какой минимальный уровень чтения рекомендуется иметь учащимся в начале обучения скоростному чтению

Нормы техники чтения по ФГОС: 1-4 классы. Как проверять технику чтения, какие параметры следует контролировать и важно ли понимание текста?

какой минимальный уровень чтения рекомендуется иметь учащимся в начале обучения скоростному чтению

Чтение — один из базовых навыков школьника. Действительно, уметь читать необходимо не только на уроках литературы, но и на математике (прочесть задачу), окружающем мире (параграф), музыке (например, текст песни). Не умея достаточно бегло читать и понимать прочитанное, ребенок теряет возможность успешно учиться вообще. Что же такое техника чтения и как ее проверить и повысить при необходимости?

Две составляющие процесса чтения

В своей книге «Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе» Г.Г. Мисаренко рассуждает о том, из чего складывается процесс чтения. Педагог приходит к выводу, что надо различать технику чтения и осмысленность чтения. Первое — это умение узнавать буквы, декодировать их в звуки, составлять слоги, а в дальнейшем — слова.

Второе — это способность понимать смысл прочитанного, воспринимать его суть и языковые особенности.

Прежде чем сформирован навык «декодирования» слов, невозможно требовать от ребенка осмысленного чтения: все его интеллектуальные силы уходят на опознавание букв, слогов и слов, на смысл не остается ни времени, ни сил. Так что решать проблему формирования осмысленности надо лишь тогда, когда собственно техника доведена до автоматизма на уровне, необходимом для учеников данного класса.

Нормы для учеников разных классов

Ниже приведены таблицы, в которых указаны ориентировочные нормы техники чтения по ФГОС (1-4 класс). Эти таблицы можно использовать для проверки уровня навыка у ребенка дома и в школе; естественно, по классам показатели меняются. Однако необходимо осознавать, что техника чтения — необходимое базовое умение, но недостаточное. После того, как сформирована техника, необходимо переходить к освоению осмысленности чтения.

Как проверить технику чтения

Чтобы выяснить, соответствуют ли показатели ученика нормам техники чтения по классам по ФГОС, надо правильно проверить технику чтения.

Что при этом учитывается?

Готовя текст для проверки техники чтения, надо соблюдать следующие требования:

Ход проверки

Проверка техники чтения — важный вид работы в начальной школе. Учителю необходимо знать, какого уровня владения техникой «декодирования» букв достигли ученики. Поэтому во 2 – 4 классах требуется обязательный входной контроль.

Но этого мало. Проводить проверку техники чтения надо несколько раз в год; дети не должны воспринимать эту процедуру как нечто травмирующее. Поэтому выставлять оценку собственно по результатам проверки не следует. Оценивание чтения проводится на уроке литературного чтения.

Надо предложить ребенку читать текст в течение трех минут. Если ученик ошибся, запрещено его останавливать или поправлять: это нужно сделать после проверки. Следует постараться настроить ребенка на спокойное выполнение работы. Если не получилось (ребенок заикается от волнения, его голос срывается), лучше перенести проверку: ее результаты будут неточными.

Как считать слова

После того как ребенок читал в течение трех минут, его надо остановить и пометить слово, до которого он дошел. Затем подсчитать все прочитанные слова, в том числе предлоги, союзы и частицы. Полученный результат надо разделить на три, чтобы узнать, сколько слов в минуту прочитал школьник; в школе результат вносится учителем в бланк проверки. Это поможет следить за динамикой учеников; результаты можно также заносить в портфолио школьника.

Если проверку проводят родители дома, то ученику 3-4 класса можно предложить читать в течение 5 минут и разделить затем количество слов, прочитанных за это время, на пять. Такой результат будет еще точнее.

Осмысленность чтения

Следуя требованиям ФГОС, стоит после прочтения текста задать ребенку несколько несложных вопросов по содержанию, чтобы проверить, понимает ли школьник, что он читает.

