face pay в метро что это значит
Face Pay спускается в подземку. Как будет работать система распознавания лиц для оплаты в Московском метрополитене
Фото: Сергей Карпухин / ТАСС
Система оплаты с помощью распознавания лица Face Pay заработала на всех станциях столичной подземки уже 15 октября. На базе российских разработок функционирует амбициозный проект Московского метрополитена. Масштабное внедрение Face Pay, которая позволяет оплачивать проезд с помощью технологий по распознаванию лица, поможет пассажирам экономить время, не беспокоиться о забытых дома картах или кошельке и проходить через турникеты с помощью биометрических данных. Этот способ оплаты проезда не станет обязательным – все остальные варианты оплаты никуда не денутся.
Как подключить Face Pay
То, что казалось делом будущего, с 15 октября может опробовать на себе любой пассажир столичного метро. Впрочем, для пользования сервисом нужно как минимум за несколько часов до поездки позаботиться о загрузке своих данных в мобильном приложении. Нужно привязать в приложении «Метро Москвы» свою банковскую карту, с которой будут списываться средства за проезд, «Тройку», а также сделать фотографию своего лица для регистрации в сервисе». Перед турникетом, на полу у которого можно заметить черный стикер с информацией о Face Pay, вам нужно будет посмотреть в камеру. При этом хотя бы 40% лица должны быть открытыми, чтобы система могла провести аутентификацию. Деньги спишутся с указанной в приложении банковской карты автоматически.
Face Pay уже прошла период тестирования в метро Москвы. По данным столичных властей, желающих попробовать на себе систему оплаты «лицом» оказалось больше, чем ожидалось. «Мы думали, кому охота себя фотографировать, заводить в систему свои данные, привязывать банковский счет — это же с ума сойти. 15 тысяч за несколько недель записались», — удивлялся мэр Москвы Сергей Собянин, комментируя эксперимент метрополитена по тестированию Face Pay.
Фото: Сергей Карпухин / ТАСС
Face Pay безопасно и удобно
Масштабное внедрение новых технологий в столичном метрополитене началось в 2020 году с системы распознавания лиц, которая была запущена для повышения безопасности пассажиров. На ее основе надстраивалась Face Pay, тестирование которой стартовало на Филевской линии при участии тысячи записавшихся на эксперимент граждан. Параллельно метрополитен перевел более 65 тысяч своих сотрудников и 20 тысяч человек из подрядных организаций на биометрию для прохода на станции.
В метрополитене уверяют, что представленная система надежна, а персональные данные пассажиров защищены. «Сдавать биометрию для Face Pay не опаснее, чем, например, привязать банковскую карту в любом приложении для оплаты покупок. Мы используем сертифицированные средства для защиты всех данных пользователей», — сообщила начальник Службы платежных сервисов мосметро Жанна Ермолина. По ее словам, во время регистрации в сервисе фотография лица пассажира автоматически без участия человека переводится в зашифрованный биометрический ключ, который невозможно раскодировать обратно.
Эксперты также не склонны видеть в технологиях по сканированию лиц пассажиров с помощью камер турникетов угрозу для персональных данных граждан. «Люди давно аутентифицируют себя и пальцами, и радужкой глаза. Психологическая проблема при использовании Face Pay может быть связана с тем, что в данном случае и люди, и машины идентифицируют человека одним и тем же способом — через лицо. Однако архитектурно это можно реализовать таким образом, чтобы избежать дополнительных рисков в области безопасности. В правильно реализованной системе на обработку нейронным сетям, которые определяют лица, дается набор данных, которые сами по себе не несут угроз персональной информации граждан», — отмечает Николай Легкодимов, руководитель технологической практики КПМГ в России и СНГ.
Генеральный директор TelecomDaily Денис Кусков также полагает, что технологий для оплаты проезда с помощью распознавания лиц можно не опасаться: в их распространении не стоит искать скрытые мотивы. «У россиян есть фобии, что власти за нами следят. Однако уже давно есть другие способы отследить передвижение человека по городу. В случае Face Pay в метро речь все-таки идет о повышении качества обслуживания в сфере пассажирских перевозок», — полагает эксперт. По его мнению, данная система функционально удобна. Ее запуск в период пандемии особенно оправдан: пассажиру не нужно лишний раз прикасаться к поверхностям метро, делать лишние движения с картами или телефоном, достаточно взглянуть в камеру. При этом Д.Кусков напомнил, что все существующие способы оплаты проезда останутся для тех граждан, кто не хочет использовать систему Face Pay по каким-либо причинам. Внедрение системы оплаты проезда Face Pay в столичной подземке он связал с ориентированием московского метрополитена на инновационность.
Фото: Алексей Майшев / РИА Новости
Действительно, данный способ оплаты проезда если и потеснит другие, то в будущем. Пока в каждом вестибюле метро будет как минимум один турникет для прохода по биометрии. Прогнозы метрополитена предполагают, что 10-15 процентов пассажиров перейдут на бесконтактный способ оплаты в ближайшие несколько лет.
Риски с точки зрения функциональности самой системы и ее бесперебойной работы в пиковые часы, которые выглядят куда более реальными, предстоит проверить опытным путем. «Когда вы на входе в метро проводите картой, прикладываете смартфон и т.д., турникет мгновенно понимает, есть ли деньги на счете, и принимает решение открыть или не открыть проход. Системы распознавания лиц тоже работают достаточно быстро, но им все же требуются сотые и десятые доли секунды», — отмечает Н.Легкодимов. Если 100-процентной точности распознавания лиц не будет, а ее, по словам эксперта, не бывает практически никогда, то эти десятые доли секунды могут создать проблемы с пользовательской точки зрения. В часы пик достаточно каждому сотому пассажиру задержаться, отойти назад, вновь подойти к турникету, чтобы ухудшился пользовательский опыт и образовалось запруживание турникетных секций. «На мой взгляд, это основное узкое место внедряемой системы, над которым должны работать инженеры», — отметил Н.Легкодимов.
В Дептрансе заверяют, что по мере роста спроса на новый сервис, количество турникетов для оплаты проезда по Face Pay будут увеличивать. Также в ведомстве ожидают обратную связь от пассажиров о любых проблемах и предложениях по работе нового сервиса: можно звонить по номеру 3210 или писать чат-боту метро Александре в Telegram.
Дептранс Москвы ответил на популярные вопросы о Face Pay
Фото: Агентство «Москва»/»Мобильный репортер»
Столичный департамент транспорта ответил на пять самых популярных вопросов о системе бесконтактной оплаты проезда Face Pay.
В ведомстве напомнили, что со дня запуска технологии 15 октября москвичи почти пять тысяч раз спросили о работе сервиса.
Зачем привязывать карту банка для Face Pay
Сейчас оплатить проезд при проходе «по лицу» можно только дебетовой или кредитной картой. При этом пользователей просят привязывать тольку ту карту, где есть средства для оплаты проезда, чтобы она не была занесена в стоп-лист.
Учитываются акции по карте «Мир» при оплате по Face Pay
Сейчас нет, однако, если акция продлится до 2022 года, в ведомстве обещают проработать вопрос о кешбэке по карте «Мир» при оплате по Face Pay.
Одновременно пользователи сервиса могут воспользоваться акцией «Время ранних». Поездки на Таганско-Краснопресненской и Некрасовской линиях в рабочие дни с 07:15, 08:45 и до 09:15 по акции будут на 50% дешевле. Проезд будет стоить 23 рубля вместо 46.
Можно ли оплатить проезд по Face Pay «Тройкой» или социальной картой
Пока система работает только с банковской картой. Однако власти работают над тем, чтобы уже в следующем году к сервису подключили другие типы билетов.
Пытаюсь загрузить фотографию, а сервис пишет «Лицо не в кадре»
Это может происходить по нескольким причинам. Во-первых, надо убедиться, что лицо во время съемки попадает в специальную рамку на экране. Во-вторых, следует снять темные очки, маску, шапку, шарф, убрать волосы с лица. Фото должно быть сделано в анфас. В-третьих, фотография должна быть сделана в хорошо освещенном месте.
Можно ли бесплатно пересесть в МЦК, если сел в метро по Face Pay
Да, для бесплатной пересадки с метро на МЦК и МЦД нужно использовать ту же банковскую карту, которая привязана к сервису.
Система оплаты проезда по лицу заработала на всех станциях столичной подземки 15 октября. Чтобы воспользоваться сервисом, минимум за несколько часов до первой поездки необходимо привязать к нему данные банковской карты, «Тройки», а также свою фотографию. Во время прохода через турникет нужно посмотреть в камеру, деньги за проезд спишутся автоматически.
Система оплаты Face Pay заработала на всех станциях метро
Как работает Face Pay в московском метро
В московском метро 15 октября 2021 года заработал сервис Face Pay. Пассажиры могут оплачивать проезд при помощи системы распознавания лиц. Разбираемся, как устроена эта система, насколько она удобна и безопасна.
Краткое содержание статьи
Что случилось
На всех станциях московского метро заработал сервис Face Pay, через который можно бесконтактно оплачивать проезд. Не подключены к системе пока МЦК, МЦД и монорельс.
В первые дни после запуска системы в ней зарегистрировались более 30 тысяч человек, или 1% пассажиров. В метрополитене рассчитывают, что через три года пользоваться биометрией будут до 15% пассажиров.
Что такое Face Pay
Face Pay — это бесконтактная система оплаты проезда при помощи технологии распознавания лиц. Она работает на базе существующей системы распознавания лиц, запущенной в столичном метро в сентябре 2020 года. Москва стала первым городом в мире, где технология оплаты по лицу используется в такой масштабной системе, как метро.
Как подключить Face Pay
Чтобы воспользоваться Face Pay, нужно установить мобильное приложение «Метро Москвы». В разделе «Кабинет» требуется привязать карту «Тройка», банковскую карту и сфотографироваться. Фото должно соответствовать следующим требованиям:
При оплате Face Pay действуют скидки в рамках акции «Время ранних». По этой акции можно сэкономить до 23 ₽ при проезде на Таганско-Краснопресненской и Некрасовской линиях в рабочие дни с открытия метро до 7:15 и с 8:45 до 9:15.
Как оплачивать проезд через Face Pay
Перед поездкой нужно удостовериться, что на банковской карте есть деньги для оплаты. Иначе может получиться так, что турникет откроется и пропустит пассажира в метро, но впоследствии списать деньги с карты не сможет и отправит её в стоп-лист.
На входе в метро нужно найти турникет, на полу рядом с которым наклеен специальный чёрный стикер, и посмотреть в установленную на турникете камеру. Перед этим рекомендуется снять головной убор и проследить, чтобы лицо не закрывали шарф или маска. После оплаты маску необходимо надеть обратно. Система пропустит человека, если он соответствует фотографии на 95%.
Насколько безопасна оплата лицом
Безопасность данных обеспечивается на самом высоком уровне, все сведения хранятся и передаются в зашифрованном виде, отмечают в департаменте транспорта города Москвы. Камера на турникете считывает лицо пассажира, переводит информацию в биометрический ключ — уникальный набор точек на лице — и сравнивает между собой именно биометрические ключи, а не изображение лица.
Новая система очень удобна, а биометрические данные сложно скопировать и подделать. При этом опасность утечки данных всё же нельзя исключать, считает директор по маркетингу мессенджера Gem4me Ольга Бобровская.
«По мере использования системы будут выявляться уязвимости, которые специалисты начнут устранять. Участвовать ли в проекте — каждый должен решить сам, заставить никто никого, конечно, не сможет, — отмечает Ольга Бобровская. — Что касается применения биометрии на транспорте — это общемировой тренд, и его вряд ли можно остановить. Остаётся только надеяться, что удобство использования будет сопровождаться и серьёзной защитой биометрических данных, чтобы ими не смогли воспользоваться злоумышленники».
Со временем биометрия будет применяться для оплаты покупок, в качестве пропусков на работу или домой, в системах идентификации в аэропортах и на железнодорожном транспорте, добавила эксперт. Причем распознавание будет не только по лицу, но и по сетчатке глаза или отпечаткам пальцев.
Не только Москва: картой «Тройка» можно оплачивать проезд уже в девяти регионах
Перспективы Face Pay
В случае если спрос на Face Pay будет расти, количество турникетов с камерами увеличат. В перспективе система может быть запущена на МЦК, МЦД, в автобусах и трамваях, а также в электричках Московской области.
Оплачивать проезд выгоднее картой с кэшбэком
Систему Face Pay для оплаты проезда запустили на всех станциях метро
С 15 октября на всех линиях и станциях московского метро заработал сервис Face Pay. Он позволит пассажирам оплачивать проезд при помощи системы распознавания лица. Об этом рассказал заместитель Мэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов.
«По поручению Мэра Москвы мы запускаем Face Pay — оплату проезда при помощи распознавания лица. Москва — первый город в мире, где система заработала в таком масштабе. Это более чем 240 станций метро. Аналогов Face Pay по качеству и удобству использования для пассажира нет нигде в мире. Подчеркну, что Face Pay — это лишь еще один способ оплаты проезда. Подключение к сервису добровольное, только если пассажир посчитает этот способ оплаты удобным для себя. Другие способы оплаты никуда не денутся», — отметил Максим Ликсутов.
Чтобы воспользоваться Face Pay в метро, нужно привязать свою фотографию, банковскую карту со средствами для оплаты проезда и карту «Тройка» к сервису через приложение «Метро Москвы». Сделать это лучше заранее — регистрация может занять несколько часов. В департаменте транспорта рассказали, Вся информация будет надежно зашифрована — камера на турникете считывает биометрический ключ, а не изображение лица или другие персональные данные.
Далее следует найти специальный турникет, на него укажет соответствующая наклейка на полу. Во время прохода нужно посмотреть в камеру на турникете. Деньги за проезд спишутся автоматически. Процедура аналогична проходу по банковской карте.
«Чтобы зайти в метро, пассажирам не нужны ни карта, ни смартфон — достаточно посмотреть в камеру на турникете. Вам не нужно прикасаться ни к смартфону, ни к каким-либо другим поверхностям. Это очень удобно. По нашим прогнозам, в ближайшие два-три года 10–15 процентов пассажиров будут регулярно пользоваться Face Pay. Если потребуется, то будем корректировать число турникетов для Face Pay, если поймем, что спрос на него растет», — объяснил заммэра.
Вопросы и пожелания по работе нового сервиса можно направить чат-боту Александре или обратиться по номеру 3210.
Система биометрического проезда в метрополитене Москвы Face Pay заработала для всех пассажиров
Как это работает? Для подключения необходимо скачать на телефон мобильное приложение «Метро Москвы» и за несколько часов до поездки пройти небольшую процедуру регистрации – сделать селфи, ввести данные банковской карты со средствами для оплаты проезда и карты «Тройка».
Подробнее о технологии
Технология VisionLabs зашифрует полученное изображение лица в биометрический дескриптор, а система привяжет его к банковской карте. Чтобы оплатить проезд, пассажиру нужно войти в зону рядом с турникетом, отмеченную чёрным кругом, и посмотреть в камеру. Процесс распознавания занимает примерно 1-2 секунды, после чего створки турникета откроются, и с карты спишется необходимая сумма. Данный способ оплаты проезда не станет обязательным – другие варианты для оплаты проезда также останутся.
Система Face Pay узнает человека даже при частичном перекрытии лица. VisionLabs проводит большую работу по формированию наборов данных, на которых обучаются нейронные сети. Поэтому технологии компании устойчивы к внешним факторам и не теряют точности распознавания при наличии очков, медицинских масок и головных уборов.
Основные продукты компании — платформа компьютерного зрения и видеоаналитики LUNA и линейка девайсов на базе собственных технологий (Luna Ace, Luna Pos, Luna Thermo и др.). Среди инвесторов компании: Сбербанк и венчурный фонд Sistema_VC.
Кирилл Каем, старший вице-президент по инновациям Фонда «Сколково»: «Россия обладает выдающимися компетенциями в области информационных технологий. Очень быстро и успешно развиваются направления, связанные с искусственным интеллектом. В частности, команды, которые занимаются машинным зрением, традиционно побеждают в различных международных соревнованиях. VisionLabs по результатам независимых тестов американского Национального института стандартов и технологий (NIST) входит в тройку лидеров в мире по распознаванию лиц. Именно поэтому решение компании в области биометрии используют ведущие финансовые организации страны. А внедрение разработок компании в столичном метро сделает жизнь москвичей проще и удобней. Талантливая команда VisionLabs стала резидентом “Сколково” в 2012 году и, по сути, росла вместе с Фондом. Нам приятно видеть, как компания становится международным лидером».
Достоинства Face Pay
Новая система оплаты по лицу поможет не только упростить процедуру прохода через турникеты, но и быстрее проходить через турникетные линейки в часы пик, когда количество пассажиров заметно увеличивается. Пассажирам больше не придется искать проездной, тем самым создавая очереди – Face Pay поможет решить эту проблему. В случае возникновения сложностей в работе сервиса, пассажиры могут написать официальному чат-боту метрополитена в Telegram.
Дмитрий Марков, генеральный директор VisionLabs: «В рамках инфраструктуры умного города оплата по лицу становится важным инструментом для предоставления удобных и безопасных сервисов. Кроме того, в условиях пандемии бесконтактные технологии стали еще более востребованы. У компании VisionLabs накоплена большая экспертиза в реализации подобных проектов. На базе наших разработок запущена оплата взглядом на кассах самообслуживания в ста пятидесяти магазинах “Перекресток”, магазинах “Пятерочка” и “Магнит”, пиццериях Papa John’s и других общественных пространствах».
Кроме того, использование компьютерного зрения повышает безопасность процесса оплаты. Биометрический идентификатор невозможно потерять или забыть, а значит исключается возможность его использования третьими лицами. Для защиты от спуфинг-атак помогают алгоритмы Liveness, которые решают задачу верификации живого человека и противодействуют непрограммным атакам в виде масок, изображений или видео на телефоне.