какой метод является психологическим инструментом оценки личностных особенностей обучающегося
Оценка личностных результатов обучающихся
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №20»
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ
ТЕМА: «ОЦЕНКА ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ»
КУЗЬМИНА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА, УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Оценка личностных результатов обучающихся
Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность личностных универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основных блока: СЛАЙД 3
3) Нравственно-этическое оценивание
СЛАЙД 4. Самоопределение включает:
— сформированность внутренней позиции обучающегося;
— становление основ российской гражданской идентичности личности, осознание своей этнической принадлежности;
— развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности.
СЛАЙД 5. Под смыслообразованием понимается поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», и стремления к преодолению этого разрыва.
СЛАЙД 6. Нравственно-этическая ориентация подразумевает:
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости;
способность к моральной децентрации — учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
СЛАЙД 7. Виды заданий, направленных на формирование личностных УУД:
участие в проектах;
подведение итогов урока;
мысленное воспроизведение картины, ситуации;
самооценка события, происшествия;
В соответствии с ФГОС в текущем образовательном процессе оценивается уровень сформированности отдельных личностных результатов, которые проявляются в: соблюдении норм и правил поведения ; участии в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего социального окружения, общественно-полезной деятельности; инициативе и ответственности за результаты обучения, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию ; ценностно-смысловых установках обучающихся: ценности здорового и безопасного образа жизни, осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности уважения и толерантного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, вере и т.д.
В оценке личностных результатов образования используются различные методы педагогической диагностики: СЛАЙД 8.
Цель анкетирования : выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения через индивидуальную беседу.
Оцениваемые УУД : действия, направленные на определение своего отношения к школе и действия, устанавливающие смысл учения.
При проведении того или иного опроса, анкетирования могут возникнуть некоторые трудности: результаты не всегда являются точными и объективными, т.к. на них влияет много факторов: настроение, самочувствие ребенка, желание его сотрудничать в данный момент, индивидуальные особенности каждого; педагогу сложно провести индивидуальную беседу с каждым из учеников, уложившись во временные рамки урока.
Целесообразнее провести анкетирование родителей. Проводя сравнение результатов анкетирования родителей, педагог может видеть уровень личностного развития класса в целом и каждого ученика в отдельности.
Щелчок. Метод наблюдения наиболее доступный и распространенный метод изучения учащихся в педагогической практике.
Цель: выявление личностных особенностей детей в процессе учебно-воспитательной деятельности.
Оцениваемые УУД : внутренняя позиция школьника; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; осознание ответственности человека за общее благополучие; развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Достоинство наблюдения : позволяет фиксировать события и проявления непосредственно в момент их протекания; педагог получает фактические сведения, а не мнения других.
Наблюдение проводится согласно заданной карте наблюдения за особенностями личностного развития ребенка. Карты наблюдений могут разных видов. ЩЕЛЧОК Проводит эти наблюдения педагог по критериям, указанным в карте. Результаты наблюдений являются необходимыми для оценки особенностей личностного развития детей, сформированности внутренней позиции школьника, материалом для беседы с родителями ребенка. Полученные результаты могут стать основанием для составления психологической характеристики ребенка и при необходимости помогут педагогу и психологу в планировании развивающей или коррекционной работы.
Цель портфолио : оптимальным образом представить материалы для качественного оценивания развития человека в конкретной области, создать оптимальную среду для формирования ребенка (в частности, его адекватной самооценки).
Задачи портфолио ученика:
— представить основные результаты его развития на данном возрастном этапе,
— продемонстрировать процесс формирования достижений,
— выявить проблемные зоны развития в данной области,
— сформировать установки на творческую деятельность,
— обеспечить материалы для становления рефлексии,
— создать ситуацию успеха, уверенности в собственных возможностях.
Ч тобы получить данные, которые направлены на оценку личностных результатов ребенка, организуется проведение диагностики мотивации учения и диагностики самооценки учащегося. В настоящее время существует достаточно методик для данных диагностик: СЛАЙД 9.
Диагностика учебной мотивации школьников. Методика разработана Н.Ц.Бадмаевой на основе методики изучения мотивационной сферы учащихся.
Рефлексивная самооценка учебной деятельности.
Цель: выявление рефлексивности самооценки школьников учебной деятельности.
Кроме педагогической диагностики необходима для оценки личностных результатов и диагностика педагога-психолога, которая проводится в классе или с отдельными учениками два раза в год (в начале учебного года и в конце).
Получаемая в ходе педагогического мониторинга информация, является основанием для прогнозирования деятельности, осуществления необходимой коррекции, инструментом оповещения родителей о состоянии и проблемах, имеющихся у ребенка.
Данные о достижении этих результатов могут являться составляющими системы внутреннего мониторинга образовательных достижений обучающихся, однако любое их использование возможно только в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных». В текущем учебном процессе в соответствии с требованиями Стандарта оценка этих достижений проводится в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося и может использоваться исключительно в целях оптимизации личностного развития обучающихся.
Методики для изучения психологических особенностей
Методики, предназначенные для изучения психологических особенностей у детей младшего школьного возраста
Содержимое разработки
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САЛАВАТСКИЙ КОЛЛЕДЖ ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
ПП 03. 01. ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
МЕТОДИКИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ, ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ПОДРОСТКОВ С ОВЗ
Выполнила: Климова Виктория
студентка 4 курса группы А
специальность: 44. 02. 05.
Коррекционная педагогика
в начальном образовании
Проверила: Богаткина М. А.
Оценка/
г. Салават, 2018 год.
Методики, направленные на изучение психологических особенностей, творческих способностей младших школьников и подростков с ОВЗ.
Психологические особенности детей с ОВЗ:
Методики, направленная на развитие восприятия:
Предполагаемая методика учит сравнивать предметы между собой, предназначена для развития восприятия.
Для проведения методики необходимо: положить в полотняный мешок небольшие предметы ( пуговицы разных размеров, кубики, ластик, конфету, шарик и др.
Ребёнок берёт из мешочка предмет и по возможности пытается его описать. Развивается восприятие и воображение.
Правила: Несколько игрушек ( до 10 ) нужно распределить по комнате так, что бы не бросались в глаза.
Ведущий, выбирает одну игрушку и рассказывает про неё игроку, который будет искать её ( рассказывает про цвет, величину, форму ).
Игрок, который угадает и найдёт игрушку, становится ведущим.
Методика, направленная на развитие пространственных представлений:
Правила методики: Попросить ребёнка показать на себе, где у него находится голова, нога, рука, нос, глаз и т. д.
Так же можно, чтоб он сказал, что у него находиться впереди, а что сзади.
Далее можно, чтоб ребёнок отвечал на вопросы:
— Какой рукой ты держишь ложку?
— В какую руку ты берёшь хлеб?
— В какой руке держишь карандаш? и т. д.
Методика, направлена на развитие пространственных представлений.
Задаём ребёнку вопросы:
— С какой стороны находиться стол? и другие предметы.
Далее, задавать вопросы ребёнку:
— Впереди или сзади находиться стол, стул, полка, зеркало.
Методики, направленные на развитие внимания:
Ребёнку или подростку даётся буквенный ряд, в котором зашифровано 23 слова. В течение двух минут необходимо отыскать и подчеркнуть максимальное количество слов. Наилучшим результатом считается тот, при котором все слова найдены до того, как истекают две минуты, заданные на выполнение задания. Наихудшим считается тот, когда время превышает заданное.
Оценка внимания с применением таблицы проводится следующим образом: в клетках таблиц случайным образом размещены числа от 1 до 25. Задача испытуемого – как можно быстрее показать и назвать числа. Хороший уровень внимания будет диагностирован тогда, когда на одну таблицу уйдет не более 40 секунд. Худший результат – одна таблица занимает более 50 секунд.
Методики на внимание не всегда подразумевают под собой ограниченное время. Некоторые, к примеру, «10 слов», используют совсем другие приемы для того, чтобы оценить уровень восприятия человека. Этот тест на внимание являет собой ряд слов, которые не связаны между собой. Задача состоит в том, что после единоразового зачитывания слов воспроизвести по памяти максимально возможное количество слов. При использовании данной методики на внимание хорошим результатом считается тот, когда человек без проблем воспроизводит восемь или больше слов из представленного ему ряда. Важным моментом является то, что при этом тесте используется не только умение концентрации, но и кратковременная память, тренировка которой также достаточно полезна для продуктивности трудовой деятельности.
Методики, направленные на развитие памяти:
Эта непростая задача стимулирует воспроизведение – то есть быстрое получение нужных сведений из памяти. Чем выше скорость произнесения слова, тем лучше. Вариант для начинающих – произносить алфавит (русский, английский) наоборот.
Запоминание слов. Записываем на листочке 10–15 слов, внимательно перечитываем. Затем переворачиваем и пишем по памяти. Только написав все слова можно перевернуть листочек и сверить.
Методики направленные на развитие мышления:
Пример: даны два объекта — рыба и бутылка. Найдите, что их может связывать. В качестве возможных ответов можно предложить такие:
оба объекта имеют схожую обтекаемую форму;
и рыба, и бутылка связаны с водой;
если бутылка пластиковая, то она, как и рыба, может плавать;
у рыбы и бутылки может быть одинаковый цвет;
оба объекта содержат полезные для человека вещества и т. д.
Вы можете продолжить список дальше или выбрать новые объекты, проследив, чтобы они на первый взгляд были совершенно непохожи и не имели ничего общего (кошка и стул, мороженое и автомобиль и т. д.).
Это упражнение тоже на развитие вербального мышления, которое является основой логического. Придумайте какую-нибудь несложную, даже банальную фразу, касающуюся обыденного события. Например: «Мы любим пятницу, потому что это последний день рабочей недели».
А теперь выскажите ту же самую мысль, но другими словами. Главное условие: ни одно слово из исходной фразы не должно повторяться. Сколько таких новых предложений с одним и тем же смыслом вы можете составить?
Логическое мышление, несомненно, важно, и без него невозможно обойтись ни в какой области жизни. Но не менее значимо и образное мышление.
Диагностические методики «Оценка личностных УУД обучающихся»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Диагностические методики для оценки личностных достижений
Личностные результаты рассматриваются как достижения учащихся в их личностном развитии.
Основным объектом оценки личностных результатов является сформированность универсальных действий, включаемых в три следующие основные блока:
Личностные УУД сформированы, если:
Ученик осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат.
Ученик умеет делать нравственный выбор и давать нравственную оценку.
Ученик понимает кто он в этом мире, свои сильные и слабые стороны, а также то, чем ему хотелось заниматься.
У ребенка развита рефлексия.
У ребенка сформирована учебная мотивация.
У ребенка сформирована адекватная (этому возрасту) самооценка.
Методики для диагностики детей младшего школьного возраста
Проективный рисунок «Что мне нравится в школе?»
Цель: методика выявляет отношение детей к школе и мотивационную готовность детей к обучению в школе.
«Дети, нарисуйте, что вам больше всего нравится в школе. Рисовать можно все, что хотите. Рисуйте, как сможете, оценки за рисунок ставиться не будут».
Приведем примерную схему анализа и оценки рисунков:
1. Несоответствие теме указывает на:
а) отсутствие школьной мотивации и преобладание других мотивов, чаще всего игровых. В этом случае дети рисуют машины, игрушки, военные действия, узоры и пр. Свидетельствует о мотивационной незрелости;
б) детский негативизм. В этом случае ребенок упорно отказывается рисовать на школьную тему и рисует то, что он лучше всего умеет и любит рисовать. Такое поведение свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособления к четкому выполнению школьных требований;
в) неверное истолкование поставленной задачи, ее понимание. Такие дети или ничего не рисуют или срисовывают у других сюжеты, не имеющие отношения к данной теме. Чаще всего это свойственно детям с задержкой психического развития.
2. Соответствие заданной теме говорит о наличии положительного отношения к школе, при этом учитывается сюжет рисунка, то есть что именно изображено:
а) учебные ситуации – учитель с указкой, сидящие за партами ученики, доска с написанными заданиями и т.п. Свидетельствует о высокой школьной мотивации и учебной активности ребенка, наличии у него познавательных учебных мотивов;
б) ситуации неучебного характера – школьное задание, ученики на перемене, ученики с портфелями и т.п. Свойственны детям с положительным отношением к школе, но большей направленностью на внешние школьные атрибуты;
в) игровые ситуации – качели на школьном дворе, игровая комната, игрушки и другие предметы, стоящие в классе (например, телевизор, цветы на окне и т.п.). Свойственны детям с положительным отношением к школе, но с преобладанием игровой мотивации.
Для большей надежности оценки детских рисунков при проведении обследования целесообразно спросить ребенка, что он изобразил, почему нарисовал тот или иной предмет, ту или иную ситуацию.
В ряде случаев по рисункам детей можно судить не только об уровне их учебной мотивации, об их отношении к школе, но и выявить те стороны школьной жизни, которые являются для ребенка наиболее привлекательными.
Так, например, школьники с психомоторной расторможенностью, повышенной двигательной активностью нередко изображают игру в футбол на уроке физкультуры, драки с ребятами на перемене, могут нарисовать класс, в котором все перевернуто вверх дном, и т.п. Чувствительные, сентиментальные дети, рисуя учебную ситуацию, обязательно включают в нее декоративные элементы (орнамент, цветы, мелкие детали интерьера класса и т.п.). Однако анализ содержания рисунков является сложной самостоятельной задачей и требует от экспериментатора хорошего владения проективными техниками.
Определение самооценки (методика Дембо-Рубинштейн).
Цель: изучение уровня самооценки черт характера.
Материал. На листе бумаги в клетку чертят две горизонтальные параллельные линии, между которыми расстояние в 10 клеток. С левого края чертят первую вертикальную линию (пробную), соединяющую обе горизонтали.
Ты знаешь, что есть разные люди, честные и лживые, добрые и злые, справедливые и не очень, трудолюбивые и ленивые, вежливые и грубые.
В самой верхней точке находятся те, кто считают себя самыми добрыми, в самой нижней – те, кто считают себя самыми злыми. Между ними – все остальные. Отметь точкой, куда бы ты поставил себя на этой вертикальной линии?
В самой верхней точке – самые щедрые люди, в самой нижней – самые жадные. Где находишься ты?
Программа оценки личностного развития обучающегося в условиях ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Программа оценки личностного развития обучающегося.
Результаты освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП оцениваются как итоговые на момент завершения образования.
В соответствии с требования ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью оценке подлежат личностные и предметные результаты.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов. Для оценки личностных результатов освоения обучающимися с умственной отсталостью АООП учитывается как мнение педагогов, так и мнение родителей (законных представителей), поскольку основой оценки служит анализ изменений поведения обучающегося в повседневной жизни в различных социальных средах (школьной и семейной).
Подобная оценка необходима для выработки ориентиров в описании динамики развития социальной (жизненной) компетенции ребенка. Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту развития обучающегося, что позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям.
Программа оценки включает:
Полный перечень личностных результатов, прописанных в тексте ФГОС, которые выступают в качестве критериев оценки социальной (жизненной) компетенции учащихся.
Перечень параметров и индикаторов оценки каждого результата. (см. Таблица 1);
Критерий: владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, т.е. самой формой поведения, его социальным рисунком, в том числе с использованием информационных технологий.
1)Сформированность навыком коммуникации со взрослым;
2)Сформированность навыком коммуникации со сверстником;
3)Владение средствами коммуникации;
4)Адекватность применения ритуалов социального взаимодействия.
Способность инициировать и поддерживать коммуникацию со взрослыми;
Способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях;
Способность обращаться за помощью;
Способность инициировать и поддерживать коммуникацию со сверстниками;
Способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях;
Способность обращаться за помощью;
Способность использовать разные средства коммуникации согласно ситуации;
Способность правильно применить ритуалы социального взаимодействия согласно ситуации.
Система бальной оценки результатов:
Документы, в которых отражаются индивидуальные результаты каждого обучающегося (Карта индивидуальных достижений обучающегося) приложение№1.
Материалы для проведения процедуры оценки личностных результатов.
Локальные акты образовательной организации, регламентирующие все вопросы проведения оценки результатов.
К личностным результатам освоения АООП относятся:
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
формирование готовности к самостоятельной жизни.
Система оценки распространяется на личностные результаты освоения АООП и разработана в соответствии с требованиями, сформулированными в разделе «2.2.2. Требования к результатам освоения адаптированной образовательной программы» ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью.
Критерии оценки личностных результатов с учетом типологических и индивидуальных особенностей обучающихся с умственной отсталостью (оценка продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями).
Владение навыками коммуникации
принятыми ритуалами социального
взаимодействия (т.е. самой формой поведения, его социальным рисунком), в том числе с использованием информационных технологий
коммуникации со взрослыми
Способность инициировать и поддерживать коммуникацию со взрослыми
Адекватность применения ритуалов
способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях
Развитие мотивационного компонента у обучающегося (формирование интереса, мотивации к учению, способам оценки результатов)
Сформированность усидчивости и интереса
С пособность обращаться за помощью
Способность правильно применить ритуалы социального взаимодействия согласно ситуации
Сформированность навыков личностной оценки своих достижений
Способность самостоятельно отслеживать свое поведение на уроке
Социализация (комплексный критерий)
Способность оценить свои силы могу, не могу
Способность принимать помощь
Способность адекватно воспринимать оценку окружающих
Способность к формированию социально-
приемлемых установок и ценностных ориентиров
Способность самостоятельно отслеживать свое поведение на уроке, давать ему оценку
Способность инициировать и поддерживать коммуникацию со взрослыми
Способность инициировать поддерживать коммуникацию со сверстниками
Санитарно- гигиенические требования (навыки самообслуживания)
Способность пользоваться средствами личной гигиены, содержать в порядке помещение, личные вещи
Способность соблюдать режим дня, следовать расписанию, распорядку
Самоактуализация «Я» личности
Способность воспринимать себя как отдельную личность
Способность к саморазвитию
Способность к рефлексии своего поведения, речи, поступков
Разработана система бальной оценки результатов (см. Таблицу 2).