geely и volvo что общего
Geely и Volvo: итоги десяти совместных лет
В августе 2010 года шведская компания Volvo Cars вошла в состав китайского холдинга Zhejiang Geely. Для Volvo это фактически было спасение, а для Geely — первая и самая крупная покупка, за которой последовали Lotus, Proton и (совсем недавно) доля бренда smart. Важно, что управленцы Geely сохранили маркетинговую автономность Volvo, сосредоточившись на финансовых операциях и создании общих инженерных и производственных мощностей. При этом решение Volvo о переходе на двигатели максимум с четырьмя цилиндрами было принято еще в 2007 году, когда компания принадлежала концерну Ford, хотя первые серийные машины с модульными двигателями Drive-E появились только в 2013-м. Сейчас в Geely подвели итоги прошедших десяти лет, и оказалось, что совместная работа пошла на пользу обеим компаниям.
Если в 2009 году (еще под патронажем Форда) фирма Volvo Cars выпустила 335 тысяч автомобилей, то результат 2019-го — 705 тысяч машин. Кстати, планка в 700 тысяч была достигнута впервые с 1993 года! Доходы за минувшие десять лет выросли почти втрое — с 96 млрд до 274 млрд шведских крон (26,4 млрд евро). И если в 2009-м компания показала убыток 5,2 млрд крон, то в 2019-м заработала 14,3 млрд крон (1,4 млрд евро).
У головной компании Geely Auto (она тоже входит в холдинг Zhejiang Geely) прогресс еще более впечатляющий. В 2009 году выпущено 327 тысяч автомобилей, а в 2019-м уже 1 млн 362 тысячи! Доходы за десять лет выросли с 14 млрд до 107 млрд юаней (13 млрд евро), а чистая прибыль — с 1,3 млрд до 12,7 млрд юаней (1,55 млрд евро).
Geely и Volvo совместно создали молодежную марку Lynk & Co, которая, правда, пока представлена только в Китае (хотя экспортные амбиции серьезные), и переформатировали Polestar в электромобильный бренд для глобального рынка. Сейчас в активе холдинга Zhejiang Geely десять научно-технических центров по всему миру, включая те, что принадлежат брендам Volvo, Proton, Lotus и LEVC. Кстати, еще в начале года Geely и Volvo стали готовиться к полноценному слиянию. Это позволит расширить совместную работу и объединить финансовые потоки, которые сейчас текут раздельно.
Завод, музей и завод как музей: как развивалась Volvo, и чего она добилась вместе с Geely
В далеком уже 2010 году покупку компании Volvo концерном Geely многие воспринимали неоднозначно. Озвучивались разные версии дальнейших событий, и не все верили в возможность успешного развития и взаимовыгодного сотрудничества. Но сейчас, спустя почти 10 лет, можно оценивать ситуацию и делать выводы. Сегодня мы посетим музей Volvo, чтобы посмотреть, с чего начинала компания, потом побываем на заводе, а в конце попробуем ответить на вопрос, почему совместная работа шведов и китайцев оказалась настолько результативной.
Становление технологий безопасности
История компании Volvo восходит ко встрече одаренного инженера Густава Ларсона и талантливого управленца Ассара Габриэльссона: знакомство и совместный ужин предопределили будущее сотрудничество и подарили Швеции собственный автомобильный бренд. Заручившись финансовой поддержкой компании SKF, партнеры разработали и выпустили первый автомобиль OV4 весной 1927 года – теперь этот год считается официальным годом основания Volvo.
Создатели Volvo с самого начала заложили концепцию безопасности как одну из ключевых для своих автомобилей.
Безопасность есть и всегда должна быть главным принципом всех инженерных решений.
Начав в 1927 году с простых машин с деревянными спицевыми колесами и деревянным же кузовом, обшитым металлом, Volvo быстро прогрессировала, и уже в 1930 году представила модель PV652 с гидравлическими тормозами, которые обеспечивали стабильное замедление довольно тяжелой машины, которая выпускалась в том числе и для работы в такси. А спустя еще 6 лет дебютировали машины принципиально нового вида: с обтекаемым кузовом, утопленными фарами и привычными нам сегодня металлическими колесами.
Послевоенные годы позволили автопроизводителям постепенно возвращаться к былому уровню производства и продолжать развитие. У Volvo в 50-х дела шли так успешно, что компания сделала два заявления: выпустила первый спортивный двухдверный автомобиль Volvo Sport и предложила покупателям уникальную гарантию, совмещенную со страховкой. В рамках нее компания гарантировала покрытие любого ущерба, причиненного их автомобилю в результате столкновения, в течение 5 лет после покупки. С учетом того, что эта гарантия входила в стоимость автомобилей, предложение было настолько щедрым, что страховая инспекция Швеции даже подала на Volvo в суд, сочтя его нарушением правил страхования, но победителем в этой истории вышел именно автопроизводитель.
Тогда же, в середине 50-х, шведы представили новую модель Volvo 120 Amazon, которая вобрала в себя актуальные наработки по безопасности того времени. Помимо прочного цельносварного кузова это была мягкая отделка передней панели и крепления для ремней безопасности на передних сиденьях. А спустя пару лет после дебюта модели шведы пошли еще дальше и первыми в мире сделали трехточечные ремни безопасности на передних сиденьях стандартным оборудованием для своих актуальных моделей Amazon и PV544.
С учетом выхода на рынки не только Европы, но и Северной Америки, в шестидесятые годы в Volvo приступили к активному решению вопроса нехватки мощностей. В 1963 году был открыт первый завод компании за пределами Швеции – предприятие в городе Галифакс, в Канаде. Выбор местоположения был обусловлен именно тем, что со времен модели PV444 у Volvo была стабильная доля на североамериканском рынке. Уже в следующем, 1964 году, заработал новый завод мощностью до 200 тысяч машин в год, расположенный на родине Volvo, в Гетеборге. А в 1965 было открыто сборочное производство в бельгийском Генте. Таким образом, шведы не только решили вопрос с недостатком производственных мощностей, но и организовали производство на всех ключевых для компании рынках – европейском и североамериканском.
Новый шаг вперед в области безопасности компания тоже сделала в середине 60-х, представив модель 144, которая стала новым флагманом. В ней были собраны все лучшие технические решения Volvo тех лет, такие как двухконтурная тормозная система, дисковые тормоза на обеих осях, составная рулевая колонка, снижающая риск травм при столкновении, новые защелки ремней безопасности и зоны деформации кузова как в передней, так и в задней части. С учетом такой заботы об обитателях салона неудивительно, что на рынке США новинка соответствовала даже тем требованиям по безопасности, которые еще не вступили в силу.
В семидесятые годы продолжается развитие идей максимальной защиты водителя и пассажиров: серийные модели получают подушки безопасности и продуманный травмобезопасный интерьер. Квинтэссенцией принципа снижения травматизма и смертности становится концепт VESC, вобравший в себя все наработки того времени: выступающие эластичные бамперы на телескопических амортизаторах, усилители в дверях и защитная дуга в крыше, травмобезопасная рулевая колонка, ABS, подушки безопасности и так далее. Одна из самых любопытных деталей концепта – огромная камера заднего вида, расположенная на корме, а изображение с нее выводилось на телевизор на передней панели. К слову, некоторые идеи концепта VESC нашли применение и в автомобилях Volvo того времени: например, в 1973 году бамперы на машинах для рынка США стали располагать выше, чем раньше.
Экспортные успехи шведской компании трансформировались в реальные цифры: Volvo была крупнейшим европейским экспортером на рынке США, а в феврале 1981 года завод в Гетеборге выпустил миллионный по счету автомобиль для рынка Северной Америки. Ну а новым направлением развития систем безопасности в 80-е годы стала защита детей. Так, в 1986-м Volvo представила набор аксессуаров для детей, главным образцом в котором стали новые сиденья, устанавливаемые против хода, спиной к лобовому стеклу – такие кресла были рассчитаны на пассажиров возрастом до 4 лет.
В самом конце восьмидесятых в Гетеборге прошла первая конференция по системам автомобильной безопасности, где Volvo продемонстрировала свои актуальные наработки: систему защиты при боковом ударе (SIPS – Side Impact Protection System) и поддерживающую подушку для детей, встроенную в заднее сиденье. В начале девяностых актуальные модели 740, 940 и 960 уже имели систему защиты при боковом ударе в стандартном оснащении. Достижения шведов высоко оценили специалисты и эксперты: в девяностые Volvo неоднократно удостаивалась наград – как за свои всемирно известные на тот момент разработки вроде трехточечного ремня безопасности, так и за актуальные, например, механический натяжитель ремня. В США работу компании оценил Страховой институт дорожной безопасности, по результатам исследования признавший автомобили Volvo самыми безопасными на рынке.
Взяв отличный старт, в девяностых шведы продолжили развивать идею всесторонней защиты водителей и пассажиров – именно в этот период в автомобилях появились многие решения, знакомые нам сегодня. К примеру, Volvo 850 в 1994 году первым в мире получил боковые подушки безопасности. Чуть позже это решение переняли и новые модели S40 и V40 – для компактного класса оно тоже было передовым. Ну а новый флагман модельного ряда, Volvo S80, дебютировавший в 1998 году, удостоился награды Принца Майкла в области дорожной безопасности (Prince Michael Road Safety Award) за надувные шторки безопасности.
Новое тысячелетие обозначило новый тренд: помимо пассивной безопасности стали развиваться системы активной, позволяющие предотвратить ДТП и смягчить его последствия еще до того, как оно произошло. Компания Volvo, открывшая в 2000 году новый центр по безопасности с лабораторией для проведения краш-тестов, шла в лидерах и здесь. К примеру, в 2001 году шведы внедрили систему помощи при экстренном торможении EBA (Emergency Brake Assist), которая отслеживает интенсивность и резкость нажатия на педаль тормоза и при необходимости увеличивает давление в системе, увеличивая тормозное усилие и сокращая тормозной путь. Новый ассистент работал в комплексе с уже имевшейся на тот момент в арсенале системой стабилизации DSTC (Dynamic Stability and Traction Control) – то есть, вместе они могли предотвращать ДТП в самых разных ситуациях. В 2004 году к списку присоединилась система контроля мертвых зон BLIS (Blind Spot Information System), позволявшая и самому водителю поучаствовать в повышении своей безопасности на дороге.Появление в гамме Volvo внедорожника стало вызовом не только для инженеров, разрабатывавших системы полного привода и помощи при движении на бездорожье, но для тех, кто занимался безопасностью. Тяжелая машина, несомненно, отлично защищала своих пассажиров, но, во-первых, требовала повышенного внимания к центру тяжести, а во-вторых, должна была оставаться максимально «дружелюбной» к другим участникам дорожного движения. Первая задача была успешно решена не только максимально возможным снижением центра тяжести, но и разработкой системы защиты от опрокидывания ROPS (Roll Over Protection System).
Любопытный факт: несколько лет назад Volvo озвучила свою глобальную задачу, которой стало снижение смертности и тяжелых травм, полученных в автомобилях Volvo, до нуля к 2020 году, и компания движется к этой цели не только путем совершенствования имеющихся систем и разработки новых. Для наиболее полного понимания причин, обстоятельств и последствий ДТП компания имеет целое подразделение, которое выезжает на аварии с тем чтобы всесторонне их изучить и аккумулировать статистику, которая поможет в дальнейшей работе. Не секрет, что главной и непреодолимой сложностью на пути к абсолютной безопасности движения является не создание идеального автомобиля, а человеческий фактор. Нарушения ПДД, езда в состоянии опьянения, превышения скорости, усталость, разговоры по телефону или набор текстовых сообщений за рулем – вот только малая часть причин, по которым сегодня происходит подавляющее большинство аварий. В Volvo это понимают – и именно поэтому сбор данных о том, почему произошло ДТП, так важен: он поможет понять, с чем именно нужно бороться. К примеру, проблему превышения скорости шведы предлагают решить установкой принудительного ограничения: если сейчас максимальная скорость мощных машин обычно установлена на отметке в 250 км/ч, то в Volvo предлагают снизить ее до 180 – ведь этого достаточно для подавляющего большинства водителей и дорожных условий практически на всех рынках кроме, пожалуй, немецкого с его безлимитными автобанами.
Новый Geely Atlas Pro и большой Geely KX-11 с двигателем Volvo готовы к выходу в России
По габаритам Geely KX-11 сопоставим с Kia Sorento и Hyundai Santa Fe
Как сообщает «Автостат» со ссылкой на пресс-службу «Джили Моторс», в следующем году в России компания планирует начать продажи, как минимум, двух очень интересных автомобилей.
Во второй половине 2022 года начнутся продажи нового среднеразмерного кроссовера Geely KX-11, премьера которого состоялась в рамках Шанхайского автосалона в апреле этого года. В «Джили Моторс» отметили, что автомобиль бренда впервые составит конкуренцию в сегменте D-SUV на российском рынке.
В ноябре стало известно, что Geely получила в России патент на дизайн для Geely KX-11, который в данный момент проходит дорожные испытания в РФ и готовится к сертификации. Теперь автомобиль защищён от копирования в России. По габаритам он сопоставим с Kia Sorento и Hyundai Santa Fe. Размеры Geely KX-11 составляют 4770 х 1895 х 1689 мм при колёсной базе 2845 мм. Кроссовер оснащён 2-литровыми турбированными двигателями Volvo разной мощности. Младшая версия имеет мощность 218 л.с., автомобиль разгоняется от 0 до 100 км/ч за 7,9 с и комплектуется роботизированной коробкой передач. Старшая версия оснащена 238-сильным двигателем и восьмиступенчатой автоматической коробкой передач, а разгон до 100 км/ч занимает 7,7 с.
А уже в начале 2022 года у российских дилеров появится переднеприводная модицикация кроссовера Geely Atlas Pro, который будет комплектоваться 1,5-литровым турбированным двигателем и классическим гидромеханическим «автоматом». В сентябре в России стартовали продажи гибридного кроссовера Geely Atlas Pro с полным приводом и системой 48V EMS. Он стал первым автомобилем с технологией «мягкого» гибрида в массовом сегменте. Переднеприводная версия будет боле доступной, а Geely Atlas постепенно покинет рынок.
По итогам 10 месяцев 2021 года российские дилеры Geely реализовали 19653 автомобиля, что на 67% больше по сравнению с тем же периодом прошлого года.
Флагманский кросс Geely и Volvo готовится выйти на рынок: вдвое дешевле родственного XC90
Самый крупный и дорогой SUV марки Lynk & Co будет доступен только в виде гибрида, причем у модели три такие версии. А еще кросс имеет исключительно полный привод.
Премьера серийного кроссовера Lynk & Co 09, который займет позицию флагмана марки, состоялась в июне, а теперь в Китае стартовало производство модели, вдобавок объявлены предварительные цены: полный прайс-лист опубликуют в октябре, тогда же начнутся продажи. Напомним, бренд Lynk & Co – это совместный проект Geely и Volvo (шведская компания, в свою очередь, принадлежит китайцам), он появился в 2016 году. Ну а «девятка» — это первый кросс марки, построенный на вольвовской платформе SPA (Scalable Product Architecture), на которой также базируются актуальные «шведы» шестидесятой и девяностой серий, включая и кроссовер XC90. В основе остальных Линков, за исключением компактного паркетника 06, лежит «тележка» CMA (Compact Modular Architecture), разработанная Джили и Вольво. «Шестерке» досталась платформа BMA (B-segment Modular Architecture) от Geely.
Lynk & Co 09 крупнее родственного Volvo XC90, длина китайского SUV равна 5042 мм, ширина – 1977 мм, высота – 1780 мм. Размеры «шведа»: 4953/1923/1776 мм. Колесная база у машин совпадает – 2984 мм. Внешний облик «девятки» выполнен в фирменном стиле бренда, но у флагманской модели есть свои «фишки». Например, кроссоверу досталась массивная радиаторная решетка со сдвоенными вертикальными «клиньями», которая вместе с адаптивными матричными фарами образует «приплюснутую» букву T (сверху расположены семейные ходовые огни). Кроме того, это первая конвейерная модель Lynk & Co с выдвижными ручками дверей. Кроссоверу положены 20- или 21-дюймовые колеса.
Внутри сразу несколько дисплеев: один из них выполняет роль «приборки», по центру красуется крупный тачскрин мультимедийной системы, ниже – сенсорный блок управления «климат-контролем», при этом на нем имеются шайбы с встроенными небольшими экранчиками (такого блока ни у младших Линков, ни у «шведов» нет). Также для Lynk & Co 09 предусмотрен проекционный дисплей на 12,8 дюйма. Кросс доступен с шести- или семиместным салоном.
В арсенале модели еще значатся: работающий в связке с системой удержания в полосе адаптивный круиз-контроль, системы автоторможения (в том числе, при движении задним ходом) и мониторинга «слепых» зон, автопарковщик. Наконец, доступна пневматическая подвеска: по информации местных СМИ, дорожный просвет меняется в диапазоне от 160 до 250 мм.
Компания Geely станет крупнейшим акционером группы Volvo
Похоже, эта сделка станет крупнейшим финансовым событием года в автомобильной промышленности после покупки концерном PSA европейских активов фирмы General Motors. И не только в автомобильной. Компания Geely объявила о приобретении 8,2% акций шведского концерна AB Volvo, более известного как Volvo Group. Соглашение о покупке было заключено со шведской фирмой Cevian Capital, которой до сих пор принадлежал этот пакет акций. В результате китайская компания станет крупнейшим единым акционером Volvo Group и получит наибольшую, шестую часть (15,6%), голосов в правлении концерна.
Сумма сделки официально не разглашается, однако эксперты оценивают ее приблизительно в 3,8 миллиарда долларов. Дело в том, что Volvo Group — крупный международный концерн в который входят подразделения по производству грузовиков, автобусов, строительной техники, судовых и промышленных двигателей. Группа скупила десятки конкурирующих компаний, у нее есть собственные заводы в большинстве стран мира. Например, отделению Volvo Trucks принадлежат грузовые фирмы Renault Trucks, Mack и UD (бывшая Nissan Diesel), группа Volvo Bus приобрела множество автобусных марок, в том числе североамериканские Prevost и Blue Bird, немало поглощений и на счету отделения Volvo Construction Equipment. Свои заводы есть у группы Volvo и в России: площадки в Калужской области выпускают грузовики и экскаваторы.
От легкового отделения Volvo Cars шведский концерн избавился еще в 1999 году: сначала оно перешло в собственность Форда, а после не слишком успешных экспериментов с модельным рядом американцы продали его в 2010 году холдингу Geely. В свете новой сделки, похоже, намечается воссоединение компаний под началом Ли Шуфу, владельца китайской фирмы.
Напомним, что Volvo Cars стала первым и самым крупным до сих пор заграничным активом Geely. Хотя с подъемом шведской марки дела у китайских хозяев постепенно пошли в гору. За последние пять лет частный холдинг Geely успел войти в пятерку лидеров китайского автомобильного рынка, купить производителя британских кэбов London Taxi, малайзийскую автофирму Proton вместе с принадлежащей ей компанией Lotus и американского разработчика летающих автомобилей Terrafugia. А за последний год холдинг создал еще и два новых автомобильных бренда — Lynk & Co и Polestar. Однако вне сектора легковушек в активы Geely до сих пор входила только небольшая грузовая фирмочка Yuancheng.
Теперь все может поменяться. С приобретением самого крупного пакета акций AB Volvo китайский холдинг становится крупным международным концерном. К чему, впрочем, Ли Шуфу подталкивают обстоятельства: китайская компартия не так давно объявила о желании объединить три крупнейших государственных автомобильных концерна — FAW, Dongfeng и Changan. Это сложный и долгий процесс, однако первые слияния мелких подразделений уже начались, а в результате объединения на сцену может выйти огромный и мощный конгломерат, тягаться с которым остальным китайским производителям будет ой как непросто.
Прибыли успешной шведской группы помогут Geely: специалисты оценивают доходы Cevian Capital за 11 лет владения пакетом акций AB Volvo в два миллиарда евро. Впрочем, стороны пока объявили лишь о принципиальном согласии. Контрагентами могут выступить компании Nomura International и Barclays Capital Securities: после одобрения сделки антимонопольными властями они выкупят акции, принадлежащие Cevian Capital, и продадут их холдингу Geely. Случится это, разумеется, не раньше чем в наступающем году.