какой памятник культуры был создан в 16 веке
Культура. Архитектура периода образования централизованного государства (14-16 вв.)Памятники
Культура. Памятники архитектуры 14-16 вв.
Новгородский каменный Кремль.1302
Москва. Белокаменный Кремль при Дмитрии Донском, 1367
Храм Алексеевского монастыря в Угличе, 1371
Ферапонтов монастырь 1397г. Вологодская область.
Свято-Пафнутьев Боровский монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Основан монастырь в 1448. Калужская область.
Иосифо-Волоцкий монастырь, основан в 1479, Московская область.
Успенский собор Московского Кремля. А.Фиораванти, 1475-1479
Благовещенский собор Московского Кремля. Русские мастера Кривцов и Мышкин 1484-1489
Церковь Ризоположения. Москва. Домовой храм митрополитов. 1484-1498
Грановитая палата, Пьетро Антонио Салари и Марком Фрязиным.1487-1491.
Колокольня Ивана Великого, Москва, Бонон Фрязин, 1505-1508
Успенский собор в Дмитрове, построен между 1507-1533.
Тульский Кремль, 1514
Стены Московского Кремля (20 башен), 1516
Крепость в Нижнем Новгороде, Кремль 1508-1515
Церковь Вознесения в Коломенском, 1532
Китай-город, Угловая башня, вторя линия Московского Кремля, Петрок Малый, 1535-1538
Храм Василия Блаженного. Москва.1555-1561
Храм Николы в Мясниках (Никольская церковь) Сер.16 в.
Белый город, третья линия Московского Кремля, Фёдор Конь, 1591-1592
Смоленский Кремль. Ф.Конь, 1595-1602
Какой памятник культуры был создан в 16 веке
Какие из приведённых памятников культуры были созданы в XVI в.? Выберите два памятника культуры и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) «Хожение за три моря»;
2) «История о великом князе Московском»;
3) «Слово о законе и благодати»
Создателем какого из приведённых памятников культуры является митрополит Иларион? Укажите порядковый номер этого памятника культуры.
1) «Хожение за три моря» — А. Никитин;
2) «История о великом князе Московском» — А. Курбский;
3) «Слово о законе и благодати» — митрополит Иларион;
4) Церковь Покрова на Нерли — построена по инициативе А. Боголюбского;
5) Храм Василия Блаженного — Барма и Постник;
1) «Хожение за три моря» — XV век;
2) «История о великом князе Московском» — XVI век;
3) «Слово о законе и благодати» — XI век;
4) Церковь Покрова на Нерли — XII век;
5) Храм Василия Блаженного — XVI век;
Какие из приведённых памятников культуры были созданы в XVI в.? Выберите два памятника культуры и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) исторический роман (повесть) «Капитанская дочка»
2) «Русская Правда» Ярослава Мудрого
Создателем какого из приведённых памятников культуры является протопоп Сильвестр? Укажите порядковый номер этого памятника культуры.
1) исторический роман (повесть) «Капитанская дочка» — А.С. Пушкин;
2) «Русская Правда» Ярослава Мудрого — возможно Ярослав Мудрый;
3) «Домострой» — автор протопоп Сильвестр;
4) Церковь Покрова на Нерли — построена по инициативе А. Боголюбского;
5) Храм Василия Блаженного — Барма и Постник;
1) исторический роман (повесть) «Капитанская дочка» — XIX век;
2) «Русская Правда» — XI век;
3) «Домострой» — XVI век;
4) Церковь Покрова на Нерли — XII век;
5) Храм Василия Блаженного — XVI век;
Какие из приведённых памятников культуры были созданы в XVII в.? Выберите два памятника культуры и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) «Сказание о князьях Владимирских»
3) «Синопсис, или Краткое описание о начале русского народа»
Создателем какого из приведённых памятников культуры является Симон Ушаков? Укажите порядковый номер этого памятника культуры.
1) «Сказание о князьях Владимирских» — автор неизвестен;
2) «Домострой» — автор протопоп Сильвестр;
3) «Синопсис, или Краткое описание о начале русского народа» — Иннокентий Гизель;
4) Собор Василия Блаженного (Покрова, что на Рву) — Барма и Постник;
5) Спас Нерукотворный — Симон Ушаков.
1) «Сказание о князьях Владимирских» — XVI век.
2) «Домострой» — XVI век.
3) «Синопсис, или Краткое описание о начале русского народа» — XVII век.
4) Собор Василия Блаженного (Покрова, что на Рву) — XVI век.
5) Спас Нерукотворный (Симон Ушаков) — XVII век.
Какие из приведённых памятников культуры были созданы в XVI в.? Выберите два памятника культуры и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
2) «Остромирово Евангелие»
3) «Великие Четьи-Минеи»
Создателем какого из приведённых памятников культуры является Макарий? Укажите порядковый номер этого памятника культуры.
1) «Задонщина» — автор неизвестен;
2) «Остромирово Евангелие» — автор неизвестен;
3) «Великие Четьи-Минеи» — Макарий;
4) Собор Василия Блаженного (Покрова, что на Рву) — Барма и Постник;
5) Спас Нерукотворный — Симон Ушаков.
1) «Задонщина» — XIV век;
2) «Остромирово Евангелие» — XI век;
3) «Великие Четьи-Минеи» — XVI век;
4) Собор Василия Блаженного (Покрова, что на Рву) — XVI век.
5) Спас Нерукотворный (Симон Ушаков) — XVII век.
Какие из приведённых памятников культуры были созданы в XVIII в.? Выберите два памятника культуры и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Повесть «Путешествие из Петербурга в Москву»
2) Первая печатная датированная книга «Апостол»
Создателем какого из приведённых памятников культуры является А.Н. Радищев? Укажите порядковый номер этого памятника культуры.
1) Повесть «Путешествие из Петербурга в Москву» — А.Н. Радищев;
2) Первая печатная датированная книга «Апостол» — И. Федоров;
3) Журнал «Трутень» — издатель Н.И. Новиков;
4) Церковь Покрова в Филях — Яков Бухвостов или Петр Потапов;
5) Церковь Вознесения в Коломенском — Пётр Фрязин или Петрок Малой.
1) Повесть «Путешествие из Петербурга в Москву» — XVIII век;
2) Первая печатная датированная книга «Апостол» — XVI век;
3) Журнал «Трутень» — XVIII век;
4) Церковь Покрова в Филях — XVII век;
5) Церковь Вознесения в Коломенском — XVI век.
Какой памятник культуры был создан в 16 веке
Какие из приведённых памятников культуры были созданы в XVI в.? Выберите два памятника культуры и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Ознакомьтесь с приведённым перечнем и изображениями памятников культуры и выполните задания 6, 7.
1) «Сказание о князьях Владимирских»
2) «Калязинская челобитная»
Создателем какого из приведённых памятников культуры был Симон Ушаков? Укажите порядковый номер этого памятника культуры.
Симон Ушаков написал Спас Нерукотворный.
Какие из приведённых памятников культуры были созданы в XVII в.? Выберите два памятника культуры и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) «Сказание о князьях Владимирских» — XVI век.
2) «Калязинская челобитная» — XVII век.
3) Собор Василия Блаженного (Покрова, что на Рву) — XVI век.
4) Спас Нерукотворный (Симон Ушаков) — XVII век.
1) «Сказание о князьях Владимирских» — XVI век.
2) «Калязинская челобитная» — XVII век.
3) Собор Василия Блаженного (Покрова, что на Рву) — XVI век.
4) Спас Нерукотворный (Симон Ушаков) — XVII век.
Какие из приведённых памятников культуры были созданы в XVII в.? Выберите два памятника культуры и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Ознакомьтесь с приведённым перечнем и изображениями памятников культуры и выполните задания 6, 7.
1) «Сказание о князьях Владимирских»
2) «Калязинская челобитная»
Какие из приведённых памятников культуры были созданы в XVI в.? Выберите два памятника культуры и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) «Сказание о князьях Владимирских» — XVI век.
2) «Калязинская челобитная» — XVII век.
3) Собор Василия Блаженного (Покрова, что на Рву) — XVI век.
4) Спас Нерукотворный (Симон Ушаков) — XVII век.
Создателем какого из приведённых памятников культуры был Симон Ушаков? Укажите порядковый номер этого памятника культуры.
Симон Ушаков написал Спас Нерукотворный.
1) «Сказание о князьях Владимирских» — XVI век.
2) «Калязинская челобитная» — XVII век.
3) Собор Василия Блаженного (Покрова, что на Рву) — XVI век.
4) Спас Нерукотворный (Симон Ушаков) — XVII век.
Какие из приведённых памятников культуры были созданы в XVI в.? Выберите два памятника культуры и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Ознакомьтесь с приведённым перечнем и изображениями памятников культуры и выполните задания 6, 7.
2) Икона-картина «Церковь воинствующая»
Создателем какого из приведённых памятников культуры был Андрей Чохов? Укажите порядковый номер этого памятника культуры.
Андрей Чохов был создателем Царь−пушки.
Какие из приведённых памятников культуры были созданы в XVII в.? Выберите два памятника культуры и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Царь−пушка (XVI век)
2) Икона-картина «Церковь воинствующая» (XVI век)
3) Парсуна с изображением Федора Иоанновича (XVII век)
4) Икона «Древо Государства Российского» («Похвала Владимирской иконе Божией Матери») (XVII век)
1) Царь−пушка (XVI век)
2) Икона-картина «Церковь воинствующая» (XVI век)
3) Парсуна с изображением Федора Иоанновича (XVII век)
4) Икона «Древо Государства Российского» («Похвала Владимирской иконе Божией Матери») (XVII век)
Какие из приведённых памятников культуры были созданы в XVII в.? Выберите два памятника культуры и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Ознакомьтесь с приведённым перечнем и изображениями памятников культуры и выполните задания 6, 7.
2) Икона-картина «Церковь воинствующая»
Какие из приведённых памятников культуры были созданы в XVI в.? Выберите два памятника культуры и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Царь−пушка (XVI век)
2) Икона-картина «Церковь воинствующая» (XVI век)
3) Парсуна с изображением Федора Иоанновича (XVII век)
4) Икона «Древо Государства Российского» («Похвала Владимирской иконе Божией Матери») (XVII век)
Архитектурные памятники XVI-XVII веков
ГЛАВНОЕ
В истории Москвы были времена становления и испытаний, войн и пожаров, из-за которых город не раз менял облик. Грандиозный пожар наполеоновской войны 1812 года, бомбардировки Второй мировой, безжалостные к истории градостроительные реконструкции советской и постсоветской эпох. Лишь немногие строения старше XVII века сохранились до наших дней, и поэтому обладают особой ценностью – как живые свидетели событий прошлого и бесценные образцы стародавнего зодчества. Среди них — кремлевские соборы, древние монастыри и храмы, старинные боярские и купеческие каменные палаты.
Век шестнадцатый
Московский Кремль (Москва, Кремль)
В начале XVI века московский великий князь и государь Иван III затеял перестройку Кремля, продолжавшуюся более века. Кремль тогда полностью стал каменным, удивляя друзей и недругов своей красотой и неприступностью: стены крепости толщиной до 5 метров достигали высоты 8-17 метров, замкнув периметр треугольной формы протяжённостью 2270 метров. Именно таким мы и видим Кремль сегодня: его охраняют три угловые башни и по шесть башен с узкими бойницами на каждой из трёх сторон периметра. В этой исторической крепости располагаются сегодня самые популярные музеи Москвы – Оружейная палата и открытые для посещения великолепные музеи-соборы.
Колокольня Иван Великий (Кремль, Соборная площадь)
В 1505 году было начато возведение архитектурного шедевра XVI столетия – башни-колокольни Иван Великий, названной в честь св.Ивана Лествичника. Великий князь Василий III в те же годы распорядился и о строительстве в Кремле Архангельского собора: это творение легендарного итальянского мастера Алевиза стало не только храмом, но и усыпальницей великих князей и царей. Сегодня в колокольне Иван Великий располагается музей архитектуры московского Кремля.
Китайгородская стена (Никольская ул., 17, стр. 20)
В 1538 году Москва обрела ещё одну защищённую территорию – к угловым башням Кремля пристроили Китайгородскую стену. Сейчас от неё остались лишь фрагменты (на площади Революции и близ станции метро «Китай-город»), напоминающие о некогда шумной энергичной жизни великого посада — Китай-города. В 1934-м году стены, мешавшие движению транспорта, безжалостно разобрали. Но то, что осталось, является удивительным памятником средневековой русской фортификации.
Палаты бояр Романовых (ул. Варварка, дом 10).
Эти палаты, построенные на исходе XVI века, принадлежали к величественной усадьбе бояр Романовых. Она была построена не позднее 1597 года, поскольку обозначена на самом первом плане Москвы. Предание гласит, что родоначальник будущей царской династии, Михаил Фёдорович Романов, появился на свет именно здесь – 12 июля 1596 года. Здание в его исконном состоянии мы увидеть не сможем, так как за почти шесть веков его перестраивали. Зато глубокий белокаменный подвал сохранился таким же, каким был при первых владельцах, а проведенные реконструкции палат были весьма бережными и соблюдающими архитектурные традиции XVI века.
Церковь Зачатия Анны, что в Углу (Москворецкая набережная, д. 3)
Действующий храм, один из старейших в Москве, в своём нынешнем виде существует с XVI века. Своим обликом он обязан мастерству архитектора Л. Давида, реставрировавшего эту церковь после Великой Отечественной войны. В летописях храм Зачатия Анны впервые упоминается в связи с пожаром 1493 года, не пощадившим деревянное строение. Считается, что каменная церковь на этом месте могла быть построена в 1547-м году, но достоверно упоминается лишь в Переписной книге 1626 года. Храм не раз перестраивался в XVII – XIX веках, приобретя южный и северный приделы в честь великомученика Мины Котуанского и великомученицы Екатерины. В 1920-м году церковь Зачатия Анны была закрыта большевиками и использовалась как административное помещение. Русской Православной церкви храм был возвращен в 1994-м году.
Церковь Вознесения в Коломенском (проспект Андропова, д. 39/1)
Величественное здание церкви, возведённое по распоряжению великого князя Василия III, связывают с именем итальянского зодчего Алевиза Нового. В 1532 году к небесам устремился высокий безапсидный храм: открытые паперти, несколько крылец, белоснежные стены и шатёр – настоящее произведение искусства! Церковь Вознесения, входящая в комплекс музея-заповедника «Коломенское», в наши дни открыта для посещения. Богослужения в ней не проводятся, а в подклете (подвальной части) церкви постоянно действует выставка «Тайны церкви Вознесения».
Храм Василия Блаженного, или Покровский собор (Красная площадь, 2)
У Покровского собора, сооружённого на Красной площади в честь взятия Казани Иваном Грозным, есть более известное, но более позднее название – храм Василия Блаженного. На строительство храма ушло шесть лет, и в 1560 году у стен московского Кремля появился собор невиданной красы. Храм представляет собой единый ансамбль, состоящий из девяти церквей и колокольни на едином фундаменте. Он знаменит на весь мир своими многоцветными куполами и шатрами, переплетающимися арками и сводами, удивительно изящной росписью. Этот символ столицы России особенно популярен у туристов. В воскресные дни и на второй день Светлой Седмицы в Пасху в нём совершаются богослужения, а в остальное время храм открыт для посещений как музей.
Архангельский собор (Кремль, Соборная площадь)
Великолепный храм 1505-1508 года постройки, творение итальянского архитектора Алевиза Нового, находится на том самом месте, где с XIII века стоял деревянный Архангельский собор. Этот храм — один из самых величественных архитектурных и исторических памятников России. В пятиглавом каменном соборе, декорированном белым камнем, одновременно «звучат» мотивы итальянского стиля эпохи Возрождения и древнерусского церковного зодчества. Строгий горделивый храм, место паломничества туристов и верующих, уникален и тем, что здесь захоронены великие русские князья и цари – от Ивана Калиты (ум. 1340 г.) до императора Петра II (ум. 1730 г.). Архангельский собор открыт для посещений как музей, а на Радоницу (день поминовения усопших) и в престольный праздник в нём совершаются богослужения.
Собор Петра Митрополита (ул. Петровка, дом 28)
Еще одно творение Алевиза Нового – первый каменный храм Высоко-Петровского монастыря Москвы, построенный в 1514 – 1517 годах. До маэстро Нового на Руси таких церквей не возводили: над нижним ярусом с его восьмью «лепестками» возвышается восьмигранная башня со шлемовидной главой. Собор Петра Митрополита преобразил архитектурный облик монашеской обители, история которой началась почти на два века раньше. В наши дни собор является действующим храмом.
Век семнадцатый
Братские кельи Высоко-Петровского монастыря (Москва, улица Петровка, дом 28)
Мужской Высоко-Петровский монастырь по летописным источникам известен с 1317 года. Его каменные братские кельи были построены намного позже – в их архитектуре заметно влияние светского зодчества конца XVII века. В Москве монастырских келий подобного рода больше нет. Их мирской вид предположительно связан с тем, что обитель находилась под попечительством бояр Нарышкиных, к роду которых принадлежала мать царя Петра I. В этот монастырь после бунта 1682 года был сослан дед будущего царя, Кирилл Нарышкин. Отсюда и родилась версия, что корпус с монастырскими кельями построили на средства его семьи для наиболее удобного пребывания родовитого заключенного. Сегодня братские кельи – часть действующего Высоко-петровского монастыря и используются по своему назначению.
Трапезная Аптекарского приказа (пер. Староваганьковский, дом 25)
Из всего комплекса построек, в которых располагались службы Аптекарского государева приказа, учреждённого в XVII веке, сохранилась до наших дней только трапезная. Исходная палата со временем была перестроена (к ней добавили верхний этаж), но ранняя история трапезной хорошо просматривается в фрагментах внешнего декора, в том числе в оконных наличниках на двором фасаде. С середины XX века трапезная Аптекарского монастыря является филиалом Музея архитектуры имени А. В. Щусева.
Гранатный двор (Москва, улица Спиридоновка, дом 3/5)
У Гранатного двора, где некогда изготавливались артиллерийские снаряды для царской армии, непростая история. Впервые построенный в XVI веке у Никитских ворот, в следующем столетии Гранатный двор «переехал» к Симонову монастырю, где сгорел в пожаре 1712 года. Затем обосновался на Васильевском лугу близ Кремля, а после снова оказался у Симонова монастыря. Следы первого Гранатного двора отыскались на улице Спиридоновка, и специалисты отреставрировали неплохо сохранившееся здание. Сегодня его занимает Объединение декораторов интерьеров.
Палаты Аверкия Кириллова (Берсеневская набережная, д. 20)
У Москвы-реки, на современном полуострове фабрики «Красный Октябрь», еще с XVII века красуется уникальный частный дом – палаты думного дьяка А. Кириллова. Аверкия Стефановича, богатого купца и крупного государственного деятеля, постигла злая участь: он был жестоко убит во время стрелецкого бунта 1682 года как человек, близкий к гонимым боярам Нарышкиным. Новым владельцем палат стал дьяк Оружейной палаты А. Курбатов. Под его руководством в 1703-1711 годах здание было перестроено в стиле петровской эпохи. С 1941 года в нём располагается Российский институт культурологии.
Палаты гостей Сверчковых (Сверчков пер., д. 8, стр. 3)
Эти пышные палаты были построены на исходе XVI столетия и совершенствовались в XVII веке. Хозяином их был богатый купец И. Сверчков, прославивший себя щедрым взносом в строительство Успенской церкви на Покровке. Этот храм безжалостно снесли в 1936-м году. Палатам же повезло – они сохранились и донесли жилую планировку тех далеких лет до наших дней. Массивность, основательность, оригинальный декор – явные достоинства этого памятника архитектуры. Сегодня здание занимает Государственный Российский Дом народного творчества.
Палаты Симона Ушакова (Ипатьевский пер., д. 12, стр. 1)
Сегодня эти палаты почти неприметны из-за окружающих построек. Но их историческая ценность не утрачена – в них обитал знаменитый иконописец Симон Ушаков. Построены палаты были в 1650-1670 годах купцом И. Чулковым. Ушаков получил это здание для устройства в нём иконописной мастерской в 1673-м году.
Каменный двухэтажный дом, выстроенный по красной линии улицы, сохранил исходную планировку с широкими сенями, разделяющими комнаты, подклетом и оригинальными сводами. В наши дни здесь располагается Центр по обеспечению деятельности Казначейства России.
Палаты Титова в Кадашевской слободе (1-й Кадашёвский пер., д. 10, стр. 2)
Здание в посадском стиле, украшающее Кадашевскую слободу, построено благодаря думному дьяку Семёну Титову. За свои заслуги перед царём Алексеем Михайловичем этот господин был пожалован собственным двором в Замоскворечье. Особняк был построен во второй половине XVII века, затем совершенствовался, а заключительную перестройку пережил в 1760-м году. В начале XX века палаты изменили своё назначение и стали доходным домом на десять квартир. В 1975-м году за палаты Титова взялись реставраторы, и сегодня они выглядят так, как это было характерно для середины XVIII века. В здании находятся офисы коммерческих организаций.
Палаты провинциал-фискала Арасланова ( Брюсов пер., д. 1)
Палаты Григория Арасланова, построенные в XVII веке, позже были перестроены: в начале XIX века к ним пристроили новое здание, выходящее на улицу Большая Никитская. В 1860-м году палаты утратили большую часть своего оригинального декора – лишь арки первого этажа напоминали о былой истории. Спустя много лет, в 1990-м, во время очередного ремонта под штукатуркой мастера обнаружили фронтоны наличников древних палат. Это побудило архитекторов провести полную реставрацию. Сегодня фасад здания восстановлен полностью — таким, каким он радовал своих прежних владельцев в XVII веке. Палаты являются памятником архитектуры федерального значения.
Палаты князей Шуйских (Подкопаевский пер., д.5/2)
Этот дом с палатами, построенными в XVII веке, напоминает нам о характерных жилых постройках несуществующего ныне Белого города. На исходе XVI века, как гласит молва, хозяевами этого здания были знаменитые бояре Шуйские. В XVII веке владельцем палат был князь Барятинский.
Для постройки палат зодчий выбрал удачное место – даже сейчас они хорошо видны издалека. К тому же палаты, почти полностью занимающие тротуар, выступают за красную линию Подкопаевского переулка, и это тоже придаёт им значительности. Здание возводилось поэтапно в разные годы. Его основа, самая старая постройка, была поставлена к переулку торцом и состоит из двух подвальных помещений и двух сводчатых палат над ними. В XVIII веке у здания появилась пристройка, а в 1770-х его расширили еще раз, придав зданию прямоугольную форму. XIX век тоже добавил новизны: теперь на втором этаже и надстроенных антресолях можно увидеть обстановку, свойственную дворянским особнякам того времени.
Многое из того, что удалось восстановить мастерам-реставраторам, относится к 1650 –1670-м годам: стальные оконные решётки, декор наличников и другие детали – дань «глубокой старине». А фрагмент ограды во дворе и старинные ворота возвращают нас к XVI веку, когда палаты Шуйских впервые украсили Подкопаевский переулок. Сегодня здание занимают различные организации.
Палаты Протопоповых-Милославских (Армянский переулок. д. 3-5, стр.1 и 1А)
У знатоков истории Москвы есть предположение, что территория, на которой находятся палаты Протопоповых, некогда принадлежали знаменитым боярам Милославским. Но если в причастности к этому месту Милославских можно сомневаться, то И. Протопопов, стольник царей Романовых, владел этими палатами в 1701 году абсолютно точно. Теперь это двухэтажное каменное строение, расположенное в глубине старого двора, считается бесспорной ценностью, как образец архитектуры утраченного Белого города и характерная гражданская постройка Москвы XVII века.
Подклетный нижний этаж палат с белокаменными стенами и кирпичным полом состоит из четырех хозяйственных помещений. На второй, парадный этаж можно было подняться с двух крылец — деревянного и каменного. Здесь, в анфиладе роскошных покоев, и жили состоятельные хозяева. В XVIII-XIX веках палатам придали более современный вид, благодаря чему они объединили в себе архитектуру трех столетий и радуют поклонников старины своим уникальным обликом. Сегодня здание принадлежит музею «Огни Москвы».