какой основной тормоз на мотоцикле
Техника правильного торможения на мотоцикле
Даже райдеры со стажем иногда допускают ошибки — например, тормозят только переднее колесо. В этой статье мы раскроем физику торможения на мотоцикле и расскажем, как научиться грамотно оттормаживать — в том числе экстренно, на скользкой дороге и в поворотах.
Какие факторы влияют на торможение
Каким колесом тормозить?
Примерно 70% тормозного усилия нужно прикладывать на переднее колесо и 30% — на заднее. Это объясняется тем, что при торможении центр тяжести переходит с одного колеса на другое. В этот момент заднее колесо легче блокировать, а вот переднее сложнее, отчего вы можете потерять контроль над мотоциклом. Поэтому тормозить стоит обоими тормозами. Снизить скорость также помогает переключение на понижающую передачу.
Дорожные, спортивные и другие мотоциклы с короткой базой и высоким центром тяжести лучше всего останавливаются передним колесом. А вот круизёры и чопперы имеют длинную базу и низкий центр тяжести. Это означает, что тормозить их лучше задним колесом, но это не отменяет ведущую роль переднего тормоза.
Поскольку тормоза на каждом мотоцикле работают индивидуально, нужно испытать их на свободной площадке — проверить силу нажатия и комбинацию обоих тормозов. Вы можете убедиться, что если резко нажать на передний тормоз, заднее колесо может оторваться от земли, и вы можете кувыркнуться вперёд. Если резко нажать на задний тормоз, мотоцикл будет заносить.
Чтобы затормозить, подожмите заднее колесо, пока мотоцикл не даст лёгкую просадку. Плавно, но уверенно зажмите рукоятку переднего тормоза. От того, насколько сильно вы нажмёте на ручку переднего тормоза, будет зависеть длина тормозного пути.
На что обратить внимание
Экстренное торможение
Даже опытные райдеры в критической ситуации могут забыть про задний тормоз — рука на автомате нажимает рукоятку переднего. В результате мотоцикл становится неконтролируемым и может упасть. Дело в том, что 90% нагрузки при резком торможении принимает на себя переднее колесо.
Если вы привыкли тормозить передним тормозом, постарайтесь делать так, чтобы в торможении участвовал и задний. Основная тормозная сила будет, как и раньше, приходиться на переднее колесо. Однако использование заднего тормоза позитивно скажется на поведении мотоцикла: его движение будет более стабильным и предсказуемым.
Алгоритм
Торможение на скользкой дороге
Скользкая дорога не отменяет принципов торможения, но здесь есть нюансы. На мокром покрытии плохое сцепление, тормозная сила уменьшается. Смещение центра массы с одного колеса на другое несущественно, оба колеса имеют хороший контакт с дорогой. Это сказывается на тормозной дистанции, которая может увеличиться в 4—5 раз по сравнению с сухой трассой. Чтобы правильно остановиться, нужно больше работать задним тормозом.
Алгоритм
Нужно ли тормозить в поворотах
Не нужно — ни задним, ни передним тормозом. Это будет выводить мотоцикл из поворота и снижать его устойчивость. Скорость нужно снижать до начала поворота, а сам же поворот проходить с незначительным ускорением.
Чтобы правильно тормозить на мотоцикле, нужна тренировка. Технику лучше отрабатывать на пустой площадке. Универсальной методики, которая подойдёт всем мотоциклистам, нет — её нужно вычислять опытным путём. По возможности приобретайте байк с антиблокировочной тормозной системой (ABS) — она позволяет тормозить намного проще и безопаснее.
Какой тормоз на мотоцикле основной: передний или задний
Хотелось бы развеять мифы от многочисленных блогеров, которые прокатившись на мотоциклах класса туристический круизер, утверждают, что конкретно на этом аппарате, основной тормоз задний. На деле, любой мотоцикл, предназначенный для эксплуатации по дорогам общего пользования, тормозит именно передним тормозом. Задний является вспомогательным.
Если при резком торможении формула начинает меняться в соотношении 50/50, то задняя ось мотоцикла начнёт обгонять переднюю из-за блокировки заднего колеса!
На любом дорожном мотоцикле, основным тормозом является передний, поскольку при торможении, вес мотоцикла, благодаря инерции его массы, переходит на переднюю ось, в тот момент, когда задняя ось разгружается.
Именно по этой причине, в большинстве стран запрещается выпускать технику без ABS (антиблокировочная система тормозов). Если неумелый, начинающий мотоциклист начнёт резко растормаживаться перед каким-либо препятствием, есть огромный риск блокировки переднего колеса, что чревато моментальной потерей равновесия и падением.
Передние колесо, при резком торможении, заблокировать гораздо сложнее, нежели заднее.
Существует такое понятие, как прогнозируемое и непрогнозируемое торможение. Что это такое: если Вы где-то на площадке или скоростной трассе заранее знаете, где и в какой момент нужно замедлиться и заранее приготовились к маневру, то когда в аналогичной дорожной ситуации, кто-то внезапно начинает перестраиваться буквально в полуметре по ходу движения, времени обдумать ситуацию и быстро сориентироваться просто нет, а инстинкт самосохранения начинает срабатывать таким образом, что руки и ноги самопроизвольно начинают выполнять рефлекторное торможение.
Но поскольку Вы идёте на скорости, при активации тормозов, вес мотоцикла начинает мгновенно переходить на переднюю ось, когда задняя ось, чуть-ли не парит в воздухе и даже при незначительном выжиме заднего тормоза, происходит его мгновенная блокировка.
Автомобильная тормозная система устроена аналогично. Попробуйте дернуть ручник и посмотрите, сколько машину будет тащить по асфальту.
Поэтому, если кто-то начинает утверждать что на его мотоцикле задний тормоз является основным, то ни в коем случае не слушайте. Это глупости, поскольку в случае непредвиденной ситуации, этот задний тормоз просто заблокирует колесо мотоцикла и начнёт скользить по накатанной до того момента, пока в дело не включаться передние тормозные суппорты.
С 2016 года в зоне Евросоюза вступил новый регламент сертификации мототранспортных ТС, обязывающий все «байки» иметь систему ABS.
Если Вы начинающий «Райдер», ищите мотоцикл оснащённый именно такой системой. Обратите внимание: в крупных городах, на данный момент, присутствует огромный трафик, что очень опасно для начинающего мотоциклиста.
При умелом торможении, на грани блокировки переднего колеса, мотоцикл делает «стоппи».
Правила использования переднего и заднего тормоза мотоцикла
Торможение – это одна из самых важных вещей, которой нужно научиться, сев за руль мотоцикла. Если новичкам может показаться сложным, например, принцип переключения передач и контррулени я, и они могут продолжать отрабатывать их в процессе вождения мотоцикла, то что касается навыков торможения, их нужно изучить в первую очередь, ведь именно правильное применение тормозов является наиболее действенным способом избежать аварии.
Какой именно тормоз нужно задействовать?
Баланс имеет решающее значение для динамики мотоцикла, поэтому для переднего и заднего тормоза мотоцикла предусмотрены отдельные органы управления.
Большинство экспертов сходятся во мнении, что порядка 70% тормозного усилия должно приходиться на переднее колесо и 30% – на заднее колесо, для торможения которыми использ уется ручной рычаг на правой ручке руля и ножная педаль по правую сторону мотоцикла соответственно. Переднее колесо требует большего усилия, поскольку при замедлении мотоцикла происходит смещение веса в направлении от заднего колеса к переднему, в результате чего увеличивается нагрузка именно на переднее колесо. А когда на заднее колесо приходится меньшая нагрузка, его намного легче заблокировать, что чревато потерей контроля.
Торможение зависит от конкретного мотоцикла
Соотношение тормозного усилия 70:30 может слегка варьироваться в зависимости от типа мотоцикла: в крузерах и чопперах на заднее колесо приходится чуть больше тормозного усилия, что связано со смещенным назад сиденьем, а вот мотоциклы спортивного типа выигрывают от большего усилия на переднее колесо, так как имеют более вертикально расположенную вилку и более короткую колесную базу.
При управлении мотоциклами, предназначенными для бездорожья, передний тормоз на рыхлых поверхностях применяется достаточно редко. В руках опытных мотоциклистов мотарды, или супермото, даже способны замедляться за счет проскальзывания заднего колеса.
Определение усилия торможения
Изучение тонкостей тормозной способности своего мотоцикла – это залог сохранения контроля над ним, поэтому заняться этим лучше всего в безопасном месте.
Попрактикуйтесь в безопасном месте, сначала попробуйте торможение только при помощи рычага переднего тормоза, потом только при помощи педали заднего тормоза, а уже после этого можно комбинировать. Это поможет определить, с каким усилием необходимо нажимать рычаг/педаль тормоза, чтобы остановиться в аварийной ситуации.
Ознакомившись с тормозной системой мотоцикла, вы научитесь лучше ощущать смещение веса. При резком торможении с применением рычага тормоза даже возможно отрывание заднего колеса от земли, а резкое нажатие педали заднего тормоза может спровоцировать занос мотоцикла. Вы также обнаружите, что для торможения при движении с высокой скоростью понадобится приложить большее усилие. Изучите все эти нюансы и будьте готовы к любым непредвиденным ситуациям на дороге.
Угол наклона мотоцикла
Максимальное сцепление шин с дорогой достигается при условии их вертикального положения, поэтому помните об этом, начиная наклонять мотоцикл. Другими словами, 100% сцепление шин с дорогой возможно только при их расположении под углом 90 по отношению к дорожному покрытию. Соответственно, чем меньше этот угол, тем хуже сцепление. И если применение переднего тормоза при вертикальном расположении колеса приведет к торможению, то при условии его наклона можно уйти в занос, хотя приложенное усилие будет аналогичным. Такая потеря сцепления может «подломить» колесо и привести к падению.
Можно прикладывать некоторое тормозное усилие при прохождении поворота, но мотоцикл хуже реагирует на торможение, когда колесо расположено под углом. При прохождении поворота нужно крайне аккуратно применять тормоза, а лучше всего, чтобы торможение пришлось на участок дороги перед вхождением в поворот.
Дорожные условия и торможение
Разные дорожные условия подразумевают разные способы торможения, поэтому будьте осторожны, притормаживая на покрытии с плохим сцеплением. Блокировка переднего колеса может легко стать причиной потери контроля над мотоциклом, хотя и заблокированное заднее колесо приведет не к лучшим последствиям. Вероятность проскальзывания любого из колес зависит от степени сцепления колес с дорогой.
Будьте осторожны на дорогах, покрытых пятнами масла. К таким опасным участкам относятся перекрестки и парковки.
Применяйте задний тормоз на скользких поверхностях, чтобы иметь подстраховку на случай скольжения переднего колеса. При таких условиях требуется быстрая реакция, поэтому всегда будьте настороже и помните, что гораздо легче решить проблему блокировки заднего колеса, чем переднего.
Но эти правила переходят на другой уровень, когда дело доходит до езды по бездорожью, поскольку для торможения предназначенных для бездорожья мотоциклов практически никогда не используют передний тормоз. Если часто приходится съезжать с асфальтированной дороги, возьмите в привычку держать руку подальше от рычага тормоза, иначе не успеете опомниться, как ощутите на вкус дорожную пыль, а ведь это вряд ли входило в ваши планы.
Комбинированные тормоза
Многие макси-скутеры, туристические и городские мотоциклы оснащены комбинированной тормозной системой, которая предполагает одновременное применение переднего и заднего тормозов при нажатии одного рычага. Одни системы подразумевают задействование переднего тормоза при нажатии педали, а другие срабатывают в обоих направлениях. Тем не менее цель комбинированного тормоза в любом из случаев одна: избавить мотоциклиста от необходимости выбирать, какой из тормозов применить в каждом конкретном случае. Поскольку комбинированная тормозная система обеспечивает очень короткий тормозной путь, она далеко не всегда пользуется популярностью среди мотолюбителей, ориентированных на высокие динамические характеристики.
Антиблокировочная тормозная система мотоцикла 
Антиблокировочная тормозная система мотоцикла (ABS) предназначена для выявления проскальзывания колес и предотвращения их блокировки при торможении. Система ABS позволяет нажимать ручной или ножной тормоз, не беспокоясь о блокировке колес, но эффективность ABS снижена при условии наклона мотоцикла.
В модельном ряду мотоциклов CFMOTO все новые модели оснащены системой ABS, что существенно повышает безопасность, сокращая тормозной путь и помогая райдеру справиться с эффективным торможением в сложных условиях и критических ситуациях.
Торможение на мото
Об эффективности переднего и заднего тормоза
На асфальте всегда и во всех случаях основной тормоз – передний. Он наиболее эффективный как конструктивно, так и с точки зрения физики. Когда вы начинаете тормозить, мотоцикл как бы «клюет носом». Загружается переднее колесо. Его площадь контакта с асфальтом увеличивается. В то время как заднее может вообще оторваться от покрытия (стоппи), и тогда тормозить не будет вообще никак.
Это не значит, что задний тормоз не эффективен и пользоваться им не нужно. Отказываясь от него, вы теряете до 50% тормозного усилия. Два тормоза всегда будут эффективнее, чем один!
Обычное спокойное торможение
Во время езды на мотоцикле чаще всего экстренно тормозить нет надобности. Вы спокойно реагируете на предсказуемую дорожную обстановку, спокойно подъезжаете к светофору, либо сбрасываете скорость перед поворотом. В этом случае оптимально пользоваться следующим алгоритмом:
Все выше и нижеописанное касается торможения на асфальте или другом прочном ровном покрытии. О технике замедления и остановки для эндуро, на мокрой земле и в болоте, поговорим в другой раз.
Экстренное торможение
Мотоциклы в городском потоке – незаметны. Даже если вы едете днем на дальнем, все равно водители вас не видят. Лучше всегда ездить из расчета на то, что вы – невидимка.
Итак, что же делать, если перед вами внезапно возникло препятствие, а мотоцикл без ABS? Это может быть как совершающая маневр машина, так и пешеходы, выскочившие в неположенном (или даже положенном) месте:
О мифе про «я положил мотоцикл»
Часто можно услышать фразу в стиле «я понял, что не успеваю оттормозиться, а потому положил мотоцикл». Она вся – вранье, от начала и до конца. В экстренной ситуации срабатывают исключительно рефлексы и инстинкт самосохранения. Никакого сознательного анализа про то, успеваете вы затормозить, или нет – и быть не может. Поэтому, чтобы рефлексы сработали правильно, необходимо экстренное торможение регулярно отрабатывать на площадке. Много раз.
Теперь о «положил мотоцикл». Любой байк тормозит лучше на двух колесах, со сцеплением резины с асфальтом, с использованием обоих тормозов – чем в неконтролируемом полете на боку, скользя пластиком и металлом по дороге, без какого-либо сцепления с покрытием.
Как правильно тормозить на мотоцикле
Часто аварии случаются из-за неправильного использования тормозов. В этой статье поговорим о правильном торможении на мотоцикле. Вы узнаете как правильно тормозить на мотоцикле
Как правильно тормозить
Если скорость мотоцикла 60 км/ч, то, при использовании заднего тормоза, длина тормозного пути составит 30 м (до полной остановки). При использовании переднего тормоза, расстояние сократится в 2 раза. При комбинированном использовании заднего и переднего тормоза, одновременно, расстояние составит 14 м, что не намного лучше, чем при использовании только переднего тормоза. При правильном использовании двух тормозов, тормозной путь составит 13 м (приведены примерные, средние данные, для японской классики средней кубатуры, на сухом асфальте, с хорошим коэффициентом сцепления и на разных мотоциклах могут отличаться).
Самое важное научиться всегда держать два пальца на тормозе. Водитель, особенно новичок, (в панике) может вовсе до него не дотянуться. Итак, как же правильно использовать передний тормоз: сбрасываем газ, постепенно нагружаем тормоз, контролируя его блокировку. Если нажать передний тормоз сразу, резко, то подвеска не успеет нагрузиться и блокировка колеса произойдёт быстрее. При торможении передним тормозом сжимается вилка и центр тяжести смещается на переднее колесо. Если нажать тормоз резко, то веса на переднем колесе ещё не будет, т.е. центр тяжести не успеет сместиться и блокировка колеса произойдёт раньше. Если вилка нагружена, то мотоциклу сложнее заблокировать переднее колесо.При всем этом заднее колесо полностью нагружается и даже может отрываться от земли. В таком случае, эффективность заднего тормоза смещается к нулю. Поэтому, правильнее, начинать торможение именно с заднего тормоз, когда задняя часть мотоцикла «присядет» на подвеске и только после этого начать использовать передний тормоз.
Блокировка заднего колеса (при использовании заднего тормоза) не приведет к быстрому падению мотоцикла, нежели при блокировке переднего. Когда мы чувствуем степень блокировки заднего колеса, тогда мы можем оценить степень воздействия на рычаг переднего тормоза. Мы не можем оценить качество сцепления с дорогой, так оно зависит от структуры дорожного покрытия, прогрева резины и прочих факторов (вода, песок, битум, и т.п.). Это тот минимум, который нужно знать и уметь применить при торможении на мотоцикле. Далее рассмотрим применение тормоза в конкретных ситуациях.
Использование тормоза при начале движения в горку
На подъёме в горку (в начале движения, с места) необходимо держать задний тормоз, при этом левая нога опирается на поверхность. Если дорожное покрытие скользкое (вода, песок, щебень), то, одновременно, с задним удерживаем и передний тормоз, так как вес мотоцикла смещается на его заднюю часть. Начинаем трогаться в горку с зажатыми тормозами. Когда чувствуем, что двигатель нагружается, отпускаем задний тормоз, начинает нагружаться вилка (происходит сжатие). После этого плавно отпускаем рычаг переднего тормоза. Если резко отпустить тормоза, то есть большая вероятность, что мотоцикл перевернется.
Использование заднего тормоза при маневрировании в ограниченном пространстве с маленькой скоростью
При развороте на маленькой скорости мотоцикл должен идти на «малом газе», но контролировать газ, особенно на мощных мотоциклах, сложно, поэтому необходимо помогать задним тормозом, т.е. мы плавно открываем газ, при этом, немного придерживаем задний тормоз. Когда нам нужно сохранить радиус разворота, мы поджимаем тормоз чуть сильнее. Если мы чувствуем, что мотоцикл начал заваливаться к оси поворота, то отпускаем задний тормоз.
Стабилизация мотоцикла задним тормозом
Как правильно тормозить на мотоцикле, ведь бывают случаи, когда нам нужно проехать между автомобилями, стоящими близко друг к другу (например, на светофоре) или по небольшой полоске асфальта, где нет ям или в колее (по центру).
Представьте себе дротик для игры в дартс. Его основание (игла) является тяжёлой частью, потом идёт вытянутая часть (корпус дротика). На хвосте установлено так называемое «оперение» (стабилизатор), который создаёт сопротивление, поэтому дротик всегда поворачивается тяжёлой частью относительно движения. Также и на мотоцикле: притормаживая задним тормозом, мы создаём сопротивление, так как большая часть веса мотоцикла находиться в передней части и мотоцикл по принципу дротика стабилизируется в прямолинейном направлении.