какой метод использовать чтобы выбрать форму проведения воспитательного мероприятия
Выбор эффективных форм воспитательной работы как основа результативности целостного педагогического процесса
Организация воспитательной работы в образовательном учреждении является важной сферой деятельности учителя. Формы проведения занятий с учащимися вне уроков, общение с ними в более или менее свободной обстановке имеют существенное значение для их развития и воспитания. Выбор формы важен и для самого педагога, так как посредством формы воспитательной работы он может сблизиться с детьми, лучше их узнать, установить хорошие отношения, помочь открыть неожиданные и привлекательные для учащихся стороны личности самого педагога, ощутить положительные эмоции от совместной деятельности, установить дружеские отношения. Это дает педагогу ощущение социальной значимости и востребованности его работы, а для учащегося является стимулом для проявления своих личностных качеств, и, как следствие, повышение самооценки, укрепление авторитета среди сверстников.
Воспитательная работа включает в себя реализацию комплекса организационных и педагогических задач, решаемых учителем с целью обеспечения оптимального развития личности учащегося, выбор форм и методов воспитания в соответствии с поставленными задачами и сам процесс их реализации.
В качестве приоритетных направлений в воспитании рассматриваются:
Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, приёмов и воспитательных средств, выбор которых зависит от возраста ребёнка. В образовательное учреждение дети приходят с культурой, сформированной в семье. В процессе общения во время обучения с более взрослыми учащимися, мировоззрение детей расширяется, и задача педагога контролировать и направлять этот опыт в русло духовно нравственного воспитания и общечеловеческих ценностей.
В поисках формы педагог исходит из содержания: отбирает оптимальное средство, которое бы наилучшим образом несло на себе нагрузку внешнего оформления идеи. Ребенок же от формы идет к содержанию: он воспринимает внешнее, продвигаясь к сути, увлекается формой, чтобы потом принять идею. У формы есть еще одно ключевое назначение: она помогает дифференцировать педагогическое влияние, подчеркивая особенности детей, подростков, несходство групп, индивидуальностей.
Форма воспитательной работы – это доступный внешнему восприятию образ взаимодействия педагога с детьми, сложившийся благодаря системе используемых средств, выстраиваемых в определенном логическом обеспечении метода работы с детьми.
Авторы методических изданий предлагают различные подходы к классификации типов форм воспитательной работы.
Титова Е.В. предлагает следующие типы форм воспитательной работы: мероприятия, дела, игры.
Игра – это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая для отдыха, обучения, развития. Традиционно игра считается приоритетной формой для детей дошкольного и младшего школьного возраста как наиболее доступный вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.Но при определенных условиях в игру охотно вступают подростки и взрослые. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения учащихся, эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
Мероприятие – это событие, занятие, ситуация в коллективе, организуемая педагогом, с целью непосредственного воздействия на учащихся. Например, знакомство с этикетом, с правилами дорожного движения, беседа на определенную тему, цикл встреч с интересными людьми, приглашение специалиста, занятие по освоению правил безопасности, прогулки, походы и т.д. Мероприятия определяются как события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогом или кем-либо для учащихся с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.
Дело – это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива с целью оказания помощи кому-либо, в том числе и самим себе.
Щуркова Н.Е. предлагает классифицировать формы воспитательной работы по видам деятельности, которые тесно связаны с учебным процессом и направлены на достижение определенных образовательных и воспитательных целей.
Познавательная деятельность направлена на развитие познавательных интересов, накопление знаний, формирование умственных способностей. Организуется она в таких формах работы, как различные экскурсии (очные, заочные, виртуальные), олимпиады, конкурсы, предметные недели, недели книги и т. д.
Трудовая деятельность направлена на приобретение навыков самообслуживания, умений выполнять посильную физическую работу. Это различные субботники, шефская помощь ветеранам, участие в трудовых акциях.
Общественно-полезная деятельность связана с участием детей в органах управления образовательным учреждением, различных ученических и молодежных объединениях в учреждении и вне его, участие в акциях. Это происходит в таких формах, как работа по самообслуживанию, дежурство, школьные собрания, выборы и работа Совета учащихся, вечера, праздники и т.д.
Эстетическая деятельность развивает художественный вкус, интересы, культуру, способности детей. Это инсценировки, конкурсы, концерты, фестивали, заочные путешествия и многое другое.
Физкультурно-оздоровительная деятельность направлена на укрепление здоровья детей, их физическое развитие. Мероприятия могут проходить в самых разных формах: спортивные игры и праздники, соревнования, дни здоровья, прогулки, походы, турслеты, дни совместного отдыха детей и родителей и т.д.
Ценностно-ориентационная деятельность, по существу, представляет собой процесс формирования отношений к миру, формирования убеждений, взглядов, усвоения нравственных и других норм жизни людей – всего того, что называют ценностями. Это беседы по социально нравственной проблематике, классные или школьные собрания, дискуссии, конференции, диспуты. Кроме того, усвоение школьниками социальных ценностей происходит и во всех других формах и видах деятельности, начиная с игры.
Болдырев Н.И. выделил формы воспитательной работы в зависимости от метода воспитательного воздействия.
Наглядные – посещение музеев, выставок, оформление стендов, стенных газет и прочее.
Селиванов В.С. делит формы воспитательной работы по воспитательной задаче и называет три группы.
Поляков С.Д. выдвигает в качестве основания для типологии форм характер взаимосвязи субъектов действия. Он предлагает различать следующие типы форм воспитательной работы: «защита», «эстафета», «бои», «хеппинг».
«Защита» –каждая группа (каждый учащийся) выступает, действует сам по себе, а объединяет участников только общая тема.
«Эстафета» – совместно-последовательная деятельность, группы (учащиеся) выступают, действуют в последовательности, определяемой сюжетом, сценарием, правилом.
«Бой» – соревнование между группами, учащимися, в частности взаимообмен заданиями (классический пример — КВН).
«Хеппинг» – одновременное взаимозависимое действие учащихся, групп без зрителей. Примеры: карнавал, инсценировка, всеобщая ролевая игра.
Анализируя приведенные подходы к классификации, можно говорить о том, что признаками формы воспитательной работы являются:
Воздерживаясь от строгой классификации, можно выделить типы форм воспитательной работы по основному компоненту, методу воздействия в однократном или многократном действии (мероприятии) педагога. Это могут быть слово, переживание, работа, игра, психологическое упражнение. В связи с этим выделяют пять типов форм воспитательной работы с учащимися:
Словесно-логические формы. Основным средством воздействия является слово, вызывающее ответные эмоции у учащихся. К этому типу форм относятся беседы на различные темы, дискуссии, собрания, конференции и т.д. Главное здесь – обмен информацией, сообщения учащихся, педагогов и других взрослых, обсуждение проблем.
Образно-художественные формы. Они объединяют в себе такие дела учащихся, где главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь – вызвать сильные, глубокие коллективные эмоции. Хороший потенциал имеют такие формы, как концерт, спектакль, праздник и т.п. Можно предусмотреть при организации деятельности учащихся, моменты молчания. Например, в музее, сделав небольшой перерыв в речи экскурсовода, учащимся предлагается всем вместе и одновременно каждому в одиночестве посмотреть экспозицию.
Трудовые формы. Это разные виды работ в образовательном учреждении от ежедневного дежурства по классу до разбивки цветников и ухода за ними, уход за памятниками и т. д. Это также разная помощь нуждающимся, работа в органах самоуправления. Совместный труд объединяет, вдохновляет не меньше, чем праздник.
Игровые формы. Это игры, совместный отдых, содержательные развлечения. Игры могут быть спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные. Все они, равно как и выше названные типы форм воспитательной работы, нередко совмещают различные средства воздействия: слово, образ, чувства, работу.
Особого внимания требуют психологические формы работы с учащимися. В формах этого типа основными средствами воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии. Это лекции, беседы, дискуссии, психологические упражнения, консультации. Они требуют некоторых специальных знаний и умений у педагога.
Профессионализм педагога, организатора заключается в овладении наибольшим количеством форм работы и умением их использовать для решения конкретной педагогической задачи с максимальным воспитательным эффектом.
Схему характеристики формы воспитательной работы можно представить следующим образом:
Формы внеурочных дел, их содержание очень разнообразны. Чаще всего в образовательных учреждениях встречаются праздники, вечера, ярмарки, «огоньки», дискотеки, обычно привязанные к календарной дате или связанные с традицией образовательного учреждения (государственные и народные праздники, европейский день влюбленных и пр.); традиционное дежурство по классу и образовательному учреждению; конкурсы, предметные недели; экскурсии в музеи, на предприятия, по достопримечательностям родного края, экскурсионные поездки в другие города, выход в театр, кино; прогулки, походы в лес, к памятникам культуры и истории, многодневные походы и поездки (в основном во время каникул); спортивные соревнования, дни здоровья; практикумы по правилам поведения и безопасности на улице, во дворе, в подъезде; выпуск и конкурсы стенгазет, создание и презентация видеопередач о событиях школьной жизни, праздничных плакатов, открыток и другое.
Рассмотрим некоторые из них.
Его цель — помочь в решении проблем, развивать у учащихся способность решать эти проблемы самостоятельно.
Задачи: вызывать учащихся на откровенный разговор друг с другом, формировать дисциплину среди учащихся, взаимоуважение, умение слушать и слышать собеседника.
На классном собрании нельзя:
Правила организации и проведения собрания:
Продолжительность собрания 45 минут.
Как часто организовывать классные собрания, решает коллектив.
Игра-путешествие имеет и другие названия «маршрутная игра», «путешествие по станциям», «игра-эстафета». Как форма воспитательной работы может использоваться: для информирования учащихся; служить средством отработки каких-либо умений (организаторских, коммуникативных, решать задачи и др.); предназначаться для контроля знаний, умений и навыков, в этом случае она может проводиться с использованием соревнования между командами учащихся. Игра-путешествие, применяемая как форма организации соревнования, будет способствовать сплочению коллектива.
Алгоритм проведения игры-путешествия включает в себя:
В ходе организации мероприятия, определяя форму воспитательной работы, педагогу необходимо учитывать соответствует ли выбранная форма цели и содержанию мероприятия. Соответствует ли данное мероприятие возрастным особенностям учащихся, уровню развития детского коллектива, насколько реально решение поставленных задач, готовы ли учащиеся к восприятию воспитательных воздействий, предусматриваемых мероприятием, знают ли они о его цели, заинтересованы ли в его проведении.
Список литературы
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Структура, формы и содержание воспитательного мероприятия как условие эффективности воспитания совместной деятельности педагогов и обучающихся
Воспитательное мероприятие — это одна из организационных форм, широко используемых в воспитательной работе учреждения.
Воспитательная деятельность позволяет выработать у обучающихся:
определенную систему отношений к окружающей действительности;
формирует образ самого себя, ценные мотивы, духовные потребности, ответственность за поступки;
влияет на общественное мнение;
приобщает к жизни коллектива и формирует его традиции.
Формулировка и развитие новых подходов к процессам организации и проведения воспитательного мероприятия должно обеспечить, качественный рывок в повышении эффективности и дальнейшей его эволюции.
Каждое новое воспитательное мероприятие представляет собой элемент нового витка развития воспитательной работы и её постоянной модернизации.
Мероприятия – это события, занятия, ситуация в коллективе, организуемые педагогами для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.
Воспитательное мероприятие является процессом, предполагающим в своем развитии несколько взаимодействующих между собой стадий:
Определение актуальности темы мероприятия, понимание педагогической цели
Организация подготовки непосредственного воспитательного воздействия на обучающихся
Определение концепции включая цель, задачи
Планирование этапов мероприятия
Результативность – анализ состоятельности данного мероприятия
Такая логическая цепочка постоянна для любого мероприятия, меняется лишь содержание, усиливается значение того или иного этапа в зависимости от цели проводимого мероприятия.
В процессе организации и проведения любого воспитательного мероприятия его организаторам приходиться решать определенные вопросы:
Как же подготовить мероприятие?
Что следует учитывать при подготовке и проведении мероприятия?
Постараемся ответить на вопросы организаторов.
Определить цели и задачи мероприятия
Выбрать формы, методы и приемы с учетом возрастных особенностей воспитанников
Продумать об оптимальной занятости воспитанников в подготовке и проведении мероприятия
Предусмотреть все необходимое для успешного его проведения
Правильно распределить силы и время на подготовку, добиться четкости и слаженности в действиях всех участников
Определить возможность участия родителей, других педагогов и специалистов
Подбор тематического материала – по содержательности и актуальности
Использование простых и сложных средств
Построение логической последовательности хода и логической завершенности в соответствии с поставленной целью мероприятия
Выравнивание и просчет по продолжительности мероприятия в соответствии с возрастом воспитанников, местом проведения
В ней должны отражаться современные воспитательные технологии
Формироваться на современном этапе принципы воспитания (индивидуальности, доступности, результативности)
Использоваться дифференцированные и интегрированные воспитательные подходы
Выделяться элементы неожиданности, «изюминки» мероприятия
Применяться разнообразие и творческий характер мероприятия
Учитываться как переизбыток, так и недостаток информации для восприятия обучающимися содержания мероприятия, которое должно быть доступно для детей в соответствии с их возрастом
Имеет важное организационно-педагогическое значение
Позволяет подвести итог не только данного мероприятия, но и определенного этапа работы с детьми
Завершающий этап мероприятия очень важен для дальнейшей работы с детьми, так как он включает подведение общих итогов и определение перспектив на будущее
На этом этапе мероприятия важно создать ситуацию успеха для каждого ребенка и психологического климата в детском объединении.
Организуя с детьми любую форму проведения мероприятий, важно не повторяться, уходить от шаблонов, никого не копировать, искать свой ключ т.е. «изюминку» мероприятия.
Подробное планирование (структура мероприятия)
Отражается тема мероприятия, которая должна быть лаконичная, привлекательная и точно отражать содержание
Формулируется как общее направление мероприятия, это идеальный конечный результат.Должна быть сформулирована так, чтобы можно было проверить степень достижения и содержать триединую цель в развитии, обучении, воспитании в виде одного предложения
Сохранение и укрепление здоровья детей через…
Оказание психологической помощи обучающимся
Выявление одаренных, талантливых детей, их интеллектуальное развитие
Углубление знаний, умений воспитанников в области экологии, через конкурсно-игровую программу
В них должны быть различимы пути достижения заявленного результата.Должны быть четкими, направленными на развитие конкретных качеств воспитанников, отражать содержание мероприятия
Расширять и закреплять знания детей о правовой системе Российского государства
Воспитывать чувство патриотизма, гражданской ответственности
Развивать умение наблюдать за объектами живой природы, выделять характерные особенности
Формы, методы и приемы
Должны подбираться в соответствии с темой, с учетом возраста воспитанников
Формы (развлекательная программа, КВН, тематический вечер, дискотека, викторина, вечера, экскурсии, игровые программы, диспуты, музыкальные гостиные и др.)
Методы и приемы (беседа, отгадывание загадок, мини-викторина, элементы театрализации, моделирование, наблюдения, столкновения взглядов и позиций, проектный, поисковый и др.)
Материал и оборудование
Должны подбираться в соответствии с темой, с учетом возраста воспитанников
карточки с заданиями, загадками; живые объекты, маршрутные карты, специальный наглядный и дидактический материал, аудио и видеоаппаратура, фотоаппарат, плакат-кроссворд, обручи, плотный картон, линейка, ножницы и др.
Оформляется в соответствии со спецификой воспитательного мероприятия
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Организация образовательного процесса: воспитательная работа, дополнительное образование, внеурочная деятельность
Номер материала: ДБ-835220
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
Онлайн-конференция о дизайн-мышлении в современной дошкольной педагогике
Время чтения: 2 минуты
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения предложили приравнять нападения на школы к терактам
Время чтения: 1 минута
Мишустин поручил проводить международную олимпиаду по философии
Время чтения: 0 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Применение эффективных форм воспитательной работы
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа№ 4
городской округ Павловский Посад Московской области
Выступление на педагогическом совете
«Применение эффективных форм воспитательной работы».
Понятие «форма воспитательной работы» в педагогике.
Классификация форм воспитательной работы.
Характеристика некоторых форм воспитательной работы.
Особенности эффективности форм воспитательной работы.
Воспитание является важнейшей функцией общества с древнейших времен. Без передачи общественно-исторического опыта от одного поколения другому, без вовлечения молодежи в социальные и производственные отношения невозможно развитие общества, сохранение и обогащение его культуры, существование человеческой цивилизации.
С развитием общества изменяется воспитание: его цель, содержание, средства.
В русском языке слово «воспитание» имеет общий корень со словом «питание», ребенок с появлением на свет получает питание не только материальное, но прежде всего духовное. Воспитание—непрерывный процесс, пока живет человек, и. вечный, пока существует человечество.
2.Понятие «форма воспитательной работы» в педагогике.
Воспитательная работа, как любое социально-психологическое культурологическое явление, имеет форму.
Форма воспитательной работы – это доступный внешнему восприятию образ взаимодействия детей с педагогом, сложившийся благодаря системе используемых средств, выстраиваемых в определенном логическом обеспечении метода работы с детьми.
Итак, форма воспитательной работы — это ограниченная по месту и времени структура совместного взаимодействия детей и взрослых, позволяющая решить определенные воспитательные задачи.
3. Классификация форм воспитательной работы.
Для реализации педагогических задач используют различные формы внеурочной воспитательной работы, количество которых трудно исчисляемо.
Предложенная Е. В. Титовой классификация форм воспитательной работы предполагает, что существуют три основных типа форм воспитательной работы: мероприятия, дела, игры.
Индивидуальные формы К индивидуальным формам работы относятся: беседа, задушевный разговор, консультация, обмен мнениями (это формы общения), выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи в конкретной работе, совместный поиск решения проблемы, задачи.
К групповым формам работы можно отнести творческие группы, органы самоуправления, микрокружки. В этих формах педагог проявляет себя как рядовой участник или как организатор.
К коллективным формам работы педагогов со школьниками относятся прежде всего различные дела, конкурсы, спектакли, концерты, походы, турслеты, спортивные соревнования и др
Все классификации взаимосвязаны, и в зависимости от подхода одна и та же форма может быть отнесена к любой из этих классификаций.
Делая попытки классифицировать формы воспитательной работы, следует также иметь в виду, что существует такое явление, как взаимопереход форм из одного типа в другой. Так, например, экскурсия или конкурс, рассматриваемые чаще как мероприятие, могут стать коллективным творческим делом, если эти формы будут разработаны и проведены самими детьми.
4.Характеристика некоторых форм воспитательной работы.
Организация внеурочной деятельности детей, в том числе досуговой, была и остается очень важной сферой деятельности учителей. Занятия с детьми помимо уроков, общение с ними в более или менее свободной обстановке имеют существенное, а нередко и решающее значение для их развития и воспитания. Они важны и для самого учителя, классного руководителя, так как помогают сблизиться с детьми, лучше их узнать и установить хорошие отношения, позволяют пережить счастливые минуты единения.
Традиционной формой массовой работы являются школьные праздники. Они посвящены датам календаря, юбилеям писателей, деятелей культуры, науки и др. Праздники могут быть и познавательно-развлекательными или фольклорными. В течение учебного года возможно проведение 4−5 праздников. Они расширяют кругозор детей и подростков, вызывают чувство приобщения к жизни страны и мирового сообщества.
Наиболее распространённой и доступной формой массовой работы с детьми является классный час. Он проводится в рамках отведённого времени и является составной частью воспитательной деятельности как классного руководителя, так и всего учебного заведения.
Дежурство по классу на первом этапе является формой непосредственного взаимодействия педагога со всем коллективом детей. Учитель организует коллективное обсуждение положения о дежурстве по классу. Сами школьники под его руководством вырабатывают правила дежурства, права и обязанности дежурных. В некоторых ситуациях дежурство полностью организуется и регулируется самими детьми без явного участия педагога.
5.Особенности эффективности форм воспитательной работы.
К особенностям эффективности форм воспитательной работы относятся:
1) наблюдение за поведением участников в процессе подготовки и проведения воспитательного мероприятия, когда можно оценить и зафиксировать позицию каждого по определенным критериям.
2) наблюдение за поведением учеников в ходе воспитательной работы и их отношениями после воспитательного мероприятия.
3) анкетирование участников
4) использование цветограммы для оценки проведенного мероприятия
5)символическая оценка настроения после внеклассного мероприятия.
6) Отдаленная оценка формы воспитательной работы. Важным показателем эффективности любого воспитательного мероприятия является последействие. Т.е. когда подводятся итоги, за учебную четверть. Планируются новые воспитательные мероприятия и анализируются прошедшее воспитательное мероприятие.
Об эффективности форм воспитательной работы можно судить по тому, как участники включались в анализ, насколько глубоко они характеризуют проделанную работу и как оценивают собственную активность. Это необходимо для того, чтобы классный руководитель мог внести коррективы в последующие действия и в планирование воспитательной работы, важно постоянно отслеживать результаты своей деятельности. В конце года учащимся предлагается вспомнить все мероприятия в которых они принимали участия и оценить их с помощью цветограммы или словесно.
Таким образом, комплексные формы воспитательной работы позволяют объединить усилия педагогов, детей, родителей и других заинтересованных участников, наполнить из жизнь целостными, яркими событиями, воплотить в реальность творческий подход и одновременно сберечь силы педагогов.
Использование той или иной формы позволяет регулировать как отношения между педагогами и учащимися, так и между детьми.
Различные формы по-разному влияют на процесс сплочения группы школьников.
Особенно целесообразным представляется использование комплексных форм. Дело в том, что жизнь класса и школы часто оказывается насыщена мелкими мероприятиями, которые проходят чуть не каждый день и весьма утомляют как детей, так и взрослых. Эффективность такой «педагогики мероприятий» представляется весьма сомнительной. В то время как в теории воспитательных систем (Л.И. Новикова, В. А. Караковский, Н. Л. Селиванова и др.) давно уделяется существенное внимание идее событийности и повседневности в практике воспитательной работы. Именно разумное сочетание нечастых воспитательных событий и спокойных повседневных дел, предполагающих подготовку к событиям и отдых после праздников, задает ритм жизни школы. Представляется продуктивным создание цикла воспитательных событий как для школы, так и для одного класса. Тогда классный руководитель сможет упорядочить свою работу, объединить множество мелких и порой неэффективных мероприятий в несколько воспитательных событий.
Разработка цикла воспитательных событий должна осуществляться с учетом ряда идей. Во-первых, важно связать содержание и тематику воспитательного события с содержанием обучения школьников.
Во-вторых, при отборе дел необходимо как опираться на существующие традиции, сложившуюся официальную и неофициальную субкультуру, так и внедрять новое содержание и способы взаимодействия. То есть совершенно не обязательно каждый год придумывать новый цикл воспитательных событий. Сами события могут повторяться год за годом, а вот их содержание могут каждый раз изменяться.
В-третьих, педагогу необходимо предусмотреть наличие конкретных ролей и функций в рамках воспитательного события для каждого его участника (каждого школьника в классе, родителя, учителей-предметников, самого классного руководителя). То есть событие должно состояться для каждого и обеспечить необходимые воспитательные эффекты.