демонстрирует все четыре.
Впоследствии Стивен Лаберж изучил распространенность способности контролировать сценарий сновидения среди осознанных сновидений и обнаружил, что, хотя контроль сновидения и осознание сновидения взаимосвязаны, ни одно из них не требует другого. Лаберж обнаружил сны, в которых одно ясно проявляется без способности к другому; Кроме того, в некоторых снах, где сновидец ясен и осознает, что может осуществлять контроль, он предпочитает просто наблюдать.
Распространенность и частота
В 2016 году метааналитическое исследование, проведенное Дэвидом Сондерсом и его коллегами по 34 исследованиям осознанных сновидений за период в 50 лет, показало, что 55% объединенной выборки из 24 282 человек утверждали, что испытывали осознанные сновидения по крайней мере один или более раз в их время жизни. Кроме того, из тех, кто заявил, что они действительно испытывали осознанные сновидения, примерно 23% сообщили, что видели их регулярно, не реже одного раза в месяц. В исследовании 2004 г., посвященном частоте и личности осознанных сновидений, была продемонстрирована умеренная корреляция между частотой сновидений и частотой осознанных сновидений. Некоторые осознанные сновидцы также сообщали, что кошмары являются спусковым механизмом для осознанности сновидений. Предыдущие исследования показали, что осознанные сновидения чаще встречаются у подростков, чем у взрослых.
Муц и Джавади также заявили, что, продолжая изучать осознанные сновидения, ученые могли бы больше узнать о различных типах сознания, которые в другое время сложнее разделить и исследовать.
Предлагаемые приложения
Лечение кошмаров
Было высказано предположение, что тем, кто страдает от кошмаров, может пригодиться способность осознавать, что они действительно спят. Пилотное исследование, проведенное в 2006 году, показало, что терапия осознанными сновидениями успешно снижает частоту сновидений. Это лечение состояло из ознакомления с идеей, овладения техникой и упражнений на просветление. Было неясно, какие аспекты лечения были ответственны за успешное преодоление кошмаров, хотя лечение в целом было признано успешным.
Психотерапевты применяют осознанные сновидения как часть терапии. Исследования показали, что с помощью осознанного сна можно облегчить повторяющиеся кошмары. Неясно, связано ли это облегчение с осознанием или способностью изменять сам сон. В исследовании 2006 года, проведенном Виктором Спормакером и Ван ден Бутом, оценивалась эффективность лечения осознанными сновидениями (LDT) у людей, страдающих хроническими кошмарами. LDT состоит из упражнений на раскрытие, мастерство и ясность ума. Результаты лечения осознанными сновидениями показали, что частота кошмаров в группах лечения уменьшилась. В другом исследовании Spoormaker, Van den Bout и Meijer (2003) изучали лечение кошмаров с помощью осознанных сновидений, тестируя восемь субъектов, которые прошли индивидуальный часовой сеанс, состоящий из упражнений на осознанные сновидения. Результаты исследования показали, что частота кошмаров уменьшилась, а качество сна немного повысилось.
Креативность
В популярной культуре
Риски
Хотя осознанные сновидения могут быть полезны для многих аспектов жизни, были высказаны предположения о некоторых рисках. Те, у кого никогда не было осознанного сновидения, могут не понимать, что происходит, когда они впервые переживают это. Это может привести к тому, что эти люди будут испытывать множество различных эмоций, поскольку они проходят через совершенно новый психологический опыт. Могут возникнуть чувства стресса, беспокойства или замешательства. С другой стороны, чувство расширения возможностей также может возникнуть, когда они поймут, что теперь они контролируют свои мечты. Люди, которые регулярно сталкиваются с осознанными сновидениями, могут начать чувствовать себя изолированными от других из-за того, что у них разные переживания, когда дело доходит до сновидений. Кому-то, кто борется с определенными психическими заболеваниями, может быть трудно отличить реальность от реальной мечты.
Долгосрочные риски, связанные с осознанными сновидениями, тщательно не изучались.
Обзор Lucid Dream
Одним из таких проектов стала адвенчура Lucid Dream, от независимой студии Dali Games, вышедшая в октябре 2018-го. Эта игра вполне стандартна для жанра Point and Click. Здесь вас ждет огромное множество самых разнообразных головоломок, которые вам придется преодолеть вместе с главной героиней игры – девочкой, по имени Люси.
История Люси далека от идеала. Девочка прикована к инвалидному креслу. Но не это её беспокоит её больше всего, а то что её мама несчастна. Всем сердцем Люси желает матери счастья, но мало чем может её помочь. Хотя все же один путь к счастью есть – сны девочки. Во снах Люси способна не только ходить, но и летать. Через эти самые сны, она отправится в самые фантастичные миры, где встретит удивительных персонажей, чтобы найти счастье, для себя и для мамы. В целом, сюжет Lucid Dream весьма незамысловат и предсказуем, но это не отменяет того, что он весьма интересен и способен вызывать эмоции, пускай и не всегда положительные. История, рассказанная в Lucid Dream печальна и тяжела.
Как уже писалось выше, Lucid Dream – классический представитель жанра Point and Click Adventure. Так что готовьтесь решать головоломки. Очень много головоломок. По сути, вся игра — это вереница различных загадок, между которыми будут происходить небольшие диалоги между Люси и встреченными ею персонажами игры. Иногда, для решения головоломок хватит простого логического мышления, а иногда придется проявлять всю свою креативность, так как здравую логику можно встретить далеко не везде. Сами загадки будут варьироваться от очень простеньких, до невероятно сложных. И вы определенно на долго запомните загадку с порталами. Если придется трудно, в игре предусмотрена система подсказок. Но работает она мягко говоря странно.
Также на нашем сайте вы можете ознакомиться с прохождением Lucid Dream.