какой метод ознакомления с художественной литературой используется при обсуждении содержания ответ

Методы и приемы работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой

какой метод ознакомления с художественной литературой используется при обсуждении содержания ответ Марамыгина Елена Александровна
Методы и приемы работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой

«Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка»

Одной из проблем нашего современного общества является приобщение ребенка к чтению.Каждый год в детский сад приходят разные дети: смышлёные и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет одно – они удивляются и восхищаются всё меньше и меньше,интересы их однообразны: в основном это компьютерные игрушки и герои современных мультфильмов. Родители всё меньше читают детям книги. Все дальше на задний план уходит интерес детей к художественной литературе.

Поэтому наша роль, как педагогов состоит в том, чтобы заинтересовать дошкольников, побудить в них интерес к литературным произведениям, привить любовь к художественному слову, уважение книге.

Если ребенок дошкольного возраста не поймет, не почувствует, что читать хорошую книгу это очень интересно, то в школе, усевшись за учебник и компьютер, он уже никогда не полюбит художественную литературу.

Ведь до сих пор самым действенным компонентом в воспитании является художественное слово. Ребёнок учится применять грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседа) и монологической (словесное творчество, рассказывание) речи, использовать средства художественной выразительности языка и его грамматических средств. Поэтому детей необходимо приобщать к миру художественной литературы, с раннего возраста, так как с взрослением теряется острота восприятия слова, способность восторгаться красотой и чудом человеческой речи.

На «плечи» детского сада возлагается одна из главнейших задач – формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа. Очень важно в связи с этим правильно преподнести ребёнку то или иное литературное произведение. Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели.

Перед воспитателем стоит важная задача – каждое произведение донести до детей как произведение искусства, понять и прочувствовать, суметь проанализировать содержание и форму, раскрыть его замысел, заразить слушателей эмоциональным отношением к литературным персонажам. Педагог должен владеть техникой чтения и рассказывания – чёткой дикцией, средствами интонационной выразительности и театрального искусства. Ответственно подходить к выбору литературных произведения для представления их детям.

Мир чтения помогает взрослому насытить детское воображение, подаёт пример творчества и творческого отношения к реальному миру. Книга рассказывает о самом главном, самом красивом, делает восприимчивее и отзывчивее детскую душу, поэтому дети не могут ее не любить, они всегда рады встречи с ней. Желание слушать полюбившееся произведение ещё и ещё раз способствует воспитанию у ребёнка интереса и любви к художественной литературе.

Реалистические рассказы, сказки, стихи являются одной из форм познания окружающей действительности, побуждают мыслить, чувствовать, понимать. Художественное слово обогащает эмоциональную жизнь и тем самым способствует развитию речи ребенка. Слушая рассказ или сказку, ребенок живет жизнью героев, учится сочувствовать положительному герою и осуждать зло.

Научившись переживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства – способность проявить участие, доброту, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность.

Важно, при ознакомлении с художественными произведениями создать яркие образы произведения, поэтические картины русской природы, музыкальность и напевность стихов, меткость и выразительность языка. Это помогает чувствовать красоту художественного слова, легко и быстро запоминать небольшие сказки, народные песенки, стихи и потешки.

Потребность в ежедневном общении с книгой формирует у детей привычку к постоянному интеллектуальному труду, способствует развитию речи и мышления. Именно поэтому в федеральном государственном образовательном стандарте, обязательном при реализации основных образовательных программ дошкольного образования, интерес к чтению рассматривается в качестве одного из ведущих показателей готовности ребёнка к школе.

Художественная книга дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.Эти образцы различны: выразительный меткий язык народных сказок о животных, насыщенный сказочной «обрядностью»; язык волшебных сказок В. М. Гаршина, Ш. Перро, Г. Х. Андерсена; лаконичный и точный язык детских рассказов Л. Н. Толстого; легкие и прозрачные стихи А. С. Пушкина и А. А. Фета; образный язык маленьких описаний К. Д. Ушинского; простой и вместе с тем богатый, с большой долей юмора современный язык в произведениях Маршака, Михалкова. Достаточно и этих примеров, чтобы понять необходимость познания художественных произведений и понять положительное влияние на развитие детской речи.

