какой метод обучения подобен методу имитации

Имитационные методы обучения дошкольников

Имитационные методы обучения дошкольников

Методы активного обучения— совокупность педагогических действий и приемов, направленных на организацию учебного процесса и создающих специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности (В. Н. Крутиков).

Особенности методов состоят в их направленности на активизацию познавательной, коммуникативной, профессиональной деятельности и повышение их качества.

Традиционные формы методической работы, в которых все еще главное место отводится докладам, прямой передаче знаний, утрачивают значение из-за низкой эффективности и недостаточной обратной связи. Все шире используется непосредственное вовлечение педагогов в активную учебно-познавательную деятельность с применением приемов и методов, получивших обобщенное название «активные методы обучения».

Активными называют методы, при использовании которых учебная деятельность носит творческий характер, формируются познавательный интерес и творческое мышление. Они строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях решения той или иной проблемы, на самостоятельном овладении обучающимися знаниями в процессе активной познавательной деятельности.

Таким образом, активные методы обучения характеризуются высоким уровнем активности как обучающих, так и обучаемых. Возможности разных методов обучения в плане активизации учебной и профессиональной деятельности различны и зависят от природы и содержания соответствующих методов, способов их использования, мастерства педагога, подготовленности воспитанников. Использование активных методов обучения, по мнению М. М. Бирштейн, расширяет кругозор, формирует умения и навыки профессиональной деятельности, при этом развиваются и вырабатываются техника перегруппировки, реорганизации и систематизации чего-либо, умение формулировать вопросы.

К воспитательным задачам активных методов обучения относятся: развитие самостоятельности, воли, активность; формирование определенного подхода, позиции, мировоззренческой установки, развитие коммуникативных качеств, умения работать в коллективе. Целью активных методов обучения является развитие внимания, речи, творческих способностей, рефлексии, умения находить оптимальные или наиболее простые решения, предсказывать результат.

Классификация методов активного обучения

Специалисты предлагают разные классификации активных методов обучения. Н. Н. Козленко к активным методам обучения относит деловые игры, метод анализа конкретных ситуаций и метод разыгрывания ролей. В. Я. Платов выделяет две группы активных методов обучения: анализ конкретных ситуаций и игры, которые разделяет на виды.

При использовании метода анализа конкретных ситуаций обучаемым предъявляется ситуация, связанная с некоторым моментом функционирования конкретной системы. Особенность этого метода состоит в отсутствии ролей. К таким методам относится решение педагогических ситуаций, ситуационных задач, включающих анализ высказываний детей и родителей, детского поведения, творчества и т. д.

В ролевых играх игровой комплекс является динамичной системой, в которой есть ролевое общение. При этом под воздействием решений могут измениться структура и параметры игрового комплекса. Для ролевой игры принципиально важно наличие именно модели управляющей системы. Примером такой игры может служить «разыгрывание» педагогом организации занятия с детьми, роли которых выполняют воспитатели. Руководитель игры может изменять «возраст» детей, от чего зависит изменение методических приемов педагога. В имитационных играх часто имеется только одна тиражируемая роль, не моделируется деятельность руководства, остается лишь модель среды. Примером может быть имитация действий воспитателей в чрезвычайных обстоятельствах, при пожаре и др.

В деловых играх сочетаются признаки метода анализа конкретных ситуаций и ролевых игр, т. е. в основе деловой игры лежит цельная модель, включающая и объект управления, и управляющую систему.

Классификацию активных методов обучения дают в своей работе «Деловые игры» Я. М. Бельчиков и М. М. Бирштейн. Все активные методы обучения авторы делят на два типа: имитационные методы, базирующиеся на имитации профессиональной деятельности, и не имитационные.

Имитационные методы в свою очередь подразделяют на и не игровые. При этом к не игровым относят анализ конкретных ситуаций (АКС, разбор деловой почты руководителя, действия по инструкции и т. д. Игровые методы подразделяют на:

• дидактические или учебные игры;

• игровые приемы и процедуры;

• выделяют ручные (без использования ВТ);

• компьютерные игры на ЭВМ и игры с компьютерным обеспечением.

Игровые ситуации представляются средством реализации двух и более принципов, не совпадающих с деловой игрой (по количеству) составом элементов и не имеющих формализованной структуры, правил поведения на игровой площадке, регламента. Примером игровой ситуации можно считать дискуссионные занятия, проводимые в развернутом виде, с незапланированными выступлениями и оппонированием, когда заранее неизвестно, кто и в каком качестве (докладчика, критика, провокатора) будет участвовать в обсуждении, а также ситуации, используемые для ролевых игр, театрализованных игр, упрощенных управленческих тренингов. Если же игровая ситуация используется в качестве основы, но деятельность участников формализована, то есть имеются правила, жесткая система оценки, предусмотрен порядок действий, регламент, то можно считать, что мы имеем дело с дидактической игрой.

К деловым играм, соответственно, относятся методы, реализующие всю совокупность элементов, а следовательно, и весь комплекс принципов активизации, характерных для методов активного обучения.

Под не имитационными методами понимают стажировку на рабочем месте, программированное обучение, проблемную лекцию, выпускную работу. По назначению выделяют мотивацию познавательной деятельности, сообщение учебной информации, формирование и совершенствование профессиональных умений и навыков, освоение передового опыта, контроль результатов обучения (А. М. Смолкин, В. Н. Кругликов).

• По типу деятельности участников при поиске решения задач выделяют методы, построенные на ранжировании по различным признакам предметов или действий; оптимизации процессов и структур; проектировании и конструировании объектов; выборе тактики действий в управлении, общении и конфликтных ситуациях; решении инженерно-конструкторской, исследовательской, управленческой или социально-психологической задач; демонстрации и тренинге навыков внимания, выдумке, оригинальности, быстроты мышления и другие.

• По численности участвующих выделяют индивидуальные, групповые, коллективные методы, а также методы, предполагающие работу участников в диадах и триадах.

• По месту проведения различают аудиторные и вне аудиторные, выездные, экскурсионные.

• По принципу использования вычислительной техники выделяют ручные (без использования ВТ).

Деловая игра, подчеркивает С. Н. Павлов, активный метод обучения, использующий имитацию реального изучаемого объекта для создания у обучаемых наиболее полного ощущения реальной деятельности в роли лица, принимающего решения.

Для разработки метода игрового моделирования необходимо создать имитационную и игровую модели, которые должны органически накладываться друг на друга, что и определяет структуру игры, необходимо четко сформулировать ее цели: закрепление полученных знаний, выработка необходимых навыков; изучение опыта; формирование творческого мышления; обучение культуре взаимоотношений; совершенствование навыков принятия коллективных решений и т. д.

Важно продумать, как лучше расположить участников игры с учетом требований педагогической техники общения, выбрать свою оптимальную организацию отведенного пространства, при которой цель общения достигается ясно и свободно.

Деловая игра для дошкольников «Семейный бюджет»

Цель игры – формирование у дошкольников основ финансовой грамотности. Во время игры происходит знакомство с понятиями «деньги», «планирование семейного бюджета», «разумные потребности», «экономия» и другими.

Ход игры:

Даётся проблема: распределить бюджет семьи так, чтобы хватило денег на все насущные потребности каждого из её членов.

Первый этап игры включает в себя определение общей суммы семейного бюджета. Дети высказывают свои точки зрения сначала в группах, затем обсуждают предполагаемую сумму бюджета все вместе. Участники деловой игры определяют, откуда берутся в семейном бюджете деньги, как каждый из них может поспособствовать экономии семейного бюджета. Каждый из участников предлагает свои идеи с точки зрения своего персонажа. Воспитатель помогает группам, направляя их в правильное русло решения проблемы, задавая наводящие вопросы.

Для определения покупок можно выдать детям карточки с разнообразными рисунками. Если дети затрудняются или ошибаются, воспитатель напоминает, из чего может состоять бюджет семьи, и помогает сосчитать средний бюджет, исходя из нормативов прожиточного минимума, социальных пособий, средних зарплат и пенсий, принятых в нашей стране.

На втором этапе игры дети распределяют бюджет по потребностям каждого «члена семьи».

Третий этап – подведение итогов и обсуждение решений по распределению семейного бюджета. В процессе озвучивания каждой группой решения игровой задачи воспитатель может записывать все высказывания на специальной доске или листе ватмана, чтобы затем озвучить итоги игры.

Ожидаемый результат игры:

• дети знакомятся с основными финансовыми понятиями, основами финансовой политики нашей страны;

• дети учатся правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания, адекватному их использованию и определению разумных границ своих потребностей;

• участники игры находят взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, деньги, цена – с одной стороны, и экономность, потребности, доброта, великодушие – с другой;

• в деловой игре у дошкольников развивается эмпатия, так как они смотрят на решение проблемы семейного бюджета с точки зрения разных членов семьи.

Деловая игра для дошкольников «День дублёра в детском саду»

Цель игры – знакомство с организацией работы детского сада, со сложностью и ответственностью труда работников дошкольного образовательного учреждения, формирование понимания общей включённости не только коллектива работников образовательного учреждения, но и детей, и родителей в работу детского сада.

1 этап игры: знакомство с участками работы и функциональными обязанностями работников детского сада.

2 этап игры: распределение ролей участников игры: воспитателя, помощника воспитателя, физкультурного и музыкального работников, родителей. На каждую роль выбирается по 2-3 человека.

3 этап: участники игры с помощью взрослых – специалистов, которых они будут «дублировать», разрабатывают план действий на время их дублирования.

4 этап: участники игры в течение одного-двух часов выполняют свои ролевые обязанности. Это может быть проведение какого-либо мероприятия, занятия, прогулки в младших группах детского сада. Взрослые контролируют выполнение детьми своих ролей.

5 этап: участники игры вместе с теми, кого они дублировали, обсуждают процесс игры, достижения и ошибки. Дети вносят свои предложения по организации тех процессов, которые они осуществляли во время выполнения своих ролей.

Деловая игра для дошкольников «Какая она, школа?»

Цель игры – увидеть, какой видят школу будущие первоклассники, как относятся к поступлению в школу в их семьях; сформировать у дошкольников адекватное отношение к предстоящему обучению в школе.

Дети делятся на группы из пяти-семи человек, в которых распределяются роли родителей, детей и школьных педагогов. Все персонажи получают игровые элементы (костюмы, аксессуары, которые помогают определить роль участника.

1 этап: вступительный. Воспитатель даёт детям игровую задачу: определить, как относятся к их поступлению в школу они сами, члены их семей и школьные учителя.

2 этап: дети составляют рассказ на заданную тему. Для более фактурного изложения детям можно предложить нарисовать основные моменты своего рассказа и озвучить его, опираясь на нарисованные картинки.

3 этап: группы представляют свои рассказы. Обсуждение и коррекция представлений о будущей учёбе в школе.

В деловой игре вместе с дошкольниками и воспитателем должен принять участие и психолог дошкольного учреждения. Как итог игры можно провести экскурсию в школу.

Деловая игра для дошкольников «Быть хотим здоровыми»

Цель игры – формирование правильного отношения к своему здоровью.

Дети делятся на группы из пяти-семи человек. Каждой группе даётся задание определить факторы, от которых зависит наше здоровье, и разделить их на мешающие и помогающие человеку быть здоровым.

В игре можно использовать раздаточный материал – карточки с рисунками о здоровом образе жизни и о вредных привычках человека. В процессе игры дети могут нарисовать картинки о здоровом образе жизни. В группах выбираются так называемые спикеры – те, кто будет озвучивать групповой итог решения проблемы.

После того, как группы проведут обсуждение, выступают спикеры групп и проводится общее обсуждение решения проблемы.

Во время обсуждения воспитатель может прикреплять к магнитной доске картинки с изображением образа жизни или записывать на доске то, что говорят дети, для последующего подведения с дошкольниками итогов деловой игры.

какой метод обучения подобен методу имитацииИгры-тренажеры для обучения старших дошкольников чтению На протяжении многих лет веду дополнительные платные курсы по подготовке дошкольников 6 – 7 лет к школе по обучению грамоте «АБВГДейка».

«Веселый английский». Программа раннего обучения дошкольников Программа «Веселый английский» Содержание: 1. Пояснительная записка: актуальность, проблема, цель, задачи, ожидаемые результаты. 2. Структура.

какой метод обучения подобен методу имитацииИз опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников «Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит.

какой метод обучения подобен методу имитацииКонсультация для родителей «Методы и способы стимуляции речевой активности у младших дошкольников» МЕТОДЫ И СПОСОБЫ СТИМУЛЯЦИИ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности.

Источник

Консультация для родителей «Методы и приемы обучения речи в ДОУ»

какой метод обучения подобен методу имитации мария володечева
Консультация для родителей «Методы и приемы обучения речи в ДОУ»

Методы и приемы обучения речи в детском саду

Понятие метода обучения речи.

Закономерности усвоения родной речи, как уже сказано, состоят в том, что речь усваивается интуитивно (неосознанно)в процессе развития ряда способностей: 1) способности человека заставить работать мускулатуру своих органов речи — артикулировать звуки речи, модулировать элементы интонации, просодемы и слышать их; 2) способности соотносить комплексы звуков и интонации с внеязыковой реальностью, т. е. понимать их как смысловые элементы речи; 3) способности соотносить смысловые элементы речи со своими чувствами, т. е. оценивать их; 4) способности запоминать традицию сочетаемости смысловых и оценочных элементов речи в процессе общения, познания, речевой регуляции и планирования поведения человека. Речь ребенка обогащается быстрее и его психика развивается разностороннее, если воспитатели ставят его в такие условия, когда естественная речевая деятельность проходит более интенсивно. Основным условием ускорения развития речевой деятельности является применение различных методов обучения речи, построенных на принципах лингводидактики.

Методом обучения называют действия обучающего и обучаемого, выполняемые с целью передачи знаний от одного к другому.

Для дошкольного периода развития речи характерны практические методы: метод имитации, метод разговора (беседы, метод пересказа, метод рассказывания (сочинения).

Метод имитации

Метод имитации заключается в том, что и обучающий и обучаемый — оба говорят одно и то же,но говорят по-разному: обучающий несколько энергичнее, чем в разговоре со взрослыми, артикулирует звуки своей речи и выразительно интонирует речь, а обучаемый слушает и повторяет, имитирует его речь, старается усвоить речедвижения (артикуляции и модуляции голоса) и понять смысл (соотнести данные комплексы звуков с обозначаемыми предметами, действиями и т. д.). Для воспитателя при этом важно удержаться на уровне орфоэпической нормы и самому не имитировать произношение ребенка (не «сюсюкать», не «лялякать»).

Этот метод начинают применять на самой ранней возрастной ступени и продолжают на всех последующих (не только в детском саду, в школе, но и в зрелом возрасте).

Обучение методом имитации может происходить непроизвольно в процессе общения с ребенком во время выполнения бытовых процедур, допустим, во время купания ребенка.

— Где рука у моей доченьки? — говорит мать, выделяя голосом слово рука и трогая ручку ребенка. — Вот рука! Ой, какая рука! Сейчас мы ее намылим, потрем губкой. Вот как намылена ручка! А где еще рука? Вот вторая рука! И эту руку намылим. Теперь сполоснем их водой; сначала — эту руку, потом — другую. Теперь обе ручки чистые.

Полугодовалый ребенок просто слушает слова обучающего, улыбается, играет.В девять месяцев или около года он станет пытаться повторять это слово:

— Ка, — скажет дочка, уловив в речи матери прежде всего ударный слог.

— Рука. Хорошо говорит моя доченька. Рука. Ну-ка, скажи еще разок!

— Ка, — говорит, поднимая одну руку, девочка.

— Ка, — отвечает ребенок, поднимая вторую руку.

К этому времени ребенок усвоит обобщающий смысл слова рука, т. е. будет понимать, что этим словом называют не только его руку, но и руки матери, бабушки, куклы.

Метод имитации используется при обучении речи детей и более старшего возраста, практически — во время любой игры.

Во время игр предметных дети перекладывают, бросают, показывают, подталкивают, ощупывают, заводят, наблюдают предметы и называют их качества, действия. При этом воспитатель должен разговаривать с ребенком, задавать ему наводящие вопросы. «Какой это шарик? маленький? синий?», «Эта машина едет? остановилась?», «Как сигналит автомобиль? паровоз? пароход?» — спрашивает взрослый. Ребенок, отвечая, повторяет то,что подсказал в своем вопросе воспитатель: «Маленький», «Едет», «Би-би!», «Ту-ту!», «Гу-у-у!» Тем самым расширяется лексика ребенка.

Помогая ребенку «строить», воспитатель называет предмет, который они строят, его части, называет свои действия, необходимые для достижения результата строительства.

Например, ребенок с помощью взрослого собирает машину из деталей «конструктора».

— Что мы построим, Леня? Автомобиль? Какой? «Волгу» или грузовик?

— Сначала нам нужны колеса. Подай, пожалуйста, колеса, Леня. Что ты принес?

— Очень хорошо. А вот и рама. Давай поставим раму на колеса. Теперь установим кабину.

Так же разыскивается и устанавливается на место мотор, капот, руль, кузов. Называя части автомобиля и свои действия, которые он производит, собирая машину, ребенок имитирует речь воспитателя.

Особенно много благоприятных ситуаций для развития речи складывается в процессе игр сюжетных — ролевых, «режиссерских», драматизации. В игре ролевой ребенок копирует различные ситуации из жизни взрослых,которые он наблюдал или о которых знает по рассказам и запомнил: «мама кормит детей», «тракторист пашет поле», «электромонтер или газовщик, или сантехник пришел в квартиру по вызову жильцов», «учитель учит детей в школе», «космонавт летит на Луну» и т. д. Ребенок копирует и действия взрослых, и речь, которой они сопровождают свои действия.

— У вас ве есть? («У вас свет есть?») —спрашивает Витя (2,5 года) бабушку, копируя приходившего накануне электромонтера (причем он становится у входной двери, шевелит бровями, пытаясь принять «строгое» выражение лица, какое он видел у рабочего).Бабушка вступает в игру:

— Все время пробки перегорают, посмотрите, пожалуйста, что с ними, — говорит она, вызывая внука на диалог и тем самым тренируя его в употреблении связной диалогической речи.

— Чась палечим («Сейчас полечим», — успокаивает бабушку «монтер» Витя. Диалог может продолжаться, если Вите вовремя будут подсказаны нужные реплики.

В игре «режиссерской» ребенок не берет на себя роли, а распределяет их в данном сюжете между игрушками; сюжеты — детский сад, аэродром, зоопарк, парад, бой и т. д. — ребенку подсказывает воспитатель, учитывая его жизненный опыт.

Допустим, с детьми третьего года жизни играют «в гости». Перед детьми воспитатель расставляет игрушки — гостей, навестивших детский сад.

— Кто первый пришел к нам в гости? Мишка? Еще кто пришел? Матрешка? — спрашивает воспитатель.

— Вот мишка пришел, вот матрешка пришла, — отвечает девочка. Гостей принимают вежливо, говорят им приветливые слова в соответствии с речевым этикетом.

А теперь мишка ушел: топ-топ, дверь захлопнулась. Мишки нет. Кого нет?

— Хорошо. А теперь матрешка тоже ушла. Нет матрешки. Кого нет?

Скажи: «Мишка ушел, матрешка ушла. Нет ни мишки, ни матрешки». Ребенок повторяет (имитирует)эту фразу и тем самым учится грамматике: употреблению имен существительных в родительном падеже.

В игре-драматизации ребенок принимает на себя роль одного из героев знакомой сказки, в процессе игры он повторяет слова своего героя и тем самым обогащает свою речь.

Вот шестилетний Толя играет с младшей сестрой Женей (2 года 10 месяцев) «в Красную Шапочку и серого волка». Он, конечно, волк и охотники, а она — Красная Шапочка. Толя-волк уже «съел» бабушку, ложится на диван, укрывается по шею пледом,командует сестре:

— Ну, ты спрашивай меня, что- у меня какое.

Сестра пропускает несущественные, с ее точки зрения,детали и сразу переходит к самому волнующему:

— Бабушка, а большой. почему рот, — говорит она с неподдельным волнением.Но брат недоволен:

Ты все сначала спрашивай: какие глаза, какие уши! —Но сестра не может с собой справиться:

— А какой рот большой. — таращит она в страхе глазенки и ждет, что вот ее сейчас «съедят».

Брат не хочет так играть:

— Мама, — кричит он, — не буду я ее есть! Она неправильно играет.

Сюжетные игры служат детям прекрасным упражнением в закреплении усвоенного языкового материала. Дети намеренно ставят перед собой цель точно передать услышанную речь взрослого, произнесенную в определенной жизненной ситуации, или речь героя сказки.

Подвижные игры, игры по правилам обогащают речь детей заученными потешками, песенками, считалками. Заучивание происходит в процессе имитации речи воспитателя, который играет вместе с детьми и сначала сам произносит потешки, считалки, поет песенки. Мера речевого участия ребенка в игре зависит от его возраста. Например, «Ладушки», в которые играют дети на первом году жизни, сопровождаются только речью взрослого; ребенок имитирует только его действия (бьет в ладоши, кладет руки на голову и др.). Но трехлетние дети, играя «в каравай», могут уже не только петь вместе с воспитателем «Испекли мы каравай.»,но и повторять за ним правила игры: «Встали в круг! Взялись за руки! Пошли по кругу! Все присели! Все встали на цыпочки, руки вверх! Раздвинуть круг! Сомкнуть круг!» Старшие дошкольники могут играть в подвижные игры самостоятельно, распределяя роли по жребию, считалке.Очень хороша для них такая считалка:

Сел зайчишка на пенек.

Видит зайка, серый зайка,

Вышла Галя на лужайку.

В ручку платьице берет.

Сидит зайка на пеньке.

Видит зайка в первый раз

Как пошла она юлой, —

Зайка наш с пенька долой!

В этом стихотворении прекрасные созвучия, захватывающий ритм русского плясового мотива. Лексика интересна детям. Поэтический образ девочки, певуньи и плясуньи, и восхищенного зайки радует детей. То, что в стихотворении имеются сопоставимые грамматические формы («на пенек», «на пеньке», «с пенька», делает его прекрасным дидактическим материалом для обучения грамматике.

Дети могут имитировать речь воспитателя, произносимую им во время выполнения каких-либо бытовых действий.

Например, чтобы сделать процедуру умывания перед сном более привлекательной для детей,воспитатель обращается к одному из малышей:

— Витя,скажи водичке: «Водичка, водичка, умой мое личико!»

— Хорошо сказал, Витенька! А теперь скажет Нина. Алеша!

Дети охотно говорят. Тому, кто не очень энергично артикулирует слова,воспитатель может предложить:

— Валя, ты попроси водичку громко и отчетливо. Теперь все хором попросим водичку!

Прием обучения

Выше приведены примеры обучения одним и тем же методом — методом имитации. Но в каждом случае этот метод осуществлялся различными приемами.

П р и е м о м называют вариант применения данного метода, привнесение в основное действие, составляющее данный метод, побочных действий, подсказываемых характером учебного дидактического материала.

Так, приемами, с помощью которых реализуется метод имитации,могут быть:

1) наблюдение за реальным предметом при ознакомлении с окружающим — в описанном выше случае малыш рассматривает свои руки, наблюдает за руками мамы и одновременно повторяет за ней, имитирует ее речь; 2)игры: в процессе игр, как мы видели, речь ребенка обогащается не только новой лексикой, но и новыми для него словоформами (игра «в электромонтера», «в гости», когда дети осваивают форму родительного падежа существительного, «в Красную Шапочку и волка», в процессе которой дети приучаются к связной диалогической речи); 3) опора на словесный образец (словесное представление): дети повторяют фразу, произнесенную воспитателем («Водичка, водичка, умой мое личико!»).

Итак, мы познакомились с методом имитации, который состоит в том, что обучающий и обучаемый — оба говорят одно и то же, но обучающий показывает пример, как надо говорить, а обучаемый его точно повторяет, имитирует. Выше описаны приемы, которыми может быть выполнен метод имитации. Но приемов реализации любого методасуществует огромное множество: каждый творчески работающий воспитатель всегда создает свои собственные приемы, не нарушая самого метода. Так, метод имитации, кроме описанных приемов, может быть выполнен приемами использования картинок, живых объектов (животных, растений, диафильма, магнитофона и др.

Метод разговора (беседы)

Более сложный по выполнению для ребенка метод обучения его речи — это метод разговора, его еще называют методом вопросов и ответов, методом беседы.

Метод разговора состоит в том, что обучающий спрашивает, а обучаемый отвечает. Следовательно, оба они говорят, но говорят не одно и то же (как при методе имитации,а разное: своим вопросом обучающий побуждает ребенка вспомнить уже известные ему слова, звуки, грамматические формы или связный текст и употребить их к месту.

Для тренировки органов речи детей третьего года жизни в артикуляции звуков [ж] — [з] воспитатель может воспользоваться разными приемами метода разговора.

1. — Саша, ты помнишь, как жужжит жук? — спрашивает воспитатель.Мальчик вспоминает:

— А как зудит комар? — наталкивает воспитатель мальчика на артикуляцию сходного звука.

Это прием опоры на словесное представление (представление словесного образца).

2. Для той же цели можно использовать приемсюжетной ролевой игры:

— Зина, Саша, Коля! Вы будете жуками, а вы, Сема, Нина, Маша, будете комариками. Ну, летите навстречу друг другу и жужжите или зудите.

Закрепление понимания значения слова, например овощи, может осуществляться по-разному.

1. Воспитатель ведет детей на кухню, где на столе специально для этой цели разложены овощи,и спрашивает всех:

— Вы видите, что лежит на столе? Дети перечисляют то,что видят:

— Морковь. огурцы. помидоры. баклажаны.

— А как одним словом называют все это вместе?

— Это овощи, — торопится сказать кто-то из детей.

— Правильно, это овощи, — поощряет мальчика воспитатель.

— А какие овощи вы знаете еще, кроме тех, которые лежат здесь?

— Кабачки — овощ, — говорит девочка.

— Капуста, картошка, репа, лук, чеснок — овощи, — добавляет еще кто-то.

Как видим, в данном случае был использован уже знакомый нам прием наблюдения за реальными объектами, но метод новый — метод разговора.

2. Воспитатель вместо реальных овощей может воспользоваться картинками, изображающими различные овощи, т. е. применить прием опоры на картинку, но это тоже будет метод разговора.

Прием опоры на картинку можно усложнить, например, введя для сопоставления слово фрукты.Вопрос-задание детям в этом случае может быть таким:

— Дети, вот картинки, изображающие овощи и фрукты.Кто из вас быстрее разложит их на две кучки: овощи — к овощам, фрукты — к фруктам?

Разумеется, такую работу можно организовать,если есть соответствующий раздаточный материал: каждый ребенок должен получить набор картинок.

Прием опоры на реальные предметы или на картинки граничит с дидактическими играми, т. е. играми, специально предназначенными для обучения. Взрослые предварительно знакомят детей с правилами той или иной игры. Затем предоставляют им возможность играть самостоятельно. В любой дидактической игре заложены большие возможности для развития речи ребенка: ведь любое знание, которое дает дидактическая игра, усваивается ребенком в словесной форме. Но есть дидактические игры, специально предназначенные для речевого развития детей, — это так называемые словесные дидактические игры. Игры эти состоят в том,что дети:

1)придумывают слова на заданный звук:

— Укажи предметы, названия которых начинаются звуком [с].

— Стол, стул, стена, стеллаж;

2) называют предметы по описанию взрослого,отгадывают несложные загадки:

— Принеси мне то, в чем много листков бумаги, заполненных буквами, то, что разрисовано картинками.

— Принеси мне то, откуда можно узнать сказку или стихи. Дети приносят книгу.

Подобные описания, конечно, предлагаются детям пяти-шести лет;

Найдя полянку с земляникой (или на своем огороде у грядки с клубникой,воспитатель может прочесть загадку:

На припеке у пеньков

Много тонких стебельков.

Каждый тонкий стебелек

Держит алый огонек.

3) загадывают известные им загадки или придумывают загадки сами.

Основное правило дидактической игры: дети должны видеть (а еще лучше — трогать, обонять, пробовать на вкус, слышать, если он звучащий) тот предмет, о котором загадка загадывается.

Для усвоения детьми конструкции распространенного предложения, например двусоставного предложения с прямым дополнением, нужно использовать различные приемы (метод разговора) в зависимости от возраста детей.

Для пятого года жизни — прием опоры на словесные представления (метод разговора).

— Дети, будем играть в «Кто больше?». Кто больше добавит слов к моему слову?Я говорю: «Повар готовит обед».А вы должны сказать: «Повар готовит завтрак (ужин, полдник)». «Повар варит компот (жарит, печет, тушит; суп, щи; рыбу, мясо.)». Выиграет тот, после кого никто ничего уже не сможет добавить.

Возможны предложения на темы о труде дворника, няни, электрика, слесаря, воспитателя и других работников детского сада.

В работе с детьми четвертого года жизни решение той же задачи надо облегчить, применив прием опоры на картинку (метод разговора). Нужен набор картинок,изображающих лицо с атрибутом его профессии: повар у плиты, садовник с лопатой и т. д.

В работе с детьми шести-семи лет метод разговора усложняется тем, что, во-первых, задается более сложная синтаксическая форма (распространение простого предложения обособленным оборотом или составление сложного предложения, во-вторых, расширяется круг лексики.

Например, воспитатель начинает игру,давая образец: «Космонавты, проводившие наблюдения за Солнцем, благополучно приземлились в Байконуре».Дети заменяют в этом предложении причастный оборот своими: проводившие наблюдения за океаном, за северным сиянием, за звездами, за тайгой. (объекты «наблюдения» воспитатель может подсказать детям, сами же они должны сосредоточить усилия на правильном построении предложения).

Другой образец,предложенный воспитателем: «Охотники-фотографы, выслеживая зверя, долго шли (пробирались) за ним по лесу с фотокамерой». Дети учатся употреблять в речи деепричастие несовершенного вида, строят ту же синтаксическую конструкцию, которая дана им в образце,заменяя отвлеченное слово зверь конкретным названием: «преследуя медведя (лося, оленя, тигра и т. д.)».

Для упражнения в связном рассказывании воспитатель, наметив тему, может организовать речь детей, поставив несколько вопросов (пунктов плана, развивающих данную тему.Например:

— Слава (6 лет, сегодня утром ваш Рекс провожал тебя в садик? Он лаял на прохожих? Как он ходит по улице? Кто выводил его сегодня гулять? (Воспитатель, конечно, должен быть в курсе дел семьи Славика, чтобы поставить ему эти вопросы.)

Ребенку четырех-пяти лет вопросы надо ставить не все сразу,а по одному: вызвать его на диалог.

Итак, метод разговора — это метод обучения речи, состоящий в том, что обучающий побуждает обучаемого уместно пользоваться своим речевым запасом и тем самым совершенствовать свою речь. Метод разговора может выполняться теми же приемами, что и метод имитации (приемом наблюдения реальных объектов, опоры на картинку, на словесный образец, приемами различных видов игры, а также приемами постановки различных вопросов-заданий.

Метод разговора не следует отождествлять с школьным методом беседы, который является одним из способов подачи теоретического материала; метод разговора, как видно из его описания, — практический метод.

Метод пересказа

Дошкольников пятого — седьмого годов жизни обучают речи, кроме описанных методов, методом пересказа, обогащающего их речь всеми компонентами языка (лексикой, грамматическими формами, интонациями, тренирующего их связную речь.

Метод пересказа состоит в том, что воспитатель читает (рассказывает) детям художественное произведение или напоминает им о том, что они вместе видели на прогулке, на экскурсии, или рассказывает «случай из своей жизни» (повествование, или дает словесное описание какого-либо предмета, животного, которого дети не видели, и поощряет их к тому,чтобы они захотели: 1) задать вопросы по ходу рассказа воспитателя, 2) повторить его рассказ (для кого-то из своих товарищей или дома для взрослых).

Метод пересказа подобен методу имитации. Различие между этими методами состоит в том, что ребенок имитирует (повторяет) части текста, которые только что произнес воспитатель; пересказывает же ребенок по возможности законченный текст, который он слышал накануне; между восприятием текста ребенком и его пересказом должно пройти некоторое время.

В методике разработаны многие приемы пересказа, связанные с ознакомлением детей с художественной литературой,например: игры в любимых героев, инсценировки сказок, рассказов и др.

Метод сочинения (рассказывания)

Наибольшую самостоятельность в речи предоставляет детям-дошкольникам метод сочинения (рассказывания, который состоит в том, что воспитатель поощряет самостоятельное «сочинение» детьми сказок, рассказывание ими реальных случаев из их жизни, контаминации (смешения) на темы из прочитанной художественной литературы, описания ими картинок, реальных объектов — вещей, животных, растений.

Понятие практического метода и приема

Все описанные выше методы обучения детей родной речи предполагают усвоение речи в естественном живом общении, когда ребенок даже не замечает, что его специально учат, и усваивает речь интуитивно. Такие методы называют практическими методами обучения, в отличие от теоретических, с помощью которых детям и подросткам сообщают сведения о лингвистике — науке о языке. С теоретическими методами дети знакомятся в школе, после того как овладевают родным языком практически.

Профессиональным умением для будущего воспитателя является умение, а затем и навык экспромтом (т. е. без предварительной подготовки) вести содержательный (развивающий) разговор с детьми — с отдельным ребенком и с группой. Этот навык приобретается в результате усвоения им соответствующей методики — овладения практическими методами. Так же приобретается и переходящее в навык умение вызывать детей на беседу, на связное рассказывание.

Воспитатель должен быть подготовлен к тому,чтобы вступить с детьми в содержательный разговор: в процессе бытовой деятельности (во время утренней встречи в детском саду; при подготовке к приему пищи, в умывальной, во время приема пищи; при подготовке ко сну; давая им хозяйственные и другие поручения и т. д.); на прогулках и экскурсиях; во время игр; при рассмотрении картинок, диапозитивов, кодопозитивов; в процессе трудовой деятельности, во время чтения им и обсуждения произведений художественной литературы и т. д.

Практические методы обучения: имитация, разговор (беседа, пересказ, рассказывание (сочинение) — и приемы работы этими методами: опора на реальные объекты, опора на игру (предметную, сюжетную, подвижную, дидактическую, опора на иллюстрации (картинки, диапозитивы или кодопозитивы, опора на словесные образцы речи воспитателя, магнитозаписи, грампластинки или киноленты и т. д. — эффективны при обучении детей речи потому, что построены с учетом закономерностей естественного процесса усвоения речи, не нарушают этого процесса, а только делают его более интенсивным, насыщенным речевой работой — физической, мускульной, и внутренней, интеллектуальной и эмоциональной.

1. Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичева, В. К. Лотарев «Методика развития речи детей дошкольного возраста», М., 1977 г.

Консультация для педагогов «Приемы обучения рассказыванию детей дошкольного возраста» Учить детей рассказывать – это формировать его связную речь. У детей развитие связной речи осуществляется на занятиях и в повседневной жизни.

Консультация для воспитателей «Методы и приёмы обучения диалогической речи детей дошкольного возраста» Методы и приёмы обучения диалогической речи детей дошкольного возраста Диалог — это не просто вопросно-ответная форма речи, диалог предполагает.

Методы и приемы обучения малышей безопасному поведению С первых дней посещения детьми детского сада, знакомя их с групповыми помещениями, территорией, мы объясняем им, что безопасно, а что —.

Методы и приемы развивающего обучения при проведении занятий по развитию речи Необходимо учитывать объективно существующие закономерности усвоения речи детьми. Так как восприятие и понимание ребенком речи окружающих.

Семинар для родителей «Методы и приемы формирования волевых качеств у дошкольников» Воля ребенка развивается в различных видах его деятельности, когда он творит и, особенно, когда выполняет трудовые поручения старших. Для.

Консультация для родителей «Методы и приемы организации сюжетно-ролевых игр с детьми» В настоящее время большое внимание уделяется проблеме социализации в развитии и воспитании дошкольников. Процесс социализации начинается.

Современные методы и приемы обучения развитию речи дошкольников Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Речь является с одной стороны.

Условия организации и проведения музыкальных занятий для детей с ОВЗ, методы и приемы музыкального воспитания и обучения При организации и проведении занятий необходимо создавать условия, максимально способствующие наиболее полному удовлетворению специфических.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *