какой отдел мозга отвечает за глотательный рефлекс

Какой отдел мозга отвечает за глотательный рефлекс

В полости рта и глотки имеется несколько функциональных систем, в том числе жевательная система, глотательный аппарат, орган вкуса, глоточное лимфоидное кольцо, система прегастрального пищеварения и система артикуляции. Кроме того, в глотке пересекаются пищеварительный тракт и дыхательные пути.

Это обстоятельство требует наличия надежной рефлекторной защитной системы. Важной предпосылкой для этого является слаженная работа вегетативной и произвольной нервной системы, которые регулируют функцию глотки, а также слизистой оболочки, адаптированной к этой двойной функции.

Участие полости рта в дыхании является лишь вспомогательным; длительное дыхание через рот вызывает значительные местные изменения и может повлечь за собой и системные изменения. Типичные функциональные нарушения, связанные с дефектом иннервации, перечислены в таблице ниже.

а) Прием пищи. Подготовка пищевого комка и глотание. Нормальное питание требует нормальной функции жевательного аппарата и удовлетворительного состояния зубов, жевательных мышц и ВНЧС. Важна также нормальная функция ЧН.

Подготовка пищи к глотанию преследует цель уменьшить размер пищевого комка путем разжевывания и увлажнения пищи слюной, которая вырабатывается в количестве 1,0-1,5 л/сут. Слюна смачивает слизистую оболочку и подготавливает пищевой комок к глотанию.

Кроме того, ферменты, содержащиеся в слюне, подвергают пищу частичному химическому расщеплению для продолжения дальнейшего ее переваривания в ЖКТ.

Данные о недостаточном образовании слюны или нарушении ее состава представлены на в отдельных статьях на сайте. Удовлетворительное смачивание слизистой оболочки полости рта и глотки слюной необходимо также для нормальной речи и нормального восприятия вкуса.

какой отдел мозга отвечает за глотательный рефлекс

б) Акт глотания представляет собой чрезвычайно сложный комплекс движений, регулируемых несколькими ЧН, в частности тройничным, лицевым вместе с барабанной струной, языкоглоточным, блуждающим, верхним и нижним гортанными, подъязычным, а также шейными нервами (шейное сплетение, С1-С4).

Центральная координация акта глотания осуществляется двигательной корой прецентральной извилины, миндалевидным телом, ядрами гипоталамуса и вентральной покрышки среднего мозга. Центры глотания расположены в ромбовидном мозге, ретикулярной формации и в продолговатом мозге. «Генератор паттерна», координирующий взаимодействие нервов и мышц, является врожденным.

Оральная подготовительная фаза. В этой фазе пища разжевывается и смешивается со слюной. Губы сомкнуты, округлены и ретрагированы. Нижняя челюсть и язык двигаются во всех направлениях, щеки напряжены, мягкое нёбо обращено вперед.

Оральная фаза. Пищевой комок продавливается вдоль спинки языка в ротоглотку, инициируя глотательный рефлекс. В нёбно-язычной дуге и в корне языка расположены соответствующие рецепторы.

Глоточная фаза. Данная фаза глотательного рефлекса состоит из последовательных движений, включая закрытие гортани и дальнейшее продвижение пищевого комка через глотку в пищевод.

Пищеводная фаза. Пищевой комок продвигается перистальтическими волнами через пищевод в желудок.

г) Патофизиологические аспекты. Закрытие входа в гортань надгортанником не является строго необходимым для нормального глотания. Пациентам, у которых надгортанник был удален, например во время онкологической операции, обычно нетрудно бывает научиться глотать.

Однако чувствительная иннервация гортаноглотки и входа в гортань гортанным нервом (ветвь блуждающего нерва), как и констриктор глотки для рефлекторного закрытия входа в гортань, должны быть сохранны. Повышение тонуса или спазм перстнеглоточной мышцы являются частым вегетативным нарушением, например при тиреотоксикозе или синдроме Пламмера-Винсона (Патерсона-Келли). Это может стать причиной ощущения «кома» на уровне перстневидного хряща при глотании, истинной дисфагии и, возможно, развития дивертикула гортаноглотки.

Нарушение глотания может наблюдаться также при параличе одного ЧН или более (особенно блуждающего нерва, но не языкоглоточного и подъязычного), при котором нарушается функция языка, мягкого нёба или мышц глотки.

какой отдел мозга отвечает за глотательный рефлекскакой отдел мозга отвечает за глотательный рефлекс Варианты нарушения глотания (дисфагии):
а Слюнотечение. б Ощущение кома в горле.
в Аспирация в гортань. г Регургитация.
д Одинофагия. е Послеглотательная аспирация.

— Вернуться в оглавление раздела «отоларингология»

Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021

Источник

Функции отделов головного мозга человека. Какие отделы головного мозга за что отвечают? Строение головного мозга

какой отдел мозга отвечает за глотательный рефлекс

Строение

Основную часть головного мозга составляют клетки, которые называются нейроны. Они способны создавать электрические импульсы и передавать данные. Чтобы нейроны могли функционировать, им требуется нейроглия, которая в совокупности является вспомогательными клетками и составляет половину от всех клеток центральной нервной системы. Нейрон состоит из двух частей:

Строение головного мозга:

Основными функциями больших полушарий является взаимодействие между высшей и низшей нервной деятельностью.

какой отдел мозга отвечает за глотательный рефлекс

Ткани мозга

Мозг включает оболочки:

Ликвор находится в желудочках головного мозга. При его избытке человек испытывает головные боли, тошноту, возникает гидроцефалия.

Клетки мозга

Основные клетки называются нейронами. Они занимаются обработкой информации, их количество достигает 20 млрд. Глиальных клеток в 10 раз больше.

Организм тщательно защищает головной мозг от внешних воздействий, расположив его в череп. Нейроны находятся в полупроницаемой мембране и имеют отростки: дендриты и один аксон. Длина дендритов невелика по сравнению с аксоном, который может достигать нескольких метров.

какой отдел мозга отвечает за глотательный рефлекс

Строение головного мозга, химическое взаимодействие нейронов изучено поверхностно. В покое нейрон обладает электрическим потенциалом в 70 милливольт. Возбуждение нейрона происходит посредством потока натрия и калия через мембрану. Торможение проявляется в результате действия калия и хлоридов.

Задача нейрона заключается во взаимодействии между дендритами. Если возбуждающее действие преобладает над тормозящим, то активируется определенная часть мембраны нейрона. Благодаря этому возникает нервный импульс, который двигается по аксону со скоростью от 0,1 м/с до 100 м/с.

Таким образом, любое запланированное движение формируется в коре лобных долей больших полушарий. Двигательные нейроны отдают команды частям тела. Простое движение активирует функции отделов головного мозга человека. При разговоре или мышлении бывают задействованы обширные части серого вещества.

Функции отделов

По результатам научных наблюдений ученые выяснили, какой отдел головного мозга отвечает за зрение. Этим занимается затылочная доля, расположенная под мозжечком.

какой отдел мозга отвечает за глотательный рефлекс

Ассоциативная кора не отвечает за движения, а обеспечивает работоспособность таких функций, как память, мышление и речь.

Ствол отвечает за соединение спинного и переднего, а состоит из продолговатого, среднего и промежуточного мозга. В продолговатой части расположены центры, регулирующие работу сердца и дыхания.

Подкорковые структуры

Под основной корой содержится скопление нейронов: таламус, базальные ганглии и гипоталамус.

Таламус необходим для связи органов чувств с отделами сенсорной коры. Благодаря ему поддерживаются процессы бодрствования и внимания.

Базальные ганглии отвечают за запуск и торможение координационных движений.

Гипоталамус регулирует работу гормонов, водный обмен организма, распределение жировых запасов, половых гормонов, отвечает за нормализацию сна и бодрствования.

Передний мозг

Функции переднего мозга наиболее сложные. Он отвечает за психическую деятельность, способность к изучению, эмоциональные реакции и социализацию. Благодаря этому можно предопределить особенности характера и темперамента человека. Передняя часть формируется на 3-4 неделе беременности.

какой отдел мозга отвечает за глотательный рефлекс

Эмоциональное состояние человека оказывает большое влияние на переднюю часть мозга. Обнаружено, что негативные эмоции разрушают его. На основании экспериментов ученые ответили на вопрос, какой отдел головного мозга отвечает за эмоции. Ими оказались передний мозг и мозжечок.

Также передняя часть отвечает за развитие абстрактного мышления, вычислительных способностей и речи. Регулярная тренировка умственных способностей позволяет снизить риск развития болезни Альцгеймера.

Промежуточный мозг

Он реагирует на внешние раздражители, расположен на конце мозгового ствола и накрыт большими полушариями. Благодаря ему человек может ориентироваться в пространстве, получать зрительные, слуховые сигналы. Участвует в формировании всех видов чувств.

Все функции отделов головного мозга человека взаимосвязаны. Без промежуточного нарушится работа всего организма. Поражение части среднего мозга приводит к дезориентации и слабоумию. При нарушении связей между долями полушарий нарушится речь, зрение или слух.

Также промежуточный мозг отвечает за болевые ощущения. Сбой в работе увеличивает или уменьшает чувствительность. Эта часть заставляет человека проявлять эмоции, отвечает за инстинкт самосохранения.

какой отдел мозга отвечает за глотательный рефлекс

Промежуточный мозг контролирует выработку гормонов, регулирует водный обмен, сон, температуру тела, половое влечение.

Гипофиз является частью промежуточного мозга и отвечает за рост и вес. Он регулирует продолжение рода, выработку сперматозоидов и фолликул. Провоцирует пигментацию кожи, повышение артериального давления.

Средний мозг

При отсутствии интеллектуальной деятельности нарушается работа мозга. Этому подвержены люди старше 70 лет. При нарушении работы средней части происходят сбои в координации, смещается зрительное и слуховое восприятие.

Продолговатый мозг

Он располагается на границе спинного мозга и моста и является ответственным за жизненно-важные функции. Продолговатая часть представляет из себя возвышения, которые называют пирамидами. Его наличие характерно только для прямоходящих. Благодаря им появилось мышление, способность понимать команды, сформировались мелкие движения.

Пирамиды длиной не более 3 см, по бокам от них расположены оливы и задние столбы. Они обладают большим количеством путей по всему организму. В районе шеи двигательные нейроны правой стороны мозга уходят в левую сторону и наоборот. Поэтому нарушение координации происходит на противоположной стороне от проблемной области мозга.

какой отдел мозга отвечает за глотательный рефлекс

В продолговатом мозге сосредоточены кашлевые, дыхательные и глотательные центры и становится понятно, какой отдел головного мозга отвечает за дыхание. При понижении температуры окружающей среды терморецепторы кожи посылают информацию в продолговатый мозг, а тот уменьшает частоту дыхания и увеличивает артериальное давление. Продолговатый мозг формирует аппетит и жажду.

Угнетение функции продолговатого мозга может быть несовместимо с жизнью. Происходит нарушение глотания, дыхания, деятельности сердца.

Задний отдел

В структуру заднего мозга входят:

Задний мозг замыкает на себе большую часть вегетативных и соматических рефлексов. При его нарушении перестанут функционировать жевательный и глотательный рефлекс. Мозжечок отвечает за тонус мышц, координацию, передачу информации по большим полушариям. Если работа мозжечка нарушена, то появляются нарушения движения, возникает паралич, нервная ходьба, покачивание. Таким образом становится понятно, какой отдел головного мозга обеспечивает координацию движения.

Мост заднего отдела мозга контролирует мышечные сокращения при движениях. Позволяет передавать импульсы между корой головного мозга и мозжечком, где находятся центры, контролирующие мимику, жевательные центры, слух и зрение. Рефлексы, которые подконтрольны мосту: кашель, чихание, рвота.

Передний и задний мост функционируют между собой, чтобы работа всего организма происходила без сбоев.

Функции и строение промежуточного мозга

Даже зная, какие отделы головного мозга за что отвечают, невозможно понять работу организма без определения функции промежуточного мозга. Эта часть мозга включает:

Промежуточный мозг отвечает за регулирование обмена веществ и поддержание нормальных условий для функционирования организма.

Таламус обрабатывает тактильные ощущения, зрительные. Определяет вибрацию, реагирует на звук. Отвечает за смену сна и бодрствования.

Гипоталамус контролирует сердечный ритм, терморегуляцию тела, давление, эндокринную систему и эмоциональное настроение, вырабатывает гормоны, которые помогают организму в стрессовой ситуации, отвечает за чувство голода, жажды и сексуального удовлетворения.

Гипофиз отвечает за половые гормоны, созревание и развитие.

Эпиталамус контролирует биологические ритмы, выделяет гормоны для сна и бодрствования, реагирует на свет при закрытых глазах и выделяет гормоны для пробуждения, отвечает за метаболизм.

какой отдел мозга отвечает за глотательный рефлекс

Нервные пути

Все функции отделов головного мозга человека не смогли бы выполняться без проводящих нервных путей. Они проходят в зонах белого вещества головного и спинного мозга.

Ассоциативные пути соединяют серое вещество в пределах одной части мозга или на значительном расстоянии друг от друга, в спинном мозге связывают нейроны из разных сегментов. Короткие пучки перекидываются через 2-3 сегмента, а длинные расположены далеко.

Спаечные волокна связывают серое вещество правого и левого полушария мозга, образуют мозолистое тело. В белом веществе волокна становятся веерообразными.

Проекционные волокна соединяют нижние отделы с ядрами и корой. Сигналы поступают от органов чувств, кожи, органов движения. Они также определяют положение тела.

Нейроны могут заканчиваться в спинном мозге, ядрах таламуса, гипоталамуса, клетках корковых центров.

Источник

Нарушения глотания: причины, синдром «кома в горле»

какой отдел мозга отвечает за глотательный рефлекс

какой отдел мозга отвечает за глотательный рефлекс

какой отдел мозга отвечает за глотательный рефлекс

Процесс глотания повторяется периодически, не только в состоянии бодрствования, но и во сне. Как и дыхание, этот процесс чаще происходит непроизвольно. Средняя частота глотания составляет 5-6 раз в минуту, однако при концентрации внимания или сильном эмоциональном возбуждении частота глотания уменьшается. Процесс глотания представляет четкую последовательность мышечных сокращений. Эта последовательность обеспечивается участком продолговатого мозга, который называется центром глотания.

Затруднения глотания могут развиваться незаметно для человека. Нарушение питания через рот, потеря веса, значительное увеличение времени проглатывания пищи – все это может быть проявлением нарушения глотательной функции. Признаками появления затруднений глотания могут стать:

Несмотря на ярко-выраженные затруднения при глотании, язык и мышцы, поднимающие нёбную занавеску, могут функционировать нормально.

Расстройство акта глотания в медицине называется дисфагия.

При каких заболеваниях возникает затруднение глотания:

Нарушение глотания способно привести к серьезным последствиям:

В зависимости от причин нарушения глотания бывают:

Как механические, так и не механические нарушения могут возникнуть по целому ряду причин. Органическое (или механическое) нарушение глотания связано с непосредственным внешним или внутренним давлением на пищевод. В такой ситуации пациент говорит о том, что ему трудно проглатывать пищу. Причин механического воздействия может быть несколько:

3. Внешнее давление может быть следствием отека щитовидной железы, сдавливания сосудами и т.д.

К функциональным нарушениям глотания относят нарушения, связанные с нарушением работы мышц. Нарушения также можно разделить на 3 группы:

К другим причинам возникновения затруднений при глотании можно отнести: болезнь Паркинсона, синдром паркинсонизма, воспаление слизистой пищевода и заболевания соединительной ткани.

Синдром «кома в горле»Ощущение кома в горле (синдром «globus pharyngeus») является одной из самых частых жалоб на приеме у отоларинголога. За время своей жизни примерно 45% людей испытывают это ощущение. Этот синдром начал изучаться как одно из проявлений истерии, однако в ходе изучения стало понятно, что психиатрическими причинами обусловлена лишь часть случаев.

У ощущения кома в горле есть несколько причин:

Синдром «globus pharyngeus» на сегодняшний день не изучен до конца, однако в большинстве случаев он не представляет угрозы для жизни человека, а причины, вызвавшие его, достаточно легко устранить. Однако для определения точных причин и назначения своевременного лечения, необходим очный осмотр врача.

Если у вас наблюдаются нарушения глотания или вы ощущаете комок в горле, получите консультацию или запишитесь на прием на сайте Клинического Института Мозга.

Источник

Какой отдел мозга отвечает за глотательный рефлекс

а) Нервная стимуляция глоточной фазы глотания. Задняя область зева и глотки, где возникает глоточная фаза, имеет высокую тактильную чувствительность, особенно в области тонзиллярного свода. Импульсы от этих зон проводятся по чувствительным волокнам тройничного и языкоглоточного нервов в продолговатый мозг. Эти нервы тесно связаны с солитарным трактом, который преимущественно получает все чувствительные импульсы из полости рта.

Следующая фаза акта глотания рефлекторно инициируется упорядоченным последовательным возбуждением нейронов ретикулярной формации продолговатого мозга и незначительной частью нейронов варолиевого моста. Последовательность элементов глотательного рефлекса остается постоянной от одного акта глотания к другому, и время полного цикла также остается постоянным.

Область нейрональной активности продолговатого мозга и в меньшей степени — варолиевого моста, контролирующая глотание, носит общее название центра глотания.

Из центра глотания моторные импульсы проводятся в глотку и верхнюю часть пищевода один за другим посредством V, IX, X и XII пар черепных нервов и даже несколькими верхнешейными нервами.

Суммируя сказанное, можно сделать вывод, что глоточная фаза является исключительно рефлекторным актом. В основном ее вызывает произвольное продвижение пищи к заднему отделу полости рта, который, в свою очередь, рефлекторно стимулируют глоточные чувствительные рецепторы, вызывая глотательный рефлекс.

какой отдел мозга отвечает за глотательный рефлексМеханизм глотания

б) Влияние глоточной фазы на дыхание. Полная глоточная фаза обычно занимает менее 6 сек, прерывая таким образом дыхание всего на долю обычного дыхательного цикла. Центр глотания в процессе глотания особым образом приостанавливает деятельность дыхательного центра продолговатого мозга, останавливая дыхание в любой фазе его цикла, позволяя продолжаться процессу глотания. Даже когда человек разговаривает, глотание прерывает дыхание на такое короткое время, что это едва ощутимо.

в) Пищеводная фаза глотания. Назначение пищевода, прежде всего, заключается в быстром проведении пищи из глотки в желудок; его движения организованы специально для осуществления этой функции.

В пищеводе можно наблюдать два типа перистальтических движений: первичную перистальтику и вторичную перистальтику. Первичная перистальтика является простым продолжением перистальтических волн, которые начинаются в глотке и распространяются по пищеводу во время пищеводной фазы глотания. Эти волны проходят все расстояние от глотки до желудка за 8-10 сек.

Пища, проглоченная человеком сидя или стоя, обычно достигает нижнего конца пищевода быстрее, чем сами перистальтические волны, а именно за 5-8 сек, из-за добавочного влияния силы тяжести, тянущей пищу вниз.

Если первичным перистальтическим волнам не удается доставить в желудок всю пищу, поступившую в пищевод, то в результате растяжения пищевода задержавшейся пищей появляются вторичные перистальтические волны, эти волны продолжаются до тех пор, пока вся пища не окажется в желудке. Вторичные перистальтические волны вызываются частично нервными внутренними контурами энтеральной нервной системы и частично рефлексами, которые возникают в глотке и далее проводятся вверх по афферентным волокнам блуждающего нерва к продолговатому мозгу и обратно к пищеводу по эфферентным волокнам языкоглоточного и блуждающего нервов.

Мускулатура глотки и верхней трети пищевода состоит из поперечнополосатой мускулатуры. Таким образом, перистальтические волны в этих областях контролируются импульсами соматических нервов, идущих в составе языкоглоточного и блуждающего нервов. Нижние две трети пищевода представлены гладкой мышцей, и эта часть пищевода строго контролируется блуждающим нервом совместно с миоэнтеральной (межмышечной) нервной системой пищевода.

После перерезки блуждающего нерва миоэнтеральная нервная система пищевода становится способной к возбуждению через несколько дней, это приводит к появлению стойких вторичных перистальтических волн без участия вагального рефлекса. Следовательно, после паралича рефлекторного центра глотания пища, доставляемая в пищевод посредством зонда, без труда попадет в желудок.

Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021

Источник

Какой отдел мозга отвечает за глотательный рефлекс

Для того, чтобы правильно представлять сложный механизм речевой деятельности в норме, дифференцированно подходить к анализу речевых нарушений и грамотно определять пути и направления коррекционной работы, необходимо знание анатомо-физиологических механизмов речи.
Речь – одна из сложных высших психических функций человека, которая обеспечивается деятельностью головного мозга.
Исследованиями П.К. Анохина, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия и др. установлено, что основой всякой высшей психической функции являются сложные функциональные системы, в формировании которых принимают участие различные участки мозга, объединенные механизмом рефлекса.
Речевой аппарат состоит из центрального и периферического отделов.

Рис. 1. Строение речевого аппарата

1 – головной мозг; 2- носовая полость; 3 – твердое небо; 4 – ротовая полость; 5 – губы; 6 – резцы; 7 – кончик языка; 8 – спинка языка; 9 – корень языка; 10 – надгортанник; 11 – глотка; 12 – гортань; 13 – трахея; 14 – правый бронх; 15 – правое легкое; 16 – диафрагма; 17 – пищевод; 18 – позвоночник; 19 – спинной мозг; 20 – мягкое небо.

К центральному отделу речевого аппарата относится головной мозг – его кора, подкорковые узлы, проводящие пути и ядра соответствующих нервов.
Главенствующее значение в образовании речи имеет лобная, височная, теменная и затылочная доли преимущественно левого полушария мозга (у левшей правого). Лобные извилины являются речедвигательной областью и участвуют в образовании устной речи (центр Брока). Височные извилины, будучи речеслуховой областью (центр Вернике), отвечают за восприятие чужой речи. Теменная доля коры мозга обеспечивает понимание речи, а затылочная, являясь зрительной областью, имеет значение для усвоения письменной речи.
Подкорковые ядра отвечают за ритм, темп и выразительность речи.
Проводящие пути связывают кору головного мозга с периферическими органами речи. От центра к периферии идут центробежные пути, а от периферии к центру – центростремительные нервные пути.
В иннервации мышц речевого аппарата принимают участие следующие черепно-мозговые нервы:

Периферический речевой аппарат состоит из дыхательного, голосового и артикуляционного отделов.
Дыхательный отдел периферического речевого аппарата служит для подачи воздуха, голосовой – для образования голоса, артикуляционный – образует характерные звуки нашей речи в результате деятельности органов артикуляционного аппарата.
Дыхательный отдел включает в себя грудную клетку с лёгкими, бронхами и трахеей. Речь образуется в фазе выдоха, поэтому во время речи выдох намного длиннее вдоха (1:20 или даже 1:30). Длительный выдох нуждается в большем запасе воздуха. Поэтому в момент речи объём вдыхаемого и выдыхаемого воздуха увеличивается почти в 3 раза.
У ребенка речевое дыхание вырабатывается постепенно, в процессе речевого развития. Вначале ребенок пользуется в речи навыками жизненного дыхания. Такое дыхание остается в случаях рано возникающей речевой патологии.
Голосовой отдел состоит из гортани с находящимися в ней голосовыми складками. Гортань представляет собой трубку конусообразной формы, состоящую из нескольких хрящей. Вверху гортань граничит с глоткой, а внизу – с трахеей.
Голосовые складки своей массой почти полностью закрывают просвет гортани, оставляя узкую голосовую щель. При обычном дыхании голосовая щель расширяется (вдох), принимая вид равнобедренного треугольника, и сужается (выдох).
В основе механизма голосообразования лежит колебание голосовых складок гортани, на которые воздействует воздух, поступающий под определенным давлением из бронхов и лёгких. Колебания передаются в окружающую среду, и мы воспринимаем их как звуки голоса.
Основными органами артикуляционного отдела являются: язык, губы, верхняя и нижняя челюсти, твердое и мягкое нёбо, зубы, альвеолы, язык, губы, мягкое нёбо и нижняя челюсть – это подвижные органы артикуляции; зубы, альвеолы и твердое нёбо – неподвижные, которые не изменяют своего положения, но также участвуют в образовании звуков.

Рис. 2. Профиль органов артикуляции

1 — губы, 2 – резцы; 3 – альвеолы; 4 – твердое небо;
5 – мягкое небо; 6 – голосовые складки, 7 – корень языка; 8 – спинка языка; 9 – кончик языка.

Язык – самый активный и подвижный орган артикуляции, система мышц языка даёт возможность менять его форму, положение и степень напряжения. Язык участвует в образовании всех гласных и почти всех согласных звуков (кроме губных). Передняя часть языка подвижна и в ней различают кончик, передний края, боковые края и спинку. Задняя часть языка фиксирована и называется корнем языка.
От середины нижней поверхности языка ко дну ротовой полости спускается складка слизистой оболочки (так называется уздечка), которая ограничивает крайние движения языка. У некоторых детей эта уздечка укороченная от рождения. В грудном возрасте это затрудняет сосание, а позднее мешает правильно произносить звуки. В раннем возрасте уздечку подрезают. В более позднем возрасте необходима помощь логопеда и специальные упражнения для языка, помогающие растянуть уздечку.
Важная роль в образовании звуков речи помимо языка принадлежит также и другим органам артикуляции: твердому и мягкому нёбу. Совершая различные движения и принимая самые разнообразные положения, они видоизменяют форму ротовой полости, образуют в ней смычки, щели и т.п. Мягкое нёбо, поднимаясь и прижимаясь к задней стенке глотки, закрывает проход в нос, опускаясь, открывает его.
Движения активных органов артикуляции называют речевой моторикой, т.е. возможностью совершать движения и удерживать орган в заданном положении.
Образовавшийся в гортани голос усиливается и приобретает индивидуальный тембр благодаря резонансу в так называемой надставной трубе (глотка, ротовая и носовая полость). Надставная труба может менять форму и объем, что имеет большое значение для образования звуков речи. Именно эти изменения и создают явление резонанса.
При правильном произношении носовой резонатор участвует только в произнесении звуков м и и и их мягких вариантов. При произнесении других звуков нёбная занавеска, образуемая мягким нёбом и маленьким язычком, закрывает вход в полость носа.
При образовании звуков речи надставная труба кроме функции резонатора выполняет функцию шумового вибратора (функция звукового вибратора принадлежит голосовым складкам). Шумовым вибратором являются щели между губами, между зубами и губами, зубами и языком, языком и твердым нёбом, языком и альвеолами. При помощи шумового вибратора образуются глухие согласные, а одновременное колебание голосовых складок и шумового вибратора – звонкие согласные.
Важными факторами для развития речи ребенка являются его полноценный слух и зрение.
Для развития речи ребенка решающее значение имеет полноценный слух. Ребенок слышит речь взрослых, подражает ей и самостоятельно учится говорить. Глухие дети не овладевают речью без специального обучения. У детей с остатками слуха (слабослышащие дети) речь оказывается грубо нарушенной.
Слух человека в процессе своего развития приобрел особое свойство: точно различать звуки человеческой речи. Совсем маленький ребенок воспринимает слова еще нечетко, поэтому часто смешивает одну фонему с другой, произносит слова неправильно. Необходимо постоянно поправлять ребенка, чтобы неправильное произношение не стало привычкой, которую впоследствии будет трудно преодолеть.
Существенное значение в развитии речи детей имеет также зрение. Зрячий ребенок внимательно наблюдает за движениями губ и языка говорящих, повторяет их, стараясь подражать артикуляционным движениям.
В процессе развития ребенка между анализаторами, принимающих участие в речевой деятельности, возникает система условных связей, которая постоянно развивается и укрепляется повторными связями.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *