храм спаса на крови почему такое название

Восемь удивительных фактов о Спасе на Крови

храм спаса на крови почему такое название

18 октября исполняется 135 лет со дня заложения храма Спас на Крови – одного из самых красивых и загадочных храмов Санкт-Петербурга. Девятикупольный красавец-храм, построенный в редком для северной столицы стиле русского зодчества, стоит на набережной канала Грибоедова. Чего только не было в его истории! Он трижды мог быть разрушен и чудом уцелел, в нем были морг и овощехранилище, склад театральных декораций и камнедробильная мастерская. А сколько удивительных историй и загадок хранят его стены! К 135-летию с начала строительства «МИР 24» знакомит вас с историей храма и его легендами.

храм спаса на крови почему такое название

Почему он так называется

Храм Спас на Крови освящен в честь Воскресения Христова (то есть в честь Воскресения Спасителя). Так возникла первая часть названия. Вторая часть объясняется местом, на котором был смертельно ранен император Александр II. Произошло это 1 марта (13 по новому стилю) 1881 года.

Храм-мемориал был возведен по решению императора Александра III в качестве искупительной жертвы всего народа за мученическую кончину царя-освободителя. Он строился на добровольные пожертвования, которые были собраны по всей России. Так что его можно смело считать построенным всенародно.

Мостовая внутри храма

Александр III, сын убиенного императора, сразу задумал храм как мемориал своему отцу. Поэтому внутри можно увидеть место, где было совершено убийство. Справа у самого входа под сенью оно обставлено небольшим богато украшенным каменным куполом. Под ним находится огороженный фрагмент бывшей Екатерининской набережной – место, где была взорвана карета Александра II. Сохранены камни булыжной мостовой, на которые пролилась царская кровь, и часть решетки Екатерининского канала (так в те времена назывался канал Грибоедова).

В цоколе храма есть двадцать памятных табличек из красного гранита, рассказывающие про деяния императора.
Даже пропорции храма несут в себе скрытую символику. Центральный купол возносится над землей на 81 метр. Это напоминание о годе гибели Александра II – 1881. Второй по выcоте купол имеет высоту 63 мeтра. Именно столько лет было убиенному государю. Богато украшенный крест колокольни Спаса на Крови венчает маленькая позолоченная царская корона.

храм спаса на крови почему такое названиехрам спаса на крови почему такое название

храм спаса на крови почему такое название

Мозаика вместо росписи

Внутреннее убранство храма и сейчас поражает воображение, хотя самоцветы, изначально входившие в декор, утрачены. Из общей строительной сметы собора (4,6 млн рублей) почти половину выделили только на декорирование.

Создатели Спаса на Крови отказались от традиционной храмовой росписи, поскольку в условиях сырого холодного климата она быстро разрушается. Весь храм внутри и снаружи украшен удивительными по своей красоте мозаиками. Над их эскизами работали величайшие мастера того времени – художники Васнецов, Нестеров, Рябушкин, Беляев и другие мастера Академии художеств. Богатейшая коллекция самоцветов, полудрагоценных камней и специальной ювелирной эмали довершала уникальное даже по тем временам убранство храма.

храм спаса на крови почему такое название Фото: Eirik Sundvor/Wikipedia

Трижды избежал разрушения

В советское время Спас на Крови трижды собирались разобрать. Первый раз такое решение в рамках антирелигиозной кампании было принято в 1931 году. Областная комиссия по вопросам культов вынесла постановление о целесообразности разборки Спаса на Крови. При этом было отмечено, что «храм не представляет историко-художественной ценности и его архитектура чужда облику города».

Однако исполнение решения было отложено на неопределенный срок. Про храм удивительным образом словно бы забыли. Закрытый с 1930 года, он использовался как склад. Некоторое время в его стенах располагалась дробильная мастерская для получения гранитной крошки. В это время многие ценные элементы интерьера были утрачены, но сам храм сохранился.

Вновь решение о сносе Спаса на Крови было принято в 1938 году. План по его разрушению уже был утвержден, и в 1941 году даже начались подготовительные работы. Планировалось разобрать Спас на Крови, фрагменты убранства передать в музеи, а редкие минералы пустить на новое строительство, но помешала война. Взрывники буквально от стен собора были отозваны на фронт.

В третий раз вопрос о сносе храма встал уже после войны, в 56 году, когда город стал активно перестраиваться. Тогда дело было уже не столько в антирелигиозной кампании, сколько в том, что Спас на Крови мешал плану строительства новых дорог в северной столице. Легче и дешевле было снести храм, чем прокладывать дорогу в обход него. Но тут уж уникальный храм отстояли историки, архитекторы и искусствоведы. К тому же за него горой встали руководители сразу нескольких ленинградских музеев.

Морг и овощехранилище

В годы блокады Ленинграда в храме находился Дзержинский районный морг. Именно туда свозили тела погибших от голода и артобстрелов ленинградцев из всего центра города. Когда блокада наконец была прорвана, а тела захоронены, то до конца войны здание Спаса на Крови приспособили под картофелехранилище. Горожане называли храм «Спасом на картошке», причем в таком наименовании не было даже намека на шутку, ведь после страшных блокадных лет картошка спасала от голода тех, кто выжил.

После войны в здании располагался склад декораций Малого театра оперы и балета имени Мусоргского. Казалось бы, для сохранности уникального памятника архитектуры это уже лучше, чем морг и овощехранилище. Но в какой-то момент декорации загорелись, и пожар нанес значительный ущерб уникальной мозаике собора.

Фугас под куполом

Реставрация длиной в четверть века

К концу 60-х годов храм был в крайне запущенном состоянии, близком к аварийному. Разрушения, нанесенные памятнику советской хозяйственной деятельностью, войной и пожаром оказались катастрофическими. Практически полностью была разрушена сень над местом гибели Александра II. Мрамор цоколя стен, пилонов, иконостаса был закопчен и сильно потрескался. Во многих местах фасадов, а также во внутреннем убранстве, была утрачена мозаика, не говоря уже о самоцветах и полудрагоценных камнях, которых не осталось. Почти полностью был разрушен уникальный пол, инкрустированный итальянским мрамором.

Реставрация началась в 1972 году и шла целых 25 лет. Строительные леса, которыми был обнесен храм, простояли почти 20 лет и прочно вошли в городской фольклор. Они упоминаются в стихах и прозе, в том числе в песнях Булата Окуджавы и Александра Розенбаума. Была распространена даже городская легенда, будто бы существует связь между этим долгостроем и судьбой всего советского государства. Мол, когда снимут леса со Спаса на Крови, то тут и весь СССР рухнет. Учитывая, что леса разобрали в 1991 году, легенда оказалась пророческой.

В 1997 году основные реставрационные работы были завершены. Спас на Крови открылся для посетителей ровно в тот день, когда исполнилось 90 лет со дня его первого освящения – 19 августа 1997 года.

храм спаса на крови почему такое название

Легенды и мифы Спаса на Крови

Экскурсоводы храма любят рассказывать поверье о том, будто бы одна из икон храма несет в себе информацию о прошлом и будущем нашей страны. Считается, что если смотреть на икону долго и внимательно, то можно обнаружить в ней даты поворотных моментов в отечественной истории. А именно – годы Октябрьской революции, начала Великой Отечественной войны, смерти Сталина и еще какие-то цифры, относящиеся, скорее всего, к будущему. Но они проступают нечетко.

По другой легенде, когда храм был закрыт, и с него сняли колокола, то прихожане храма, опасаясь, что уникальная святыня – кресты храма – тоже пойдут на переплавку, ночью тайно сняли их и спрятали. Они погрузили их на дно канала Грибоедова, то есть совсем недалеко от храма. Когда же реставрационные работы подходили к концу, то нашелся человек, который рассказал реставраторам, где искать кресты, и указал место. С помощью водолазов уникальные красавцы-кресты были найдены и после реставрации заняли свое место на куполах Спаса.

Источник

Храм Воскресения Христова (Спас на крови) и узел русской истории

История возникновения храма

Храм Воскресения Христова, получивший в народе название Спас на Крови, построен на месте покушения на императора Александра II и представляет собой уникальный памятник национальных исканий русской архитектуры конца XIX – начала XX веков. Возведение мемориальных культовых сооружений на Руси имело давнюю традицию. Храмы-памятники посвящались главным образом историческим событиям, чудесным избавлениям или памяти монархов.

Однако преобразования императора были прерваны трагическими событиями 1 марта 1881 года. Революционеры из подпольной организации «Народная воля» считали самодержавие устаревшей формой правления. Под воздействием идеи утопического социализма они полагали, что гибель царя вызовет в стране смятение, на волне которого «Народная воля» свергнет самодержавие и установит республиканское правление. Взяв на себя право вынести императору «смертный приговор», они стали предпринимать одну за одной попытки привести его в исполнение. На Александра II было совершено шесть покушений. Государь оставался жив только чудом, но при этом гибли люди, оказывавшиеся поблизости, что террористов не смущало.

На следующий день на место трагедии огромное число петербуржцев принесли цветы. Надежды «Народной воли» не оправдались – убийство царя не вызвало выступлений народных масс, а правительство и консервативные силы тесней сплотились перед угрозой опасности. Последовала эпоха политической реакции, приостановившей преобразовательные реформы Александра II.

По повелению нового императора Александра III на месте трагедии был возведен храм-памятник. С внешней стороны храм облицован рядами плит из красного гранита, где высечены основные реформы и преобразования Александра II. Внутри храма оставлен фрагмент булыжной мохрам спаса на крови почему такое названиестовой, где пролилась кровь государя. Характерно, что само название – храм Воскресения Христова – знаменует тему преодоления смерти.

Церковь была построена по совместному проекту молодого архитектора А. А. Парланда и архимандрита Игнатия (в миру – И. В. Малышева). Живописные эскизы для мозаик Спаса на Крови создавали 32 художника, отличавшихся как степенью своего дарования, так и художественной направленностью. Среди них В. М. Васнецов, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин.

Освящение собора состоялось 19 августа 1907 года, в день летнего Спаса. Храм не был приходским, в нем не служились требы. В церкви ежедневно служили панихиды по Александру II и дважды в год — Литургию.

В годы советской власти Спас на крови неоднократно собирались снести, он уцелел только чудом. После сильнейших повреждений храм-памятник был восстановлен, его открыли для посещения.храм спаса на крови почему такое название

На весь мир Спас на крови славится своими мозаиками – наружными и интерьерными. По масштабу мозаичного убранства храм превосходит как ранневизантийские храмы, так и собор Св. Марка в Венеции. Осуществлен набор мозаик Спаса на Крови первой в России частной мастерской братьев Фроловых. Орнаменты храма гармонично соотносятся с мозаичными иконами, цветным поделочным камнем иконостаса и киотов, а также мраморным мозаичным полом. Это удивительной красоты сочетание производит незабываемое впечатление на каждого посетителя храма.

Образ Московской Руси в Петербурге

Храм Воскресения Христова был построен в стиле допетровского зодчества и народного искусства и представляет собой собирательный образ храмов Москвы и Ярославля конца XVI – начала XVII веков. Такой стилизаторский способ освоения старины назывался «русским стилем» и развивался в общем русле эклектики второй половины XIX века. Архитектурный образ в нем формировался на основе сознательного отбора соответствующих прототипов разных стилей или их элементов.

Весь облик храма Спаса на крови пестрит архитектурными цитатами. «Русский стиль», как и любое воссоздание архитектурных форм, представляет собой стилизацию – всегда более декоративную, чем ее первоисточник. Поэтому храм насыщен декоративными деталями. Здесь фигурные наличники и кокошники, всевозможные пояски и изразцы, яркие, храм спаса на крови почему такое названиепраздничные кресты и главы неповторяющегося рисунка. Из первоисточников Парланд отбирал наиболее яркие, насыщенные элементы, утрируя приметы «самобытности».

Из церковного зодчества Московской Руси храм Воскресения Христова наиболее сопоставим с храмом Василия Блаженного, общепризнанным символом Московского государства. Изощренность декора, обилие в нем декоративных элементов, почти фольклорных по своему происхождению, преобладает над интерьером храма. Эта особенность здания обращала на себя внимание иностранных гостей Московского царства, которые говорили, что храм храм спаса на крови почему такое названиеВасилия Блаженного «построен скорее для украшения, чем для молитвы».

Но отмечена ли декоративность фасадов Спаса на крови той же печатью фольклорности, что и архитектура Храма Василия Блаженного? Содержание декора в том случае, когда он принципиально вторичен, уже не может считаться непосредственным фольклором, в той степени, в какой это могло иметь место в архитектуре Московской Руси. Парадоксальным образом «спасает» от фольклорной реальности собор именно его стилизация, которая никогда не лежит в том же историческом и культурном пространстве, что и прообраз.

Важно отметить, что Спас на крови состоялся как храм в своей цельности во многом за счет гармоничного соотношения внешнего облика и внутреннего убранства. Этого не хватает собору Василия Блаженнохрам спаса на крови почему такое названиего, чье стесненное внутреннее пространство производит все же впечатление некоей скудости, контрастной с внешним чрезмерно пышным убранством.

Напротив, интерьер Церкви Воскресения Христова выглядит цельным и монументальным. Храмовая программа, в основу которой положена византийская иконография, с достаточной полнотой раскрывает смысл христианского откровения. По типу строения храм является крестовокупольным, и в куполе помещено догматически главенствующее изображение – образ Христа Пантократора, созданный по эскизу Н. Н. Харламова. Расположение мозаик в храме определено тем, что он посвящен Христу. Например, на пилонах изображены святые. Это символично, так как пилоны поддерживают свод храма, а святые являются опорой Церкви.

Национальные искания в архитектуре храма в контексте европейской романтической традиции

Почему же прообразом и эталоном национальных исканий в русской культуре XIX века стало именно искусство XVII века, которое от всех предшествующих отличалось любовью к чрезмерной декоративности и фольклорностью? Национальные искания в культуре XIX века развивались под влиянием славянофильства, для которого народность была «почвой» русской культуры. Именно с нею был связан уклон в сторону фольклора в архитектуре XIX века. Но существенно здесь то, что поиск национальной самобытности, который привел к подражанию архитектуре допетровской Руси, осмыслялся в контексте неприятия влияния Запада и радикальных реформ Петра I. При этом не принималось во внимание, что русскую культуру изначально сближало с западной гораздо больше, чем казалось славянофилам и их последователям. Ведь в результате крещения, Русь вошла в тот культурный круг стран, который центрировала собой Византийская империя, наследовавшая Античность. Не следует забывать, что в этот период в церковном отношении Запад оставался единым с Востоком. Вместе с христианством восприняты церковная архитектура, иконопись, которые на Руси обрели свои особенности.

Интересно, что явление историзма в искусстве, в рамках которого в архитектуре существовали ретроспективные стили, был как в России, так и в странах Европы. Эта тенденция ведет свое происхождение от романтизма, культурного течения конца XVIII – первым десятилетием XIX века, которое можно назвать не просто западным, но западным по преимуществу. Причина романтической обращенности к прошлому вполне объяснима. Провозглашенные Просвещением идеи прогресса, его отвержение прошлого, и в первую очередь Средневековья, как пережитка предрассудков, для романтизма стали совершенно неприемлемыми. Утверждение полной свободы творческой личности, свойственной романтическому мышлению, позволяло выбирать тот или иной стиль. Развиваясь во многих странах, романтизм повсюду приобретал яркое национальное своеобразие, обусловленный местными историческими традициями. Архитектура наглядно и образно прослеживает выражение некоторых романтических настроений.

В чем же состояли национальные искания в западноевропейской культуре и как они соотносимы с тем процессом в России, который мы только что описали? Для иллюстрации можно привлечь знаменитый замок Нойшванштайн в Баварии, построенный в 1869 – 1886 гг. самым «романтичным» государем XIX века, баварским королем Людовиком II. Замок построен на вершине крутой горы, подножие которой омывается быстрым и шухрам спаса на крови почему такое названиемным потоком, и в таком природном ландшафте производит впечатление, будто он врос в гору. Поклонник и покровитель Вагнера, потрясенный его музыкальным воплощением средневекового эпоса, молодой король принимает решение заново отстроить старые крепостные руины возле ущелья в настоящем стиле средневековых немецких рыцарских замков и крепостей. Но Нойшванштайн не отвечает одному из существенных смыслов средневекового замка – быть непреступным укреплением. Для этого он слишком возвышенный и неземной, слишком романтически устремлен в запредельность. Король требовал от Кристиана Янга, работавшего над строительством, прежде всего «архитектурной живописности». В этом и сказалось свойство романтизма – стремление к воссозданию внешнего очертания архитектурного образа, вне зависимости от того назначения, которое он нес в исторической действительности.

Обращение к историческому прошлому в России и Европе представляют одну и ту же романтическую тенденцию в культуре. В России это «русский стиль», черпающий свои основы в архитектуре Московской Руси, на Западе — «романско-романтический» или «псевдоготический» стили, вдохновленные архитектурными образами Средневековья.

Поэтому на примере «русского стиля» в архитектуре можно с достаточным основанием утверждать, что национальные искания XIX века в России выводили отечественную культуру в пространство западноевропейской романтической традиции скорее, чем в подлинный контекст московской эпохи. Храм Воскресения Христова можно признать ярким тому подтверждением.

Это можно увидеть и в том, как вписывается храм в пространство Санкт-Петербурга. Город строился Петром I в противовес архитектуре Московской Руси и может по праву именоваться самым «западным» среди городов России. Но европейская тенденция национальных исканий в архитектуре и стилизация Спаса на крови делают присутствие храма уместным среди строгой классицистической и ампирной застройкой района Невского проспекта. Храм как бы дополняет собой стилистическое многообразие города, не нарушая его ритма. Поэтому Спас на крови можно назвать своеобразным символом примирения, который соединил собой архитектуру европейской традиции и допетровской Руси.

В этом году исполняется 130 лет со дня убийства Александра II. С недавнего времени в храме, который после реставрации был открыт только как музей, каждое воскресенье служится Литургия и панихида по императору.

Источник

Санкт-Петербург: рекомендуем посетить храм Спас на Крови

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

храм спаса на крови почему такое название

Санкт-Петербург. Вид на Храм Спаса-на-Крови со стороны канала Грибоедова

Его облик как бы выбивается из общей картины самого «европейского» города России, Петербурга. Среди строгих зданий дворцов на берегу забранной в гранитные берега Невы вдруг возникает как бы напоминание о Руси прежней, допетровской – яркое узорочье стен, куполов. Между тем, повод для возведения подлинного украшения города был не праздничным.

Почему именно так называется храм в Санкт-Петербурге

Например, множество малых церквей такого рода было на Красной площади Москвы XVI в. В XIX в. церковь «на крови» впервые появилась не месте гибели монарха – Александра II.

Интересные факты

История «Спаса» связана с многими совпадениями, некоторые из которых выглядят как почти «мистические»:

Музей-памятник или храм

«Спас-на-Крови» входит в музейный комплекс «Исаакиевский собор». Но по субботам, воскресеньям здесь идут богослужения.

Как посетить

Собор находится близ Невского проспекта, рядом – Дворцовая площадь, другие достопримечательности.

Адрес собора – Набережная канала Грибоедова, 2Б, корпус А. Собор виден издалека, он стоит непосредственно у воды.

храм спаса на крови почему такое название

Фото: Sargis Vardanyan

Телефон

Позвонить можно по номерам +7 (964) 339-55-93, +7 (921) 862-70-63.

Как добраться

Гуляющие по центру города пешком, как правило, рано или поздно окажутся рядом со «Спасом», осматривая другие значимые достопримечательности.

Транспорт

Доехать также можно доехать на множестве маршрутов автобуса, троллейбуса, проходящих по Невскому проспекту. Это автобусы 3, 7, 22, 24, 27, 191, троллейбусы 1, 5, 7, 10, 11, 22. Остановка, на которой следует выйти – «Невский проспект».

Ближайшая станция метро

Станция метро, от которой путь до «Спаса» составит всего около 5 минут – «Канал Грибоедова».

Цена билета, как купить, режим работы музея

Музей работает с 10 до 18 ч., а с 18 до 21 ч. посетить здание можно, но без возможности заказать экскурсию. Полная стоимость входного билета составляет 350 р. (после 18 ч. – 400), льготная цена – 100 р. За экскурсионное обслуживание дополнительно взимается от 600 до 3000 р., что зависит от количества экскурсантов. Билеты приобретаются на кассе при входе, или на интернет-странице музея «Исаакиевский собор».

Информация для паломника

За вход на богослужения плата не взимается. Однако платный вход в Дом Божий вызывает недоумение многих. Некоторые из туристов, антицерковно настроенные, не разбираясь, приписывают введение платы… самой Церкви, которая не владеет зданием. Другие, по словам клириков, бесплатно проходят во время богослужения, хотяинтересуются зданием именно как мемориалом, музеем.

Расписание богослужений в храме

Во все остальные дни собор функционирует как музей.

История создания

Возведение церковного здания именно здесь не планировалось никогда. Но жизнь внесла свои коррективы.

Биография императора Александра II

Будущий царь родился 29 апреля 1818 г., в Москве, незадолго до Пасхи. На престол Александр вступил с 1855 г. Новый царь провел целый ряд реформ, главной из которых стала отмена крепостного права (1861 г.). Кроме того в сторону либерализации изменились:

Однако, «общественность», разночинная интеллигенция требовала отмены монархии, введения конституции. Видя, что власти на уступки не пойдут, вновь созданная организация «Народная воля» приняла решение уничтожить царя физически.

Как убили царя-освободителя

На Александра было предпринято восемь покушений. В семи из них он даже не был ранен.

Александр скончался в Зимнем дворце через час после нападения. Это случилось на Неделю Торжества Православия Великого Поста. Промыслом Божиим накануне императору удалось приобщиться Св. Таин.

Временная часовня

Непосредственно после гибели царя Дума Петербурга просила нового императора, Александра III, разрешить возведение часовни на месте смерти его отца. Император сразу обозначил, что хотел бы видеть полноценный храм, однако, дал согласие на постройку.

До наших дней это здание не дошло: по завершении строительства собора его перенесли на другое место, позже – разобрали.

Архитектурный конкурс

Уже 31 декабря 1881 г. на него были представлены 26 проектов. Но все они не устроили Александра III, который хотел видеть церковь русского стиля, повторяющую архитектурные традиции XVII в. Новый конкурс последовал в мае следующего года.

храм спаса на крови почему такое название

Рисунок будущего храма(проект) до доработки проекта архитектором Парландом, 1883

Победил совместный проект А. Парланда и настоятеля Троице-Сергиевой пустыни Петербурга, архимандрита Игнатия (Малышева), который еще мирянином получил художественное образование. Сам он говорил, что образ этого здания был явлен ему во сне, после чего он предложил А.Парланду эскиз здания.

О. Игнатий предложил также посвящение собора Воскресению, чтобы мемориал свидетельствовал не о скорби, а о победе Господа над смертью.

Строительство храма

Хотя будущий собор был заложен 6 ноября 1883 г., начать собственно возведение стен удалось только с 1887 г. Причиной задержки стали изменения проекта.

Для реализации этой идеи пришлось выдвинуть здание в сторону воды на 8,5 м; ведь Александра убили в полутора метрах от берега.

Кто построил (архитектор)

Возведение «Спаса» курировала комиссия во главе с великим князем Владимиром Александровичем. Это 5 известных петербургских зодчих, среди которых Д. Гримм, И.Штром, и другие. Активное участие принимали также авторы проекта.

Сколько лет воздвигали

В общей сложности строительство заняло 24 года.

Год постройки

Великое освящение церкви состоялось 19 августа 1907 г. Его совершил митрополит Петербургский Антоний (Вадковский).

История прихода храма

Парадоксальным образом, он начал формироваться… после революции 1917 г.!

До этого «Спас» не считался приходским, получая содержание от казны (до 40000 рублей ежегодно). После распоряжения новых властей организовать «двадцатку» (такова была минимально установленная численность общины) настоятель, протоиерей Петр Лепорский, даже возражал против такой идеи, не сразу поняв новую ситуацию.

Но приход стал единственным способом спасти святыню от немедленного закрытия. Официальное его существование начинается с 11 января 1920 г. Приходским храм оставался только 10 лет. 30 октября 1930 г. власти закрыли собор.

История после закрытия прихода

Через год было решено разобрать церковь, но сделать это не удалось ни тогда, ни в 1938 г., когда документ об уничтожении святыни был принят еще раз. А потом началась Великая Отечественная война. В стенах мемориала находились:

Реставрация

Возможно, история с фугасом впечатлила власти: с 1968 г. собор, наконец, взяли под охрану. Восстановительные работы продлились они не одно десятилетие.

Впрочем, музей, которым стал «Спас» открыл свои двери для посетителей только с 1997 г.

храм спаса на крови почему такое название

Спас на Крови. 1935 год

Богослужения возобновились здесь только через 7 лет, с 23 мая 2004 г. А приход существует с 2014 г.

Экскурсия по музею

Страница музея предлагает два вида осмотра:

Маршрут

Самостоятельные экскурсанты естественным образом переходят от внешнего осмотра здания к внутреннему убранству.

Это Михайловский сад, примыкающий к собору, один из самых красивых парков Петербурга. Он создан зодчим XVIII в. Карлом Росси.

Архитектура

Только на внешний осмотр здания уходит почти час. Здесь множество уникальных, исторически ценных деталей.

храм спаса на крови почему такое название

Стиль, площадь, высота

Самая высокая из башен поднимается на 81 м. Площадь собора позволяет собрать здесь до 1600 человек. Стиль его определяется как «русский», следующий традициям зодчества XVII в.

Описание внешнего вида собора

Стены обильно украшены тем, что во времена Московской Руси называлось «узорочьем»: использованы кирпич, мрамор, гранит, элементы мозаики.

При внешнем осмотре особое внимание стоит уделить западной части, где большое Распятие обозначает место убийства императора.

На стенах также можно увидеть надписи, отражающие основные достижения империи времени правления Освободителя.

Сколько куполов

Всего их насчитывается 9, 5 из которых – в центральной части здания.

Мозаичные гербы

Они украшают колокольню. Всего гербов насчитывается 133, это символы губерний тогдашней империи, из которых приходили пожертвования на строительство. Подробное описание каждого представлено в книге, изданной музеем (2007 г.)

храм спаса на крови почему такое название

Герб Архангельской губернии

Как выглядит собор внутри

Уникальная особенность храма – то, что изнутри он полностью покрыт мозаикой. Гармонирует с ней особо оформленный пол.

Иконостас и росписи

Алтарная преграда здесь ниже, чем обычно принято. Это попытка вернуться к древнерусской традиции, когда иконостасы были невысокими.

храм спаса на крови почему такое название

Иконы, мозаика

«Спас» считается практически музеем мозаики. Ее площадь внутри – до 7000, снаружи – 400 кв.м. Над изображениями 68 сюжетов, 277 святых работали 30 разных художников.

Особенность убранства – множество икон Христа, ведь собор посвящен Его Воскресению. Лучшие иконы созданы М.В.Нестеровым, Н.Н.Харламовым, другими художниками. Это образы Спаса в Силах, Эммануила, Спаса Благое Молчание, св. Александра Невского.

Полезная статья + фотогалерея

Достопримечательности и святыни

Главная из них – сень над местом гибели Александра II, здесь можно увидеть части мостовой, ограды, обагренные его кровью.

До революции все реликвии собора находились в Иверской часовне-ризнице – это иконы, поднесенные как память о гибели царя, реликвии из Палестины (например, Распятие с частицами Голгофского креста). За советские годы святыни утрачены, с 2013 г. здесь Музей камня.

Отзывы посетителей

Независимо от того, посещают «Спас» паломники, или невоцерковленные туристы, он неизменно вызывает восторг, благоговение.

«Это шедевр! Потрясающе красиво снаружи и внутри. Советую послушать бесплатную экскурсию, при входе сообщают о времени начала следующей. Очень интересно и познавательно, не муторно и не долго. Господь спасал это место от разрушения несколько раз»

храм спаса на крови почему такое название

(Андрей Валерьевич)

Что ж, к последнему отзыву остается добавить одно – «и придите на службу». Всякий храм – место присутствия Божия, но именно здесь Господь особенно касается сердца пришедшего, покоряя его неземной красотой уникального собора.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *