какой медицинский журнал чехов буквально спас
Спасти хороший хирургический журнал так же полезно, как сделать 20 000 удачных операций.
А. П. Чехов, создавший целую галерею портретов врачей самых разнообразных специальностей, исключительно редко обращался в своем творчестве к образу хирурга и ни разу не показал хирурга во время операции.
Сегодня мы знаем, что великий русский писатель сам сыграл исключительную роль в развитии научной хирургической мысли и в подготовке хирургических кадров, приняв активное участие в издании хирургического журнала.
В 1896 г. из-за отсутствия кредита прекратил существование московский журнал «Хирургическая летопись».
Но в 1893 г. профессор Н. В. Склифосовский получил назначение на работу в Петербург, где вскоре стал редактировать журнал «Летопись русской хирургии». В 1895 г. он был вынужден предупредить второго редактора московского журнала профессора П. И. Дьяконова о том, что не сумеет в дальнейшем покрывать убытки.
Петр Иванович Дьяконов через своего друга и однокашника Ивана Германовича Витте, работавшего хирургом в Серпуховской больнице, обратился за советом к Чехову.
Чехов прекрасно понимал, что хирургический журнал особенно необходим в дни, когда пробивали себе дорогу асептика и антисептика, способные коренным образом изменить мрачную атмосферу хирургических клиник, когда надо было с этих новых позиций учить и переучивать хирургические кадры.
Впоследствии Петр Иванович Дьяконов писал Антону Павловичу: «. Вы единственный человек, глубоко и верно понимающий значение журнала, и без Вас он не появился бы. «
А. С. Суворин, откликнувшись на призыв Чехова, согласился взаимообразно предоставить субсидию в полторы тысячи рублей.
Но ровно через две недели Антону Павловичу приходится «бить отбой» и под благовидным предлогом отказываться от суворинских денег.
Профессор Дьяконов был старше Чехова на 5 лет. Антон Павлович знал его непростой путь к врачебному диплому: в свое время Петр Иванович был исключен из Медико-хирургической академии по обвинению в политической пропаганде среди рабочих. Прежде чем получить звание лекаря, он, мобилизованный на русско-турецкую войну, испытал на себе все трудности солдатской службы. После окончания военной кампании Дьяконов возобновил учебу в академии, но вновь был подвергнут аресту, правда, уже во время выпускных экзаменов. Молодому специалисту запрещалось практиковать в столице, и он уехал в родную Орловскую губернию, где стал земским хирургом.
По-видимому, принципиальная позиция Дьяконова хотя и осложнила решение проблемы, но в конечном итоге была одобрена Чеховым, и он вступил в переговоры с книгоиздателем И. Д. Сытиным.
Трудности, однако, заключались не только в том, чтобы подыскать издателя. Поскольку «Хирургическая летопись» прекратила уже свое существование, надо было получить еще разрешение от властей на издание нового журнала.
Антон Павлович, будучи в Петербурге на премьере «Чайки», от имени Дьяконова подает прошение в Главное управление по делам печати и потом через своих знакомых торопит решение. Он вникает во все вопросы, касающиеся издания журнала, вплоть до подбора сотрудников редакции. Сохранилось письмо Чехова, адресованное его товарищу по университету доктору Н. И. Коробову: «. Милый Николай Иванович, на сих днях, вероятно, будет разрешено проф. Дьяконову издавать журнал «Хирургия». Если ты не раздумал принимать участие в издании хирургического журнала в его хозяйственной части (следить, чтобы типография Сытина своевременно доставляла корректуру статей, чтобы своевременно высылался гонорар авторам и проч. и проч.), то побывай у Дьяконова. «
Разрешение из Петербурга было получено только 4 января 1897 г.
А. П. Чехов и Л. Н. Толстой
К этому моменту И. Д. Сытин, который и ранее колебался в своем решении (отказывал и обещал в одно и то же время, как заметил однажды А. П. Чехов), вовсе раздумал издавать журнал.
Встревоженный П. И. Дьяконов срочно сигнализирует Антону Павловичу и просит повлиять на Сытина: «. Подвинтите, ради бога, Сытина, чтобы он не впадал в уныние и не пятился назад. «
Когда вышло в свет девять превосходных в научном отношении номеров, когда сформировался круг сотрудников, когда в редакционном портфеле образовался запас интересных статей и неуклонно увеличивалось число подписчиков, Сытин вновь заупрямился и предупредил, что с нового (1898) года прекращает финансировать издание.
А. П. Чехов и А. М. Горький
Журнал, как выразился Чехов, вновь дышал на ладан, и Антон Павлович, сам едва оправившийся после тяжелого легочного кровотечения, снова бросился его спасать.
Профессор Дьяконов делится с Чеховым не только горестными фактами из жизни своего детища, но и радостными событиями и постоянно встречает искреннее сочувствие и неподдельный интерес. Ему же первому Петр Иванович сообщает новость о получении на издание «Хирургии» большой суммы денег от своего богатого пациента.
31 декабря, в канун нового, 1898 года, П. И. Дьяконов пишет А. П. Чехову: «. Вы поддерживаете во мне веру в мои силы и в успех того дела, которое я считаю насущно необходимым для движения нашей научной мысли и для развития у нас научной, а не ремесленнической хирургии. Должен сказать, что поддержка мне нужна тем более, что здесь я встречаю везде одну только апатию, способную сокрушить самые благие стремления и самые радужные мечты. «
В знак благодарности профессор П. И. Дьяконов регулярно «преследует» Антона Павловича свежими номерами журнала и просит писателя сообщать свой заграничный адрес, когда он уезжает туда на лечение: «. Мне изо всех сил не хочется терять Вас из виду. «
Журнал «Хирургия» пережил Антона Павловича и своего редактора, скончавшегося в 1908 г. После смерти П. И. Дьяконова редакцию возглавили известные русские хирурги Н. И. Напалков и Н. Н. Теребинский.
Более 1,5 тысячи оригинальных статей, опубликованных на страницах «Хирургии», насчитали доктора Л. А. Каплан и А. С. Кузьмина, составившие библиографический указатель дьяконовского журнала через 25 лет после его закрытия.
В списках авторов журнала значатся корифеи отечественной хирургии: А. А. Бобров, Н. Н. Бурденко, А. В. Вишневский, П. А. Герцен, А. В. Мартынов, С. И. Спасокукоцкий, С. П. Федоров и многие другие.
Однако статьи семидесятилетней давности не потеряли своего значения и в наше время, и мне хочется посоветовать молодым врачам изредка обращаться к подшивкам старых журналов. Выдающиеся хирурги прошлого прекрасно владели не только скальпелем, но и пером и, рассказывая о диагностике и лечении различных болезней, умели ненавязчиво передать читателю свой врачебный и жизненный опыт. Сегодня в связи с резким увеличением потока информации журнальные статьи превратились в сгустки фактических данных и, естественно, утратили индивидуальный почерк. Медицинская наука от этого, возможно, выиграла, но медицина как человековедение кое-что и потеряла.
По мнению профессора А. М. Заблудовского, популярность журнала была в значительной мере обусловлена теми симпатиями, которыми пользовался у земских врачей первый редактор журнала Петр Иванович Дьяконов. Думается, немалое значение имело и то, что у колыбели «Хирургии» стоял земский врач и великий русский писатель Антон Павлович Чехов.
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
История эпидемий. Как доктор Чехов защищал Мелихово от холеры.
Зима 1891—1892 годов отметилась сыпным тифом и дизентерией. Это не были полномасштабные эпидемии, но случаев заболевания было больше, чем в предыдущие годы. Причина была в неурожае, охватившем основную часть Черноземья и Среднего Поволжья. Болезнь хозяйничает там, где у людей возникают проблемы с едой, а значит, и с иммунитетом. Летом к прочим бедам присоединилась холера. Эпидемия, традиционно, началась в Азии. В Россию она пришла из Персии. Через Астрахань, Саратов, Самару, Ростов-на-Дону холера расползалась по Империи. Пик эпидемии пришелся на август 1892 года. В сентябре наметился резкий спад. Официально было выявлено более 600 тыс. заболевших. Каждый второй умер.
Весной 1892 года Антон Павлович Чехов приобрёл имение Мелихово, в котором Антон Павлович создал у себя настоящий больничный приемный пункт.
Деревня Мелихово. Фото 1890-х.
Каждый день с утра во дворе чеховской усадьбы собирались бол ьные, ожидая приема. Из далеких деревень, иногда находившихся в 20-25 верстах от Мелихова, приезжали на телегах. Ежедневно с 5 до 9 часов утра Антон Павлович вел прием у себя дома, ездил к больным за десятки верст во всякую погоду по ухабистым деревенским дорогам, заботился об устройстве больных крестьян в московские больницы. Часто будили Чехова и по ночам. Михаил Павлович вспоминает, как однажды среди ночи проезжавшие мимо Мелихова путники привезли к ним человека с проколотым вилами животом, которого они подобрали «а дороге. Его внесли в кабинет Чехова, положили среди пола на ковер, и Антон Павлович долго возился с ним, исследуя раны и накладывая повязки.
Когда в одной семье в деревне Талеж заболели тифом, Антон Павлович не только лечил больных, но и привез для них свои кровати, постельное белье, заботился о питании.
Антон Павлович пользовался у жителей Мелихова и окрестных сел большим уважением и любовью. Они ценили «своего» доктора, всегда были приветливы и ласковы с чеховской семьей.
В одном из писем Чехов рассказывает о том, в каких трудных условиях приходилось работать земскому врачу в холерные годы: «В разъездах я с утра до вечера и уже утомился, хотя холеры еще не было. Вчера вечером мок на проливном дожде, не ночевал дома и утром шел домой пешком по грязи и все время ругался».
Чехов собирается написать для врачей специальную книжку, посвященную борьбе с холерой, помогает разработать проект устава Санитарного совета.
Антон Павлович искренне радовался, когда энергичная борьба с холерой дала свои результаты. С восхищением писал он об этой победе медицинской науки: «. Врачи и вообще культурные люди делали чудеса. Я ужасался от восторга, читая про холеру. В доброе старое время, когда заболевали и умирали тысячами, не могли и мечтать о тех поразительных победах, какие совершаются теперь на наших глазах».
Чехов имел право гордиться своей общественной деятельностью. С чувством законной гордости он пишет: «20 октября земское собрание. Предположено (я читал в отчете) благодарить меня за организацию участка».
В обзоре Серпуховской земской санитарно-врачебной статистики за 1892 г. в числе лиц, принимавших активное участие в работе земства, названо имя А. П. Чехова.
Лето 1893 г. опять проходит под угрозой холеры, и Чехов снова на посту «холерного доктора». Он ведет все статистические записи заболеваний, наравне с земскими врачами составляет отчеты о своей работе и докладывает их земству. 13 февраля 1893 г. Чехов шутливо сообщает в одном из своих писем: «Написал в Управу медицинский отчет за прошлый год и кроме цифр подпустил несколько великих мыслей».
В этом отчете Антон Павлович не только дал обстоятельный анализ работы мелиховского врачебного пункта, но поставил и ряд общих принципиальных вопросов. Особенно остановился он на санитарном состоянии фабрик, отметил равнодушие и прямое невежество фабрикантов в вопросах санитарного благоустройства фабрик, поставил вопрос о необходимости включения в состав санитарного совета инженеров и техников.
А. П. Чехов закончил свою деятельность на мелиховском врачебном пункте 15 октября 1892 г. По предложению Санитарного совета Серпуховское уездное земское собрание постановило: «Благодарить доктора А. П. Чехова за принятое им бескорыстное участие в деле врачебной организации уезда».
Живя в Мелихове, Чехов непосредственно познакомился и с подмосковными фабриками.
А. П. Чехов по поручению Серпуховского санитарного совета неоднократно бывал в Угрюмове и Крюкове для обследования санитарных условий фабрик. В холерные 1892-1893 гг. эти села входили в мелиховский медицинский участок, и Чехов проводил в них амбулаторный прием больных. Позднее по инициативе В. А. Павловской на фабриках был возобновлен еженедельный прием больных, и Чехов два раза в месяц принимал в селе Угрюмове при фабрике Толоконниковых.
В 1892 г. Чехова избрали членом санитарно-исполнительной комиссии. Он с большой настойчивостью защищал интересы местного населения от капиталистов и промышленников, участвовал в санитарных осмотрах фабрик и школ. Благодаря вмешательству Чехова было отклонено ходатайство одного из промышленников об устройстве кожевенного завода на реке Люторке, водой из которой пользовалось окрестное население.
Тяжелые условия жизни земского врача отмечены Чеховым в его записной книжке:
«Небогатые врачи и фельдшера не имеют даже утешения думать, что служат они одной идее, так как все время думают о жаловании, о куске хлеба».
После эпидемии холеры Чехов стал благоустраивать Мелихово. Выстроил три школы, устроил при них библиотеки. Продолжал принимать больных.
Болезнь Чехова прогрессировала, врачи запретили писателю проводить на севере осень и зиму. В 1899 года Мелихово было продано, и Антон Павлович с семьей переехал в Ялту. Закончился мелиховский период в жизни и творчестве Чехова. Писатель многое их того, что наблюдал в эти годы. использовал в своём творчестве.
Для Мелихово отъезд доктора Чехова был потерей.
Крестьяне еще долго вспоминали доктора, который не только лечил их, но и помогал деньгами, и лекарствами.
Личность и судьба А. П. Чехова. Основные черты чеховского творчества, своеобразие мастерства писателя
Урок 57. Русская литература 10 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Личность и судьба А. П. Чехова. Основные черты чеховского творчества, своеобразие мастерства писателя»
Сегодня на уроке мы:
– Поговорим о судьбе и творчестве Антона Павловича Чехова.
– Выделим основные черты чеховского творчества.
– Разберёмся, в чем заключается своеобразие литературного мастерства Чехова.
Антон Павлович Чехов родился 29 января 1860 года в многодетной семье купца третьей гильдии Павла Егоровича Чехова. Павел Егорович держал в Таганроге бакалейную лавку. Содержать большую семью было трудно, поэтому, чтобы помочь отцу, дети после гимназии трудились в лавке отца до позднего вечера. Кроме того, им частенько приходилось страдать из-за сурового нрава отца, его ругани и побоев.
Но при всём этом Павел Егорович был художественно одарённым человеком. Он великолепно пел и играл на скрипке. А церковный хор, в котором он был регентом, приезжали слушать даже из других городов. В этом хоре пели и его дети.
Жёсткий характер Павла Егоровича как могла уравновешивала его жена Евгения Яковлевна. Она получила неплохое образование в частном пансионе благородных девиц города Таганрога. Добрая, отзывчивая Евгения Яковлевна заботилась о семье. Она старалась передать им свою любовь к литературе и театру.
В 1868 году Антон Павлович Чехов поступил в подготовительный класс греческой гимназии Таганрога. В гимназии любовь к театру и литературе окрепла, превратившись в настоящую страсть. «Театр мне давал когда-то много хорошего… Прежде для меня не было большего наслаждения как сидеть в театре…», ‒ признается Чехов в одном из писем.
В 1876 году Павел Егорович Чехов обанкротился и сбежал от кредиторов в Москву вместе с семьёй. Антон Павлович остался в Таганроге один. Он заканчивал гимназию и давал частные уроки, чтобы заработать себе на хлеб.
Закончив гимназию, Антон Павлович Чехов уехал в Москву. И в 1879 году его зачислили на медицинский факультет Московского университета. Медицину, как и литературу, Чехов считал своим призванием и даже мечтал написать диссертацию и преподавать медицину в университете.
Он не только несколько лет проработал практикующим врачом. Чехов участвовал в съездах врачей, следил за всеми медицинскими нововведениями, на свои деньги обустроил медпункт в Мелихово. Боролся с эпидемией холеры и буквально спас медицинский журнал «Хирургическая летопись». Антон Павлович считал, что «спасти хороший хирургический журнал так же полезно, как сделать двадцать тысяч удачных операций».
В студенческие годы Чехов начал писать короткие юмористические рассказы. Первые напечатанные рассказы Антона Павловича Чехова вышли в декабре 1879 года в журнале «Стрекоза». Рассказ «Письмо к учёному соседу» и юмореска «Что чаще всего встречается в романах, повестях и т. п.» читатели приняли с восторгом. И уже вскоре юмористические рассказы Чехова можно было увидеть сразу в нескольких журналах.
Свои рассказы молодой писатель публиковал под псевдонимами, которых насчитывается более 50. Чаще всего писатель ставил псевдоним Антоша Чехонте. Большая часть чеховских псевдонимов была своего рода весёлой игрой с читателем. Например: Брат моего брата; Врач без пациентов; Вспыльчивый человек; Гайка номер девять; Грач; Дяденька; Крапива; Лаэрт; Прозаический поэт или Пурселепетанов.
«Фамилию я отдал медицине, с которою не расстанусь до гробовой доски. С литературой же мне рано или поздно придется расстаться. Во-вторых, медицина, которая мнит себя быть серьёзной, и игра в литературу должны иметь разные клички», ‒ писал Чехов в одном из писем.
Тем не менее, в историю мировой литературы Антон Павлович Чехов вошёл под своим настоящим именем.
Востребованным автором юмористических рассказов Чехов стал ещё в студенчестве. По воспоминаниям писателя, в этот период он писал едва ли не по рассказу в день. При этом сочетая литературную работу с учёбой на медицинском факультете. Вообще, можно сказать, что вся жизнь Чехова – это упорный труд, постоянная работа над собой и стремление к совершенству.
Писатель оставил нам не только огромное литературное наследие. Антон Павлович Чехов был неутомим и в общественной деятельности: на свои деньги строил школы для крестьян, пожарный сарай и колокольню для крестьян. Посадил сады и леса в Мелихове и Ялте. В Таганроге поставил памятник Петру I и основал общественную библиотеку, пожертвовав туда более 2 тысяч книг из личной коллекции. Бесплатно принимал пациентов и помогал людям деньгами и хлопотами.
Антон Павлович Чехов путешествовал по Сибири и был на острове Сахалин, где провёл перепись населения. В результате этой поездки появилась книга «Остров Сахалин».
В одной из чеховских записных книжек есть такие слова:
«Мусульманин для спасения души копает колодезь. Хорошо, если бы каждый из нас оставлял после себя школу, колодезь или что-нибудь вроде, чтобы жизнь не проходила и не уходила в вечность бесследно».
Большинство современников вспоминают Чехова как чуткого и отзывчивого человека. И дела писателя говорят сами за себя. Но при этом находились и те, кто упрекал его в равнодушии и холодности. Например, знаменитый публицист Николай Константинович Михайловский обвинял Чехова в том, что он «не живёт в своих произведениях, а так себе гуляет мимо жизни и, гуляючи, ухватит то одно, то другое».
«Господин Чехов с холодною кровью пописывает, а читатель с холодною кровью почитывает», ‒ с негодованием писал критик. Откуда такие упрёки?
Дело в том, что у Чехова не существовало чёткой программы преобразования русской жизни, как это было принято в литературе XIX века. Не было видения будущего, к которому надо идти определённым путём. И программы преобразования человеческой души тоже не было. Поэтому писателю часто доставалось «за безыдейность». Чехов избегал громких тем, тогда как литература была ареной политической борьбы.
Внимание писателя сконцентрировано на повседневной жизни людей. Чиновников, студентов, детей, лавочников и так далее. Внимание к повседневной жизни, к миру людей роднит Чехова с Лесковым. Но если Николай Семёнович Лесков искал в народной среде яркие образы, для Чехова любой образ был достаточно ярок, чтобы сделать его предметом изображения. Вспомните чиновника Червякова из рассказа «Смерть чиновника». Или пару бывших однокашников из рассказа «Толстый и тонкий». Или раздавленного горем извозчика из рассказа «Тоска». Разве их образы можно назвать скучными?
В каждом из чеховских рассказов, как и в жизни, в тесный клубок сплетены смех и слёзы. Герои часто вызывают сложную гамму чувств. Например, чиновник Червяков кажется жалким и смешным. Его подобострастие вызывает отвращение. Но вместе с тем, нельзя не почувствовать жалости к нему. И нельзя не задуматься о том, почему человек, в котором «всё должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» превращается в такое жалкое существо. Очень много вопросов для короткого юмористического рассказа, не так ли?
Сжатость формы и глубина содержания – одна из главных черт чеховского творчества. Обманчивая простота и лёгкость рассказов Чехова будоражит воображение, вызывает множество эмоций, заставляет задуматься над смыслом привычных вещей, которые стали обыденностью. Увидеть нашу жизнь под другим углом, а иногда и ужаснуться.
Ещё одна ключевая особенность творчества Антона Павловича Чехова – это объективность. В текстах писателя нет образа автора, полностью отсутствует авторская оценка происходящего. Писатель не учит, не внушает идеи и не объясняет мысли. Он словно оставляет читателя наедине с увиденным. Даёт толчок к внутренней работе, которую каждый должен проделать сам. Но именно такая отстранённость и вызывала у критиков упрёки в равнодушии писателя. Между тем, сам Чехов однажды написал: «Говорят, что философы и истинные мудрецы равнодушны. Неправда, равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть».
Разумеется, сжатая форма рассказа требует особого подхода к способу изложения. Богатый витиеватый текст со сложными синтаксическими конструкциями и множеством определений для этого не годится. Поэтому язык рассказов Чехова предельно лаконичен. Поэт Владимир Маяковский оценивал его так: «Язык Чехова определёнен, как «здравствуйте», прост, как «дайте стакан чаю».
Действительно, в рассказах Чехова нет ни одной лишней детали. «Умею коротко говорить о длинных вещах», ‒ говорил о себе писатель. За счёт чего же появляется необыкновенная выразительность чеховских текстов?
Одной из главных особенностей творчества Антона Павловича Чехова является ключевая роль художественной детали в тексте. Чехов умел с помощью одной детали раскрыть характер или сущность жизненного явления. Например, то, насколько погружён извозчик Иона в своё горе, нам показывает целый сугроб снега на его плечах. Иона неподвижен и почти не реагирует на внешние раздражители.
Художественная деталь может стать идейным центром рассказа. Например, в рассказе «Человек в футляре» подчеркивается боязнь жизни учителя Беликова, его стремление отгородиться от неё, спрятаться в футляр. Личные вещи Беликов прячет в чехлы. На футляр похожа его застёгнутая на все пуговицы жёсткая одежда и комнатка. И после смерти он оказывается в футляре – гробу.
«Человек в футляре» – это личность, ещё при жизни потерявшая свою человеческую душу. Он лишь оболочка – никому не нужный футляр. «Человек в футляре» проживает бессмысленную, бесплодную жизнь, ничего не привнося в мир.
Исследователи творчества Чехова говорят об удивительном психологизме и гуманизме его произведений. Творчество писателя направлено на изображение внутреннего мира человека. И среди чеховских героев можно выделить «живых» людей и людей «неживых», как человек в футляре.
По Чехову, живой человек открыт миру, умеет осмыслить происходящее, способен на борьбу против пошлости и мещанства. «Неживой» герой – это тот самый человек в футляре, человек-должность, человек-функция. Эти два типа часто сталкиваются в рассказах писателя. Можно сказать, что всё творчество Чехова – это борьба за утверждение человечности.
Антон Павлович Чехов вошёл в историю русской культуры как талантливый писатель и драматург-новатор. В мировой литературе Чехова прежде всего знают как драматурга. Его пьесы до сих пор ставятся на театральных сценах всего мира.
Свою первую драму Антон Павлович Чехов написал ещё в 18 лет. Водевилей, юморесок и пародий в драматической форме в творчестве Чехова много. Но славу серьёзного драматурга и новатора театра принесла ему пьеса «Чайка», созданная в 1896 году.
Надо сказать, что новаторский подход к драматургии публика оценила далеко не сразу. Например, первая постановка «Чайки» окончилась провалом. Нужен был новый подход к искусству постановки спектаклей. Благодаря художественной чуткости и смелости таланта режиссёров Константина Сергеевича Станиславского и Владимира Ивановича Немировича-Данченко драматургия Чехова раскрылась на сцене и получила ошеломительный успех. Все пьесы Чехова были поставлены еще при жизни драматурга на сцене Малого Художественного Театра.
Чехов был буквально одержим театром. Он участвовал в выборе актёров на роли, делал пометки для них, давал указания режиссёрам. Но посвятить себя театру в полной мере Антон Павлович Чехов уже не мог из-за тяжёлой болезни. В июле тысяча девятьсот четвёртого года писатель умер в немецком курортном городке Баденвайлер от туберкулёза в возрасте сорока четырёх лет.
Неутомимый труженик и жизнелюб Чехов за свои сорок четыре года успел сделать невероятно много в совершенно разных сферах жизни. Он признавался:
«Моё святое святых ‒ это человеческое тело, здоровье, ум, талант, вдохновение, любовь и абсолютнейшая свобода, свобода от силы и лжи, в чём бы последние две ни выражались».