Но при этом надо помнить, что осмысленное чтение — это уже второй этап при обучении. Сначала необходимо отработать технику.

Как можно повысить технику чтения

Существует огромное количество упражнений, направленных на повышение техники чтения. Некоторые виды удобны для работы в классе, другие результативнее при использовании дома, индивидуально.

Для индивидуальных занятий, например, отлично подойдет упоминавшийся выше сборник упражнений Г.Г. Мисаренко. В нем подобраны слова и предложения в соответствии с уровнем сложности.

Прекрасные результаты дают следующие упражнения:

Полезны и обычные игры-головоломки типа «Эрудита» или филворда.

Как тренировать осмысленность чтения

После того как техника чтения стала достаточной, можно уделить время формированию осмысленности чтения.

Порекомендуем несколько игр.

Развитие техники чтения — важнейшая задача. Надеемся, наша статья будет полезна и поможет достичь высоких результатов.

Об авторе: Сафонова Елена, учитель русского языка и литературы, стаж работы 20+ лет, ГКОУ СКОШИ №31, г. Москва.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник

Какой минимальный уровень чтения рекомендуется иметь учащимся в начале обучения скоростному чтению

какой минимальный уровень чтения рекомендуется иметь учащимся в начале обучения скоростному чтениюкакой минимальный уровень чтения рекомендуется иметь учащимся в начале обучения скоростному чтениюкакой минимальный уровень чтения рекомендуется иметь учащимся в начале обучения скоростному чтениюкакой минимальный уровень чтения рекомендуется иметь учащимся в начале обучения скоростному чтениюкакой минимальный уровень чтения рекомендуется иметь учащимся в начале обучения скоростному чтению

какой минимальный уровень чтения рекомендуется иметь учащимся в начале обучения скоростному чтениюМногие родители сами учат читать детей до школы, интуитивно понимая важность процесса. На успеваемость влияет более двухсот факторов.

Самый актуальный – скорость чтения: как быстро школьник читает и понимает прочитанное.

Как только дети начинают читать небольшие предложения из коротких слов, некоторые родители приступают к проверке техники чтения. Объясняют так: проверяем скорочтение. Ребёнок ещё едва читает, а родители уже подталкивают: быстрее, быстрее. Мне бы хотелось заметить следующее. Технику чтения надо совершенствовать, но грамотно.

Оптимальное чтение

Для начала понять: скорочтение не имеет к начальной школе отношения. Говоря о скорочтении, имеют ввиду чтение более чем 300 слов/мин. Такое возможно только при чтении про себя, доступном далеко не всем ученикам начальной школы. И скорочтению, а точнее, быстрому чтению, надо специально учиться.

Это чтение в темпе разговорной речи. Оптимальный темп разговорной речи человека 120-150 слов/мин. Исследования показывают: понимание текста школьниками достигается именно в этом темпе.

Влияние темпа на понимание текста

За столетия мышление человека приспособилось именно к оптимальному чтению. Этим обусловлено понимание прочитанного в диапазоне 120-150 слов/мин.

Проведите эксперимент: засеките на секундомере скорость чтения диктора новостей по телевизору. Обнаружится диапазон 90–170 слов/мин (среднее 130). Оптимальный диапазон для понимания того, что диктор говорит.

Многие ученики в школе в оптимальное чтение не укладываются. Чтение из удовольствия превращается в мучение, время домашних заданий бесконечно, на уроках скучно. Выучить материал на хорошую оценку невозможно: читать тексты по каждому предмету надо минимум 2 раза, где время взять. В этом корни всех школьных проблем.

Проблема всем известная, скажете вы. Но это уже не просто проблема, а кризис.

Что делать?

Психологи соотнесли успеваемость учеников 8 класса и их технику чтения в 4 классе.

В реальной школе будут присутствовать все категории учеников. Важно их соотношение, определяющее настрой на успех. В классе, настроенном на учёбу, превалируют первые 2 группы.какой минимальный уровень чтения рекомендуется иметь учащимся в начале обучения скоростному чтению

Где теряем детей?

