is gd cash back что за сайт
Развод: поддельный кэшбэк-сервис
В интернете я наткнулся на кэшбэк-сервис liletishaps.ru, который предлагает получать кэшбэк за онлайн-покупки в партнерских магазинах. Таких сервисов много, но этот вызвал у меня интерес тем, что обещал вернуть до 60% от суммы покупок на «Алиэкспрессе» и до 30% за перевод с карты на карту.
Название сервиса показалось мне знакомым, поэтому я вбил в поисковик «Летишопс» и нашел копию этого сайта, но под другим адресом — letyshops.com. Сейчас не имеет значения, насколько хорош или плох «Летишопс»: это тема отдельного разбора. Но суть в том, что бренд живет по другому адресу, а мошенники просто скопировали его сайт.
Легко сказать «всегда проверяйте адрес в адресной строке браузера». Но если вы не знаете, как на самом деле пишется название сервиса, то подвоха не заметите. К тому же мошенники не всегда копируют чужие сервисы — иногда создают свои.
Подробно расскажу, что еще выдает кэшбэк-мошенников.
Слишком большой процент кэшбэка
Кэшбэк за перевод с карты на карту
Кроме кэшбэка за покупки на поддельном сайте обещают вернуть 30% при переводе денег с карты на карту. Это выглядит как попытка обмануть пользователей, которые еще не разобрались в бонусной системе.
Магазины выплачивают кэшбэк из своей выручки, а вот при переводе с карты на карту никакой выручки нет: один банк отдает деньги другому, да еще и платит за это комиссию. Вряд ли банку будет интересно отдавать клиенту еще 30% сверху из своего кармана.
Для перевода с карты на карту мошенники запрашивают номер карты и код CVV. Зная эти данные, мошенники могут потратить деньги с карты клиента: например, в интернет-магазине «Амазон», который не присылает смс с кодом подтверждения покупки.
Р на банковскую карту. Переводить деньги я не стал: никакой бонус мне не выплатят» loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Ссылки не работают или ведут на другой сайт
Я открыл товары с кэшбэком до 60% — категории «Смесители», «Косметички» и «Зажигалки». Но вместо товаров увидел ошибку: страниц не существует. На мошеннических сайтах часто встречаются технические ошибки, в том числе и нерабочие ссылки. Подобные сайты делают быстро, о качестве не думают.
Я проверил ссылки «Как работает кэшбэк», «Партнерская программа», «Контакты» и «Приведи друга» — они ведут на настоящий сайт «Летишопс». Адрес страницы меняется, но заметить это сложно из-за схожести названий и дизайна сайтов. Так мошенники создают впечатление настоящего сервиса, при этом не разрабатывая собственный сайт.
Телефонный кэшбэк лохотрон появился примерно в 2015 году и со временем этот вид мошенничества стал очень популярен. Последнее время участились случаи когда звонят с незнакомого номера, представляются сотрудником какого нибудь кэшбэк сервиса и говорят что у Вас накопились какие-то суммы по кэшбэку или бонусы за несколько лет (например 4500 рублей). Предлагают товар со скидкой за якобы неиспользованный кэшбэк.
Также могут назвать несколько названий популярных магазинов и спросить, делали ли Вы в них покупки и если да, то с радостью сообщают, что это у Вас накопился кэшбэк с этих магазинов и уверяют что Вам были отправлены смс уведомления об этом, но Вы их скорее всего удалил, приняв за спам или рассылку, ну и далее чтоб забрать этот кэшбэк, Вам надо что-то купить у них, разумеется с большой скидкой в размере этого накопившегося кэшбэка.
Но, чтоб эти деньги не списались из-за срока давности, нужно сделать покупку прямо сейчас, так как буквально через пол часа бонусы сгорают. Покупка делается прямо по телефону, а посылка приходит наложенным платежом. Иногда в довесок могут сказать что вместе с покупкой придёт карта для активации и возможностью с нее вывести накопившиеся деньги (кэшбэк), а также кэшбэк за эту покупку (странный способ выплаты кэшбэка), но в итоге «обналичивание кэшбэка» можно потратить только как скидку на их товары. Ссылки на свой магазин или каталог обычно не дают, уверяя что акционные товары есть только у них на компьютере, цены постоянно меняются и прямо сейчас акция и Вам очень повезло.
Далее если Вы например набрали товара на 10000 руб., Вам говорят что цена для Вас 5500 руб., так как минусуется накопленный Вами кэшбэк 4500 руб. Уверяют что сейчас платить ничего не нужно, товар придёт по почте наложенным платежом, Вы сможете его посмотреть, забрать и если что отказаться или вернуть обратно. А на деле в посылке приходит китайское барахло на 500 руб. и если Вы забрали посылку с почты и оплатили наложенный платёж, то что-то вернуть уже нереально.
ВАЖНО: Весь разговор обычно проходит в быстром темпе, нового лоха профессионально окучивают и не дают открыть рот, чтоб жертва не успела понять в чём подвох и не было лишних вопросов. Как только жертва пытается что-то спросить или сказать, ей затыкают рот, перебивают и втирают что-то типа заберите ваши деньги, а то они скоро сгорят, ггг
Кто звонит по телефону и предлагает кэшбэк?
Если Вам уделяют слишком много внимания, то Вас хотят на*бать или вы*бать. Если Вам звонят по телефону с не знакомого номера и предлагают забрать кэшбэк, то это 100% звонят мошенники. Кэшбэк аферисты каждый раз меняют свои номера телефона, особенно те которые засветились и на которые уже появились жалобы и отзывы в интернете. Такие кэшбэк мошенники часто представляются сотрудниками разных фирм и компаний и пытаются войти в доверие к жертве. Названий этих контор очень много, так как они часто выдуманы, вымышлены и не существуют в реальности.
Непотраченные «бонусные баллы» и «кэшбэк по телефону» это мошеннический лохотрон, который является частью целой цепочки мошеннических сайтов (периодически могут менять названия), и представляется как:
Единый Бонусный Центр (ЕБЦ)
21 век
Бьюти Технолоджи
ООО Бикси
Big Store (BigStore)
Московский Бонусный Центр
Московский Бонусный Отдел
Бонусный Центр
Бонусный Отдел
Бонусное Бюро
Московское Бонусное Бюро
Центральная Бонусная Компания
Единый Федеральный Бонусный Центр
Центр Виктория
Международный Холдинг
Программа лояльности
Федеральная партнёрская служба
Центр бонусных программ
Онлайн Маркет Групп
Онлайн Маркетинг
Фабричная 55
Центральное Бонусное Объединение
Кэшбэк сервис
ООО Атланта
Бонус Плюс
Sale Market
Online Sale Market
Государственная бонусная компания
Российская ассоциация интернет-магазинов
все эти компании и фирмы c широким ассортиментом «товаров» народного потребления, начиная от «китайфонов» с часами, и заканчивая предметами личной гигиены, нижнего белья, всевозможной «парфюмерии», косметики и какой-то пародией на т.н. лекарственные препараты, которые являются обыкновенным «фальсификатом»!
Телефонные кэшбэк мошенники любят ссылаться на реально существующие и работающие онлайн кэшбэк сервисы, представляясь сотрудниками этих сервисов или партнерами этих компаний, переживая что очень скоро должны сгореть накопленные Вами баллы или бонусы, которые Вам срочно нужно потратить, а потратить эти накопленные баллы можно только купив у них товары с огромной скидкой..
Особенно часто представляются теми кэшбэк сервисами, которые дают денежный бонус за регистрацию, например Kopikot.ru, Fatcashback.ru, MyClink.store, ShopingBox.ru, GetBacker.ru, CashBe.ru, SimplyBestCoupons.com и.т.д
Всем, кто сделал заказ на сайтах из этой серии (и похожих «лохотронах»), НАСТОЯТЕЛЬНО НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ приходить на почту, и забирать посылки, отправленные мошенниками. Вам могут звонить мошенники с угрозами (подача в суд например, или т.н. обращение к «коллекторам», запрет выезда за границу и.т.п.), и просьбой выкупить мошенническую посылку. Ничего страшного, они всегда так делают и бояться этих жуликов не нужно. Просто не разговаривайте с ними и игнорируйте их поганые звонки (можно занести в их в чёрный список), после чего «Звонки» или смс, сами собой прекратятся, как только говнопосылка с ненужным мусором поедет обратно к мошенникам (почта всегда возвращает посылки которые никто не забрал обратно отправителям)
Как я зарабатываю на кэшбэк-сервисах
Покупаю телефоны на баллы и вывожу по 40 000 ₽ в год на карту
У меня нет времени ходить по магазинам: я работаю и занимаюсь двумя детьми. Поэтому одежду, книги, косметику, подарки и даже еду — буквально все, что покупается в нашей семье, — привозят курьеры.
Из-за большого количества заказов в интернет-магазинах я в какой-то момент стала активно изучать скидки, купоны и кэшбэк-сервисы и поняла, что благодаря им можно неплохо сэкономить.
За 10 месяцев 2019 года на кэшбэк-сервисах я вывела около 40 тысяч рублей — по моим меркам, это прилично. Расскажу, как мне это удается.
Что такое кэшбэк-сервис
Кэшбэк-сервис — это специальный сайт со ссылками на интернет-магазины. Если перейти по этим ссылкам на сайт магазина и сделать заказ, процент от покупки вернется в виде рублей или баллов на счет клиента в сервисе. Чтобы использовать кэшбэк-сервис, необходимо зарегистрироваться, завести личный кабинет и делать заказы только авторизованным на сайте.
Кэшбэк-сервисы заявляют, что магазины им платят за привлечение клиентов, а они делятся прибылью с покупателем. Вот список таких сервисов:
У многих сервисов есть мобильные приложения. Из них тоже можно переходить в интернет-магазины и делать покупки, но надо быть осторожным: если по ссылке откроется установленное на телефоне приложение магазина, кэшбэк не начислят. Эта особенность прописана в правилах многих сервисов. Видимо, они не умеют отслеживать, что в одно мобильное приложение перешли из другого. Чтобы гарантированно получить кэшбэк, через приложение кэшбэк-сервиса нужно переходить в мобильную версию сайта интернет-магазина.
Если делать заказы с компьютера, то лучше всего устанавливать плагины сервисов — расширения для браузеров, чтобы кэшбэк не потерялся. После установки плагина значок кэшбэк-сервиса появится в браузере. Если правильно зайти в магазин с сервиса, значок загорается зеленым, сигнализируя, что кэшбэк не потеряется. При этом плагин одного сервиса часто мешает работе плагинов других сервисов — работать в одном браузере с несколькими кэшбэк-сервисами не получится.
Правила оформления заказа в «Кэш-фо-брендс»: сервис предупреждает, что переходить из приложения кэшбэк-сервиса нужно в мобильную версию сайта магазина, — так кэшбэк не потеряется
Как начисляется кэшбэк
В любом сервисе есть каталог магазинов-партнеров. Обычно в нем сразу виден размер кэшбэка, который вернется за покупку. Деньги на счет клиента сервиса поступают не сразу — время ожидания зависит от магазина: он выжидает, чтобы покупатель, забрав кэшбэк, не вернул товар обратно.
Из каталога можно перейти на карточку магазина. Там указан средний срок зачисления денег, обычно он составляет не менее 28 дней. По моему опыту иногда деньги поступают через неделю, а иногда приходится ждать больше месяца — тут не предугадаешь.
Процент возврата. Сервисы отличаются друг от друга по набору магазинов и проценту возврата. Процент возврата бывает разным: от 0,5 до 15% от покупки. С чем он связан, сложно сказать. Иногда процент возврата может отличаться даже внутри магазина. Например, «Алиэкспресс» дает кэшбэк 6,5% на мобильные аксессуары, а на мобильные телефоны — 1,95%.
минимальная сумма вывода для «Кэш-фо-брендс»
Если вы редко делаете покупки в интернет-магазинах, выбирайте сервис, который дает максимальный кэшбэк для определенного магазина. Ждать, пока накопится минимальная сумма вывода, как на «Летишопс», нет смысла.
В зависимости от сервиса деньги можно вывести:
Реальные деньги на банковскую карту или в кошелек «Яндекс-денег» можно вывести через «Летишопс», «Бэкит», «Смарти-сейл», «Кэш-фо-брендс» и «Мегабонус». Некоторые сервисы начисляют кэшбэк в долларах, а не в рублях — например, «Бэкит» и «Мегабонус». Поэтому в этих сервисах нужно учитывать нюансы вывода валюты.
Я вывожу деньги на карту с «Летишопс». Для этого нужно подать заявку на перечисление определенной суммы и указать номер карты и ФИО владельца. Деньги поступают довольно быстро, обычно в тот же день или на следующий.
Не все сервисы позволяют выводить деньги на банковский счет. Например, «МТС-кэшбэк» начисляет баллы, которые можно потратить на оплату услуг связи МТС или конвертировать по курсу 1 к 1 в купон на скидку в фирменном салоне МТС.
Купоны бывают следующих номиналов: 100, 250, 500, 750, 1000, 1500, 2000, 3000, 4000, 5000 рублей и другие. В салонах действует правило, что при покупке одного товара можно использовать только один купон. Цены в салоне как в интернет-магазине МТС.
На сервисе «Много-ру» за заказы тоже можно получать только баллы, а на них заказывать вознаграждения из каталога. Он небольшой, в нем есть следующие разделы:
Если за последние 3 месяца с помощью «Много-ру» купить товары в общей сложности на сумму не менее 3000 Р из любых магазинов, вознаграждение можно заказать по специальной цене — она меньше той, что указана в каталоге. Это не всегда выгодно даже по акции: стоимость бонусов в переводе на рубли может быть несравнимо большой.
Обменный курс получается такой:
73 150 баллов / 3490 Р = 21 балл за 1 Р
Чтобы получить этот конструктор за покупки в «Перекрестке», пришлось бы потратить:
73 150 баллов × 50 Р = 3 657 500 Р
Р » loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Виды кэшбэк-сервисов
Есть два принципиально разных вида сервисов: кэшбэк за покупку определенных товаров и кэшбэк за покупку в определенном магазине.
Кэшбэк за покупку товаров спонсирует производитель, который хочет увеличить продажи определенных товаров. Я видела акции от «Памперс», «Зева», «Даниссимо» и других популярных брендов.
Чтобы получить кэшбэк, надо загрузить чек или ввести его данные — дату, сумму покупки и фискальные номера — в сервис. Кэшбэк-сервис проверяет, есть ли в чеке товары, которые участвуют в акции, и начисляет процент от их стоимости на счет клиента. Такой кэшбэк начисляют «Едадил», «МТС-кэшбэк» и Qrooto.
«Круто» делает возврат до 15% с суммы товара, но товаров, которые участвуют в акции, мало. Зато в «Круто» много акций на товары исключительно из магазина «Магнолия», которого у нас в районе нет. Я попользовалась им месяц и, не набрав минимальную сумму вывода, забросила.
Возвраты у других сервисов не больше, но у них нет минимальной суммы вывода и ассортимент товаров ближе к моим потребностям. Например, «Едадил» проводит совместные акции со «Спаром», «Каруселью» и «Перекрестком», в том числе интернет-магазином. Сервис мне в целом нравится, но иногда просто не хватает времени посмотреть, за какие товары в этом месяце дают кэшбэк. Приложение «Едадил» очень долго открывается на телефоне — лишний раз заглядывать в него не хочется.
Р за покупку воды «Аква-минерале» стоимостью 83,80 Р ; 6,75 Р за покупку йогуртов и колбасы на общую сумму 675,38 Р » loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Личный кабинет «Едадила». Начисленный кэшбэк: 12,57 Р за покупку воды «Аква-минерале» стоимостью 83,80 Р ; 6,75 Р за покупку йогуртов и колбасы на общую сумму 675,38 Р
Р начислен за покупку товара стоимостью 320 Р » loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Личный кабинет «МТС-кэшбэк». Кэшбэк 18 Р начислен за покупку товара стоимостью 320 Р
Р за покупку воды «Аква-минерале» стоимостью 83,80 Р ; 6,75 Р за покупку йогуртов и колбасы на общую сумму 675,38 Р » loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Р начислен за покупку товара стоимостью 320 Р » loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Кто-то дает чуть больше в одном магазине, кто-то в другом. Больше всего денег — уже порядка 70 тысяч — мне принес «Летишопс». Видимо, потому что я им больше пользуюсь.
Промокоды и акции
У кэшбэк-сервисов бывают акции, которые позволяют покупателям экономить еще больше. Есть магазины, которые дают повышенный кэшбэк на определенный период, например «Летуаль», «Ив-роше» и другие.
«Летишопс» не начислит кэшбэк, если применить купон на скидку, полученный не на их сайте. Они объясняют это тем, что сайты, которые выдали промокод, тоже могут рассчитывать на вознаграждение за привлечение клиентов. Вознаграждение не попадает в «Летишопс», а значит, ему нечем делиться со своими клиентами. По правилам « МТС-кэшбэка » применять такие промокоды тоже нельзя.
«Летишопс» иногда дает свои купоны на скидки в определенных магазинах. Случается это нечасто, и увидеть промокоды можно только в веб-версии кэшбэк-сервиса.
Статус клиента. На некоторых сервисах у пользователей бывают разные статусы. Например, на «Летишопс» есть такие:
Первый месяц новые пользователи «Летишопс» получают кэшбэк по базовой ставке, которая увеличена на 30%.
Аналогичная система статусов действует на сервисе «Кэш-фо-брендс». Новые пользователи также получают самый высокий статус на первые два дня.
Какими сервисами я пользуюсь
Сейчас я использую два сервиса: «Летишопс» и « МТС-кэшбэк ». МТС мне нравится тем, что у него по многим магазинам максимальный процент возврата, но МТС работает с баллами, а баллов много мне не нужно. Поэтому часть покупок я делаю через «Летишопс».
«Лети» я открыла для себя случайно. Друг сделал репост во Вконтакте, я зашла посмотреть, что это за сайт, зарегистрировалась и начала пользоваться. Меня он устраивает: процент возврата сравнительно неплохой, и на банковскую карту можно вывести реальные деньги.
Другой, на мой взгляд, неплохой по процентам возврата сервис — «Кэш-фо-брендс». Но мне не интересно переезжать на него: на «Летишопс» я уже получила статус Lety-gold, а на «Кэш-фо-брендс» статуса Cash-premium у меня нет. Когда получаешь высокий статус на одном сервисе, невыгодно переходить на другой.
Основные отличия сервисов, которыми я пользуюсь
«МТС-кэшбэк» | «Летишопс» | |
---|---|---|
Вывод средств | Баллы | Рубли |
Минимальная сумма вывода | Нет | 500 Р |
Кэшбэк в «Перекрестке» | 8% В 3 квартале был 15% | 4,55% |
Кэшбэк в «Озоне» | 5% до 01.11.2019, 1% по состоянию на 18.11.2019 | — |
Кэшбэк в Mothercare | 8% | 5,2% |
Кэшбэк в «Ив-роше» | 10% | 4% |
Кэшбэк в «Лабиринте» | 5% | 3,25% |
Кэшбэк в «Букинге» | 3% | 3,9% |
Кэшбэк в «Ламоде» | 8% | 3,9% |
Кэшбэк в My-shop | — | до 6.5% |
«МТС-кэшбэк» я использую только из-за очень хорошего процента возврата. Если бы МТС отдавал кэшбэк живыми деньгами, цены бы ему не было. Но их «рубли» можно потратить только на оплату любых товаров из салона связи МТС или оплату услуг связи. И тут свои заморочки.
Срочно пополнить телефон баллами не получится. На счет баллы зачисляются в выбранный пользователем день месяца, например 1 числа. Но если попробовать указать завтрашнее число, система напишет, что баллы переведут только через 1 месяц плюс 1 день.
Учет начисленных баллов ведется отдельно от реальных денег, положенных на счет. В личном кабинете абонента МТС отдельно отражаются баллы, отдельно рубли. При оплате услуг связи сначала списывают баллы, а когда они кончаются — рубли. Погасить задолженность за оплату услуг связи баллами не удастся — придется оплатить ее реальными деньгами.
Р и 527,65 балла» loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Для себя я решила, что оптимально комбинировать: делать покупки то через «Летишопс», то через МТС. Можно было бы искать еще сервисы, где по каждому магазину из моего списка максимальный кэшбэк, но я не вижу в этом смысла. Основные покупки я делаю в «Перекрестке», где МТС дает лучшие возвраты. Для всего остального есть «Летишопс».
Делать покупки через много сервисов одновременно значит ждать подтверждения не на одной площадке, а на нескольких. Нужно мониторить, с какого сервиса выгоднее перейти в интернет-магазин. Для меня оно того не стоит — мне достаточно двух сайтов. Да и разница между сервисами обычно небольшая, а значит, много на этом не сэкономишь.
Кэшбэк за продукты
Больше всего в интернет-магазинах я трачу на продукты питания, заказываю их в основном в «Перекрестке». Кэшбэк за покупки в этом магазине можно получить в сервисах МТС, «Кэш-фо-брендс» и «Летишопс».
«Летишопс» раньше давал 10% кэшбэка по этому магазину, поэтому я все покупки оформляла через него. Потом кэшбэк опустили до 4,55% для клиентов со статусом Lety-gold, так что на сайт «Перекрестка» я теперь перехожу в основном с сервиса МТС, где кэшбэк 15%. Хотя я все равно проверяю, не появились ли у «Летишопс» промокоды на скидку в «Перекрестке» и не подняли ли они процент кэшбэка.
В июле на продукты я потратила 28 677 Р и получила за это 211 Р и 1963 балла.
В среднем за месяц я получаю кэшбэк за покупку еды не менее 1500 рублей и баллов суммарно.
Кэшбэк за отпуск
На многих кэшбэк-сервисах, например МТС, «Летишопс», «Кэш-фо-брендс» и «Мегабонус», есть ссылки на «Букинг».
В отпуске я не люблю сидеть на одном месте, поэтому на лето 2019 года забронировала три разных отеля в Хорватии через «Летишопс». За первый отель я заплатила 760 € (60 389 Р ), за второй — 1064,7 € (84 811 Р ), третий отель стоил 698,6 € (54 791 Р ). Кэшбэк рассчитывается в процентах от суммы бронирования по курсу на день бронирования и никак не зависит от той суммы в рублях, которую я заплатила.
я вернула за бронирование отелей
Еще один отель я забронировала для мамы: она ездила в Испанию. Отель стоил 375 € (29 797 Р ).
Примерно через 3 недели после отпуска мне начали приходить возвраты. Вот сколько я получила:
С «Букингом» есть свои приколы. Иногда при переходе с сервиса он не показывает часть самых выгодных предложений или завышает цены.
Когда я зашла по ссылке с «Летишопс» на сайт «Букинга», чтобы получить за бронь кэшбэк, увидела одно предложение с бесплатной отменой, но не увидела второе, более дешевое. Сначала я подумала, что последний номер в этой категории только что кто-то забронировал, а потом проверила еще раз.
Выяснилось, что, когда переходишь с «Летишопс», «Букинг» не показывает дешевое предложение. По всей видимости, они продают его с маленькой наценкой и не готовы делиться деньгами с кем-то еще. Тут надо отдать должное «Летишопс»: они в карточке магазина предупреждают, что цена при переходе с сайта сервиса может отличаться от той, которую видит обычный покупатель, не пытающийся получить кэшбэк.
Кэшбэк для «Букинга» начисляется в среднем через 60 дней после того, как клиент покинет отель. Если начисление не произошло, можно обратиться в службу поддержки «Летишопс». Им надо предъявить документ от отеля — просто выписка по карте, что деньги списались, или скриншот из системы бронирования не подойдут. Не все отели дают такие документы — зачастую хозяева оставляют ключи под ковриком, и документ просто не с кого спросить. К счастью, мне «Букинг» всегда сам начислял кэшбэк.
Баллы МТС
Остальные «деньги» от МТС я коплю на купоны на скидку в салонах связи. За их купоны я уже купила сотовый телефон мужу и свекрови. Телефон мужу со скидкой за баллы вышел на 55% дешевле — люблю такие скидки. Муж свой телефон быстренько разбил, буду копить снова. Маме уже тоже пора поменять телефон, поэтому копить мне — не перекопить.
Купон на скидку в салоне МТС. В какой-то момент, накопив достаточно много баллов, я решила заказать купон на скидку, но тут всплыли свои подводные камни:
Ловушки кэшбэка: как мошенники разводят любителей «халявы»
Левые сайты и легкие деньги
Кэшбэк — возврат части средств за покупку, стал популярным. Но в погоне за экономией стоит помнить: такое вознаграждение — это прежде всего раскрутка на новые покупки, ведь, чтобы получить деньги обратно, их сначала надо потратить. Хуже всего то, что понятным стремлением граждан к экономии начали пользоваться мошенники.
«Морковка» для шопоголика
В очереди в кассу в супермаркете дама вываливала свою обиду подруге. Она, оказывается, долго и целенаправленно искала подарок для сына-подростка: смартфон конкретной модели, который он сам заказал. И вдруг удача улыбнулась ей, причем дважды.
Она зашла в банк в связи с плановым перевыпуском своей карты, и ей предложили вдобавок оформить карту с кэшбэком. Услышав о ее безуспешных поисках подарка, успокоили, что в «дружеских» магазинах и цена подходящая найдется, да еще и часть денег с покупки вернут. Окрыленная, она тут же засела за штудирование сайтов рекомендованных магазинов, быстро нашла, быстро купила. Все счастливы.
На беду свою, из праздного любопытства, «просто по дороге» заглянула в магазин оргтехники. И увидела, что там эта модель на 1400 рублей дешевле. Продвигаясь к кассе, дама продолжала калькулировать вслух. Но не сходилось: не покрывал кэшбэк ее переплаты.
Возможность возврата части средств, потраченных на покупку, кэшбэк — это один из относительно новых способов поощрения лояльности покупателей торговыми сетями и банками, денежная разновидность бонуса. Само это слово — калька с английского cash back, что буквально означает «возврат наличности». Имеется в виду — за совершенную покупку.
Звучит невероятно заманчиво. И появилась уже категория профессиональных шопоголиков, буквально подсевших на кэшбэк. Как-то в офисе своей приятельницы я застала девичий переполох. Речь явно шла о каком-то повальном шопинге. Как чуть позже выяснилось, в магазине косметики. Из общего возбужденного щебетания выхватывались фразы: «Ой, и мне вернули! И мне обратно пришло!». «Массовый психоз по кэшбэку», — прокомментировала моя знакомая.
Интернет-гуру различного вида скидок называют прежние бонусы «отстоем» и «каменным веком». Мол, баллы — это абстракция, привязка к какой-то группе товаров или услуг, либо к какому-то определенному магазину, а вот кэшбэк — это круто.
«Такова уж природа современного потребителя, — соглашается экономист Михаил Беляев. — Сначала он счастлив от того, что нашел на полке магазина товар с желтым скидочным ярлыком: «Сэкономил!». А потом осознания того, что «просто» купил дешевле, становится недостаточно. Вот если сначала потратил, а потом часть денег тебе вернули — удовлетворение более полное».
Фанатов принципа «потратил, но вернул» в Интернете бессчетное множество: «Ведь все мы любим тратить деньги. Но лучше ведь, когда мы тратим часть денег, а другая часть остается у нас», «Я лично при выборе банка всегда смотрю на наличие адекватного кэшбэка. Согласитесь, приятно получать деньги за то, что ты тратишь средства. Очень надеюсь, что в будущем мои кэшбэки будут расти».
Но акцент в этом сценарии «праздника скидок» все-таки на слове «потратил»: сначала надо раскошелиться. «Этой «морковкой» — кэшбэком — людей раскручивают покупать все больше и больше, тратить и тратить. Приверженцы такого рода экономии не осознают, что баланс между выложенными и возвращенными суммами — не в их пользу», — указывает Беляев.
Приглашение к покупке
Наиболее популярны сейчас кэшбэки двух видов: цивилизованный — с использованием специализированной банковской карты, и «дикий» — через различные сайты-посредники в Интернете.
Карты с опцией «кэшбэк» предлагают практически все крупные банки, прежде освоившие весь мыслимый диапазон других видов поощрений — баллов и милей. В «крутых» финансовых институтах эту опцию рекламируют знаменитые актеры.
«Кэшбэк в принципе может быть интересным инструментом экономии, — отмечает председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин. — Только нужно трезво оценивать адекватность предлагаемого процента возврата. Нормой можно считать возврат 0,5–1% от потраченных средств: это сопоставимо с комиссионным вознаграждением, которое банкам — за привлечение покупателей — перечисляют торговые точки и которым банки вполне могут поделиться с клиентами. Более высокие проценты возмещения — от лукавого: это означает, что товар, который реально стоит тысячу рублей, вам продали за полторы, а потом милостиво отстегнули сотню, чтобы вы почувствовали себя счастливым».
Один процент? Заведите интернет-поиск: банки обещают кэшбэк аж до 10% (правда, все-таки ДО этой отметки, что реально может означать тот самый 1%). И в данном случае речь может идти не только об изначальной ценовой накрутке на приобретаемый товар или услугу.
Эксперты указывают, что в конкурентной гонке по привлечению клиентов с помощью кэшбэка банки слегка погорячились, вплоть до того, что приплачивают из своих. Недавно руководитель одного из крупнейших финансовых институтов публично назвал расходы на поддержание опции кэшбэка убытками. «В конкурентной гонке за повышение лояльности клиентов с помощью кэшбэка банки уже вышли на границу рентабельности: дальнейшее увеличение процентов возврата средств непродуктивно, уже взрывает маржу», — подтверждает генеральный директор аналитического агентства «Бизнесдром» Павел Самиев.
И банки, похоже, начали менять тактику поощрений, выбирать более креативные способы, которые, возможно, будут интересны адресатам. Так, например, некоторые финансовые институты объявляют о неких микс-программах: если прежде пользование баллами, милями и кэшбэком было строго разграничено, теперь клиентам позволяют, по желанию, использовать весь «компот» бонусов, которые конвертируются один в другой.
«Активность банков в этой сфере будет развиваться в более качественных направлениях, — полагает Павел Самиев. — Например, отладка более персонифицированных систем поощрений некоторых категорий клиентов по каким-то приоритетным направлениям — за их траты в сфере поддержания здорового образа жизни, занятий спортом. Возможно, это будут системы поощрения не напрямую в деньгах, а, допустим, в виде более лояльных тарифов, дополнительных сервисов по страховым услугам.
Другое направление — уже набирающие популярность кобрендинговые истории: объединение аудитории держателей банковских карт с аудиторией, к примеру, интернет-поисковика или авиаперевозчика. В таких конструкциях активность пользователей оценивается и поощряется суммарно».
При этом приверженцам такого рода экономии следует знать, что банковские карты с услугой кэшбэк обычно дороже в обслуживании, чем обычные. А при задержке платежа за обслуживание карты банк может обнулить весь накопившийся на ней кэшбэк. Кроме того, банки, как правило, устанавливают ежемесячный лимит на снятие наличных по таким картам, так что нет особого смысла разгоняться в тратах именно в предвкушении большого возврата. За собственно получение наличных также может устанавливаться комиссия.
Но какие бы механизмы ни были задействованы, надо осознавать, что все они — поощрение за состоявшуюся трату и приглашение к следующей. «Не стоит выстраивать свою шопинговую стратегию в зависимости от кэшбэка, — советует Дмитрий Янин. И предупреждает: — Кэшбэк с использованием кредитной карты может быть попросту опасен — легко увлечься и влезть в долги».
Осторожно: пирамида
Совсем отдельная история — кэшбэк от посредников (партнеров, как они себя называют) в сегменте онлайн-покупок. Сайтов, обещающих невиданные скидки (до 20%, где ключевым также является предлог ДО) по итогам интернет-шопинга, в Сети просто тьма-тьмущая. И это абсолютно «серая» зона.
Такие сайты позиционируют себя как посреднические сервисы торговых точек и сулят возможность покупок с колоссальным кэшбэком в сотнях магазинов, логотипы которых тесными рядами размещены на специальной страничке: за покупкой можно перейти по ссылке хоть немедленно. На сайте, как правило, размещено и «солидное» объяснение принципов работы, призванное развеять сомнения пользователей.
Вкратце суть описываемого механизма такова: магазины тратят колоссальные деньги на рекламу для привлечения покупателей, а поскольку сайт-посредник именно привлечением и занимается, то торговые точки часть этого рекламно-завлекательного бюджета передают сайту. А кэшбэк-сервис не жадничает и какую-то долю вознаграждения от магазина передает покупателю.
Встречаются сайты, владельцы которых клянутся, что отдают все 100%, чем выгодно отличаются от более скупых конкурентов, отстегивающих всего-навсего 40–60–80%.
Столь же обстоятелен рассказ о механизмах и сроках возврата средств. Мол, после оформления заказа в интернет-магазине, перейти на сайт которого можно по ссылке этого ресурса, срабатывает программа, которая отслеживает историю покупок и передает — через какое-то время — данные этому сервису-посреднику. Но реальные деньги — чуть позже. Мол, магазин не может акцептовать кэшбэк минимум в течение 30 дней — срока возможного возврата товара, следовательно, реальный срок зачисления средств. почему-то 6–8 недель. Эта арифметическая нестыковка гуляет от ресурса к ресурсу.
Разумеется, такие сайты не могут обойтись без публикации слащавых отзывов. Вроде такого: «Как хорошо, что есть такой сайт. Мы с мужем сейчас все деньги тратим на ремонт, а благодаря покупкам через ХХХ (название ресурса) много получаем обратно, поэтому хватает на покупки подарков дочурке».
И практически ни один такой ресурс не обходится без опции «приведи друга». Тоже солидно растолковывается, почему и друг получит кэшбэк, и тот, кто привел, внакладе не останется. И Интернет уже полон зазывными площадками: «Купи через меня!».
Примечательно, что перейти по ссылкам на подобных ресурсах на сайты магазинов действительно можно. И на некоторые товары магазины действительно запустили программы лояльности, предполагающие возврат средств. И, надо полагать, исправно возвращают. Только до покупателей, «привязанных» к заветному кэшбэку через сайт-посредник, эти деньги не всегда доходят. В Интернете уже сформировались сообщества недовольных и обиженных: «Они платят кэшбэк только за мелкие покупки. », «. и то меньше, чем обещали. ».
Описанию причин, по которым обещанный кэшбэк можно и не получить, такие сайты также уделяют внимание. В основном речь о чисто технологических накладках: перешел по ссылке, прежде чем. ; браузер не тот; сам заблокировал файлы определенного типа и т.д. Короче, не на ту кнопку сам же покупатель и нажал. Между тем аналитики кэшбэк-движения (появились в Интернете и такие!) указывают на явный мошеннический уклон подобных сервисов: действительно, достаточно сообщений от покупателей, кэшбэки которых растворились на просторах Сети вместе с сайтами-посредниками.
«Пирамидальная мошенническая схема тут совершенно очевидна, — утверждает экономист Михаил Беляев. — Просто существование таких моделей пролонгировано в силу технологических причин, и ущерб от действий таких мошенников не столь значителен, поэтому мы и не слышим общественного резонанса». Ущерб при таких схемах, действительно, зафиксировать трудно. Ведь заказанный в магазине товар покупатель получает: заявку-то он оставляет на реальном сайте торговой точки, просто переходит на него кружным путем, через сайт посредника. И в случае, если у магазина действительно предусмотрена акция по возврату части средств на этот товар, покупатель просто не получает свой кэшбэк, оседающий в карманах организаторов сайтов-посредников. Речь, по сути, о неполучении ожидаемой халявы. Тут особо права не покачаешь.
«Это действительно мошеннические схемы, — соглашается аналитик «Финам» Алексей Коренев. — Люди ведутся на красивую картинку: а как раз красивую картинку им обеспечивают. К сожалению, эта сфера у нас никем не регулируется».
Советы эксперта: как не попасть в ловушку кэшбэка
Дмитрий Янин, председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей:
«Не выстраивайте свою шопинговую стратегию в зависимости от кэшбэка.
Адекватный процент возврата по кэшбэку 0,5–1%: с осторожностью отнеситесь к предложениям, обещающим более высокий возврат.
Опасно подключать опцию кэшбэк к кредитной карте: есть риск залезть в долги.
Имейте в виду, что обслуживание карты с кешбэком обходится дороже.