какой метод является основным при формировании голоса у детей с дизартрией

Особенности работы по коррекции нарушения голоса у детей с дизартрией

какой метод является основным при формировании голоса у детей с дизартрией Юлия Ленченко
Особенности работы по коррекции нарушения голоса у детей с дизартрией

Механизм нарушений голоса зависит от характера изменений нервно-мышечного аппарата гортани, прежде всего от подвижности и тонуса голосовых складок, который проявляется обычно в виде гипо- или гипертонусе, реже в сочетании того и другого.

Нарушения голоса связаны с парезами мышц языка, губ, мягкого неба, голосовых складок, мышц гортани, нарушениями их мышечного тонуса и ограничением их подвижности. Спастическое сокращение мышц голосового аппарата может полностью исключить возможность вибрации голосовых складок, что будет резко нарушать процесс образования звонких согласных.

Вибрация голосовых складок нарушается также при слабости и паретичности мышц голосового аппарата, сила голоса в этих условиях становится минимальной.

При дизартрии нарушения голоса крайне разнообразны, специфичны для разных ее форм. Наиболее часто они характеризуются недостаточной силой голоса (голос слабый, тихий, иссякающий в процессе речи, нарушениями тембра голоса (глухой, назализованный, хриплый, монотонный, сдавленный, тусклый; может быть гортанным, форсированным, напряженным, прерывистым и т. д., слабой выраженностью или отсутствием голосовых модуляций (ребенок не может произвольно менять высоту тона).

Состояние просодики и, в частности, механизмы голосовых нарушений при дизартрии были раскрыты такими исследователями как, Е. С. Алмазова, С. Л. Таптапова, Е. В. Лаврова, Ф. А. Ивановская, Е. Ф. Архипова, О. С. Орлова, Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова и др.

Перед началом работы по восстановлению голоса у детей необходимо собрать анамнестические сведения о ребенке, а также провести психолого-педагогическое и логопедическое обследование. Это поможет логопеду лучше представить картину развития ребенка, найти пути и средства, наиболее рациональные для восстановления голоса.

Работа над голосом у детей с дизартрией всегда является одним из звеньев комплексной реабилитации. Формирование голоса происходит в рамках ортофонического метода, предусматривающего соединение артикуляционных, дыхательных и вокальных упражнений, цель которых – развитие координированной деятельности дыхания, голосообразования и артикуляции.

Коррекционная работа ведется поэтапно, но все этапы тесно взаимосвязаны и плавно переходят друг в друга.

1. Работа над голосом начинается:

Б) с артикуляционного массажа и артикуляционной гимнастикой.

2. При работе над голосом полезно использовать совместное пение с логопедом. Большое значение имеет медленное произнесение гласных. Звуки произносятся попеременно – то шепотом, то громко.

3. Одновременно работают над увеличением длины речевого выдоха (вначале на одном выдохе произносят по две гласных, потом три и четыре). Затем произносят слоги, слова, стихотворения, скороговорки; последние произносят со сменой ударения и убыстрением темпа речи то шепотом, то громко.

4. Большое значение имеют упражнения по развитию силы, тембра и высоты голоса, такие как, чтение стихотворений с усилением и ослаблением голоса, произнесение букв в алфавитном порядке, инсценировки, чтение сказок по ролям и т. д.

При подборе речевого материала необходимо учитывать структуру дефекта, возраст, интеллект, конкретную логопедическую задачу. Важно проводить эти упражнения систематически. Для учащихся эти упражнения должны быть особым видом домашнего задания.

Восстановленным считается громкий голос при правильном речевом дыхании, отсутствии утомляемости и неприятных ощущений.

Эффективность коррекции нарушений голоса во многом зависит от их причин, сроков начала лечения и логопедических занятий. Важное значение в успехе коррекции нарушений голоса принадлежит организованности и настойчивости пациента.

Наиболее эффективным и целесообразным методом восстановления голоса у больных является комплексный ортофонический метод, который заключается в сочетании артикуляционных, дыхательных и голосовых упражнений с психотерапией, лечебной физкультурой и рядом лечебных мероприятий.

Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 3–4 лет» (часть первая) Уважаемые коллеги, уважаемые родители. Сегодня я хочу рассказать вам, о возрастных особенностях слуха и голоса у детей 3- 4 лет. У детей.

Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4–5 лет» Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4-5 лет» (часть пятая) Уважаемые родители, уважаемые.

Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4–5 лет. Выразительность исполнения» Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4–5 лет» (часть шестая). Уважаемые родители, уважаемые.

Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4–5 лет» Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4-5 лет» (часть четвертая) Уважаемые родители, уважаемые.

Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4–5 лет» (часть третья) Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4-5 лет» (часть третья) Уважаемые родители, уважаемые.

Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4–5 лет» (часть вторая) Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4-5 лет» (часть вторая) Уважаемые родители, уважаемые.

Консультация для воспитателей и музыкальных руководителей «Особенности слуха и голоса детей 4–5 лет» Консультация для воспитателей и музыкальных руководителей «Особенности слуха и голоса детей 4-5 лет» Особенности слуха и голоса детей 4-5.

Источник

Какой метод является основным при формировании голоса у детей с дизартрией

Ожидайте

Перезвоните мне

какой метод является основным при формировании голоса у детей с дизартрией

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

какой метод является основным при формировании голоса у детей с дизартрией

Аннотация: В статье представлены сведения о структуре дефекта при дизартрии, обозначены основные направления коррекционной работы при данном нарушении и подробно описаны упражнения, направленные на коррекцию голоса у детей с дизартрией.

Статья:

В статье представлены сведения о структуре дефекта при дизартрии, обозначены основные направления коррекционной работы при данном нарушении и подробно описаны упражнения, направленные на коррекцию голоса у детей с дизартрией.

Проблема совершенствования различных аспектов коррекционной работы при дизартрии сегодня становится всё актуальнее, так как распространённость выраженных дизартрических расстройств среди детской популяции составляет около 6% и эта цифра постоянно растёт.

Дизартрия – это одно из самых распространенных и труднокоррегируемых нарушений коммуникации, выражающееся в недостатках произносительной стороны речи, обусловленных неточной иннервацией мышц речевого аппарата.

Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и переферической нервной системы. Данное микроорганическое поражение может возникать в результате ряда перенатальных факторов: неправильного ведения родов, слабой родовой деятельности, асфиксии и гипоксии плода в результате обвития пуповины вокруг шеи, перенатальной энцефалопатии, нейроинфекции и др. и ведёт за собой нарушение иннервации артикуляционной, дыхательной и голосовой мускулатуры.

Речь при дизартрии смазанная, нечеткая, голос тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий, визгливый, ритм дыхания нарушен. Речь теряет свою плавность, членораздельность и внятность, темп речи может быть ускоренным или замедленным.

Таким образом, структуру речевого дефекта при дизартрии составляют нарушения всей произносительной стороны речи.

Для большинства форм дизартрии характерно изменение мышечного тонуса речевой мускулатуры. Обычно эти изменения тонуса имеют сложный патогенез, связанный как с локализацией поражения, так и со сложной дезинтеграцией всего рефлекторного двигательного и речевого развития. Поэтому в отдельных артикуляционных мышцах тонус может изменяться по-разному.

Клинико-логопедическую картину и методику логопедической работы при дизартрии описывали многие авторы: М.Б. Эйдинова, О.В. Правдива, К.А. Семенова, Е.М. Мастюкова, О. Г. Приходько, Г. В. Бабина и другие.

Речевая терапия при дизартриях основывается на тесном единстве с мероприятиями, направленными на развитие двигательных функций. Первым моментом речевой терапии является необходимость добиться максимального мышечного расслабления как в артикуляционных, так и в скелетных мышцах.

Нарушения дыхания являются частыми при дизартриях, особенно при гиперкинетической и мозжечковой формах и имеют сложный патогенез. Клинически нарушения дыхания у детей с дизартриями проявляются в расстройствах ритма и глубины дыхания, особенно страдает возможность активного выдоха.

Характерной особенностью дизартрии является нарушение голоса, что в значительной степени зависит от патологического состояния мышц гортани, особенно перстне-щитовидных, натягивающих истинные голосовые складки. При поражении этих мышц голос становится слабым, немелодичным.

Все движения гортани связаны с движениями языка, нёба и нижней челюсти, поэтому нарушения голоса и артикуляционные расстройства чаще всего выступают вместе. Для возникновения голоса большое значение имеет вибрация голосовых складок. При слабости и паретичности мышц голосового аппарата вибрация голосовых складок нарушается, поэтому сила голоса становится минимальной. Спастическое сокращение мышц голосового аппарата иногда полностью исключает возможность вибрации голосовых складок.

Нарушения голосообразования при дизартриях определяют необходимость при проведении речевой терапии особое внимание уделять постановке голоса и отдельных звуков. Приемы постановки звуков являются общепринятыми в логопедии и в значительной степени основываются на сочетанных координированных движениях артикуляционных, дыхательных и фонационных мышц. Поэтому при вызове и автоматизации звуков большое значение имеет ортофоническое лечение, основанное на двигательной терапии голоса при помощи артикуляционных и дыхательных упражнений.

Традиционная методика логопедической работы при дизартрии складывается из массажа, специальной логопедической гимнастики, выработки и автоматизации навыков артикуляции и работы над нарушениями лексико-грамматического строя речи.

Массаж при дизартрии

Механизм действия массажа сложен. Он состоит не только из прямого механического воздействия на массируемые ткани, но также из нервнорефлекторного и гуморального воздействия. В логопедической работе при дизартриях необходимо умело применять приемы массажа, как расслабляющие напряженные спастические группы мышц, так и ведущие к раздражению и тонизации нервно-мышечного речевого аппарата.

Для наилучшего получения эффекта расслабления, нужно создать спокойную обстановку: помещение должно быть теплым, ребёнка ничто не должно отвлекать, он должен сидеть или лежать удобно, без напряжения и не сосредоточивать свое внимание на органах речевого аппарата — все это можно достигнуть с помощью аутогенной тренировки и некоторых других психотерапевтических приемов. Можно включить успокаивающую музыку или познавательный мультфильм.

Массаж необходимо проводить теплыми, сухими руками в перчатках, употребляя легкие поглаживания, необходимые для определенной мышечной группы. При тонизирующем массаже, напротив, рекомендуются более интенсивные и резкие движения разминания, похлопывания, поколачивания. Массажу пораженной мышечной группы следует предварить воздействие на всю шейно-плечевую область для усиления крово- и лимфообращения. При применении зондового массажа инструменты необходимо тщательно мыть и стерилизовать в специальном растворе.

Для достижения наилучшего результата коррекционной работы массаж целесообразно сочетать с упражнениями пассивной и активной артикуляционной гимнастики, которые позволяют научить ребёнка расслаблять все спастические мышцы, достигать полной амплитуды произвольных движений, удерживать губы и язык в определенном положении, затормаживать синкинезий, достигать точность артикуляционных поз и легко переключаться с одной артикуляционной позы на другую.

Как правило, комплексы упражнений подбираются индивидуально с учетом клинических проявлений дизартрии, степени ее выраженности, возраста ребёнка, его личности, интеллекта и др. Во всех случаях в комплекс упражнений логопедической коррекции включаются дыхательные упражнения, так как дыхание — это энергетическая основа речи и при слабом речевом дыхании затрудняется образование как голоса, так и речевых шумов.

Нормализация и развитие голоса при дизартрии

Одним из направлений коррекционной работы является нормализация и развитие голоса ребёнка. С этой целью проводится серия упражнений, которые направлены на вызывание более сильного голоса и на модуляции голоса по высоте и силе. Интересные упражнения можно заимствовать из работ Ермаковой И.И., Лопатиной Л.В., Л. И. Беляковой и других.

Работа над голосом всегда начинается с развития речевого дыхания, так как без сильной воздушной струи невозможно добиться нормального колебания голосовых складок.

Развитие дыхания можно начать с тренировки умения набирать как можно больше воздуха (как бы надуваем животик) и тренировки плавного долгого выдоха. Упражнение выполняется сначала в положении лёжа, а затем сидя и стоя. Ребёнка кладут на спину, на животике у ребёнка лежит лёгкая мягкая игрушка, и просят его надуть животик «как шарик», а затем «сдуть шарик», при этом игрушка поднимается и опускается. Когда ребёнок научится «качать игрушку на животике», ребёнка учат «надувать и сдувть животик» сидя и стоя, контролируя его движения рукой. Затем формируют у ребят длинный выдох, с этой целью можно дуть на пламя свечи или на специальные «фонтанчики».

Следующим этапов в развитии речевого дыхания может быть комплекс упражнений по методике «парадоксальной гимнастики А. Н. Стрельниковой». Данная гимнастика позволяет производить дальнейшее развитие грудо-брюшного типа дыхания, развитие подвижности диафрагмальной мышцы, увеличивать объем вдыхаемого воздуха.

Особое внимание обращается на следующие условия:

Упражнения для коррекции нарушений голоса у детей с дизартрией

Детям можно предлагать следующие упражнения:

1. «Ладошки».

Встать прямо, руки согнуты в локтях (локтями вниз), а ладошки вперед – «поза экстрасенса». Стоя в этом положении, следует делать короткие, ритмичные, шумные вдохи через нос при этом сжимая ладони в кулачки (так называемые хватательные движения). Без паузы сделать 4 ритмичных, резких вдоха через нос. Потом руки опустить и отдохнуть 4-5 сек. Затем сделать еще 4 шумных, коротких вдоха и опять пауза.

2. «Погончики».

Выполняется стоя, руки сжаты в кулаки и прижаты к животу на уровне пояса. При вдохе необходимо резко толкнуть вниз к полу кулаки (плечи при этом не напрягать, руки выпрямлять до конца, тянувшись к полу. Затем вернуть кисти на уровень пояса в исходное положение. Сделать подряд 8 вдохов-движений.

3. «Насос».

Выполняется стоя, ноги немного уже, чем ширина плеч, руки внизу. Сделать легкий наклон (тянуться руками к полу, но не касаться) при этом во второй половине наклона делать короткий и шумный вдох через нос. Заканчивается вдох вместе с наклоном. Немного приподняться, но не полностью, и снова наклон+вдох. Можно представить, что ребёнок как будто накачивает шину в автомобиле. Наклоны выполняются легко и ритмично, низко наклонятся не стоит, достаточно наклониться до уровня пояса.

5. «Обними плечи».

Выполняется стоя, руки согнуты и подняты до уровня плеч. Необходимо очень сильно бросить руки, как будто хотите обнять себя за плечи. И с каждым движением делается вдох. Руки во время «объятия» должны быть параллельны по отношению друг к другу; очень широко в стороны разводить не стоит.

Следующий комплекс рассчитан на активизацию мускулатуры шеи, наружных и внутренних мышц гортани и подготовку голосового аппарата к фонации.

Голосовые упражнения

Следующим этапом коррекции являются голосовые упражнения для тренировки кинестезии и координации всех отделов речевого аппарата:

1. Произнесение звука [м] кратко при спокойном положении гортани, направляя звук так, чтобы он как бы «ударился» в твердое нёбо и вызвал большую резонацию вышележащих полостей. Когда данное упражнение не вызывает затруднений можно переходить к произнесению слогов ма, мо, мэ, мы…

2. Произнесение пар слогов с ударением на втором слоге: ма-ма, ма-мо, ма-му, ма-мэ, ма-мы; на-на, на-но, на-ну, на-нэ,на-ны.

ма-му на-ну и т. д. и сочетания слогов с перемещающимися ударениями.

3. Произнесение закрытых слогов: мам, мом, мум, мэм, мым.

4. Произнести гласные звуки и их сочетания: а, ао, ау, аэ, аи, аоу, аоэ, аои, аоуэи, аоуи и т.д.

Закрепление сформированных голосовых навыков

Далее сформированные голосовые навыки закрепляются при тренировках всей просодической стороны речи. Детям можно предложить следующие упражнения:

1) Представьте, что вы заблудились в лесу. Вы стоите и кричите: «Ау-ау». Произносить звуки надо достаточно громко и четко.

2) Дети делятся на пары. Один из пары произносил фразы громким голосом, а партнёр отвечал тихо, словно эхо. Затем партнёры меняются местами. Для упражнения используются фразы из различных сказок.

3) Предлагаем детям как бы «шагать по ступенькам», произнося фразы «Первый этаж, второй этаж…седьмой этаж», постепенно повышая свой голос.

4) Детям предлагается прочитать текст: «На мели мы лениво налима ловили,/ Для меня вы ловили линя,/ О любви не меня ли вы мило молили/ И в туманы лиманы манили меня.» сначала высоким голосом, затем на характерной для них высоте, низким голосом и понижая голос от строчки к строчке.

5) Детям следует произнести скороговорку «Наш Полкан из Байкала лакал», выделяя по очереди каждое слово. Затем отдельным ребятам предлагаем ответить данной скороговоркой на вопросы:

Откуда лакал Полкан?

Чей Полкан из Байкала лакал?

9) Детям предлагаются тексты и эмоциональные состояния, которые им следует выразить данными текстами.

Эмоциональное
состояние
Тексты, которыми необходимо выразить
данное эмоциональное состояние
ГневТри сороки-тараторки тараторили на горке.
Тришкина шавка укусила Пашку.
печальСачок зацепился за сучок.
Тридцать три корабля лавировали, да не вылавировали.
СтрахЖутко жуку жить на суку.
От топота копыт пыль по полю летит.
УдивлениеДва щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.
У осы не усы, не усищи, а усики.
ОтвращениеШёл Егор через двор с топором чинить забор.
На то Хавронье и дано рыло, чтоб она им землю рыла.
РадостьПо семеро в сани уселись сами.
Павка на лавке плетёт лапти Клавке.
ВосхищениеЦенит цеп косец по косовице.
Идёт козёл с козой, а коза идёт с косой.
раскаяниеВымыли мышки миски для мишки.
Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.

На заключительном этапе коррекционной работы можно дать детям прочитать по ролям сказку или стихотворение, обращая их внимание на характеры героев и их интонации.

Представленные упражнения помогают развивать голосовые навыки у детей с нарушенной иннервацией мышц голосо-речевого аппарата, что при комплексной коррекционно-педагогической работе позволяет минимизировать проявления нарушений просодики у детей с дизартрией.

Источник

Особенности нарушений голоса у детей с дизартрией

какой метод является основным при формировании голоса у детей с дизартрией Юлия Ленченко
Особенности нарушений голоса у детей с дизартрией

При дизартрии отмечаются нарушения речевой и неречевой моторики артикуляционного аппарата.

К речевой симптоматике относят: нарушение звукопроизношения; нарушение просодической стороны речи; нарушение фонематических функций. Нечеткая, смазанная речь не дает возможности формироваться четкому слуховому образу слова, что в свою очередь еще более усугубляет звукопроизносительные дефекты; нарушение лексико-грамматического строя речи; нарушение чтения и письма.К неречевым симптомам относят: массивные нарушения двигательного аппарата или двигательной сферы; нарушение эмоционально-волевой сферы; нарушение психического развития; нарушение познавательной деятельности; нарушение артикуляции, дыхания, мышечного тонуса.

Голос каждого человека индивидуален, что определяется его высотой, тембром и голосом. Высота голоса человека зависит от частоты колебаний голосовых связок (чем больше число колебаний, тем выше голос, и наоборот, а это в свою очередь обусловлено их длиной, шириной, упругостью и натяжением, а так же формой и размерами гортани и резонаторных полостей. Сила голоса зависит от амплитуды колебания голосовых связок, от уровня давления воздушного столба в трахее и от степени смыкания голосовых связок. Тембр – это индивидуальная окраска голоса, в звучании которого всегда присутствует тон и дополнительных звуки, называемые обертонами. Чем больше обертонов, тем ярче, красочнее звучит голос.

Все качества голоса взаимосвязаны и существуют в единстве. Они зависят от возраста, пола, состояния здоровья и психики человека.

Что касается интонационно-выразительной окраски речи детей с дизартрией, она резко снижена. Страдают голос, голосовые модуляции по высоте и силе, ослаблен речевой выдох. Нарушается тембр речи и иногда появляется назальный оттенок. Темп речи чаще ускорен. При рассказывании стихотворения речь ребенка монотонна, постепенно становится менее разборчивой, голос угасает. Голос детей во время речи тихий, ребенок не может по подражанию менять высоту голоса, имитируя голоса животных: коровы, собаки и т. п. Довольно часто выявляются дети (с хорошим самоконтролем, у которых при обследовании речи отклонений в звукопроизношении не проявляется, т. к. произносят слова по слогам, а на первое место выступает только нарушение просодики. Нарушено речевое дыхание: оно поверхностное, короткое, воздушная струя, являющаяся энергетической основой речи, слабая и ненаправленная. У некоторых детей речевой выдох укорочен, и они говорят на вдохе. В этом случае речь становится захлебывающейся.

Для преодоления этих нарушений необходима длительная и комплексная работа родителей, логопеда, врача-невропатолога.

Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 3–4 лет» (часть первая) Уважаемые коллеги, уважаемые родители. Сегодня я хочу рассказать вам, о возрастных особенностях слуха и голоса у детей 3- 4 лет. У детей.

Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4–5 лет» Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4-5 лет» (часть пятая) Уважаемые родители, уважаемые.

Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4–5 лет. Выразительность исполнения» Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4–5 лет» (часть шестая). Уважаемые родители, уважаемые.

Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4–5 лет» Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4-5 лет» (часть четвертая) Уважаемые родители, уважаемые.

Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4–5 лет» (часть вторая) Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4-5 лет» (часть вторая) Уважаемые родители, уважаемые.

Консультация для воспитателей и музыкальных руководителей «Особенности слуха и голоса детей 4–5 лет» Консультация для воспитателей и музыкальных руководителей «Особенности слуха и голоса детей 4-5 лет» Особенности слуха и голоса детей 4-5.

Логопедическая работа по преодолению нарушений произносительной стороны речи у детей с дизартрией Из года в год отмечается рост числа детей, имеющих различные расстройства языка и речи у детей. В логопедической литературе они описываются.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *