какой организации подведомственны государственные инспекции труда

Федеральная инспекция труда (рострудинспекция)

какой организации подведомственны государственные инспекции труда

Федеральная инспекция труда (рострудинспекция)

орган надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, правил и норм охраны труда, созданный при Министерстве труда и социального развития РФ, Рострудинспекция и подведомственные ей государственные инспекции труда республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, районов и городов образуют единую систему надзора и контроля за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда в организациях всех форм собственности. Основными задачами Рострудинспекции и подведомственных ей государственных инспекций труда являются: осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда, а также связанных с ним законодательных и нормативных правовых актов о возмещении вреда, причиненного здоровью работника, социальном страховании, занятости, банкротстве и приватизации предприятий, коллективных договорах и соглашениях; защита трудовых прав и достижение безопасных условий труда работников, а также защита их от незаконных действий работодателей, должностных лиц и других ответственных работников организаций, ущемляющих эти права; разработка предложений по совершенствованию законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о труде и охране труда; обеспечение повышения квалификации работников аппарата Рострудинспекции и государственных инспекций труда; содействие овладению работодателями и работниками знаниями законодательства РФ и действующих норм и нормативов о труде и охране труда. В соответствии с возложенными задачами Рострудинспекция и подведомственные ей государственные инспекции труда выполняют следующие функции. Рострудинспекция: осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда, а также связанных с ним законодательных и нормативных правовых актов о возмещении вреда, причиненного здоровью работника, о социальном страховании, занятости, банкротстве и приватизации предприятий, коллективных договорах и соглашениях; определяет главные направления и приоритеты деятельности государственных инспекций труда; осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью государственных инспекций труда, их нормативно-правовое и материальное обеспечение; анализирует причины нарушений законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о труде и охране труда и готовит соответствующие предложения по совершенствованию указанных актов; анализирует причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по их профилактике; дает заключения по проектам строительных норм и правил (СНиП) и других нормативных документов по вопросам строительства о соответствии их требованиям норм и правил по охране труда; участвует в разработке государственных стандартов по безопасности труда; осуществляет контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве; ведет прием и рассматривает письма, жалобы и иные обращения работников о нарушениях их трудовых, социально-экономических прав и прав на охрану труда, принимает меры по их устранению; готовит и представляет в установленном порядке Президенту РФ ежегодный доклад о деятельности Рострудинспекции и соблюдении законодательства РФ о труде и охране труда. Рострудинспекция и подведомственные ей государственные инспекции труда осуществляют свою деятельность во взаимодействии с федеральными надзорами, органами прокуратуры, другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, правовой и технической инспекциями труда объединений профессиональных союзов.

Источник

Постановление Правительства РФ от 28 января 2000 г. N 78 «О федеральной инспекции труда»

В соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 29, ст.3702) Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

а) Положение о федеральной инспекции труда;

б) изменения, которые вносятся в Положение о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 1999 г. N 279 «Об утверждении Положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 13, ст.1595).

2. Министерству государственного имущества Российской Федерации оформить в установленном порядке закрепление за Министерством труда и социального развития Российской Федерации помещений в зданиях, расположенных в г. Москве, в Газетном переулке, дом 3 (строение 1) и дом 5 (строения 1 и 2), ранее закрепленных за Федеральной инспекцией труда при Министерстве труда и социального развития Российской Федерации.

3. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 12 января 1996 г. N 13 «О дополнительных мерах по обеспечению деятельности Федеральной инспекции труда при Министерстве труда Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 43, ст. 4989).

Положение
о федеральной инспекции труда
(утв. постановлением Правительства РФ от 28 января 2000 г. N 78)

2. Федеральная инспекция труда в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением.

3. Основной задачей федеральной инспекции труда является осуществление надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда в целях обеспечения защиты трудовых прав граждан, включая право на безопасные условия труда.

4. Федеральная инспекция труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с правоохранительными органами, с федеральными органами исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять в пределах своих полномочий функции надзора и контроля, с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, объединениями работодателей и объединениями профессиональных союзов, другими государственными и общественными организациями.

5. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда осуществляют государственные инспекторы труда и иные должностные лица федеральной инспекции труда.

Руководитель Департамента государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда Министерства труда и социального развития Российской Федерации является заместителем главного государственного инспектора труда Российской Федерации.

Заместители руководителя указанного Департамента являются главным государственным правовым инспектором труда Российской Федерации и главным государственным инспектором Российской Федерации по охране труда.

Начальники отделов указанного Департамента и их заместители (по правовым вопросам и по охране труда) являются главными государственными инспекторами труда.

Начальники отделов государственных инспекций труда и их заместители (по правовым вопросам и по охране труда) являются главными государственными инспекторами труда соответствующих государственных инспекций труда.

6. Государственные инспекции труда в соответствии с возложенными на них задачами выполняют следующие основные функции:

1) осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда на соответствующей территории;

2) расследуют в установленном порядке несчастные случаи на производстве, анализируют их причины и разрабатывают предложения по предупреждению таких случаев;

3) рассматривают в соответствии с законодательством Российской Федерации дела об административных правонарушениях;

4) информируют соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления о фактах нарушения законодательства Российской Федерации о труде и охране труда;

5) участвуют в работе по правовому воспитанию, распространению знаний по соблюдению законодательства Российской Федерации о труде и охране труда;

6) обобщают опыт применения законодательства Российской Федерации о труде и охране труда;

7) ведут прием граждан, рассматривают заявления, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав;

8) готовят отчеты о результатах деятельности инспекции.

7. Положение о государственной инспекции труда утверждается Министерством труда и социального развития Российской Федерации.

ГАРАНТ:

Положение о государственной инспекции труда в субъекте Российской Федерации утверждено приказом Минтруда РФ от 29 февраля 2000 г. N 65

8. Департамент государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда Министерства труда и социального развития Российской Федерации наряду с функциями, указанными в пункте 6 настоящего Положения, выполняет следующие функции:

1) руководит работой и осуществляет контроль за деятельностью государственных инспекций труда;

2) обеспечивает организационное и методическое руководство деятельностью государственных инспекций труда, их нормативное и материальное обеспечение;

3) осуществляет контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

4) анализирует состояние и причины производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и подготавливает предложения по их профилактике;

5) готовит и публикует ежегодные доклады о деятельности федеральной инспекции труда.

9. Государственные инспекторы труда имеют право:

1) беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверения установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации любой организационно-правовой формы;

2) осуществлять в установленном порядке проверки и расследование причин нарушений законодательства Российской Федерации о труде и охране труда;

3) запрашивать и безвозмездно получать от руководителей и иных должностных лиц организаций, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей (их представителей) документы, объяснения, информацию, необходимые для осуществления своих полномочий;

4) предъявлять работодателям (их представителям) обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о труде и охране труда, о восстановлении нарушенных прав граждан с предложениями о привлечении виновных в этих нарушениях к дисциплинарной ответственности или отстранении их в установленном порядке от должности;

5) привлекать к административной ответственности в установленном законодательством Российской Федерации порядке лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации о труде и охране труда;

6) по результатам проверок передавать материалы по фактам нарушений законодательства Российской Федерации о труде и охране труда в правоохранительные органы о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности, а также предъявлять иски в суд.

10. Государственные инспекторы по охране труда наряду с правами, указанными в пункте 9 настоящего Положения, имеют право:

1) расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

2) выдавать разрешения на строительство, реконструкцию, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий; при проведении предупредительного надзора с целью предотвращения отступлений от проектов, ухудшающих условия труда, снижающих его безопасность, выдавать заключения о возможности принятия в эксплуатацию новых или реконструируемых производственных объектов;

3) требовать в установленном порядке от работодателя принятия мер по устранению обнаруженных в ходе проверок нарушений и недостатков в каком-либо сооружении, оборудовании или в организации труда, которые они имеют основание считать угрожающими здоровью или безопасности работников;

4) запрещать производство и использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих государственным нормативным требованиям по охране труда;

5) изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ при условии уведомления об этом работодателя (его представителя);

6) приостанавливать работу отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нарушений;

7) отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда.

11. Главный государственный инспектор труда Российской Федерации и руководители государственных инспекций труда наряду с правами, указанными в пунктах 9 и 10 настоящего Положения, имеют право:

1) приостанавливать деятельность организаций, в которых выявлены нарушения требований по охране труда, представляющие угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нарушений;

2) направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений.

12. Должностные лица, осуществляющие надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда:

при осуществлении своих полномочий независимы от государственных органов и руководствуются только федеральными законами и Конституцией Российской Федерации;

несут в соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за противоправные действия или бездействие.

Решения должностных лиц могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности и (или) в судебном порядке.

13. Государственные инспекторы труда имеют удостоверения единого образца, а также личный штамп (печать) с указанием фамилии и наименования инспекции, которую они представляют.

ГАРАНТ:

См. Положение о служебном удостоверении должностного лица федеральной инспекции труда, утвержденное приказом Минтруда РФ от 26 марта 2001 г. N 42

Изменения,
которые вносятся в Положение о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 1999 г. N 279
(утв. постановлением Правительства РФ от 28 января 2000 г. N 78)

«в соответствующую государственную инспекцию труда (государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации, межрегиональную государственную инспекцию труда)».

2. Абзац первый пункта 7 изложить в следующей редакции:

«7. О несчастных случаях на производстве со смертельным исходом соответствующая государственная инспекция труда (государственная инспекция труда в субъекте Российской Федерации, межрегиональная государственная инспекция труда) направляет сообщение в Министерство труда и социального развития Российской Федерации».

3. В абзаце восьмом пункта 9 слова: «Федеральной инспекции труда при Министерстве труда и социального развития Российской Федерации» заменить словами: «федеральной инспекции труда», а слова: «главный государственный инспектор по охране труда по субъекту Российской Федерации» заменить словами: «главный государственный инспектор по охране труда соответствующей государственной инспекции труда (государственной инспекции труда в субъекте Российской Федерации, межрегиональной государственной инспекции труда)».

4. В последнем абзаце пункта 13 слова: «государственным инспектором по охране труда по субъекту Российской Федерации» заменить словами: «государственным инспектором по охране труда соответствующей государственной инспекции труда (государственной инспекции труда в субъекте Российской Федерации, межрегиональной государственной инспекции труда)».

в абзаце первом слова: «в государственную инспекцию труда по субъекту Российской Федерации» заменить словами: «в соответствующую государственную инспекцию труда (государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации, межрегиональную государственную инспекцию труда)»;

в абзаце втором слова: «в Федеральную инспекцию труда при Министерстве труда и социального развития Российской Федерации» заменить словами: «в Министерство труда и социального развития Российской Федерации».

6. В пунктах 25-27 слова: «в государственную инспекцию труда по субъекту Российской Федерации» заменить словами: «в соответствующую государственную инспекцию труда (государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации, межрегиональную государственную инспекцию труда)».

7. В пункте 29 слова: «государственными инспекциями труда по субъектам Российской Федерации, Федеральной инспекцией труда при Министерстве труда и социального развития Российской Федерации» заменить словами: «соответствующими государственными инспекциями труда (государственными инспекциями труда в субъекте Российской Федерации, межрегиональными государственными инспекциями труда), Министерством труда и социального развития Российской Федерации».

Постановление Правительства РФ от 28 января 2000 г. N 78 «О федеральной инспекции труда»

Текст постановления опубликован в «Российской газете» от 10 февраля 2000 г., N 29, в Собрании законодательства Российской Федерации от 7 февраля 2000 г., N 6, ст. 760, в Бюллетене Министерства труда и социального развития Российской Федерации, 2000 г., N 2

Постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 г. N 11 настоящее постановление признано утратившим силу

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Постановление Правительства РФ от 8 января 2003 г. N 5

Источник

Какой организации подведомственны государственные инспекции труда

Роль федеральной инспекции труда в защите трудовых прав работников определяется тем, что именно этот орган является специализированным по осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением норм трудового права. Сфера деятельности государственной инспекции труда по применению норм трудового права не ограничена. Государственная инспекция труда, как и прокуратура, может принимать меры по защите любых трудовых прав работников. Однако, в отличие от прокуратуры, она является специализированным органом по применению норм трудового права, тогда как органы прокуратуры призваны обеспечивать соблюдение всех без исключения норм законодательства. Поэтому применение норм трудового права для органов прокуратуры является одним из направлений деятельности. Несмотря на важность деятельности в данном направлении, органы прокуратуры не в состоянии обеспечить реализацию норм трудового права в полном объеме.

По этой причине созданы специальные органы, осуществляющие государственный надзор исключительно за соблюдением норм трудового права. Одним из главных специализированных органов по надзору за соблюдением норм трудового права является государственная инспекция труда, находящаяся в ведении Федеральной службы по труду и занятости, входящей в Министерство здравоохранения и социального развития России.

К основным международно-правовым источникам в сфере надзора и контроля следует отнести Конвенцию N 81 (1947 г.) об инспекции труда в промышленности и торговле, Протокол к этой Конвенции (1995 г.), Конвенцию N 150 (1978 г.) о регулировании вопросов труда, Конвенцию N 155 (1981 г.) о безопасности и гигиене труда в производственной среде, которые были ратифицированы Федеральным законом от 11.04.98.

Конвенция N 81 (1947 г.) ориентирует государства-участников на закрепление в национальном законодательстве, регламентирующем деятельность инспекций труда, следующих основных положений:

1) закрепление государственного статуса инспекций труда, обязательность и широта охвата их контролем организаций, реализующих нормы трудового права;

2) установление системы правовых гарантий в деятельности инспекций в виде предоставления им исключительных полномочий по определению пределов вмешательства в рамках предмета контроля, возложения корреспондирующих обязанностей на подконтрольных лиц;

3) создание материальных и организационных условий деятельности инспекций со стороны государства, обеспечивающих их независимость;

4) соблюдение тайны обращения в целях ограждения заявителей от преследований со стороны работодателя за критику его действий;

5) гласность результатов инспектирования, включение инспекций в систему сотрудничества по вопросам их компетенции со всеми заинтересованными структурами, в том числе с самими участниками трудовых отношений.

В ст. 2 Конвенции N 81 сказано о том, что система инспекции труда на промышленных предприятиях распространяется на все предприятия, в отношении которых инспекторы обязаны обеспечить применение положений законодательства, относящихся к условиям труда и к охране трудящихся в процессе их работы. Следовательно, деятельность государственной инспекции труда по применению норм трудового права не может быть ограничена законодательством, она имеет всеобщий характер.

Данное положение воспроизведено в содержании действующего законодательства.

Российская система государственной инспекции труда как органа по надзору и контролю за соблюдением норм трудового права построена по принципам подчиненности федеральной исполнительной власти. Важно иметь в виду, что российский законодатель относит правовое регулирование деятельности государственной инспекции труда к компетенции Правительства РФ, закрепляя в ч. 2 ст. 354 ТК РФ правило о том, что положение о федеральной инспекции труда утверждается Правительством РФ. Регламентация, осуществляемая федеральной исполнительной властью, является обязательной для всех подразделений государственной инспекции труда.

Использование государственной инспекцией труда норм трудового права происходит в виде выдачи предписания, обязательного для исполнения.

В ст. 2, 17, 18 Конституции РФ провозглашено непосредственное действие прав и свобод человека и гражданина, в том числе и в сфере труда, обеспечение их реализации отнесено к обязанностям государства, что им исполняется и через деятельность органов исполнительной власти. Поэтому выдача государственной инспекцией труда предписаний об устранении нарушений трудовых прав граждан, на наш взгляд, является одним из направлений деятельности органов исполнительной власти, предусмотренных в перечисленных конституционных нормах.

Сложнее обстоит дело с выдачей предписаний государственной инспекцией труда, когда требование, по которому оно должно быть выдано, стало предметом рассмотрения в органах по разрешению индивидуальных трудовых споров. Следует согласиться с тем, что государственная инспекция труда не может заменять органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. В подобной ситуации государственная инспекция труда действительно не должна самостоятельно устранять нарушения трудовых прав работников. Однако государственная инспекция труда не может быть и в этом случае устранена из процесса по восстановлению трудовых прав работников. В подобной ситуации государственная инспекция труда по требованию лица, участвующего в деле, может выдать правовое заключение, имеющее силу доказательства по делу. Выдача данного заключения соответствует требованиям ст. 357 ТК РФ. Орган, рассматривающий трудовой спор, обязан дать оценку данного заключения и разрешить дело с учетом имеющихся доказательств.

Государственная инспекция труда, как правило, выдает предписание в форме возложения на работодателя обязанности по реализации трудовых прав работников. Исполнение такого предписания работодателем в зависимости от его содержания может приводить к защите прав конкретных работников, а также интересов неопределенного круга лиц. Например, предписанием государственной инспекции труда на работодателя может быть возложена обязанность по восстановлению права конкретного работника, а также по отмене локального нормативного акта, применением которого данное право нарушено.

Предписание государственной инспекции труда может быть издано в форме соблюдения, то есть возложения на работодателя обязанности воздерживаться от совершения неправомерных действий.

К примеру, государственный инспектор труда может потребовать от работодателя не допускать нарушений правил охраны труда, повлекших несчастный случай на производстве.

Деятельность государственной инспекции труда может быть осуществлена в форме защиты публично-правовых интересов, что предполагает издание предписания об отмене локального нормативного правового акта. В отличие от органов прокуратуры, государственная инспекция труда может требовать отмены только локальных нормативных правовых актов. Вышестоящие акты могут быть обжалованы государственной инспекцией труда путем обращения в соответствующее структурное подразделение органов прокуратуры. Другие государственные органы по надзору и контролю не имеют полномочий по предъявлению работодателю требований об отмене локальных нормативных правовых актов, поэтому они могут обращаться в государственную инспекцию труда с целью отмены противоречащего законодательству нормативного правового акта. К обращению в государственную инспекцию труда может быть приложено заключение данного органа, которое будет рассматриваться в качестве одного из доказательств при решении вопроса о несоответствии локального нормативного правового акта требованиям законодательства.

Государственная инспекция труда может осуществлять деятельность в форме защиты частноправовых интересов. В этом случае в содержании предписания должны быть указаны обязанности работодателя, исполнение которых должно привести к восстановлению трудовых прав конкретных работников, перечисленных в предписании. Государственная инспекция труда может выдавать предписания об устранении нарушений любых трудовых прав работника, тогда как другие специализированные органы по надзору и контролю могут устранять нарушения трудовых прав работников в определенной для них законодательством сфере. Обнаружение этими органами нарушений трудовых прав работников, не относящихся к сфере их деятельности, позволяет им обратиться в соответствующее подразделение государственной инспекции труда, которая своим предписанием может оформить устранение выявленных другим государственным органом нарушений трудовых прав работника.

В этом случае действия названных органов будут выступать в качестве способа возникновения отношений по государственному надзору и контролю за соблюдением норм трудового права с участием государственной инспекции труда.

Деятельность государственной инспекции труда может быть осуществлена в смешанной форме, то есть для защиты как публично-правовых, так и частноправовых интересов. Следует отметить, что данная форма является типичной при применении законодательства об охране труда. Например, при несчастном случае на производстве выдается предписание не только в защиту прав пострадавшего работника, но и об устранении нарушений правил охраны труда, которые могут повлечь несчастный случай на производстве. Устранение таких нарушений направлено на защиту трудовых прав работников, которые состоят с работодателем в трудовых отношениях, а также на защиту лиц, которые могут заключить с ним трудовой договор.

Таким образом, по сфере действия государственная инспекция труда является вторым после прокуратуры органом, имеющим значительные полномочия по защите трудовых прав.

Государственная инспекция труда имеет потребность для обращения в органы прокуратуры только с целью отмены вышестоящих по отношению к организации нормативных правовых актов, а также для привлечения лиц, виновных в нарушении трудового законодательства, к уголовной ответственности.

Возможности государственной инспекции труда по устранению нарушений трудового законодательства, допущенных работодателем, законодательством не ограничены. Тогда как деятельность других специализированных органов по надзору и контролю за соблюдением норм трудового права в законодательстве ограничена определенной сферой. Выявление этими органами нарушений трудовых прав работников, выходящих за пределы сферы их деятельности, позволяет им обратиться в государственную инспекцию труда, которая своим правоприменительным актом может устранить допущенные работодателем нарушения трудовых прав работников. Следовательно, государственная инспекция труда занимает центральное место в обеспечении государственного надзора и контроля за соблюдением норм трудового права, от эффективности именно ее деятельности зависит в первую очередь защита трудовых прав работников. Деятельность государственной инспекции труда осуществляется с применением всех рассмотренных нами форм, в частности:

1) для защиты публично-правовых интересов;

2) для защиты частноправовых интересов;

3) для осуществления смешанной защиты, то есть как публично-правовых, так и частноправовых интересов.

Таким образом, взаимодействие с государственной инспекцией труда других органов государственного надзора и контроля призвано обеспечивать защиту трудовых прав работников с использованием всех предусмотренных законодательством процессуальных форм.

© Все права зарегистрированы.
Схема проезда

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *