какой метод обучения грамоте принят в современной методике

Методы обучения русской грамоте: современный звуковой аналитико-синтетический метод обучения русской грамоте.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Методы обучения русской грамоте: современный звуковой аналитико-синтетический метод обучения русской грамоте.

Настоящее время характеризуется, в большей мере, инновациями во всех сферах жизнедеятельности. Новообразования произошли и в сфере образования, но какие-либо новшества не появлялись «фундамент», заложенный ранее, никогда не исчезнет. В дисциплине «Обучение грамоте» таким фундаментом являются методы обучения. Есть многообразие трактовки понимания, что такое метод обучения, но в педагогической деятельности одним из основных принимается трактовка Ю.К. Бабанского. В его представлении метод обучения это – «способы взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленные на решение комплекса задач учебного процесса» [1].

Симеон Полоцкий, Карион Истомин, В.А. Золотов, Н.А. Корф, К.Д. Ушинский и др., ученые и педагоги русской школы, которые занимались разработкой методов обучения грамоте для того, чтобы успешно сформировать у учащихся механизмы чтения и письма. Из большого числа методов, распространёнными методами обучения грамоте стали: буквослагательный метод, звуковые методы, звуковой аналитико-синтетический метод.

— обучение грамоте носит воспитывающий и развивающий характер;

— обучение грамоте опирается на живую речь, на имеющийся у детей навык речи, на образцовые тексты;

— за основу аналитической и синтетической работы берётся звук, буква вводится после знакомства с ним;

— в качестве единицы чтения берётся слог;

— последовательность изучения звуков и букв устанавливается по принципу частотности;

— выделяются добукварный (подготовительный) и букварный (основной) периоды обучения грамоте;

— обучение письму идёт параллельно с обучением чтению [3].

На сегодняшний день метод К.Д.Ушинского еще развивается и совершенствуется. У педагога есть небольшое количество последователей. Развивая его метод, внесли в него изменения: Д.И.Тихомиров и В.П.Вахтеров ввели двухнедельные добукварные звуковые упражнения, отказались от опережающего письма. В.А.Флёров разработал строгую последовательность в изучении звуков и букв, в своём букваре он поместил слоговые таблицы. В.П.Вахтеров и В.А.Флёров вместо письма положили в основу обучении грамоте составление слов из разрезной азбуки. Наиболее последовательно идеи Ушинского развивал Л.В.Шапошников. Он утверждал, что читает только тот, кто различает звуки речи. Он вернулся к письму-чтению Ушинского, отрицал букварь, по его методу дети сами составляли свой рукописный букварь путём записывания букв, слов, предложений. (Метод не прижился, т.к. учителя не умели работать без опоры на печатный букварь).

Таким образом, в методике обучения грамоте есть много методов ее преподавания, каждый из которых является частью определенного периода истории русского языка. Несмотря на некоторые различия методов обучения грамоте, они имеют общую направленность – это научить учащихся читать и писать. И, несмотря на более значимую позицию звукового аналитико-синтетического метода на этот период времени, позиция может смениться новыми методами обучения грамоте.

Список используемой литературы:

1. Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды /Акад. пед. наук СССР. – М. : Педагогика, 1989.

2. Львов, М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах/ М.Р.Львов, Т.Г.Рамзаева, Н.Н.Светловская. – М., 1987. – 415 с.

3. Ушинский, К. Д. Родное слово. В 2 ч. Часть 1 / К. Д. Ушинский. – М. : Издательство Юрайт, 2018. – 233 с.

Источник

ВЕДУЩИЙ МЕТОД И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Ведущий метод и приемы обучения грамоте. Часть 1.

В современной школе принят звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте. Специальные исследования и школьный опыт показывают, что дети, приходящие в I класс, по своему психическому развитию готовы и к восприятию отдельных звуков, и к таким мыслительным операциям, как анализ и синтез.

Следует уточнить, что под методом обучения в методической науке понимаются способы обучения и в связи с этим способы работы учащихся, при помощи которых достигается усвоение знаний родного языка и приобретение необходимых навыков в практике речи, а приемом считается такое варьирование действий учителя, а в связи с этим и действий учащихся, которое ведет к более рациональному использованию метода работы учителя, избранного им для реализации конкретного содержания отрезка программного материала по русскому языку.

В период обучения грамоте огромное внимание уделяется развитию фонематического слуха, т.е. умения различать отдельные звуки в речевом потоке, выделять звуки из слов и из слогов. Учащиеся должны «узнавать» фонемы не только в сильных, но и в слабых позициях, различать варианты звучания фонемы. Это, в свою очередь, позволяет формировать орфографическую зоркость, которая является залогом успешности освоения грамотного письма.

В современной начальной школе используют аналитико-синтетический метод обучения грамоте, реализуемый следующими приемами: звуковой анализ слова, слого-звуковой анализ слова, звуко-буквенный анализ, звуковой синтез, слоговой синтез.

О звуковом анализе в целях обучения грамоте говорил еще К. Д. Ушинский. С тех пор — более чем за сто пятьдесят лет — произошли значительные изменения в развитии методической науки: исследования физиологов и психологов позволили выявить место звукового анализа в системе обучения чтению и письму, определить сущностные характеристики анализа и синтеза как связанных, но различных по структуре умственных действий. Д. Б. Эльконин рассматривал звуковой анализ как анализ звуковой структуры слов. Одним из важнейших положений обучения грамоте по системе Д. Б. Эльконина является формирование у детей действия звукового (фонемного) анализа слова до ознакомления с буквами. Д. Б. Эльконин характеризовал это действие как многократное произнесение слова с интонационным выделением (протягиванием, «подчеркиванием» силой голоса) каждого последующего звука. На специально подобранных словах, звуковая структура которых постепенно усложняется, с опорой на схемы-модели слов в виде последовательно расположенных клеток и с помощью фишек, в которых материализуются («овеществляются») звуки, дети учатся устанавливать количество и порядок звуков в словах и характеризовать их.

Этому и посвящается первый этап обучения грамоте по его букварю. В своей исходной форме фонемный анализ есть установление последовательности фонем (звуков) в полном слове. Усвоение способа фонемного анализа, по мнению современных психологов, связано с рядом трудностей.

В традиционной практике приоритетное значение при обучении грамоте приобрел слого-звуковой анализ слов. Термин «слого-звуковой анализ» введен В. Г. Горецким, В. А. Кирюшкиным и А. Ф. Шанько, разработавшими стабильный «Букварь» и методические рекомендации к нему. Введение этого термина связано с усилением внимания к слоговой работе, особенно со слогом — согласный + гласный (СГ), который в пособиях указанных авторов называется «слияние». Учитель обращает внимание детей на то, что в слоге типа СГ два звука тесно между собой связаны: они как бы сливаются вместе и поэтому произносятся за один раз, без остановок, неразрывно друг от друга (происходит звуковой синтез). Дается обозначение такого слияния согласного с гласным на схеме-модели: артикуляции гласного звука на артикуляцию согласного (слог типа СГ).

Слого-звуковой анализ при обучении по новому «Букварю» выступает, по мнению В. Г. Горецкого, средством проникновения в фонетическую структуру слова, является важнейшей составной частью всей работы на уроках грамоты.

Источник

Методики обучения грамоте, используемые в современной школе

Актуальность современных букварей

Сейчас социальная ситуация изменилась коренным образом: большинство родителей современных первоклассников имеют образование; они покупают детям еще до школы детские книги, ребенок окружен разнообразной «графической реальностью»: афиши, реклама, объявления, вывески с названиями магазинов и учреждений. Общепризнанным считаются факты поступления в 1 класс детей, уже владеющих в той или иной мере навыком чтения или имеющих для овладения этим навыком собственный ресурс. Большинство первоклассников знают буквы русского алфавита. В сельской местности этот процент несколько ниже — в связи с занятостью родителей домашним хозяйством. Однако современная методика обучения грамоте не ориентирована на использование образовательного ресурса современного первоклассника: процесс обучения грамоте не сокращается, объем букварей и азбук по сравнению с дореволюционными учебниками для обучения грамоте значительно возрос. В истории русской методики обучения грамоте к анализу взаимоотношений «официальной методики обучения грамоте» и опыта самообучения детей чтению почти никто не обращался. Более того, существует опасность случаев отторжения собственного образовательного ресурса ребенка школьной практикой, случаев переучивания детей (если ребенок уже до школы умел читать целыми словами — в школе его заставляли читать по слогам).

Но ни один существующий букварь, а значит, ни одна технология обучения первоначальному механизму чтения не ориентированы на использование дошкольного опыта ребенка. Актуализации знаний, анализа исходного состояния умений и навыков не происходит, потому что метод обучения рассчитан на среднего ученика, который почему-то авторам учебников представляется абсолютно не знающим графической действительности. Любого ребенка независимо от его подготовленности к школе обучают по одному букварю, в течение определенного периода, одинакового для всех учащихся, по строго выверенной схеме, одним методом. Получается, что методика обучения грамоте довольно долгое время развивалась вне живой практики овладения ребенком грамотой, не учитывала или слабо учитывала реальные жизненные запросы. И современная методическая наука пока никак не осмыслила этого факта и не внесла в свой методический арсенал современную образовательную среду, поэтому социальная ситуация развития современного ребенка не является ресурсом в современной практике обучения детей первоначальному навыку чтения (формальному чтению). В современной теории и практике обучения детей русской грамоте наблюдаются явные кризисные явления, которые накапливались не одно десятилетие. Проанализировав современные буквари, я пришла к выводу, что современная букваристика продолжает поиски оснований для нового порядка изучения букв, в частности, для блоковой подачи букв в учебниках при обучении грамоте, выдвигая для этого различные принципы: частотный, генетический (с точки зрения легкости-трудности начертания букв), звуковой и некоторые другие.

Обучение чтению по системе Д.Б.Эльконина

На начальном этапе обучения автор методики определяет чтение как процесс воссоздание звуковой формы слов по их графической (буквенной) модели. Без правильного воссоздания звуковой формы слова ученик не может понять то, что читает. Не буквы или их названия являются предметным содержанием действий начинающего читателя, а звуковой строй языка — фонемы и их последовательность. Отсюда вытекает необходимость ознакомления учащихся со звуковой системой родного языка, формирования у них умения производить звуковой анализ слова, различать гласные и согласные фонемы, а также изучения каждой буквы как знака для обозначения определенной фонемы (фонем) на письме, а затем — обучения детей сочетанию согласных с гласными.

При действиях со знаковыми системами самое важное — установление отношений между знаком и обозначаемой им действительностью. Со знаками никаких предметных действий производить нельзя; их можно только читать, записывать. Знаковая запись является своеобразной краткой условно записанной инструкцией, в которой указаны действительность, с которой надо действовать, последовательность и характер этих действий. Всякая действительность — предметы, явления, их качества — имеет названия в форме слов. Которые представляют собой звуковые сочетания, условно обозначающие эти предметы и явления. Эти названия употребляются и как названия знаков.

Д.Б.Эльконин в формировании у детей действия чтения выделяет следующие этапы:

1. форменный анализ слов. Звуковой анализ понимается как слышание отдельных звуков в словах, и используется для ознакомления с буквами. Слова разлагаются на слоги, а слоги на отдельные звуки. Из числа выделенных звуков фиксируется внимание на каком-нибудь одном. Этот звук дети и учатся находить в словах — в начале и конце слова. После того, как звуковое значение выделено, оно фиксируется соответствующей буквой.

При таком подходе к звуковому анализу отдельный звук выступает как изолированный от других, безотносительно к функции различения слов по их звуковой форме, а вся совокупность звуков данного языка выступает состоящее из отдельных частей неупорядоченное множество. Необходимость упорядочивания звуковой системы языка возникает лишь при решении орфографических задач. Фонемный анализ не служит для выделения фонемы и связыванию ее с буквой, а дает ориентацию ребенку в звуковой системе языка, без которой невозможно сформировать действие воссоздания звуковой формы слова, то есть невозможно научить читать. Фонемный анализ, в отличие от фонематического восприятия, предполагает отделение звуковой оболочки слова от значения, выделение в ней далее неразложимых единиц и порядка их следования, сопоставление звуковых форм слов и выяснение их сходства и различия, соотнесение различий в значениях слов с различиями в их фонемном составе. Только на основе фонемного анализа может быть сформировано знание о фонемном составе языка, системе фонем и тех основных противопоставлениях, которые характерны для данного языка.

Объектом фонемного анализа могут выступать: слово в целом как элементарная единица общения; структурно-морфемные части слов как носители возможных сообщений; артикуляторно — произносительные части слов — слоги. Таким образом, фонемный анализ — это установление последовательности фонем в полном слове. Однако при обычном произнесении слов, служащем целями общения, отдельные фонемы не выделяются. Д.Б.Эльконин предлагает после освоения произнесения слова с интонационным подчеркиванием очередного звука на односложных словах переходить к анализу слов, состоящих из двух открытых слогов.

Стадии фонемного анализа:

2. буквы, обозначающие гласные фонемы. Формирование ориентировочной основы чтения. Суть данного этапа — ознакомление детей с буквами, обозначающими фонемы. Главные задачи:

Система Эльконина знакомит детей, прежде всего со всеми гласными звуками и их двойными буквенными обозначениями. При этом у учащихся формируется ориентация на гласные звуки и их фонемы. После того, как дети научаться свободно оперировать обозначениями гласных фонем, они переходят к этапу «словоизменение», куда входит как трансформация одного слова в другое, так и получение разных форм одного и того же слова (мел — мял, мул, мюл, мол, мёл, мыл, мил).

3. ознакомление с буквами, обозначающими согласные фонемы. Формирование основного механизма чтения.

На данном этапе дети производят одновременную трансформацию звонких и соответствующих согласных букв. Им предлагается работа с окошечками, при которой к каждой новой согласной букве подставляются все гласные и читаются образованные таким образом слоги (ма — мя, му, мю, мо, ме, мё, мы, ми).

Разработанная Элькониным система оказалась применимой не только к русскому языку, но и к другим — польскому, эстонскому, якутскому, армянскому, грузинскому, болгарскому, фонематическая система которых и алфавиты построены иначе, чем в русском языке.

Практика и экспериментальные исследования показали эффективность разработанных принципов и системы обучения чтению.

Во-первых, ускоряется освоение действия чтения. Во-вторых, дети хорошо ориентируются в фонематической системе языка; у них развивается фонематический слух, и они очень чутко относятся к звуковой форме слов. В-третьих, значительно облегчается усвоение письма и орфографии; количество ошибок при письме снижается. В-четвертых, у детей формируется интерес к языку и его законам. Наконец, дети скорее и легче переходят к слитному чтению. По некоторым данным, обучение по разработанной системе положительно сказывается и на общем умственном развитии детей.

Обучение грамоте по системе Л.В. Занкова

В период обучения грамоте ребенок начинает осваивать новые ситуации, отношения, виды деятельности, требующие от него выбора соответствующих этим новым обстоятельствам языковых средств. По этой причине частные задачи периода обучения грамоте не ограничиваются обучением детей чтению и письму, они сориентированы и на успешную адаптацию каждого ребенка к новым условиям его жизнедеятельности. Автор выдвигает следующие задачи обучения грамоте: научить детей читать и писать, дать им первичные сведения о речи, языке и литературе; расширить кругозор детей на основе богатого содержания, отражающего мир природы, общества и человека; активизировать внутреннюю и внешнюю (устную, письменную) речь, представить речь и ее средства объектом осознания учениками; развить интеллектуальную и в целом познавательную активность, вызвать у ребенка положительное отношение к учению; развить психофизиологические функции, необходимые для продуктивного обучения чтению и письму и в целом русскому языку (слухового, зрительного анализаторов, речевых органов, мышц руки, пространственной, временной, количественной ориентации; фонематического слуха, систем: глаз-рука, ухо-рука; способности перекодировать, быстро просматривать и проговаривать последовательность каких-либо знаков).

Данная программа обучения грамоте соответствует представлению о языке как целостной системе, которая проявляется в речевой деятельности. Она является интегрированным курсом и вводит детей в такие понятия, как «русская речь», «русский язык», «художественная литература». Далее этот курс перерастает в программу «Русский язык» и «Литературное чтение». Ядро программы обучения грамоте составляет начальное осознание детьми взаимосвязи между целевой, содержательной сторонами речи и формальными средствами её выражения (грамматикой, звуками-знаками). Слово в этот период выступает как основная анализируемая единица речи на фоне предложения и текста. В ходе активного употребления языка ребенок сам открывает его правила, сам устанавливает объективно существующие взаимосвязи, осмысливая, таким образом, собственный опыт пользования языковой системой. Существенное расширение языкового материала является необходимым условием для организации активной мыслительной деятельности школьников, связанной с эмоциями, переживаниями, волевым напряжением, для освоения ими адекватных форм и средств общения, для продуктивного формирования навыков чтения и письма. Программа состоит из двух взаимосвязанных разделов:

1)развитие речевой деятельности (раскрываются линии работы по развитию устной и письменной речи, по формированию навыков чтения и графики). В период обучения грамоте особое внимание уделяется осознанию детьми средств устного общения, установлению общего и особенного в различных речевых ситуациях. Для этого необходимо, прежде всего, «разговорить» детей. Данной цели служат специальные задания по инсценированию, но, прежде всего — организация учителем заинтересованного, содержательного общения детей в процессе поиска решения проблем на разных учебных предметах, а также при непосредственном, во время экскурсий, ознакомлении школьников с окружающим миром. Поэтому программа обучения грамоте реализуется в теснейшей взаимосвязи с программой по математике и программой «Мы и окружающий мир». Обсуждения, дискуссии, в целом разнообразие отношений и ситуаций на уроках и вне уроков способствуют возникновению у школьников опыта монологической и диалогической речи, речи разговорной и научной, воспитывают ответственность за сказанное слово, умение доказать свою точку зрения, выразить согласие и несогласие. Поэтому на самом начальном этапе школьной жизни необходимо помочь детям овладеть средствами устного общения: голосом, жестами, мимикой, движением. Примером интеллигентного общения является учитель. В этот же период начинается систематическая работа по адекватному восприятию чужого высказывания (текста) на слух и зрительно. Через инсценирование прочитанного, иллюстрирование, придумывание к тексту названия, вопросов и другие многообразные задания дети подводятся к осознанию признаков текста и умению его анализировать. Таким образом, при освоении детьми устной и письменной речи косвенный путь учения доминирует над прямыми путями. Основной способ усвоения — самостоятельная речевая деятельность ребенка в вариантных условиях и анализ соответствия речевых средств конкретной ситуации. На дальнейших этапах обучения не столько увеличивается объём материала, сколько изменяется степень глубины, сложности и многоаспектности его анализа. Техника чтения и письма формируется в период обучения грамоте. Обучение чтению строится на принятом в русской методике аналитико-синтетическом звукобуквенном методе. Он предполагает последовательное неразрывное озвучивание каждой буквы с учетом мен их звуков. Порядок изучения букв ориентирован на осознание учениками мен звуков — основу способа чтения и письма. Вначале вводятся однозвучные гласные и сонорные согласные. В этот период дети на коротких, простых по составу словах осваивают способ чтения и письма, наблюдают букву и как показатель мягкости согласных. Затем изучаются все парные согласные по глухости — звонкости и, наконец, когда у детей появляется достаточный опыт чтения, вводятся наиболее трудные случаи: двузвучные гласные буквы (е,ё,ю,я), непарные согласные, мягкий и твердый знаки. Постепенно, от этапа к этапу, нарастает длина слов, появляется стечение согласных, расхождение звукового и буквенного состава, расхождение количества звуков и количества букв. Такой подход к порядку изучения букв и постепенному усложнению слов позволяет детям самостоятельно открыть правила чтения; вывести правила написания звонких согласных и проверяемых безударных гласных в корне; осознать написание гласных после шипящих, отсутствие мягкого знака в сочетаниях букв ч и щ с другими согласными, кроме л, и проч., т.е. вполне естественно войти в грамматическую систему языка. Существенно ускоряют навык качественного чтения и письма включение в программу позиций по смысловому анализу текста, смысловому и грамматическому анализу предложений и слов, что обеспечивает естественное многократное возвращение ребенка к прочитанному, а также введение работы по развитию психофизиологических функций, которые лежат в основе процедур чтения и письма.

2) система языка. Уже в букварный период, кроме традиционно центральной темы «фонетика», ученикам предоставляется возможность широких грамматических наблюдений в области синтаксиса, морфологии и морфемики. Их основная цель в этот период — способствовать формированию навыков правильного чтения и правильного письма. К её достижению приводят следующие линии работы: первичное осознание различения слов по смыслу, грамматическому и звуко-буквенному составу; начальное наблюдение детьми трёх основных принципов русской орфографии: фонетического, морфемного, традиционного», или исторического. В программе предусмотрено наблюдение сильных и слабых позиций звуков в слове, расхождения написания и произношения слов, вводятся понятия родственных слов и форм слов, понятие «корень», сравниваются слова с проверяемыми написаниями в корне (нора — норы, снега — снег) с написаниями непроверяемыми, традиционными (ча, ща, чу, щу, жи, ши); наблюдение изменений грамматической структуры слов в предложении, в зависимости от цели высказывания, практическое ознакомление с основными признаками предложения и слова. Этой функции служит сравнение предложений, различающихся целью высказывания и интонацией, формами слов, служебными словами, порядком слов. В основном грамматические знания усваиваются на уровне представлений.

Шитикова Анна Юрьевна
студентка ТГПУ им. Л.Н.Толстого
г. Тула

Источник

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Методы обучения грамоте

В зависимости от того, какая единица языка берется как исходная при обучении элементарному чтению (буква, звук, слог, целое, слово), и от того, какой вид деятельности учащихся (анализ, синтез) является ведущим, методы обучения грамоте могут быть классифицированы в соответствии со следующей таблицей:

какой метод обучения грамоте принят в современной методике

Рис №1. Классификация методов обучения грамоте

1. Вплоть до конца ХVІІІ в., в период господства в школьной практике догматических методов обучения, использовался так называемый буквослагательный метод, опиравшийся на механическое заучивание букв, их названий, слогов и слов (азъ, букы, глаголь, добро; букы – азъ – ба). Складывались слоги, не всегда реально существующие в языке, в отрыве от живой речи: шла как бы подготовка формального материала для чтения. Лишь после этого начиналось чтение по слогам («по складам»): учащиеся, называя каждую букву ее полным названием, складывали слоги, а затем соединяли эти слоги в слова.

В XIX в. названия букв были упрощены (например, вместо «букы» — «бе»), но суть методики осталась та же. Завершалось обучение чтением «по верхам», т. е. целыми словами, без называния букв и слогов. На такое чтение затрачивался еще один год. К письму переходили лишь на третьем году обучения. Буквослагательный метод направлен на механическую зубрежку.

Существенным недостатком метода было то, что он не опирался на звучащую речь, не требовал слитного чтения слога. Сложное название буквы затрудняло восприятие читаемого звука. Тексты, религиозно-нравственного содержания были трудны для детского восприятия. Письмо было оторвано от чтения.

На смену буквослагательному методу приходят другие, главным образом звуковые методы, ориентированные на аналитическую, синтетическую и аналитико – синтетическую деятельность учащихся.

2. В 40-е годы ХІХ в. В России был популярен аналитический звуковой метод («метод Золотова»). Согласно этому методу, школьники делили предложение на слова, слова — на слоги, а слоги разлагали на звуки (в устном варианте) и на буквы (в варианте письменном). Однако и в этом аналитическом звуковом методе все еще заучивались слоги, начертания слов, сочетания букв. Звуковой анализ слова начинался после того, как дети зрительно запоминали начертание этого слова, т.е преобладали зрительные упражнения.

3. Примером синтетического звукового метода может служить метод Николая Александровича Корфа (1834-1883). Этот метод унаследовал многое от буквослагательного метода. Однако обучение грамоте начиналось с изучения отдельных звуков, а затем — соответствующих букв. Когда накапливалось некоторое количество звуков и букв, начинались синтетические упражнения: дети сливали звуки в слоги, составляли из букв слоги и слова. Затем усваивались новые звуки и т. д. Чтение по этому методу – это называние ряда звуков, обозначаемых буквами (побуквенное чтение).

4. В 1872г. вышла «Азбука» и в 1875г. «Новая азбука» Льва Николаевича Толстого, составленные по «слуховому» («слогослуховому») методу. Толстой уделял очень большое внимание слоговой работе: разложению слогов па звуки, соединению звуков в слоги, чтению слогов, их произношению. Развивался речевой слух детей. Тексты были составлены так, что трудность читаемых слогов и слов нарастала постепенно. Он ввел добуквенные упражнения в разложении слов на звуки, много внимания уделял слуховому восприятию и артикуляционным упражнениям (речедвигательным); применил одновременное обучение письму — ввел печатание букв, слов и даже запись слов под диктовку с первых же уроков грамоты; добивался сознательного чтения: все тексты, составленные им самим, были не только доступны, но близки и интересны крестьянским детям.

Усиленная слоговая работа, по сравнению с буквосложением, была шагом вперед, так как в ней имеют место слуховые и речедвигательные упражнения, само чтение становится ближе к естественному, слоговому чтению, элементарно соблюдается постепенность в нарастании трудности читаемого.

Однако слоговые методы в том виде, как они применялись в XIX в., имели недостатки: механическое зазубривание букв и огромного количества слогов, сложение слов из заученных элементов. Тексты для чтения — это молитвы, заповеди, религиозно-нравственные поучения

Поиски в споры к середине XIX в. привели большинство букваристов к выводу о том, что, во-первых, звуковые методы обладают преимуществами перед буквенными, так как более соответствуют звуковой природе речи; во-вторых, аналитическая работа обеспечивает лучшее мыслительное развитие; в-третьих, невозможно далее мириться с раздельным обучением чтению и письму, а также с чтением непонятных детям текстов.

5. В Западной Европе звуковой аналитико-синтетический метод разрабатывали в XIX в. Грезер, А.Дистервег, Фогель; в России он впервые был введен К.Д.Ушинским (1824-1870).

Достоинством методики было то, что автор опирался на живую речь. Обучение грамоте соединено с развитием речи учащихся. С первых же уроков дети работают с народными пословицами, с загадками; читаемые тексты доступны для них. Для звукового анализа используются предложения и слова, взятые из речи самих учащихся.

Положительной стороной своей методики К.Д.Ушинский считал ее развивающий характер. Постоянное внимание уделялось развитию речи, осознанному чтению, беседе, связи письма и чтения — все это создавало последовательную систему развития мыслительных способностей школьников. Звуковой аналитико-синтетический метод, таким образом, представляет собой огромный шаг вперед на пути борьбы за массовость образования. В нем полностью преодолен догматизм буквослагательного метода.

6. В конце XIX в. Д.И. Тихомиров и В.П.Вахтеров ввели двухнедельные добукварные звуковые упражнения. Цель этих упражнений — развить слух детей, подготовить их к быстрому и легкому выделению отдельных звуков из речевого потока, научить разлагать его на элементы: на предложения, слова, слоги и звуки, а также синтезировать: соединять звуки в слоги, слоги в слова. В этот же период проводилась подготовка к письму: начертание элементов букв, орнаментов, контуров и пр. Позднее этот этап получил название добукварного периода.

В.П.Вахтеров и Д.И.Тихомиров отказались также от опережающего письма: дети усваивали сначала печатные буквы, а затем — письменные их варианты (принцип единства письма и чтения сохранился).

7. В 1907 г. вышел «Новый русский букварь» В. А.Флерова. В нем была разработана строгая постепенность в изучении звуков и букв — от «легких» звуков к «трудным», по их артикуляции и возможности произносить звук отдельно, самостоятельно. Флеров рекомендовал «чтение по подобию»; усвоив чтение слога ма, ученик так же, т. е. «одним дыхательным толчком», должен читать слоги мо, са и т. п. В его букваре для усиления слоговой работы помещены слоговые таблицы. В. А.Флеров отрицал необходимость звукослияния, пытаясь ввести принципы «читай, как говоришь» и «читай, что видишь».

8. Метод «живых звуков» И. Н. Шапошникова исходил из того утверждения, что «отдельных звуков не существует, слог неразложим, звуки в словах совершенно непохожи один на другой — это совершенно различные звуки». Поэтому он отрицал работу с отдельными звуками и их слияние; он вернулся к «письму-чтению». Дети сами составляли свой рукописный букварь, состоящий из собственных впечатлений, мыслей, переживаний. Хотя метод, Шапошникова был ориентирован на творчество детей, на высокую познавательную активность, он не получил широкого распространения, так как большинство учителей не умели работать, не опираясь на печатный букварь, на его страницу, на конкретные материалы и упражнения.

9. Метод целых слов привлекал специалистов тем, что позволял, во-первых, сразу начинать чтение с осмысленных и ценных в воспитательном отношении текстов, избегая длительного периода чтения примитивных, малоинтересных, бедных по содержанию текстов; во-вторых, снимались трудности звукового метода, связанные со звукослиянием.

Согласно методу целых слов, единицей чтения с самого начала становится слово, его графическое изображение воспринимается как идеограмма и лишь впоследствии расчленяется на составляющие элементы — буквы. Дети за первые 2—3 месяца занятий запоминали зрительно, почти без анализа звукового и буквенного состава, до 150 слов. Они воспроизводили их графически, т. е. перерисовывали, читали по общему виду, угадывали по картинкам. Затем начинался буквенный анализ выученных слов: набранное из букв разрезной азбуки слово «раздвигалось», и дети усваивали буквы.

Огромным недостатком метода целых слов было и то, что его нельзя было отнести к числу развивающих мышление учащихся методов. Этот метод опирался на зрительную, механическую память и в этом смысле был сродни буквослагательному методу.

10. Звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте был создан в 60-е гг. прошлого столетия. Этот метод (по сравнению с ранее существовавшими: буквослагательным, слоговым, целых слов и др.) наиболее полно и последовательно отражает фонетический и фонематический характер русского письма.

Ориентированный на развитие фонематического слуха, формирование мыслительных операций анализа и синтеза, данный метод целенаправленно готовит детей к овладению навыками чтения и письма, способствует развитию мышления и речи.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *