какой опере н а римского корсакова звучит песня веденецкого гостя напечатайте правильный ответ
Николай Римский-Корсаков. Садко. Ария Веденецкого гостя
⭐️ В ИЗБРАННОЕ
Pavel Lisitian · Orchestra of the Bolshoi Theatre
Народный рейтинг популярности: 21044
Николай Римский-Корсаков. Садко. Песнь веденецкого гостя | Sadko. Song of the Venetian Guest
Город каменный, городам всем мать,
Славный Веденец середь моря стал.
.
Город прекрасный, город счастливый,
Моря царица, Веденец славный!
Тихо порхает ветер прохладный,
Синее море, синее небо.
«Садко» — опера Николая Римского-Корсакова в семи картинах. Либретто написано самим композитором на основе русских былин о гусляре Садко. Впервые поставлена в Частной опере Солодовникова в Москве под управлением Евгения Эспозито в 1897 году.
Пристань в Новгороде на берегу Ильмень-озера. Около пристани корабли. На берегу толпится много народу, окружая торговых гостей — новгородских и заморских. Садко обращается к заморским гостям с просьбой рассказать, куда ему направить свой путь. Гости — Варяжский, Индийский и Веденецкий — выступают по очереди и поют каждый про свою страну. Больше всего слушателям нравится рассказ Веденецкого гостя (баритон), и народ советует Садко отправиться в Веденец. Садко благодарит гостей и обещает побывать в их странах.
Pavel Lisitsian
Классику (как любой драгоценный антиквариат) значительно усиливает связанная с ней история. Вы очень поможете проекту, дополнив приведённое выше описание, предложив для иллюстрации картинку, или видео, или интересный факт.
Комментарии (3)
Возможно, точно такое предложение уже есть в Копилке идей, проверьте, пожалуйста. Тогда обязательно поддержите идею дополнительным комментарием в её поддержку, и это непременно ускорит добавление.
Не стесняйтесь оставлять замечания, если, по Вашему мнению, произведение озаглавлено неправильно либо некорректно.
Исполнитель: Павел Лисициан
Спасибо! Фрагмент опубликован
Radames, Classical Test, спасибо за Венецианского гостя!
* Отрывки «Николай Римский-Корсаков. Садко. Ария Веденецкого гостя» использованы в качестве цитаты в информационных целях, а также в целях раскрытия творческого замысла автора.
Какой опере н а римского корсакова звучит песня веденецкого гостя напечатайте правильный ответ
Николай Андреевич Римский-Корсаков / Nikolai Rimsky-Korsakov
Песня Веденецкого гостя из оперы «Садко» (4 картина)
САДКО — опера-былина Н. Римского-Корсакова в 7 к., либретто композитора при участии В. Стасова, В. Бельского, Н. Штрупа и В. Ястребцева. Премьера: Московская русская частная опера, 26 декабря 1897 г., под управлением Е. Эспозито, художники К. Коровин и С. Малютин (А. Секар-Рожанский — Садко). В последующих спектаклях партию Волховы исполняла Н. Забела, Варяжского гостя — Ф. Шаляпин.
Картина четвёртая
Пристань в Новгороде на берегу Ильмень-озера. Около пристани корабли. На берегу толпится масса народу, окружая торговых гостей — новгородских и заморских. Тут же и калики перехожие, поющие стих о Голубиной книге, скоморохи, потешающие народ и прочий люд. Входят оба настоятеля города — старшина и воевода, затем появляется Садко. Поклонившись гостям, он заявляет, что в Ильмень-озере водится рыба с золотой чешуёй. Настоятели смеются над его словами, тогда Садко предлагает им побиться о большой заклад: пусть они заложат свои лавки с товаром, а он — свою буйную голову. Настоятели принимают вызов и держат пари. Садко из лодки закидывает в воду сеть. Из глубины озера доносится голос Морской царевны, подтверждающей своё обещание. Сеть вытаскивают, и в неё находят трёх золотых рыбок. Все поражены этим чудом, а настоятели удручены, потеряв всё своё состояние. Садко велит осмотреть невод — не осталось ли там мелкой рыбы. Оказывается, всё рыба в неводе превратилась в слитки золота. Садко вызывает «младшую бедную братию» к себе в дружинники, приказывает им взять его золото, выкупить в Новгороде все товары и, нагрузив ими корабли, отправиться с ними за моря, в дальние края. Быстро набирается дружина, которая принимается исполнять поручения Садко и нагружает корабли закупленными товарами. Садко великодушно возвращает настоятелям выигранные у них лавки, вызывая этим ещё больший восторг толпы. Затем Садко обращается к заморским гостям с просьбой рассказать, куда ему направить свой путь. Три заморских посла —варяжский, индийский и веденецкий и веденецкий (венецианский) — выступают по очереди и поют национальные песни, каждый про свою страну. Больше всего слушателям нравится рассказ Веденецкого гостя, и народ советует Садко отправиться в Веденец (Венецию). Садко благодарит гостей и обещает побывать в их странах. Прощаясь с новгородцами, он просит настоятелей позаботиться о его жене, которую оставляет в одиночестве. Появляется Любава. Узнав о предстоящем отъезде мужа, она умоляет его с плачем не покидать её и не подвергать свою жизнь опасности. Но Садко отвечает, что его решение бесповоротно, затем прощается с женой и окружающими и садится на корабль с дружиной. Корабль отплывает, провожаемый восторженными криками народа. Садко запевает песню, подхватываемую дружиной.
Город каменный, городам всем мать,
Славный Веденец середь моря стал.
А и раз в году церковь чудная
Поднимается из синя моря.
Соезжаются к ней да дивуются
Славны витязи все из-за моря.
А могучий князь, в золотом дворце,
Обручен кольцом с морем синим.
Город прекрасный, город счастливый,
Моря царица, Веденец славный!
Тихо порхает ветер прохладный,
Синее море, синее небо.
Над морем синим царствуешь кротко,
Город прекрасный, Веденец славный!
Месяц сияет с неба ночного,
Синее море плещется тихо,
Дев чернокудрых песни несутся,
Слышатся лютни звонкие струны.
Город прекрасный, город счастливый,
Моря царица, Веденец славный,
Тихо порхает ветер прохладный,
Синее море, синее небо.
Над морем синим царствуешь кротко,
Город прекрасный, Веденец славный!
Класс: 5
Ключевые слова: опера «Садко»
Презентация к уроку
Тип урока: расширение и углубление знаний.
Элементы содержания: опера-былина «Садко».
Требовния к уровню подготовки обучающихся:
ЗНАТЬ сюжет (либретто) оперы «Садко».
УМЕТЬ анализировать составляющие средств музыкальной выразительности.
Вид контроля: интонационно-образный анализ фрагментов из оперы.
Элементы дополнительного содержания: знакомство с былиной.
Цель: определить роль и значение музыки в былинах и сказках.
Материал: Презентация; “Песня Варяжского гостя”, “Песня Индийского гостя”, “Песня Веденецкого гостя” из оперы “Садко” Н.А. Римского-Корсакова; ПЕСЕНКА ПРО СКАЗКУ
музыка Сергея Никитина, стихи Юнны Мориц, «Приходи, сказка» из к/ф «Там, на неведомых дорожках», Музыка и слова: В.Дашкевич – Ю.Ким, словарь “эмоций”.
Оборудование: Мультимедийный проектор, аккустическая система подключенная к компьютеру, презентация, тексты песен.
1. Организационный момент
Исполнение: «Песенка про сказку» музыка Сергея Никитина, стихи Юнны Мориц.
Учитель: Сказка умница и прелесть… разве можно как то по-другому о ней сказать? Кто не любит сказку? Чем же привлекает сказка художников, писателей, поэтов, композиторов?
Дети: чудесами, волшебством, приключениями …
Учитель: Назовите авторов любимых сказок, сказочных картин и музыки?
Дети: Васнецов, Пушкин, Лядов, Римский-Корсаков и т.д.
2. Сообщение темы урока
Учитель: Сегодня на уроке мы поближе познакомимся с творчеством Николая Андреевича Римского-Корсакова
3. Повторение пройденного материала
Учитель: Его настоящая область деятельности – опера, притом сказочная, легендарная, фантастическая. Его называют величайшим среди музыкантов сказочников. Особенно его привлекают сказки Пушкина. Давайте вспомним некоторые из них.
Дети: Узнают оперы по стихам «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане», «Садко».
Учитель: Из огромного творческого наследия композитора мы остановимся на одной опере – былине – «Садко». Это – одно из первых значительных произведений композитора. Сначала Римский-Корсаков сочинил симфоническую картину «Садко». Позже он ее использовал для создания оперы-былины.
Учитель: Вспомните, что такое опера? Почему композитор решил именно оперу написать о Садко, ни балет, не сюиту?
Дети: Сообщение учащихся о былине
Былины— русские народные эпические песни о подвигах богатырей. Основным сюжетом былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины— «ста?рина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом).
Былины, как правило, написаны тоническим стихом с двумя-четырьмя ударениями.
Былина связана с песней, а песня играет главную роль в опере.
(обратить внимание на жанр – песня причина выбора композитором оперы)
Учитель: Каких вы знаете былинных героев?
Дети: Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич
Учитель: Чем же так прославился Садко?
Дети: Он был талантливым гусляром.
Учитель: Давайте познакомимся с ним поближе, в этом нам поможет опера.
Как во славном Нове-городе
Был Садко, веселый молодец;
Не имел он златой казны,
А имел лишь гусельки яровчаты;
По пирам ходил-играл Садко,
Потешал купцов, людей посадских
4. Изучение нового материала
Учитель: Где можно послушать оперу?
Дети: Послушать оперу можно в Оперном театре, по ТВ.
Учитель: Назовите самые известнейшие в мире театры оперы и балета. Кто из вас там побывал?
Ребята, что нужно для того чтобы опера появилась на сцене?
Дети: Сочинить музыку, создать костюмы, сделать декорации.
Учитель: Попадая в театр, мы погружаемся в атмосферу фантазии, мир декораций и магию звуков. Многие слова, а так же описание декораций и сценических подробностей Римский-Корсаков заимствовал целиком из народного эпоса – различных былин, песен, заговоров, причитаний и т.п.
Учитель: Вспомните, как называется пьеса, предназначенная для постановки на сцене.
Дети: либретто
Либретто пишется на основе литературного произведения. Это еще раз подчеркивает связь музыки и литературы. В переводе означает – “маленькая книжечка”.
Учитель: И вот мы с вами в театре. Уже меркнет свет, стало совсем темно, только оркестр чуть светится. Опера началась. Звучит вступление. О чём расскажет вам эта музыка? Попробуйте дать ей название.
(Звучит музыкальный фрагмент из оперы «Садко» «Океан – море синее»)
Дети: Что – то волнующее, наверное, вода или море.
Учитель: Правильно. Вступление называется «Океан – море синее». Как композитор передает характер моря?
Дети: Динамикой. Спокойное море, перекатывающиеся волны, музыка звучит на пиано, бушующее море – на форте.
Учитель: Какие инструменты симфонического оркестра помогают нам услышать «краски моря»?
Дети: Самые певучие струнные смычковые – скрипки, виолончели показывают, как одна волна набегает на другую, а медные духовые инструменты звучат как фанфары, рассказывая о силе и мощи океана.
Повторное слушание (Звучит музыкальный фрагмент из оперы «Садко» «Океан – море синее»)
Учитель: Опера открывается вступлением, рисующим образ моря. Этот образ проходит через всё произведение. Под руководством дирижёра сказочные и реальные образы создают музыканты.
Знакомство их произошло на Ильмень – озере, во второй картине.
Учитель: Светлая летняя ночь. Тишина. Крутой берег Ильмень-озера. С невеселыми мыслями приходит сюда Садко. Отвергнутый самодовольной знатью, непонятый и осмеянный новгородским людом, он обращается за сочувствием к природе, изливая в песне свою тоску-кручинушку.
Звучит видео-фрагмент из оперы «Садко» (нажать на картинку «гиперссылка») После прослушивания фрагмента учитель задает вопросы
Учитель: Скажите в какую обстановку ввела нас музыка? В реальную или сказочную?
Дети: В сказочную.
Учитель: К кому обращается в своей песне Садко?
Дети: К природе, к дубравушке, к Ильмень – озеру, к трость – дереву. Музыка его песни похожа на русскую народную протяжную песню, в которой воспевается природа
Учитель: А какой инструмент сопровождает пение героя?
Дети: Арфа
Учитель: Правильно. Звучит арфа, потому что ее звучание очень похоже на звучание гуслей, она звучит будто едва слышное журчание озера у самого бережка. Давайте попробуем напеть первые фразы песни – арии Садко
5. Слушание и разучивание музыкальных фрагментов
(Учащиеся разучивают первую песню Садко)
Учитель: Голоса ночного леса, подводного мира оживают благодаря чудесному дару гусляра. Долетела до глубокого дна Ильмень – озера. Начались чудеса: всколыхнулось трость – дерево, стая лебедей обернулась красными девицами, а среди них Волхова – дочь царя морского. Очарованный Садко приближается к той, что краше всех. Он хочет знать, кто она, кто другие сестры-девицы. Но не отвечает на вопрос красавица, а только ласково благодарит гусляра за прекрасную грустную песню, что «долетела до глубокого дна Ильмень-озера» и покорила всех своей искренностью.
1. Слушание сцены появления лебедей
2. Просмотр сцены появления лебедей
Нажимаем на картинку «гиперссылка»
По просьбе Волховы Садко заводит игровую песню «Заиграйте, мои гусельки».
Слушание второй песни Садко «Заиграйте, мои гусельки». Просмотр видеоролика нажимаем на картинку «гиперссылка».
Учитель: Давайте мы разучим немного эту песню. Обратите внимание что главная мелодия песни многократно повторяется, но каждый раз появляется в новом оркестровом наряде.
Учитель: В награду за песню Волхова обещает Садко, что он поймает трех рыбок «золотое перо», которые принесут ему богатство и славу.
Учитель: И действительно все, что пообещала Волхова, сбылось. Теперь богат гусляр, и поет ему славу народ. Садко собирает дружину, снаряжает корабли и просит заморских гостей поведать про далекие края, чтобы знать ему, куда плыть.
Учитель: Варяжский гость рассказывает про свою родину – туманный северный край. Чудеса и дивные богатства далекой Индии восхваляет гость Индийский. Город звонких песен, торговый город Веденец, что средь моря встал, воспевает Веденецкий гость.
Первым ведёт рассказ Варяжский гость. (Наигрываю первую фразу).
Учитель: Что можно сказать о характере музыки?
Дети: Суровая, мужественная, величественная музыка. Разучиваем мелодию, затем слушаем первый фрагмент “Песня Варяжского гостя”.
Просмотр видеоролика нажимаем на картинку «гиперссылка».
Учитель: Расскажите о музыке, используя словарь эмоций.
Дети: Музыка – мощная, могучая, гордая.
Учитель: Как называется низкий мужской голос?
Дети: Бас.
Вторым ведет рассказ о своей стране Индийский гость.
Учитель: Как охарактеризовал Римский-Корсаков этого героя? (напеваю песню Индийского гостя).
Дети: Образ Индийского гостя – таинственный, завораживающий. Разучиваем мелодию и слушаем второй фрагмент “Песня Индийского гостя”.
Просмотр видеоролика нажимаем на картинку «гиперссылка».
Учитель: Расскажите о музыке, используя словарь эмоций.
Дети: Музыка медленная, плавная, чарующая.
Учитель: Как называется высокий мужской голос?
Дети: Тенор.
Последним о своей стране поёт Веденецкий гость.
Учитель: Определите характер музыки.
Дети: Характер музыки танцевальный, радостный, задушевный. Разучиваем начальную фразу и слушаем третий фрагмент “Песня Веденецкого гостя”.
Просмотр видеоролика нажимаем на картинку «гиперссылка».
Учитель: Расскажите о песне, используя словарь эмоций.
Дети: Очаровательная, восхитительная, блестящая. Мужской голос, исполняющий песню, называется – баритон
Учитель: Какие музыкальные средства использовал Н.А. Римский-Корсаков для создания различных образов?
Дети: Темп, динамику, тембр, мелодию…
Учитель: В какую из этих стран вы бы посоветовали Садко плыть?
Дети: Мы бы посоветовали Садко плыть в Венецию.
Учитель: “А и в Веденец славный путь ты держи, звонкие песни там перейми”. Садко корабли, собрал дружину и отправился в путешествие.
Учитель: Двенадцать лет он по морю плавает, а дани царю морскому не платил. И вот он велит бросать с корабля в море бочки с красным золотом, чистым серебром и скатным жемчугом. Но не это, оказывается, нужно царю морскому. Нужен ему сам Садко. Потребовал морской царь выкуп и спустился Садко на дно морское развеселил все морское дно своими песнями и отдал морской царь в жены ему царевну Волхову. И снова помогает Волхова Садко, теперь вернуться на землю.
Учитель: В последней седьмой картине мы познакомимся еще с одной песней.
На берегу Ильмень – озера спит Садко. Сквозь сон он слышит мелодию.
Звучит фрагмент из оперы «Садко» «Колыбельная Волховы». Просмотр видеоролика нажимаем на картинку «гиперссылка»
Учитель: Какую песню поёт наша героиня?
Дети: Мелодия очень медленная похожая на колыбельную, поет морская царевна, она фантастическая героиня
Учитель: Фантастические переливы оркестровых красок дают понять чудесное происхождение героини. Конечно же, это колыбельная Волховы.
Римский-Корсаков писал в своей летописи «Вариации колыбельной песни Волховы, прощание с Садко и исчезновение считаю одними из лучших страниц среди своей музыки фантастического содержания».
«Тают силы морской царевны, она поет все медленнее, словно начинает расплываться, глуше и глуше звучит ее голос, и исчезла Волхова. Алым утренним туманом по лугу рассеялась.
А я, царевна Волхова,
Подруга вещая твоя,
Туманом легким растекусь
И быстрой речкой обернусь.
Голос исчезающей Волховы, тает в верхнем регистре. Затих на миг оркестр, а потом тихонько плавно зажурчали флейты и арфы, показывая, как утренний туман, в который обратилась Волхова, рекой разливается.
Учитель: Развеялись волшебные чары подводного царства, весь новгородский люд приветствуют смелого Садко, который проложил путь Новгороду в страны заморские. Слышится торжественный трезвон колоколов, и вместе торжественно поют: «Морю синему слава, Волхове – реке слава!»
6. Подведение итогов урока
Учитель: Как вы думаете, Садко реальный герой или выдуманный.
Дети: Реальный. Это опера – былина, поэтому здесь описываются реальные события, но добавлена сказка.
Учитель: Озеро Ильмень существует на самом деле и река Волхов есть. Как в жизни наших предков сочеталось реальное и таинственное, так и у Римского – Корсакова противопоставляются два образа, два мира. Но побеждает всегда реальное, человеческое начало, а фантастические образы, принявшие на какое – то время человеческий облик и соприкоснувшиеся с людьми, возвращаются вновь в природу т.к. обречены на невозможность соединения с людьми.
Учитель: Что, по вашему мнению, приобретает сказка, когда в ней звучит музыка?
Дети: Становится разнообразнее, интереснее. Грустные и веселые песни покорили сказочных существ, силы природы, подводное царство и принесли славу великому Новгороду.
7. Исполнение песни учащимися
Исполнение песни»Приходи, сказка» (Приложение 1). Нажимаем на картинку дракон (минусовка) «гиперссылка».
8. Домашнее задание: посмотреть худ фильм САДКО и нарисовать Нептуна.