Самое слабое звено в школе – начальные классы. Здесь теряются до 70% учеников в том смысле, что они не могут в средней школе учиться на 4 и 5. В пятом классе объём информации резко возрастает, а низкая техника чтения не позволяет школьнику её освоить. Поэтому вопрос переформулируем следующим образом.

Что делать в начальных классах?

Работать над чтением. Все не могут читать как отличники. А как хорошисты? Реально ли всем читать 120 слов, то есть освоить оптимальное чтение?

Оптимальное чтение и темперамент

Многое зависит от темперамента.

Как улучшить технику чтения

Психолог Зайцев В. Н. рекомендует 8 методов как повысить технику чтения. Всего 8 резервов, но работающих, по его словам, в любых условиях. Не удивлюсь, что они известны, но не родителям.

Её учитывает мало кто из учителей, а родители вообще о ней не знают.

Важна не длительность, а частота тренировки чтения.

Память человеческая такова, что запоминается не постоянно находящееся перед глазами, а мелькающее: то есть, то нет. Мелькание создаёт раздражение и запоминается. Чтобы довести необходимые умения (умение читать, в том числе) до автоматизма (уровень навыка), проводите тренировку ежедневно (обязательное условие) через определённые промежутки. Причём упражнения должны быть небольшими по объёму.

А что делает обычная мама? Она даёт своему ещё плохо читающему первокласснику (или дошкольнику) текст и говорит «Пока не прочтёшь, гулять не пойдёшь». На короткую сказку у ребёнка с низкой техникой чтения уйдёт до полутора часов. Устанет? Ещё как! Допущена ошибка, мама подавила желание читать.

Как рекомендуется. Домашнюю тренировку проводить в три приёма по 5 минут. Ребёнок читает часть текста и пересказывает его. Через 2-3 часа также читается вторая часть. А перед сном третья. При этом подходе навык вырабатывается гораздо лучше, чем при чтении полтора-два часа подряд.

Жужжащее чтение. О нём знают все учителя. Метод применялся в школе, где работал В. А. Сухомлинский. Ничего особого нет. Просто дети читают текст 5 минут все одновременно, тихо, каждый в своём темпе. Обычно за урок учитель спрашивает максимум 10 учеников. А так все имеют возможность потренироваться в чтении. «Пожужжать» можно и дома несколько раз в день.

Пятиминутки чтения на каждом уроке. Метод из монгольских школ, когда там ещё учили русский язык. Наши учителя были удивлены, что ученики в монгольских школах читают по-русски лучше, чем носители языка. А всё оказалось просто. У каждого школьника на парте лежала книга, которую в начале любого урока независимо от предмета он читал 5 минут. Чтение жужжащее. По истечении времени книга закрывается, и продолжается обычный урок.

Чтение перед сном. Опять же особенность памяти: эмоциональной памятью фиксируется последнее событие дня. Замечено было давно. Применялось два века назад:

Студент, науками живущий,
Учи псалтырь на сон грядущий.

Для быстро устающих детей. Есть такие ученики, которые, прочитав 1-2 строчки, отдыхают. Тут хороши книжки типа комиксов или книжек В. Радлова, В. Сутеева с большим количеством рисунков и короткими подписями под ними.

Для детей со слабо развитой оперативной памятью.

Ребёнку дают предложение из 6-8 слов. Пока читал до половины, первое слово забыл. Следовательно, понять смысл не в состоянии. Знакомая картина?

Тренировать оперативную память помогут зрительные диктанты. Они разработаны в прошлом веке профессором И. Т. Федоренко. В интернете можно найти. Или подождать следующей статьи на сайте Нестандартные дети. Хоть «прошлый век» звучит для молодых родителей почти как «мезозойская эра», метод очень эффективный по опыту скажу.

Условие! Упражняться надо ежедневно 54 дня подряд. Тогда можно рассчитывать на результат. Новый навык формируется 3 месяца.

В системе Федоренко имеются 3 типа полезных упражнений:

Применяют их часто, но может кто не знает.

Проводится со всем классом или дома индивидуально. Последовательность домашней тренировки.

Срабатывает психологический момент: успех радует ребёнка и вызывает желание читать ещё. Однако не следует работать с одним и тем же текстом более 3 раз.

Изменим задание: читаем в темпе скороговорки. На том же тексте проведём тренировку артикуляционного аппарата. Он тоже немало влияет на скорость чтения.

Главное требование: чётко произносить окончания слов. Длительность упражнения не > 30 сек.

Переходим к выразительному чтению.

Тут нас ожидает маленькое чудо: несколько раз прочитав в повышенном темпе знакомую часть текста, ученик и незнакомую часть читает также в повышенном темпе. Правда, хватает его ненадолго. Но если упражняться ежедневно, то продолжительность чтения текста в повышенном темпе будет увеличиваться. Две-три недели занятий, и чтение заметно улучшится.

Важно стимулировать чтение. Обычно стимулирование понимается как награда чем-то. Но психологи предлагают самозамер скорости чтения. Проводится так.

Учитель или родитель может поинтересоваться количеством слов неделю назад и сравнить с настоящим. Результат при систематической работе всегда положительный. Это вызывает положительное отношение к тренировкам. Именно это главная задача в упражнении. Взрослому надо так формулировать оценку, чтобы были именно положительные эмоции.

Как видите, ничего невозможного нет. Требуется только систематический труд. Конечно, темп и результаты у разных ребят будут разными. Но так и должно быть. Сайт Нестандартные дети желает успехов своим читателям.

Источник

Методическая разработка «Обучение скорочтению»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Министерство образования и науки Республики Саха(Якутия)

Муниципальный орган управления образования Сунтарского улуса

МБОУ «Кемпендяйская СОШ им. В.И. Иванова»

учитель русского языка и литературы

Из истории обучения скорочтению…………………………………6

Пять основных причин медленного чтения………………………….8

Как быстро повысить скорость чтения……………………………..9

Методы увеличения скорости чтения………………………………10

Как научиться читать быстро, эффективно, и при этом понимать хорошо текст и запоминать по возможности как больше информации?

Анализ современных методик обучения чтению показал, что более совершенным и продуктивным методом чтения в современной методике, позволяющим решить проблемы с вниманием, запоминанием, а также значительно повысить скорость чтения, является метод скорочтения. чтение г

При низкой скорости чтения ученику старших классов и 24-х часов не хватит, чтобы прочитать все с домашнего задания.

Таким образом, он обречен на низкий уровень успеваемости. Быстро читают обычно те ученики, которые читают много. В процессе чтения совершенствуются оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей зависит умственная работоспособность.

Снижение интереса современных школьников к чтению становится серьёзной культурной проблемой.

В связи с выдвинутой проблемой основной целью исследования является создание программы по скорочтению, состоящего из блоков упражнений по овладению методом скорочтения, направленного на повышение скорости чтения, способствующих сформированию навыков чтения: осознанность, скорость, выразительность.

Актуальность: Одной из серьёзных проблем, с которым сталкиваются школьники, является плохая техника чтения. Медленное и неуверенное прочтение текстовой информации приводит к тому, что на выполнение заданий тратится больше времени, а это, в свою очередь, приводит общему снижению показателей успеваемости. От умения детей читать бегло и выразительно, понимать содержание прочитанного, зависит успех на протяжении всех школьных лет.

В процессе достижения основной цели необходимо решить следующие задачи :

На основе анализа изученной научно-теоретической литературы

дать определение понятию «скорочтение»;

Познакомиться с методикой работы над скорочтением

Разработать программу по скорочтению, состоящую из блоков

упражнений, на основе методик, применяемых при обучении

Объектом данного доклада является процесс скорочтения как эффективный метод обучения учащихся 5-6 классов.

Предметом исследования выступает разработаннаяпрограмма по скорочтению, состоящий из блоков упражнений, направленных на развитие навыков скорочтения.

Исходя из вышеизложенной проблемы, нами была сформулирована гипотеза о том, что обучение учащихся скорочтению в процессе выполнения ими предложенного тренинга, позволит ускорить процесс восприятия и понимания текста, и, следовательно, сделает процесс чтения более эффективным.

Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленной цели и сопутствующих задач нами были применены следующие методы исследования:

изучение и обобщение литературы по теме;

подбор упражнений повышающих скорость чтения;

составление программы по скорочтению для 6 класса

анализ результатов обучения;

Новизна исследования заключается в попытке введения метода скорочтения в работе над текстом.

Исследование проходило в несколько этапов:

на первом этапе проводилось изучение литературы по проблеме обучения чтению,

на втором этапе определялась методологическая база, предмет, объект, цель и задачи исследования, разрабатывалась гипотеза,

на третьем этапе проводилась собственно экспериментальная проверка метода скорочтения в процесс обучения

Структура доклада состоит из введения, четырех пунктов, заключения, использованной литературы и приложения.

Во введении указывается цель, объект, предмет исследования, и формулируется гипотеза.

В первом пунктедается информация об истории обучения скорочтения.

Во втором пункте определяются основные причины медленного чтения, а так же возникающие в связи с этим трудности.

Третий пункт посвящен теме повышения скорости чтения

В четвертом пункте рассматриваются методы увеличения скорости чтения с помощью тренингов.

В заключении обобщаются выводы по проблеме исследования, о достижении поставленной цели и задач, прилагается список по изученной проблеме и рабочая программа внеурочной деятельности по обучению скорочтению

Из истории обучения скорочтения

В основах скорочтения лежат, в частности, исследования французского врача-офтальмолога Эмиля Жаваля. В 1878 году он обнаружил, что глаза совершают короткие движения (скачки) с короткими остановками (фиксации). Во время чтения одной строки глаза останавливаются 3—4 раза, а не на каждом знаке. Исследование показало, что поле зрения человека шире, чем считалось ранее. В 1894 году в печати появились статьи о преимуществах скорочтения. С распространением массового образования интерес усиливался.

Первый курс скорочтения был организован в Сиракузском университете США в 1925 году.

В 1958 году появился способ «Динамического чтения», разработанный учительницей Эвелин Вуд 1

Обучение скорочтению, когда и как?

Обучение классическим приемам скорочтения, построенным на принципе полного подавления внутреннего проговаривания не стоит начинать раньше 10-12 лет. Это связано с тем, что ученики начальной школы лучше запоминают информацию, скорость передачи которой идентична средней скорости обычной человеческой речи.

Однако даже в первом классе, в процессе обучения ребенка чтению, можно воспользоваться некоторыми приемами, которые предлагает методика скорочтения. Упражнения эти будут чрезвычайно полезны для развития навыков быстрого чтения у детей.

Потребность в книге должна формироваться на самых ранних этапах школьного образования. Чтение одно из важнейших средств формирования личности. С одной стороны, чтение является предметом обучения, а с другой средством обучения. Из книг, в том числе и учебных по различным предметам, ребёнок получает разнообразные знания. Чтение литературных произведений всегда выполняющих познавательную, эстетическую и воспитательную функции, практическое знакомство с особым обобщенным, образно-эмоциональным способом отражения и познания жизни формирует эмоциональную сферу, нравственно эстетические идеалы, взгляды, отношения ребёнка.

Поэтому так важно именно в этот период научить бегло читать, сформировать у него техническую сторону чтения, умение работать с научно – познавательным и художественным текстом, обеспечить полноценное восприятие доступного художественного текста, чтобы оно оказало максимальное воздействие на растущего человека..

В реальных условиях каждая школа хотела, чтобы большая часть учеников занималась на 4 и 5. И поэтому мы должны стремиться, чтобы в конце начального обучения большая часть учеников имели скорость чтения не ниже 120 слов в минуту. Но реально ли это? Ведь разные ученики имеют разный темперамент. Оказывается, что холерики, как правило, говорят и читают в темпе не ниже 150 слов в минуту. Для сангвиников это 120 слов в минуту. Но природа не обходится без подарков.

Дело в том, что по данным НИИ психологии более 90% учеников относятся к холерикам и сангвиникам. Флегматики и меланхолики составляют менее 10%, т.е. 3-4 человека в классе.

Эксперименты, проводимые за последние годы, показали, что быстрое чтение активизирует процессы мышления и является одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения, от начальной до высшей школы.

Итак, большинству учеников вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту. Тогда возникает вопрос, как выйти на этот уровень. Как помочь нашим детям справиться с трудностями при чтении

Что нам мешает читать быстро?

Можно выделить пять основных причин медленного чтения:

Расскажем подробнее о каждой из них.( см. приложение №1)

Основные навыки скорочтения

Концентрация внимания — удержание внимания на чтении. Для усиления концентрации чтение сопровождается подавлением внутреннего диалога и снижением реагирования на внешние раздражители.

Как быстро повысить скорость чтения

Методы увеличения скорости чтения

В ходе работы были рассмотрены следующие вопросы:

Именно скорочтение дает наибольшие возможности для воспитания и всестороннего развития учащегося и является залогом успеха в дальнейшей жизни

В процессе исследования было установлено, что при выработке скорочтения учащиеся сталкиваются с такими трудностями, как:

с малым полем зрения,

с отсутствием внимания при чтении.

Под скорочтением понимается более совершенный и продуктивный метод чтения, позволяющий решить проблемы с вниманием и запоминанием, устранить регрессии и артикуляцию, расширить поле зрения, которые возникают у многих учащихся, а также значительно ускорить процесс восприятия и понимания текста.

В данной работе была предпринята попытка улучшить чтение у учащихся с помощью тренинга по скорочтению, состоящего из блоков упражнений, направленного на устранение выявленных трудностей.

Таким образом, начатая работа с введением метода скорочтения при работе над текстом может иметь продолжение и позволит ускорить процесс осознанного чтения и сделает его более эффективным.

1. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. – М.: Творческая педагогика, 1993.

3. Квашнина Н.С. Развитие элементов ритмического чтения, 1991

4. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. “Как преодолеть трудности в обучении чтению”. – М.: изд. “Ось-89”, 1999. – 239с.

5. Фролова В.Д. Развитие интереса к чтению. // Начальная школа. 1989. №12. сс. 27-31.

6. Материалы сайта : «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»: http://festival.1september.ru

Движения губ, языка и других органов речи при чтении про себя затормаживаются лишь внешне. На самом же деле они находятся в постоянном скрытом движении. Интенсивность этих микродвиженийартикуляторовзависит прежде всего от уровня развития навыка чтения и сложности текста. Чем менее развит навык чтения про себя и чем сложнее текст, тем ярче выражена артикуляция, тем больше развернута внутренняя речь.
Привычка проговаривать слова присуща большинству читателей. Формируется она в детстве, когда учатся читать. Сначала ребенок произносит слово по буквам, потом по слогам и, наконец, читает вслух все слово целиком. В результате между видимым и произносимым словом устанавливается прочная рефлекторная связь и формируется устойчивый стереотипный навык проговаривать текст.
При таком чтении читают не столько глазами, сколько «ушами и губами», так как считываемая информация передается в мозг, где она обрабатывается с участием речеслухового канала, пропускная способность которого во много раз меньше зрительного. Предел пропускной способности речеслухового канала составляет 900 знаков в минуту, в то время как у зрительного нет достоверно установленного ограничения.

