какой метод является основным для религиозного мировоззрения
12 Религия как форма мировоззрения
Религия как специфическая форма мировоззрения.
Религиозное мировоззрение характеризуется верой в сверхъестественные силы, которые играют главенствующую роль в жизни людей и мироздании, раздвоением мира на земной и небесный и поклонением сверхъестественным силам.
Если в рамках мифологического мировоззрения отправной точкой отсчета является культура мифа, то в границах религиозного мировоззрения такой точкой отсчета является диалог индивидуального человеческого духа с абсолютным, мировым духом, в результате чего возникают религиозные идеи. Эти идеи приводят к возникновению особых чувств и настроений. И все это завершает оформление религиозной культуры общества и индивида, где своеобразно переплетаются религиозные идеи и настроения.
Если мифологическое мировоззрение начинается с культуры ритуала, то религиозное мировоззрение завершает и закрепляет догматами веры.
Становление и развитие религии заняло значительный период истории человечества. Эволюция религии шла от политеизма к монотеизму (вера в существование одного Бога). Богу приписывается творение мира и человека и неограниченная власть над ними.
Если мифологическое мировоззрение выполнило функцию социализации человека, упорядочивая его биологическую природу через определенную систему запретов (табу), то религиозное мировоззрение обеспечило и продолжает обеспечивать формирование человеческого (святого) в человеке, осуждая распущенность, произвол, жесткость, вседозволенность, утверждая принципы любви к ближнему.
К. Маркс определил религию как «душу бездушного мира», отмечая только ее социальную функцию в условиях общества классического капитализма. Содержание этой функции определялось отчуждением человека от всего, всех и самого себя.
Поэтому Маркс и мечтал внести свой вклад в решение задачи «создания человеческого общества и общественного человека». Предполагалось, что в справедливом обществе человек преодолеет отчуждение и упразднит религию, ибо сущность человека есть совокупность общественных отношений.
Между тем, человек больше, чем просто носитель определенного ансамбля общественных отношений. Его сущность представлена космическим, природным, духовным и социальным основаниями. И как существо, не имеющее единого основания, человек устремлен в поиск самого себя за пределами себя, что задает ситуацию драматического отношения человека к миру и к себе.
Первая коллизия обусловлена осознанием вечности мира и осознания своей конечности. Человек жаждет бессмертия и обретает его в религиозном сознании.
Какой метод является основным дли религиозного мировоззрения?
15. Для какого метода характерно «принудительное» соединение несовместимых признаков предмета?
Какое свойство сознания акцентируется в суждении, о том, что сознание не только отражает объективный мир, но и творит его?
Кто такие луддиты во Франции и Англии в XVIII-XIX веках?
1) многочисленная организация масонов
2) хорошо организованная партия масонов
3) рабочие – «разрушители машин»
Какое учение имеет своим предметом систему ценностей?
Что быстрее изменяется в процессе общественного производства?
1) производительные силы
2) способ производства
3) производственные отношения
В нем состоит главная причина разделения общества на классы?
1) наследство, переходящее из поколения в поколение
2) собственность на средства производства
3) различие между людьми по способностям
4) трудолюбие одних людей и леность других
Ключ к тестам
Результаты тестирования оценивают по 4-х балльной шкале (отлично – не менее 85% правильно выполненных заданий; хорошо – не менее 70% правильно выполненных заданий; удовлетворительно – не менее 50% правильно выполненных заданий; неудовлетворительно – менее 50% правильно выполненных заданий).
Какой метод является основным для религиозного мировоззрения
Разнородные знания, убеждения, мысли, чувства, настроения, стремления, надежды соединяются в мировоззрение и предстают как более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя. В мировоззрении накапливается опыт уяснения смысла жизни, все новые поколения людей приобщаются к духовному миру предков и современников, что-то бережно храня, от чего-то решительно отказываясь. Каждый человек, каждая группа имеют собственные, иногда сильно отличающиеся самые общие представления о мире и жизненные программы. И все же в многообразии вариантов мировоззрений можно выделить типы.
Древнейшим типом мировоззрения является мифология. В отличие от науки, для мифа нет неизвестного: он объясняет все художественно-эмоциональным переживанием или социальной иллюзией. Архаичность мифа как типа мировоззрения не означает, что в сознании современного человечества не происходит мифотворчество. На основе мифологического развивается религиозное мировоззрение. Как и мифология, религия апеллирует к фантазии и чувствам, однако в отличие от непротиворечивого мифа создает мирское и священное в соотношении двух противоположных полюсов. Религиозное сознание в своем лучшем – гуманистическом – варианте стало первым осознанием единства человечества и универсальной целостности противоречивого бытия.
Наряду с мифологическим и религиозным мировоззрением принято выделять философское мировоззрение. Оно возникает на основе религиозного, поэтому имеет общие моменты с религиозным и в то же время значительно отличается от предшествующих типов мировоззрения, во-первых, существованием только на теоретическом уровне и потому, во-вторых, элитарным характером. Любое мировоззрение представляет собой определенную целостность, в которой систематизированы ответы на глубинные вопросы бытия – о возникновении мира и человека, о природе сил, управляющих миром и человеком, о месте, предназначении человека в мире.
В современном мире продолжается мировоззренческое творчество; наряду с религиозным мировоззрением, объединяющим множество разнородных явлений, существует и развивается светское мировоззрение. Разграничение светского и религиозного мировоззрений происходит во взаимодействии и обусловлено конкретно-исторической ситуацией, господствующей парадигмой. Так в современной теории есть концепции, где советский атеизм предстает разновидностью религии двадцатого века, а религиозная философия и ересь Средневековья включены в состав светского мировоззрения той эпохи. Поэтому следует учитывать, что в последующем изложении религиозное мировоззрение рассматривается с позиций светского религиоведения, позволяющего выделить общее в мировоззренческих построениях основных религий. Проблемы светского мировоззрения затрагиваются в той мере, в какой это необходимо для выявления специфики религиозного мировоззрения.
Под религиозным мировоззрением понимается совокупность различных мировоззренческих систем, исторически существовавших или существующих в рамках конкретных форм религий. В религиозном мировоззрении четко выражены и эффективно взаимодействуют уровни миропонимания, мироощущения и мировосприятия. Религиозное решение мировоззренческих проблем, благодаря своей образно-наглядной форме, оказывается доступным массовому сознанию, а формируемое в течение тысячелетий религиозное миропонимание привлекало и привлекает многих интеллектуалов. Способом бытия и признаком религиозного мировоззрения является религиозная вера, усваиваемая в культовой деятельности, передаваемая из поколения в поколение и изменяющаяся вместе с развивающейся культурой. Существенным принципом любого религиозного мировоззрения является признание реального существования мистического источника священного: сверхъестественных сил и сфер, в том числе Богов или единственного и единого Бога. Реальное существование естественного мира, как правило, не ставится под сомнение, его происхождение, изменение в нем и жизни людей объясняется прямым или косвенным действием сверхъестественных сил. Взаимоотношения Бога и людей признаются реальностью высшего порядка и рассматриваются в качестве отношения, определяющего характер и направленность развития бытия.
В соответствии с логикой идеи сверхъестественного, прежде всего Бога и наряду с ней признаются идеи творения мира Богом (креационизм), предопределения Богом происходящих в мире событий (провиденциализм), целесообразности мирового устройства (телеология), человека как центра творения, образа и подобия Бога ( антропоцентризм). Идеи преобразуются в догматы религии.
Центральное место в современном религиозном мировоззрении занимает идея Бога. Иррациональное и рациональное обоснование реальности бытия Бога является ведущим в содержании религиозного миропонимания, что отражается и в названии теории – теология, богословие. Иррационалистические ссылки на религиозную веру и откровение являются господствующим аспектом религиозного мировоззрения, с ним сосуществует и развивается рационалистическая традиция. Последнее является сферой активности религиозных и светских мыслителей. Философская критика богословских доказательств бытия Бога в зависимости от мировоззренческой позиции мыслителя, а также господствующей парадигмы совершенствует теоретический уровень теологии или обеспечивает философско-теоретические основания светского мировоззрения. Теоретически сформулированная идея сверхъестественного, идея Бога, в свою очередь может быть условием развития философствования. Так, И.Кант с философских позиций обосновывает несостоятельность классических доказательств бытия Бога и вместо них возводит свое знаменитое нравственное доказательства бытия Бога. Полемизируя с Кантом, его современник Гегель восстанавливает в правах классические доказательства бытия Бога и начинает творить ( а по мнению некоторых исследователей его философского наследия и обосновывает) свою грандиозную философскую систему по образцу христианской идеи триединства Бога.
Человек в религиозном мировоззрении
Проблема человека и личности включает в себя вопросы о соотношении в человеке природного и духовного, биологического и социального. В учениях многих религий признается ценность телесного существования, целостность человека, несводимость духовного к телесному существованию. Духовное начало в человеке – дух, душа – осуществляет связь с божеством, а двойственность целостного человека является указанием на бытие Бога. Духовные (познавательные, религиозные, нравственные, эстетические) потребности человека выступают как социальные. Человек становится человеком в деятельности, в общении с другими людьми, обретая свою духовность, субъективность в активном преобразовании наследуемого мира и создании собственного мира культуры.
Учение о конце мира (эсхатология) является существенной частью религиозного мировоззрения. Современное понимание смерти несколько отличается от средневекового учения о смерти и загробной жизни. Формируется концепция перехода человека в иное состояние, которое наблюдателю представляется уничтожением и небытием. Распространяются элементы восточных учений о перевоплощении душ, спиритические учения о загробных мирах и способах контакта с душами умерших. Обобщается опыт общения врачей и психологов с умирающими или побывавшими в состоянии клинической смерти и представляется как конкретное свидетельство реальности загробного существования. Однако описываемые состояния и видения вполне объясняются более прозаической концепцией, в которой реанимация не может рассматриваться как воскрешение, а переживания умирающих могут быть вызваны бессознательным или социокультурным наследованием. Тогда описания пребывания в загробном мире оказываются перестроенными картинами существования в земном мире. Реальная ограниченность существования человека во времени, осознание смертности индивида и, возможно, человечества способны претвориться в позицию ответственности за жизнь. Человечество может стремиться к продлению максимальных границ своего существования и жизни каждого индивида. Бессмертие обретает реальное значение как сохранение и расширение культуры в понятии качества индивидуальной жизни и жизни грядущих поколений людей.
История культуры это одновременно и история форм социального устройства. В исторических формах религии нашли отражение общественное разделение труда, появления власти и государств, образование классов, сословий и этносов. Одновременно социальным процессам, правовым нормам придавался священный характер, они рассматривались как реализация воли Бога. Идеалом общественного устройства провозглашалась теократическая организация, где высшая власть принадлежит служителям культа, а религиозные установления являются одновременно нравственными и правовыми нормами. Рост светских государственности, права, морали вызывает изменения и в мировоззренческом осмыслении социокультурной действительности. В христианстве и исламе структура общества, взаимоотношения народов и сословий, исторические изменения выступают как реализация промысла Бога – провиденциализма. Учение о предопределении, ярко выраженное в исламе и кальвинизме, ведет к фатализму, отрицанию свободы воли человека, а, следовательно, его ответственности за содеянное в жизни. В большинстве христианских мировоззрений наряду с промыслом Бога признается и свобода человека. Современная теология рассматривает человека как сотворца Бога. Понимание греховности распространяется и на социальные структуры, ориентированные на интересы правящих элит вопреки благу большинства людей. В трактовке царства Бога взаимодействуют традиционное и новое: оно понимается как организация сверхъестественного мира и в то же время как идеал земного общества социального равенства, справедливости, благополучия для каждой личности. Достижению его содействуют верующие.
В светском мировоззрении философы и социологи сходятся в признании за столкновением человеческих желаний и действий объективных законов общественного развития, более сложных, чем законы бытия природы. Современное светское обществознание считает, что управление механизмами социума дело отдаленного будущего, что ни религиозные, ни светские концепции не могут претендовать на полное понимание законов бытия общества. Двадцатый век остался в прошлом как столетие грандиозных социальных экспериментов по методологии преимущественно светской антропологической теории, показавшей порой противоположными замыслу результатами, что человечество по- прежнему находится в начальной стадии проникновения в тайны социального бытия.
Основой объединения усилий представителей религиозного и светского мировоззрений является признание важнейшей задачей социальной деятельности преодоление разрывов между бедностью и богатством, обеспечение достойных человека условий существования, а также доступности культуры и образования для всех слоев общества.
Нравственный и эстетический потенциал религиозного мировоззрения
Религиозное и светское мировоззрения объясняют источник морали в соответствии с собственными системами ценностей. Особенностью религиозной морали является ориентация на две группы ценностей: земные (подчиненные) и небесные (господствующие). Так, библейский декалог (десять слов, заповедей) разделяется на четыре определяющих принципа отношений человека с Богом и последующие производные, регламентирующие отношения между людьми.
Нормы религиозной морали освящают социальные и этнические нравственные кодексы в сложном, зачастую противоречивом сочетании. В религиозной морали закреплены и простейшие нормы нравственности, размышления над «вечными» моральными проблемами. В религиозных формах отразился многовековой опыт нравственной культуры человечества. Сильными сторонами религиозной морали и этики являются такие особенности религиозного мировоззрения, как внешняя простота ответов на сложные нравственные проблемы, четкие ориентиры и доступные образцы нравственного поведения, а также постановка и обеспечение проблемы нравственной ответственности (Бог все видит). С другой стороны, как свидетельствует история культуры, эти же стороны религиозной морали в состоянии вдохнуть жизнь в такие ориентации, как буквализм, пассивность, нетерпимость, делегирование личной нравственной ответственности религиозным лидерам и организациям. Религиозная мораль, этика была и остается, пожалуй, самой сильной стороной религиозного мировоззрения. Французский мыслитель XVII века П.Бейль первым высказал предположение о возможности безрелигиозного общества, в котором обеспечивается нравственность благодаря отсутствию суеверия. Реальный атеизм ХХ века, естественно, вызывает активность теологов и в сфере религиозно-нравственной жизни. Основной мотив – сведение глобальных проблем человечества к следствию духовно-нравственного кризиса секулярного (безрелигиозного) общества. Но была ли высоконравственной и бескризисной жизнь общества до ХХ века? Есть аргументированные ответы скептиков на этот вопрос, однако позитивное мышление перспективнее. Религиозное и светское мировоззрения могут взаимодействовать в утверждении приоритета гуманистически ориентированной духовности и таким образом преодоления идеологии как неоправданного аскетизма, так и материального потребительства.
Истина, Благо, Красота являются вершинами ценностей философских систем со времени их возникновения. Истинное нравственно и прекрасно, ложное – безнравственно и безобразно, утверждают многие мыслители. Что есть красота? Религиозные философы и теологи отдают приоритет религиозному, а в искусстве видят начало Бога и путь к Богу. Общее искусства и религии в их ценностной природе, в соединении рационального и эмоционально-фантастического элементов. Важнейшая сторона эстетического отношения к миру – утверждение творческого начала человека над материалом. В создаваемом человеком мире эстетического он утверждает свои сущностные силы. Религиозное искусство видит в свершениях человека направляющее воздействие божественного провидения. Принято различать религиозное искусство в узком и широком смысле. В первом варианте это искусство, являющееся частью культа, во втором – внекультовое искусство, имеющее религиозную направленность. Культовое искусство официально признано церковью как творчество в соответствии с канонами конфессии. Внекультовое религиозное искусство не имеет такого высокого статуса и не ориентировано на требования культа. В нем больше возможности для творческого выражения религиозно- духовного мира художника. Религиозное искусство всегда связано с определенным религиозным направлением (конфессия), имеет национально-региональные особенности. Художественное начало относительно самостоятельно по отношению к культовому. Многие памятники художественной культуры, созданные на темы и сюжеты разных религий, вошли в бесценную сокровищницу культуры. Они в архитектуре, изобразительном искусстве, музыке, пении, орнаменте и т.д. В каждой религии уникальный ансамбль из произведений этих видов искусства обеспечивает эстетико-психологическую сторону культовой деятельности.
Религиозное искусство многофункционально. Канон, замысел и его реализация зависят от контекста эпохи. Соответственно, произведение религиозного искусства несет информацию о социокультурной ситуации времени, в котором оно создавалось. В свою очередь, люди, воспринимающие произведение религиозного искусства, акцентируют внимание на содержании или форме в соответствии с художественным вкусом своего времени и личным идеалом. Художественный образ при восприятии произведения искусства становится достоянием внутреннего мира личности.
В отечественном искусстве последних десятилетий развиваются художественно-эстетические подходы к религиозным образам и сюжетам, запрещенные или ограниченные в первые десятилетия советского общества согласно нормам воинствующего атеизма. Светские эстетика и искусство, неуклонно развивающиеся в этнических культурах уходящего тысячелетия, остаются преобладающей тенденцией в мировоззренческих ориентациях постсоветского общества.
ЛИТЕРАТУРА
Бондаренко Ю.Я. Человек. Судьба. Вселенная. Глазами древних мудрецов. М., 1994.
Гордиенко Н.С. Основы религиоведения. СПб., 1994. Гл.II.
Моррис Г. Сотворение мира: научный подход. Калифорния, 1990.
Основы религиоведения.: Учеб. М., 1998. Гл.XXII – XXVII.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Охарактеризуйте религиозное мировоззрение в связи с философским и мифологическим типами.
В чем состоит отличие религиозного мировоззрения от светского?
Изложите принципы рациональных обоснований бытия Бога.
Сформулируйте основные положения религиозной антропологии (с использованием материалов хрестоматии).
Каковы особенности нравственных и эстетических ценностей религиозного мировоззрения? При подготовке ответа используйте материалы хрестоматии.
Дик П.Ф. Основы религиоведения. Учебник. Астана-Костанай, 2000.
Далее читайте:
Петр Дик (авторская страница).
Православные деятели: | АВ | ВА | ДА | ИА | КА | МА | НА | ПА | СА | ФА |
Папы римские и антипапы (по векам в хронологическом порядке):| I-IV | V-IX | X-XIV | XV-XIX | XIX-XXI |
Все религиозные термины: | АБ | БА | ВА | ГЕ | ДА | ЕЗ | ЖИ | ЗВ | ИБ | КА | ЛА | МА | НА | ОБ | ПА | РА | СА | ТА | УР | ФА | ХА | ЦА | ЧА | Ш-Щ | ЭА | ЮА | ЯЗ |
Дик Н.Ф. Культура и традиции мировых религий. Учебное пособие.
Введение. Что такое религия?
Версии происхождения слова «религия»
Слово «религия« имеет латинское происхождение: religio в переводе на русский буквально означает «совестливость, добросовестность, благочестие, благоговение, набожность». Относительно этимологии слова существует две основные версии.
Данного понимания религии, сформулированного цитированными выше христианскими авторами, мы будем придерживаться и в настоящем издании. Вместе с тем следует оговориться, что, примеряя такое понимание религии к буддизму, читатель может столкнуться с определенными трудностями и задаться вопросом, в какой мере возможно считать эту одну из мировых и наиболее многочисленных по количеству своих сторонников традицию религией в том смысле слова, о котором было сказано только что.
Отличительные особенности религиозного мировоззрения
Если сопоставить мировоззрения носителей разных религиозных традиций и попытаться найти в них нечто общее, то можно обнаружить, что религиозное мировоззрение обладает определенным набором отличительных признаков, которые делают данное мировоззрение именно религиозным, а не философским или научным, к примеру. При этом сразу необходимо оговориться, что далеко не у каждой религиозной традиции обязательно наличествуют все нижеперечисленные характеристики, что, безусловно, дает исследователям основания дискутировать о степени «религиозности» той или иной традиции.
Во-первых, религиозным мировоззрение делает наличие духовного опыта. Как правило, отправной точкой для появления той или иной религиозной традиции служит опыт ее основателя (даже если он является личностью легендарной, как Сиддхартха Гаутама в буддизме или Лао-цзы в даосизме, или «сверхъестественным» существом, как в Идзанаги и Идзанами в синтоизме).
Во-вторых, в основании религиозного мировоззрения, как правило, лежит противопоставление профанного, то есть обычного, обыденного, и сакрального, то есть священного. Присутствие этого разграничения мы можем видеть, например, в различиях в архитектурном облике храмовых зданий и прочих сооружений. Даже самый малорелигиозный человек способен легко идентифицировать церковь, не перепутав ее с офисным или техническим зданием. Стремлением к сохранению сакрального начала во многом объясняется и использование в богослужениях особого языка, отличного от языка повседневного общения.
В-третьих, религиозное мировоззрение основано на утверждении существования «духовного», часто нематериального, невидимого мира, который выходит за пределы обычного, повседневного опыта человека. В разных религиях представления об этом ином мире могут сильно отличаться друг от друга. Этот духовный мир человек может представлять себе как созданный и возглавляемый Единым Богом, Творцом и Промыслителем всего сущего (как, например, в христианстве, иудаизме или исламе), как совокупность множества духов (как, например, в синтоизме) или как особую непознаваемую и неописываемую реальность (наподобие нирваны в буддизме). Однако именно к этому духовному миру обращены взоры носителей той или иной религиозной традиции.
В-четвертых, носитель религиозного мировоззрения убежден в возможности общения с духовным миром. Несомненно, что ценность религиозной веры в существование духовного мира актуализируется прежде всего в опыте общения с ним. Те же мировоззренческие системы, которые настаивают на непознаваемости духовного мира и утверждают автономность существования Вселенной в деистическом духе, в конечном счете, перестают быть в собственном смысле слова религиозными, переходя на почву философии или простого бытового агностицизма.
Наконец, в-пятых, в мировоззренческой системе, претендующей на название «религиозной», часто содержится определенная совокупность норм поведения, проявляющихся в деятельности (в том числе и культовой) и в мотивации действий, основанных на данном мировоззрении. Укажем для образца на христианскую традицию, в любой из своих конфессий (исповеданий) принимающую в качестве нравственных ориентиров Божественные заповеди синайского законодательства – Декалог ( Исх. 20:2–17 ) и Евангельские заповеди блаженств ( Мф. 5:3–12 ). Соответственно, поступок, отвечающий моральным требованиям, зафиксированным в указанных авторитетных религиозных текстах, будет восприниматься как должный и похвальный, а противоречащий им – как порицаемый и отторгающий человека от сообщества единоверцев. Кроме того, в христианских конфессиях в той или иной форме существует литургическая практика, включающая в себя по крайней мере совершение Крещения и Причащения. Свои специфические кодексы моральных норм вкупе с общепринятыми обрядовыми действиями имеются и в других религиозных традициях.
В вышеуказанном перечислении вовсе не случайно на первое место поставлен духовный опыт, поскольку именно он является первичным по отношению ко всем прочим элементам религиозности. Это есть опыт соприкосновения (или даже можно сказать «столкновения») с чем-то принципиально иным, пугающим своей беспредельностью и неизвестностью, внушающим одновременно благоговение и в то же время страх и трепет.
Аспекты религии
Для религиозного человека первичным с точки зрения значимости всегда будет религиозное представление (доктрина/верования). За ним по степени важности следуют этика и религиозная практика.
Это не означает, конечно, хронологического первенства доктрины над всеми остальными составляющими религиозной традиции, но лишь указывает на ее логическое место в системе религиозных представлений человека. Исторически, скорее, следует признать первичность мистического, духовного опыта, на осмыслении которого позднее выстраивался комплекс доктринальных и этических идей.
Соответственно, исходя из выявленных выше особенных характеристик религиозного мировоззрения (мировосприятия), мы будем рассматривать следующие важнейшие составляющие той или иной религии:
– духовный опыт основателя религии (или как вариант – культурного героя), отраженный, как правило, в ключевых религиозных сюжетах;
– доктрину: религиозную идею, учение и его догматическое содержание или, говоря иначе, веру в формальном смысле этого слова;
– этику: учение о нравственности;
– религиозную практику: обряды и аскезу.
Основные аспекты религиозного представления, раскрывающие содержание религиозных доктрин:
1. Космологический (от греч. κόσμος – «мир», «земля», «миропорядок» и λόγος – «слово», «учение») – раскрывает представления о происхождении вселенной (космогония), богов (теогония) и человека (антропогония);
2. Амартологический (от греч. ἁμάρτημα – «грех», «ошибка») – объясняет источник существования греха, несовершенства в мире (там, где подобные построения имеются);
3. Сотериологический 10 (от греч. Σωτηρι᾿ α – «спасение») – описывает опыт преодоления несовершенства, ограниченности человеческой личности как части мира;
4. Эсхатологический (от греч. σχατος – «последний», «конечный») – описывает представления о конечной судьбе материального мира и участи людей. Это, как правило, самый слабовыраженный элемент учения ввиду того, что его содержание относится к «будущему веку» – к тому, чему еще предстоит произойти, что еще только предощущается. Данный аспект вероучения зачастую имеет яркие космогонические черты, поскольку призван выявить грядущие способы и формы бытия мира, то есть описать его создание на новых основаниях. Кроме того, нередко это новое бытие мыслится как «хорошо забытое старое», то есть как возврат к утраченному на заре времен блаженному существованию.
Показательно, что все приведенные выше элементы религиозного мировоззрения имеют между собой нечто общее. Все это суть представления о происхождении, даже если речь идет о происхождении греха или смерти.
Таким образом, всякое религиозное верование или учение покоится, как на некоем фундаменте, на космогонических идеях. Более того, все остальные представления постоянно обращаются к ним, воспроизводят их. Например, сотериологический по своему характеру подвиг основателя религии (или культурного героя) воспринимается как элемент космогонии, как действие, изменившее мир, сделавшее его не таким, каков он был до этого. Иначе говоря, произошло нечто, что стало частью процесса создания мира в его нынешнем виде (ср.: «Итак, кто во Христе, тот новая тварь» ( 2Кор. 5:17 ). «Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечнаго начало» (Тропарь 7 песни Пасхального канона)).
То же самое можно сказать и применительно к эсхатологии, с той только разницей, что реструктуризация, обновление мира является делом будущего, еще не наступившего времени.
Однако прежде чем говорить о появлении какого бы то ни было религиозного явления, следовало бы указать предпосылки к его появлению, а также исторический и культурный фон его зарождения. Именно с этого и будет начинаться рассмотрение любого из изучаемых нами феноменов. После этого будут излагаться ключевые сюжеты, служащие основанием для вероучения, этика и религиозная практика. При необходимости будут даваться сведения общеисторического характера, важные для понимания контекста становления и развития религии, а также статистические данные.
Аврелий Августин, блаж. Творения: в 4 т. СПб.: Алетейя; К.: УЦИММПресс, 1998.
Алов А. А., Владимиров Н. Г., Овсиенко Ф. Г. Мировые религии. М.: Приор, 1998.
Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М.: Наука, 1993. Иллюстрированная история религий: в 2 т. / ред. Д. П. Шантепи де-ля-Соссей. Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря и Российского фонда мира, 1992.
Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта. М.: Рарог, 1993.
Кэмпбелл Дж. Д. Герой с тысячью лиц. М.: София, 1997.
Лактанций. Божественные установления / пер., вступ. ст. и прим. В. М. Тюленева. (Серия «Библиотека христианской мысли. Источники»). СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2007.
Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: АСТ, 2011. Лосев А. Ф. Диалектика мифа. М.: Мысль, 2001.
Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М.: Наука, 1976.
Мифы народов мира: Энциклопедия в 2 т. М.: Советская энциклопедия, 1980.
Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. М.: Издание Сретенского монастыря, 2002.
Основы религиоведения: учеб. / под ред. И. Н. Яблокова; 3-е изд., перераб. и доп. М.: Высшая школа, 2001.
Торчинов Е. А. Религии мира: опыт запредельного. СПб.: Азбука-классика – Петербургское востоковедение, 2007.
Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь. М.: АСТ, 2010.
Франк С. Л. Философия и религия // На переломе. Философия и мировоззрение. Философские дискуссии 20-х годов. М.: Изд-во политической литературы, 1990.
Цицерон М. Т. Философские трактаты. М., 1985.
Элиаде М. Аспекты мифа. М., 1995.
Элиаде М. История веры и религиозных идей: в 3 т. М.: Академический проект, 2009.
Элиаде М. Трактат по истории религий: в 2 т. СПб.: Алетейя, 1999–2000.
Яблоков И.Н. Религиоведение: учеб. пособие и учеб. словарь-минимум по религиоведению. М.: Гардарики, 2000.
См.: Цицерон М. Т. О природе богов (II, 72) // Марк Туллий Цицерон. Философские трактаты. М., 1985. Всемирной книге фактов ЦРУ ( есть вашего звания, надежды отечетсва. Аминь.гословит предстоящия дела ваши и в них да поможет в
Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта. М.: Рарог, 1993. С. 56.
«Ведь мы рождены с тем замыслом, чтобы воздавать надлежащее и заслуженное послушание Богу, нас сотворившему, одного Его знать и Ему одному следовать. Мы соединены и связаны [religati sumus] этими узами благочестия с Богом, отчего и сама религия получила свое имя, а не от слова “перечитывая” [relegendo], как объяснял Цицерон» (пер. по: Лактанций. Божественные установления / пер., вступ. ст. и прим. В.М. Тюленева. (Серия «Библиотека христианской мысли. Источники».) СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2007. С. 296).
См.: Блаж. Аврелий Августин. Об истинной религии. Теологический трактат. Минск: Харвест, 1999. С. 514–515.
Булгаков С.Н., прот. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. М.: Республика, 1994.
Булгаков С. Н., прот. Свет невечерний. С. 21.
Франк С. Л. Философия и религия // На переломе. Философия и мировоззрение. Философские дискуссии 20-х годов. М.: Изд-во политической литературы, 1990. С. 324.
Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта. С. 40.
Булгаков С. Н., прот. Свет невечерний. С. 21.
Данный термин в своем прямом значении является специфически христианским. Именно поэтому он употреблен в кавычках. Однако поскольку он указывает на ключевую идею – идею преодоления человеком того недолжного положения, в котором его видит религия, мы в дальнейшем будем использовать его в главах, посвященных нехристианским религиям.
Подобные соображения следует иметь в виду и при рассмотрении термина «эсхатологический», который в рамках христианского богословия обозначает учение о последних судьбах мира. Вместе с тем он как нельзя лучше подходит для описания нехристианских религиозных доктрин, содержащих учение о завершении нынешнего этапа существования мира и установлении нового, иного бытия.
Источник: История религий / Митрополит Иларион (Алфеев) — Глава 1; Протоиерей Олег Корытко — Введение, главы 2–9; Протоиерей Валентин Васечко — Раздел «Инославие». — М.: Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, 2016. — 776 с. ISBN 978-5-9908680-0-7
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»