Работа по использованию художественной литературыкак средства развития речи должна строиться по принципам: целенаправленности, индивидуализации (нельзя сравнивать успехи детей у каждого свой потенциал, последовательности, наглядности, доступности (возраст, уровень подготовки детей, нравственности, интегрированного подхода и прочности (закрепление знаний).

Основными методами по ознакомлению детей с художественной литературой являются следующие:

1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста.

2. Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста. Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.

3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.

4. Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения зависит от жанра и возраста слушателя.

Традиционно в методике ознакомления с художественной литературой принято выделять две формы работыс книгой в детском саду: чтение и рассказывание.

По ознакомлению с художественной литературой используют следующие методические приемы:

Словесный: Объяснение незнакомых слов, Чтение произведений, Вопросы к детям по содержанию произведений, Пересказ произведения, Заучивание наизусть, Выразительное чтение, Беседа по произведению, Прослушивание грамзаписей.

Наглядный: Показ иллюстраций, картинок, игрушек. Элементы инсценировки. Движение пальцами, руками. Схемы. Мнемотаблицы. Алгоритмы. Просмотр видеофильмов, диафильмов. Оформление выставки.

Игровой (Практический): Элементы инсценировки. Дидактические игры. Театрализованные игры. Использование разных видов театра. Игровая деятельность.

Таким образом, при ознакомлении дошкольников с художественной литературой используются разные приемы формирования полноценного восприятия произведения детьми: выразительное чтение воспитателя, беседа о прочитанном, повторное чтение, рассматривание иллюстраций, объяснение незнакомых слов.

Все эти задачи решаются во всех возрастных группах детского сада, различно только их конкретное содержание, оно зависит от возрастных особенностей детей, а также учитываются запросы современного ребёнка. Важна и профессиональная компетентность педагога – качество действий, жизненный опыт, что обеспечивает эффективное решение задач. По мере развития дошкольника меняется его восприятие, целевые ориентиры и отношение к литературе.

У детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) воспитывают любовь и интерес к книге. Важно научить детей оценивать поступки героев, определять их правильные качества, подбирать выражения, определяющие их характер. Учить детей слушать сказки, рассказы, стихи. В этом возрасте дети способны понять и запомнить сказку, повторить песенку, однако речь их недостаточно выразительна.

В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) продолжается работа по воспитанию у детей способности к восприятию литературного произведения, стремления эмоционально откликнуться на описание события. Детей учат отвечать на вопросы, понравилась ли сказка, рассказ, о чем рассказывается, какими словами она начинается, заканчивается.

В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) возникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение. Дети знают портрет писателя (поэта) и должны знать, что он написал. Различают жанры произведения, выражают свое отношение к поступкам героев, эмоциональное отношение к ним, отвечают на вопросы по содержанию текста, умеют хорошо пересказывать и читать наизусть, участвуют в инсценировках.

Знакомство с художественной литературой не может ограничиваться НОД, оно должно осуществляться во все моменты жизни детей в детском саду (игра, прогулка, труд, бытовая деятельность).

К немало важному условию в решении вопроса развития речи по средствам художественной литературы является вовлечение в работу родителей, они должны осознавать значимость и серьёзность данного вопроса (проводить собрания, консультации, беседы, выпускать памятки, буклеты и др.). Осуществление работы с социумом (библиотеками и музеями).

Таким образом, хочется отметить, что систематическое и целенаправленное использование разного рода художественных произведений как средства развития речи, а также правильно организованной работы, определяет возможность эффективного и плодотворного развития речи дошкольников, способствует пополнению словарного запаса, формируя коммуникативную культуру дошкольника, делает речь ребёнка более выразительной, яркой и эмоциональной. Дети активно проявляют себя в разных видах художественной деятельности и творчески активны, у них развито самосознание, умеют понимать и принимать юмор и становятся намного доброжелательнее, что немаловажно в современном обществе.

Источник

Консультация «Система работы по ознакомлению с художественной литературой: организация содержания и методы»

какой метод ознакомления с художественной литературой используется при обсуждении содержания ответ Светлана Поворотова
Консультация «Система работы по ознакомлению с художественной литературой: организация содержания и методы»

Консультация

«Система работы по ознакомлению с художественной литературой: организация содержания и методы»

Воспитатель: Поворотова С. В.

Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника.

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, т. к., расширяя знание ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение точно чувствовать форму и ритм родного языка.

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни.

Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение у литературным произведениям, формируется художественный вкус.

Все последующие знакомство с огромным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном возрасте.

Основная задача воспитателя — привлечь детям любовь к художественному слову, уважение к книге.

В младшей группе ознакомление с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров.

В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, а так же следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям.

Очень важно обращать внимание детей на образный язык сказок, рассказов, стихотворений, привлекая дошкольников к повторению запомнившихся им отдельных слов, выражений, песенок персонажей.

Например, после слушания сказок «Козлятки и волк», «Кот, петух и лиса» можно предложить детям повторить песенки действующих лиц.

Усваивая содержание сказки, дети учатся передавать слова разных героев. Даже они повторяют интонации воспитателя, это закладывает основы для дальнейшего самостоятельного развития интонационной выразительности в более старшем возрасте.

Народный сказки, песенки, потешки, загадки дают образцы ритмической речи, знакомят детей с красочностью и образностью родного языка. Ребенок легко запоминает такие образцы, как «петушок-золотой гребешок», «козлятушки-ребятушки», «коза-дереза» и др.

Для чтения детям младшего дошкольного возраста рекомендуются рассказы и небольшие стихотворения.

Содержание таких стихотворений, как «Игрушки» А. Барто, «Мой Мишка» З. Александровой, воспитывают у маленьких слушателей чувство симпатии, умение эмоционально откликаться на прочитанное.

Несложное содержание близкое личному опыту ребенка,выражено в простой доступной форме: смешная рифма, короткие стихотворные строчки. Дети, повторяя их, улавливают созвучность, музыкальность стихотворения.

Младших дошкольников особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью. При повторном чтении дети начинают запоминать текст, усваивают смысл и утверждаются в чувстве ритма и рифмы.

Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями.

Познавательные речевые умения.

Сосредоточенно слушать чтение книг и рассказывание взрослого, не отвлекаться, выслушивать произведения до конца. С помощью взрослого понимать содержание, устанавливать порядок событий в тексте, видеть наиболее яркие поступки и действия героев, давать им элементарную оценку.

Делиться своими впечатлениями от прочитанного со взрослыми и сверстниками. Выражать в слове впечатления, мысли, образы. Пересказывать знакомые сказки, исполнять наизусть стихи, участвовать в драматизациях.

В средней группе продолжается ознакомление детей с художественной литературой. Воспитатель фиксирует внимание детей не только на содержание литературного произведения, но и на некоторых особенностях литературного языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения).

После рассказывания сказок необходимо учить детей отвечать на вопросы, связанные с содержание, а так же на самые простые вопросы по художественной форме. Очень важно после чтения произведения правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное — действия основных героев, их взаимоотношения, поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения.

При чтении стихотворений воспитатель, выделяя ритмичность, музыкальность, напевность стихотворений, подчеркивая образные выражения, развивает у детей способность замечать красоту и богатство русского языка.

Познавательные и речевые умения детей 4-5 лет.

1. Внимательно слушать и слышать чтение литературных произведений.

2. Соотносить литературный факты с имеющимся жизненным опытом.

3. Устанавливать причинный связи в тексте.

4. Различать границы фантастического (сказочного) и реалистического в книге.

5. Представлять в воображении героев и события.

6. Выделять поступки героев и давать им элементарную оценку.

7. Запоминать и воспроизводить поэтические произведения.

8. При рассматривании книжных иллюстраций воспроизводить по ним текст рассказа или сказки.

9. Пересказывать знакомые и услышанные впервые литературные произведения. Выражать в речи свое отношение к героям и событиям. Участвовать в играх и инсценировках по сюжетам знакомых книг. Выразительно исполнять стихи.

• Получать удовольствие от общения с книгой, стремиться к повторной встрече с ней.

• Сочувствовать и сопереживать героям произведения.

• Стремиться соотнести свое поведение с действиями и поступками привлекательного героя, оценивать себя и других детей с позиции этических норм, представленных в художественных образах.

• Радоваться встречи с веселой книжкой, откликаться на комическое содержание, чувствовать юмор ситуации, поступком, слов, выражений.

• Испытывать удовольствие от встречи с поэзией, стремления запомнить и воспроизвести понравившееся стихотворение.

В старшей группе детей учат при восприятии содержания литературных произведений замечать выразительные средства.

Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание. Они могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра.

Анализ сказки должен быть таким, чтобы дети смогли понять и почувствовать ее глубокой идейное содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились поэтические образы.

При ознакомлении дошкольников со стихотворными произведениями нужно помочь ребенку почувствовать красоту и напевность стихотворения, глубже осознать содержание.

Знакомя детей с жанром рассказа, воспитатель должен раскрывать перед детьми общественную значимость описываемого явления, взаимоотношения героев, обращать их внимание на то, какими словами автор характеризует и самих героем, и их поступки. Вопросы, предлагаемые детям, должны выявлять понимание ребенком основного содержания и его умение оценивать действия и поступки героев.

Познавательные и речевые умения в старшей группе.

Устанавливать при слушании литературного произведения многообразные связи в тексте (логику событий, причины и следствия конфликтов, мотивы поведения героев, роль художественной детали и др.)

воспринимать литературного героя в его разнообразных направлениях (внешний вид, поступки, переживания, мысли, давать оценку действиям и поступкам героев.

Проявлять внимание к языку, чувствовать и осознавать некоторые средства речевой выразительности (многозначность слова, сравнение и др., осознавать некоторые вид комического в произведениях, проникать в поэтическое настроение, передавать свое эмоционально отношение в выразительном чтении.

Отношение к прочитанному у старших дошкольников внешне выражено не так ярко, как у малышей, но вместе с тем оно приобретает значительную осознанность, глубину и устойчивость. Эмоциональный отклик, вызываемый книгами, обогащает духовный мир детей, готовит их к реальной жизни, усиливая свойственный этому возрасту интерес к внутреннему миро людей, помогая видеть драматическое и комической в жизни, с юмором относиться к некоторым житейским ситуациям.

Литературный опыт активно используется детьми в их творческой речевой деятельности, при создании собственных рассказов, сказок, загадок, игр. Дети стремятся сохранить в творческих пересказах стилистические и жанровые особенности произведения, использовать в собственных сочинениях приёмы, соответствующие особенностям избранного жанра, придавать своему рассказу комическую или драматическую окраску, находить точное, выразительное слово.

Методические рекомендации.

На каждом занятии по ознакомлению с художественной литературой, ставятся задачи формирования эмоционально — образного восприятия произведений разных жанров (сказки, рассказы, стихотворения, малых фольклорных форм, развитие чуткости к выразительным средствам художественной речи, умение воспроизводить эти средства в своем творчестве.

Ознакомление с каждым жанром так же решает конкретные цели, связанные с тематикой произведения — они формируются для каждого занятия отдельно. После чтения литературного произведения проводится беседа и выполняются разнообразные творческие задания.

Цель беседы — уточнить понимание содержания произведения, его идеи, осознание средств художественной выразительности. Эта беседа помогает взрослому донести до ребенка эстетическую сущность прочитанного. Ребенок, повторяя образные слова и выражения из сказки, начинает задумываться над их прямым и переносным значением.

В младшей и средней группах проводится моделирование эпизодов сказки — так дети легче могут усвоить ее образное содержание.

Старшие дошкольники, рисуя сразу после чтения, стремятся передать возникший в их воображении образ в своем рисунке.

Во время беседы с детьми проводятся творческие задания. Это выполнение лексических, грамматических, фонетических упражнений на подбор определений (эпитетов, сравнений, синонимов и антонимов к заданному слову, подбор рифмы к ритмическим строчкам, произнесение их в разном темпе, с изменением силы голоса и интонационной выразительности.

Хорошо, если рисунки и сочинения детей собраны в альбом детского творчества. Это может быть книжка-малышка отдельного ребенка.

В конце учебного года можно организовать выставку детского творчества, провести совместную конференцию воспитателей и родителей.

Проект для второй младшей группы «Книги — лучшие друзья» Проект для второй младшей группы детского сада. «Книги лучшие друзья» Вид проекта: Познавательный; Детско-взрослый; Групповой; Краткосрочный.

Школа молодого воспитателя. План работы План работы «Школа молодого воспитателя» МБДОУ № 34 «Кораблик» на 2013 год. Наименование мероприятий 1. Организация педагогического.

Источник

Использование разнообразных форм и методов ознакомления с художественной литературой для развития речи старших дошкольников

какой метод ознакомления с художественной литературой используется при обсуждении содержания ответ Галина Дмитриева
Использование разнообразных форм и методов ознакомления с художественной литературой для развития речи старших дошкольников

Формирование детской речи невозможно без художественной литературы.

Дети дошкольники наиболее восприимчивы к поэзии. Особенно интересны детям произведения, в которых главные действующие лица – дети, животные, описываются игровые и бытовые ситуации.

Детский поэт Ирина Токмакова называет детскую литературу «первоосновой воспитания». Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, т. к. расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи.

Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обобщает его эмоции, даёт прекрасные образцы русского литературного языка, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. С помощью художественной литературы у детей развивается способность замечать красоту и богатство русского языка. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться,переживать, как свои,радости и

горести героев. У дошкольников появляется способность мысленно

действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героев. Например,вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряжённые драматические моменты, чувство облегчения удовлетворения при победе справедливости.

В старшем дошкольном возрасте дошкольники способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать прекрасное значение слов и словосочетаний. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве.

Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Е. А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.

Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

Очень важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге. С. Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке «талант читателя».

Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой определены на основе знания особенностей восприятия и понимания произведений литературы и представлены в программе детского сада.

Обобщенно эти задачи можно сформулировать следующим образом:

Развитие интереса к художественной литературе, совершенствовать навык слушания литературных произведений.

Формировать умение высказывать свое отношение к прочитанному, поступкам героев.

Расширять и активизировать словарный запас детей.

Знакомить с жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.

Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, инсценировок.

Формировать интерес к художественному оформлению книг, совершенствовать навык рассматривания и соотнесение их с текстом.

Совершенствовать умение понимать вопросы к литературному произведению и отвечать на них с небольшой помощью взрослого.

Совершенствовать навык пересказа хорошо знакомых сказок и небольших текстов по данному педагогом плану или коллективно составленному плану

Развивать творческие способности у детей.

Методы работы по приобщению детей к чтению книг.

— Чтение художественных произведений;

— Беседы по прочитанному;

— Вопросы к детям по содержанию произведений;

— Изображение прочитанного в изобразительной деятельности (рисовании, лепке, аппликации);

— Показ иллюстраций, картинок, игрушек;

— Просмотр видеороликов, фильмов;

Оформление выставок;

Использование разных видов театра.

Основная задача воспитателя – привить детям любовь к художественному слову. Для работы по развитию речи при ознакомлении с художественной литературой используются разнообразные методы и приемы.

Самый распространенный из них – чтение художественной литературы, т. е. дословная передача текста. Бережное обращение воспитателя с книгой в момент чтения является примером для детей. В своей группе мы учим детей при чтении литературных произведений замечать выразительные средства речи. Дети старшего возраста уже могут различать жанры литературных произведений и некоторые особенности каждого жанра. Знакомя детей с жанром рассказа, мы раскрываем перед ним общественную значимость описываемого явления, взаимоотношения героев, обращаем их внимание на то, какими словами автор характеризует и самих героев, и их поступки. Дети также должны понимать и оценивать поступки героев. Поэтому следует помнить о тематическом многообразии произведений.В детском чтении должны быть представлены все темы: тема детской игры и игрушки; тема природы, животного мира; тема взаимоотношений детей и взрослых, взаимоотношений в детском коллективе; тема семьи и т. д.

После чтения сказки или рассказа мы обязательно беседуем и пересказываем услышанное. При чтении художественной литературы обязательно используем наглядные приемы обучения (показ предмета, игрушки, иллюстрации)

Другой метод – это рассказывание, т. е. более свободная передача текста. Таким способом знакомим детей со многими сказками, некоторыми познавательными рассказами. Для лучшего понимания произведения мы проводим инсценировки по прочитанным произведениям. В самостоятельной деятельности дети разыгрывают сюжеты знакомых сказок в кукольном, настольном театре. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем ставит маленького актёра перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться.

Кроме игр-драматизаций, дети организовывают игры на сюжеты художественных произведений. Такие игры воспитывают положительные черты личности, формируют фантазию, влияют на словарь и выразительность речи ребенка.

Метод заучивания наизусть применяю к небольшим стихотворениям. Детям очень нравится заучивание стихотворений по мнемотаблице, а так же рассказывание сказок. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. На каждую строчку придумывается картинка (изображение); таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Использование мнемотаблиц облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приёмы работы с памятью. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

Так же по заданию логопеда разучиваем с детьми скороговорки, чистоговорки, считалки, потешкии др.

Интересным оказалось участие детей в конкурсе цтецов.

Следующая форма работы – создание детьми книг – самоделок. Одно дело – прочитать книгу, и совсем другое – сделать ее самому. Такие книги дети придумывают сами, но есть и такие, которые составлены по произведениям детских писателей. Это совершенствует умение детей отражать результаты восприятия литературных текстов.

Что бы привить детям бережное отношение к книгам, в группе у нас работает «Книжкина больница», в которой дети «лечат» книги, там дети не только чинят книги из своей группы, но и активно помогают в этом малышам.

Еще одной из форм приобщение детей к художественной литературе это посещение детской библиотеки.

Основой всех методов ознакомления с художественной литературой является выразительное чтение воспитателя. Выразительное чтение помогает донести интерпретацию художественного произведения воспитателем, что может усилить или уменьшить влияние этого произведения на детей.

С детьми провела такие занятия «Как книга к детям пришла» и «Из прошлого книги». Дети узнали, что для издания одной книги необходим труд многих людей.

Полезно посещать театр с детьми. Ребята очень эмоционально реагируют на театральные постановки по мотивам уже прочитанных литературных произведений. Благодаря использованию разнообразных методов и приемов при ознакомлении детей с художественной литературой происходит повышение интереса ребенка к книге.

Просмотр мультфильмов по произведениям художественной литературы (сказки, рассказы, можно использовать, как одну из форм работы, но только в том случае, если это произведение было прочитано или рассказано взрослым, то есть оно уже ребёнку знакомо.

Назову отличия мультфильмов от чтения сказок и рассказов:

1. Только в устной речи ребёнок может услышать звук, выделив его в словах. Что очень важно для фонематического слуха, усвоения правильного звукопроизношения. При прослушивании, аудиозаписей и мультфильмов, ребёнок этого сделать не может. Речь говорящего человека воспринимается чётче, чем на аудиозаписи или видеозаписи. У ребёнка 5-7 лет фонематических слух не совершенен, он находится на стадии формирования.

2. В мультфильмах быстрая смена картинок, что затрудняет их восприятие, а, следовательно, соотнесения о том о чём говорят в мультфильме с тем, что происходит – (понимание сюжетной линии) ограничено.

В результате общения и анкетирования родителей, выяснилось, что они крайне редко читают детям, совсем не бывают с детьми в городской библиотеке.

Таким образом, значительную часть образовательной работы организовывала одновременно с детьми и родителями. А возникающие проблемы, поставленные задачи решались сообща, чтобы достичь эффективных результатов

Формы работы с родителями.

1.Анкетирование родителей на тему: «Проблемы приобщения детей к книге».

2.Консультации для родителей: «Книга в жизни ребенка»; «Что и как читать ребенку дома?» «Если ребенок не хочет и не любит читать»; «Почему детям необходимо читать книги»; «Роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста»; «Воспитание будущего читателя».

3. Участие родителей в пополнении и обновлении книжного уголка – библиотеки в группе.

4. Оформление выставки рисунков детей совместно с родителями «Мои любимые сказочные герои».

5. Участие родителей в подготовке детей к праздникам, развлечениям, конкурсу чтецов, родители учили с детьми любимые стихотворения, а дети читали свои любимые стихи. Данное мероприятие повысило интерес к художественной литературе, вызвало интерес к поэзии.

6. Помощь родителей в организации праздников, театральных постановок, выставок книг.

— рисунки детей совместно с родителями ;

— оснащение библиотеки новыми книгами ;

-заучивание стихов к праздникам.

7. Рекомендации «Чтение художественной литературы в соответствии с возрастом», «Как учить стихи с детьми», «Развитие речи детей средствами художественной литературы».

Все эти методы позволяют развить речь детей, повышают учебную мотивацию и, главное, воспитывает грамотного читателя.

Проводимая в системе работа по приобщению детей к книжной культуре дала ощутимые результаты: пополнился литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, считалками, скороговорками. Дети научились испытывать сострадание и сочувствие к героям книг. Совершенствовала художественно-речевые исполнительские навыки детей в драматизациях. Дети знают и выполняют правила обращения с книгами. Я надеюсь, что этот интерес будет расти, и приложу к этому все свои знания и силы. Ведь научить понимать и любить книгу – значит научить мыслить и чувствовать.

Воспитатель: Дмитриева Галина Николаевна I квалификационная категория МБДОУ д/с №6 «Антошка» г. Павлово

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *