какой международной организацией разработаны 40 9 рекомендаций по противодействию отмыванию денег
Рекомендации ФАТФ
Рекомендации ФАТФ (Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег) для национальных законодательств – 40 основных рекомендаций, направленных на противодействие финансовым преступлениям.
Впервые рекомендации были разработаны в 1990 году. В дальнейшем они неоднократно пересматривались и дополнялись, например в 1996 и 2003 годах. На сегодняшний день эти рекомендации являются международным стандартом по противодействию отмыванию денежных средств. На их основе строятся национальные законодательства.
1. Закон должен рассматривать отмывание денег как уголовное преступление.
2. Анализа объективных фактических обстоятельств должно быть достаточно для доказательства вины в этом преступлении.
3. Законом должна предусматриваться возможность конфискации легализованного имущества и средств по отмыванию денег. Доказательства легальности происхождения средств возлагаются на обвиняемого.
4. Банковская тайна не должна препятствовать выполнению рекомендаций ФАТФ,
5. На финансовые организации возлагаются функции сбора, проверки и хранения информации о клиентах и бенефициариях по операциям.
6. Финансовые организации обязаны выявлять клиентов, имеющих отношение к госслужбе, и членов их семей, проявлять в работе с ними особую осторожность.
7. Банки должны предъявлять требования к своим контрагентам, при этом вводится запрет на коротношения с кредитными организациями, которые не проводят мероприятия по контролю за клиентами.
8. Особое внимание должно быть уделено анонимным технологиям при общении клиентов с банками.
9. В случае если клиента привлекает посредник, ответственность возлагается на саму финансовую организацию.
10. Архивы с информацией должны храниться не менее пяти лет со дня прекращения отношений с клиентом.
11. Необходимо требовать письменное объяснение во всех случаях, когда операция вызывает подозрение или не имеет явной экономической цели.
12. Сбором информации о клиентах должны заниматься, помимо банков, также казино, агенты по недвижимости, торговцы ювелирными изделиями, юристы, нотариусы, другие независимые юридические консультанты и бухгалтеры.
13. Финансовые организации должны сообщать о подозрительных операциях.
14. Финансовые организации при сообщении о подозрительных сделках освобождаются от ответственности перед клиентами за раскрытие его тайны.
15. Финучреждения обязаны разработать программы – алгоритмы действия по борьбе с отмыванием денег.
16. При создании юрлиц и других действиях юристы, бухгалтеры, аудиторы обязаны докладывать о подозрительных операциях.
17. В законодательстве должны быть предусмотрены эффективные и соразмерные санкции за нарушение рекомендаций ФАТФ.
18. Вводится запрет на создание фиктивных банков и установление отношений с ними.
19. Контролю подлежит физическое перемещение ценностей через границу. Банки обязаны сообщать о валютных операциях сверх устанавливаемого предела.
20. Рекомендации ФАТФ должны распространяться на все виды бизнеса, а не только финансовую сферу.
21. Финучреждения должны уделять повышенное внимание операциям со странами, которые не выполняют рекомендации ФАТФ.
22. Рекомендации ФАТФ должны распространяться на все филиалы и дочерние структуры за рубежом.
23. Законодательно необходимо предусмотреть меры противодействия тому, чтобы финансовые организации могли оказаться под контролем преступников.
24. В нефинансовой сфере контроль за выполнением рекомендаций должен быть возложен на государство или саморегулируемые организации.
25. На уполномоченные органы возлагается разработка инструкций для каждого вида бизнеса по противодействию отмыванию денежных средств.
26. Предполагается создание национальной организации по борьбе с отмыванием денег.
27. Для расследования дел об отмывании средств правоохранительные органы наделяются специальными правами.
28. Специальные компетентные органы должны получить право истребования документов в ходе расследования.
29. Надзорный орган должен получить право проведения проверок организаций.
30. Государство обязано обеспечить соответствующие органы адекватными финансовыми, человеческими и техническими ресурсами.
31. Необходимо установить сотрудничество между органом, противодействующим отмыванию денег, и другими силовыми структурами.
32. Соответствующие организации должны вести статистику эффективности применяемых мер.
33. Специализированный орган должен получить доступ к информации о бенефициариях юридических лиц.
34. Необходимо обеспечить прозрачность законодательства о доверительном управлении.
35. Государства должны ратифицировать Венскую, Палермскую конвенции ООН, Конвенцию 1999 года по подавлению финансирования терроризма.
36. Требуется не отказывать иностранным государствам в предоставлении информации по отмыванию денег на основании внутреннего законодательства о банковской тайне.
37. Необходимо оказывать помощь другим государствам в расследовании даже в том случае, если в одной из стран действие, в результате которого были получены деньги, не является преступлением.
38. Страны обязаны оказывать содействие иностранным государствам в поиске, конфискации и замораживании активов, имеющих отношение к отмыванию денег.
39. Законодательство должно предусматривать возможность экстрадиции обвиняемых в отмывании денежных средств.
40. Последняя рекомендация призвана способствовать обмену информации между специализированными государственными органами, ответственными за противодействие отмыванию денежных средств и финансированию терроризма.
Рекомендации ФАТФ не дублируют и не подменяют соответствующие положения других принятых международных актов и соглашений, а служат их дополнением. На основании резолюции № 1617 от 2005 года Совета безопасности ООН они обязательны для всех государств, являющихся членами Организации объединенных наций.
В 2001 году после террористической атаки на США 40 основных рекомендаций были дополнены девятью специальными, направленными на противодействие терроризму.
Какой международной организацией разработаны 40 9 рекомендаций по противодействию отмыванию денег
Создание Группы стало ответом на возросшие объемы отмываемых преступных доходов во всем мире. С учетом сложности работы по выявлению грязных денег в международной финансовой системе возникло понимание неотложности разработки коллективных мер противодействия финансовым преступлениям.
Российская Федерация принята в члены в июне 2003 года.
ФАТФ поддерживает партнерские отношения с региональными группами по типу ФАТФ (РГТФ), объединяющими страны, готовые к выполнению 40 рекомендаций и взаимной оценке своих национальных систем ПОД/ФТ:
Сходные с РГТФ функции имеет Оффшорная группа банковского надзора (ОГБН).
Стратегия ФАТФ состоит из следующих основных компонентов:
— разработка международных стандартов в борьбе с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма;
— осуществление мониторинга за исполнением данных стандартов; проведение исследований рисков, трендов и типологий отмывания денег и финансирования терроризма с разработкой методологий борьбы с этими видами преступлений;
— развитие надежных и эффективных региональных структур, организованных по тем же принципам, что и ФАТФ;
— расширение сотрудничества с профильными международными организациями.
Секретариат ФАТФ расположен в штаб-квартире Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в г. Париже. При этом ФАТФ независима и не входит в структуру ОЭСР или какой-либо другой международной организации.
В задачи ФАТФ входит:
1. Выработка рекомендаций в области борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма.
Так, в феврале 1990 года ФАТФ были разработаны и предложены на рассмотрение всех заинтересованных стран, в том числе с неразвитой финансовой системой, 40 Рекомендаций по борьбе с отмыванием денег, которые являются конкретными предложениями по совершенствованию странами-участницами своих законодательных систем и финансовых структур, направленными на повышение эффективности совместной борьбы государств с отмыванием денег, а также на укрепление международного сотрудничества в этой области.
В июне 1996 года эти Рекомендации были пересмотрены с целью их адаптации к меняющимся мировым тенденциям в области отмывания денег, а также к динамике технологического прогресса в сфере финансовых услуг.
В соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН № 1617 (2005) 40+9 рекомендаций ФАТФ являются обязательными международными стандартами для выполнения государствами-членами ООН.
В феврале 2013 года утверждена новая Методология оценки технического соответствия Рекомендациям ФАТФ и эффективности национальных систем ПОД/ФТ.
2. Проведение взаимных оценок в странах-участницах на предмет соответствия национальных законодательств и действующей практики в области борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма Рекомендациям ФАТФ.
3. Изучение ситуации в странах, которые активно используются международной организованной преступностью для отмывания преступных доходов и финансирования терроризма. Взаимоотношения с такими странами руководство ФАТФ строит на основе «регионального подхода», т.е. взаимодействие с отдельными странами и группами стран постепенно переводится в плоскость сотрудничества с Региональными группами по типу ФАТФ (РГТФ).
4. Организация и проведение на регулярной основе в различных странах мира конференций, симпозиумов и семинаров по финансовым и юридическим вопросам, а также проблемам в сфере законодательства в области противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (ПОД/ФТ).
Деятельность ФАТФ проявилась и в содействии созданию в различных странах мира подразделений финансовой разведки (ПФР), предназначенных для выявления случаев злоумышленного использования в преступных целях их финансовых систем и обеспечения соблюдения законодательства в области борьбы с финансовыми правонарушениями.
Важно отметить, что ФАТФ проводит оценки выполнения своих Рекомендаций.
Составляемые по итогам этих мероприятий отчеты и доклады руководство организации направляет странам-участницам для передачи своим компетентным органам.
ФАТФ проводит постоянную работу по совершенствованию мер борьбы с отмыванием доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма. В частности, в октябре 2006 года было принято решение о создании Рабочей группы по оценке международного сотрудничества (ICRG).
В соответствии с целями, обозначенными в программных документах, ФАТФ придерживается курса на увеличение числа своих членов путем привлечения стратегически значимых стран, которые могли бы использовать своё влияние в регионах для целей повышения эффективности борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма.
В 2008 году прошел третий раунд взаимной оценки соответствия российской системы ПОД/ФТ международным стандартам, который проводился совместно экспертами ФАТФ, МАНИВЭЛ и ЕАГ.
Начиная с 2010 г. Россия регулярно отчитывалась о прогрессе в совершенствовании национальной системы ПОД/ФТ на пленарных заседаниях ФАТФ.
В отличие от предыдущих оценок, в рамках четвертого раунда оценивается не только формальное соответствие организационно-правовых основ системы ПОД/ФТ Рекомендациям ФАТФ, но и эффективность их реализации на всех уровнях: в ПФР, надзорных, правоохранительных и судебных органах, в финансовых и иных подотчетных организациях.
В 2013-2014 гг. российский представитель (В.Нечаев) впервые в истории ФАТФ стал ее Президентом. Итоги нашего председательства получили высокую оценку со стороны международного сообщества и способствовали дальнейшему укреплению авторитета России на профильной международной арене.
С 1 июля 2019 года новым Президентом ФАТФ стал генеральный директор Юридического департамента Народного банка Китая Сянмин Лю из Китайской Народной Республики. Пост вице-президента занял заместитель генерального директора Федерального министерства финансов Германии Маркус Плейер из Германии.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 года № 1946-р к Секретариату ФАТФ в Париже прикомандирован российский представитель, обеспечение пребывания которого осуществляется в форме перечисления добровольного взноса нашей страны в бюджет Группы.
С 1 июля 2020 года к исполнению обязанностей приступил новый Президент ФАТФ, которым стал генеральный директор Федерального министерства финансов Германии Маркус Плейер. В соответствии с недавними изменениями, внесенными в мандат ФАТФ, он стал первым Президентом ФАТФ, назначенным на эту должность на 2 года.
В настоящее время ФАТФ состоит из 37 юрисдикций и двух региональных организаций, представляющих большинство крупных финансовых центров во всех частях земного шара.
Список членов ФАТФ:
• Австралия
• Австрия
• Аргентина
• Бельгия
• Бразилия
• Великобритания
• Германия
• Гонконг, Китай
• Греция
• Дания
• Европейская комиссия
• Израиль
• Индия
• Ирландия
• Исландия
• Испания
• Италия
• Канада
• Китай
• Люксембург
• Малайзия
• Мексика
• Нидерланды
• Новая Зеландия
• Норвегия
• Португалия
• Республика Корея
• Российская Федерация
• Саудовская Аравия
• Сингапур
• Совет сотрудничества в Персидском заливе
• Соединенные Штаты
• Турция
• Финляндия
• Франция
• Швейцария
• Швеция
• Южная Африка
• Япония
Государство-наблюдатель:
• Индонезия
Министерство иностранных дел Российской Федерации
Навигация
Международная группа финансовых действий по борьбе с отмыванием доходов (ФАТФ)
Международная группа финансовых действий по борьбе с отмыванием доходов (ФАТФ) (справочная информация)
Основной целью ФАТФ является содействие сотрудничеству различных государств в области борьбы с незаконными финансовыми операциями и, прежде всего, с отмыванием доходов, полученных незаконным путем, а также – после событий 11 сентября 2001 г. – с финансированием терроризма. Важнейшими задачами Международной группы являются изучение ситуации в странах-членах ФАТФ и других государствах, выработка рекомендаций, а также организация и проведение на регулярной основе конференций, симпозиумов и семинаров по вопросам борьбы с легализацией незаконных доходов.
В феврале 1990 г. эксперты ФАТФ разработали и предложили на рассмотрение всех заинтересованных стран так называемые «40 Рекомендаций», которые являются конкретными предложениями по совершенствованию государствами-участниками своих законодательных систем и финансовых структур с целью повышения эффективности борьбы с отмыванием полученных незаконным путем доходов. В 2001 г. 40 Рекомендаций ФАТФ были в целом признаны МВФ и Всемирным банком в качестве международных стандартов борьбы с легализацией доходов.
Членство в ФАТФ дает ее участнику право рассчитывать на возможность возврата части конфискованных в другой стране криминальных денежных средств и иных ценностей. Поскольку деньги преступного происхождения, конфискованные по постановлению местного суда в иностранном государстве, являются собственностью этого государства, то передача хотя бы их части другому государству возможна лишь на основании специально подписываемых двусторонних соглашений о разделе конфискованных средств.
С 1994 г. в России проводилась разработка законопроекта «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем». Закон вступил в силу в августе 2001 г. Он разработан с учетом положений «Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности» (Страсбургской конвенции Совета Европы 1990 г.) и 40 Рекомендаций ФАТФ, а также предусматривает создание уполномоченного федерального органа для выявления фактов, связанных с легализацией незаконных доходов. Другим важнейшим направлением развития многосторонней договорно-правовой основы борьбы с отмыванием преступных доходов, явилось присоединение России к Страсбургской конвенции, которая была ратифицирована Федеральным Собранием в мае 2001 года.
На пленарных заседаниях ФАТФ в 2001-2002 гг. ее «черный список» неоднократно пересматривался. Ряд государств по итогам изучения ситуации в области борьбы с отмыванием денег были исключены из него, другие, напротив, включены.
9-11 октября 2002 г. в Париже прошло очередное пленарное заседание ФАТФ. В канун его в России побывала группа международных экспертов, которая, высоко оценив прогресс, достигнутый российскими властями в области борьбы с отмыванием денег в законодательной и институциональной сферах, представила ФАТФ соответствующий доклад. 11 октября 2002 г. было объявлено об исключении России из «черного списка» несотрудничающих с ФАТФ стран и территорий.
Усилия Президента и Правительства Российской Федерации в борьбе с отмыванием «грязных капиталов» по достоинству были оценены международным сообществом. На том же пленарном заседании ФАТФ принял решение пригласить Россию вступить в Международную группу финансовых действий на правах наблюдателя, а в июне 2003 г. Россия стала полноправным членом этой Организации.
В ходе пленарного заседания ФАТФ в Париже 9-11 февраля 2005 г. из «черного списка» Группы исключены Индонезия, Филиппины и острова Кука с условием последующего годового мониторинга, предусматривающего ежеквартальную отчетность перед ФАТФ, а позже и Науру.
Таким образом, обновленный список «несотрудничающих стран и территорий» ФАТФ выглядит следующим образом: Мьянма и Нигерия.
1. Принять немедленные меры по ратификации и применению соответствующих конвенций ООН.
2. Признать уголовным преступлением финансирование терроризма, террористических актов и террористическим организаций.
3. Замораживать и подвергать конфискации активы террористов.
4. Сообщать о подозрительных сделках, связанных с терроризмом.
5. Оказывать максимально возможное содействие правоохранительным и регулирующим органам других стран, расследующим случаи финансирования терроризма.
6. Ввести «антиотмывочные» требования в отношении альтернативных систем денежных переводов.
7. Ужесточить меры по идентификации личности клиента в международных и национальных системах безналичных платежей.
8. Не допускать, чтобы юридические лица, в особенности некоммерческие организации, использовались для финансирования терроризма.
Для обеспечения быстрого и эффективного применения новых стандартов ФАТФ выработала план действий :
· всем членам ФАТФ предстояло провести самооценку в соответствии с критериями Специальных рекомендаций, а также принять обязательство к июню 2002 г. привести в соответствие с ними свои внутренние процедуры и выработать планы действий по применению тех рекомендаций, которые еще не учтены ими. Все государства мира приглашены участвовать в плане действий на равных со странами-членами ФАТФ условиях.
· выработать дополнительные инструкции для финансовых учреждений по методам и механизмам, используемым при финансирования терроризма.
· начать процесс по выявлению юрисдикций, не обладающих адекватными механизмами по противодействию финансирования терроризма, и обсудить очередные шаги, включая возможность введения контрмер, в отношении юрисдикций, не противодействующих финансированию терроризма.
· Регулярно сообщать о подозрительных банковских счетах, замороженных с учетом соответствующих резолюций Совета Безопасности ООН.
· В случае необходимости содействовать странам-нечленам ФАТФ для приведения своих процедур в соответствие со Специальными рекомендациями.
Проводя мероприятия плана действий ФАТФ собирается усилить взаимодействие с региональными органами, созданными по ее образцу, другими международными организациями, такими как ООН, МВФ, Всемирный банк, Международная группа координации деятельности национальных органов финансовой разведки «Эгмонт», Группа-20 и другие международные финансовые учреждения, которые вносят вклад в усилия международного сообщества по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма.
FATF высоко оценила российскую систему по борьбе с отмыванием денег
Россия поставлена на процедуру стандартного мониторинга, предусматривающую представление регулярных отчетов, сказано в сообщении ведомства.
Введение процедуры стандартного мониторинга считается положительным результатом оценки. Когда FATF выявляет серьезные недочеты противоотмывочной системы той или иной юрисдикции, она применяет меры, начиная от усиленного мониторинга и заканчивая включением в «черный список». На усиленный мониторинг была поставлена Турция, чья система ПОД/ФТ оценивалась одновременно с российской: FATF выявила высокие риски финансирования терроризма и проблемы с блокировкой активов, связанных с такими переводами.
Как сообщалось, визит миссии FATF в Россию для оценки национальной системы ПОД/ФТ состоялся в марте этого года. Был составлен предварительный отчет, который прошел несколько раундов комментирования, в августе состоялась серия встреч face to face с экспертами на площадке FATF. После этого была сформирована и разослана для комментариев в страны и международные структуры, действующие на площадке FATF, итоговая версия отчета. Начиная с понедельника страновая оценка РФ обсуждалась на пленарном заседании FATF.
Следующий отчет об эффективности российской системы ПОД/ФТ будет представлен в феврале 2023 года.
Выводы
Российские власти и финансовые учреждения хорошо понимают существующие в стране риски ОД и ФТ, говорится в отчете FATF. При этом степень их понимания «другими подотчетными субъектами» различается, отмечено в документе.
Большинство расследований случаев отмывания денег в России касается приобретения или сбыта имущества, добытого преступным путем, отмечает FATF. Эксперты организации видят у правоохранительных органов дополнительные возможности для выявления и расследования изощренных и масштабных схем отмывания денег, особенно в финансовом секторе, связанных с выводом незаконных доходов, в том числе коррупционного происхождения.
Правовая база для борьбы с финансированием терроризма в России в значительной степени соответствует международным стандартам, сочла FATF. В среднем, в России ежегодно осуществляется около 50 судебных преследований за финансирование терроризма, с 2013 года за это осуждено более 300 человек (большинство приговорены к лишению свободы на срок от трех до восьми лет).
Также FATF отмечает, что из-за низких пороговых сумм для направления сообщений о подозрительных операциях и автоматизации этого процесса генерируется очень большое количество сообщений. Хотя они используются финразведкой для анализа данных, в них не содержится подробных сведений либо информации, указывающей на серьезные подозрения или требующие срочного внимания операции.
ЦБ начиная с 2013 года использует некоторые элементы риск-ориентированного подхода в своей надзорной деятельности, а ужесточенные требования к лицензированию финансовых учреждений позволяют снизить риск получения контроля над ними преступными элементами, отметила FATF. Однако в основе надзорной деятельности лежат главным образом пруденциальные факторы, и Банк России в чрезмерной мере полагается на дистанционный (камеральный) контроль, сказано в отчете. Несмотря на отзыв ряда лицензий, применяемые наказания не во всех случаях являются эффективными или сдерживающими, а суммы налагаемых денежных штрафов невелики.
В России была усовершенствована законодательная база и оперативный подход в целях повышения прозрачности юридических лиц, что затрудняет возможность их незаконного использования, отмечает FATF. Требования о регистрации были ужесточены, а в отношении юрлиц проводится регулярный анализ, и они исключаются из реестра за предоставление неточной информации или за отсутствие реальной коммерческой деятельности. Юрлица хранят информацию о своих бенефициарных владельцах, и компетентные органы эффективно осуществляют надзор за соблюдением этого требования. При этом возможности проверить информацию о бенефициарах финансовых учреждений являются довольно ограниченными, констатировали эксперты FATF.
Не пропустите сигналы опасности // ФАТФ на страже виртуальных активов
Введение
Группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ) была создана более 30 лет назад. За это время она стала одним из ключевых международных игроков, занимающихся противодействием отмыванию доходов, полученных преступным путем. В этой связи данная международная организация многим известна благодаря разработанным отчетам, рекомендациям, руководствам и стандартам, которым следуют многие государства, в том числе Российская Федерация. В сентябре 2020 года ФАТФ выпустили отчет о категориях сигналов опасности при использовании виртуальных активов / криптовалюты для отмывания преступных доходов и финансирования терроризма (Отчет)[1]. Его следует воспринимать как полезный справочный материал для бизнеса и лиц, занимающихся комплаенсом, а также финансовых посредников, задействованных на рынке криптовалют.
Учитывая, что Верховный Суд РФ еще в прошлом году признал возможность использования криптовалюты для легализации преступных доходов, подобные документы как Отчет ФАТФ не должны проходить мимо нашего внимания. Более того, политика Российской Федерации как члена этой международной организации в сфере противодействия отмыванию доходов и финансирования терроризма корреспондирует актам ФАТФ. В этой связи Отчет позволяет сработать на опережение и приспособиться к будущему национальному регулированию виртуальных активов.
В данном посте я постараюсь помочь бизнесу и выделю сигналы опасности (red flag indicators) из Отчета, которые следует применять в практике для снижения рисков оказаться втянутым в нежелательные деловые отношения.
Акты ФАТФ о регулировании операций с виртуальными активами
Руководство ФАТФ «Виртуальные валюты» (2015);
Внесение изменений в стандарты ФАТФ и заявление ФАТФ по виртуальным активам (2018).
Кроме того, ФАТФ подготовили конфиденциальный Отчет, который посвящен финансовым расследования использования виртуальных активов для отмывания доходов и финансирования терроризма (2019).
Таким образом исследуемый Отчет стал продолжением деятельности ФАТФ по изучению новых технологий, в частности, виртуальных активов, и анализу рисков их использования.
Содержание Отчета
Положения и выводы Отчета основываются на изученной практике государств-членов за последние четыре года. При составлении Отчета его разработчики ставили целью усовершенствовать выявление подозрительной деловой активности. Содержание документа разбито на шесть частей, каждая из которых посвящена определенным категориям сигналов опасности:
Сигналы опасности
Каждый сигнал в отдельности не служит серьезным основанием для сомнений, однако в совокупности сигналы опасности свидетельствуют о потенциальном нелегальном использовании виртуальных активов (ВА). Более того, должно отсутствовать логичное и последовательное объяснение наличия этих сигналов. Исходя из анализа Отчета, можно выделить общие сигналы опасности, а также непосредственно относящиеся к ВА.
Под общими сигналами опасности имеются ввиду те, которые затрагивают операции с любым имуществом, а не только с ВА. Другими словами, они не обладают спецификой, которая возникает в связи с использованием новых технологий. Несмотря на то, что они не являются предметом нашего рассмотрения, обозначим некоторые, чтобы дать представление о них:
1. Взаимодействие с лицами, подозреваемыми в совершении незаконной деятельности, либо осуществление операций с имуществом, в отношении которого имеются предположения о его неправомерном приобретении;
2. Размер и частота транзакций не имеет логичного и последовательного объяснения с позиции ведения бизнеса;
3. Взаимодействие с контрагентами из юрисдикций со слабо развитым законодательством в области противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма либо с теми, кого можно обозначить как высоко рисковые;
4. Использование множества различных расчетных инструментов;
5. Совершение заведомо убыточных операции;
6. Предоставление неполной, недостоверной или поддельной информации о контрагенте, транзакции и т.д.;
7. Контрагент связан с незаконной деятельностью либо известен правоохранительным органам в этой связи.
В свою очередь, если вернуться к предмету нашего рассмотрения, можно выделить следующие сигналы, которые свидетельствуют о недобросовестности при использовании ВА:
1. Транзакции, в осуществление которых вовлечено несколько поставщиков / провайдеров услуг виртуальных активов (ПУВА), особенно, если они находятся в разных государствах;
2. Операции с ВА на бирже без логичного и последовательного объяснения. К примеру, немедленный вывод активов без дополнительных операций либо в кратчайшие сроки после их появления на счете;
3. Внесение крупных депозитов для взаимодействия с ПУВА при наличии сведений о невозможности приобретения определенного объема ВА в связи с благосостоянием;
4. Использование всего объема ВА в операциях либо для их вывода;
5. Обладание несколькими аккаунтами или виртуальными машинами для совершения операций с активами без деловой необходимости;
6. Совершение множества операции несколькими лицами с одного IP-адреса;
7. Аккумуляция большого объема активов на одном кошельке с помощью различных невзаимосвязанных между собой онлайн-кошельков, в том числе, когда эти средства полностью обмениваются на фиатную валюту;
8. Использование ВА с повышенной анонимностью. К примеру, обмен биткоина, являющегося публичным и прозрачным, на монеты конфиденциальности;
9. Взаимодействие с незарегистрированным или нелицензированным ПУВА, сомнительными биржами либо с теми, кто не следует принципу «знай своего клиента» (KYC), а также использование платформ одноразового обмена;
10. Использование смещения, перемешивания, прокси или DNS для скрытия имен, шифровальных программ, не задокументированных устройств, изменения IP-адресов, частого изменения идентификационной информации и других приемов для осуществления незаконной деятельности;
11. Аффиляция с даркнетом, сомнительными или азартными сайтами, программами для вымогательства либо мошенническими схемами, ненадежными IP-адресами и т.д.;
12. Использование языка, символов или кодов, указывающих на транзакции, проводимые в поддержку или в связи незаконной деятельности;
13. Контрагенты взаимодействуют с юрисдикциями, в которых существуют законодательные пробелы, позволяющие использовать ВА в нелегальной деятельности. К примеру, юрисдикцией предусмотрены минимальные требования к прозрачности ПУВА, не соблюдаются рекомендации ФАФТ либо требования по KYC не соответствуют общепринятым.
Заключение
Несколько лет назад ВА стремительно ворвались в нашу жизнь и начали использоваться, в том числе для нелегальной деятельности. В этой связи ФАТФ уже разработали несколько рекомендательных актов, чтобы снизить потенциальные риски использования ВА для отмывания доходов и финансирования терроризма. Отчет – это один из таких документов ФАТФ.
Он посвящен сигналам опасности, которые свидетельствуют о возможном использовании ВА для отмывания преступных доходов и финансирования терроризма. К таким сигналам можно отнести использование нескольких виртуальных машин и аккаунтов, взаимодействие с незарегистрированными или нелицензированными ПУВА, совершение операции с мгновенным выводом ВА, использование различных приемов для сокрытия незаконной деятельности и т.д. При этом нужна совокупность сигналов опасности в отсутствие разумного и последовательного объяснения, чтобы говорить о потенциальной незаконной деятельности участника оборота.
Правила ФАТФ под воздействием ЦБ и Росфинмониторинга придётся соблюдать нам с Вами, иначе Россию могут включить в специальный чёрный список непрозрачных юрисдикций.