какой метод предполагает развитие инициативы и творчества в физической культуре
Физическая культура и развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста
Развитие творческих способностей у детей является одной из актуальных педагогических проблем. Развивая двигательное воображение на занятиях по физкультуре, мы одновременно решаем и другие психолого-педагогические задачи. Если раньше мы обучали основным видам движений, формировали двигательные навыки, то сейчас рассматриваем приобщение к физической культуре как творческий процесс. Наша задача сохранять и укреплять не только физическое, но также психическое и социальное здоровье ребенка.
Преимущества интегрированных занятий:
• позволяет избежать перегрузок детей;
• обеспечивает комплексность и системность процесса коррекционно-развивающего обучения;
• дает возможность в интегрированной форме творчески использовать полученные навыки;
• способствует развитию восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления;
• позволяет вовлечь каждого ребенка в активную деятельность.
Для развития творческих способностей необходимо создавать определенные услов ия:
• физическое развитие детей;
• создание обстановки, стимулирующей развитие творчества;
• предоставление ребенку самостоятельности;
• доброжелательная помощь ребенку;
Со старшей гру ппы детям предлагаю самим придумывать упражнения. К этому возрасту у них уже накапливается богатый двигательный опыт, дети предлагают интересные упражнения, задания, которые все вместе осваиваем. При выполнении ОРУ или утренней гимнастики даю возможность выбора атрибутов по желанию. Детям это очень нравится. Заметила, что дети больше выбирают ленты на палочках, султанчики, обручи и, конечно, мячи. Может не у всех получается, но возможность проявить самостоятельность дает ощущение своей значимости, уверенности в себе.
В старшем дошкольном возра сте дети уже способны придумывать свои правила на знакомую игру, а в дальнейшем придумывать новые игры. Это дается не всем детям. Причинами являются индивидуальные особенности, уровень двигательного и социального опыта. При умелом руководстве игрой можно значительно повысить творческий потенциал ребенка. Развивая, совершенствуя творчество детей в игре, мы воспитываем социально-активного, умного, разносторонне развитого человека, относящегося к любой деятельности вдумчиво и творчески.
В развитии творческих способностей помогают нам включение двигательного воображения, подражание животным, сказочным героям. Подражая животным ребенок двигается мягко, плавно. Им присуща природная красота движений, которая у взрослых теряется. Упражнения, основанные на подражании животным, служат сохранению и развитию изначально заложенной простоты и гармоничности детских движений. Они дают хорошую физическую нагрузку, комплексно развивая все мышцы и системы организма. А главное дети очень любят перевоплощаться в знакомые образы. В создании образа ребенку необходимо использовать пластику движения, мимику лица, передать голосом характер персонажа.
Подвижные сюжетно-образные игры со словами, диалогом между ведущим и остальными игроками помогают застенчивому ребенку раскрыться, перебороть свой страх (игра «Волк и зайцы») и наоборот шумные, гиперактивные дети, изображая зайцев, учатся приемам самообладания.
В своей практике стараюсь разнообразить сюжетные подвижные игры, включаю и народные, беру из журналов, из опыта других педагогов, а также придумываю сама.
Использование сюжетных занятий дает возможность каждому ребенку на короткое время побывать в сказке, в Космосе или подводном царстве, ощутить себя сказочным персонажем, выполняющим важные и ответственные задания. Разнообразие двигательных игровых ситуаций и сюжетов позволяет расширить кругозор детей, развивает воображение («шагаем по сугробам», «летим в Космос», «попали на необитаемый остров» и др.). Используя музыку, способствуем более эффективному перевоплощению детей и вхождению в сюжет.
Ритмопластика и ритмические танцы также развивают творческую двигательную активность, умение чувствовать характер, ритм, темп музыки. Музыкально-ритмические движения способствуют развитию пластики движений, умение красиво двигаться, формированию осанки. На каждый спортивный праздник стараюсь подготовить с детьми ритмические танцы с разными спортивными атрибутами.
Еще в своей работе использую игры с пиктограммами «Эмоции». Детям они безумно нравятся. Упражнения с пиктограммами:
• Какое настроение на рисунке?
• Один ребенок изображает, другие угадывают.
• Догадайтесь, почему у него такое настроение? Как можно помочь?
Двигательные импровизации, творческие задания.
Предлагаю рассмотреть различные ситуации, к которым нужно подобрать соответствующее настроение. Например, ситуация «мальчик упал, больно ушибся, а другой посмеялся над ним», «разбил мамину любимую вазу», «потерял маму» и т. п.
Какое чувство возникает? Изобрази! Или «покажи как старый человек ходит!».
Почему так? Воспитывается у детей чувство сострадания к пожилым людям. Можно предложить передать друг другу какой-нибудь предмет, например книгу как «кирпич», «цветок», «хрупкую вазу» и т. п.
Не приходится объяснять ребенку, как напрячь те или иные мышцы. Его образная память воспроизводит по памяти тяжесть кирпича, или бережное обращение с хрупкой вазой. Также выполняются упражнения на релаксацию: ребенку сложно сознательно расслабить мышцы, а вот если он в образе тающего мороженого – совсем другое дело! Двигательное воображение помогает сделать оздоровительную работу интересной и эффективной.
Ребенок, не доигравший в детстве, не познавший радость свободной и самопроизвольной творческой деятельности, вырастет менее социально активным, заорганизованным.
Развитие двигательного творчества формирует ум ребенка, заряжает его весельем, радостью, формирует стремление быть здоровым и крепким, готовым к решению сложнейших задач, поставленных перед ним разнообразными жизненными обстоятельствами.
Конкурс «Утренняя звезда». Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. Музыка вызывает у слушателя разные чувства: радость, удивление, восхищение,.
Формирование творческой личности у дошкольников в процессе физического воспитания
Кукушкина Марина Николаевна
Формирование творческой личности у дошкольников в процессе физического воспитания
Реализовывая образовательную область «Физическая культура» педагоги, как правило, обучают воспитанников основным движениям и различным способам их выполнения, способствуют развитию физических качеств. Воспитанники стремятся правильно выполнять упражнения, проявляют интерес к определенному виду движений, спортивных игр, имеют представление о здоровом образе жизни; но при этом они с трудом переносят накопленные знания в самостоятельную игровую деятельность, нередко испытывают затруднения и не стремятся к импровизации.
Привыкая к тому, что педагог предлагает готовый двигательный материал, дети не всегда могут самостоятельно создавать варианты движений. Отсюда вытекает проблема воспитания творческой личности. Поэтому сегодня следует рассматривать приобщение к физической культуре и как творческий процесс.
Давая в самом общем виде определение понятию «творческие способности» под ними можно понимать индивидуальные особенности человека, определяющие удачность выполнения им творческой деятельности разного рода.
Формировать творческие способности можно через различные формыдвигательной активности: утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, подвижные игры, физкультурные досуги и праздники и т. д.
Так, для развития творчества мы используем нетрадиционные формыпроведения утренней гимнастики: с элементами ритмической гимнастики и танцевальных движений, сюжетную, игровую и т. д.
Танцевально-ритмическая разминка – одна из самых любимых нашими воспитанниками форма проведения утренней гимнастики. Она включает танцевальные шаги в различных направлениях по одному и в парах, бег под музыку, хлопки в ладоши, ритмичные движения руками, гимнастические упражнения, музыкальные игры.
Сюжетная зарядка проводится в форме двигательных рассказа или сказки, где дети не просто приседают, а прячутся от медведя, не выполняют наклоны, а тянут репку («В лесу», «Репка»).
Игровая утренняя гимнастика состоит из нескольких подвижных игр разной степени интенсивности, в процессе которых непрерывно меняются действия играющих в зависимости от сюжета и правил. Игровые ситуации и образы, безусловно, способствует развитию инициативы, мышления, помогают формировать двигательное воображение и творческие способностей детей.
Одной из организованных форм двигательной деятельности являются физкультурные занятия. Среди всего многообразия их видов в большей степени развитию творчества способствуют занятия сюжетного характера.
Занятия по физкультуре в сюжетной форме начинаются с рассказа педагога, который может быть построен по литературному произведению, авторской или народной сказке, сюжету, придуманному самим руководителем физвоспитания. Воображаемая ситуация активизирует воспитанников, стимулирует их к выполнению физических упражнений. Дети самостоятельно находят способы выполнения основных движений, входя в образ героя, выполняют имитационные движения, подражают его характеру, поведению.
Планируя занятие в сюжетной форме, педагог дает возможность каждому ребенку побывать в сказке, очутиться на таинственном острове или в космосе, приземлиться на в Африке или на Северном полюсе. С увлечением читая письмо и рассматривая карту, дети ищут клад на необитаемом острове или преодолевают препятствия, спеша на помощь заболевшему зайчику. Попадая в такую игровую ситуацию, воспитанники расширяют свой кругозор, развивают воображение. Их внимание сосредоточено на целенаправленном выполнении заданных движений.
Создавая проблемную ситуацию на занятии, педагог просит у детей найти пути ее решения. Например, «пошел дождь (снег, как можно пройти через лужи (сугробы?» Воспитанники предлагают знакомые им способы передвижения (перепрыгнуть, перешагнуть, обойти «змейкой»). Такие задания требуют от них их необходимости выбора, что является началом еще не вполне осознаваемых ребенком творческих поисков.
Двигательные навыки, которыми дети овладели на занятиях, закрепляются и совершенствуются в игровой деятельности.
Основой формирования творческих способностей в подвижных играх у воспитанников младшего дошкольного возраста является подражание. У малышей прекрасно развито воображение. Они «летают» как птички или «ползают» как жучки, «прыгают» как зайчики или «порхают» как бабочки. Играя в одну и ту же игру несколько раз, воспитанники привлекаются педагогом к творческим поискам. Например, при повторном проведении игры «Воробышки и автомобиль» детям предлагается подумать, от кого, кроме автомобиля ещё могут улететь воробушки (от собаки, кошки, мальчика и т. д.). Не случайно руководство игрой предполагает ведущую роль педагога, который формирует, активизирует и совершенствует творческую деятельность воспитанников.
В среднем дошкольном возрасте дети уже самостоятельно организовывают знакомые им подвижные игры, изображают отношения в игре с помощью речи, мимики, жестов, проявляя при этом фантазию и творческую инициативу.
В старшей группе воспитанники составляют варианты игр, усложняя уже знакомые правила, сами могут придумывать подвижные игры, что отмечают воспитатели, наблюдая за самостоятельной двигательной деятельностью детей в группе и на прогулке. Это является наивысшим уровнем творчества.
В силу индивидуальных особенностей, различного двигательного и социального опыта, а иногда и из-за неправильно организованного педагогического процесса, придумывание игр получается не у всех воспитанников. Но и здесь важна роль педагога, который, должен заметить проблему и помочь ребенку. Умело руководя игрой можно значительно повысить его творческий потенциал, подтолкнуть к созданию нового, нестандартного.
Наши педагоги регулярно планируют для детей творческиезадания с целью обучения их осознанно манипулировать движениями: видоизменять их, придумывать новые, входить в воображаемую ситуацию.
Развитию творчества у детей-дошкольников способствует и физкультурное оборудование.
Мы используем традиционные пособия в необычных условиях (кольцеброс – руль, пирамидка – елочка, мяч – колобок) или нетрадиционное оборудование («паутинки» из обруча и резинок, пенечки из ведерок, эспандер из латексной ленты). Для того чтобы ребенок захотел играть в ту или иную игру педагоги стремятся создать обстановку, вызывающую радостные переживания уже в ожидании предстоящих действий.
Так, каждому ребенку захочется перейти не через нарисованный «ручеек», а видимый и осязаемый (например, бумажную или целлофановую синюю извилистую полоску) по оранжевому, голубому или полосатому «мостику». Если под один конец доски подложить брусок, то она превращается в горку, подкладывая несколько брусков под оба конца доски можно менять высоту переправы. А может быть кто-то захочет перейти на другой берег не по «мостику», а по «камешкам» (пуговицы, желуди, каштаны? Меняя условия, мы изменяем двигательные действия детей, развиваем их творческие способности. «На том берегу» в игрушечном городе могут жить кукла, матрешка или сказочный герой. К кому из них пойдем в гости? А к кому нет? Почему? Вот где простор для фантазии и творчества.
Еще одним приемом развивающим творчество в игре является создание проблемных игровых ситуаций, способствующих самостоятельному поиску решений («Передвижение по залу в связке парами или тройками», «Передвижение по ограниченной поверхности», «Ходьба по болоту, не замочив ног»).
Таким образом, развивая способность к творчеству в игре, произвольность поведения, инициативность в реализации игровых замыслов, а также воспитывая организаторские умения в двигательной деятельности, педагоги формируют не только умного и разносторонне развитого, но и творческого человека.
После закрепления и совершенствования каждого комплекса сюжетных занятий обычно проводится досуг или физкультурный праздник. Например, комплекс «Заячья зарядка» в средней группе завершается физкультурным досугом «В гостях у Зайчика», комплекс «Солдаты» в старшей группе – праздником «Хочется мальчишкам в армии служить», в процессе которых используются освоенные на физкультурных занятиях упражнения, игры, эстафеты.
Физкультурные праздники и досуги также решают задачу формирования творческих способностей детей.
Уже на этапе подготовки к досугу или празднику педагоги вместе с воспитанниками готовят атрибуты для украшения зала, придумывают эмблемы команд, приветствия. Совместная со сверстниками деятельность, игры, оформление зала и отдельных видов соревнований, музыкальное сопровождение, торжественное открытие и закрытие праздника – все это развивает у детей эстетический вкус, чувство красоты, воображение, стимулирует их творчество. Эмоциональное воздействие праздника позволяет создать атмосферу радости, желание заниматься физической культурой.
Результатом работы по формированию творческих способностей у наших воспитанников в процессе физвоспитания является умение создавать ими новые движения, основанное на использовании двигательного опыта и наличие мотива, побуждающего к самостоятельной двигательной деятельности, а в последующем – готовность к решению задач, поставленных перед ними уже взрослой жизнью.
Формирование личности ребенка раннего возраста в процессе ознакомления с малыми фольклорными жанрами Знакомство с фольклором происходит у маленького ребёнка с самого раннего детства. С первых месяцев жизни младенец слышит ласковый голос.
Презентация «Формирование личности ребенка в процессе ознакомления с малыми фольклорными жанрами» Знакомство с фольклором происходит у маленького ребёнка с самого раннего детства. С первых месяцев жизни младенец слышит ласковый голос.
Формирование экономического образа мышления дошкольников в процессе трудового воспитания Тема: Формирование экономического образа мышления дошкольников в процессе трудового воспитания. План: 1. Теоретические подходы в экономическом.
Интеграция урочной и внеурочной деятельности в процессе гражданско-патриотического воспитания личности в школе VIII вида В настоящее время гражданско-патриотическое воспитание играет особую роль в формировании личности школьника. Только чувство патриотизма.
Консультация для воспитателей «Взаимодействие педагогов и родителей в процессе физического воспитания дошкольников» Физическое воспитание – один из основных компонентов общего воспитательного процесса, без которого не возможно гармоническое развитие ребенка.
«Воспитание творческой личности дошкольников в условиях коллективной деятельности». План самообразования воспитателя План самообразования воспитателя Бухаева Цырегма Бато-Мункоевна. Детский сад № 5, СЕМИЦВЕТИК» Г. МИРНЫЙ Тема: «Воспитание творческой.
Средства физического воспитания дошкольников Средства физического воспитания дошкольников Для решения задач физического воспитания детей дошкольного возраста используются различные.
Вопросы взаимодействия в процессе физического воспитания ребёнка в дошкольном образовательном учреждении Основные физические качества человека – сила, выносливость, гибкость, быстрота, ловкость и координация – являются врождёнными, так как даются.
Выступление на педагогическом совете «Формирование творческой личности» Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основную цель воспитания.
Развитие детской инициативы в двигательной деятельности дошкольников
Кудрявцева Лариса Николаевна
Развитие детской инициативы в двигательной деятельности дошкольников
Дошкольное образование, как первое звено образовательной системы, в настоящее время претерпевает серьезные изменения. Признается право на различные образовательные концепции, подходы и модели. Безопасный мир, экология и сотрудничество, а также охрана и укрепление физического и психического здоровья детей стали приоритетными в воспитании и обучении на разных ступенях развития личности. Согласно Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», физическое развитие включает в себя приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны); формирование начальных представлений о некоторых видах спорта; овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Один из основных принципов дошкольного образования это поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Задача педагога заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть и выполнять двигательные действия. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой и двигательной ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, т. е. дошкольники приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни. Двигательная активность в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности.
Для поддержки детской инициативы в двигательной деятельности необходимо создавать условия. Давайте рассмотрим их.
Условия для проявления и поддержки инициативы
Двигательное пространство в группе организуется в безопасном для детей месте, в шаговой доступности от спортивного уголка.
Спортивное оборудование должно быть разнообразно по своему содержанию.
Спортивный инвентарь подобран с учетом индивидуальных особенностей и интересов детей группы.
Красочное и интересное что привлекает внимание и побуждает желание выполнить двигательное действие.
Нетрадиционное оборудование (фантики, крышки, карандаши, шишки).
Оборудование спортивного зала или уголка настолько разнообразно, что дети свободно могут использовать в свободной двигательной деятельности и в сюжетно- ролевых играх.
Подборка детской музыки, песен интересная, привлекает, запоминается и вызывает интерес вспомнить выполняемое движение под ту или иную песенку и выполнить двигательное действие.
Создавая условия для развития инициативы дошкольников, нельзя забывать о том, что на первом месте должна стоять потребность детей в двигательной деятельности. В основе любой деятельности всегда лежит мотив. Другими словами дети должны быть заинтересованы. А чем можно повысить интерес к двигательной деятельности? Конечно же, с помощью различных приемов.
Рациональное использование физкультурного оборудования (минимум оборудования максимально обыграть) – с мячом.
Использование нетрадиционных приемов для повышения интереса к занятиям физической культурой и спортом – комплекс упражнений, где все движения похожи на движения какого либо животного.
Разыгрывание небольших этюдов спортивной тематики, например «футболист, который промахнулся».
Вариативность подвижных игр, приемов их усложнения – подвижная игра «Цветные автомобили», «Поезд», «Подбрось и поймай», «Волк во рву».
Основные формы поддержки инициативы
самостоятельная двигательная деятельность,