какой метод не используется для определения стоимости бизнеса в постпрогнозном периоде

Какой метод не используется для определения стоимости бизнеса в постпрогнозном периоде

уФПЙНПУФШ ВЙЪОЕУБ ДПИПДОЩН РПДИПДПН ПРТЕДЕМСЕФУС УХННПК РТЙЧЕДЕООЩИ ВХДХЭЙИ ДПИПДПЧ ВЙЪОЕУБ ВЕЪ ХЮЕФБ ЛБРЧМПЦЕОЙК УДЕМБООЩИ РТЕЦОЙН ЙОЧЕУФПТПН Ч ЬФПФ ВЙЪОЕУ, ОП ЧЛМАЮБС ЧЩТХЮЛХ ПФ РТПДБЦЙ ЙЪВЩФПЮОЩИ ЙМЙ ОЕЖХОЛГЙПОЙТХАЭЙИ БЛФЙЧПЧ. ч ЬФПН УМХЮБЕ ЙУИПДСФ ЙЪ РТЕДРПМПЦЕОЙС, ЮФП ЙОЧЕУФПТ ЙНЕЕФ 100%-ОЩК ЛПОФТПМШ ОБ ДБООПН РТЕДРТЙСФЙЙ. оБЙВПМЕЕ ФПЮОЩК ТЕЪХМШФБФ ДПИПДОЩК РПДИПД ДБУФ РТЙ ПГЕОЛЕ РТЕДРТЙСФЙС, ОБИПДСЭЕЗПУС ОБ УФБДЙЙ ТПУФБ ЙМЙ УФБВЙМШОПЗП ЬЛПОПНЙЮЕУЛПЗП ТБЪЧЙФЙС.

чЩТХЮЛБ РТЙНЕОСЕФУС ПВЩЮОП РТЙ ПГЕОЛЕ ФПТЗПЧЩИ РТЕДРТЙСФЙК. дЙЧЙДЕОДЩ ВЕТХФУС ЪБ ПУОПЧХ ТБУЮЕФБ Ч ФПН УМХЮБЕ, ЕУМЙ РТЕДРТЙСФЙЕ ЙНЕЕФ УФБВЙМШОХА ДПМЗПУТПЮОХА ДЙЧЙДЕОДОХА РПМЙФЙЛХ. рТЙВЩМШ НПЦЕФ ВЩФШ ЛБЛ ЧБМПЧБС, ЮЙУФБС, ФБЛ Й ДП ОБМПЗППВМПЦЕОЙС. пДОБЛП ОБД ЬФЙНЙ РПЛБЪБФЕМСНЙ ЪОБЮЙФЕМШОПЕ РТЕЙНХЭЕУФЧП ЙНЕЕФ ДЕОЕЦОЩК РПФПЛ. какой метод не используется для определения стоимости бизнеса в постпрогнозном периоде

нЕФПД ДЙУЛПОФЙТПЧБООЩИ ДЕОЕЦОЩИ РПФПЛПЧ

дМС РТПЗОПЪЙТПЧБОЙС др ПВЩЮОП РТЙНЕОСАФ ФТЕОДПЧЩК НЕФПД, ЧЕТПСФОПУФОЩК РПДИПД, ЬЛУРЕТФОЩК НЕФПД.

уФБЧЛБ ДЙУЛПОФЙТПЧБОЙС ЧЩВЙТБЕФУС ЙУИПДС ЙЪ НПДЕМЙ ДЕОЕЦОПЗП РПФПЛБ.

рТПЗОПЪОЩК РЕТЙПД ПВЩЮОП ПУОПЧЩЧБЕФУС ОБ ЦЙЪОЕООПН ГЙЛМЕ ФПЧБТБ.

какой метод не используется для определения стоимости бизнеса в постпрогнозном периоде

йФПЗПЧЩЕ РПРТБЧЛЙ ДЕМБАФУС ОБ ФЕ БЛФЙЧЩ, ЛПФПТЩЕ ВЩМЙ ЙУЛМАЮЕОЩ Ч ТЕЪХМШФБФЕ ОПТНБМЙЪБГЙЙ, ЛТПНЕ ФПЗП, ХЮЙФЩЧБЕФУС НЕФПД ЛПОФТПМС.

ф.П. УФПЙНПУФШ ВЙЪОЕУБ НЕФПДПН ДЙУЛПОФЙТПЧБОЙС ОБИПДЙФУС УМЕДХАЭЙН ПВТБЪПН:

какой метод не используется для определения стоимости бизнеса в постпрогнозном периоде

нЕФПД ЛБРЙФБМЙЪБГЙЙ Ч ТБНЛБИ ДПИПДОПЗП РПДИПДБ

ч УМХЮБЕ, ЛПЗДБ НПЦОП У ХЧЕТЕООПУФША ХФЧЕТЦДБФШ П ФПН, ЮФП ДПИПДЩ ПФ ЧМБДЕОЙС ВЙЪОЕУПН РПУФПСООЩ, РТЙНЕОСЕФУС НЕФПД ЛБРЙФБМЙЪБГЙЙ, Б ОЕ НЕФПД ДЙУЛПОФЙТПЧБООЩИ ДЕОЕЦОЩИ РПФПЛПЧ.

Источник

Подходы к оценке стоимости бизнеса

какой метод не используется для определения стоимости бизнеса в постпрогнозном периоде

Если спросить человека, сколько денег у него в кошельке или на счетах, он назовет конкретную сумму. Легко понять, сколько стоит квартира или машина. А как же быть с бизнесом? Можно оценить его стоимость? Конечно, да. Для этого существует три подхода к оценке стоимости бизнеса. Рассмотрим их подробнее.

Содержание статьи

Оценка стоимости бизнеса может потребоваться в следующих случаях:

Олег владеет химчисткой. Помещение в аренде, оборудование: 4 стиральных и 4 сушильных машины. Мебель: стойка администратора, стул, диван и стол в клиентской зоне, кофемашина.
Для открытия брали кредит, по нему осталось выплатить 200 000 рублей. Олегу поступило предложение от конкурентов, которые хотят масштабироваться, о покупке бизнеса, поэтому он решил посчитать, сколько стоит его компания.

Для оценки стоимости бизнеса можно воспользоваться тремя подходами: затратным, сравнительным и доходным. Специалисты рекомендуют использовать два разных подхода и сравнить результат. Он не должен сильно отличаться. Если разница большая — где-то допущена ошибка.

Сергей Васильев, руководитель финансового направления консалтинговой компании Smart Success Group:

«Оценка бизнеса позволяет понять, сколько можно получить за него при желании его продать. Для отслеживания динамики развития компании рекомендуется проводить оценку регулярно, например, ежегодно.
Важно понимать, что ключевое слово — это «оценка». Полученные показатели — это не всесторонне объективное значение, это субъективное мнение. От того, кто проводит оценку, будет зависеть, какой метод использовать, какие предположения и допущения принять во внимание, какой горизонт планирования закладывать. Я неоднократно оценивал компании, рассматривая их с точки зрения денежных потоков или сравнивая их с аналогами. И я уверен, что в зависимости от целей, компанию можно оценить диаметрально противоположно: можно как занизить, так и завысить стоимость. Объективность в данном вопросе — понятие относительное»

какой метод не используется для определения стоимости бизнеса в постпрогнозном периоде

Оцениваем бизнес затратным подходом

Стоимость объекта оценки определяется как сумма затрат, необходимых для создания такого же объекта с учетом износа. Важный нюанс — учитывается не сколько денег потратил предприниматель на бизнес, а сколько денег потребуется, чтобы воссоздать такую же компанию.

Например, кофемашина, которая стоит у Олега в клиентской зоне, подарена друзьями на открытие бизнеса. Стоимость приобретения — ноль рублей. Новая машина такой же модели будет стоить 30 000 рублей. Но для оценки стоимости бизнеса потребуется ее рыночная цена. Сейчас эта модель с той же степенью износа стоит 20 000 рублей. Эта стоимость и будет использоваться в оценке.

Затратный подход включает два метода:

1. Метод чистых активов

Стоимость компании равна сумме всех активов за вычетом обязательств.
Олег проанализировал, сколько стоит оборудование и мебель, вычел обязательства по кредиту и получил результат 630 000 рублей.

какой метод не используется для определения стоимости бизнеса в постпрогнозном периоде

2. Метод ликвидационной стоимости

Бизнес рассматривается как комплекс активов, которые нужно продать как можно быстрее для погашения обязательств. В этом случае, стоимость активов, полученная предыдущим методом, корректируется на дисконт (размер скидки для ускорения продажи) и стоимость рекламы.

Предположим, Олег решил переехать и продать химчистку как можно быстрее. Все активы он продает со скидкой 10% и планирует потратить еще 30 000 рублей на рекламу.

Сергей Вербицкий, трабл-шутер, ментор:

«Оценка бизнеса нужна, если вы готовитесь к какому-то событию. Например, взять кредит в банке, продать весь бизнес или его часть, привлечь инвестиции. Ее можно провести самостоятельно, но вторая сторона может не доверять такой оценке. Чтобы этого избежать, можно обратиться в стороннюю компанию. Каждый метод оценки имеет свои и плюсы и минусы. Лучше выбирать тот, который привычен инвестору. Если же проводит оценку бизнеса сторонний специалист, то он лучше знает, какой метод предпочитает банк, фонд или инвестор»

какой метод не используется для определения стоимости бизнеса в постпрогнозном периоде

Проводим оценку с помощью доходного подхода

Если затратный подход опирается на стоимость имущества, то доходный основан на определении ожидаемых поступлений от бизнеса. Он предполагает, что бизнес будет приносить стабильную прибыль на протяжении долгого периода. Резкие изменения экономики, локдауны, революционные предложения на рынке остаются «за скобками». Так, владелец нефтяной вышки будет рассчитывать стоимость бизнеса исходя из текущей прибыли, не задумываясь о растущей популярности электротранспорта.

Доходный подход также включает два метода:

1. Модель дисконтированных денежных потоков

Основана на будущей прибыли.
Чтобы понять, сколько денег будет приносить бизнес в будущем, строится финансовая модель денежного потока, похожая на отчет о движении денежных средств.

Химчистка Олега приносит 40 000 рублей в месяц. Узнать эти данные не составило труда, так как Олег с открытия ведет учет в сервисе Планфакт. Размер денежного потока в следующие три года составит:

Денежный поток = 40 000 х 12 х 3 = 1 440 000 рублей.

Казалось бы, дело сделано. Но все не так просто. Деньги сейчас стоят больше, чем деньги в будущем. У всех нас есть примеры того, что какая-то вещь раньше стоила меньше, чем сейчас. Дорожает недвижимость, товары, услуги, путешествия. С каждым годом объем товаров, который можно купить на 1000 рублей уменьшается. Значит, 1000 рублей в 2031 году будет стоить меньше, чем 1000 рублей в 2021.
Снижение стоимости денег показывает ставка дисконтирования. Она может определяться различными методами, рассчитываться на основании мнений экспертов или доходом по надежным инструментам, например, государственным ценным бумагам. Чаще всего, она выше ставки по депозитам, так как учитывает, что вложения в бизнес более рискованные. И чем надежнее бизнес, тем меньше риск и ниже ставка дисконтирования.

Для того, чтобы облегчить расчеты, можно воспользоваться функцией ЧПС (чистого приведенного дохода) в Excel или NPV в Google Таблицах. Олег посчитал, что у него стабильный, приносящий доход бизнес, поэтому установил ставку дисконтирования 30%. При прогнозируемом доходе 480 000 рублей в год, стоимость бизнеса в настоящий момент составляет 871 734 рубля.

какой метод не используется для определения стоимости бизнеса в постпрогнозном периоде

2. Метод капитализации

Оценивает бизнес исходя из прошлых доходов. Прибыль в течение последних 3-5 лет суммируется, усредняется и делится на ставку капитализации. Результат — стоимость компании. Ставка капитализации — это значение ставки доходности на вложения, рассчитанная по отрасли или рынку.

Ставка капитализации по отрасли = Годовой доход / Стоимость имущества

Стоимость компании = Средний годовой доход компании / Ставка капитализации

Полина Каплунова, директор по развитию «Смарткемпер»:

«Подход, основанный на оценке прибыли, состоит в том, что ценность бизнеса заключается в его способности производить богатство в будущем.
Если бизнес в прошлом году имел доход в 1 миллион рублей, а средняя ставка капитализации в отрасли составляет 10%, вы можете оценить стоимость, разделив 1 миллион рублей на 10%. Итоговая стоимость компании составит 10 миллионов рублей.

Оценка бизнеса индивидуального предпринимателя может стать сложной задачей, поскольку лояльность клиентов напрямую зависит от личности владельца бизнеса. Будут ли клиенты автоматически ожидать, что новый владелец предоставит такой же уровень обслуживания и сервиса? Поэтому оценка бизнеса должна включать риск, при котором бизнес может быть потерян в результате смены владельца. Хотя метод оценки прибыли является наиболее популярным, самым правильным будет использование комбинации методов оценки стоимости бизнеса»

какой метод не используется для определения стоимости бизнеса в постпрогнозном периоде

Используем сравнительный подход

Для оценки стоимости бизнеса сравнительным подходом нужно выбрать несколько сделок на рынке с похожими компаниями, у которых известна цена продажи. Сравнение проводится по какому-то общему показателю. Это может быть выручка на квадратный метр площади, заполняемость номерного фонда, число посадочных мест.

Олег связался со своими знакомыми владельцами химчисток, посмотрел объявления о продаже и собрал базу для анализа. В нее попали 4 компании с похожим спектром услуг и расположением в городах с населением от 300 до 500 тысяч человек, как и его бизнес. В качестве основного показателя для сравнения Олег выбрал количество стиральных машин, потому что от него зависит объем продаж.

какой метод не используется для определения стоимости бизнеса в постпрогнозном периоде

В результате анализа выяснилось, что цена продажи бизнеса, в расчете на одну стиральную машину колеблется от 150 000 до 200 000 рублей, а, в среднем, составляет 182 500. Если умножить эту величину на количество стиральных машин в химчистке Олега, можно получить стоимость его бизнеса сравнительным методом.

182 500 х 4 = 730 000 (руб.)

Полина Каплунова, директор по развитию «Смарткемпер»:

«Сравнительный подход — это определение стоимости компании в сравнении с аналогичными, которые недавно были проданы. Идея похожа на использование сравнений с недвижимостью для оценки квартиры или дома. Этот метод работает только в том случае, если существует достаточное количество похожих компаний для сравнения.
Оценка стоимости бизнеса индивидуального предпринимателя на основе рыночной стоимости особенно сложна, так как найти общедоступную информацию о предыдущих продажах аналогичных предприятий часто просто невозможно»

Подводим итоги

Итак, у Олега получилось три разных варианта стоимости бизнеса:

Эти суммы дали Олегу понимание того, с какой стоимости можно начать переговоры и ниже какой цены лучше не опускаться. Покупатель может согласиться или нет с результатами оценки и ценой бизнеса, но Олег знает, на что ориентироваться в ходе сделки.

Марина Захарова, CEO Dolce Style:

«Когда продавала долю бизнесе, пользовалась простым подходом, отталкиваясь от того, сколько люди реально готовы заплатить. Пыталась привлечь оценщиков, но это не помогло. В итоге, продала долю за сумму, равную годовой прибыли»

Ян Петручик, PR-специалист Potolki.SPb:

«Я продал два готовых бизнеса: магазин и сервис техники Apple, точку по продаже хот-догов в торговом комплексе. Оценку провел по простой формуле:
Стоимость бизнеса = Годовая прибыль + Стоимость активов
В магазине активами я посчитал: торговое оборудование: стенды и инструменты. Для точки фаст-фуда добавил к годовой прибыли стоимость холодильников и прочей техники. Аккаунты в социальных сетях и настроенные рекламные кампании передавал покупателям бесплатно»

Источник

Оценка справедливой стоимости для целей МСФО

какой метод не используется для определения стоимости бизнеса в постпрогнозном периоде

Цель оценки справедливой стоимости, согласно МСФО (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости», заключается в том, чтобы определить цену, по которой была бы осуществлена обычная сделка по продаже актива или передаче обязательства между участниками рынка на дату оценки в текущих рыночных условиях. В данной статье рассматриваются основные методы оценки справедливой стоимости и их разновидности, а также критерии их выбора.

Оценка справедливой стоимости требует, чтобы компания определила следующие компоненты (МСФО (IFRS) 13, Приложение B, п. B2.):

На практике при оценке справедливой стоимости актива или обязательства наиболее сложным моментом является последний пункт, а именно выбор метода оценки и его применение.

Классификация методов оценки

В соответствии со стандартом «компания должна выбрать такой метод оценки, который был бы уместен в данных обстоятельствах, для которого существовало бы достаточно информации для оценки справедливой стоимости и который позволил бы компании в большей степени использовать рыночные данные и в меньшей степени нерыночные допущения и предположения». (МСФО (IFRS) 13, п. 61.)

МСФО (IFRS) 13 в п. 62 определяет три основных метода оценки для определения справедливой стоимости активов или обязательств:

В рамках этих подходов существуют виды оценки, которые применяются в зависимости от типа актива (обязательства). Их мы и рассмотрим далее.

Сразу стоит отметить, что указанные подходы не могут одновременно применяться ко всем активам и обязательствам. При расчете справедливой стоимости актива (обязательства) компания может использовать один или несколько подходов в зависимости от характеристики оцениваемого объекта и наличия необходимых и достаточных данных для оценки. Например, если компания определяет справедливую стоимость активов или обязательств, которые котируются на регулируемом рынке, то в данном случае достаточно использовать только один рыночный подход. Если же компания производит оценку бизнеса, то будет более правильным использовать несколько подходов. При использовании нескольких подходов полученные результаты, как правило, оцениваются и взвешиваются и рассчитывается разумный диапазон справедливой стоимости. Справедливая стоимость будет представлять собой ту величину в пределах данного диапазона, которая является наиболее репрезентативной в сложившихся обстоятельствах. (МСФО (IFRS) 13, п. 63.)

В таблице ниже представлены основные подходы и их виды.

Рыночный подход

Доходный подход

Затратный подход

Метод сравнения сопоставимых компаний (guideline company method) в основном используется при оценке финансовых инструментов

Метод дисконтирования денежных потоков (discounted cash flow method) — наиболее популярный метод в рамках доходного подхода; чаще всего используется при оценке бизнеса

Метод скорректированных чистых активов (adjusted nets assets method) может использоваться при оценке бизнеса

Метод сравнения сопоставимых сделок (comparable transactions method) используется при оценке различных активов, котируемых на ре­гулируемом рынке

Метод освобождения от роял­ти (relief from royalty method) используется при оценке нематериальных активов, например торговых знаков, патентов

Метод стоимости замещения (current replacement cost method) в основном используется при оценке основных средств

Метод сравнения прямых продаж (direct sales comparison method) в основном используется при оценке коммерческой недвижимости

Метод избыточных прибылей (multi-period excess earnings method) используется при оценке гудвилла и нематериальных активов

Рыночный подход

Рыночный подход МСФО (IFRS) 13 определяет как «метод оценки, который использует цены и другие данные, основанные на результатах рыночных сделок, связанных с участием идентичных или сопоставимых активов и обязательств, или группы активов и обязательств (например, бизнес)».

Рыночный подход: достоинства и недостатки

Достоинства

Недостатки

Данный подход наиболее точно отражает рыночную стоимость активов (обязательств) или бизнеса

Не всегда возможно определить основной рынок для определенных видов сделок

При использовании данного подхода в наименьшей степени применяются нерыночные оценки и допущения

Могут быть сложности в оценке сопоставимых рыночных сделок из-за отсутствия общедоступной информации

Данный подход наилучшим образом определяет справедливую стоимость в соответствии с трактовкой стандарта

Возможно допущение грубых ошибок в применении корректировок к выбранным рыночным сделкам — аналогам

Справедливая стоимость, рассчитанная с помощью рыночного подхода, подвержена изменению из-за волатильности рынка (например, снижается рыночная капитализация компании вследствие ухудшения экономической ситуации в стране)

Основные шаги при применении рыночного подхода (на примере метода сравнения сопоставимых сделок):

Доходный подход

Доходный подход МСФО (IFRS) 13 определяет как «метод оценки, который приводит будущие денежные доходы и расходы („денежные потоки“) к текущей (дисконтированной) стоимости. Справедливая стоимость определяется исходя из текущих ожиданий рынка о будущих денежных потоках».

Доходный подход: достоинства и недостатки

Достоинства

Недостатки

Стоимость актива или бизнеса равна текущей стоимости всех будущих выгод, генерируемых данным активом или бизнесом

Прогноз будущих денежных потоков может отличаться от фактических результатов

Входящие данные, используемые в модели, могут быть изменены в зависимости от специфики оцениваемого объекта или бизнеса (например, премия за риск, прогнозируемый рост, прогнозируемый уровень денежного потока и т. д.)

Компания может неправильно выбрать ставку дисконтирования или неправильно оценить рискованность будущих денежных потоков, что серьезно может повлиять на расчет справедливой стоимости

Расчет модели довольно прост, и следствием этого может быть:

Рассмотрим некоторые примеры использования доходного подхода.

Метод дисконтирования денежных потоков (Discounted cash flow method)

Метод дисконтирования денежных потоков определяет стоимость актива или бизнеса путем расчета его стоимости в зависимости от ожидаемых доходов за будущие периоды, приведенных к текущему периоду.

Основные шаги при применении метода дисконтирования денежных потоков:

Пример 1
Расчет справедливой стоимости методом дисконтирования денежных потоков (доходный подход)

Приведенная ниже модель позволяет рассчитать справедливую стоимость бизнеса при использовании метода дисконтирования будущих денежных потоков.

Год 1

Год 2

Год 3

Год 4

Год 5

Последующие годы

Прибыль до вычета налогов и уплаты процентов (Earnings before interests and taxes, или EBIT)

B1 = A1 ×
× ставка налога на прибыль

B2 = A2 ×
× ставка налога на прибыль

B3 = A3 ×
× ставка налога на прибыль

B4 = A4 ×
× ставка налога на прибыль

B5 = A5 ×
× ставка налога на прибыль

Прибыль после налогообложения

Амортизация ОС и НМА (Depreciation and amortization)

Увеличение оборотного капитала (increase in working capital)

Капитальные расходы (capital expenditure)

Денежные потоки после уплаты налогов (after tax cash flow)

F1 = A1 −
− B1 + C1 − D1 − E1

F2 = A2 −
− B2 + C2 − D2 − E2

F3 = A3 −
− B3 + C3 − D3 − E3

F4 = A4 −
− B4 + C4 − D4 − E4

F5 = A5 −
− B5 + C5 − D5 − E5

Фактор текущей стоимости (при ставке дисконтирования x %)

Текущая стоимость будущих денежных потоков («приведенная стоимость») в прогнозный период (год 1 — год 5)

Текущая стоимость
будущих денежных
потоков в постпро­гнозный период
(«терминальная стоимость») (год 6 и далее)

Справедливая стоимость бизнеса (Business enterprise value, или BEV)

Справедливая стоимость бизнеса =
= F1 × y1 + F2 × y2 + F3 × y3 + F4 × y4 + F5 × y5 + G

* G — терминальная стоимость, то есть стоимость будущих денежных потоков, ожидаемых за пределами периода прогнозирования при условии постоянного и стабильного темпа прироста.

Метод освобождения от роялти (Relief from royalty method)

Этот метод обычно используется для оценки стоимости нематериальных активов, которые могут быть лицензированы, то есть передаваться третьим лицам на определенный срок за определенное вознаграждение (роялти), например торговые знаки, лицензии, патенты. Роялти обычно выражается в процентах от общей выручки, полученной от продажи товаров, произведенных с использованием нематериального актива. Размер роялти определяется на основании анализа рынка. Этот метод несет черты как доходного, так и рыночного подхода.

Согласно данному методу справедливая стоимость нематериального актива представляет собой текущую стоимость будущих лицензионных платежей («приведенную стоимость») в течение экономического срока службы актива, которую заплатила бы компания, если бы не владела данным нематериальным активом («освобождение от роялти»).

Основные шаги при применении метода освобождения от роялти:

Пример 2
Расчет справедливой стоимости методом освобождения от роялти (доходный подход)

АО «Наш продукт» владеет сетью розничных магазинов. В конце 2016 года компания приобрела небольшое предприятие, выпускающее мясную продукцию с узнаваемой торговой маркой «Мясной ряд». АО «Наш продукт» необходимо оценить справедливую стоимость торговой марки на дату приобретения для постановки ее на баланс. Руководство компании приняло решение использовать текущую торговую марку «Мясной ряд» в течение пяти лет, после чего произвести ребрендинг. Компания определила, что ставка роялти для аналогичной торговой марки составляет 4 %, ставка дисконтирования составляет 10 %, а налог на прибыль равен 20 %.

Источник

Расчет стоимости бизнеса

Стоимость бизнеса определяется стоимостью компании в прогнозный и постпрогнозный периоды.

При определении стоимости бизнеса в прогнозный период методом дисконтированных денежных потоков используют ставку дисконтирования. Ставка дисконтирования – процентная ставка, используемая для приведения ожидаемых будущих доходов (расходов) к текущей стоимости.

Форму для расчета выглядит следующим образом:

где Рпрог. – стоимость бизнеса в прогнозный период;
t – номер периода, на начало которого производится оценка бизнеса;
Т – число прогнозных периодов, используемых для расчета;
I – ставка дисконтирования, в % годовых;
CFt – денежный поток для периода t.

Существуют различные подходы для определения ставки дисконтирования.

Метод оценки капитальных активов (САРМ)

где R (%)-безрисковая ставка доходности:
Для определения безрисковой ставки может использоваться ставка по долгосрочным государственным обязательствам или депозитам СБ РФ. Для инвестора это альтернативная ставка безрискового дохода.

– коэффициент, измеряющий уровень рисков:
Коэффициет связывает изменчивость акций компании с общей доходностью фондового рынка в целом.
Например, если какой метод не используется для определения стоимости бизнеса в постпрогнозном периоде=2, то доходность акций компании изменяется в два раза быстрее, чем доходность рынка, т. е. если среднерыночная доходность возрастет на 10%, то доходность данной компании на 20% и наоборот.
В случае, если акции компании не обращаются на рынке, риск рассматриваемого проекта сравнивается с рисками инвестиционных проектов того же типа.

Rm (%)-средняя доходность акций на фондовом рынке (имеются в виду все акции);

х (%)-премия, учитывающая риски вложения в малое предприятие, связанные с недостаточной кредитоспособностью (отсутствие активов для имущественного обеспечения кредитов и покрытия потребности в оборотных средствах, что ведет к ненадежности финансового плана) и финансовой неустойчивостью предприятия с небольшим размером уставного капитала.
Величина премии может достигать 75% от безрисковой ставки.

y (%)-премия за закрытость компании учитывающая риски, связанные с частичной или полной недоступностью информации о финансовом положении предприятия, текущих и перспективных управленческих решениях руководства.
Величина премии может достигать 75% от безрисковой ставки.

f (%)-премия за становой риск, включающая риски уменьшения национального дохода приводящие к падению совокупного спроса, изменения законодательства, утери прав собственности.
Величина станового риска может составлять до 200-250% ставки дисконта, рассчитанной с учетом всех других факторов.

Метод кумулятивного построения (ССМ)

В данном методе добавляется совокупная премия за инвестиционные риски, относящиеся к рассматриваемому проекту и оцениваемые экспертным путем.

какой метод не используется для определения стоимости бизнеса в постпрогнозном периоде

где R (%) – безрисковая ставка доходности;
j=1. J – множество учитываемых инвестиционных рисков;
Gj – премия за отдельный риск с номером j.

Обычно в число факторов риска инвестирования входят:

Модель средневзвешенной стоимости капитала (WACC)

какой метод не используется для определения стоимости бизнеса в постпрогнозном периоде

где k1 (%)-кредитная ставка процента по обязательствам предприятия;
h (%)-ставка налога на прибыль предприятия;
w1(%)-доля заемного капитала в структуре капитала предприятия;
k2 (%)-стоимость привлечения капитала в виде привилегированных акций (частное от деления установленной суммы годовых дивидендов на поступления от продажи акций);
w2 (%)-доля привилегированных акций в структуре предприятия;
k3 (%)-стоимость привлечения капитала в виде обыкновенных акций (требуемая собственником ставка отдачи на вложенный капитал);
w3 (%)-доля обыкновенных акций в структуре капитала.

При использовании любого из описанных методов определения ставки дисконта ее главный экономический смысл сохраняется.

В настоящее время специалисты определяют ставку дисконта в размере от 14 до 20% годовых в валюте как адекватную риску вложения в акции крупных российских предприятий.

Расчет величины стоимости в постпрогнозный период

Предприятие продолжает функционировать и после прогнозного периода. В зависимости от перспектив, в постпрогнозный период возможны различные варианты развития: от стабильного роста до банкротства. С этим связано и наличие различных методов расчета.

Модель Гордона

Данная модель предполагает, что в постпрогнозный период темпы роста продаж и прибылей стабильны, величина износа равна величине капитальных вложений.

Величина стоимости, в этом случае, определяется по формуле:

где CF(t+1) – денежный поток в первый год постпрогнозного периода;
I – ставка дисконта, в % годовых;
g – темпы роста денежного потока, в % годовых.

Стоимость в постпрогнозный период по формуле Гордона определяется на момент окончания прогнозного периода.

Денежный поток в первый год постпрогнозного периода следует прогнозировать отдельно-с учетом роста потоков в прогнозный период.

Для приведение полученной стоимости к текущим показателям используют ту же ставку дисконта, что и для прогнозного периода.

Данную модель следует применять, если выполняются условия:

При отсутствии всех вышеупомянутых условий, модель также может быть применима, однако, в этом случае корректность расчета зависит от правильного определения премий (рисков) используемых для расчета ставки дисконтирования.

Метод ликвидационной стоимости

Метод применяется, если в постпрогнозный период ожидается банкротство предприятия с последующей продажей активов.

Продленная стоимость, в данном случае, равна оценочной выручке от реализации активов бизнеса после оплаты его обязательств, т. е. активы, указанные в балансе изменят стоимость.

Технически расчет ликвидационной стоимости из этапов:

На величину ликвидационной стоимости влияет: место расположения предприятия, положение дел в отрасли, внешний вид активов и др. факторы не отражаемые в балансе.

В расчете следует учесть скидку, если ликвидация срочная.

Величина стоимости определяется:

– сумма переоцененных активов;
какой метод не используется для определения стоимости бизнеса в постпрогнозном периоде– обязательства;
Lсроч (%) – скидка за срочность при ликвидации;
Рликв – затраты на ликвидацию.

Для получения дисконтированной стоимости бизнеса в постпрогнозный период используем формулу:

какой метод не используется для определения стоимости бизнеса в постпрогнозном периоде

Метод чистых активов

Расчет по этому методу аналогичен предыдущему (все активы предприятия-здания, машины, оборудование, запасы, дебиторская задолженность, финансовые вложения и т. д. оценивают по рыночной стоимости и далее из полученной переоцененной суммы вычитают стоимость обязательств предприятия) за исключением учета скидки за срочность продажи и затрат на ликвидацию.

К оценке финансовой группы активов относятся ценные бумаги, расходы будущих периодов и дебиторская задолженность. Дебиторская задолженность может быть оценена по методике, разработанной Федеральным долговым центром (стандарт оценки СТО ФДЦ 13-05-098).

По рыночной стоимости производят и оценку нематериальных активов, куда могут входить торговые марки, патенты, лицензии, программное обеспечение, ноу-хау, гуд вилл и т.д.

Метод предполагаемой продажи

Данный метод предполагает применение сравнительного подхода к оценке стоимости бизнеса в постпрогнозный период, при этом пересчет денежного потока в постпрогнозный период в показатели стоимости осуществляется с помощью коэффициентов, полученных на основе данных по продажам аналогичных компаний.

Базовые параметры для расчета оценочной стоимости бизнеса:
А) EBIDTA – прибыль до амортизации, выплаты процентов и налогов.
Б) “Кэш-фло от операционной деятельности” за вычетом процентов по кредитам.

В зависимости от выбранного подхода стоимость бизнеса в постпрогнозный период определяется как:

– сумма потоков прибылей за исследуемый период;

– сумма денежных потоков от операционной деятельности за исследуемый период.

Для получения дисконтированной стоимости бизнеса в постпрогнозный период используем формулу:

какой метод не используется для определения стоимости бизнеса в постпрогнозном периоде

Оценка бизнеса требует вдумчивого подхода относительно выбора методов оценки. В частности использование операционного Кэш-фло возможно только в том случае, если период инвестирования бизнеса завершен и компания занимается лишь операционной деятельностью.

Метод дивидендов

Суть этого метода заключается в знакомом уже по модели Гордона предположении, что по окончании прогнозного периода доходы предприятия стабилизируются, и это позволяет собственникам из года в год получать стабильные дивиденды.

Общая формула для расчета стоимости бизнеса методом дивидендов выглядит следующим образом:

Полный расчет стоимости бизнеса

В общем случае, стоимость предприятия складывается из стоимостей в прогнозный и постпрогнозный периоды.

Однако, для корректной оценки необходимо учитывать величину приобретаемого пакета акций.

Для этого введем понятия:

Тогда формула для расчета стоимости бизнеса приобретает вид:

какой метод не используется для определения стоимости бизнеса в постпрогнозном периоде

Скидка за неконтрольный характер пакета акций не может быть вычислена на основании какой-либо методики, ее величина определяется оценщиком в зависимости от конкретной ситуации. Так, например, Устав компании может быть прописан таким образом (причем в соответствии с Законом РФ “Об акционерных обществах”), что 30% пакет акций будет давать практически полный контроль над предприятием.

Скидка за недостаточную ликвидность зависит от возможности быстро продать ценную бумагу за денежные средства без значительного снижения стоимости.

Контрольный пакет акций требует меньшей скидки, чем миноритарный. Пакет открытых компаний меньшей скидки, чем закрытых. Т. е., когда оценивается миноритарнный пакет акций закрытых компаний, применяются обе скидки.

Скидка за недостаточную ликвидность может быть также определена только экспертным путем т. к. ввиду отсутствия в России развитого фондового рынка, корректно определить ликвидность подавляющего большинства компаний не представляется возможным.

Автор: В.Михайлов,
компания “Про-Инвест-ИТ”

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *