какой метод как показывает практика чаще используют преподаватели при подготовке лекции

Методика подготовки и чтения лекции

Методика подготовки и проведения лекции.

Лекция (от лат. Lесtio – «чтение») является одной и из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая собой систематическое, последовательное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины.

Лекции различаются по своему построению, приемам изложения материала, характеру обобщений и выводов.

Различают следующие виды лекций:

Популярная (публичная) лекция представляет изложение научных истин для аудитории, которая не подготовлена к их восприятию. Ученый-педагог обязан быть популяризатором, уметь просто и ясно излагать научную проблему. Обычно такие лекции читаются вне стен вуза.

Вводная лекция намечает основные проблемы курса в целом или его раздела. В нее включаются «ключевые» вопросы, понимание которых позволяет лучше усвоить материал последующих тем или самостоятельно разобраться в нем.

Комплексная лекция читается в специальных курсах или на факультетах повышения квалификации преподавателей. Она представляет собой конгломерат данных из нескольких наук при сохранении ведущего значения одной из них. Такое комплексное рассмотрение темы помогает студентам оценить проблему. Особенностью таких лекций является их высокий научный уровень.

Установочная лекция читается чаще всего студентам заочного отделения, приступающим к изучению данной дисциплины. Значительная часть времени отводится ознакомлению с необходимой литературой (первоисточниками и учебниками), методическими советами и рекомендациями по ее изучению, написанию контрольных работ, а также с требованиями, предъявляемыми на экзаменах.

Проблемная лекция характеризуется постановкой перед студентами учебных проблем-заданий, которые они должны самостоятельно решить, получив, таким образом, новые знания. В лекции сочетаются проблемные и информационные начала. Часть знаний студент получает в виде готовых знаний, а часть добывает самостоятельно под руководством преподавателя. На этих лекциях процесс познания студентов приближается к поисковой, исследовательской деятельности.

Своеобразными разновидностями проблемных лекций являются лекция-Мозговая атака, лекция-дискуссия и лекция с разбором практических ситуаций.

Лекция-дискуссия характеризуется тем, что преподаватель при изложении лекционного материала не только использует ответы слушателей на его вопросы, но и организует свободный обмен мнениями в интервалах между логическими разделами.

Лекция-визуализация Чтение лекции-визуализации сводится к связному, развернутому комментированию преподавателем подготовленных визуальных материалов, полностью раскрывающему тему данной лекции. Эти материалы должны обеспечивать систематизацию имеющихся у слушателей знаний, предъявление новой информации, задание проблемных ситуаций и возможные разрешения;

Лекция вдвоем. В данной лекции моделируются реальные профессиональные ситуации, обсуждение теоретических вопросов с разных позиций двумя специалистами, например, представителями двух научных школ, теоретиком и практиком, сторонником и противником того или иного технического решения и т.п. При этом нужно стремиться к тому, чтобы диалог преподавателей между собой демонстрировал культуру совместного поиска разрешения разыгрываемой проблемной ситуации, «втягивал» в общение и слушателей, которые начинают задавать вопросы, высказывать свои позицию, формулировать свое отношение к обсуждаемому содержанию.

Лекция с заранее запланированными ошибками. Необходимость развития у студентов умения оперативно анализировать профессиональные ситуации, выступать в роли экспертов, оппонентов, рецензентов, вычленять неверную или неточную информацию, которая привела к разработке лекции с заранее запланированными ошибками. Подготовка преподавателя к лекции состоит в том, чтобы заложить в ее содержание определенное количество ошибок содержательного, методического или поведенческого характера.

Лектор строит изложение таким образом, чтобы ошибки были тщательно «замаскированы» и их не так-то легко было заметить слушателям. Задача слушателей состоит в том, чтобы по ходу лекции отмечать в конспекте замеченные ошибки, чтобы назвать их в конце лекции. На разбор ошибок отводится 10-15 минут.

Лекция-пресс-конференция. Назвав тему лекции, преподаватель просит слушателей письменно задать ему вопросы по данной теме. Каждый слушатель должен в течение 2-3 минут сформулировать наиболее интересующий его вопрос, написать на бумажке и передать преподавателю. Затем лектор в течение 3-5 минут сортирует вопросы по их смысловому содержанию и начинает читать лекцию. Изложение материала строится не как ответ на каждый заданный вопрос, а в виде связанного раскрытия темы, в процессе которого формулируются соответствующие ответы. В завершение лекции преподаватель проводит итоговую оценку вопросов как отражения знаний и интересов слушателей.

Лекция с применением техники обратной связи. В настоящее время все шире используются специально оборудованные классы для программированного обучения, где руководитель занятия имеет возможность с помощью технических устройств получать сведения о реакции всей группы слушателей на поставленный им вопрос. Вопросы задаются в начале и конце изложения каждого логического раздела лекции. Если аудитория в целом правильно отвечает на вводный вопрос, преподаватель может ограничить изложение лишь кратким тезисом и перейти к следующему разделу лекции. Если число правильных ответов ниже желаемого уровня, преподаватель читает подготовленный текст и в конце смыслового раздела задает слушателям новый вопрос, который предназначен уже для выяснения степени усвоения только что изложенного материала. При неудовлетворительных результатах контрольного опроса преподаватель возвращается к уже прочитанному разделу, изменив при этом методику подачи материала.

Таким образом, каждый преподаватель должен овладеть всеми стилями лекционного изложения учебного предмета, всеми видами лекций и знать, где и какой вид уместно применить. Даже лекция на одну и ту же тему читается преподавателем на разных потоках курса порой с весьма заметными различиями.

Подготовка к лекции. Выбор вида лекции зависит от предмета лекции, темы и ее структуры в учебной программе. Есть темы, которые требуют только академической лекции и не допускают лекцию-беседу. Выбор стиля зависит и от аудитории студентов, какие науки изучали студенты и какие изучают параллельно, их подготовленность к восприятию лекции, читается ли лекция первой парой часов или третьей, когда студенты устали и уместно, может быть, подготовить для них лекцию-беседу, если такой стиль допускает данная тема. Выбор вида лекции зависит и от ее назначения.

Таким образом, обобщенные рекомендации по подготовке и проведению лекции, как формы обучения, представляющей собой устное последовательное систематическое изложение содержания науки, выглядят следующим образом:

 нравственная сторона лекции и преподавания;

 научность и информативность (современный научный уровень);

 доказательность и аргументированность,

 наличие достаточного количества ярких, убедительных примеров, фактов, обоснований, документов и научных доказательств;

 активизация мышления слушателей, постановка вопросов для размышления;

 четкая структура и логика раскрытия последовательно излагаемых вопросов;

 методическая обработка – выведение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных формулировках;

 изложение доступным и ясным языком, разъяснение вновь вводимых терминов и названий;

 использование по возможности, аудиовизуальных дидактических материалов.

 научность, доступность, единство формы и содержания, органическую связь с другими видами учебных занятий.

Перечисленные требования лежат в основе критериев оценки качества лекции.

Подготовка к лекции включает в себя:

 сбор материала по теме лекции;

 составление плана лекции;

 отбор материала для лекции;

 составление конспекта лекции.

Лекция состоит из трех частей: вступление, изложение и заключение.

Вступление призвано заинтересовать и настроить аудиторию на слушание лекции, поэтому надо начать с главной и ведущей мысли, которая затем займет центральное место.

Заключениеимеет целью обобщить в кратких формулировках основные идеи лекции, логически завершая ее как целостное творение, а также направить дальнейшую самостоятельную работу студентов, заложить основу для следующих лекций.

Основная часть лекции разбивается на главные логические узлы – основные учебные вопросы. Вопросы должны совпадать с учебной программой.

Количество вопросов в двухчасовой лекции составляет 2-3. План сообщается слушателям. Вопросы плана порой совпадают с будущим семинаром или экзаменом.

Отбор материала определяется планом лекции. Отбирая материал, преподаватель должен соблюдать принцип экономного отбора. Не следует рассказывать слушателям все, что известно о каком-то явлении, событии, процессе. Следует дать слушателю лишь основы знаний, чтобы студенты сами эту основу расширили, дополнили собственным трудом, используя учебную и научную литературу. Экономный отбор материала требует отсекать все частности, выделять главные идеи, не загромождать их примерами или обилием доказательств.

Лекцию не следует загромождать цитатами. Как правило, слушатели лучше усваивают те теоретические абстракции, которые имеют практическое применение.

Цифры должны приводиться с большим ограничением. Они плохо воспринимаются аудиторией.

Нельзя злоупотреблять пословицами, поговорками или забавными историями.

Проведение (чтение) лекции включает в себя: объявление темы лекции и ее плана, определение целей и краткую характеристику плана и проблем, показ связи с прошлой лекцией, краткую характеристику литературы.

Нетрадиционное вступление ставит целью привлечь особое внимание аудитории к данной лекции. Это могут быть, например, проблемный вопрос, случай из жизни, демонстрация наглядного пособия и т.д.

Раскрытие темы лектор может осуществлять как на ряде примеров, фактов, постепенно подводя слушателя к научным выводам, т.е. следуя индуктивным путем, так и дедуктивно, т.е. начиная с разъяснения и истолкования общего положения с последующим показом возможности его приложения на конкретных примерах. По каждому из анализируемых положений следует делать вывод, выделяя его интонацией и повторением.

В конце лекции полезно подвести итог тому, что студенты узнали на данной лекции.

В заключение необходимо сформулировать выводы и определить направления для самостоятельной работы студентов.

Методические приемы чтения лекции:

 четкая структура лекции и логика изложения;

 ознакомление с литературой по теме лекции;

 доступность и разъясненность всех новых терминов и понятий, используемых в лекции;

 выделение главных мыслей и выводов;

 использование приемов закрепления (повторение, вопросы на проверку понимания, усвоения; подведение итогов в конце рассмотрения каждого вопроса, в конце лекции и т.п.);

 использование наглядных пособий, технических средств обучения (ТСО), средств компьютерных и информационных технологий;

 применение опорных материалов при чтении лекции.

Управление работой студентов включает:

 требование вести запись и контроль над выполнением этого требования;

 обучение студентов методикам ведения записей;

 использование приемов поддержания внимания;

Форма проведения лекции предполагает:

 владение голосом, хорошую дикцию;

 ясность, правильность речи;

 соответствующий внешний вид;

 умение держаться перед аудиторией и установить с ней контакт;

Источник

II. Методика проведения лекции, семинара и практического занятия

Требования к лекции, семинару и

Практическому занятию

(материалы подготовил Данилов А.И., д.э.н., профессор)

I. Понятие, содержание и требования видов занятий

1.1. Лекция – одна из основных форм организации учебного процесса, представляющая собой устное, монологическое, систематическое, последовательное изложение преподавателем учебного материала с демонстрацией слайдов и фильмов.

Лекция должна отвечать следующим требованиям:

· иметь четкую структуру и логику раскрытия последовательно изучаемых вопросов;

· иметь необходимую идейно-теоретическую направленность;

· иметь законченный характер освещения определенной темы (проблемы), тесную связь с предыдущим материалом;

· быть доказательной и аргументированной, содержать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, обоснований, доказательств;

· быть проблемной, раскрывать противоречия и указывать пути их решения;

· обладать внутренней убежденностью, силой логической аргументации, вызывать интерес познания, давать направления самостоятельной работы;

· быть на современном уровне науки и техники, наглядной, излагаться четким и ясным языком, содержать разъяснение всех вновь вводимых терминов, понятий;

· быть доступной для восприятия конкретной аудиторией.

Структура лекции включает элементы:

— вступление (вводная часть);

— основная часть (раскрытие основных вопросов);

• формулировка темы лекции, характеристика ее профессиональной значимости, новизны и степени изученности;

• формулировка цели лекции;

• изложение плана лекции, включающего наименования основных во­просов, подлежащих рассмотрению на лекции;

• характеристика рекомендуемой литературы, необходимой для органи­зации самостоятельной работы студентов;

• ретроспекция-напоминание о вопросах, рассмотренных на прошлой лекции, связь их с новым материалом, указание на его роль, место и значение в данной дисциплине, а также в системе других наук.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЛЕКЦИИ

Анализ качества лекции предполагает оценку содержания, методики чтения, организации лекции, руководства работой студентов на лекции, лектор­ских данных преподавателя, результативности лекции.

1. Критерии оценки содержания лекции:

• соответствие темы учебно-тематическому плану и рабочей программе учебной дисциплины;

• соответствие содержания лекции теме;

• научность, соответствие современному уровню развития науки;

• точность используемой научной терминологии;

• информативность; раскрытие основных понятий темы; сочетание тео­ретического материала с конкретными практическими примерами;

• реализация принципа органической связи теории с практикой, рас­крытие практического значения излагаемых теоретических положений;

• реализация внутрипредметных и междисциплинарных связей;

• связь с профилем подготовки студентов, их будущей специально­стью;

• соотношение содержания лекции с содержанием учебника (излагается материал, которого нет в учебнике; разъясняются особо сложные вопросы; дает­ся задание самостоятельно проработать часть материала по учебнику и т.п.).

2. Критерии оценки методики чтения лекции:

• дидактическая обоснованность используемого вида лекции и соответ­ствующих ему форм и методов изложения материала;

• структурированность содержания лекции: наличие плана, списка ре­комендуемой литературы, вводной, основной и заключительной части лекции;

• акцентирование внимания аудитории на основных положениях и вы­водах лекции;

• рациональное сочетание методических приемов традиционной педа­гогики и новых методов обучения (проблемного, программного, контекстного, деятельностного и др.);

• логичность, доказательность и аргументированность изложения;

• ясность и доступность материала с учетом подготовленности студентов;

• соответствие темпов изложения возможностям его восприятия и веде­ния записей студентами;

• использование методов активизации мышления студентов;

• использование приемов закрепления информации (повторение, вклю­чение вопросов на проверку понимания, усвоения и т.п., подведение итогов в конце рассмотрения каждого вопроса, в конце всей лекции);

• использование записей на доске, наглядных пособий;

• использование раздаточного материала на лекции;

• использование технических средств обучения.

3. Критерии оценки организации лекции:

• соответствие лекции учебному расписанию;

• четкость начала лекции (задержка во времени, вход лектора в аудито­рию, приветствие, удачность первых фраз и т.п.);

• четкость окончания лекции (конец речи, прощание со студентами, время окончания лекции по отношению к звонку);

• посещаемость лекции студентами;

• дисциплина на лекции;

• рациональное распределение времени на лекции (между ее частями и вопросами плана);

• наличие необходимых средств наглядности и технических средств.

4. Критерии оценки руководства работой студентов на лекции:

• осуществление контроля за ведением студентами конспекта лекций;

• оказание студентам помощи в ведении записи лекции (акцентирова­ние изложения материала лекции, выделение голосом, интонацией, темпом речи наиболее важной информации, использование пауз и т.п.);

• просмотр конспектов лекций студентов (до, во время, после лекции);

• использование приемов поддержания внимания и снятия усталости студентов на лекции (риторические вопросы, шутки, исторические экскурсы, из опыта научно-исследовательской, творческой работы преподавателя и т.п.);

• разрешение задавать вопросы лектору (в ходе лекции или после нее);

• согласование сообщаемого на лекции материала с содержанием дру­гих видов аудиторной и самостоятельной работы студентов.

5. Критерии оценки лекторских данных преподавателя:

• эмоциональность, манера чтения (живая, увлекательная, монотонная, скучная);

• степень использования опорных материалов при чтении лекции (обращение к конспекту или тексту лекций, свободное владение материалом);

• речевые данные, дикция;

• манера поведения, умение держаться перед аудиторией;

• контакт со студенческой аудиторией (хороший, недостаточный, отсутствует);

• отношение преподавателя к студентам (внимательное, в меру требовательное, равнодушное и т.п.);

• отношение студентов к преподавателю (уважительное, ироническое равнодушное и т.п.).

6. Критерии оценки результативности лекции:

• степень реализации плана лекции (полная, частичная);

• степень полноты и точности рассмотрения основных вопросов; раскрытие темы лекции;

• информационно-познавательная ценность лекции;

• воспитательное воздействие лекции.

1.2. Семинарское занятие

Семинарское занятие органично связано со всеми другими формами орга­низации учебного процесса, включая, прежде всего, лекции и самостоятельную работу студентов. На семинарские занятия выносятся узловые темы курса, ус­воение которых определяет качество профессиональной подготовки студентов.

Особенностью семинарского занятия является возможность равноправного и активного участия каждого студента в обсуждении рассматриваемых вопросов.

Задачи семинарского занятия:

• закрепление, углубление и расширение знаний студентов по соответст­вующей учебной дисциплине;

• формирование умения постановки и решения интеллектуальных задач и проблем;

• совершенствование способностей по аргументации студентами своей точки зрения, а также по доказательству и опровержению других суждений;

• демонстрация студентами достигнутого уровня теоретической подго­товки;

• формирование навыков самостоятельной работы с литературой.

Функции семинарского занятия:

Виды семинарских занятий.

Формы проведения семинарских занятий:

• развернутая беседа на основании плана;

• устный опрос студентов по вопросам плана семинара;

• прослушивание и обсуждение докладов (рефератов) студентов;

• обсуждение письменных рефератов, заранее подготовленных отдель­ными студентами и затем до семинара прочитанных всей группой;

• семинар на производстве, в организации, учреждении и т.п.;

• комментированное чтение и анализ документов (литературы);

• решение задач на самостоятельность мышления;

• семинар по материалам исследования, проведенного студентами под руководством преподавателя;

• смешанная форма, с элементами различных форм проведения.

Выбор вида и формы проведения семинарского занятия определяется спецификой учебной дисциплины, содержанием темы, профилем и уровнем под­готовки студентов, характером рекомендованной литературы; призван способствовать обеспечению наиболее полного раскрытия содержания обсуждаемой те­мы, достижению наибольшей активности студентов.

СТРУКТУРА СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ

К типичным структурным элементам семинарского занятия относятся:

— всту­пительное слово преподавателя,

— заключительное слово препо­давателя.

Вступительное слово преподавателя кратко характеризует место темы семинарского занятия в изучаемой дисциплине, цели и задачи занятия; мобилизу­ет, организует и активизирует внимание студентов.

Основная часть состоит из выступлений студентов и их обсуждения.

Заключительное слово преподавателя распространяется как на от­дельные вопросы, так и семинарское занятие в целом; содержит выводы и оцен­ку деятельности студентов, установку на следующее семинарское занятие.

ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ

1. Критерии оценки содержания семинарского занятия:

• соответствие учебно-тематическому плану и рабочей программе учебной дисциплины;

• качество плана семинарского занятия (полный, детальный, перегружен­ный и т.п.);

• отчетливость постановки цели семинарского занятия;

• обсуждение дискуссионных вопросов;

• рассмотрение обсуждаемых вопросов с позиций современных достиже­ний науки, техники, культуры и искусства;

• раскрытие органического единства теории и практики;

• профессиональная направленность семинарского занятия, связь обсуж­даемого материала с профилем подготовки студентов, их будущей специально­стью;

• соотношение семинарского занятия с содержанием учебника (рассматривается материал, которого нет в учебнике; материал, изложенный час­тично; материал, изложенный полностью и т.п.);

• реализация в содержании семинарского занятия внутри и междисципли­нарных связей.

2. Критерии оценки методики проведения семинарского занятия:

• дидактическая обоснованность и правильность выбора используемой формы проведения семинара;

• логическая последовательность построения семинара;

• использование методов активизации мышления студентов;

• использование приемов закрепления полученной информации;

• использование эффективных методов контроля за ходом и результатами выполнения студентами заданий семинарского занятия;

• использование технических средств обучения и наглядных пособий.

3. Критерии оценки организации семинарских занятий:

• соответствие семинарского занятия учебному расписанию;

• соответствие продолжительности (количества часов) семинарского за­нятия учебно-тематическому плану и рабочей программе учебной дисциплины;

• наличие плана семинарского занятия;

• четкость начала семинарского занятия (задержка во времени, вход пре­подавателя в аудиторию и т.п.);

• четкость окончания семинара (завершение семинара, время окончания, соблюдение установленной продолжительности занятия семинара по отноше­нию к звонку и т.п.);

• посещаемость семинара студентами;

• дисциплина на семинарском занятии;

• подготовка студентов к семинарскому занятию;

• рациональность распределения времени на семинарском занятии;

• наличие необходимого количества сборников планов семинарских за­нятий и других учебных изданий, обеспечивающих самостоятельную работу сту­дентов при подготовке к семинару;

• соответствие аудитории, в которой проводится семинарское занятие, существующим нормам и требованиям (достаточная вместимость, возможность использования технических средств, оформление и т.п.);

• наличие необходимых средств наглядности и технических средств.

4. Критерии оценки руководства работой студентов на семинарском заня­тии:

• осуществление контроля за подготовкой студентами конспектов, таб­лиц, схем и др. материалов, отражающих результаты самостоятельной работы с литературой до семинара и в ходе его проведения;

• мобилизация, организация и активизация деятельности студентов в хо­де вступительного слова;

• побуждение студентов к высказыванию, выступлению, анализ выступ­лений и замечаний, сделанных по ходу семинарского занятия;

• микровведение и микрозаключение до и после каждого вопроса семина­ра;

• подведение итогов, корректировка недостатков, оценка работы сту­дентов, советы по улучшению подготовки студентов, ответы на вопросы студен­тов в ходе заключительного слова;

• согласование рассматриваемого на семинарском занятии материала с содержанием других видов аудиторной и самостоятельной работы студентов;

• управление группой: способность устанавливать контакт со студентами (преподаватель взаимодействует со всеми студентами, опирается в работе на нескольких студентов, оставляя пассивными других, и т.п.);

• постановка задания к следующему семинарскому занятию.

5. Критерии оценки педагогических данных преподавателя:

• стиль проведения семинара (оживленный, с постановкой острых вопросов, возникающей дискуссией, монотонный, рутинный);

• характер выступления преподавателя в ходе семинара (убедительность, неубедительность, конструктивность, степень обобщения материала и т.п.);

• умение вызвать и поддержать дискуссию;

• культура речи, дикция;

• отношение преподавателя к студентам (внимательное, в меру требовательное, равнодушное и т.п.);

• отношение студентов к преподавателю (уважительное, ироническое, равнодушное и т.п.).

6. Критерии оценки результативности семинарских занятий:

• степень реализации плана семинарского занятия (полная, частичная);

• степень полноты и детальности рассмотрения основных вопросов в ходе семинарского занятия;

• степень реализации умений студентов рассуждать, дискутировать, убеж­дать, отстаивать свои взгляды;

• степень сформированности у студентов приемов и методов самостоя­тельной работы с литературой;

• информационно-познавательная ценность семинарского занятия;

• воспитательное воздействие семинарского занятия.

Практическое занятие

Практические занятия проводятся вслед за лекция­ми, дающими теоретические основы их выполнения. Допускается проведение ла­бораторных (практических) занятий до прочтения лекций с целью облегчения изучения теоретического материала при наличии описаний практических работ, включающих необходимые теоретические сведения или ссылки на конкретные учебные издания, содержащие эти сведения.

В ходе практических (лабораторных) занятий студенты ведут необходимые промежуточные записи и составляют итоговый письменный отчет. Отчеты о выполненной работе представляются в конце занятия преподавателю для про­верки.

Цель практического занятия: организация управляемой познавательной деятельности студентов в условиях, приближенных к реаль­ной практической деятельности.

Задачи практических занятий:

• закрепление, углубление и расширение знаний студентов при решении конкретных практических задач;

• развитие познавательных способностей, самостоятельности мышле­ния, творческой активности студентов;

• выработка способности логического осмысления самостоятельно полу­ченных данных;

• овладение новыми методами и методиками конкретной учебной дисци­плины;

• обеспечение рационального сочетания коллективной и индивидуальной форм обучения.

Функции практических занятий:

Практические занятия по характеру выполняемых сту­дентами заданий подразделяются на:

• ознакомительные, предпринимаемые с целью закрепления и конкрети­зации изученного теоретического материала;

• аналитические, ставящие своей целью получение новой информации на основе формализованных методов;

• творческие, связанные с получением новой информации путем само­стоятельно выбранных подходов решения задач.

Формами организации практических занятий в соответствии со спе­цифическими особенностями учебных дисциплин и целями обучения могут быть:

• решение типовых задач;

• занятия с решением ситуационных задач;

• занятия по моделированию реальных задач.

• выездные занятия (в организации, учреждения) со специальными заданиями;

СТРУКТУРА, ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Типичными структурными элементами (практического) занятия являются:

Вводная часть обеспечивает подготовку студентов к выполнению за­даний работы. В ее состав входят:

• формулировка темы, цели и задач занятия, обоснование его значимо­сти в профессиональной подготовке студентов;

• рассмотрение связей данной темы с другими темами курса;

• изложение теоретических основ работы;

• характеристика состава и особенностей заданий работы и объяснение подходов (методов, способов, приемов) к их выполнению;

• характеристика требований к результату работы;

• вводный инструктаж по технике безопасности при эксплуатации техни­ческих средств;

• проверка готовности студентов к выполнению заданий работы;

• пробное выполнение заданий под руководством преподавателя;

• указания по самоконтролю результатов выполнения заданий студентами.

Основная часть предполагает самостоятельное выполнение заданий студентами. Может сопровождаться:

• дополнительными разъяснениями по ходу работы;

• устранением трудностей при выполнении заданий работы;

• текущим контролем и оценкой результатов работы;

• поддержанием в рабочем состоянии технических средств;

• ответами на вопросы студентов.

Заключительная часть содержит:

• подведение общих итогов (позитивных, негативных) занятия;

• оценку результатов работы отдельных студентов;

• ответы на вопросы студентов;

• выдачу рекомендаций по улучшению показателей работы и устранению пробелов в системе знаний и умений студентов;

• сбор отчетов студентов по выполненной работе для проверки препода­вателем;

• изложение сведений о подготовке к выполнению следующей работы, в частности, о подлежащей изучению учебной литературе.

Вводная и заключительная части лабораторного (практического) занятия проводятся фронтально. Основная часть выполняется каждым студентом инди­видуально.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

1. Критерии оценки содержания практического занятия:

• соответствие темы и содержания занятия учебно-тематическому плану и рабочей программе учебной дисциплины;

• четкость и ясность цели и задач занятия;

• раскрытие в ходе занятия органического единства теории и практики при решении конкретных задач;

• целесообразность включения теоретического материала с позиций содержания лекционного курса, наличия учебников, учебных пособий и других источников;

• точность и достоверность приведенной информации;

• отражение современного уровня развития науки и техники, культуры и искусства;

• профессиональная направленность занятия, связь с профилем подго­товки студентов;

• согласованность заданий с содержанием других форм аудиторной и са­мостоятельной работы студентов;

• реализация внутрипредметных и междисциплинарных связей.

2. Критерии оценки методики проведения практического (лабораторного) занятия:

• дидактическая обоснованность формы проведения занятия и использо­вания соответствующих ей методов обучения;

• структурированность содержания занятия: наличие вводной, основной и заключительной частей;

• аргументированность состава заданий работы и обоснование методики и последовательности их выполнения;

• ясность и четкость требований к результатам работы;

• логичность, доступность и убедительность изложения теоретических ос­нов работы, методических указаний;

• демонстрация приемов выполнения заданий;

• последовательный перевод студентов от выполнения заданий под кон­тролем преподавателя к самостоятельному решению задач;

• использование приемов активизации внимания студентов;

• использование приемов закрепления информации в ходе занятия;

• использование эффективных методов контроля хода и результатов вы­полнения заданий работы;

• обеспечение возможности самоконтроля хода выполнения работы студентами;

• аналитичность и дифференцированность подведения итогов работы в конце занятия;

• соответствие объемов заданий регламенту занятия (недогруженность, перегруженность и т.п.);

• учет индивидуальных особенностей студентов и использование индиви­дуального подхода к студентам, к их возможностям восприятия и выполнения за­даний;

• рациональное сочетание методов коллективной и индивидуальной ра­боты студентов.

3. Критерии оценки организации практического (лабораторного) занятия:

• соответствие темы и объема часов, отводимых на занятие, учебно-тематиче­скому плану дисциплины, учебному расписанию;

• четкость начала занятия (задержка во времени, вход преподавателя в аудиторию, приветствие, удачность первых фраз и т.п.);

• четкость окончания занятия (наличие заключения, подведение итогов, время окончания занятия, прощание со студентами и т.п.);

• посещаемость занятия студентами;

• подготовленность студентов к занятию;

• дисциплина во время занятия;

• рациональное распределение времени на занятии;

• наличие в необходимом количестве описаний лабораторных (практических) работ;

• наличие у каждого студента индивидуального рабочего места;

• использование обратной связи со студентами;

• наличие в необходимом количестве требуемых технических, наглядных и других обеспечивающих средств, комплектов учебных материалов;

• соответствие учебной лаборатории, специализированного кабинете требованиям организации занятия (достаточность площади, оформление, эргономичность оборудования, наличие индивидуальных рабочих мест и т.п.);

4. Критерии оценки руководства работой студентов в ходе лабораторного (практического) занятия:

• осуществление текущего контроля за выполнением заданий и подго­товкой отчетов по результатам их выполнения;

• оказание помощи студентам в выполнении заданий;

• использование приемов активизации внимания и деятельности студен­тов;

• оценка состояния выполнения заданий и оперативное принятие реше­ний по устранению возникших у студентов трудностей;

• дифференцированная оценка работы студентов по итогам выполнения заданий, выдача рекомендаций по улучшению показателей работы студентов.

5. Критерии оценки педагогических данных преподавателя:

• знание предмета, профессиональная компетентность;

• убежденность в целесообразности темы работы с позиций профессионального роста студента;

• эмоциональность, увлекательность изложения материала;

• умение мобилизовать внимание аудитории, вызвать интерес к выполне­нию заданий, создать творческую атмосферу занятия;

• способность устанавливать контакты со студентами;

• уровень взаимодействия со студентами (со всеми студентами, с несколькими студентами и т.п.);

• стиль отношения к студентам (внимательное, требовательное, равнодушное, неуважительное и т.п.);

• стиль отношения студентов к преподавателю (уважительное, ироничное, равнодушное и т.п.);

• органичность включения преподавателя в самостоятельную работу студентов во время занятия;

• манера поведения, умение держаться перед аудиторией;

• культура речи, дикция.

6. Критерии оценки результативности практического (лабораторного) заня­тия:

• степень реализации цели и задач работы;

• степень выполнения заданий работы;

• степень соответствия результатов работы заданным требованиям;

• степень сформированности у студентов необходимых умений и навыков;

• степень воспитательного воздействия на студентов;

II. Методика проведения лекции, семинара и практического занятия

При написании методики лекции, семинара и практического занятия преподаватель руководствуется утвержденной рабочей программой учебной дисциплины, используемой кафедрой в учебном процессе, а также материалами учебно-методического комплекса по данной дисциплине.

Полный текстлекции предполагает дословное изложение всего материала (со всеми примерами и выкладками).

План-конспект по проведению практического занятия должен содержать вводную, основную и заключительную части.

Во вводной части необходимо изложить:

— тему, цели занятия, изучаемые вопросы, порядок их рассмотрения;

— контрольные вопросы по ранее пройденному материалу.

В основной части план-конспекта отражается:

— краткое содержание учебных вопросов;

— порядок действий преподавателя;

— действия студентов при рассмотрении каждого вопроса;

— применяемые методы и методические приемы;

— порядок использования ТСО;

— вопросы, подлежащие закреплению на занятии.

В заключительной части указывается:

— действия студентов и оценки;

— наиболее характерные ошибки, способы и сроки их устранения;

— задания для самоподготовки;

— время для ответов на вопросы студентов;

— тема проведения очередного занятия.

План-конспект по проведению семинарского занятия должен включать:

— список рекомендованной к семинару литературы;

— примерный расчет времени на обсуждение каждого вопроса плана семинара;

— план или тезисы вступительного слова (значение темы; задача семинара; важнейшие теоретические вопросы, подлежащие обсуждению; порядок работы семинара);

— дополнительные вопросы к семинару.;

— организацию работы студентов на семинаре (кому предоставить первому слово; место доклада в структуре семинара и порядок его обсуждения; кого из студентов и когда вызвать для контроля);

— порядок использования на семинаре ТСО, раздаточного материала;

— заключительное слово (оценка семинара в целом; оценка доклада; разбор выступлений студентов и их оценивание; обобщение наиболее сложных рассматриваемых на семинаре вопросов; выводы по теме; задание к следующему занятию).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *