какой император россии взойдя на престол специальным указом запретил танцевать вальс
Какой император россии взойдя на престол специальным указом запретил танцевать вальс
Mar 1, 2019 · 3 min read
Когда вальс появился в России, ни Екатерина II, ни Павел I, ни особенно его жена Мария Федоровна его не одобрили. Дело в том, что во время танца кавалер брал даму за талию, а это было очень необычным — ведь в большинстве танцев той эпохи партнеры соприкасались лишь кончиками пальцев.
Поэтому вальс считался «безнравственным» танцем. Вз о йдя на престол, Павел специальным указом запретил танцевать вальс в России, и вплоть до самой смерти его жены (а умерла Мария Федоровна только в 1830 г.) дорога вальсу к русскому двору была закрыта. Оба сына Марии Федоровны — и Александр I, и Николай I — не осмеливались перечить матери.
Одним из ярых его противников вальса был лорд Байрон. Разгневанный лорд Байрон в 1813 году, увидев свою жену в руках друга на недопустимом расстоянии, писал: «Здоровый джентльмен, как гусар, раскачивается с дамой, как на качелях, при этом они вертятся подобно двум майским жукам, насаженным на одно шило».
Написал даже сатирическую поэму The Waltz.
…Так новый Вальс, как царственный орел,
К нам в царствованье новое пришел.
И вместе с ним всё новое упрочено:
Нет больше фижм, а юбки укорочены,
Не нужно пудры — ей конец настал.
Вперед, хозяйка! Начинаем бал:
Уже как будто нервничают гости.
Вот важный чин — граф Кент иль герцог Глостер —
Свою выводит даму, и она
Вся раскраснелась — или смущена.
Рука партнера может очень лихо
Украдкой проскользнуть под вырез лифа,
Иль беспрепятственно погладить талию,
Иль… помолчим мы скромно… и так далее.
А дама может ручкою своею
Партнеру сжать плечо и даже шею.
О, как они изысканно скользят
Лицом к лицу, встречая взглядом взгляд!
Хоть ноги их порою отдыхают,
Но рук от тел никто не отрывает.
К себе друг друга ласково прижав:
Таков уж, видно, бала вольный нрав.
Глядишь, какой-то скромный турок спросит:
“Что это прижиманье им приносит?”
О честный мой мирза! Ты прав, ты прав:
Да, кое-что приносит этот нрав;
Грудь, что публично отдана партнеру,
В уединенье может сдаться скоро.
Полностью поэма здесь:
Вальс. Поэма
О муза ног проворных, Терпсихора! Ты приберешь к рукам и руки скоро. О дева! (Нынче девы не в чести.) Ты, что из…
В июле 1816 года вальс был включен в программу бала, который давал в Лондоне принц- регент. Через несколько дней в газете The Times передовая статья гневно сообщала: «Мы с болью наблюдали за тем, как неприличный иностранный танец, называемый «Вальс», был представлен (мы надеемся, в первый и последний раз) при Английском дворе в пятницу…, совершенно достаточно бросить взгляд на чувственно переплетенные конечности и тесно прижатые друг к другу тела в танце, чтобы увидеть, насколько далеко мы ушли от скромной сдержанности, которая до сих пор считалась отличительной чертой английских женщин. Пока этот непристойный танец ограничивался кругом проституток и прелюбодеек, мы не думали, что он заслуживает нашего внимания, но теперь, когда вальс пытается проникнуть в респектабельные классы нашего общества посредством гражданского примера, подаваемого нам нашими правителями, мы чувствуем себя обязанными предупредить каждого родителя против показа этого танца их дочерям, ибо вальс неизбежно окажет на них пагубное влияние.»
Какой император россии взойдя на престол специальным указом запретил танцевать вальс
Дом культуры запись закреплена
История вальса в России
Когда вальс появился в России, ни Екатерина II, ни Павел I, ни особенно его жена Мария Федоровна его не одобрили. Взойдя на престол, Павел специальным указом запретил танцевать вальс в России, и вплоть до самой смерти его жены (а умерла Мария Федоровна только в 1830 г.) дорога вальсу к русскому двору была закрыта. Оба сына Марии Федоровны — и Александр I, и Николай I — не осмеливались перечить матери.
Зато на частных балах после Отечественной войны 1812 г. вальс стал одним из любимейших танцев. В особую моду его ввел Венский конгресс (1814-1815), на котором решалась судьба Европы. Днём дипломаты решали важные проблемы послевоенного устройства, а вечерами вели активную светскую жизнь и танцевали на балах, где вальс был коронным танцем. Много людей съехалось тогда в Вену: короли и императоры, целые европейские дворы, журналисты и писатели, великосветские красавицы, и все с упоением вальсировали. Естественно, что участвовавшие в Конгрессе русские привезли вальс в Петербург.
Еще довольно долго репутация вальса оставалась сомнительной. «Танец сей, в котором, как известно, поворачиваются и сближаются особы обоего пола, требует надлежащей осторожности… чтобы танцевали не слишком близко друг к другу, что оскорбило бы приличие», — говорилось в танцевальном руководстве 1825 г, (Правила для благородных общественных танцев, изданные учителем танцеванья при Слободско-украинской гимназии Людовиком Петровским. Харьков, 1825). Молодежь, однако, была от вальса без ума, и к этому времени без него не обходился уже ни один провинциальный, а тем более столичный бал. После 1830 г, вальсировать стали и на придворных балах, а вскоре мода на этот танец обрела второе дыхание. В Вене появился «король вальса» Иоганн Штраус, музыка которого облагородила и усовершенствовала хореографию танца. Он стал исполняться более красиво и грациозно, а темп его еще ускорился.
Современники вспоминали, что в России вальс танцевали быстро, так что аристократическая молодежь умением быстро кружиться в вальсе выгодно отличалась от исполнителей медленных танцев, не трудных всякому. «При немастерстве моем танцовать, чувствую, что для ваших русских вальсов не только я, но и никто из моих товарищей неспособен, — писал англичанин Ж.К. Пойл русскому журналисту М.Н. Макарову в 1805 году, — для них, для ваших летучих вальсов в целой Европе мастера только вы, русские, и, кроме русских дам, этих чересчур быстрых, почти воздушных лепестков не выдержит ни англичанка, ни немка, ни даже француженка».
Вальс о вальсе
Гете тогда считал вальс настолько интимным, что клялся, что не позволит своей будущей жене танцевать его ни с кем, кроме себя.
Недоброжелательно относился к вальсу и Байрон. С насмешкой он писал тогда об этом танце:
Рука партнера очень лихо
Украдкой проскользнуть под вырез лифа,
Иль беспрепятственно погладить талию,
Иль … помолчим мы скромно … и так далее.
А дама может ручкою своею
Партнеру сжать плечо и даже шею.
Духовники считали вальс «греховным», «вульгарным» и «непристойным».
Когда вальс появился в России, к нему отрицательно отнеслась Екатерина-2. А Павел-1, взойдя на престол, специальным указом запретил танцевать вальс в России. Особенно против вальса была жена Павла-1 Мария Федоровна. Долго находился под запретом вальс и в Англии.
Но вальс упорно продолжал пробивать себе дорогу. Его критикуют, запрещают, но не танцевать уже не могут. Современник в 1791 году писал: «В Берлине мода на вальс и только на вальс». Даже угрюмый старик Державин, увидев танцующих вальс, воскликнул: «Нет! Нет! Самое пламенное воображение поэта никогда не может породить подобного».
Наконец, и в России вальс приобрел большую популярность, и даже переплюнул европейцев. Это признавали даже европейские путешественники. В середине 19 века они писали, что русские настоящие мастера вальса, и танцуют его с такой быстротой, ловкостью, почти воздушностью, каких не выдержит ни англичанин, ни немец, ни француз.
Вальс! Удивительный танец, которому уже два века покоряется весь мир.
Если на сердце грустинка –
Мало ли вдруг почему!
С вальсом поставьте пластинку,
Все расскажите ему.
С легким изящным поклоном
С вами простится печаль.
Вальс – это танец влюбленных,
Вальс – это все-таки вальс!
Пусть на земле нашей старой
Новые вальсы звучат…
Пусть восхищенные парни
Кружат счастливых девчат.
Пусть в тишине затаенной
Кружатся звезды для нас…
Вальс – это танец влюбленных,
Вальс – это все-таки вальс!
Не одну прекрасную дамскую ножку я отдавил своей ступней 43-го размера пока учился танцевать этот вальс. Почему-то трудно он мне давался.
Вальс по праву называют королем танцев, а Иоганна Штрауса – королем вальса. Он написал 168 вальсов, не считая множества разных полек, кадрилий, маршей, мазурок и оперетт. В 1856 году он приехал в Россию, в Петербург, где давал концерты до 1865 года, и где имел ошеломляющий успех. Модны даже стали прически под Штрауса.
Иоганн был молод (31год), красивый, стройный, им восторгались все, особенно женщины. Но Штраус безумно влюбился в Ольгу Смирнитскую, весьма милую, образованную в музыкальном отношении девушку. Она даже сама неплохо сочиняла музыку. Мучительна для него была эта любовь. Родители Ольги были против такого брака, и когда Иоганн попросил у них руки дочери, получил отказ. «Капельмейстер не лучшая пара для дворянки».
Об этих концертах Штрауса в Петербурге и о страстной любви его к Ольге Смирнитской в 1971 году вышел фильм «Прощание с Петербургом». Жаль, что этот замечательный фильм немного подзабыли и не показывают сегодня по телевидению.
Уже в наше время, вышла книга австрийского журналиста Томаса Айгнера «Иоганн Штраус – Ольга Смирнитская. 100 писем о любви». В этой книге (ее можно скачать в интернете) все письма Иоганна к Ольге. Вот отдельные выдержки из этих писем, по которым можно почувствовать, какая страстная и красивая была у них любовь.
«Мой ангел, Ольга, я снова совершенно счастлив и хочу целовать Тебя миллион раз»
«Так возьми же мое сердце, чтобы оно могло доказать Тебе, как любит Тебя»
И вот еще:
«Когда плачет сердце, это любовь. Когда от сердца рыдает музыка, это вечная любовь»
Уезжая из России, Иоганн написал трогательный вальс «Прощание с Петербургом». В этом вальсе плачет его сердце по Ольге и рыдает музыка.
В 1865 году Штраус дал последний концерт и покинул Россию. Его провожали неистовыми аплодисментами.
О вальсе сказано не мало,
Он в песнях и стихах воспет,
И сколько б танцев не бывало,
А лучше вальса, право, нет.
Сказал поэт, и он прав.
В 60-70 годы в выходные и праздничные дни в парках и других местах отдыха играли духовые оркестры. Я с замиранием сердца слушал в их исполнении вальсы «На сопках Маньжурии», «Амурские волны», «Киевский вальс», «Севастопольский вальс», вальсы из кинофильмов «Берегись автомобиля», «17 мгновений весны», «Мой ласковый и нежный зверь» и другие.
Я помню вальса звук прелестный
Весенней ночью в поздний час.
Его пел голос неизвестный
И песня чудная лилась.
Да, то был вальс прелестный, томный,
Да, то был дивный вальс!
Теперь зима и те же ели,
Покрыты сумраком стоят,
А под окном шумят метели,
И звуки вальса не звучат.
Где ж этот вальс старинный, томный,
Где ж этот дивный вальс!
Н.Листов
Вальс! Есть ли танец лучше, красивей? Раздаются голоса, что вальс сегодня не моден, устарел. Это не верно. В свое время были модными твист, семь-сорок, разные буги-вуги и чарльстон. Где они сегодня? А вальсу вот уже два века покоряется мир.
Да, сегодня его реже танцуют, но он звучит всюду: в серьезной и легкой музыке, в опере и оперетте, в балете и песне. Слова о том, что вальс устарел и не моден опровергает композитор Э.Колмановский в песне на слова Е.Евтушенко «Вальс о вальсе»
Вальс устарел, говорит кое-кто смеясь,
Век усмотрел в нем отсталость и старость,
Робок, несмел наплывает мой первый вальс,
Почему не могу я забыть этот вальс?
Твист и чарльстон, вы заполнили шар земной,
Вальс оттеснен, без вины виноватый,
Но затаен он всегда и везде со мной,
И несет он меня, и качает меня, как туманной волной.
Смеется вальс над всеми модами века,
И с нами вновь танцует старая Вена,
И Штраус где-то тут сидит, наверно,
И кружкой в такт стучит,
На нас не ворчит, не ворчит.
Вальс воевал, он в шинели шел запылен,
Вальс напевал про Маньчжурские сопки,
Вальс навевал нам на фронте «Осенний сон»,
И как друг фронтовой не забудется он.
Вальс у костра где-то снова в тайге сейчас,
И Ангара подпевает, волнуясь,
И до утра с нами сосны танцуют вальс,
Пусть проходят года, все равно никогда
Не состарится вальс.
Поет гармонь, поет в ночном полумраке,
Он с нами, вальс, в ковбойке, а не во фраке,
Давай за вальс поднимем наши фляги,
И мы ему нальем, нальем,
И споем, и споем.
Робок, несмел наплывает мой первый вальс,
Никогда не смогу, никогда не смогу
Я забыть этот вальс.
Нет, не устарел вальс. Красота не стареет, она вечная.
Странные запреты Павла I, или Как Французская революция перевела Российскую империю на «карантин»
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
«Мракобесие» Павла I: запрет вальса, жилетов, шляп и высоких сапог
Великая Французская революция оказала огромное влияние на внутриполитическую обстановку европейских государств. Настоящий бунтовщический вихрь пролетел странами Старого Света. Отголоски этой бури донеслись и до России, чем немало потревожили её правительство.
Император Павел I осознавал, что любая революция не только несёт разрушение старого образа жизни, но и меняет взгляды людей, их понимание моральных ценностей. Мысль о возможности проникновения идей Французской революции в Россию приводила его в панический ужас и подвигла на принятие ряда ограничительных мер. Однако большинство из царских запретов выглядели весьма сумасбродными. Среди таковых – табу на французскую моду. Во времена Петра I представители дворянского сословия ориентировались в одежде на Париж. Мужчины носили кафтаны, камзолы, короткие, застёгивающиеся под коленом штаны в сочетании с чулками и башмаками с пряжками. Женщины щеголяли в глубоко декольтированных платьях с пышным подолом, в туфлях на высоких каблуках. При Павле I от этой роскоши пришлось отказаться. Никаких высоких сапог и цветных лент, фраков и жилетов, высоких цилиндров и круглых шляп.
Нарушение правил грозило телесными наказаниями, а для военных, рискнувших появиться в длинной шубе, – гауптвахтой. В стремлении регламентировать все стороны общественной жизни император дошёл до того, что запретил вальс, объявив его неприличным, порочащим честь дам. Существует, правда, версия, что Павел взъелся на этот танец после того, как упал при его исполнении, чем вызвал ехидные усмешки придворных.
Чем не устраивала императора французская литература и язык. Запрет на выезд
Страх перед экспансией революционных настроений в Россию вылился у Павла I в отторжение французского языка, использование которого считалось у русской знати признаком хорошего тона и отличного воспитания. Мало того, что из лексикона выводились французские слова, – началась настоящая война с французской литературой. Таможня получила указание конфисковать ввозимые в Россию книги, был установлен жёсткий контроль над государственными типографиями, а частные закрывались.
Такая политика не могла не настроить против самодержца прогрессивных граждан. Ещё среди антифранцузских реформ было вето на выезд за границу. Таким образом предполагалось уберечь русские головы от проникновения в них опасного вольнодумства. Своеобразный «карантин» привёл в негодование желающих путешествовать и молодых людей, стремящихся получить образование за границей.
Новая причёска от Павла I и почему император запретил носить бакенбарды
Ещё одна из сомнительных инициатив императора – борьба с бакенбардами. Похоже, Павел I считал их непременным атрибутом вольнодумцев и надеялся таким способом спасти Отечество. По-видимому, предполагалось, что, избавившись от этого вида растительности на лице, его верноподданные непременно станут благонадёжными гражданами. Поэтому, согласно государственному указу, всем представителям сильного пола надлежало избавиться от бакенбард любых форм и размеров. Также вводилась новая причёска – гладко зачёсанные назад волосы, заплетённые в косичку. Павел показал пример, первым появившись в обществе в новом образе. А злые языки поговаривали, что такими парикмахерскими нововведениями самодержец пытался избавиться от личных комплексов, связанных с тем, что растительность на его лице была не по-мужски бедна. Не известно, по какому побуждению царя под парикмахерские «репрессии» попали и дамы: им было отказано в удовольствии иметь букли и чёлки.
К счастью, этот запрет канул в лету вместе с его законодателем, и прежняя мода вернулась, свидетельство чему – пышные бакенбарды Пушкина, Багратиона, Крылова.
Кто стал идеалом для Павла I
Отвергая Францию и французское, российский император был ярым приверженцем прусского уклада и традиций. Значительную роль в этом сыграло то, что ещё во времена правления Елизаветы Петровны Пруссия была своеобразным образцом для подражания почти во всей Европе. Кроме того, Павел I находился под огромным впечатлением, произведённым на него прусским королём Фридрихом II. Русский монарх стремился походить на своего кумира даже в мелочах. Он перенимал его походку и манеру держаться в седле, выработал грубовато-резкий стиль общения с подчинёнными. Павел разработал для себя распорядок дня, как у Фридриха Великого, а также внёс изменения в личный гардероб.
Российский правитель восхищался не только личностью «Старого Фрица», но и чётко отлаженным государственным механизмом Пруссии. По возвращении из зарубежной поездки Павел I превратил Гатчину в миниатюрное подобие Пруссии: навёл в городке идеальную чистоту, построил больницу, школу, несколько мануфактур, церкви для прихожан разных вероисповеданий, а караульные будки приказал выкрасить в прусские государственные цвета. Небольшое воинское подразделение возглавил прусский полковник, который соответственно вымуштровал солдат. А русским офицерам, находившимся в его подчинении, пришлось придумывать для себя вторые фамилии – на немецкий манер.
Справедливости ради следует отметить, что личность Павла I и его методы правления получили неоднозначные оценки историков. Часть учёных говорят о нём как о капризном сумасброде, а о его деятельности – как о ряде бесцельных и необоснованных поступков, затормозивших развитие страны. А другие, напротив, видят в Павле I просвещённого правителя, заботившегося о благе своей державы, инициировавшего позитивные перемены в армии и экономике, а также улучшившего социальное положение крестьян.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
«Запрещается танцевать вальс»
Приказ сентября 16 дня 1800 года.
В следствии повеления его высокопревосходительства господина военного губернатора и равных орденов кавалера Николая Сергеевича Свечина, прилагаемую при сем выписку из высочайших привалов: предписываю господам инспекторам объявить немедленно к непременному исполнению всем живущим здесь в столице с подписками и строгим при том подтверждением, что ежели и за сим окажется в неисполнении оных высочайших повелений, то таковой, яко ослушник, предан будет строжайшему суду.
Выписка из высочайших приказов, касательно наблюдения по части полиции.
Генваря 7-го. Запрещается всем чинам впредь без маскарадного платья ездить в маскарад, а ежели впредь кто случится в собственном кафтане или мундире, без маскарадного платья, таковых брать под караул.
Генваря 20-го. Воспрещается всем ношение фраков, позволяется иметь немецкое платье с одним стоящим воротником, шириною неменее как в три четверти вершка, обшлага же иметь того цвету, какого и воротники, а сертуки, шинели и ливрейные слуг кафтаны остаются по настоящему их употреблению. Запрещается носить всякого рода жилеты, а вместо оных немецкие камзолы.
— Не носить башмаков с лентами, а иметь оные с пряжками; также сапогов, ботинками имянуемых, и коротких стягиваемых впереди снурками и с отворотами.
— Не увертывать шею безмерно платками, галстуками или косынками, а повязывать оные приличным образом без излишной толстоты.
Апреля 3-го. Чтоб портные из помоченного сукна военнослужащим мундиров отнюдь не делали, а в противном случае таковых портных брать под караул.
— Как носка перьев на шляпах принадлежит единственно чинам придворного штата, то и запрещается лакеям и кучерам партикулярных людей носить на шляпах перья и плюмажи, а так же банты, какого бы то цвету не было.
Октября 2-го. Дозволяется употреблять здесь в городе для езды желающим дрожки.
Декабря … Всем служащим я отставным с мундирами офицерам запрещается в зимнее время носить шубы, а вместо их позволяется носить шинели, подбитые мехом, не служащим же в войске и без мундира отставленным шинели с разноцветными и отложными воротниками не носить, а иметь таковые с умеренными стоячими воротниками.
— Запрещается всем вообще употреблять шапки стеганные, тафтяные, или другой материи.
Февраля 18-го. Запрещается танцевать вальс.
Апреля 2-го. Запрещается иметь тупей, на лоб опущеной.
Октября 26-го. Дабы младшие пред старшими где бы то не было снимали шляпы.
Майя 6-го. Запрещается дамам носить через плечо разноцветные ленты на подобие кавалерских.
Июня 17-го. Запрещается всем носить низкие большие пукли.
Июля 28-го. Чтоб малолетные дети на улицу из домов выпущаемы не были без присмотру.
Августа 12-го. Чтоб те, кто желает иметь на окошках горшки с цветами, держали бы оные по внутренную сторону окон, но если по наружную, то неиначе, чтоб были решетки, и запрещается носить жабо. Чтоб никто не имел бакенбард.
Сентября 4-го. Чтоб никто не носил ни немецких кафтанов, ни сертуков с разноцветными воротниками и обшлагами; но чтоб они были одного цвета.
Сентября 25-го. Подтверждается, чтоб в театрах сохраняем был должный порядок и тишина.
Сентября 28-го. Подтверждается, чтоб кучера и форейторы ехавши не кричали.
Октября … Чтоб мастеровые и ремесленники, приемля от кого бы то ни было из обывателей работы, оканчивали оные непременно в назначенное ими время, удаляяся жалобы по неустойке в слове.
Ноября 28-го. Воспрещается ношение синих женских сортуков с кроеными воротниками и белою юпкою.
Декабря 15-го. Чтоб всякой выезжающий из города, куда бы то ни было, публиковался в газетах 3 раза сряду.
Генваря 6-го. Чтоб в проезд государя императора всякой мимо идущий и проезждяющий останавливались.
— Чтоб публичные собрания не именовались клубами.
Генваря 23-го. Запрещается носить косы штаб и оберь офицерам не обрезывая на конце, равно отпущать тонкие на конце косы.
— Чтоб отставленные без мундира от службы оных носить нигде не дерзали, отставным с мундиром запрещается носить ботфорты.
Февраля 6-го. Подтверждается, чтоб никто не дерзал производить запрещенные игры.
Февраля 22-го. Чтоб хозяева, имеющие надобность иметь собак, отнюдь не выпущали их на улицу, прочие же были со знаками.
Марта 2-го, апреля 22-го. Чтоб с мостовых по улицам очищаема грязь и свозима была, но в зимнее время, без рубки черепа льда.
— Чтоб все те, которые ордена имеют на сертуках, шуб и прочем, носили звезды.
— Чтоб никто цугом в извощичьих экипажах не ездил, кроме как парою или в 4 лошади.
Июня 1-го. Чтоб никто с собою курьеров не имел.
Июня 17-го. Потверждается, чтоб портные отнюдь не шили мундиров с высокими воротниками и не по форме.
Марта 20-го и июля 28-го. Августа 20-го 1800 года. Генваря 6-го, 13-го марта и июля 27-го. Строжайше подтверждается, чтоб никто шибко не ездил.
— Запрещается служащим в статской службе носить ботфорты.
25-го сентября 1800-го года: Ордер литейной части господину инспектору. Его императорское величество с крайним негодованием усмотреть изволил во время последнего в Гатчине бывшего театрального представления, что некоторые из бывших зрителей, вопреки прежде уже отданных приказаний, по сему предмету, начинали плескать руками, когда его величеству одобрения своего объявить было неугодно и напротив того воздерживались от плескания, когда его величество своим примером показывал желание одобрить игру актеров; равно и то, что при дворе его величества женский пол не соблюдает того вида скромности и благопристойности, приличного женскому полу и званию и состоянию, относит все такие упущении против предпочтения и нравственности духу своевольному и неблаговоспитанию; почему принужденным нашелся всему двору своему и гарнизону города Гатчины отказать вход в театр и в церковь, кроме малого числа имеющих вход на вечерние собрания и наказав удалением от своего присутствия в собраниях, в знак справедливого своего негодования, приказать соизволил: сделать приглашение всему городу, для предосторожности жителей столицы, дабы, в следствие сего извещения, здешняя публика во время представлениев театральных воздерживалась от всяких неблагопристойностей, как то: стучать тростьми, топать ногами, шишкать, аплодировать одному, когда публика не аплодирует, также аплодировать во всем пения или действия и тем отнимать удовольствие у публики без временным шумом. А потому его высокопревосходительство предложил всех здесь в городе живущих обвестить с подписками о сем и с строгим при том подтверждением, что если и за сим кто-либо осмелится, вопреки вышеписанному учинит, тот предан будет, яко ослушник, суду. К надлежащему чего исполнению обвещением оного, сего числа и впредь наблюдением сим предписываю, сентабря 25-го дня 1800 году.
2-го октября 1800 г.: Во исполнение высочайшего его императорского величества соизволения, в ордере ко мне от господина военного губернатора и кавалера прописанного, предписываю господам инспекторам объявить всем в городе с подписками, что разрешается чиновникам статским носить лакированные сапоги, каковые они носить начали и коим было оные запрещены. Октября 2-го дня 1800 года. Рачинский.