какой метод запоминания применяемый при скоростном чтении стимулирует развитие воображения
Урок 5. Скорочтение и развитие памяти
Развитие памяти при скорочтении по сути является необходимым навыком, так как если вы читаете быстро и не способны запоминать информацию, этот процесс не имеет смысла. Существует множество платных курсов, помогающих овладеть хорошей способностью запоминать прочитанное, однако на нашем сайте вы сможете бесплатно найти некоторые полезные упражнения и рекомендации по улучшению памяти при быстром чтении.
По сути, работу памяти при быстром чтении можно разделить на 2 этапа:
1. Удержание прочитанного во внимании
В уроке по тренировке внимания, уже отмечалось, что если вы читаете интересную книгу, скорее всего, прочитанное вам будет запомнить легче, чем в том случае, если вы читаете скучный для вас учебник. Казалось бы, банальная истина, однако стоит обратить внимание на несколько свойств, которые способствуют лучшему усвоению интересного текста:
Эмоциональность. Интересный текст вызывает в вас эмоции, которые всегда помогают лучшему запоминанию. Наиболее яркие (эмоциональные) моменты человек запоминает на всю жизнь. Эмоции, вызванные текстом, также помогают запомнить его смысл или конкретные факты даже дословно.
Визуализация. Если книга вам интересна, то во время чтения вы погружаетесь в смысл прочитанного. Это погружение характерно тем, что организм пытается репродуцировать текст в зрительных образах, привлекая к восприятию также и другие органы чувств. Таким образом, интересный текст визуализируется, приобретает звучание (что для быстрого чтения не очень хорошо), и вы можете ассоциировать его с определенными кинетическими, вкусовыми и обонятельными реакциями вашего организма. Текст, который воспроизводится различными органами чувств, запоминается лучше, так как имеет больше чувственных ассоциаций, а, следовательно, больше факторов, которые помогут его вспомнить в нужный момент.
Итак, для лучшего запоминания текста можно пользоваться теми же приемами, что и для тренировки внимания при чтении. Кроме того, мы разработали специальное упражнение на тренировку запоминания конкретных слов и фраз в тексте. В этом упражнении вам необходимо внимательно прочитать текст и постараться запомнить использованные цифры, слова и так далее. После этого некоторые из них уберутся и вам придется найти те места, где раньше стояли слова и вписать их.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
Кроме того, в предыдущем уроке есть упражнения на улучшение восприятия и понимания прочитанного текста, что также поможет повысить эффективность его кратковременного запоминания.
2. Долговременное запоминание
Проведенные учеными исследования показывают, что долговременное запоминание текста происходит путем не столько его осмысления и визуализации, сколько при помощи многократного повторения. Причем важнее всего не количество повторений (пересказов или сеансов воспоминаний) прочитанного, а правильные интервалы между ними.
Еще в XIX веке немецкий ученый, психолог-экспериментатор, Герман Эббингауз выявил, так называемую, «кривую забывания» или «кривую Эббингауза», которая показывает как происходит процесс забывания информации:
По мнению современных специалистов, существуют 2 популярных режима рационального повторения изученного материала.
1. Если есть два дня на то, чтобы запомнить прочитанное, лучше повторять материал следующим образом:
2. Если ваше время не ограничено, и вы хотите запомнить информацию на очень долгое время, то оптимальными считаются следующие сеансы повторения информации:
Подробнее о принципах повторения читайте в специальном разделе о развитии памяти на нашем сайте.
Взаимосвязь скорочтения и работы памяти
Случаются такие ситуации, когда необходимо применить навыки скорочтения, например, школьникам и студентам при подготовке к экзаменам, людям, профессиональная деятельность которых связана с переработкой информации, даже в быту такие навыки тоже пригодятся.
Поэтому знать, что означает техника быстрого чтения и как правильно её использовать для развития читательского мастерства, полезно каждому. Но навык скоростного чтения станет напрасным, если прочитанное будет быстро забываться и, чтобы этого не происходило, нужна хорошая память.
Основные техники работы с текстом
Эксперты, обучающие скорочтению, определяют этот навык как способность читать со скоростью от 2 до 10 раз выше обычной. Так, тренированный читатель может прочитать 100 страниц за одну поездку в автобусе в отличие от человека, не владеющего этими навыками. Научные данные доказывают, что при срочном восприятии объёмного материала, происходит интенсивная мозговая активность. Память при этом работает в усиленном режиме, сознание концентрируется на информации, из-за чего чтение осуществляется легко и быстро.
Чтобы научиться скоростному чтению, нужна методика, которая увеличит скорость восприятия информации с опорой на запоминание. При этом педагоги, в первую очередь учат тому, как правильно заниматься с текстом. С этой целью разработана классификация способов работы над материалом: углубленное, быстрое, панорамное, выборочное чтение, просмотр, сканирование.
В зависимости от содержания и назначения текста каждый способ выполняет конкретную задачу. Например, углубленным чтением осваивается научная литература, проводится анализ текста, формулируются итоги.
Выборочное чтение используется при проработке отдельных частей материала: главы, разделы, абзацы и предложения.
Чтение-просмотр применяется при подборе литературы специалистами и студентами — при этом изучается аннотация, предисловие, оглавление.
Чтение-сканирование направлено на поиск нужной информации, например, в виде дат, фамилий и имён. С этой целью идёт перелистывание страниц, определена норма страница в 1 секунду. Человек от природы готов к скоростному чтению и без методик, главное, иметь мотивацию, а технологии ему в этом помогут.
Техника обучения скорочтению
Существует методика, соблюдая алгоритм которой каждый добьется высокого результата при чтении на скорость:
Тренеры, работающие с методиками по скоростному чтению, отдают предпочтение вертикальному чтению и чтению с подавлением артикуляции, эффективно развивающим навыки чтения и одновременного запоминания текста.
Методика подавления артикуляции направлена на сдерживание процесса мысленного проговаривания слов, что значительно увеличивает скорость прочтения текста. При обычном чтении идёт внутренняя речевая деятельность — мозг, кроме зрительной информации, обрабатывает ещё и речевую, при этом нагрузка увеличивается, а скорость падает.
Разработаны техники, направленные на подавление артикуляции, например, во время работы с текстом тренеры предлагают отбивать такт. Сегодня для этой цели всё чаще используется метроном. Практика показывает, что проработав двадцать часов подобным образом, можно добиться определённого результата.
Во время вертикального чтения развивается периферическое зрение, которое позволяет охватить большой объём текста, для облегчения можно провести линию в центре страницы и читать, сосредоточив на ней взгляд. Это упражнение лучше начинать с таблиц Шульце или текстов узкого формата, например, с колонки в журнале, затем постепенно отрабатывать навык, переходя на более широкие форматы. В результате этого упражнения увеличивается скорость чтения и улучшается запоминание смысла прочитанного. Когда человек охватывает взглядом большой фрагмент, то образно представляет себе, о чём идёт речь в тексте.
Мнемотехника в быстрочтении
Мнемотехника используется в большинстве современных курсов скорочтения и развития памяти. Кроме того, скорочтение и развитие памяти с помощью ассоциаций тесно взаимосвязаны. Например, человек научился быстро читать, охватывает большой объём информации, и чтобы навык быстрочтения (более высокого этапа скорочтения) оказался небесполезным и прочитанное долго удерживалось в памяти, необходимы приёмы мнемотехники.
Сегодня мнемотехника стала более совершенным как в теоретическом, так и в техническом плане, способом, сделав возможным запоминание любой точной информации.
Первый шаг сохранению в памяти прочитанного — быстрочтение или перелистывание страниц книги. С этой целью можно ограничиться просматриванием аннотации, резюме глав, рисунков или схем, изучением оглавления, что помогает составить образ книги и создать начальное впечатление о тексте.
Если появляются вопросы при первом ознакомлении, лучше их записать, чтобы в дальнейшей работе с содержанием ответить на них. Этот ещё один из мнемотехнических приёмов ‒ взаимодействие ощущений, который помогает лучшему запоминанию информации.
Затем идёт скорочтение текста любым способом, какой больше ему подходит. Главное, выделять ключевые слова для запоминания. При следующем просмотре информации, нужно будет только взглянуть на них, и текст легко вспомнится, а потом и образно воспроизведётся.
Проблема быстрого чтения актуальна в современном обществе, когда каждый день приходится воспринимать, запоминать и обрабатывать большой объём информации, поэтому развитые навыки чтения и хорошая память сделают этот процесс гораздо результативнее.
Техника быстрого чтения с запоминанием
5 важных правил для быстрого чтения
Правило №1. Первый раз текст любого уровня сложности необходимо прочесть за один подход. Нельзя возвращаться глазами назад по уже прочитанному тексту. Возвращение к тексту и осмысление прочитанного происходит только после первого прочтения без регрессий.
Правило № 2. Пользуйтесь алгоритмом чтения, позволяющим вам получать наибольшее количество информации после первого же прочтения. Прочтите сначала название и автора. Осознайте и прочтите название источника и данные из него. Поймите основную проблему. Извлеките факты для последующего осмысления.
Подумайте над особенностями материала, отнеситесь к нему критически. Определите новое в прочитанном.
Правило №3. Для последующего осмысления пользуйтесь алгоритмом, состоящим из трёх блоков. Первый блок – ключевые слова, второй – смысловой ряд, и третий – доминантная информация, главная смысловая часть.
Правило № 4. Читайте без артикуляции. Это поможет вам укорить мысленную обработку информации.
Правило № 5. Концентрируйте внимание. Развивайте периферическое зрение и память.
Читать без регрессий: как и почему?
Регрессии – это возвратные движения глазных яблок с целью повторного прочтения ранее просмотренного текста. Это самый частый недостаток, встречающийся у людей, осваивающих технику скорочтения. Количество регрессий может составлять около 5% возвратов на 200 слов. Это существенно снижает быстроту и качество чтения.
Скорость чтения и его техника должны быть подчинены единственно тем целям, задачам и установкам, которые ставит перед собой сам читатель.
Регрессия возникает у читателей в силу привычки или низкого уровня концентрации внимания. Зачастую избавиться от регрессий можно с помощью внутренних установок и концентрации внимания.
Однако, в особых случаях можно прибегнуть к методам аутогенных тренировок.
Избавление от регрессий увеличивает скорость чтения мгновенно в несколько раз.
Читать без артикуляции: сложности и особенности
Артикуляция – это движения артикуляционного аппарата (губ, языка, сокращение голосовых связок, гортани). Артикуляция может происходить беззвучно.
Чтение текста про себя зачастую сопровождается беззвучным проговариванием прочитанного. Это также значительно влияет на снижение скорости чтения и происходит из-за того, что человек читает не глазами, а гортанью.
Таким образом, скорость чтения ограничена «речевой скороговоркой» — скоростью устной речи, когда человек говорит очень быстро.
Внутреннее проговаривание — определённый вид мысленной артикуляции. Только полностью избавившись от всех видов артикуляции (чтение вслух, беззвучная артикуляция, внутреннее проговаривание), можно приблизиться к успешному скорочтению.
Для начала можно использовать метод «стук-ритм» (выстукивание темпа чтения с помощью указательного пальца). Для подавления внешней артикуляции можно прижимать палец к губам во время чтения.
Увеличение скорости чтения также избавит от проговаривания. Чем больше мозгу нужно будет обрабатывать информации, тем меньше времени у него останется на «лишние» действия. В том числе и на артикуляцию.
Хотите прямо сейчас улучшить свою память? Получите руководство по развитию памяти от рекордсмена России! Скачайте бесплатно методичку: «7 эффективных техник запоминания»
Реципация: что это такое?
Реципация – обоснованные возвраты к уже прочитанному тексту. Следую первому правилу быстрого чтения необходимо прибегать к реципации только после первого, без регрессивного, прочтения текста.
Цель этого процесса – осмысления трудностей, встреченных в тексте во время первого прочтения. Потребность в ней возникает при появлении мыслей, идей или вопросов, вызванных текстом.
Зачем постоянно развивать внимание и память?
Внимание является важнейшим катализатором в процессе чтения. В моменты рассеянного внимания большие фрагменты текста прочитываются механически. Это серьёзно влияет на общее понимание прочитанного и способствует частым регрессиям.
Концентрация внимания способствует более полному и быстрому пониманию прочитанного текста, что существенно снижает количество регрессий и реципаций.
Внимание характеризуется несколькими факторами: концентрация, устойчивость, переключение, распределение, объём.
Концентрация внимания – уровень собранности, концентрированности читателя на чтении.
Устойчивость определяет, насколько долго читатель может концентрировать своё внимание на чтении.
Фактор переключения внимания определяет насколько быстро человек может сменить объект концентрации внимания, перенести его из одной сферы деятельности в другую.
Собственно объём внимания определяется количеством предметов, охваченных вниманием человека при быстром предъявлении.
Необходимо ежедневно выполнять обязательную норму.
Общепринятая норма для большинства техник скорочтения составляет: две — три газеты, один журнал (желательно технического или научного уклона) и 100–150 страниц любой книги.
Изучение и применение техники быстрого чтения осуществляется благодаря влиянию на разные стороны психофизической деятельности человека.
Усердие и регулярность – залог быстрого освоения техники скорочтения.
Запоминание во время быстрого чтения: реально ли это?
Учёными, во время ряда экспериментов, было доказано, что быстрое чтение в значительной степени активизирует процессы мышления и является одним из прогрессивных средств улучшения качества учебного процесса.
Отказ от регрессивного (медленного) чтения способствует увеличению коэффициента понимаемой и усваиваемой информации по отношению к количеству прочитанных символов во время первого прочтения.
Как дать себе установку на запоминание?
Необходимо дать себе команду на запоминание и максимально настроится на работу. Предварительно нужно оценить сложность и объём предстоящей информации.
Сконцентрироваться на необходимой скорости чтения. Оценить примерное количество времени, которое необходимо для прочного усвоения материала. В этом времени необходимо выделить промежуток для запоминания и часть времени для повторения.
Самой лучшей установкой является самоконтроль качества прочитанного материала. Можно использовать метод аудирования или пересказывания изученного материала.
Технология запоминания
Отлично работает приём образного группирования. Его суть состоит в том, чтобы выделить в тексте семь основных смысловых блоков (ключевых идей). Для каждого выделенного блока необходимо создать мысленный образ, ключевую картинку.
В каждой картинке должно быть не более семи ключевых деталей. Выбранные образы должны быть яркими, объёмными и легко запоминающимися.
На 10–20 секунд нужно зафиксировать образы в кратковременной памяти. Это необходимо для того, чтобы перевести их в архив долговременной памяти. После этих манипуляций ключевое слово будет вызывать картинку, а она потянет за собой смысловой отрезок прочитанного текста.
Эффективные упражнения для освоения техники быстрого чтения
Текст нужно просмотреть за 30 секунд. После этого необходимо сформировать мысленные ответы на 3 вопроса:
Процесс просматривания текста повторяется 4 раза.
Каждый раз, после просмотра, необходимо представить факты изученного текста в виде сюжетных изображений, образов. Нужно чётко выделять новизну полученной информации после каждого просмотра.
Техники скорочтения известных людей
Большинство великих политиков и творцов в совершенстве владели техникой быстрого чтения.
Не проглотить текст, а запомнить. Что нужно знать о скорочтении и как ему научиться [партнёрский разбор]
С каждым годом количество текстовой информации растёт всё больше, а времени катастрофически не хватает. Не многие задумываются над тем, что именно благодаря скорочтению можно сэкономить время. Вместе с «Фондом знаний Андрея Скоча» разбираемся, что такое скорочтение, зачем оно нужно и как работает данная методика.
Скорочтение — это просто быстрое чтение?
Не совсем. Скорочтение — это навык, позволяющий быстро воспринимать текстовую информацию. Главный его принцип не просто скорость чтения, а способность понимать смысл прочитанного материала, воспринимая его быстрее и увереннее. При этом, информация должна правильно отложиться в памяти, иначе это можно назвать обычным перелистыванием страниц, либо сканированием текста глазами. Проще говоря, скорочтение — это техника быстрого чтения с высоким уровнем запоминания и восприятия информации — это ключевое отличие скорочтения от других видов знакомства с текстами.
При обычном чтении человек не всегда запоминает прочитанное, так как отвлекается на дополнительные образы, которые возникают в его голове по ходу чтения. Так, например, про прочтении слова «лес» человек представляет зелёную листву, поющих птиц и животных, которые в нём обитают. Это связано с тем, что мозг справляется с переработкой прочитанного примерно в три раза быстрее, всё же остальное время идёт на образы и фантазии. В результате, человек может и вовсе забыть, о чём шла речь, основываясь только на образах, и уже по образной памяти пытаться воссоздать прочитанное. Одним из самых эффективных решений проблемы нерациональной траты времени на сегодняшний день и является скорочтение.
Можно ли развить навык скорочтения у детей?
Да, причём развивать скорочтение эффективнее с малых лет. Автор бестселлеров по скорочтению, руководитель школы «СуперМозг» и эксперт одного из курсов «Фонда знаний Андрея Скоча» «Учиться легко» Гузель Абдулова советует начинать с расширения кругозора у ребёнка. Он может воспринимать и читать сразу несколько слов одновременно, так как процесс чтения основан на образах. То есть, нужно выработать у малыша ассоциативное мышление — этот приём является одним из самых главных при обучении скорочтению. Так, когда ребёнок увидит фразу «Миша пьёт сок», в его голове появится образ мальчика. Малыш представит, как мальчик что-то пьёт, а именно — пьёт сок. Со временем все эти слова будут восприниматься одновременно, а в мыслях будет возникать полноценный образ на основе прочитанного.
Ещё одно важное упражнение — выделить главную мысль текста. Читая текст, необходимо научится правильно его понимать и уметь пересказать его смысл. Выделите вместе с ребёнком опорные точки, влияющие на развитие сюжета, и ключевые моменты, на которых можно построить пересказ. Часто текст может вызвать некие ассоциации, они запоминаются быстрее всего. Даже спустя долгое время ассоциативные связи помогут восстановить, казалось бы, уже забытую информацию. Но не стоит уделять им слишком много внимания.
Чтобы ребёнок смог быстрее выучить стихотворение, можно воспользоваться пиктограммами. Дайте ребёнку нарисовать знаки, которые отображают важнейшие узнаваемые черты предметов или явлений, о которых говорится в стихотворении, опираясь на них, он сможет рассказать стихотворение и хорошо его запомнит. Пиктограммы можно использовать и для запоминания других видов текстов.
Чего не стоит делать при занятиях скорочтением с ребёнком?
Не подходите к делу в плохом настроении: важен положительный настрой: не допускайте отрицательных эмоций, пусть ребёнок воспринимает задания как игру, а не скучные задания.
Не стоит пытаться делать по несколько упражнений в день или заниматься продолжительное время без перерыва: это не принесёт никакой пользы — информация в голове смешается, и ребёнок ничего не запомнит. Продолжительность занятий должна быть не более 40 минут, так как ребёнку трудно долго удерживать внимание и интерес на одном предмете.
Не позволяйте ребёнку проговаривать слова по слогам: процесс чтения заметно замедляется при проговаривании каждого слова — это отрицательно влияет и на понимание, и на запоминание.
Следует избегать возвратные движения глаз: ребёнок, при чтении, иногда может возвращаться к прочитанной части текста, иногда перечитывая и целые абзацы. Если ребёнок теряется в тексте, то решить эту проблему просто: пусть он проводит пальцем вдоль строки в процессе чтения. Чем быстрее он будет это делать, тем меньше будет теряться и лучше будет ориентироваться по тексту.
Помогая осваивать своему ребёнку хотя бы некоторые их этих приёмов, родители несомненно увидят положительные результаты в виде возросшей скорости чтения, а соответственно, и возросшей успеваемости.
Так, с детьми разобрались. А нужен ли этот навык взрослым?
Конечно, скорочтение полезно не только в учебных целях, но и в деловых. Взрослым этот навык необходим как в повседневной жизни, так и на работе. Эксперты отмечают несколько видов скорочтения:
Поисковое — самое быстрое чтение, которое предполагает обычный поиск необходимой информации в любом тексте.
Ознакомительное — простое и понятное чтение без особых размышлений над ним. Например, чтение новостей и небольших историй.
Самый сложный вид — аналитическое — это чтение с освоением смысла, принципов и подходов текста. Для этой информации ещё не сформирована структура усвоения, потому что всё зависит от конкретного человека и его восприятия и понимания информации.
Для взрослых есть советы, как научиться скорочтению?
Для развития навыка скорочтения у взрослых есть два основных совета:
Во-первых, нужно тренировать память: количество информации, которое остаётся в голове, вовсе не зависит от скорости чтения. Развивать память необходимо, даже если вы не собираетесь осваивать навык скорочтения. Хорошая память всегда поможет в жизни.
Во-вторых, необходимо концентрироваться на тексте: человек может удержать в голове ограниченное количество мыслей, ведь наши умственные способности и память имеют предел. Нас постоянно отвлекают посторонние мысли, чтение замедляется, а запоминаемость, следственно, снижается. Если научиться не реагировать на внешние раздражители и концентрироваться на тексте, то в голове будет место для большего количества информации.
Когда же убирать посторонние мысли не получается, нужно научиться мыслить параллельно. Например, человек может разговаривать по телефону и искать ключи в комнате, готовить ужин и строить планы на выходные. Если развивать эту способность дальше, но можно научиться думать о нескольких вещах одновременно.