Под полем зрения понимается участок текста (количество символов), четко воспринимаемый глазами при одной фиксации взгляда. При традиционном чтении, когда воспринимаются буквы или, в лучшем cлучае, два-три слова, поле зрения очень мало. Вследствие этого глаза делают много лишних скачков и остановок

Чем шире поле зрения, тем больше букв и слов одновременно воспринимается при каждой остановке глаз, тем меньше становится число этих остановок на странице, и в итоге темп чтения возрастает.

Ширина поля
зрения больше
одного слова.

Взгляд человека, поле зрения которого охватывает всю строку сразу, скользит по странице сверху вниз, практически без горизонтальных движений по строкам.

Ширина поля
зрения равна
строке.

Значительно снижает скорость чтения и непроизводительный переход глаз от конца каждой прочитанной строки к началу новой. Сколько строк на странице, столько и лишних переходов, т.е. холостых движений глаз. На это расходуется не только время, но и наши силы. При быстром чтении движение глаз более экономно: вертикально сверху вниз по центру страницы.

Понятно, что столь частые, повторные просмотры текста резко снижают скорость чтения.

Скорость чтения у большинства читателей намного ниже той, которую они могли бы иметь без ущерба для понимания. У «медленного» читателя внимание часто переключается на посторонние мысли и предметы и интерес к тексту снижается. Поэтому большие фрагменты иногда прочитываются механически и смысл прочитанного не доходит до сознания. Такой читатель, заметив, что думает о посторонних вещах, бывает вынужден перечитывать отрывок заново.

Взяв в руки книгу, мы часто не можем сразу определить, насколько она нам необходима, надо ли читать ее целиком, стоит ли ее покупать и т.д.

Попробуйте сделать так:

сосредоточьтесь на названии книги (или статьи);

внимательно прочитайте имя автора: может быть оно знакомо Вам и Вы уже что-то читали или слышали о нем;

просмотрите оглавление, список используемой литературы, аннотацию к книге или статье.

Если Вы решили продолжить знакомство, то:

взгляните еще раз на оглавление и раскройте книгу на тех страницах, которые могли бы Вас заинтересовать;

прочтите заключение или выводы.

Если Вы уже выбрали книгу и приступили к чтению, то:

отметьте факты, полученные из текста;

обратите внимание на особенности излагаемого материала;

оцените новизну материала и возможность его практического использования.

Первый метод заключается в том, что на страницу кладется рука, которая медленно сдвигается вниз, в то время как глаза движутся по тексту обычным образом. Рука движется сама по себе, ее перемещение никак не связано с перемещением глаз. Глаза вовсе не должны читать именно в том месте, где находится рука, но это простое движение поможет Вам увеличить скорость. Необходимо постоянно двигать руку, не останавливаясь после прочтения небольшой части текста. Рука проходит каждую страницу только один раз. Если Вы левша, используйте для движения левую руку.

Прыжок очень похож на сметание, но в этом методе пальцы не скользят по странице, а делают два удара на каждой строке. При каждом ударе Вы фиксируете взгляд и считываете группу из трёх-четырёх слов. Переход к этому методу позволит сохранить устойчивый рост скорости чтения, поскольку метод очень похож на чтение с метрономом. Движение выполняется всей рукой, а не только запястьем.

Эти методы кажутся простыми и лёгкими, но не стоит заблуждаться. Они очень полезны и могут помочь читателю с хорошей подготовкой читать быстрее и продуктивнее, но для этого надо постоянно использовать из на практике. Обычно требуется три-четыре занятия для овладения любым из описанных методов. Во время занятий Вы можете заметить, что один из приведённых методов подходит Вам больше, чем остальные. Определите, какой именно Вам наиболее удобен, и используйте его.

Деннис Дойл, профессор, специалист по чтению, директор обучающего центра колледжа Глендэйл

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *