fact checking что это
Инструкция по фактчекингу: завоевываем доверие аудитории
В статье копирайтер делится правилами выбора источников для создания контента, простыми инструментами для проверки фактов. Статья поможет тем, кто ценит доверие аудитории, думает о качестве текстов в сети.
Статью/пост украшают факты, статистика и отсутствие ошибок. Жонглирование, пренебрежение фактами может стоить бренду или блогеру доверия аудитории.
На Западе аудитория требовательна, в США получить «cancelled» можно и за небольшую оплошность. Бренды могут радоваться лояльности российских покупателей. Но и у нас ценят внимательность и честность компании.
– Как вызывать больше доверия текстами?
– А ты слышал про фактчекинг?
Фактчекинг – старый добрый инструмент журналиста. Современный копирайтинг сблизился с журналистикой. Теперь mauvais ton писать: «Покупайте у нас, мы №1». Нужно рассказать о продукте, компании так, чтобы покупатель сам понял, кто №1. И только потом ненавязчиво предложить купить.
Для работы с информацией копирайтинг позаимствовал некоторые инструменты журналистики. Например, фактчекинг – проверка фактов (с английского fact checking).
Профессиональный копирайтер тщательно работает с данными: этому он учился, за это получает деньги. Если вы пока не работаете с копирайтером, то можете самостоятельно провести фактчекинг.
Чем потом перепроверять и переделывать, сразу работайте с проверенным источником. Им может быть:
Для копирайтера первоисточником может быть специалист, сотрудник компании, клиент. Главное, чтобы человек ответил лично на вопросы. Человек может поделиться как фактами, так и мнением – это лучше отразить в тексте.
Не работайте с анонимом. Учитывайте личные выгоды и интересы
Хорошо: профессор МГУ
Плохо: аспирант неаккредитованного университета
Плохо: No name сайт с непонятными доменом
Ищите документы, акты органов, судов, техническую документацию на официальных порталах государственных органов, в Консультанте, Гаранте.
Хорошо: самому посетить конференцию, мероприятие и написать об этом
Плохо: спросить у соседу, брат которого знал человека, который знал, того, кто там был
Есть умные люди, которые уже обработали информацию. Но доверять можно не всем.
Ищите информацию в научных статьях, книгах, которые получили рецензию (специалисты сферы подтвердили качество работы). Поищите в Google Scholar, в этой поисковой системе удобно искать тексты рецензируемых научных издательств.
Наличие рецензии хорошо, но необязательно. Есть полезные данные в базах известных университетов и научно-исследовательских центров, как Harvard, Oxford, Yale, французская бизнес-школа Insead, национальный исследовательский университет ВШЭ.
В сервисе ScienceDaily можно найти релизы научных новостей, исследований.
Можно брать информацию из авторитетных новостных изданий: Коммерсантъ, Ведомости, Forbes, РБК, The Economist, TASS. Но помните: издания имеют свой взгляд на происходящее.
Ознакомьтесь с исследованиями рынков и маркетинговыми анализами на сервисах: Euromonitor, Nielsen.
Искать информацию в интернете удобно, но легко попасть на сомнительный сайт.
Есть CRAP test – гайд для проверки веб-ресурсов. Информация на сайте должна обновляться, быть актуальной, надежной. Автор должен давать ссылки на источники. Также учитывайте причины, по которым опубликован материал: продать/ научить/ вызвать ажиотаж.
Сервисы DomainTools, WHOIS, SimularWeb помогут получить данные о любом сайте. Время регистрации, информацию о смене домена и другую информацию, чтобы вы решили: доверять или нет.
Такие факты, как Земля – третья планета Солнечной системы, можно не подкреплять доказательствами. Их и так все знают.
Научных исследований на русском языке почти нет. И большинство компаний делают релизы на английском. Зайдите в Google и переведите поиск на английский язык. Практика показывает: на русскоязычном пространстве меньше оригинального контента.
Работайте с несколькими источниками, около 3-5. Берите их из разных сервисов, медиа, чтобы увидеть разные подходы. Также лучше работать с несколькими специалистами, экспертами, очевидцами. Будет хорошо, если вы изучите разные точки зрения.
Разобраться за день в теме, в которой специалисты разбираются годам, сложновато. Найдите человека, который уже сделал это, и попросите проверить текст, прокомментировать. Найти профессионала любой сферы можно на Pressfeed, Deadline.Media.
Воспользуйтесь антиплагиатом, как text.ru, Advego. Сервис покажет, был ли скопирован материал и даст ссылки на оригинальный текст.
В соцсетях можно найти любую информацию. Есть расширение для Chrome Storyful Multisearch. Вводите ключевое слово — открывается множество вкладок с результатами поиска по популярным соцсетям. Конечно, социальные сети переполнены фейками, непроверенной информацией. Но там можно найти людей, специалистов, цитаты, описания событий.
По данным Facebook, около 2-3% аккаунтов — фейковые, то есть 60 миллионов человек. Поэтому анализируйте страницу человека, а еще лучше возьмите номер телефона и позвоните. Или созвонитесь по видеосвязи.
Но и их нужно проверять. Сервисы Google Image Search или TinEye. показывают, загружали ли изображения в сеть раньше, кто это делал.
Сервис FotoForensics определит, есть ли изменения на фото.
Для видео есть инструмент от YouTube Data Viewer, он сам генерирует кадры из ролика и ищет в Google Image Search как самостоятельное фото.
Это одновременно самый простой и сложный момент: вы проверяете только себя. Делать грамматические, орфографические и другие глупые ошибки плохо. Но ужасно делать ошибки в цифрах, датах.
Орфографию, грамматику можно проверить в программе LanguageTool. Но на 100% от ошибок сервис не убережет – проверяйте самостоятельно, читайте вслух на несколько раз.
Проверьте должности, расшифровку инициалов. Уточните мужчина или женщина, чтобы никого не обидеть.
Убедитесь, что все адреса электронной почты, номера телефонов и другая информация, которую предоставляете, верны.
Не очень приятно прочитать отзыв: «Пришел по адресу на сайте, а там другая компания».
Хорошую статью будут читать и через месяц, и через год. Часто в старых статьях переходишь по ссылкам и видишь 404/NOT FOUND. Старайтесь время от времени проверять ссылки. Они могут не только не работать, но и потерять актуальность.
Даже самый надежный источник устаревает. Особенно техническая и медицинская информация. Чем новее источник, тем лучше.
Впарить что-либо покупателем в 2020 сложно. Даже аудитория в России ждет честности, открытости, заботы о клиентах.
Фактчекинг – инструмент, который поможет давать полезную информацию, без воды, преувеличения, fake news. А значит выстроить долгие доверительные отношения с клиентами, выделиться среди конкурентов.
Работа над каждым текстом – маленькое расследование. Здорово, если вы готовы собирать, анализировать информацию, изучать инструменты проверки. Труд окупится доверием аудитории. Но если нет, можно обратиться к копирайтеру (коммерческому автору).
Что такое фактчекинг и зачем он нужен
Привет! На связи Лара Леснихина, автор «Сделаем». Вы продолжаете задавать вопросы, а мы — отвечать.
Сегодня нас спросили про фактчекинг:
Расскажите, пожалуйста, подробнее про фактчекинг. Как удостовериться, что перед тобой реальный эксперт, а не тот, кто себя им называет?
Что делать, если у признанных экспертов отличаются мнения, — какого из них выбрать для интервью? Почти во всех сферах у разных специалистов бывают разные точки зрения — причем у каждого подтвержденные опытом и исследованиями.
Можете посоветовать какие-то материалы, курсы?
Информации в интернете много, и разобраться, чему доверять, а чему нет, сложно. Рассказываем, где искать данные, как проверять факты и общаться с экспертами.
Что такое фактчекинг и зачем он нужен
Фактчекинг — проверка информации на достоверность.
Противоположность факта — фактоид. Это сомнительная информация, которую принимают за правду. Фейки быстро распространяются в СМИ и формируют у людей ложное понимание ситуации.
Фактоиды создают по разным причинам: чтобы развлечься, создать резонанс, манипулировать общественным мнением или просто по тупости переписывают друг за другом.
Как проверять факты
Найдите первоисточник
Первоисточником может быть человек — очевидец событий. Например, вы пишете о регате и расспрашиваете капитана яхты, а не переписываете статью из «Новороссийского рабочего». Или пишете о курсах по созданию крутых презентаций и берете информацию у одного из учеников последнего потока, а не переписываете отзывы с лендинга.
Чтобы понять, можно ли верить человеку, прогоните информацию от него через простой чек-лист:
Издания часто освещают ситуацию с той позиции, которой придерживаются сами. Например, политизированный журнал может написать о выборах, очернив одного из кандидатов, а другого показав в позитивном свете. Или какое-нибудь ленивое СМИ о бизнесе может перепечатать устаревшую статью с уже неверными данными о рынке и его участниках. Это искажение информации.
Именно поэтому работайте только с первоисточниками — разберитесь, кто и когда впервые напечатал информацию и стоит ли ей верить.
Первоисточники, которым можно доверять:
Правила фактчекинга: какой информации можно доверять, а какой – не стоит
При подготовке письма для рассылки, поста для социальных сетей или текста для сайта мало проверки на ошибки — стоит подключить еще и фактчекинг. Иначе говоря убедиться, что вся используемая информация — достоверная.
В противном случае надейтесь на удачу: в России распространение фейковых новостей наказуемо. Мы уже как-то рассказывали, что именно и кому грозит за такое — советуем заглянуть в эту статью, чтобы освежить информацию в памяти.
Давайте разбираться по порядку:
Фактчекинг информации: что скрывается за этим словосочетанием
Термин очень простой, он образован от двух английских слов: fact — «факт», checking — «проверка». Уже отсюда можно легко понять, что фактчекинг — проверка фактов. То есть определение того, является информация истиной или ложной.
Давайте не будем погружаться в дебри философии и рассуждать о том, что есть истина и ложь. Конечно же, каждый человек имеет право на собственное мнение, и оно может отличаться от общепринятого. Но все-таки факты есть факты — это явления или события, подкрепленные надежными свидетельствами.
Именно с фактами не поспоришь — потому что они уже установлены, проверены и доказаны.
Антоним к слову «факт» — фактоид, то есть недостоверное или ложное утверждение, которое повсеместно принимается за правду. Непроверенную информацию когда-то опубликовали в медиа, она получила живой отклик и быстро распространилась.
Фактоид: печенье с предсказаниями родом из Китая
Факт: оно из Японии. Там существовал обряд — человек, который хотел погадать, писал на бумажках несколько вариантов решения проблемы, а затем вытягивал одну из них. В конце XIX века японский иммигрант Макото Хагивара придумал прятать такие бумажки в печенье — и угощал ими посетителей Японского чайного сада в Сан-Франциско.
Фактоид: хамелеоны меняют цвет для маскировки
Факт: раньше ученые действительно так считали, но затем выяснили, что цвет кожи хамелеона меняется в зависимости от температуры окружающей среды, уровня освещенности, настроения и протекающих физиологических процессов. Все оказалось гораздо сложнее, чем предполагалось.
Фактоид: бананы растут на пальмах
Факт: банановых пальм не существует, любимые многими бананы — это плоды травянистого растения с мощной корневой системой, недлинным плотным стеблем и мощными листьями. Оно занимает второе место в мире по высоте среди трав, на первом — бамбук. И банан официально не фрукт, а ягода.
Кому стоит знать про фактчекинг: сферы применения инструмента
Когда-то инструментом пользовались журналисты, сейчас не только: фактчекинг оказался полезным для копирайтеров, маркетологов, SMM-специалистов и всех-всех-всех, кто занимается подготовкой контента. Ведь неправильно указанная дата, неверный логический вывод или ошибка в имени человека могут привести к фатальным последствиям.
Вопрос здесь не только в наказании за распространение фейковых новостей, и даже не в подпорченной репутации бренда или компании. Последствия искажения фактов могут в буквальном смысле повлиять на жизнь, здоровье и финансовое благополучие людей — такое уже не раз случалось.
И к слову, поисковые системы всерьез обеспокоены данным вопросом: Яндекс и Google отдают предпочтение качественному контенту — с помощью специальных алгоритмов оценивают экспертность, авторитетность и достоверность информации. Речь про E-A-T оценку и алгоритм YATI. Возможно вы уже знаете об этом, если нет — посмотрите статью, в который мы про все подробно рассказали.
Примеры фактчекинга: что бывает, если пренебречь проверкой
Инопланетяне захватили США
Очень старый, но по сей день никем не превзойденный случай. 30 октября 1938 года в эфире радиостанции CBS состоялась премьера спектакля «Война миров», однако слушатели приняли его за реальный новостной репортаж. Люди ударились в панику — собирали вещи, покидали свои дома, на дорогах образовались пробки, а телефонные линии оказались перегруженными. Более того, когда правда выяснилась — некоторые продолжили утверждать, что лично видели марсиан.
Вышки 5G вызывают коронавирус
Весной и летом 2020 года сообщения с таким посылом с космической скоростью распространились по социальным сетям. Бельгийский терапевт Крис Ван Керкховен дал интервью местной газете, где связал вспышку инфекции в Китае с установкой вышек 5G. Это интервью через какое-то время удалили, но любители конспирологии уже успели заинтересоваться им. В итоге кроме паники были зафиксированы и акты вандализма — в Великобритании злоумышленники намеренно уничтожали вышки сотовой связи.
Имбирь защищает от коронавируса
Новость, что имбирь помогает в профилактике и лечении новой инфекции, быстро подхватили и сделали вирусной. Результат — цена за 1 кг имбиря выросла примерно с 250 рублей до 1 000 рублей. Более того — корнеплод стало сложно купить, его буквально сметали с прилавков. Ажиотаж вскоре пропал, когда с опровержениями начали выступать различные врачи.
Как видите, порой непроверенные факты действительно наносят урон.
Фейковые новости часто появляются из-за пренебрежения фактчекингом. Но нередко их распространяют целенаправленно — ради трафика, троллинга и хайпа. Этим занимаются масс-медиа, маскирующиеся под серьезные издания, а также пранкеры, тролли и черные маркетологи.
Мы не советуем пользоваться таким приемом, чтобы увеличить трафик — чревато. Но если все-таки хочется, то очень продуманно и осторожно. Например, вот так.
Как работает фактчекинг: чек-лист по проверке информации
Главное в фактчекинге — это сомнения. Не стоит слепо доверять увиденной информации, все нужно подвергать проверке и обращаться к надежным источникам. Можно к одному, а лучше — к нескольким сразу, ведь даже в энциклопедиях бывают ошибки.
Максимум внимания уделяйте:
Что проверять — в общем-то понятно, осталось только разобраться, как это сделать.
Чем пользоваться для фактчекинга информации
Независимо от того, что именно нужно проверить — достоверность цитаты или правильность применения термина, фактчекинг работает по следующей схеме:
Сбор исходных данных
Сравнение материалов из разных источников
Отсеивание нестыковок и противоречий
Формирование мнения и доказательной базы
Чтобы все получилось, следует придерживаться базовых правил фактчекинга. Их всего три, поэтому легко запомнить и использовать в работе.
Как проверить информацию:
1. Найти первоисточник. Альтернатива — найти подтверждение интересующей информации в нескольких независимых источниках.
В роли источника может выступать:
Человек — тот, от кого исходит первоначальное высказывание или действие. Либо же тот, кто участвовал в каких-либо событиях или лично хорошо знаком с первоисточником.
Надежность такого источника стоит проверить. Задайте себе ряд вопросов — действительно ли у человека есть доступ к информации, обладает ли он достаточными сведениями для подтверждения информации, какая у него мотивация. А также подумайте, может ли кто-то другой владеть большими знаниями о ситуации, чем он.
Для копирайтера или SMM-специалиста первоисточником может быть сотрудник компании, для которой он подготавливает контент.
Средство фиксации — совершенно любое устройство: от обычного термометра до камеры наблюдения. Прелесть техники в том, что она просто фиксирует происходящее — без личностных оценок.
Однако и здесь следует быть внимательным. Помните о том, что данные можно поправить — к примеру, подделать снимок в фотошопе или смонтировать видео.
Важно уметь отделять источники от комментариев. Если кто-то просто рассуждает «никогда не делал, но знаю» или «никогда не читал, но согласен» — это не источник. Это всего лишь кто-то высказывает свое мнение.
2. Узнать точку зрения противоположной стороны. Когда все источники придерживаются одной определенной позиции, материал рискует оказаться необъективным. Чтобы спасти его, стоит пообщаться с людьми, которые имеют противоположное мнение.
Помните, что у любой медали есть две стороны. Если показывать только одну и полностью игнорировать вторую, картинка получается неполной.
3. Посмотреть дополнительные данные. Если все источники опрошены, но при этом остаются сомнения — попробуйте найти дополнительную информацию. Это могут быть официальные документы, отчеты, данные социологических исследований и т. д.
Кроме критического ума при проверке пригодятся инструменты фактчекинга:
Википедию и другие сайты, где информацию может разместить каждый желающий, использовать как единственный источник не стоит. Безусловно, на той же Википедии работает штат модераторов, однако они далеко не всегда достаточно компетентны в том или ином вопросе.
Также не следует слепо ориентироваться на форумы и сервисы «вопрос-ответ». Благодаря им можно найти интересную тему, но не стоит опираться на них как на экспертный источник информации.
И еще раз напомним: ошибаться, а также показывать картину однобоко, может каждый — и даже приведенные выше источники информации. Относитесь ко всему с разумной долей сомнения.
С социальными сетями следует быть осторожным
С одной стороны там можно найти ценную информацию, с другой — легко натолкнуться на хорошо замаскированный под правду фейк.
Безусловно, социальные сети ведут борьбу с фейковыми новостями:
Однако это не дает 100 % гарантии того, что вы не столкнетесь с фейками.
Поэтому даже в социальных сетях стоит пользоваться фактчекингом:
1. Обратите внимание на аккаунт. Когда он создан, в ленте есть только репосты или еще и авторский контент, какие фотографии и видео загружены пользователем, есть ли у него подписчики и подписки и т. д. В общем-то очень часто фейковые аккаунты видно сразу — по откровенно рекламным постам, ненастоящим фотографиям и прочим признакам.
2. Рассмотрите фотографии. Обычно какие-то детали выдают подделку — например, искажения соседних предметов. Если есть сомнения, можно загрузить фотографию в какой-либо графический редактор, попробовать поменять яркость или контрастность. Нередко становятся видны различные артефакты.
Также часто подделки выдают отражения — когда предмет с фотографии убирают, а про его отражение, допустим, в бокале с вином, забывают.
Как научиться фактчекингу — отличаем фейк от правды
В интернете много лживой информации не потому, что фейки качественные, а потому, что большинство людей не проверяют их. Обычно без злого умысла — в особенности если информация кажется вполне очевидной. Как в ситуации с теми же печеньями с предсказаниями, которые якобы родом из Китая.
Также в фактчекинге помогает хороший кругозор — чем больше знаете, тем сложнее ввести вас в заблуждение. И очень полезна внимательность к деталям.
По каким признакам можно понять, что перед вами фейк:
1. Кликбейтный заголовок. «Тарзан опозорил Королеву на всю страну: эти снимки увидели все», «Врачи раскрыли секрет: грибок с корнем уходит мгновенно», «Неожиданные новости для всех россиян: про доллар можно забыть» — думаю, что вы не раз сталкивались с подобными заголовками. Как правило, переходить по ним нет смысла — маловероятно, что увидите какую-то действительно ценную и полезную информацию.
2. Обезличенность. Когда в заголовке и самом материале нет никакой конкретики — времени, места, названий, имен и прочей подобной информации. Используются максимально общие фразы.
3. Отсутствует ссылка на источник. Или же этот источник — подозрительный сайт со странным дизайном, обилием рекламы, сомнительными материалами.
К слову, иногда сайты целенаправленно маскируют под известные СМИ — для того, чтобы их приняли за надежный источник. Здесь стоит отметить и то, что в социальных сетях много поддельных аккаунтов звезд, политиков, общественных деятелей. Поэтому будьте внимательны.
4. Множество ошибок. Они вместе с опечатками и небрежным оформлением — неправильным разделением на абзацы, съезжающими строками, разными шрифтами и неработающими ссылками, типичный признак фейковой новости. Серьезные издания не позволяют себе такого.
5. Давление на эмоции. Особенно часто — на жалость, это то, чем грешат злоумышленники. Когда автор взывает к чувствам, а не к разуму — использует категоричные выражения, штампы, обобщения, то здесь что-то не так. Хорошие журналисты всегда сомневаются — так же, как и настоящие ученые.
Например, в социальных сетях часто встречают объявления о розыске людей. В настоящем будет максимум подробной информации: цвет глаз и волос, рост, вес, одежда, яркие приметы и т. д. Эмоций же — минимум. В фейковом в основном будут давить на жалость и избегать конкретики.
6. Подозрительный автор. Это может быть академик каких-то странных наук — допустим, РАМН (российская ассоциация народный медицины), обладатель непонятных регалий — к примеру, специалист по общественному здоровью и популяризатор здорового образа жизни. Поэтому применяйте фактчекинг — проверяйте аббревиатуры, должности и т. д.
Кроме того, нередка ситуация, когда человек действительно является экспертом в определенной области, но пишет материалы на совершенно другую тему, в которой не компетентен. Знающих абсолютно всё людей не существует — поэтому если ищете информацию о профилактике лечения зубов, то вряд ли стоит пользоваться рекомендациями санитарного врача. Он не имеет никакого отношения к стоматологии.
Эти основные признаки помогут при фактчекинге. Если знаете какие-то другие лайфхаки — делитесь в комментариях, с удовольствием обсудим.
А пока же резюмируем все вышесказанное:
К слову, при подготовке контента мы пользуемся инструментами фактчекинга. Поэтому если вам понадобятся качественные продающие тексты или информационные статьи — обращайтесь.