какой компонент педагогической деятельности предполагает выбор методов воспитания и обучения целевой
Тема: Целевой компонент педагогической системы и его характеристика.
Задание №1прочитайте текст, маркируя текст значками по мере чтения:
Идеальная цель общественного воспитания – это идеал, к которому стремится воспитание.
Но в конкретных исторических условиях выдвигается конкретная цель воспитания.
Конкретная цель воспитания определяется в личностных характеристиках.
— эстетическое отношение к миру.
Цель самовоспитания – это жизненная цель самого человека.
Особенности детского самовоспитания:
— не осознает свои потребности
— не может поставить цель самовоспитания
Современная жизнь предъявляет к человеку ряд требований.
На основе этих требований формируются задачи воспитания:
1. умственное воспитание \ направлено на усвоение ЗУН, развитие умственных способностей \
2. физическое воспитание \ укрепление здоровья, развитие физических качеств \
3. нравственное воспитание \ усвоение нравственных норм, морали \
4. трудовое воспитание \ развитие трудовых умений \
5. эстетическое воспитание \ эстетического восприятия мира \
6. индивидуально-личностное воспитание \ развитие природных дарований \
Задание №2 составьте кластеры по теме и запишите краткий конспект в рабочей тетради.
Задание №3 составьте план – схему ответа на вопрос.
Целевой компонент педагогического процесса и его структура
Для целостного воспитательного процесса важны целеполагание, определение содержания и формы деятельности педагога и ученика, конечный результат.
Основные компоненты педагогических процессов
С одной стороны педагог – специалист с соответствующим образованием, который выполняет госзаказ. С другой стороны – детский коллектив, в котором каждый воспитанник мотивирует свои действия не всегда осознаваемыми целями. Основную ответственность в негативных ситуациях несёт педагог, потому что он должен уметь урегулировать конфликтные ситуации, решать педагогические задачи. В личностно ориентированной педагогике за поступки воспитанники наказываются с учётом возраста, индивидуальных особенностей. Таких отличий от авторитарной педагогики можно найти множество.
Структура воспитателно-обучающего процесса состоит из:
Все компоненты тесно взаимосвязаны друг с другом. Это единая система по достижению определённых педагогических целей в воспитании и обучении личности.
Общая характеристика компонентов процесса обучения
Занимательный и интересный учебный процесс
На основе госзаказа учитель формирует задание на весь период обучения, также имеются текущие цели при изучении раздела, темы, курса. На каждый урок определяется тема. Есть требования образовательной программы в рамках ФГОС, которые ставят конкретные задачи перед учителем с учётом всех особенностей учащихся, уровня их подготовки, физического и умственного здоровья, а также материально-технической базы учебного заведения.
Для конкретной педагогической ситуации существуют оптимальные методы решения. Только взаимодействие педагога и воспитанника приведёт к достижению поставленной цели.
Средствами педагогического взаимодействия являются УМК, технические средства обучения, кабинетные оборудования, совместная деятельность учащихся и педагогов в процессе обучения.
Компоненты педагогических процессов, как системы
Процесс – это движение вперёд. Чтобы он происходил в правильном направлении, нужно знать конечный пункт назначения. В педагогическом процессе важно представлять конечную цель и она четко сформулирована в образовательных Стандартах. Цель родителей – дать хорошее образование ребёнку или получить хороший аттестат. Цель ученика получить достойное образование, закончить школу, получить документ с хорошими оценками. Для достижения положительных результатов необходимо сотрудничество и взаимодействие родителей, учеников, педагогов. Не только качество знаний, но и качества личности сформулированы в образовательных Стандартах.
Контакт с учениками главный компонент в работе
Содержание работы – это информативная часть которая определяет какие знания, умения и навыки должен получить воспитанник в стенах учебного заведения.
Поскольку любой ребенок может посещать несколько учебных заведений (школа, учреждение дополнительного образования, индивидуальное обучение), то здесь важна слаженная работа всех структур, включая семейное воспитание.
Результат – итог воздействия на объект системного педагогического процесса. Результат в обучении – это хорошее усвоение школьной программы, в воспитании – формирование культурной личности, востребованной в обществе.
Единство преподавания и обучения
Преподаватель и ученик должны находиться в тесном сотрудничестве во время учебного процесса. Для этого инициатива должна исходить со стороны более зрелой и компетентной стороны – от учителя. Разнообразные формы и методы работы, личный авторитет, умение заинтересовать предметом, личностная ориентация преподавания, креативность, глубокие знания в предмете станут инструментами в достижении хороших результатов.
Активность ученика – залог качественного обучения. Его заинтересованность в получении новых знаний способствует самодисциплине не только во время уроков, но и при выполнении домашних заданий, в работе с дополнительным материалом. Конечный результат полностью зависит от уровня такой активности ученика и учителя в учебно-познавательной работе.
Условия взаимодействия учителя и ученика
В течение определённого времени на ограниченной территории учитель и ученик являются партнёрами в учебно-воспитательном процессе. Общение происходит на уроках и во время внеклассных занятий. Есть общая цель – получение знаний, формирование умений и навыков. При этом исключены близкие контакты, подробная информация о внешкольной жизни учителя и ученика. Личностное пространство сохраняется целым и нетронутым.
Для учителя важно создать атмосферу доброжелательности и взаимопонимания, где от совместного труда обе стороны получают моральное, психологическое удовлетворение. Взаимоуважение и требовательность помогут достичь поставленных целей.
Ученик, как объект воздействия старшего наставника-учителя, глубоко переживает при отсутствии взамопонимания, выражает свою неудовлетворённость бунтарскими выходками. Он ищет сильных личностей, с которыми ему комфортно в общении и он может испытывать психологическое удовлетворение. Если педагогические цели учителя направлены на формирование гармонично развитой личности, то «уличное» воспитание направлено на праздный образ жизни.
Активность на уроке главный показатель для учителя
Функция учителя заключается в организации творческого общения. В ходе обсуждений ученик и учитель должны прийти к общему решению в разных ситуациях.
По ФГОС последнй редакции, большое внимание уделяется дополнительному образованию. Если в школе вся программа обучения расписана до мельчайших подробностей, то дополнительная внеурочная деятельность полностью зависит от выбора воспитанника. В зависимости от природных данных, ребенок, желающий развивать свои способности, может получить дополнительное образование. Программы секций и кружков направлены на создание условий для успешного и гармоничного развития. Образование базируется на положительных эмоциях, заинтересованности ученика в своей работе. Педагог обучает, направляет ученика в выбранном направлении.
Содержание процесса педагогической работы
Системное, комплексное, спланированное ведение обучения и воспитания при чётком прогнозировании – путь к достижению поставленных целей в формировании гражданина с социальной активностью, гармонично развитой личности.
Содержание состоит из нескольких видов:
Педагогические функции реализуются в единстве. Это должно отразиться в содержательной части целостного педагогического процесса.
Педагогическая диагностика
Любая аналитическая работа направлена на прогнозирование деятельности в определённой сфере. Педагогическая диагностика проводится в целях изучения уровня обучаемости. При правильном подходе поможет скорректировать образовательный процесс. Это способ управления процессом обучения.
Диагностика предполагает обязательный анализ для принятия мер по улучшению образовательного процесса..
Организационно – управленческий комплекс
Физическое воспитание важный компонент
Организационная структура образования, особенно в постсоветском пространстве, остаётся неизменной многие десятилетия. Ядро состоит из педагогического коллектива, который выполняет основные функции по обучению и воспитанию. Команда администрации направляет педагогическую деятельность и контролирует весь процесс. В управленческий комплекс входят и подразделения, которые помогают в организации и обеспечении работоспособности образовательных учреждений с учетом их целей и задач. Здесь приоритетными являются: интересы учебного заведения, соответствие сотрудников своей должности, разделение труда по специализации, принцип адаптации ( гибкое управление).
Критерии эффективности процессов в педагогике
Критерием эффективности работы педагога является результат воспитания и обучения, который соответствует требованию общества, общих моральных устоев. Насколько личность адаптирована для успешного проживания в обществе, для сознательного выбора профессии.
В перечень эффективного учебно-воспитательного результата деятельности входят:
В итоге формируется картина жизни в конкретной образовательной среде.
О проблемах целостности педагогических процессов вы узнаете из видео.
Педагогический процесс — Компоненты педагогического процесса. Эффекты педагогического процесса
Прежде чем перейти к рассмотрению особенностей педагогического процесса, приведем несколько определений этого явления.
По мнению И.П. Подласого, педагогический процесс — это «развивающееся взаимодействие педагогов и учащихся, направленное на достижение определенной цели и ведущее к заранее заданному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств учащихся».
По мнению В.А. Сластенина, педагогический процесс — это «специально организованное взаимодействие педагогов и учащихся, направленное на решение развивающих и воспитательных задач».
Б.П. Бархаев рассматривает педагогический процесс как «специально организованное взаимодействие педагогов и учащихся по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания для решения образовательных задач, направленных на удовлетворение потребностей как общества, так и самого человека в его развитии и саморазвитии».
Анализируя эти определения, а также сопутствующую литературу, можно выделить следующие характеристики педагогического процесса:
Все эти и другие особенности педагогического процесса будут подробно рассмотрены позже.
По мнению И.П. Подласого, педагогический процесс строится на компонентах цели, содержания, деятельности и результата.
Целевой компонент процесса включает в себя все многообразие целей и задач педагогической деятельности: от общей цели — всестороннего и гармоничного развития личности — до конкретных задач формирования отдельных качеств или их элементов. Содержательный компонент отражает значение, вкладываемое как в общую цель, так и в каждое конкретное задание, а деятельностный компонент отражает взаимодействие преподавателей и студентов, их сотрудничество, организацию и управление процессом, без чего невозможно достичь конечного результата. Результативный компонент процесса отражает эффективность его протекания, характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью.
Постановка целей в образовании — довольно специфический и сложный процесс. Педагог встречается с реальными детьми, и цели, так хорошо описанные на бумаге, могут отличаться от реальной ситуации в классе. При этом учитель должен знать общие цели педагогического процесса и следовать им. Принципы действия имеют большое значение для понимания целей. Они позволяют расширить сухую формулировку целей и адаптировать ее к каждому преподавателю самостоятельно. Интересна в этом отношении работа Б.П. Бархаева, который пытается в наиболее полной форме представить основные принципы построения целостного педагогического процесса. Вот некоторые из этих принципов:
Эти принципы применимы к выбору целей образования:
При разработке средств представления учебного и образовательного контента руководствуются принципами:
При выборе организационных форм педагогического взаимодействия целесообразно руководствоваться принципами:
В своей деятельности педагог руководствуется принципами:
Участие самих студентов в образовательном процессе руководствуется принципами добросовестности и активности студентов в целостном педагогическом процессе.
Выбор методов педагогического воздействия в процессе учебно-воспитательной работы руководствуется принципами:
Компоненты педагогического процесса. Эффекты педагогического процесса
Как уже отмечалось, цели педагогического процесса как целостного явления включают в себя процессы воспитания, развития, обучения и развития. Давайте попробуем разобраться в специфике этих понятий.
По словам Н.Н. Никитина, эти процессы можно определить следующим образом.
«Формирование» — 1) процесс развития и становления личности под влиянием внешних и внутренних факторов — воспитания, образования, социальной и природной среды, собственной активности индивида; 2) способ и результат внутренней организации личности как системы личностных характеристик.
Обучение — это совместная деятельность учителя и ученика, направленная на формирование личности через организацию процесса овладения системой знаний, способами деятельности, опытом творческой деятельности и опытом эмоционально-ценностного отношения к миру».
В процессе работы учитель:
В свою очередь, студент:
Преподавание — это деятельность учителя:
«Развитие — это процесс количественных и качественных изменений в унаследованных и приобретенных характеристиках индивида.
Воспитание — это целенаправленный процесс взаимосвязанной деятельности педагогов и учащихся, направленный на формирование ценностных отношений учащихся с окружающим миром и с самим собой».
В современной науке «образование» как социальное явление понимается как передача исторического и культурного опыта от поколения к поколению. В то же время педагог:
В свою очередь, педагог:
Благодаря этому студент меняет свое понимание мира и свое отношение к людям и самому себе.
В конкретизированном виде эти определения можно понять следующим образом. Педагогический процесс как сложное системное явление включает в себя все многообразие факторов, окружающих процесс взаимодействия ученика и учителя. Таким образом, процесс воспитания связан с моральными и ценностными ориентациями, обучение — с категориями знаний, умений и навыков. Образование и развитие здесь — два важных и основных способа включения этих факторов в систему взаимодействия ученика и учителя. Таким образом, это взаимодействие «наполняется» содержанием и смыслом.
Цель всегда относится к результатам деятельности. Не вдаваясь сейчас в содержание этой деятельности, перейдем к ожиданиям от реализации целей педагогического процесса. Каковы результаты педагогического процесса? Исходя из формулировки целей, результаты можно описать как «образованные», «обученные».
Критерии оценки образования человека описываются как:
Обучение — это «приобретенная учеником (под влиянием обучения и воспитания) внутренняя готовность к различным психологическим перестройкам и преобразованиям в соответствии с новыми программами и целями дальнейшего обучения». То есть, общая способность к обучению. Основным показателем обучаемости является количество дозированной помощи, необходимой ученику для достижения определенного результата. Способность к обучению — это тезаурус, то есть хранилище усвоенных понятий и способов действий. Это система знаний, навыков и умений, которая соответствует норме (ожидаемому результату, указанному в образовательном стандарте)».
Это далеко не единственные формулы. Важно понимать не природу самих слов, а природу их появления. С результатами педагогического процесса связан целый спектр ожиданий относительно эффективности этого процесса. От кого исходят эти ожидания? В целом, мы можем говорить о культурных ожиданиях, связанных с культурно установленным образом ухоженного, развитого и образованного человека. В более конкретной форме можно обсудить социальные ожидания. Они не столь общие, как культурные ожидания, и привязаны к определенному пониманию, определенному порядку субъектов общественной жизни (гражданское общество, церковь, экономика и т.д.). Эти понимания формулируются в данный момент в образе воспитанного, нравственного, эстетичного, физически развитого, здорового, профессионального и трудолюбивого человека.
Ожидание
Ожидания, сформулированные государством, не считаются незначительными в современном мире. Они конкретизируются в виде образовательных стандартов: «Под стандартом образования понимается система основных параметров, принятая в качестве государственной нормы образования, которая отражает общественный идеал и учитывает способность реальной личности и системы образования к достижению этого идеала».
Принято разделение федеральных, государственных и школьных образовательных стандартов.
Федеральный компонент определяет те стандарты, соблюдение которых обеспечивает единство педагогического пространства России, а также интеграцию личности в систему мировой культуры.
Национально-региональный компонент содержит стандарты в области местного языка и литературы, истории, географии, искусства, трудового обучения и т.д.. Они находятся в компетенции регионов и учебных заведений.
Наконец, стандарт определяет объем школьной части содержания образования с учетом специфики и приоритетов каждого учебного заведения.
Федеральные и национально-региональные компоненты образовательных стандартов включают:
Сущность стандарта общего среднего образования раскрывается в его функциях, которые разнообразны и тесно взаимосвязаны. Среди них следует выделить функции социального регулирования, гуманизации образования, управления, повышения качества образования.
Функция социального регулирования обусловлена переходом от одной школы к множеству образовательных систем. Его реализация предполагает такой механизм, который бы предотвращал разрушение образовательной единицы.
Функция гуманизации образования связана с реализацией его личностно-формирующей сущности через нормы.
Функция управления относится к возможности реорганизации существующей системы мониторинга и оценки качества результатов обучения.
Государственные образовательные стандарты выполняют функцию повышения качества образования. Они предназначены для определения минимально необходимого объема содержания образования и определения нижнего допустимого предела уровня образования.
Методы, формы, средства педагогического процесса
Метод в преподавании — это «упорядоченная деятельность преподавателя и учащихся, направленная на достижение определенной цели».
Устные методы. Использование словесных методов в целостном педагогическом процессе происходит, прежде всего, через устное и печатное слово. Это объясняется тем, что слово является не только источником знаний, но и средством организации и управления учебно-познавательной деятельностью. В эту группу методов входят следующие виды педагогического взаимодействия: рассказ, объяснение, беседа, лекция, учебные дискуссии, дебаты, работа с книгой, метод примера.
Повествование — это «связное изложение преимущественно фактического материала в описательной или повествовательной форме».
Рассказ имеет большое значение в организации ценностно-ориентированной деятельности учащихся. Отвечая на чувства детей, рассказ помогает им понять и усвоить смысл содержащихся в нем моральных оценок и норм поведения.
Метод говорения — это «тщательно разработанная система вопросов, которая постепенно подводит студентов к приобретению новых знаний».
Несмотря на разнообразие их тематического содержания, беседы имеют основную цель — вовлечь самих учащихся в оценку тех или иных событий, действий, явлений общественной жизни.
Вербальные методы также включают учебные беседы. Ситуации познавательной дискуссии, при умелой организации, обращают внимание учащихся на противоречивый характер окружающего мира, на проблему познаваемости мира и достоверности результатов этого познания. Поэтому для того, чтобы организовать дискуссию, необходимо сначала представить студентам реальное противоречие. Это позволяет активизировать творческую деятельность учащихся и поставить их перед моральной проблемой выбора.
К словесным методам педагогического воздействия относится метод работы с книгами.
Цель метода — приобщить студента к самостоятельной работе с учебной, научной и художественной литературой.
Практические методы во всем педагогическом процессе являются основным источником обогащения опыта социальных отношений и социального поведения учащихся. Центральное место в этой группе методов занимают упражнения, т.е. систематически организованная деятельность по повторению каких-либо действий для закрепления их в личном опыте ученика.
Относительно самостоятельную группу практических методов образуют лабораторные работы — метод своеобразного сочетания практической деятельности с организованными наблюдениями студентов. Лабораторный метод дает возможность приобрести навыки и умения в использовании оборудования, обеспечивает отличные условия для формирования навыков измерений и расчетов, обработки результатов.
Когнитивные игры — это «специально созданные ситуации, имитирующие реальность, из которых учащиеся должны найти выход». Основная цель этого метода — стимулировать познавательный процесс».
Визуальные методы. Демонстрация заключается в чувственном ознакомлении учащихся с явлениями, процессами, объектами в их естественном виде. Этот метод в основном используется для демонстрации динамики изучаемых явлений, но также часто применяется для ознакомления с внешним видом объекта, его внутренней структурой или положением в совокупности однородных объектов.
Иллюстрация — это представление и восприятие объектов, процессов и явлений в их символическом отображении с помощью диаграмм, плакатов, карт и т.д.
Метод видео. Обучающие и воспитательные функции этого метода обусловлены высокой эффективностью визуальных образов. Использование видеометода дает возможность дать учащимся более полную и достоверную информацию об изучаемых явлениях и процессах, освободить преподавателя от части технической работы, связанной с контролем и коррекцией знаний, установить эффективную обратную связь.
Средства обучения делятся на визуальные (зрительные), к которым относятся оригинальные предметы или их различные эквиваленты, схемы, карты и т.д.; аудиальные (слуховые), к которым относятся радио, магнитофоны, музыкальные инструменты и т.д., и аудиовизуальные (зрительно-слуховые) — звуковые фильмы, телевидение, частично автоматизированные учебные процессы, запрограммированные учебники, дидактические машины, компьютеры и так далее. Также принято делить учебные инструменты на инструменты для учителя и для учеников. Первые — это элементы, используемые учителем для более эффективной реализации целей обучения. Последние представляют собой индивидуальные рабочие инструменты ученика, учебники, тетради, письменные принадлежности и т.д. К дидактическим пособиям относятся те, с которыми связана деятельность как учителя, так и ученика: Спортивное оборудование, ботанические школьные сады, компьютеры и т.д.
Обучение и образование всегда происходят в той или иной форме организации.
Системы организационного проектирования
Различные способы организации взаимодействия учителя и ученика заложены в трех основных системах организации педагогического процесса. К ним относятся: 1) индивидуальное обучение и воспитание; 2) классно-урочная система; 3) система лекций-семинаров.
Организационная форма педагогического процесса в классе считается традиционной.
Особенности школьного урока:
Я выделяю следующие типы уроков:
Структура урока обычно состоит из трех частей: 1. организация работы (1-3 мин), 2. основная часть (формирование, усвоение, повторение, закрепление, проверка, применение и т.д.) (35-40 мин), 3. подведение итогов и домашнее задание (2-3 мин).
Урок как основная форма органично дополняется другими организационными формами учебного процесса. Некоторые из них разрабатывались параллельно с уроком, то есть в рамках классно-урочной системы обучения (экскурсия, консультация, домашнее задание, педагогические конференции, дополнительные занятия), другие были заимствованы из лекционно-семинарской системы и адаптированы к возрасту учащихся (лекции, семинары, практикумы, тесты, экзамены).
В данной работе удалось проанализировать основные научные педагогические исследования, что привело к выявлению основных особенностей педагогического процесса. Прежде всего, это цели педагогического процесса, его основные компоненты, функции, которые он выполняет, его значение для общества и культуры, его методы, формы и средства.
Анализ показал высокую значимость педагогического процесса в обществе и культуре в целом. Это выражается, прежде всего, в особом внимании общества и государства к образовательным стандартам, к требованиям идеальных образов человека, проецируемых педагогами.
Основными характеристиками педагогического процесса являются целостность и последовательность. Они проявляются в понимании целей педагогического процесса, его содержания и функций. Таким образом, процессы воспитания, развития и обучения можно рассматривать как единое свойство педагогического процесса, его составных компонентов и основных функций педагогического процесса — воспитания, обучения и образования.
На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института