какой обряд перед свадьбой назывался рукобитьем
Рукобитие
Рукобитье (обручение, помолвка, сговор, запой, заручины, просватанье, своды) — часть русского свадебного обряда, в ходе которой достигалась окончательная договорённость по поводу свадьбы.
После успешного сватовства, дня через 2-3 родители молодых организовывали так называемый «сговор», «запой», «рукобитье». Эта терминология обозначала содержание определенного предсвадебного этапа, характерного для русских на всей территории России. При этом договаривались о сроке свадьбы, о предстоящих расходах, количестве подарков, о кладке (форма материального обеспечения невесты со стороны родств жениха), приданом и т. д. Также при рукобитье распределяли свадебные чины. В заключении, отцы жениха и невесты били друг друга по рукам, нередко для этого надевая холщовые рукавицы. Все это должно было означать крепость и обязательность выполнения договора. После «рукобития» невеста считалась просватанной.
Содержание
История рукобития
Перед сговором отступало даже само торжество венчания. Только при Екатерине II, в 1755 г., Святейший Синод сумел соединить обряд обмена колец (обручение) с венчанием, но помолвка (по определению древнеримского юриста, это предварительный договор о заключении брака — футурарум) продолжала жить в народной традиции как оповещение о намерении двух любящих сердец вступить в брак. Незаключение брака после помолвки считалось немыслимым. Происходило это следующим образом.
Жених, родители, близкие родственники приезжали в дом невесты. Писалась рядная запись, в которой говорилось о том, к чему пришли обе стороны, оговаривались обязанности, имена, приданое, неустойки, попятное. Иногда оговаривалось, что муж не должен бить жену; в случае нарушения с обидчика взыскивался штраф. Помолвка сопровождалась празднеством, в богатых семьях иногда снимали целые особняки, специально для этого предназначенные. У всех сословий жених дарил невесте кольцо с камнем. Он же заказывал обручальные кольца, в которых была гравировка: в кольце невесты — инициалы жениха и дата обручения, в кольце жениха — инициалы невесты и тоже дата обручения.
На второй день после помолвки совершался обряд вручения невесте икон, которые вместе с приданым ввозили в дом жениха. Жених привозил гостинцы и подарки для невесты, ее подруг и домочадцев. Приданое перевозили в дом жениха до венчания. В купеческой среде приданое везли на пяти подводах: первая — иконы и самовар, вторая — посуда, третья — постель с принадлежностями, четвертая — мебель, пятая — мать или тетка невесты с переписью приданого, а также сваха, держащая в руках индюшку в чепчике. Встречала приданое мать жениха или старшая замужняя сестра. У дворян перевоз приданого не сопровождался обрядовыми действиями.
Существовал единственный сугубо православный обряд — совместные моления невесты и ее матери. Выполнялся он сразу после отъезда поезда с приданым от дома невесты. Брачный контракт не представлял собой такого официального документа, как в Европе. После этого устраивались девичник и мальчишник. Девичник имел место в среде населения, более близкой к крестьянским традициям, мальчишник — во всех сословиях, Затем происходило церковное оглашение.
Письменно или устно уведомлялся священник прихода о намерении молодых людей вступить в брак, происходило оглашение «имени, чина или состояния» жениха и невесты. Три ближайших воскресенья после литургии батюшка объявлял имена желающих вступить в брак.
Обычай позволял установить, имеются ли препятствия к браку. После трех оглашений выдавался билет, на основании которого на жениха и невесту в день венчания составлялся «обыск», заносившийся в специальную «обыскную» книгу. С 1802 по 1917 гг. она была в каждой церкви. «Обыск» подписывали жених, невеста, 2 — 3 поручителя и причет церкви.
Русский свадебный обряд. Часть 2. Смотрины. Рукобитие
Через несколько дней после сватовства родители невесты (либо родные, если невеста — сирота) приходили в дом жениха смотреть его хозяйство. Эта часть свадьбы была более «утилитарной», чем все другие, и не предполагала специальных обрядов.
От жениха требовали гарантий достатка будущей жены. Поэтому её родители осматривали хозяйство очень внимательно. Основными требованиями к хозяйству было обилие скотины и хлеба, одежды, посуды.
Нередко после осмотра хозяйства родители невесты отказывали жениху.
Н. Неврев. Смотрины
Также под смотринами можно понимать — смотрины хозяйства жениха. Это было важно особенно в том случае, если сваты приезжали из чужой деревни. Удовлетворившись результатами «домоглядства», как ещё назывались смотрины, родители невесты назначали день гласного сватовства — рукобитья.
Если после осмотра хозяйства жениха родители невесты не отказывали ему, назначался день публичного оглашения решения о свадьбе. В разных традициях этот обряд назывался по-разному («своды», «сговор», «запой», «пропой» — от слова «петь», «заручины», «запоруки» — от слов «ударить по рукам», «просватанье», «своды» и многие другие названия), но в любой традиции именно с этого дня начиналась собственно свадьба. После публичного оглашения только исключительные обстоятельства могли расстроить свадьбу (такие, как побег невесты).
Обычно «сговор» проводится примерно через две недели после сватовства.
«Сговор» происходил в доме невесты. На него обычно собиралось большинство жителей деревни, так как день «сговора» был определён после осмотра хозяйства жениха, а за несколько дней до самого «сговора» эта новость распространялась по всей деревне.
На «сговоре» предполагалось угощение для гостей. Родители жениха и невесты должны были договориться о дне свадьбы, о том, кто будет дружкой и т. д.
Рукобитье (сговор, запой, заручины, просватанье, своды) — часть свадебного обряда, в ходе которой достигалась окончательная договорённость по поводу свадьбы.
После успешного сватовства, дня через 2-3 родители молодых организовывали так называемый «сговор», «запой», «рукобитье». Эта терминология обозначала содержание определенного предсвадебного этапа, характерного для русских на всей территории России. При этом договаривались о сроке свадьбы, о предстоящих расходах, количестве подарков, о кладке (форма материального обеспечения невесты со стороны родств жениха), приданом и т. д. Также при рукобитье распределяли свадебные чины. В заключении, отцы жениха и невесты били друг друга по рукам, нередко для этого надевая холщовые рукавицы. Все это должно было означать крепость и обязательность выполнения договора. После «рукобития» невеста считалась просватанной.
Перед сговором отступало даже само торжество венчания. Только при Екатерине II, в 1755 г., Святейший Синод сумел соединить обряд обмена колец (обручение) с венчанием, но помолвка (по определению древнеримского юриста, это предварительный договор о заключении брака — футурарум) продолжала жить в народной традиции как оповещение о намерении двух любящих сердец вступить в брак. Незаключение брака после помолвки считалось немыслимым. Происходило это следующим образом.
Жених, родители, близкие родственники приезжали в дом невесты. Писалась рядная запись, в которой говорилось о том, к чему пришли обе стороны, оговаривались обязанности, имена, приданое, неустойки, попятное. Иногда оговаривалось, что муж не должен бить жену; в случае нарушения с обидчика взыскивался штраф. Помолвка сопровождалась празднеством, в богатых семьях иногда снимали целые особняки, специально для этого предназначенные. У всех сословий жених дарил невесте кольцо с камнем. Он же заказывал обручальные кольца, в которых была гравировка: в кольце невесты — инициалы жениха и дата обручения, в кольце жениха — инициалы невесты и тоже дата обручения.
На второй день после помолвки совершался обряд вручения невесте икон, которые вместе с приданым ввозили в дом жениха. Жених привозил гостинцы и подарки для невесты, ее подруг и домочадцев. Приданое перевозили в дом жениха до венчания. В купеческой среде приданое везли на пяти подводах: первая — иконы и самовар, вторая — посуда, третья — постель с принадлежностями, четвертая — мебель, пятая — мать или тетка невесты с переписью приданого, а также сваха, держащая в руках индюшку в чепчике. Встречала приданое мать жениха или старшая замужняя сестра. У дворян перевоз приданого не сопровождался обрядовыми действиями.
Существовал единственный сугубо православный обряд — совместные моления невесты и ее матери. Выполнялся он сразу после отъезда поезда с приданым от дома невесты. Брачный контракт не представлял собой такого официального документа, как в Европе. После этого устраивались девичник и мальчишник. Девичник имел место в среде населения, более близкой к крестьянским традициям, мальчишник — во всех сословиях, Затем происходило церковное оглашение.
Письменно или устно уведомлялся священник прихода о намерении молодых людей вступить в брак, происходило оглашение «имени, чина или состояния» жениха и невесты. Три ближайших воскресенья после литургии батюшка объявлял имена желающих вступить в брак.
Обычай позволял установить, имеются ли препятствия к браку. После трех оглашений выдавался билет, на основании которого на жениха и невесту в день венчания составлялся «обыск», заносившийся в специальную «обыскную» книгу. С 1802 по 1917 гг. она была в каждой церкви. «Обыск» подписывали жених, невеста, 2 — 3 поручителя и причет церкви.
Соломко С.С. Свадебная церемония.1909
Особенности в северных традициях
На севере этот обряд называется обычно «запоруки», «заручины». При этом обряде присутствуют жених и сват.
На севере обряд запоручивания невесты был одним из самых драматичных из всех обрядов свадебного цикла. Даже если невеста была рада замужеству, ей полагалось причитать. Кроме того, невеста совершала ряд обрядовых действий. Так, она должна была затушить свечу перед иконами. Иногда невеста пряталась, убегала из дома. Когда её пытались вести к отцу, она вырывалась. Подруги невесты должны были ловить её и вести к отцу.
После этого совершалось ключевое действие всего дня — «завешивание» невесты. Отец закрывал лицо невесте платком. После этого невеста переставала вырываться. Место «завешивания» разнится (в разных местах избы или вне избы).
После «завешивания» невеста начинала причитать. Жених и сват, не дожидаясь конца причетов, уезжали.
Смотрины проходили в доме невесты, но, случалось, и на гуляньях, в театре. Когда происходили они в доме невесты, жених с родителями и свахой ехали не прямым путем, а заезжали дальше и делали круг — по обычаю, «запутывали дело». Позже обряд смотрин вобрал в себя Сватовство и Рукобитие и мог поэтому тянуться не одну неделю, причиной чему были споры о размере приданого и т. д.
Свадьба, древнее название сватьба, еще более древнее свиятьба, означает связывание, свиятие. Сваты, свияты, совершали обряд полового сожительства мужчины и женщины из разных родов, связывание, свиятьбу, когда женщину из одного рода отпускали жить к мужчине из другого рода. Позднее обряд связывания оброс многочисленными свадебными обрядами.
Следующий период в некоторых традициях назывался «неделей» (хотя не обязательно он длился именно неделю, иногда — до двух недель). В это время готовилось приданое. В северных традициях невеста постоянно причитала. В южных — каждый вечер в дом невесты приходил жених с друзьями (это называлось «посиделки», «вечорки» и т. д.), пели и плясали.
На «неделе» жених должен был приехать с подарками. В северной традиции все действия на «неделе» сопровождаются причетами невесты, в том числе и приезд жениха.
Свадебные обряды и традиции на Руси – рукобитье
В человеческой культуре существует ряд традиций, суть которых остается неизменной. На разных континентах и в разных исторических эпохах люди будут рождаться, умирать и жениться. Поэтому обряд бракосочетания — один из самых почитаемых и древнейших в культуре человечества.
Еще до прихода христианских традиций в языческой Руси существовали старинные развитые свадебные обряды. Знания о них пришли с фольклором, в сказках и мифах, иностранных свидетельствах и с археологическими находками.
Славянское язычество основано на придании силам природы человеческих свойств, одушевлении тех явлений, которые на тот момент сложно было объяснить, культе предков и вере в магические силы. По этому принципу славяне создают свой пантеон богов. Боги были непосредственными участниками всех ритуальных действий, у каждого обряда свое божество. Покровительницами семьи были богини Лада и Леля.
Вероисповедание сопровождалось созданием идолов, ритуалами, гаданием, знахарством, созданием оберегов, бытовой магией и жертвоприношением. Что делали славяне относительно культа семьи, подробно рассмотрено в статье.
Свадебные обряды на Руси
Общество языческих славян было демократичным, что наложило отпечаток и на традиции славянской свадьбы. Выбор пары для детей родителями в достижении политических и экономических целей сохранялось скорее как пережиток прошлого и не было повсеместным. Великое переселение народов дало молодым людям возможность свободно перемещаться и создавать семьи вдали от дома.
Художник Калинин М. А. Ночь Ивана Купалы
Церемония обручения на Руси условно включала 3 этапа. Первый этап — это выбор жениха и невесты. Большинство источников указывают, что традиция выбора спутника жизни была по большей степени добровольной. Девушки и юноши с помощью ритуальных игр и праздников выбирали себе пару, а уже потом просили благословения у родителей.
Обряды формирования пар будущих супругов проводились на праздник Ивана Купалы и назывались «лады у воды»:
После знакомства молодая пара просила благословения у родителей. Если предки выражали согласие, играли свадьбу. Это второй, ключевой этап создания семьи.
Завершающие обряды — это действия, совершаемые уже после свадьбы. Они направлены на закрепление семейных уз с целью сохранения семейного очага.
Сватовство
В вопросах свадьбы жених и его семья всегда делали первый шаг. После одобрения выбора семья жениха выбирала сватов. Их задача — убедить родителей невесты в выгодах будущего брака.
Художник Пимоненко Н. К. Засватали
Сватовство — это демонстрация самых лучших и выигрышных черт семьи жениха. Свадебный обряд сватовства на Руси был важным этапом свадьбы. Сватами могли быть только замужние мужчины и женщины. Считалось, что они более авторитетны в вопросах семьи. Они наряжались в красивые наряды, седлали лучших коней и отправлялись ко двору невесты.
Там, если им были рады, гостей приглашали к столу. Во время застолья гости красноречиво описывали достоинства жениха, называя его купцом или охотником. Согласие на выдачу невесты давал ее отец. Если отца не было, согласиться или отказать мог старший брат невесты или мать. Удачное сватовство переходило к другим обязательным традициям: смотринам и рукобитью.
Смотрины
Этот обряд носил характер праздничного застолья, где центральная фигура — невеста. Приглашались родственники и другие гости с обеих сторон. Основная цель смотрин — оценить достоинства девицы как будущей жены.
Для этого ей предлагали своеобразные испытания: спеть, накрыть стол, успокоить ребенка. Родственники жениха оценивали красоту, здоровье, ум и таланты будущей невесты.
Художник Петров Н. Смотрины
Если жених не мил девушке, она могла и не стараться на смотринах: выйти к гостям в домашней одежде и отказаться производить впечатление на гостей. Но если оба молодых человека были довольны друг другом, девушка подносила юноше бокал, который он выпивал до дна.
Иногда проводились смотрины жениха. В этом случае обряд был не застольем, а посещение родственниками невесты дома жениха. Они оценивали его благополучие, богатство и быт.
Удачные смотрины заканчивались пиршеством в доме невесты. После этого события молодые становились женихом и невестой.
Рукобитье
Рукобитье — это обряд для родственников молодых, проводимый через 2 дня после сватовства. Его цель — решение насущных вопросов будущей свадьбы. Обсуждалось приданое, расходы, подарки, свадебные чины (роли гостей на свадьбе) и другие детали. То есть этот процесс можно назвать сделкой.
В рукобитье участвовали главы семейств и ближайшие родственники молодых. Когда они достигали консенсуса, били друг друга по рукам, совершали своеобразное рукопожатие.
После этого обряда жених и невеста могли считаться помолвленными. Разорвать такую сделку было намного сложнее, чем на более ранних этапах.
Рукобитье
Приданое
Приданое — это имущество невесты, даримое вместе с ней новой семье. Женщины начинали собирать приданое, как только в их семье рождалась девочка. Его размер определялся материальным статусом невесты и был составлен в основном предметами быта. Когда девочка подрастала, она сама начинала участвовать в создании себе приданого, так как в зажиточных семьях девочки не работали.
Иногда приданым завлекали женихов для не выдающихся красотой или ленивых особ. Среди молодых людей появился целый класс людей, именуемых охотниками за приданым. Приданым могли стать кухонная утварь, одежда, текстиль и другие предметы быта, но среди высших сословий в приданое уходили земли, деньги, скотина.
Вышивальщица готовит приданое
Девичник и мальчишник
Традиция мальчишника и девичника проводилась между рукобитием и свадьбой. Символическое значение этих обрядов — прощание с молодой холостяцкой жизнью.
Девичник
На девичник перед свадьбой в дом невесты собирались ее подруги, с которыми она должна была попрощаться в качестве незамужней девушки. Помимо совместного рукоделия и песен девичник проводился для выполнения двух важных обрядов.
Прежде всего, невеста должна была оплакивать свой уход из родительского дома. Во время плача на нее надевали кружевной платок, поэтому обряд получил название «завешивание». Сам плач назывался вытием.
Другой обряд — расплетание косы. Сначала подруги и сестры невесты заплетали ей в косу красные ленты и жемчуг. Затем, плача и причитая, расплетали косу уже в бане, а невеста передавала украшения младшей сестре или подруге. Этот обряд означал прощание с молодой красотой.
Художник Маковский. Девичник
Под вечер приезжал жених в компании парней. Они угощали девушек лакомствами из ларца: орехами, пряниками, дарили украшения. В ответ девушки угощали молодых мужчин чаем, а невеста дарила жениху фигурку медведя, которую сделала сама.
Накануне свадьбы невеста с девушками ходила в баню. Вместе с ними иногда шла знахарка, которая совершала над невестой ритуальные предсвадебные действия. Например, украшала баню ветками березы и ароматными травами, читала над невестой заговоры на счастливую семейную жизнь. Незамужние девушки поливали себя водой, в которой купалась невеста — так они притягивали собственное замужество.
Мальчишник
Мальчишник у древних славян был гораздо менее распространен. Традиция мальчишника предполагает «пропивание» жениха его друзьями, гульбу по случаю последней холостяцкой ночи и поход в баню.
Свадьба
До свадьбы жених совершал похищение невесты — это пережиток прошлого древних предков, когда девушку похищали не в шутку, а всерьез. Потом это действие стало обрядным. Считалось, что таким образом боги снимут с девушки вину за ее уход от родителей.
Сама свадьба — праздник, на котором принято громко гулять, совершалась в день Любомир. Распорядитель на свадьбе — друг жениха, который следит за исполнением всех обрядов, назывался дружка. Основная его задача — оградить молодых от порчи и увеселить гостей.
Чувашская свадьба
Свадьба могла проводиться целых три дня, но само обручение совершалось в первый из них. Жених приезжал за невестой, выкупал ее и забирал для венчания. Молодые заезжали на кладбище, чтобы получить благословение умерших предков. На капище молодых со всеми гостями ждал волхв, который и венчал молодых. Держась за руки, они слушали молитвы, посвященные Ладе, Роду и Триглаву.
После обручения молодые ехали в дом, где им предстояло вместе жить. Перед входом их осыпали крупами: гречкой, чечевицей, горохом для привлечения сытой жизни, затем жених на руках переносил невесту через порог. В доме невеста трижды обходила домашний очаг и молилась. Затем в присутствии гостей жених обрезал косу жены в знак ее покорности. После этого она убирала оставшиеся волосы в головной убор и не могла больше их показывать никому, кроме членов семьи. Заканчивался день бурным пированием.
Выкуп
Выкуп — это уже испытание для жениха и его дружки. Выкуп показывал, на сколько невеста дорога жениху и на что он готов ради нее. Платить жениху приходилось буквально за все: за косу, за проезд в свадебном поезде (это вереница свадебных экипажей), за вход в дом, за право первой брачной ночи и так далее.
Если свиту невесты не удовлетворял размер платы, жениха «наказывали» — выводили ему другую девушку. Зачастую парню предлагали испытания: найти свою невесту среди закутанных в саван девушек, спеть, доказать свою любовь, отгадать загадки и так далее.
После удачного выкупа сваха невесты совершала обряд бранья — передачи девушки молодому человеку «с рук на руки».
Свадебный выкуп
Что было принято дарить на свадьбу
У древних славян традицией было не только получать подарки на свадьбу, но и дарить их гостям. Так, подарки от молодых назывались «отдарки» и должны были быть ценнее, чем полученные от конкретного гостя.
Кроме того, невеста обязана была одарить всех родственников жениха, ведь в их доме ей предстояло жить. Обычно подарками становились платки, драгоценности и головные уборы. Жених дарил подарки теще и тестю, чаще всего в качестве даров преподносились шубы и сапоги.
Гости же дарили молодым все, что могло обеспечить им безбедный быт. Домашняя птица, скот, продукты (причем в количестве, кратном 10), полотенца, сладости, пеленальные предметы для детей, теплые вещи. Белая скатерть дарится как символ гладкой супружеской жизни. Подарки обязательно должны предназначаться паре, но никак не каждому супругу индивидуально.
Плохая примета — дарить молодым острые столовые приборы. Вилки и ножи символизируют ругань.
Рушник — полотенце с узорами
Почему невеста не надевала белое платье
Помимо подарков для гостей, сделанных вручную невестой, она сама шила себе все 3 свадебных платья. Первое — девичий сарафан — для девичника. Это сарафан простого кроя из ткани нежных оттенков.
Второе платье — венчальное. Оно должно быть красного, алого, бордового цветов, сшитое из самых дорогих тканей. На Руси слово «красный» было синонимично слову «красивый». Украшалось венчальное платье драгоценными камнями, жемчугом, орнаментами, мехом.
Платье, которое надевала молодая жена после первой брачной ночи традиционно золотого и коричневого цветов, украшенное широким поясом. Иногда в этот день девушки наряжались в черные наряды. У древних славян черный не был траурным цветом, а символизировал дань Матери Сырой Земле. Белый цвет считался траурным, в белых одеждах людей хоронили.
Для защиты невесты от сглаза ее одежда должна прикрывать почти все тело. Для того же в платья вшивались булавки.
Свадебное платье славянки
Обряд снятия фаты с невесты
Как умерших хоронили в белом саване, голову невесты покрывали белым платком, венком или позднее, фатой. Непосредственно после обручения свекровь должна поднять фату невесты. Так девушка символично рождается в новой семье.
После свадьбы
После свадьбы и пира молодоженам предстояла первая брачная ночь. По данным разных источников, невест в древней Руси не порицали за рождение детей до свадьбы. Однако есть и другие мнения.
Так, первая ночь с мужем должна оставить кровь на рубахе молодой жены. Такую рубаху вывешивали на крыльцо дома на следующий день. Тогда же свекровь одаривала невестку красивым широким поясом, символизирующим замужнюю женщину.
На утро невеста разжигает печь и готовит угощение для свекра. Через месяц в доме молодоженов вновь устраивалось пиршество — Калачины, чтобы закрепить семейные узы перед лицом богов.
Лада — богиня любви и покровительница семьи
Многие свадебные обряды древних славян не исчезли даже с приходом христианства и до сих пор присутствуют в нашей жизни.